Данная статья опубликована в сборнике Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе. Выпуск 14., Арзамас, 2018 г.
К ИСТОРИИ ЦЕРКВИ СЕЛА ВИНЯЕВОABOUT THE HISTORY OF THE CHURCH OF VILLAEVO VILLAGE
Е.И. Маслова, А.И. Щетинин
E.I. Maslova, A.I. Schetinin
Музей «Природа» им. С.И. Трофимова,
Музейно-выставочный центр, менеджер
607247, Нижегородская обл., Арзамасский район,
р.п. Выездное, д. 76 А
E-mail: schetinina.katerina@yandex.ru;
Арзамасский филиал ННГУ, историко-филологический факультет,
кафедра истории и обществознания, аспирант
607220, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. К. Маркса, д. 36
E-mail: aleksej-shhetinin@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к истории церкви села Виняево Арзамасского района. Поднимается вопрос датировки первой деревянной постройки, последующем возведении каменного строения, о священнослужителях этой церкви. Особое внимание уделяется внутреннему храмовому убранству.
Ключевые слова: церковь, Виняево, священнослужители, церковная утварь.
Summary: The article deals with issues related to the history of the church in Vinyaevo village, Arzamas district. The issue of dating the first wooden building, the subsequent erection of a stone structure, clergymen of this church is raised. Particular attention is paid to the internal temple decoration.
Key words: church, Vinyaevo, clergymen, church utensils.
В селе Виняево центральное место занимает храмовый комплекс, в который входят две церкви: в честь Успения Пресвятой Богородицы (Приложение *, фото 1) и в честь Вознесения Господня (Приложение *, фото 2). Первая из упомянутых церквей до настоящего времени является действующей, а вторая закрыта для богослужений и нуждается в полноценном восстановлении.
Точная дата постройки первой церкви в Виняеве неизвестна. Из отказных книг Арзамасского уезда XVI века известно, что в 1642 г. деревня Виняево с рядом других селений перешла в вотчину княгини Авдотьи Васильевной Черкасской от ее умершего мужа Ивана Борисовича Черкасского [1, д. 114, л. 1]. Следовательно, к этому времени церкви еще не было. В «Материалах для истории церквей Нижегородской епархии» уже указывается, что в 1652 г. в селе Виняево имеется церковь Вознесения Господня [2, с. 98]. Таким образом, можно говорить, что церковь впервые была построена в промежутке 1642-1652 гг.
О внешнем виде или внутреннем убранстве этой церкви никаких данных не сохранилось. Естественно, она была деревянной, и через определенное время потребовалось ее заменить. Поэтому во второй половине XVIII века была построена новая церковь, тоже деревянная, в честь Вознесения Господня. Исходя из надписи на кресте, датой постройки является 1785 г. [3, д. 49, л. 23]. К этой церкви был пристроен придел в честь Успения Божией Матери для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений. Судя по информации из ведомостей о церквях за 1795 г., Вознесенская церковь не была бедной, но и не блистала особым богатством, довольствуясь в меру и утварью, и богослужебными книгами [4, д. 176, л. 82].
В 1813 г. рядом с Вознесенской церковью с южной стороны тщанием прихожан была выстроена новая каменная церковь во имя Успения Божией Матери. По всей видимости, как и во многих других селах Арзамасского уезда, постройка новой церкви служила своего рода благодарностью Богу за победу над Наполеоном. Издалека особое внимание к ней привлекал металлический крест с прорезом, украшенный железными цепями. При церкви была построена 20-метровая колокольня [5, д. 986, л. 14] с девятью колоколами, самый тяжелый из которых весил более 950 кг [6, д. 244, л. 2]. Позднее, в 1833 г. вместо деревянной Вознесенской церкви был отстроен каменный храм. Следственно, в этот период в селе действовали две однопрестольные церкви: одна (Успенская) использовалась как зимний храм, вторая (Вознесенская) – как летний.
При Успенской церкви имелось кладбище, на котором до начала XIX века хоронили жителей Виняева, а позднее, когда кладбище было вынесено за пределы села, в церковной ограде могли быть захоронены только священно- и церковнослужители.
О внутреннем убранстве церквей мы можем узнать по описи, учиненной в 1847 г. священником села Стёксово Иоанном Промтовым [6, д. 244, л. 2]. По описи в Успенской церкви значились: образ Распятия Господня, образ Успения Божией Матери, образ Божией Матери Живоносного Источника, Казанская икона Божией Матери, Владимирская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, икона Святителя и Чудотворца Николая, образ Василия Великого, образ Иоанна Златоуста.
В Вознесенской церкви по данной описи значились: храмовый образ Вознесения Господня, образ Успения Божией Матери, образ Божией Матери Печерской, образ Архидиакона Лаврентия, образа святых пророков Аарона и Мельхиседека.
Из скульптурных изображений необходимо отметить старинный образ Распятия Христа и образ Иисуса в темничке.
Иконостас в церквях был деревянный столярной работы, украшен резьбой, покрыт краской и вызолочен. Царские врата сквозные, на них в чеканном сиянии изображен образ Благовещения Божией Матери, в клеймах по углам четыре евангелиста. Стены и своды церквей расписаны сюжетами из Нового Завета. Все образа, как в иконостасе, так и в алтаре и по стенам церкви, живописные. (Приложение *, фото 3 и 4).
Кроме этого, в церкви хранилось около 40 различных богослужебных книг, наиболее старыми из которых были Триодь постная 1656 г., и Триодь цветная 1670 г. [6, д. 244, л. 27] Также, согласно вышеуказанной описи, в церкви имелась тетрадь, датированная 1805 г. и озаглавленная «Способ избавляться совершенно от оспенной заразы» – свидетельство того, насколько серьезной проблемой в то время являлась оспа.
Дома для священника и церковнослужителей были построены на церковной усадебной земле тщанием самих священнослужителей в 1880 г. и составляли собственность причта [7, д. 75, л. 34]. Помимо этого, при церкви значилась находившаяся в ограде церковная сторожка, предназначавшаяся для помещения сторожа.
В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 г. записано, что пашенной и сенокосной земли у церкви 37,5 десятин, на которую имеются план и межевые книги [8, с. 642]. Эту землю причт церкви отдавал в аренду крестьянам, имея с нее доход от 60 до 100 руб. [7, д. 60, л. 31]. Основные же доходы служителей церкви складывались из казенного жалования, составлявшего в 1910 г. 294 руб. у священника и 98 руб. – у псаломщика [7, д. 58, л. 4], а также платы от общества за требоисправления – 150 руб. [9, с. 236]. Таким образом, доход священно и церковнослужителей села Виняево в начале XX века составлял около 620 руб. в год.
В состав причта церкви по штату 1796 г. входил один священник, один дьячок и один пономарь [3, д. 301, л. 16]. С 1877 г. состав причта сократился до двух человек – священника и псаломщика [7, д. 75, л. 33]. Самым первым известным на данный момент церковнослужителем села Виняево был дьячок Исачко Микифоров, упомянутый в отписных книгах села Стёксово в 1689 г. в качестве понятого [10, с. 412]. В 1720 г. церковный причт Виняевской Вознесенской церкви был следующим: священник Архип Иванов, дьячок Прокопий Яковлев, пономарь Иван Прокопьев [2, с. 98]. Согласно адрес-календарю Нижегородской епархии 1888 г. в селе Виняево значились священником – Н.С. Дертев и псаломщиком – М.Ф. Державин [8, с. 642]. В адрес-календаре 1904 г.: священник – все тот же Н.С. Дертев, а псаломщик – Ф.П. Стеклов [11, с. 173]. Помимо этого, в различные годы священниками служили А.Ф. Успенский, А.Д. Знаменский, И.Л. Полетаев, М.Г. Покровский. Последним священником был А.В. Востоков.
Следует отметить также, что священно- и церковнослужители до начала XIX века не имели фамилии, только имя и отчество. Позднее в документах духовной консистории у священников уже начинают появляться конкретные фамилии. Многие священнослужители и, в особенности, их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: священник, служивший в церкви Троицы, мог получить фамилию Троицкий, а служивший в церкви Успения Богородицы – Успенский [12]. Подобная история была и со священниками села Виняево. Одним из первых служителей церкви, записанный под фамилией, стал священник Андрей Филиппов Успенский. Его отец – Филипп Иванов – служил также в Виняеве дьячком. Не вызывает сомнений, что Андрей Филиппов получил свою фамилию именно от названия церкви села Виняево – Успенской. Этот священнический род, среди которых были и священники, и дьячки, и пономари, служил в селе Виняево более 100 лет.
В 30-е годы ХХ века церкви села Виняева, как и многие другие, настигла волна церковных гонений. На основании решения № 12802 Горьковского крайисполкома от 5 декабря 1935 г. Вознесенско-Успенский храмовый комплекс был закрыт. В связи с прекращением колокольного звона по всему району постановлением президиума Арзамасского райисполкома и бюро РК ВКБ (б) от 16 марта 1936 г. с колоколен в селе Виняево было снято семь колоколов общим весом более 193 пудов (3.165 кг) [13]. Все имущество из Вознесенской церкви было передано в Успенскую, а саму церковь по ходатайству колхозников виняевского колхоза «Отбой» стали использовать под зернохранилище [14, д. 3136, л. 1].
Служивший в это время священник А.В. Востоков вначале был лишен избирательных прав, а в 1937 г. арестован по обвинению в участии в контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации. По приговору Особой Тройки Управления НКВД по Горьковской области он был расстрелян 26 ноября 1937 г. в тюрьме г. Горького [15]. Судьба его жены и пятерых детей неизвестна.
Тогда же диакон Иоанн Вязов и псаломщик Василий Корчагин были приговорены к десяти годам ИТЛ (где и скончались), церковный сторож монахиня Свято-Троицкого Дивеевского монастыря Ефросиния (Горбунова) приговорена к восьми годам ИТЛ (после вернулась в Виняево) [16, с. 6-7].
Вознесенская церковь после использования ее под зернохранилище находилась в ветхом состоянии, в связи с чем была закрыта. В Успенской церкви богослужения вскоре возобновились тщанием местных жителей.
В 2004 и 2008 гг. церковь Успения Божией Матери была обворована, похищены семь старинных икон, что явилось огромной утратой для прихожан храма и всех жителей села [17].
В 2017 г. в рамках программы Нижегородской епархии по увековечиванию памяти пострадавших за веру в XX веке на стене у входа в Успенскую церковь установлена мемориальная доска в форме креста с именами пострадавших в годы репрессий служителей и мирян.
В настоящее время Успенская и Вознесенская (не действующая) церкви являются памятниками истории и культуры местного значения и находятся на попечении Благочиния Арзамасского района.
Ежегодно 28 августа во всех семьях сельчане отмечают престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы. Сегодня, как и на протяжении многих лет, сельский храм является объединяющим, организующим и развивающим элементом жизни населения.
Источники и литература
1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Оп. 154i. Кн. 8. № 114.
2. Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Вып. 1. Арзамасской десятины жилые данные церкви и пустовые церковные земли 7136 (1628)-1746 гг. – М.: Типография И.Я. Полякова, 1902.
3. Центральный архив Нижегородской области (далее – ЦАНО). Ф. 570. Оп. 556 Д. 49.
4. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555 Д. 176.
5. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 33 Д. 986.
6. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557 Д. 244.
7. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559 Д. 75.
8. Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1888 год. – Н. Новгород: Типография губернского правления, 1888.
9. Нижегородские епархиальные ведомости. – 1875.– 15 июня (№ 12). – Часть официальная.
10. Розыскные дела о Фёдоре Шакловитом и его сообщниках. Т. 4. – СПб.: Археографическая комиссия, 1893.
11. Драницын Н.Н. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 год. – Н. Новгород: Типо-Литография Т-ва И.М. Машистова, 1904.
12. Семинарские фамилии [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://vgd.ru/genealogical-mailer/seminars-name/13. Государственный архив Нижегородской области, г. Арзамас (ГАНО, г. Арзамас). Ф. 207. Предисловие к описи № 1 дел постоянного хранения (1843-1855, 1857-1917 гг.).
14. ЦАНО. Ф. Р-2626. Оп. 1 Д. 3136.
15. Жертвы политического террора в СССР [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://lists.memo.ru/16. За веру: клирики и прихожане храмов Арзамасского района, репрессированные в годы советской власти / под ред. священника Виктора Дудкина. – Н. Новгород: НП ПЦ «Глагол», 2017.
17. Время и новости Нижнего Новгорода и Нижегородской области (18.09.2008) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.vremyan.ru/news/che...jaevo.html