Rurikid и Velem1980Благодарность (уже дежурная

) за великолепные развернутые ответы.
И да вы правы по поводу расселения татар по-прежнему действительно полная путаница в голове.
Если всего два поколения татар отображено в Арзамасских актах, то куда исчез целый пласт взаимоотношений мордвы и Золотой орды?
И учитывая, что Кошелиха входила в татарское княжество "Саконский беляк" должны же были остаться хоть какие то атрибуты и следы татарского правления.
А после прочтения вот этого если бы не ваши пояснения выше, которые кое-что разъясняют, можно вообще было кричать караул!!!
Отрывок из книги: Орлов А. М., Каримов А. А "История села Камкино"
Камкино – древнее селение края
В 2003 году исполнилось 400 лет с момента восстановления Камкино после попыток разрушить его в процессе колонизации края. Оно является свидетелем многих трагических событий времен похода Ивана Грозного на Казань. Вместе с тем Камкино является символом борьбы татар обширного Арзамасского края, где были десятки татарских селений, навсегда исчезнувших с карты края, борьбы за самосохранение и достойное существование в составе Российского государства. К чести наших предков, Камкино сумело отстоять себя как татаро-мусульманское селение. Больше того, с восстановления Камкино началось заселение края татарами-мишарями из кадомских и темниковских мест. С него начинается новая страница в истории татарского населения края и сотрудничества властей с татарами-мишарями.
История Камкино уходит далеко в глубь веков. Установлено, что бегство из булгарских мест в правобережье Волги на Горную сторону происходило в первой половине XV века после походов Тимура и Федора Пестрого. Вероятно, тогда и переселялись камкинцы в места современного обитания. По легенде, группа татар во главе с Камка-эби поселилась на пригорке, где ныне образовалось озеро (в истории села произошел редкий природный катаклизм. Расположенная на пригорке деревня стала уходить в землю – образовалась сначала трясина, а затем – озеро) и сохранилось древнее татарское кладбище. В настоящее время на средства предпринимателя Ряшита Баязитова оно обнесено добротным забором.
Как свидетельствуют документы, в ходе колонизации края жители деревни были выселены из своей деревни, со своих обжитых земель. Деревня была передана русским служилым людям и мордве, хотя татарские семьи продолжали жить за пределами деревни, на двух ее выселках. Та часть, которая успела переселиться к берегам Пьяны, где она обосновалась окончательно, стала называться по-мордовски Усть-Пилилей, выселок на старом месте – Усть-Оза. Выселенные татары обитали в разных местах Арзамасского уезда. В частности, в 1585 и 1595 годах они упоминаются в районе р. Сатис и между Шатками и Гагино. Вернулись камкинцы в свою деревню и на свои земли в 1603 году по именной грамоте царя в качестве арзамасских служилых татар. Бывшие камкинцы названы в ней старыми (т.е. бывшими) помещиками. Их было 19 человек. Им в присутствии большого количества свидетелей из разных деревень были возвращены усады, земли, угодья, леса, которыми они владели прежде. Бортными ухожаями, рыбными местами, считавшимися доходными, разрешено было пользоваться бесплатно. Возглавили движение камкинцев за возвращение в родные места Богдан Розбахтин, сын РозбахтыТелевлева, высланного в район р. Сатис, и Чикей Енгильдеев, кадомский татарин, назначенный предводителем арзамасских служилых татар, и его помощник темникович Уразлей Полтинин сын Судеяров. Их родственники возглавляли татар Б. Рыбушкино и Кузьминки, переселившихся из кадомских и темниковских мест. В районе р. Сатис оставшиеся камкинцы образуют новое селение под названием Комкино (оно сохраняется там и поныне).
Восстановление Камкино имело большое значение в истории татарского населения края. Именно после восстановления Камкино начинается процесс расселения татар-мишарей в бассейне реки Пара, ставшей первой оборонительной линией на пути ногайских боевых отрядов. Узаконивается поместье Кучкая мурзы, поселившегося после 1595 года, селение, известное как Кочко-Пожарки. В 1603 году образуется Шубино, в котором поселилась одна из первых групп алатырских служилых татар. В эти годы возникают такие селения, как Рыбушкино, Пара (Кузьминка), Пица, Семеновка, Пошатово, Трехозерки.
С 1603 года начинается новая история Камкино – оно становится поселением служилых татар, происходит слияние двух выселок – Усть-Пилилей и Усть-Оза – в одно общее селение со старым названием – Камкино. Правда, в течение всего XVII века оно носило двойное название –
ЧикеевУсад, Камкино. В течение XVII века камкинцы вместе с другими арзамасскими служилыми татарами (Камкино, как и Кочко-Пожарки и Пица, находилось в составе Арзамасского уезда, тогда как другие татарские селения Степи входили в состав Алатырского уезда), участвовали в охране рубежей, крупных сражениях на западе России. В 1708 году 24 камкинца были зачислены в Симбирский рейтарский полк. В 1718 году они, как и все служилые татары, были переведены в лашманы, занимались заготовкой и вывозкой корабельного леса."
То есть этих "древних татар" с реки Пьяна "выселили" служить в районе р. Сатис, а потом они вернулись обратно.
Но те которые остались образовали новое село в районе р. Сатис, но это не современное Комкино (у автора видимо здесь ошибка), а туда где было "городище",
т.е. где-то между современными Кошелихой и Комкино (Пузская засека).
И если бы оно сохранилось то между мордовским камкино и просто камкино, было бы например "татарское камкино".
То есть Камкино на Пьяне древнее только того поселка которое образовали татары выселенные оттуда служить на "городище" (Пузскую засеку).
Но никак не древнее современного Комкино в районе р. Сатис.
Примерно такая картина или это просто фантазии?
И еще если позволите парочка вопросов:
1) Если я правильно пониманию пока подтверждено документально два массовых эпизода миграции связанные с Кошелихой:
Какие могли быть причины массового переселения В 1724 году в деревню Камкину сотни крестьян из деревни Сыресевой?
И какие могли быть причины массового переселения из Кошелихи в поселок Виноградовка в 1921 г.? Или это были всего несколько семей?
2) Существуют еще как минимум две Кошелихи:
Кошелиха - деревня в Пестовском районе Новгородской области.
Кошелиха - деревня в Гороховецком районе Владимирской области.
.
И та и другая существуют ближе к центрам старых русских городов, чем наша.
Есть ли возможность определить происхождение названий тех двух Кошелих?
И если это удастся, и если эти названия не будут связаны с конкретными людьми, а например с ремеслами или природными явлениями и географическими
особенностями будет ли корректно распространить эти объяснения на Кошелиху в Нижегородчине?
И это наверное при условии, что они окажутся древнее нашей Кошелихи.
TatianaLGNNСпасибо за ценный совет. Я дилетант любитель в этой области.
И работа в архиве с топографией меня не то чтобы пугает.
Углубиться в этот вопрос есть желание.
Но непонятен алгоритм действия в архиве с чего начинать и как действовать.