Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кошелиха (Камкина Мордовская)

история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7  8 9 10 11 12 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Velem1980

Да, я соглашусь с Вами, по поводу постоянного характера проживания татар я имел в виду длительный их период службы в этих местах. Но опять же мне сложно об этом судить за недостаточностью документов. Многое могло бы прояснить изучение татарских родословных в фонде Саровского монастыря, часть из них опубликована М.М. Акчуриным (http://www.tatargen.ru/sarov-tatar-genealogies.pdf). Кошелиха всё-таки изначально мордовское поселение с некоторым татарским элементом, и во всех документах называется "Камкина Мордовская". Значит влияние татар было не таким уж решающим. Анализ татарских имен в Кошелихе может быть сделаю несколько позднее.
burnout12
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 6
Rurikid и Velem1980
Благодарность (уже дежурная 101.gif ) за великолепные развернутые ответы.

И да вы правы по поводу расселения татар по-прежнему действительно полная путаница в голове. 101.gif

Если всего два поколения татар отображено в Арзамасских актах, то куда исчез целый пласт взаимоотношений мордвы и Золотой орды?

И учитывая, что Кошелиха входила в татарское княжество "Саконский беляк" должны же были остаться хоть какие то атрибуты и следы татарского правления.



А после прочтения вот этого если бы не ваши пояснения выше, которые кое-что разъясняют, можно вообще было кричать караул!!!

Отрывок из книги: Орлов А. М., Каримов А. А "История села Камкино"



Камкино – древнее селение края

В 2003 году исполнилось 400 лет с момента восстановления Камкино после попыток разрушить его в процессе колонизации края. Оно является свидетелем многих трагических событий времен похода Ивана Грозного на Казань. Вместе с тем Камкино является символом борьбы татар обширного Арзамасского края, где были десятки татарских селений, навсегда исчезнувших с карты края, борьбы за самосохранение и достойное существование в составе Российского государства. К чести наших предков, Камкино сумело отстоять себя как татаро-мусульманское селение. Больше того, с восстановления Камкино началось заселение края татарами-мишарями из кадомских и темниковских мест. С него начинается новая страница в истории татарского населения края и сотрудничества властей с татарами-мишарями.

История Камкино уходит далеко в глубь веков. Установлено, что бегство из булгарских мест в правобережье Волги на Горную сторону происходило в первой половине XV века после походов Тимура и Федора Пестрого. Вероятно, тогда и переселялись камкинцы в места современного обитания. По легенде, группа татар во главе с Камка-эби поселилась на пригорке, где ныне образовалось озеро (в истории села произошел редкий природный катаклизм. Расположенная на пригорке деревня стала уходить в землю – образовалась сначала трясина, а затем – озеро) и сохранилось древнее татарское кладбище. В настоящее время на средства предпринимателя Ряшита Баязитова оно обнесено добротным забором.

Как свидетельствуют документы, в ходе колонизации края жители деревни были выселены из своей деревни, со своих обжитых земель. Деревня была передана русским служилым людям и мордве, хотя татарские семьи продолжали жить за пределами деревни, на двух ее выселках. Та часть, которая успела переселиться к берегам Пьяны, где она обосновалась окончательно, стала называться по-мордовски Усть-Пилилей, выселок на старом месте – Усть-Оза. Выселенные татары обитали в разных местах Арзамасского уезда. В частности, в 1585 и 1595 годах они упоминаются в районе р. Сатис и между Шатками и Гагино. Вернулись камкинцы в свою деревню и на свои земли в 1603 году по именной грамоте царя в качестве арзамасских служилых татар. Бывшие камкинцы названы в ней старыми (т.е. бывшими) помещиками. Их было 19 человек. Им в присутствии большого количества свидетелей из разных деревень были возвращены усады, земли, угодья, леса, которыми они владели прежде. Бортными ухожаями, рыбными местами, считавшимися доходными, разрешено было пользоваться бесплатно. Возглавили движение камкинцев за возвращение в родные места Богдан Розбахтин, сын РозбахтыТелевлева, высланного в район р. Сатис, и Чикей Енгильдеев, кадомский татарин, назначенный предводителем арзамасских служилых татар, и его помощник темникович Уразлей Полтинин сын Судеяров. Их родственники возглавляли татар Б. Рыбушкино и Кузьминки, переселившихся из кадомских и темниковских мест. В районе р. Сатис оставшиеся камкинцы образуют новое селение под названием Комкино (оно сохраняется там и поныне).

Восстановление Камкино имело большое значение в истории татарского населения края. Именно после восстановления Камкино начинается процесс расселения татар-мишарей в бассейне реки Пара, ставшей первой оборонительной линией на пути ногайских боевых отрядов. Узаконивается поместье Кучкая мурзы, поселившегося после 1595 года, селение, известное как Кочко-Пожарки. В 1603 году образуется Шубино, в котором поселилась одна из первых групп алатырских служилых татар. В эти годы возникают такие селения, как Рыбушкино, Пара (Кузьминка), Пица, Семеновка, Пошатово, Трехозерки.

С 1603 года начинается новая история Камкино – оно становится поселением служилых татар, происходит слияние двух выселок – Усть-Пилилей и Усть-Оза – в одно общее селение со старым названием – Камкино. Правда, в течение всего XVII века оно носило двойное название –
ЧикеевУсад, Камкино. В течение XVII века камкинцы вместе с другими арзамасскими служилыми татарами (Камкино, как и Кочко-Пожарки и Пица, находилось в составе Арзамасского уезда, тогда как другие татарские селения Степи входили в состав Алатырского уезда), участвовали в охране рубежей, крупных сражениях на западе России. В 1708 году 24 камкинца были зачислены в Симбирский рейтарский полк. В 1718 году они, как и все служилые татары, были переведены в лашманы, занимались заготовкой и вывозкой корабельного леса."






То есть этих "древних татар" с реки Пьяна "выселили" служить в районе р. Сатис, а потом они вернулись обратно.

Но те которые остались образовали новое село в районе р. Сатис, но это не современное Комкино (у автора видимо здесь ошибка), а туда где было "городище",
т.е. где-то между современными Кошелихой и Комкино (Пузская засека).
И если бы оно сохранилось то между мордовским камкино и просто камкино, было бы например "татарское камкино".

То есть Камкино на Пьяне древнее только того поселка которое образовали татары выселенные оттуда служить на "городище" (Пузскую засеку).
Но никак не древнее современного Комкино в районе р. Сатис.

Примерно такая картина или это просто фантазии?



И еще если позволите парочка вопросов:
1) Если я правильно пониманию пока подтверждено документально два массовых эпизода миграции связанные с Кошелихой:

Какие могли быть причины массового переселения В 1724 году в деревню Камкину сотни крестьян из деревни Сыресевой?

И какие могли быть причины массового переселения из Кошелихи в поселок Виноградовка в 1921 г.? Или это были всего несколько семей?


2) Существуют еще как минимум две Кошелихи:

Кошелиха - деревня в Пестовском районе Новгородской области.

Кошелиха - деревня в Гороховецком районе Владимирской области.
.
И та и другая существуют ближе к центрам старых русских городов, чем наша.

Есть ли возможность определить происхождение названий тех двух Кошелих?

И если это удастся, и если эти названия не будут связаны с конкретными людьми, а например с ремеслами или природными явлениями и географическими
особенностями будет ли корректно распространить эти объяснения на Кошелиху в Нижегородчине?

И это наверное при условии, что они окажутся древнее нашей Кошелихи.


TatianaLGNN
Спасибо за ценный совет. Я дилетант любитель в этой области.
И работа в архиве с топографией меня не то чтобы пугает.
Углубиться в этот вопрос есть желание.
Но непонятен алгоритм действия в архиве с чего начинать и как действовать.



TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25546
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7795
burnout12 У меня есть тут тема как восстанавливать историю населенного пункта. Потом есть раздел подборки по мусульманским тема в архиве.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25546
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7795
А еще бы я поискала карты в РГАДА. Они там лучше даже.Было бы бесценно.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

burnout12
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 6
TatianaLGNN
Спасибо попробуем озадачиться.


И еще по поводу происхождения названия:

Название «Кошели» не обязательно связано с кошельками и кошелками.
Возможно и так, что деревня эта заселена была когда-то мельниками, изготовлявшими крупчатую «кошельную» муку, шедшую через «кошели»— мельничные рукава.
А еще кошель — это:
-большая сумка.
-сетчатый снаряд для ловли рыбы.
-содеpжимое каpманов (для воров), так что
КОШЕЛЬНИК - это мошенник, обкpадывающий жеpтву подбpасыванием.

Что касается версии с мельниками возможно ли это ведь существует же Кошельная слобода?

И вариант с мошенниками тоже не так уж невероятен все таки преимущественно лесная область была.

Ведь истории в стиле вестерна зафиксированы документально в районе Кошелихи.

Отрывок из книги Д. Зубов, Д. Дегтев "1917 Русская голгофа. Агонии империи и истоки революции."




В тот день из города Арзамаса в сторону Тишина завода ехала почтовая повозка с правительственной почтой. Верстах в трех от завода управлявший повозкой ямщик-мальчик Павел Гущин заметил троих неизвестных, один из которых шел по правой стороне дороги, двое по левой. Когда повозка поравнялась с пешеходами, один из них неожиданно вскочил на нее и набросился на почтальона Игнатия Смирнова. Ямщик Гущин, освободившись от навалившегося злоумышленника, свалился на дорогу.

В это время раздались выстрелы. Стреляли как злоумышленник, находившийся в повозке, так и двое других, бежавших сзади за почтовой тележкой. Пальбу услышали ехавшие чуть впереди на телеге крестьяне Тащев, Кочуков и Горин. Остановившись, они вскоре увидели такое зрелище: мчится почтовая повозка, в ней лежит почтальон, а какой-то мужик бьет его револьвером по голове и стреляет. Тащев погнался было вслед за повозкой, но после очередного выстрела его лошадь испугалась и опрокинула телегу набок. Вскоре подбежал ямщик Гущин, который сообщил, что за ним мчатся еще два злоумышленника.

Тогда они ринулись на завод рассказывать о случившемся.
Узнав о нападении на почту, полицейский урядник Сергачев с городовыми Абакумовым и Киреевым бегом бросились к месту происшествия. Вскоре стражи порядка обнаружили следы от колес, которые в трех верстах от завода сворачивали с дороги в лес и вели к Ликинским рудникам.

Встретившиеся по дороге крестьяне рассказали полицейским, что видели почтовую повозку, запряженную одной лошадью (вторую потом нашли раненой в лесу), которая поехала в сторону деревни Чаплыгино, а оттуда к селу Кошелиха (в 15 километрах к северо-востоку от Сарова). Урядник Сергачев, городовой Абакумов и крестьянин Потапов отправились в погоню.

Проскакав верхом около 6 верст, они нагнали почтовую повозку. Когда стражи порядка выстрелили в воздух и потребовали остановиться, разбойники спрыгнули с повозки и бросились бежать в разные стороны. Злоумышленники надеялись скрыться в лесных чащобах. Полицейские бросились в погоню. Один из разбойников, понимая, что уйти ему не удастся, спрятался в кустах и открыл огонь из маузера.



Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
И да, что бы обозначить своё видение на историю местных эрзян. Так как этот народ не имел собственной письменности, но встречаются графические изображения " смысловой орнамент" , некие родовые знаки. Всегда полагал что мои предки шагнули из родо-племенных отношений сразу в социализм101.gif. Минуя все остальное ( конечно это в целом и шутка!)
Для меня неубедительны теории пургасова царства и прочих глобальных попыток государственного подобия у финно-угров.
Для Эрзи важен лес , как источник пропитания и жизни, лесные поляны. Поэтому конфликты с пришлым русским населением возникали при попытках ущемить в правах пользования лесом.
Полагаю, что этот народ жил небольшими родами которые так или иначе были тесно взаимосвязаны с поселением 13 века на месте саровского городища ( остатки можно увидеть в сказках ) , набеги татаро- монгол касались видимо в большей степени крупных мордовских поселений расположенных вдоль тракта, в то время как большинство родов было рассеяно по лесам и оврагам. Соответственно , конница татар не могла углубляться в леса ( тому подтверждение засеки) .
Как мы видим , зарождение земледелия происходило только при ассимиляции с местным русским населением и Крещением - как изменением социального статуса.
Наша местность - богата припойменными полями с сформированными серыми черноземами напр. Павлово, лихачи, пуза , и с откровенными песчаными суглинками Смолино, Русаново Трудовое ( дерновка) , Камкино , кошелиха . Как следует логический вывод - основание местным эрзянский элементом поселения связан не с землепашеством , а видимо бортничеством, в то время как освоение плодородных земель - связано с пришлым/ переселенным населением.
И важно понимать, в случае конфликтов эрзя углублялась в лес , отсюда и опустение селений в начале 18 века, так как перемещение в поисках лучших угодий свойственно Эрзи как охотникам. Оседлость - русскому населению. Служивым татарам - по роду службы.
И да , 10-15 семей в поселении - по тем временам огромный населённый пункт , тогда как в 19 веке - крохотное село. Все относительно101.gif . Постарайтесь размышлять реалиями того времени и все станет понятнее. Больше Сергею тему не засоряю. А то погонит он нас из " кошелихи " дубовой палкой!"101.gif)
Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
burnout12

[q]
куда исчез целый пласт взаимоотношений мордвы и Золотой орды?
[/q]


В период Золотой орды взаимоотношения татар и мордвы скорее всего касались лишь сбора дани к определенному сроку и выставления войска, видимо, не сильно сказываясь на традиционных верованиях и укладе жизни мордвы. Хотя исследователи отмечают проникновение в мордовский язык многих татарских терминов. Мордва также активно участвовала в завоевательных походах монгол, временами в принудительном порядке (поход Батыя в Венгрию, где погиб мокшанский князь Пуреш), временами добровольно (битва на Пьяне) в качестве ответных действий против походов русских войск вглубь мордовских земель.

[q]
должны же были остаться хоть какие то атрибуты и следы татарского правления
[/q]


Саровские монахи со слов местных татар записали легенды, что в трёх "городках" (небольших крепостях) в Сарове, на реке Пузе, а также около села Хозина, располагались резиденции татарских мурз, откуда они управляли окрестной мордвой.

Самый основательный "городок" располагался на территории нынешнего Саровского монастыря. "Городок" на Пузе располагался между д. Комкино и с. Кошелихой, до сих пор сохранились вал и ров с напольной стороны. Такой же городок около с. Хозина, окружен высокими валами и оврагами. Мне довелось побывать на двух последних городищах. Возведены они еще до появления в этих краях татар, по размеру весьма небольшие, но вполне позволяли укрыться в момент опасности нескольким десяткам воинов. Можно предположить, что татары использовали их в целях управления малонаселенной здешней территорией, хотя кроме вышеуказанной легенды это ничем нельзя подтвердить.

По поводу статей татарских историков, ведь многие доводы у них умозрительны, и не опираются на факты и документы, так что судить о связи Камкины на Пузе и Камкины на Пьяне я не берусь. В Кошелихе жило много своих Камкеев, Акамкеев и т.д.

-----------------------------------

По поводу происхождения названия, тут Velem1980 заставил задуматься о помещиках Кошелевых, которым в смутное время в этих краях могли пожаловать поляну рядом с деревней Камкиной. Но подтверждения пока что этому нет.


Velem1980

В дополнение к служилым татарам в писцовой книге за 1677 год в д. Камкине обнаружились татарские бортники Арзамай и Очай Докаевы, промышлявшие правда в здешних лесах в более раннее время. К моменту переписи их борти уже запустели.

Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
Rurikid так в русском Камкине или в Кошелихе в будущем? А то я уже то ж путаюсь ... Это про татарских бортников.
В качестве гипотезы , возможно кто то не обязательно постельничий лжедмитрия Кошелев получил пустошь и пару семей перевёз на пустошь рядом с камкиной ....
То что он получал землю около Бабино зафиксировано в актах" а вот основал или нет или это потом пришли на его землю .... Это да , без подтверждений - гипотеза. Так как век кошелева был короток ( как и правление лжедмитрия 1 то видимо его и быстро забыли.
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Velem1980

Татарские бортники скорее всего были из Кошелихи


Помещики Кошелевы в Арзамасских поместных актах:

1610 г. - спальнику Лжедмитрия Кошелеву Кузьме Яковлевичу пожалованы деревня Сунбулова и сельцо Паново (стр. 348);

1610 г. - ему же пожалованы деревни Нарма, Ломакина, Аннинкова, Чепарова, полсела Арати (стр. 360);

1610 г. - ему же пожаловано поместье Осановское (стр. 361);

1610 г. - спальникам Лжедмитрия Кошелеву Григорью Степановичу и Кошелеву Микифору Михайловичу пожаловано село Кологривово (стр. 351-353);

1610 г. - Кошелев Микифор Михайлович указан как владелец сельца Силина (стр. 370);

1610 г. - Кошелев Петр Яковлевич указан как владелец деревни Третьяковой (стр. 353).





Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Писцовая книга 1646 г. переписи Ф.А. Лызлова


Деревня Камкина, а в ней дворов:


Во дворе: Полежайко Салнов (?) с сыном Сулатком

Во дворе: Налеватко Салтанов с детьми Девятком да Агильдейком

Во дворе: Теребердейко Салтанов с детьми с Неверкой да с Ямбайкой (?) да с Ломачком, да у Ломачка сын Буянко

Во дворе: Боляко Дедушов с детьми с Менешкой да с Суланком

Во дворе: Енеяско (?) Емашов с детьми Олешкой да Давыдком

Во дворе: Егубнеяско (?) с сыном Неверкой

Во дворе: Обросимко да Потешка Тотордаевы

Во дворе: Соштайко Канесев

Во дворе: Нутяйко Ермоватов с сыном Симдянком

Во дворе: Баженко Баняев

Во дворе: Илюшка Акчурин

Во дворе: Вирдянко Салтыганов с детьми Надежкой да Анамаском

Во дворе: Атяшко Нороватов с детьми с Ваской да Измаилком

Во дворе: бобыль Ушмойка Кедяров

Во дворе: Кафтайко Ушмаев

Во дворе: Мирдеско Воргомасов (?) с сыном Семкой (?)

Во дворе: Акамко Казанчеев

Во дворе: Несмеянко Баев

Во дворе: Нечайко Ризоватов с сыном Нехорошком

Во дворе: Дивяйко Ризоватов с племянником с Пигушом (?) Ежеватовым

Во дворе: Кутяйко Кельдюшов

Во дворе: Мамойка Одманов

Во дворе: Полежайко Пороватов с племянником с Котраском Третяковым

Во дворе: Баляшка Девушов с сыном с Годяйком

Во дворе: Бигайко Девушов сын прозвище Мороз с братом Бужайком (?) да захребетником Николком Москаевым


Всего двадцать семь дворов, людей в тех пятьдесят два человека


Источник: РГАДА, Ф. 1209, оп. 1, д. 7043, 7055
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7  8 9 10 11 12 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Вверх ⇈