Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Книга памяти моряков Томской области


    Вперед →Модератор: =pensioner=
=pensioner=
Модератор раздела

=pensioner=

Томск
Сообщений: 317
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 198
Выписка моряков, призванных в ВОВ из Новосибирской области, Нарымского края и Томской губернии (географически с территории современной Томской области) с сайта Память народа:

А-Е



Ж-К



Л-О



П-У



Ф-Я

---
"Как может цвести древо, если у него высохли корни?"
Иоанн IV Грозный
=pensioner=
Модератор раздела

=pensioner=

Томск
Сообщений: 317
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 198
Справочные данные по эскадренному миноносцу "Стерегущий":

спущен на воду: 9.06.1902 г.
гибель: 26.02.(10.03.) 1904 г.

Экипаж на момент гибели (выжившие):
Артамонов Александр Денисович, машинный квартирмейстер 2 ст., р. г. Томск Томского уезда
Булдаков Алексей Иванович, хозяин трюмного отсека 2 ст., р. с. Антонинское Каинского уезда Томской губернии
Денисов Александр Артамонов, машинист 2 ст., р. г. Томск
Новиков Василий Николаевич, р. 1879 г. в с. Андроново Охотинского уезда Пермской губернии
в 1896 - переселенец в д. Еловка Томской губернии Томского уезда
в 1902 призван в Порт-Артур, с начала РЯВ - трюмный матрос
Георгиевский крест 2 ст. № 4183, 1 ст. № 36 (из рук Императора Николая II
1905 г. - ДМБ. Возвращение в Еловку
1921 - расстрелян местными жителями за поддержку Колчака

Погибшие (из установленных):
командир - лейтенант Сергеев А.С.
Хиринский Иван, кочегар
Хасанов Петр, кочегарный квартирмейстер 2 ст.
Осинин Алексей, кочегар,
мичман Кудревич К.В.
лейтенант Головицин
Анастасов В.С, инж. мех.
Юрьев Ф.
Кружков Василий, сигнальщик

Памятник Стерегущему на Каменоостровском проспекте СПБ открыт 26.04.1911 года

РЯВ: НЕКОТОРЫЕ ОТЛИЧИВШИЕСЯ МАТРОСЫ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ – УЧАСТНИКИ РУССКО-ЯПОНСКОЙ И ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙН:

- АКИМОВ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ – горнист крейсера «Жемчуг», д. Боровлянка Бийского уезда Томской губернии.
- АКСЁНОК ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ, кочегар 2 статьи , уроженец Томской губ., Молчановской вол., Федоровского посада, холост. Утонул 4 января 1917 г. на рейде Порт-Саида при взрыве на мине крейсера Пересветъ, следующий с Дальнего Востока на Север. Он был куплен в числе других кораблей у Японии, которая подняла его вскоре после окончания русско-японской войны. С первого же момента было ясно, что корабль на воде не удержится. Попытались спустить шлюпки, но из-за сильного волнения смогли спустить только одну. Французские моряки на своих маленьких шлюпках бросались очертя голову, в самую гущу плавающих в спасательных поясах пересветовских людей, нагружая их чуть не до бортов, с риском залиться, и вновь отваливали после выгрузки. Эта работа продолжалась и в сумерках и, когда совершенно стемнело, при свете прожекторов. Спасание продолжалось несмотря на качку и ветер в 4 балла. Корабль продержался на плаву 15 мин. Если бы рядом не оказалось двух французских тральщиков, то погибли бы сотни людей.
- АРТАМОНОВ АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВИЧ. Маш. квартирмейстер 2-й ст. миноносца «Стерегущий» (Томской губ. и уезда),
- БЕЛЯВСКИЙ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ. Машинист 1-й ст. миноносца «Сильный» (Томской губ., Каинского уезда).
- БРЫНСКИЙ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВ, Матрос 2-й статьи крейсера Севастополь. Томской губ., Барнульского уезда, Местаевской волости, села Медведевского. Холост. Погиб при защите Порт-Артура. В октябре-ноябре 1905 года.
- БУЛДАКОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ. Хозяин трюмного отсека 2 ст. миноносца «Стерегущий». Крестьянин Томской губернии Каинского уезда с. Антонинского.
- ВЗОРОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ Матрос 2-й статьи Минного транспорта «Амур», Томской губ., Барнаульского уезда, Боровьянской волости. Холост. Погиб при защите Порт-Артура в октябре-ноябре 1905 года.
- ВИЗГАВЛИСТ ИОСИФ ЛЕОНОВИЧ (Томской губернии и уезда Нелюбинской волости деревни Поздняковой) Боцманмат эскадренного броненосца «Наварин». Холост. Погиб в Цусимском сражении.
- ВОТЯКОВ СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВ Матрос 1 ст. линкора «Петропавловск». Крестьянин Томской губернии Томского уезда.
- ГЕРАСИМОВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (Томской губернии и округа г. Колывани) Боцман эскадренного броненосца «Наварин». Холост. Погиб в Цусимском сражении.
- ГРИГОРЬЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, кочегар 2 статьи крейсера «Пересвет», ур. Томской губ. и уезда, Суджанской вол. и села, женат. Утонул 4 января 1917 г. на рейде Порт-Саида при взрыве на мине крейсера Пересвет, следующий с Дальнего Востока на Север.
- ГРЯДАСОВ ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - кочегарный унтер-офицер 1-й статьи крейсера «Жемчуг», д. Солдатова Ново–Абинской волости Бийского уезда Томской губернии, умер в госпитале.
- ГУСИЧИН АНДРИАН матрос Квантунского флотского экипажа. Томской губ. и уезда., умер 1-го марта 1905 г. в японском плену.
- МОШКИН ГАВРИИЛ ЕЛИСЕЕВИЧ, унтер-офицер подводной лодки «Львица», проживал в Томской губ., г. Барнаул, Троицкий пр., № 102. Погиб в июне 1917 г. в районе о. Готланд
- НОВИКОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ, кочегар 2 статьи крейсера «Пересвет», уроженец Томской губ. и уезда, Петропавловской вол., п. Васильевское, холост. Умер от ран в береговом госпитале после взрыва на мине крейсера Пересвет 4 января 1917 г. на рейде Порт-Саида.
- ПЕРМИКИН МИХАИЛ НИКИФОРОВИЧ - машинист 2-й статьи (запасной) крейсера «Жемчуг», деревня участка Дубинского Каипской волости Барнаульского уезда Томской губернии.
- РЫЖКОВ ИВАН ЛАРИОНОВИЧ (ИЛАРИОНОВИЧ, ИЛЛАРИОНОВИЧ) Родился в с. Красный Яр Смоленской волости Бийского уезда Томской губернии. Взят на военную службу 21 ноября 1902 г. Приказом № 2009 от 27 февраля 1903 г. зачислен во 2-ю роту Сибирского флотского экипажа. На 1904 г. матрос 1-й статьи 13-го флотского экипажа, в команде мореходной канонерской лодки Кореец.
За участие в бою у Чемульпо пожалован ЗОВО 4-й степени № 98012 и серебряной медалью За бой Варяга и Корейца. Награды вручены по возвращении в Россию начальником Одесского торгового порта в мае 1904 г. Умер в 1920-е гг., похоронен в с. Красный Яр ныне Советского р-на Алтайского края.
- СЕВРЮКОВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ. Матрос миноносца «Страшный». Томской губ. Змеиногорскаго уезда Подгорской вол. и села.
- СТЕПАНОВ ГАВРИЛА АЛЕКСЕЕВИЧ из с. Корчуровка Гурьевской волости Кузнецкого уезда. Служил на эскадренном броненосце Ретвизан Порт - Артуровской эскадры.
- ЧЕЧИКОВ СИДОР ЯКОВЛЕВИЧ, родился 15 октября 1881 г. Призван в 1902 г. Службу начал в С.-Петербурге в 8 флотском экипаже, после окончания учебно - артиллерийских курсов в 1904 г., был переведен в Кронштадт и назначен комендором на эскадренный броненосец Орел. 15 мая 1905 года принял участие в Цусимской битве. В первые часы сражения был ранен, но сняв тельняшку, сам перебинтовал себе рану и остался на посту до конца дня, за что был награжден Знаком отличия военного ордена 4 ст. № 171.056. После второй раны потерял сознание, для того чтобы у него был хоть маленький шанс спастись, товарищи привязали к нему две пробковые койки и поднесли к борту. Вместе со всем экипажем броненосца попал в плен. В плену пробыл до декабря 1906 г. после возвращения ему назначили пенсию и уволили в запас. После войны проживал в д. Байлы Мариинского уезда.
- ШАДРИН ИВАН ТИТОВИЧ. Матрос 2-й статьи Квантунский флотский экипаж. Броненосец Наварин. Томской губернии, Мариинского уезда, Томеневской волости. Холост. Погиб при защите Порт-Артура в октябре-ноябре 1905 года.
- ШМЫГ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ - матрос 2-й статьи крейсера «Жемчуг», с. Петухово Ключевской волости Барнаульского уезда Томской губернии.
- ЯРОШЕНКО ВАСИЛИЙ ДАНИЛОВИЧ. Матрос 2 статьи броненосного крейсера «Пересвет». Из крестьян Томской губернии Звенигородского уезда Чернышевской волости д. Шечунаевой.



---
"Как может цвести древо, если у него высохли корни?"
Иоанн IV Грозный
=pensioner=
Модератор раздела

=pensioner=

Томск
Сообщений: 317
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 198
СПИСОК
Участников Второй Камчатской экспедиции, временно расквартированных в Томску


Сибирский губернатор В.А. Мятлев, которому было поручено заботиться о «… возобновлении Камчатской экспедиции и изыскивании через оною неизвестных мест и народов, о склонении оных в подданство производить со всевозможным прилежанием и старанием содержа все это в крайнем секрете », на протяжении 1754 года посылал в Адмиралтейств-коллегию рапорты, в которых указывал количество морских офицеров, мичманов, боцманов, артиллеристов, геодезистов, адмиралтейских служителей, солдат Сибирского гарнизона и других категорий бывших участников Второй Камчатской экспедиции, временно расквартированных в Томске (47, Л. 1-6, 338, 336 об.). Лейтенант В.Ртищев в январе 1754 года прислал список бывших участников в Адмиралтейств-коллегию «Список состоящих в Камчатской экспедиции морским, Адмиралтейским и прочим служителям, обретающим в Томску на лицо и в расходе сего января по первое число 754 году» офицеров, мичманов, геодезистов, лиц вспомогательного персонала (41. С. 38-40, 47. Л. 172-175 об.). «Флота корабельного лейтенанты В. Ртищев и В. Хметевской. Галерного флота шкипер Д. Корастылев. Корабельного флота лекарь З. Рик. Мичманн И. Синдт. Боцманаты Е. Федоров, Н. Козин, Т. Герасимов. Писари И. Редин, М. Худяков. Квартирмейстеры К. Сутормин, С. Сергеев, Е. Романов, И. Частухин, Л. Фомин, В. Овечкин. Трубач С. Березин. Подконстапель А. Никитин. Капрал Н. Суханов. Канонир Н. Хохлов. Канатного дела подмастерье С. Первухин. Прядильщик К. Фартин. Плотник Ф. Соколов. Токарь Ф. Ушаков. Парусники А. Щепин, М. Сермакса. Кузнецы Д. Клюксин, А. Кириллов. Купоры С. Елистратов, В. Севергин, Я. Костров, М. Кирпичников, И. Подшивальщиков. Геодезии подпоручик М. Гвоздев, геодезии прапорщик Н. Чекин, геодезии П. Григорьев (оной Григорьев при Томской воеводской канцелярии у городового и продчего строения июня с 15 числа 1750 году), геодезист М. Овцин. Сибирского гарнизона солдаты: П. Казанцов, С. Лутчев, И. Ивонин, К. Хорошев, М. Ложников. Пищик Никита Самолов. Всего по сему списку разных чинов и служителей в Томску на лицо и в расходе 45 человек». В начале июня 1754 года Соймонов отобрал для экспедиции десять человек этого списка: геодезиста М. Овцина, плотника Ф. Соколова, токаря Ф. Ушакова, кузнеца Д. Клюскина, парусника М. Сермаксу, купоров Я. Кострова и М. Кирпишникова, квартирмейстера К. Сутомина, солдата С. Лутчева, писаря М. Худякова (47. Л. 176, 184, 188-190, 193-199, 205-208). Кроме того, в 1755 Соймонов взял из Томска корабельного флота лекаря З. Рика, служилых Е. Романова и И. Частухина, подконстапеля А. Никитина, капрала Н. Суханова, канонира Н. Хохлова (там же Л. 428-431, 442-446). Наверняка в промежутке между двумя экспедициями (Второй Камчатской и Нерчинской) офицеры и служивые могли обзавестись в Томске семьями, которые были опечалены разлукой, но гордились, что их мужья и отцы снова понадобились для тяжелой, но нужной службы.
---
"Как может цвести древо, если у него высохли корни?"
Иоанн IV Грозный
=pensioner=
Модератор раздела

=pensioner=

Томск
Сообщений: 317
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 198
ЗАБЫТЫЙ ПОДВИГ МОРЯКА ЗЕМЛИ ТОМСКОЙ

Сегодня, 28 ноября 2022 года, исполняется 56 лет со дня забытой, но одной из самых жутких трагедий Колпашевской округи. Эта беда унесла 28 человеческих жизней, в том числе жизнь молодого, спортивного, недавно демобилизовавшегося с КТОФа, Богатырева Анатолия Сидоровича.
Хотелось бы вспомнить Героя.
В далеком 1966 году, Колпашево и его окрестности представляли собой промышленный центр. Множество промышленных предприятий находилось в его районе, тут же дислоцировались судовая верфь, воинские части и образовательные учреждения.
Население ближайших населенных пунктов ежедневно прибывало на работу и с работы, в том числе с противоположного берега. И, поскольку моста через Обь нет, прибывало оно в летнее время по средствам паромной переправы, а зимой – по льду. Ледовая переправа всегда относилась к категории опасной для жизни и неоднократно знала трагические страницы своей истории.
Анатолий Сидорович родился в селе Моряковский Затон Томского округа Новосибирской области (ныне – Томский район Томской области) в 1943 году. С детства был отчаянным, смелым и любознательным. Играл на многих музыкальных инструментах: гармонь, баян, аккордеон, гитара и пр.
Пока Анатолий Сидорович служил на флоте, все его родные переехали из Моряковского Затона в поселок Озерное на противоположный берег от города Колпашево. Демобилизовавшись в 1966 году, Анатолий приехал к родным. Администрация поселка сразу же его пригласила работать заведующим клубом озеренских речников, где он продолжил любимое дело, проявил себя очень активным администратором и педагогом.
25 ноября 1966 года в выпуске Колпашевской газеты «Советский Север» № 187 о Богатыреве Анатолии Сидоровиче вышла статья под названием «Парень с океана». Вот она:

«ПЕРЕД директором Озеренской школы Василием Петровичем Ячменевым стоял крепко сбитый парень и говорил необычные вещи:
— Мне нужны самые недисциплинированные. Понимаете, самые, самые... В общем, сорванцы. Есть такие?
Директор вздохнул. Как не быть... Он подвинул странному гостю список, который, очевидно, всегда находился у него под рукой:
— Выбирайте... Гость не стал выбирать. Он забрал весь список и ушел о чем-то договариваться с мальчишками. Разные это были мальчишки. Одни проплавали все лето с отцами и считали себя чуть ли не капитанами, другие бродили в тайге и тоже привыкли к вольной жизни. Уроки они отсиживали нервно, а после уроков мчались туда, где звенели пешни у помятых боков барж, где на мутно-зеленый лед сыпались голубые искры электросварки, где работали их отцы и старшие братья. В затоне зазимовал большой караван. Почти двести судов. И мальчишки, привыкшие за лето к свободе, почти все свое время проводили около судов, на улице. От скуки хулиганили. Могли обидеть девчонку, могли и малыша окунуть в сугроб. Да и выбитые окна домов тоже не были редкостью.
— Пионерская работа их не интересует. Из школы сразу на улицу. Просто беда с ними,— жаловались учителя.
...Необычный посетитель никому не сказал, о чем он договаривался с сорванцами. Он ушел из школы, улыбаясь. На следующий день на дверях ветхого озеренского клуба «Водник» появилось объявление: «Эквилибр на свободной проволоке. Жонглирование булавами, Запись в секцию циркового искусства продолжается. Принимаются школьники».
Около двадцати «трудных» подростков пришли на первое занятие секции. В этот день в поселке - было тише обычного. Ребятам понравилось, как, их новый друг ловко жонглировал булавами, ходил по канату, рассказывал удивительные истории из своей флотской жизни. Да, новый заведующий озеренским клубом «Водник» был до этого матросом Краснознаменного Тихоокеанского флота. Демобилизовался и, простившись с Тихим океаном, приехал работать в поселок Озерное. До службы Анатолий Богатырев учился в школе, учился в студии при Томском драматическом театре, увлекался спортом, любил цирк. На флоте был сначала матросом, а затем артистом матросского ансамбля.
— Последний раз я выступал в День Военно-Морского Флота,— рассказывает Анатолий ребятам.— Натянули мы между двумя боевыми кораблями трос, я одел на себя фрак, цилиндр на голову и стал похож на уолл-стритовского босса. Жонглировал я не булавами, а макетами атомных и водородных бомб. Жонглировал прямо над океанскими волнами. Это во Владивостоке было. В бухте Золотой Рог. Ну вот, играл, играл бомбами мистер с Уолл-Стрита, а потом хлоп!
— одна бомба лопнула, и я... утонул. А цилиндр на волнах покачивался. Я-то, конечно, нырнул поглубже, а после по штормтрапу на судно поднялся. Только с берега публика этого не видела. Вот с таким сатирическим номером выступал... над океаном...
Ребята слушали внимательно. Шутка ли! Канат между двумя линкорами, а на канате человек ходит! И не кто-нибудь, а вот он, их новый друг.
— Хотите, и вас научу? Мальчишки, понятно, хотели. Сейчас в секции циркового искусства двадцать три паренька, навсегда полюбивших спорт и цирк. Они не опаздывают и не пропускают ни одного занятия. А на двери клуба новое объявление: «Сегодня состоится первая читка пьесы Г. Трифонова «Мост разводится в полночь». Всем, занятым в пьесе, прийти в клуб к 7 часам». И ниже крупными буквами: «Продолжается запись в кружки художественного чтения и современного танца. Запись производится в любое время».
— Мы думаем к Новому году две пьесы поставить, — говорит А. Богатырев, — «Мост разводится в полночь» Г. Трифонова и «На главном направлении» С. Гапсовского. Это наши шаги навстречу 50-летию Великого Октября, Пьесы расскажут о героических днях борьбы нашего народа с врагами Советской власти.
...В маленьком ветхом клубе озеренских речников звучит музыка. Тесновато, но чисто и тепло. В этот вечер я зашел в клуб попрощаться с Анатолием. Он был очень занят. Тридцать молодых капитанов, штурманов, механиков в этот вечер тоже прощались с ним. Они уходили служить в армию, во флот. Надо сказать, что и этот вечер был тоже организован по инициативе А. Богатырева.
— Завтра занятия секции цирка. Ночью вот немножко подготовлю зал к тренировке... Да, завтра опять Анатолий будет тренировать своих «трудных» мальчишек. Весной они уже будут принимать участие в спортивном празднике. Будут жонглировать, будут ходить по канату... Может быть, и не станут они цирковыми артистами, но спорт и искусство навсегда войдут в их жизнь. А главное — разбитых носов и окон в поселке будет меньше...
Е. ЛОГИНОВ»


Ровно на третий день после выхода этой статьи, случилась беда.
Ко Дню Конституции СССР 5 декабря 1966 года в Озеренском клубе речников планировалось провести концерт. Накануне праздника, 28 ноября 1966 года, Анатолий Сидорович поехал в город Колпашево за музыкальными инструментами на рейсовом автобусе. Автобус был переполнен, в нем находилось более 60 человек. Ехали студенты, военнослужащие, рабочие. Неокрепший ноябрьский лед на переправе не выдержал, автобус пошел на дно Оби. Автобус наполнялся ледяной водой, началась паника. Анатолий Богатырев разбил стекло и, схватив двух попавшихся пассажиров, вышел в разбитое окно. У кромки льда он втащил спасенных на ледовую поверхность.
Некоторым пассажирам самостоятельно удалось выбраться. Теперь они стояли у проломленного льда и помогали взбираться на него тонущим.
Анатолий и еще два добровольца стали нырять в ледяную воду с быстрым течением за тонущими пассажирами. Они их вытаскивали к проломленному льду, передавали уже спасшимся пассажирам и вновь ныряли за следующими. Два нырявших добровольца смогли нырнуть по два раза каждый, и сил больше не осталось, они поднялись на лед.
Только один Анатолий продолжал нырять, и каждый раз поднимал из подо льда людей, передавал принимающим, и снова уходил под лед. Он совершил более двух десятков погружений, спас более 30 человек, но в очередной раз не вынырнул…
Когда водолазы спустились на дно к затонувшему автобусу, обнаружили 28 тел погибших пассажиров. Среди них – тело Богатырева Анатолия Сидоровича. Его обнаружили в кабине водителя с застрявшей ногой в рулевом колесе.
Озеренская трагедия в средствах массовой информации освещена не была, лишь в выпуске «Советского Севера» от 2 декабря 1966 года были выражены соболезнования семьям погибших от Горкома КПСС и Горисполкома Колпашева в скромном некрологе.
За проявленное мужество три человека были награждены медалями «За спасение утопающих», в том числе Богатырев Анатолий Сидорович – посмертно.
---
"Как может цвести древо, если у него высохли корни?"
Иоанн IV Грозный
=pensioner=
Модератор раздела

=pensioner=

Томск
Сообщений: 317
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 198
ВОТИНОВ АФРИКАН ИВАНОВИЧ, Герой Советского Союза, Морские части пограничных войск, мичман

Родился 26 февраля 1918 года в поселке Майкор, ныне Коми-Пермяцкого округа Пермского края, в семье рабочего. По национальности - русский. Мать героя - Вотинова Анна Петровна (1891-197…г). В 1934 году окончил семилетнюю школу, потом работал учеником слесаря, а далее - слесарем на Майкорском металлургическом заводе, с 1936 года - сварщиком на азотно-туковом заводе в городе Березники.
А.И. Вотинов прожил недолгую, но очень насыщенную жизнь. Он любил детей, отлично разбирался в технике, передавал свой опыт молодым студентам, и при этом отличался скромностью и добротой.
Необычное имя Африкан получил при крещении в церкви по просьбе своего отца назвать его необычным именем.
В шестилетнем возрасте Африкан Иванович остался без отца. Жили бедно, голодно, но семья была дружной. В Майкоре Африкан Иванович закончил семь классов. После поступил в Кудымкарский педагогический техникум, но учился там недолго, всего до морозов. Старенькая обувь совсем износилась, а денег на приобретение новой не было. И пришлось Африкану Ивановичу переехать в город Березники, и поступить на работу на Березниковский химический комбинат.
В 1938 году А.И. Вотинов был призван в армию Ворошиловским райвоенкоматом Пермской области и направлен в Пограничные войска.
Закончил 4-ю морскую пограничную школу младшего начальствующего состава. Службу проходил на Камчатке, в 60-м Ордена Ленина морском пограничном отряде Петропавловска-Камчатского, был старшиной погра-ничного катера. Здесь он и узнал о начале Великой Отечественной войны. Неоднократно подавал рапорт о направлении его в действующую армию против немецко-фашистских захватчиков. Но рапорт был удовлетворен лишь в августе 1942 года.
Участвовал в боях с фашистскими захватчиками на Ленинградском фронте, командовал отделением. В боях был трижды ранен, причем каждый раз после ранения попадал в новую часть.
Начал воевать в 142-й морской стрелковой бригаде 224-й стрелковой дивизии 59-й армии Ленинградского фронта.
После первого (1943) и второго ранений воевал в 91-й и в 382-й стрелковых дивизиях Волховского фронта. С июня 1944 года командовал отделением в 143-м стрелковом полку 224-й стрелковой дивизии 59-й армии Ленинградского фронта. Летом 1944 года в боях за освобождение островов в Выборгском заливе у финского побережья Балтийского моря он отличился в бою, за что был награжден высшей наградой Родины. Вот как описывает его подвиг Г.К. Конин: «Утром 4 июля 1944 года десантные корабли подошли к острову Сурнион-сари (Крепыш) в Выборгском заливе. Одним из первых высадился на берег старший сержант Вотинов со своими бойцами. Стремительные действия отделения обеспечили высадку взвода без потерь. Уже в глубине фашистской обороны в разгар боя тяжело был ранен командир взвода. Видя замешательство в наших рядах, финны пошли в атаку. В эту критическую минуту старший сержант Вотинов принял командование на себя, поднялся и увлек за собой взвод. Вражеская атака была отбита, на поле боя осталось до 20 вражеских солдат и офицеров.
Сам Вотинов в рукопашной схватке уничтожил 8 солдат и одного офицера. Продолжал командовать взводом до окончания операции.
Освободив остров Суонион-Сари, части 143-го стрелкового полка форсировали пролив и начали высаживаться на остров Эсси-Сари.
Одна из рот начала штурм укрепленного пункта, но залегла под сильным огнем врага. Оценив создавшееся положение, старший сержант Вотинов ударил своим взводом во фланг и вышел на окраину села.
По его команде бойцы забросали гранатами дома, откуда финны вели особенно сильный огонь. Сопротивление сразу ослабло и рота, поднявшись в атаку, захватила населенный пункт.
В последующие дни воины дивизии освободили еще несколько более мелких островов в Выборгском заливе. 6 июля взвод Вотинова участвовал в освобождении острова Ракха-Сари. Ему было приказано овладеть Безымянным островом и отсечь путь отхода врагу с острова Ракха-Сари.
Решительными и смелыми действиями взвод вызвал панику среди финнов и захватил остров. В этом бою гранатами потопил две лодки и огнём стрелкового оружия уничтожил до 10 солдат противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Вотинову Африкану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4716).»
В декабре 1944 года отозван с фронта и направлен на учёбу в Асиновское пехотное училище в Кемеровскую область. Однако училище он не окончил и в октябре 1945 года был демобилизован. Ранен он был три раза. Одно ранение было в икроножную мышцу ноги, другое ранение - в кисть руки, а третье он получил в шею.
Он сам считал, что только чудо позволило ему остаться в живых, так как пуля прошла в нескольких миллиметрах от сонной артерии.
В 1945 году он вернулся в родной поселок. Работал начальником отдела кадров на Майкорском металлургическом заводе.
В октябре 1946 года А.И. Вотинов поступил на сверхсрочную службу в полюбившиеся ему Пограничные войска. Служил старшиной катера 24-го отдельного дивизиона плавсредств в морских частях погранвойск Камчатского пограничного округа, с 1947 года - старшина сторожевого катера "Петропавловск" в том же округе. С 1952 года - старшина катера ПС-45 морского пограничного порта Петропавловска-Камчатского. С 1953 года - старшина катера ПС-11 11-го отдельного дивизиона сторожевых катеров Молдавского пограничного округа. Член ВКП (б) или
коммунистической партии с 1949 года. Уже в мирные дни старшина сверхсрочной службы (1946) Вотинов не раз проявлял высокие мужество и профессионализм и был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». В 1956 году был демобилизован, переехал в Сибирь. Жил в Томске. С 1958 года работал механиком в лаборатории телевидения Томского политехнического института, а затем сотрудником на кафедре радиопередающих устройств в институте радиоэлектроники и электронной техники.
За храбрость и мужество в годы Великой Отечественной войны, а также за добросовестную службу в рядах Советской армии после войны, А.И. Вотинов имел много наград. Он награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденами В.И. Ленина, Славы 3-й степени, Красной Звезды, медалями.
В Томске Африкан Иванович работал сварщиком на заводе режущих инструментов, руководите-лем судомодельного кружка при
ДОССАФ, председателем профкома на заводе математических машин, лабо-рантом в Томском политехническом институте, затем в ТИРиЭТ (ныне ТУСУР) на кафедре радиопередающих устройств.
Специалисты этой кафедры создавали первые телецентры в городах Сибири, в том числе и в Томске.
28 марта 1967 года после продолжительной болезни Африкан Иванович скончался. А.И. Вотинов похоронен на Северном кладбище в Томске (район железнодорожной станции Томск-2). В музее в родном поселке Майкор хранится статья из газеты и фотография его матери - Анны Петровны Вотиновой. Большой интерес представляет фрагмент пулеметной ленты, подаренной Африканом Ивановичем ученикам школы, и в последствии, переданной в музей в 1970 году.
В 2015 году художник А.Ю. Штейников увековечил подвиг героя на память в своих картинах.
Сейчас одна из улиц поселка Майкор носит его имя.
---
"Как может цвести древо, если у него высохли корни?"
Иоанн IV Грозный
=pensioner=
Модератор раздела

=pensioner=

Томск
Сообщений: 317
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 198
ТОМСКИЕ АДМИРАЛЫ

КЛЮПФЕЛЬ ЕВГЕНИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ (31 января 1860 — 16 марта 1934) — русский контр-адмирал.

Родился в Ницце в семье отставного штабс-ротмистра лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка, статского советника Владислава Клюпфеля.

Служба
Евгений Клюпфель 3 мая 1878 года был зачислен юнкером в гвардейский экипаж на правах вольноопределяющегося 2-го разряда. Летом 1878 года и 1879 года плавал на фрегате «Светлана» и после сдачи экзамена при Морском кадетском корпусе был произведен 5 декабря 1881 года в гардемарины с зачислением в 3-й флотский экипаж.
В компанию 1882 года Клюпфель - на батареях «Не тронь меня» и «Первенец» и 27 сентября был произведен в чин мичмана.
В феврале следующего года Евгений Владиславович был переведен в Черноморский флот с зачислением во 2-й флотский экипаж, где ходил на корвете «Сокол» и шхуне «Ингул». В 1884 году в должности младшего штурманского офицера ходил на крейсере «Память Меркурия» и кратковременно вахтенным начальником на броненосце береговой обороны «Вице-адмирал Попов». В 1885—1889 годах Клюпфель в должности младшего штурманского офицера ходил на пароходе «Эриклик», клипере «Забияка», эскадренных броненосцах «Синоп» и «Чесма». 1 января 1890 года произведён в чин лейтенанта.
3 марта 1890 года Евгений Константинович был переведён на Балтийский флот с зачислением в 7-й флотский экипаж, и летом совершил кампанию на броненосном фрегате «Адмирал Лазарев», а 27 сентября был назначен ревизором корвета «Боярин» с переводом в 4-й флотский экипаж. 19 апреля следующего года переведен вахтенным начальником на полуброненосный фрегат «Дмитрий Донской», на котором в 1891—1892 годах совершил заграничное плавание. 9 октября 1892 года переведён вахтенным начальником на крейсер 2-го ранга (ранее клипер) «Забияка», и в течение последующих полутора лет ходил в тихоокеанских водах.
После возвращения в экипаж Клюпфель командовал в августе-октябре 1894 года 5-й ротой броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков», 30 сентября был зачислен в обучающийся состав Артиллерийского офицерского класса. После обучения и плавания на судах Учебно-артиллерийского отряда, 25 ноября 1895 года окончил Артиллерийский класс и 1 февраля 1896 года был зачислен в артиллерийские офицеры 2-го разряда. 30 марта того же года был назначен старшим артиллерийским офицером, а 25 апреля — командиром 5-й роты броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков». В августе 1896 года временно исполнял обязанности командира миноносца № 111.
После командировки в феврале-мае 1897 года в Севастополь, Евгений Владиславович был отчислен от должности старшего артиллерийского офицера броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» и назначен младшим артиллерийским офицером полуброненосного фрегата «Дмитрий Донской», на котором ранее, в 1897—1899 годах плавал в заграничных водах. В 1899—1900 годах в должности старшего артиллерийского офицера крейсера «Адмирал Нахимов» совершил заграничное плавание. 9 сентября 1900 года назначен старшим офицером канонерской лодки «Кореец», а 31 октября того же года — старшим офицером канонерской лодки «Манджур», 2 марта 1901 года — старшим офицером крейсера «Адмирал Корнилов». За участие в подавлении Боксёрского восстания, 11 октября 1900 года награждён орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами, а 22 сентября 1902 года «за 18 кампаний и бытность в сражениях» награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом.
После начала русско-японской войны был назначен командиром эскадренного миноносца «Сердитый», но уже 26 апреля сдал командование миноносцем лейтенанту А. В. Колчаку в связи с назначением заведующим батареями береговой обороны. 18 июня 1904 года награждён «за чрезвычайно энергичную и плодотворную деятельность по установке орудий на берегу и организацию обороны» орденом Св. Анны 2-й степени, а 6 декабря 1904 года произведён в чин капитана 2-го ранга. 12 декабря 1905 года «за отличия в делах против неприятеля под Порт-Артуром» награждён золотым оружием с надписью «За храбрость»[1].
После окончания русско-японской войны, Клюпфель в 1906—1908 годах командовал транспортом «Дунай». В 1909—1911 годах командовал линейным кораблём «Евстафий», после повреждения на мели у Констанцы 19 сентября 1911 года линейных кораблей «Пантелеймон» и «Евстафий», Особым присутствием Кронштадтского военно-морского суда признан виновным в «непредупреждении флагмана» об опасности назначенного курса, в связи с чем, 19 декабря получил Высочайший выговор.
В конце 1913 года капитан 1-го ранга Клюпфель был назначен директором маяков и лоций Каспийкого моря и командиром Бакинского порта[2][3]. 6 декабря 1913 года Евгений Владиславович был произведён в чин контр-адмирала. 6 декабря следующего года награждён орденом Святого Владимира 3-й степени, 30 июля 1915 года «за отлично-усердную службу и труды, понесенные по обстоятельствам настоящей войны» — орденом Святого Станислава 1-й степени, а 6 декабря 1916 года — орденом Святой Анны 1-й степени.
Клюпфель, являясь начальником Бакинского гарнизона и войск Бакинской губернии, а также командиром военного порта, был арестован по решению Исполнительного комитета по возвращении из Тифлиса 5 марта 1917 года на вокзале города Баку, по обвинению в допуске «неслыханных злоупотреблений» и открытого расхищения казённого имущества. Через несколько дней был отправлен в Петербург для дальнейшего разбирательства.
10 сентября 1917 года Клюпфель был зачислен в резерв чинов Морского министерства, а 6 октября уволен в отставку по болезни. Во время гражданской войны, находясь в Томске, активно сотрудничал с правительством адмирала А. В. Колчака, а затем эмигрировал в Америку, где проживал в Сан-Франциско. В 1928 году был избран председателем Кают-компании чинов бывшего российского флота в Сан-Франциско.

ЛОЙКО АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ, заместитель командующего Тихоокеанского флота по тылу, контр-адмирал

Сын репрессированных белорусов, высланных в Сибирь в начале 30-х годов, Анатолий Николаевич родился в 1936 году в г. Куйбышев, Новосибирской области. В 1953 году окончил Богашевскую среднюю школу и поступил в Высшее Военно-Морское училище им. С.О. Макарова в городе Владивостоке, которое окончил в 1958 году.
Служил на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах пройдя путь от командира торпедного катера до заместителя командующего Краснознамённым Тихооке-анским флотом по тылу.
Молодым лейтенантом, приняв торпедный катер, он был направлен на ядерный полигон участвовать в испытаниях ядерного оружия. Приходилось обследовать участки ядерного взрыва, брать пробы воды, замерять уровень радиации. Командовал сторожевым кораблем «Ворон» и осуществлял слежение за действиями группировки американских кораблей во главе с десантным вертолётоносцем «Иводзима». Во времена холодной войны в составе Советских кораблей в Среди-земном море противостоял ударной группировке аме-риканской эскадры.
За успешное выполнение правительственного задания награждён орденом «За службу Родине в ВС СССР III степени».
Был начальником полигона по испытанию ядерного оружия на острове Новая Земля.
Основатель общественной организации «Морское собрание». Активно занимался военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Умер 27 Марта 2018 года. Погребен на Томском городском кладбище Бактин.

МОРОЗОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1901—1983) — известный обской речник, учёный-гидротехник Сибири, первый ректор Новосибирского института инженеров водного транспорта (с 1951), инженер-генерал-директор речного флота III ранга (соотв. генерал-майору Советской армии); организатор легендарного прохода каравана судов летом 1942 года по заброшенному Обь-Енисейскому каналу (р. Кеть). Выпускник Томского технологического института по специальности «Внутренние водные пути», затем учился и работал здесь же в аспирантуре.

РУЖЕК АЛЕКСАНДР АНТОНОВИЧ (Кронштадт, Российская империя 04.05.1877 — 22.04.1930, Томск, РСФСР, СССР) — российский контр-адмирал, главнокомандующий Балтийского флота, Волжско-Каспийской военной флотилии. Организатор и участник Ледового похода Балтийского флота
Родился в Кронштадте в чешской семье руководителя военного оркестра 17 мая (4 мая по старому стилю) 1877 года. Родители имели сословие почётных граждан.
В 1897 году окончил Морской кадетский корпус в должности мичмана, а затем Минный офицерский класс, получив в 1903 году специальность минный офицер 1 разряда.
В 1908—1912 годах командовал миноносцем «Выносливый».
В 1912—1913 гг. был старшим офицером учебного судна Николаев.
4 ноября 1913 был назначен командиром минного заградителя Амур.
10 апреля 1916 года ему за отличие присваивается чин капитан 1-го ранга, а 23 ноября 1917 года — контр-адмирала.
В декабре 1917 года избирается в состав Центрального комитета Балтийского флота и состоит в нем до его роспуска 4 марта 1918 года.
В период с 23 декабря 1917 по 14 марта 1918 года недолго командует Балтийским флотом и одновременно является начальником его штаба.
23 марта 1918 года зачисляется в Наркомат иностранных дел, а 9 апреля благодаря знанию финского и немецкого языков, а также располагая связями среди местных деятелей, назначается генеральным консулом в Гельсингфорсе, где у него была своя квартира.
Был организатором и участником Ледового похода по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Гельсингфорса в Кронштадт.
В 1919 году, по поручению Совнаркома, стал председателем комиссии Нижегородского военного порта и обеспечивал прием и ввод в боевой строй судов Волжско-Каспийской военной флотилии.
12 февраля 1920 года назначается старшим морским начальником Обь-Иртышского района, в апреле становится руководителем Сибирской хлебной экспедиции, а с 1 июня — начальником экспедиции Северного морского пути. 10 апреля 1921 г. его переводят на должность старшего морского начальника Западного района Черного моря. Через год в течение двух месяцев является помощником начальника Батумского военно-морского училища, затем командует посыльным судном «Летчик», а с августа 1922 года — минным заградителем «Дунай».
С осени 1922 года А. А. Ружек — инспектор морских частей погранвойск ГПУ Украины и Крыма, с 23 апреля 1924 года в течение восьми месяцев командует крейсером «Коминтерн».
С середины 1924 года был начальником дивизиона канонерских лодок Морских сил Чёрного моря.
В 1926 году отправлен в отставку с назначением персональной пенсии.
С февраля 1926 по 1 сентября 1927 года служил старшим инспектором наркомата Рабоче-Крестьянской инспекции СССР.
Скончался в Томске 22 апреля 1930 года от миокардита. Погребен на Коммунистическом кладбище г. Томска (захоронение утрачено).
Военное звание и награды
«В одном из документов сказано: "За мужество и отвагу А.А. Ружек награжден боевыми орденами России, Турции, Болгарии, Румынии и Пруссии"» из книги Льва Пичурина «Александр Ружек. Забытый адмирал».
Командовал
Балтийский флот ВМФ Российской Федерации.
Память
В 2011 году вышла книга «Александр Ружек. Забытый адмирал». Автор — профессор Лев Пичурин.
Брак:
1 - Рюмина Евгения Митрофановна (26.01.1901 г.)
2 - Чарнецкая Наталья Степановна (16.05.1912 г.)

ФЕДОРОВИЧ МИХАИЛ ИОСИФОВИЧ (1872—1936) — кадровый морской офицер Русского Флота, капитан 1-го ранга (1912, Черноморский флот). Участник боевых действий на море и в рядах Воздушных сил в Первой Мировой войне, награждён Георгиевским оружием (1915). С июня 1918 года — в частях Белой армии, С 13 июня по 20 августа 1918 года занимал должность военного коменданта города Томска, в.р.и.д. начальника Томского гарнизона, с 20 августа — начальник гарнизона Красноярска. С 5 сентября являлся уполномоченным командира I Средне-Сибирского корпуса по охране государственного порядка и общественного спокойствия в Енисейской губернии. Приказом по Сибирской армии от 17 сентября 1918 года переименован (из капитана первого ранга) в полковники со старшинством с 6 декабря 1911 г., с зачислением по полевой артиллерии. Приказом от 21 сентября произведён в генерал-майоры. С 26 декабря 1918 года — начальник Технического управления Морского министерства Российского правительства. С декабря переведён в морское ведомство с переименованием в контр-адмиралы со старшинством с 21 сентября 1918 г. С августа 1919 г. по январь 1920 г. — командующий всеми вооружёнными морскими силами Российской Державы на Дальнем Востоке. Эмигрировал в Китай. Организатор и начальник Морского училища в Шанхае. Умер в Шанхае в декабре 1936 года.

ШОПОТОВ КОНСТАНТИН АНТОНОВИЧ (19 августа 1931, Томск, Западно-Сибирский край, РСФСР, СССР — 3 марта 2019, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — военный и общественный деятель, контр-адмирал ВМФ в отставке, кандидат исторических наук, академик общественной Академии военно-исторических наук[1]. Президент общества «Память Балтики» (Санкт-Петербург, с 2009). Член Союза писателей России, исследователь и популяризатор морских экспедиций России. Член Русского географического общества.
Родился в Томске. В годы Великой Отечественной войны мальчишкой с 12 лет каждое лето работал коноводом в колхозе села Тамбар Тисульского района Кемеровской области: население жило под лозунгом «Всё для фронта. Всё для Победы!». Не смотря на сложности этого времени, сумел успешно окончить среднюю школу.
В 1955 году окончил Штурманский факультет Высшего военно-морского Краснознамённого орденов Ленина и Ушакова I степени училища имени М.В. Фрунзе (ныне — Санкт-Петербургский военно-морской институт).
В 1955—1976 гг., в период службы на Тихоокеанском флоте, прошёл путь от командира штурманской боевой части БЧ-1 до командира ракетной атомной подводной лодки, начальника штаба соединения атомных подводных лодок ТФ. В том числе был командиром КрПЛ К-184 (1964—1969) и К-57 (1969—1970). Непосредственный участник (как офицер боевой подводной лодки) событий Карибского кризиса осени 1962 года, за что был награждён тогда первым своим правительственным орденом — орденом Красной Звезды.
Дважды проходил переобучение: в 1964 году окончил Высшие ордена Ленина специальные офицерские классы Военно-Морского Флота СССР (Ленинград), затем, в 1975 — Командный факультет Военно-морской академии имени А.А. Гречко[2]. Капитан первого ранга К.А. Шопотов вышел в запас в 1976 году в возрасте 45 лет. Переехал жить в Ленинград (с 1991 — город Санкт-Петербург), занимался военно-педагогической деятельностью: читал лекции и вёл занятия в военно-морских вузах. В запасе было присвоено звание контр-адмирала.
В 1976—1989 годах был начальником Штурманского факультета Высшего военно-морского Краснознамённого орденов Ленина и Ушакова I степени училища имени М.В. Фрунзе.
С 1989 года — активное участие в работе ветеранских и военно-патриотических организаций, ведение педагогической и научно-практической работы в клубах по военной подводной археологии (исследования велись на Балтике, Северном Ледовитом и Тихом океанах), по создаю музеев воинской славы. Историк-исследователь и популяризатор морских экспедиций России.
В октябре 2009 года К.А. Шопотов побывал с визитом в городе Томске — по приглашению Томского Морского собрания и клуба дайверов и пловцов ТГУ «Скат».
С 1989 года — бессменный президент общества «Память Балтики» (Санкт-Петербург), где являлся руководителем археологических подводных экспедиций на морские объекты, где шли боевые действия в войнах СССР XX века. Общество было награждено орденом Петра Великого.
Константин Антонович Шопотов — инициатор создания Музея подводной археологии, организатор и участник мемориального Транзундского похода и других памятных акций, организатор создания Выборгского отделения «Морского собрания», почётный член Томского Морского собрания. В последние годы работал старшим научным сотрудником Государственного музея «Выборгский замок», являлся членом Координационного совета Конфедерации подводной деятельности России, являлся экспертом проекта «Социально-экономическое развитие Камчатского края до 2025 года».
В настоящее время Музей подводной археологии города Санкт-Петербурга имеет уникальную коллекцию раритетов, более 800 единиц: палубные пушки всех калибров кораблей шведского флота, участвующих в Выборгском морском сражении; коллекцию боеприпасов шведских пушкарей: ядра, книппеля, пеналы различного снаряжения с картечью и штангель-кугели всех калибров; совершенно уникальная коллекция вооружения шведского морского десантника: мушкеты, пики, абордажный палаш, абордажный кортик, ручная граната, абордажный топорик; носовую фигуру 62-пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Sharlotta», дубовые станки к корабельным пушкам и боевой галере «Ertrus»; 311 красномедных шведских монет номиналом 1 и 2 ORE и 2 серебряные монеты с гербом короля Густава III номиналом 24 ORE и серебряная монета с барельефом шведского короля Густава III; становые якоря: шведских линейных кораблей, бриг-коттера, галерные якоря и якоря типа «кошка» петровского времени; скульптуры Главнокомандующего в Выборгском морском сражении кавалера ордена Святого Георгия I степени адмирала В.Я. Чичагова и великого мореплавателя Витуса Беринга — работы петербургского скульптора Р.Л. Слепенкова.
Награды и звания
орден Почёта (21.09.2002)
орден Красной Звезды (1962)
орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970)
медаль «За боевые заслуги»
медаль «За безупречную службу в ВС СССР» I степени
медаль «За безупречную службу в ВС СССР» II степени
медаль «За безупречную службу в ВС СССР» III степени
юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965)
юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975)
юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1985)
медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (1968)
медаль «60 лет Вооружённых Cил СССР» (1978)
медаль «70 лет Вооружённых Cил СССР» (1988)
медаль «100 лет Советской армии и Военно-морскому флоту (РККА)» (2018)[3]
медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2004)
медаль «300 лет Российскому флоту» (1996)
медаль «Подводному флоту России 100 лет» (2007)
медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
другие медали СССР и РФ
нагрудный знак-награда «Командир подводной лодки»
нагрудный знак «За дальний поход АПЛ»
Почётный знак «За заслуги перед Выборгским районом»
лауреат Российской национальной премии «За многолетний вклад в подводную деятельность» (2007)
лауреат Национальной литературной премии «Золотое Перо Руси» (2015)
академик общественной Академии Военно-исторических наук (Санкт-Петербург)
международный инструктор CMAS по подводной археологии
Публикации, труды, сочинения
Автор книг «Колумбы Арктики», «Секреты подводных лодок», «Великий русский мореплаватель Алексей Чириков», «Капитан-командор Чириков», «Памяти великих мореплавателей», «Моря советской Арктики», «Полярник Б.А. Кремер», «Полярная экспедиция на ледоколах», «Как Христофор Колумб открыл Америку», «Корабль викингов у берегов Норвегии», «Поход московитов в Югорскую землю», «Возвращение России „Земель оттич и дедич“», «Из истории великих русских географических открытий», «Подвиги первых русских навигаторов», «Описание земли Камчатской», «Русская Америка», «Берингов крест», «Путь в океан», «История России (с начала XIX века до начала XXI века», «Страницы морской славы», «Командорские острова», «Подводный флот России», «Витязь подводных глубин», «Бессмертно имя героя», «К неведомым берегам», «К берегам Тихого океана», «Дорога в океан», «На предельной глубине», «Жизнь, отданная Флоту», «В холодных глубинах Балтики», «А память не стынет…», «Музей подводной археологии», «Адреса подвига» и другие.
Константин Антонович Шопотов умер 3 марта 2019 года на 89-м году жизни. Похоронен в Санкт-Петербурге.
---
"Как может цвести древо, если у него высохли корни?"
Иоанн IV Грозный
Лайк (1)
=pensioner=
Модератор раздела

=pensioner=

Томск
Сообщений: 317
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 198
ЦОКОЛАЕВ ГЕННАДИЙ ДМИТРИЕВИЧ, Герой Советского Союза, подполковник морской авиации Дважды Краснознаменного Балтийского флота

Родился в Томске в 1916 году в в семье железнодорожника–осетина Дзантемира (Дмитрия) Ильича Цоколаева, который был родом были родом из села Ольгинское, Северной Осетии. Геннадию было всего два года, когда умер отец, и детские годы он провел в родном селе отца у родственников. Геннадий учился в сельской школе. В 1929 году семья перебралась в Москву. Здесь он окончил ФЗО и рабфак, мечтал о профессии моряка. Учился в Ленинграде в институте водного транспорта. Однако в те годы боевой клич «Комсомолец – на самолет» звал юношей в небо. В 1936 году Геннадий Цоколаев был направлен по путевке комсомола и военкомата в Ейское военно-морское училище летчиков имени И.В. Сталина.
С 1936 года в рядах Красной Армии (Рабоче-крестьянский Красный Флот). В 1938 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков. Участник Советско-финской войны 1939 — 1940 годов.
В 1938 после успешного окончания авиа-училища Г.Д. Цоколаев зачислен в состав лётчиков-истребителей морской авиации Балтийского флота. Боевое крещение лейтенант Цоколаев получил в боях с белофиннами в 1939 г. На своем «ястребке» И-16 молодой лейтенант умело наносил удары по живой силе и боевой технике противника, проводил воздушную разведку, участвовал в воздушных боях. 11 января 1940 Цоколаев открыл счет уничтоженным вражеским самолетам. За мужество доблесть, проявленную в боях с белофиннами, лётчик Цоколаев одним из первых среди балтийских моряков был награжден орденом Красного Знамени.
С июня 1941 года лётчик Геннадий Цоколаев — на фронтах Великой Отечественной войны, сражался в составе 13-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Грозным утром 22 июня 1941 Геннадий Цоколаев находился на Гангуте (полуостров Ханко). В этот день он участвовал в воздушных боях с авиацией агрессоров, защищал небо Балтики, отражал нападение фашистских «Юнкерсов» на советский Таллин.
Геннадий Цоколаев и лётчики его советской интернациональной эскадрильи сражались над Ханко, Эзелем, Даго, Кронштадтом, Карелией и Ленинградом.
19 июля 1941 года Цоколаев в паре с лётчиком Леоновичем на своих истребителях И-16[2] вылетел на разведку финского броненосца береговой обороны, скрывавшегося в шхерах. Броненосца они не нашли, но, атакованные истребителями противника, вступили в бой и сбили каждый по одному «Фоккеру D.XXI».
5-го ноября 1941 года Цоколаев сбил ещё один финский самолёт. На этот раз его жертвой стал истребитель H-75 из состава LeLv 32.
В период упорнейших боёв в небе Ленинграда среди моряков-балтийцев была очень велика популярность морского лётчика Геннадия Цоколаева. Об этом свидетельствует и выпущенная в честь его в 1942 году листовка «Гордость Балтики», которая до сих пор хранится в Государственном музее Революции.
К апрелю 1942 года командир эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка (61-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) гвардии старший лейтенант Г.Д. Цоколаев совершил 309 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 6 и в группе 11 самолётов противника. Всего за годы войны произвёл более 510 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 7 самолетов противника лично и 15 в группе. Более 100 раз штурмовал он войска и технику противника, уничтожил в Балтийском море 10 катеров с экипажами, провёл 82 разведки в глубоком тылу противника.[3]
В 1944 окончил Высшие офицерские курсы при Военно-Морской академии. Врачи запретили многократно раненому в боях лётчику-истребителю летать, Г.Д. Цоколаев перешёл работать на пункт наведения. В конце войны - помощник командира 3 Гвардейского истребительно-авиационного полка по летной подготовке и воздушному бою, гвардии майор. Он щедро делился опытом с молодыми коллегами, помогая им совершенствовать лётное мастерство, учил перехватывать воздушные цели на всех высотах, в самых трудных погодных условиях...
В 1958 году подполковник Г.Д. Цоколаев уволился в запас. Работал на заводе в городе Орджоникидзе[4] (Северная Осетия), жил также в городах Кисловодске и Москве. Работал в народном хозяйстве, активно участвовал в ветеранской работе, в военно-патриотическом и интернациональном воспитании молодежи. Геннадий Дмитриевич постоянно поддерживал связь с малой родиной — Бесланом, с жителями селения Ольгинского.
13 июля 1976 года Г.Д. Цоколаев погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в ограде Осетинской церкви Владикавказа. На многолюдном траурном митинге было сказано много теплых слов о боевых заслугах Героя, о его скромности, благородстве, душевном обаянии.
В городе Орджоникидзе был установлен бюст Героя, в этом же городе его именем названа одна из улиц. Имя прославленного лётчика высечено золотыми буквами на памятнике в Лагерном саду города Томска.
Осетин. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года.

Подвиг
С осени 1941, а также зимой и весной 1942 шли упорнейшие бои как на земле, так и в небе Ленинграда. На одном из участков фронта не удавалось засечь огневые точки, которые очень мешали нашим пехотинцам. Попросили помощи у лётчиков. 14 марта 1942 года Геннадий Цоколаев привёл в этот район свою шестёрку истребителей, противник встретил их полным молчанием. А без стрельбы огневых точек не засечь. И Цоколаев решил «расшевелить» врага: снизился и начал бить по земле. Ему ответили градом свинца. Именно этого и добивался лётчик. 4 раза Цоколаев водил группу в атаку. За этот боевой вылет он получил благодарность от Командующего 13-й воздушной армией.
В тот же день Цоколаев во главе 6 истребителей прикрывал наземные войска. Вдруг, в небе появилось 15 «Юнкерсов». Чтобы предотвратить бомбёжку, лётчик повёл свою группу в лобовую атаку. Он нанёс удар изнутри кругового строя самолётов врага. По его примеру остальные наши лётчики ворвались в середину «круга». Из штаба 54-й армии вскоре сообщили, что «наземные войска подтверждают падение 4 бомбардировщиков противника». Их сбили Цоколаев и его товарищи.
16 марта 1942 года, ведя группу самолётов на оборону наших позиций в районе Погостье-Шала (Карелия), Г.Д. Цоколаев встретил 8 «Мессершмиттов». Вскоре почти все вражеские машины были сбиты. Но и весь боезапас был израсходован, оставалось мало горючего. А вблизи появились еще 13 «Юнкерсов». Цоколаев повёл своих орлов в атаку, рассчитывая только на психологическое воздействие. И враг бежал.
Однажды, чтобы ведомый мог посадить сильно повреждённый самолёт, Цоколаев один дрался против 4 вражеских истребителей. В другой раз в бою были повреждены рули и пробит масляный бак его самолёта. Несмотря на это, Цоколаев всё же атаковал и потопил вражеский катер.
Вся Балтика восхищалась боем, который провела эскадрилья Цоколаева над тяжёлыми немецкими батареями, обстреливающими Ленинград. Над позициями дальнобойных вражеских орудий непрерывно барражировали «Мессеры». Немецких самолётов было в 4 раза больше, но балтийские лётчики были явно сильнее. Короткая очередь, и сражённый метким ударом Цоколаева немецкий истребитель падает на промёрзшую землю. Со стороны Ленинграда идут волны штурмовиков и пикировщиков. С новой силой разгорелся бой. Падают на землю ещё 4 сбитых балтийцами «Мессершмитта».
К апрелю 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Г.Д.Цоколаев совершил 309 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 6 и в группе 11 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Геннадию Дмитриевичу Цоколаеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 651).

Награды
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
дважды - орденом Ленина
дважды - орденом Боевого Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
Орден Красной Звезды
медали

Память
Имя Цоколаева Г.Д. представлено на Памятной стелле томичей — Героев Советского Союза в Мемориальном комплексе Лагерного сада.
Бюст Героя установлен в столице Северной Осетии городе Владикавказе (бывш. город Орджоникидзе).
Именем Героя названа улица в столице Северной Осетии.
Г.Д. Цоколаеву посвящены стенды в музеях городов Владикавказ, Беслан, в с. Ольгинском.
Организация РОСТО республики Северная Осетия учредила и ежегодно, накануне Дня воздушного флота, проводит межреспубликанские соревнования по мотокроссу памяти Героя Советского Союза Геннадия Цоколаева.
---
"Как может цвести древо, если у него высохли корни?"
Иоанн IV Грозный
=pensioner=
Модератор раздела

=pensioner=

Томск
Сообщений: 317
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 198
БРАГИН НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ, рулевой Щ-408 старший краснофлотец
1920/19.12 — 1943/22-23.05

Место рождения
д. М.-Брагино, Шегарский р-н, Новосибирская обл.

Дата призыва
1941

Место службы
ПЛ «Щ-408» ДПЛ БПЛ КБФ

История участника ВОВ
Старший рулевой ПЛ «Щ-408» ДПЛ БПЛ КБФ. Погиб на ПЛ «Щ-408» 22-23 мая 1943 года при выполнении боевой задачи в море. В свой первый боевой поход лодка вышла только 7 мая 1943 года. 18 мая она покинула Лавенсари. При форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения 19 мая «Щ-408» была обнаружена, обстреляна и повреждена немецким самолетом, а 22 мая она по масляному следу обнаружена и подверглась преследованию сил ПЛО противника в районе зарядки у острова Вайндло. К этому времени у преследователей был израсходован боезапас глубинных бомб, практически полностью потраченный на бомбежку «Щ-303», поэтому десантные баржи из состава 1-й группы 24-й десантной флотилии ограничились сбросом 5 глубинок и легли в дрейф. Вскоре терпение немцев было вознаграждено; подлодка всплыла на поверхность. Оторваться от противника в надводном положении субмарине не удалось. В завязавшемся артиллерийском бою несколько 45-мм снарядов с «Щ-408» поразили баржу «F-188», в ответ немцы добились нескольких попаданий из 75-мм и 22-мм орудий в носовую часть подлодки. За те 10 минут, пока шел бой с «Щ-408» успели передать просьбу о помощи: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место Вайндло». Вылетевшие с Лавенсари на помощь подводной лодке восемь «И-16» и «И-153» были перехвачены истребителями противника и, потеряв две машины, вернулись на аэродром, не выполнив задачи. Так как это были последние самолеты на острове, командир базы не хотел ими рисковать. Только спустя 8 часов на помощь лодке командование ВВС КБФ выслало десять «Ла-5», но и они, потеряв две машины, не добились успеха. Вскоре подошедший к месту боя финский минзаг «Руотсинсалми» и сторожевой катер «VMV-6» поставили точку в драме «Щ-408». После сброса глубинных бомб на поверхности воды появились пятна масла и куски дерева. Противник проводил наблюдение за районом до 25 мая, после чего подводная лодка посчиталась уничтоженной и охота прекращена. 22 апреля 2016 года остов «Щ-408» был обнаружен на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны, а 1-2 мая корпус подлодки был обследован участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». По предварительным данным подлодка практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Корпус субмарины ушел в грунт по ватерлинию и все видимые повреждения относятся к артиллерийскому бою, об интенсивности которого свидетельствует оставленный на мостике ППШ. Все люки в закрытом состоянии, никто из экипажа не делал попыток спастись. Вместе с «Щ-408» погибло 40 человек. Именем командира подводной лодки П.С. Кузмина названа улица в Петербурге.
---
"Как может цвести древо, если у него высохли корни?"
Иоанн IV Грозный
=pensioner=
Модератор раздела

=pensioner=

Томск
Сообщений: 317
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 198
Бой немецкого крейсера «Эмден» с крейсером «Жемчуг» в Пенангской бухте

Наконец на «Жемчуге» собрались с силами и открыли по нам огонь, — вспоминал старший офицер крейсера «Эмден» фон Мюкке. — Орудия на нем были крупнее наших, и русские снаряды могли причинить нам большой вред. Поэтому командир решил выпустить вторую мину. «Эмден», проходя мимо «Жемчуга», развернулся машинами и вновь направился к нему. Вторая мина была выпущена с расстояния около двух кабельтовых. Через несколько секунд послышался страшный взрыв под передним мостиком русского крейсера.
Гигантский столб серого дыма, пара и водяных брызг поднялся на высоту около 150 м. Части судового корпуса были оторваны взрывом и летели по воздуху. Видно было, что крейсер разломился пополам. Носовая часть отделилась. Затем дымом закрыло весь корабль, и когда он рассеялся, крейсера уже не было видно, из воды торчали лишь обломки его мачты. На воде среди обломков кишели люди. «Эмдену» было не до них. Надо было спасаться.
Получив два серьезных попадания корветтен капитан фон Мюллер решил не искушать судьбу, так как с ремонтом в Индийском океане было довольно сложно и приказал покинуть поле боя. На отходе развернувшись «Эмден» почти в упор всадил в «Жемчуг» вторую торпеду. От этой торпеды взорвался носовой погреб и крейсер «Жемчуг» затонул.
От первого выстрела и до гибели крейсера прошло всего 5 минут
Командир миноносца «Муске», уже осознавший к тому моменту допущенную им трагическую ошибку, отправил свой корабль наперерез покидающему гавань немецкому крейсеру в отчаянной попытке хоть немного исправить содеянное. Увы, стрелять торпедами было невозможно – слишком велик был риск промахнуться и попасть в суда, стоящие в гавани – а в артиллерийской дуэли силы были слишком неравны. «Муске» успел произвести лишь несколько выстрелов, не причинивших немецкому крейсеру сколько-нибудь существенного вреда. «Эмден» ответил мощным залпом, и миноносец буквально пропал с поверхности воды – как вспоминал один из выживших русских офицеров: «На месте «Муске» поднялся столб чёрного дыма, и всё было кончено». На спасение французских моряков немцы время нашли – из семидесяти шести членов экипажа «Муске» тридцать шесть были подняты на борт «Эмдена» (трое из них скончались позже от ран, остальных немцы позже передали на борт нейтрального парохода).
Вслед за немцами в погоню бросился спешно приведённый в боевую готовность миноносец «Пистоле», но у «Эмдена» была большая фора, к тому же через несколько часов на миноносце начал греться подшипник одного из гребных валов, он вынужден был снизить скорость и потерял преследуемого из вида.
«Эмдену» удалось благополучно уйти, но «Жемчуг» и «Муске» (Мушкет) стали последними жертвами корсара – менее чем через две недели, 9 ноября (27 октября по старому стилю), он был перехвачен и уничтожен австралийским крейсером «Сидней» неподалёку от Кокосовых островов.

Итоги боя:
На «Жемчуге» из 344 членов экипажа погиб один офицер (мичман Сипайло) и 80 (по другим данным – 85) нижних чинов. 9 офицеров и 113 нижних чинов оказались ранены, семеро из последних позже скончались.
Императором было назначено расследование гибели крейсера «Жемчуг». Сначала прошло английское расследование, затем приехали в Пенанг представители русской прокуратуры.
Были опрошены все матросы, унтер-офицеры и офицеры. Ясность с происшедшим была полностью достигнута. По показаниям вахтенных матросов инженер-механики в кочегарки не прибыли и борьбой за живучесть корабля занималась только вахта – пять матросов и унтер-офицер.
Некоторые офицеры и матросы с первыми выстрелами стали прыгать за борт. Об этом пишет в своих воспоминаниях старший офицер «Эмдена». Немногие побежали по своим боевым постам. Ключи от погребов висели в каюте старпома на гвоздиках с подписями. С первыми выстрелами они слетели с гводиков и найти их в куче вещей упавших на пол оказалось невозможным. Заведующие погребами хватали любые ключи и пытались открыть погреба.
Старший офицер Кулибин носился по палубе и был озадачен тушением пожара и спасением спрыгнувших и сброшенных за борт. Он стремился спустить шлюпки, приказал бросать за борт пробковые матрасы. Многие из оказавшихся за бортом, должны быть благодарны ему своими жизнями.
Следствием виновными в произошедшем признаны командир корабля, капитан 2-го ранга барон Иван Александрович Черкасов, оставивший корабль в потенциально опасной ситуации, и старший офицер, старший лейтенант Николай Владимирович Кулибин (кстати внук знаменитого русского изобретателя), выполнявший обязанности командира в его отсутствие и не обеспечивший безопасности корабля.
Оба обвиняемых были лишены дворянского звания и всех наград. Первоначальный приговор предполагал их исключение из рядов флота и тюремное заключение, но в итоге оба были разжалованы в матросы и отправлены воевать.
Бывший барон Иван Черкасов попал в Урмийско-Ванскую озёрную флотилию на Кавказе. Сражался храбро, был награждён солдатским Георгиевским крестом. В апреле 1917 года был восстановлен в звании капитана 2-го ранга. После Октябрьской революции эмигрировал, умер в Париже в 1942 году.
Николай Кулибин воевал на Северо-Западном фронте в составе особой морской бригады. Командовал пулемётным расчётом. Потом попал в подразделение, называвшиеся «клуб самоубийц», занимавшееся разминированием самых сложных мин. Неоднократно рисковал жизнью. Честно заслужил два солдатских Георгиевских креста. По личному ходатайству командующего силами Балтийского моря в сентябре 1916-го восстановлен в звании старшего лейтенанта, а затем практически сразу повышен до капитана 2-го ранга.
Командовал на балтийском флоте миноносцем «Подвижный», в феврале 1917 года был тяжело ранен на боевом посту — от этой раны он и скончался в госпитале.


Томичи, погибшие на крейсере "Жемчуг" 15 (28) октября 1914 года

1. горнист Акимов Сергей Андреевич – Томской губернии, Бийского уезда, Бощелакской волости, , д. Боровлянки, холост, призыва 1911 года
2. матрос 1 статьи Александров Александр Ефимович – Томской губернии, Марьинского уезда, Колыванской волости, д. Покровки, холост, 1913 года призыва
3. матрос 1 статьи Баев Николай Александрович – Томской губернии, Мариинского уезда, Алчедатской волости, с. Чумавскогой холост 1911 года призыва
4. матрос 1 статьи Кирилов Даниил Андреевич – Томской губернии, г. Бийска, из мещан, холост, 1913 года призыва
5. матрос 1 статьи Кирьянов Фёдор Степанович (Иванович) – Томской губернии, Змеиногорского уезда, Змеиногорской волости, с. Загорского, холост, 1913 года призыва
6. матрос Ковальчук Моисей Григорьевич – Томской губернии, Барнаульского уезда, Златовлянского уезда, п. Веселенького, холост, 1913 года призыва
7. матрос 2 статьи Колесников Алексей (внебрачный сын) – Томской губернии, Томского уезда, Спасской волости, , д. Большваниной, холост, 1914 года призыва
8. машинист 1 статьи (призван из запаса) Леусь Гурий Васильевич – Томской губернии, Барнаульского уезда, д. Черново, холост, призыва 1909 года
9. машинист 1 статьи (призван из запаса), Пермикин Михаил Никитович – Томской губернии, Барнаульского уезда, , д. Дубинской, холост, 1905 года призыва
10. кочегар 1 статьи Сытьков Герсим Егорович – Томской губернии, Барнаульского уезда, Нижне-Чулымской волости, с. Верхне-Каргатского, холост, 1911 года призыва
11. матрос 1 статьи Терентьев Арсений Иванович – Томской губернии, Барнаульского уезда, г. Красноярск, из мещан, холост, 1911 года призыва
12. матрос 2 статьи Фоминых Ларион (внебрачный сын) – Томской губернии, Змеиногорского уезда, Колыванской волости, с. Колываново, холост, 1914 года призыва
13. матрос 2-ой статьи Шмыга Василий Павлович – Томской губернии, Барнаульского уезда, Ключевской волости, женат, 1914 года призыва
14. матрос 1 статьи Щеглов Андрей Степанович – Томской губернии, Барнаульского уезда, Вознесенской волости,, с. Щегловского, женат, 1912 года призыва
15. матрос 1 статьи Якушев Игнатий Кондратьевич – Томской губернии, Томского уезда, Каилинской волости, с. Ивановки, холост, 1912 года призыва

В некоторых списках проходят как погибшие:
16. матрос 1 статьи Николаев Николай Александрович – Томской губернии, Марьинского уезда, Асмедатской волости, с. Чумейского, холост, 1911 года призыва
17. санитар (ученик) Брага Самуил Ильич – Томской губернии, Томского уезда, Каменской волости, д. Усть Ини, холост
18. кочегар (ученик) Грядасов Григорий Николаевич – Томской губернии, Бийского уезда, Новообинской волости, с. Солдатово, холост
19. кочегар Олейников Дмитрий Семёнович – Томской губернии, Каинского уезда, Сарбедиха, холост
---
"Как может цвести древо, если у него высохли корни?"
Иоанн IV Грозный
    Вперед →Модератор: =pensioner=
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник =pensioner= » Книга памяти моряков Томской области [тема №140321]
Вверх ⇈