На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли "казацкий хлеб”.
Русское государство установило связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем - постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало в войнах России XVI-XVII вв.
Идеалы изначального казачества. Особенностью самосознания казаков был вольный характер их отношения к царю. Не случайно "казак" по-татарски значит "вольный человек”. Важным было то, что казаки жили за пределами оборонительной "засечной черты”, обозначавшей границы Московского государства. Они селились на "ничейной” земле и считались лишь союзниками царя. Нарушая приказания правительства, они были уверены, что смогут легко уйти от наказания. Ведь на своих землях для царских войск казаки стали доступны только в XVIII в. Когда царь Михаил Романов попытался запретить им нападать на Азов, боясь, что это поссорит его с турецким султаном, казаки отвечали: "Мы верны белому царю, но что берем саблей, то не отдаем даром”. Перед лицом турецкого суда казаки говорили, что они люди вольные, ходят на войну по своей охоте. Постоянные переходы от службы государству к разорению городов, ограблению купцов и посольств - норма поведения казаков в XVI-XVII вв. читать дальше >>>
Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.
Кубанские казаки - Часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия, преимущественно потомки выходцев из казачьего Войска Запорожского. Войсковой штаб - город Екатеринодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола, которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. История Кубанского казачества.
Донские казаки - Самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Донское казачье войско - первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. История. Великое войско Донское
Хопёрские казаки - Хоперские казаки - особый вид казаков, которые относились к Хоперскому войску. Они жили в бассейне реки Хопер, расположенной на территории современных Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Воронежской областей. Примечательно, что присутствие казаков в этом регионе является непрерывным со стародавних времен до наших дней. Предположительно, казаки в этих местах селились еще в античные времена. - История возникновения
Запорожские казаки - для эпохи между XVI и XVIII веками так назывались все без исключения Днепровские Казаки; до этого времени они считались Ордынскими Казаками. Русские называли их Запорожскими Чуркасами. Первоначальная история 3. Казаков связана с Черными Клобуками и с теми Казаками, которые несли службу в северо-черноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки Торков и Берендеев, известные летописцу, как "все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы", а Черкасы, в свою очередь, прозвище 3. Казаков, сохранявшееся за ними до XIX в. Земли расположенные межд; Ю. Бугом и Днепром, на юг от рек Синие Воды и Тясьмин. долгое время били в распоряжении 3. Казаков и их предков, хотя от 1240 по 1739 г. находились в границах татарских владений. До XVI в., от которого Запорожье стало принадлежать Татарам только формально, Казакам приходилось давать своих воинов в ханские войска. История запорожского казачества Раздел на форуме - Украина казацкая
Хлыновские (вятские) казаки - Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления. На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. [Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.] ...Теснимые по берегам Балтики немцами, изгоняемые из Новгорода [ушкуйники], казачья вольница двинулась на северо-восток и завела поселения на Северной Двине, Каме и Вятке. Наиболее известным местом скопления казаков был г. Хлынов на реке Вятке. Казачья община Хлынова управлялась Кругом, на котором избирали атамана. Из Хлынова, казаки предпринимали торговые путешествия и военные набеги вниз по Волге, вплоть до 1439 г., т.е. до разгрома хлыновской общины царем Иваном III. Большая часть казаков ушла вниз по Волге и по старой своей традиции, по аналогии кубанских и днепровских поселений, обосновалась в труднодоступном и безопасном месте - нынешний г. Камышин. Торговые караваны давали средства к существованию - хлеб, одежду, оружие. Пограничные городки с Москвой, занимаемые городовыми (мещерскими) казаками, служили местом сбыта добычи. Вятка - родина казачества
Мещерские казаки - Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (они же мещера, они же мишари) — жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до Среднего Поволжья области) с центром в г. Касимове, составившие в дальнейшем субэтносы касимовских татар и мещеры. Станы мещерскиe были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово), а также в Кадомском и Шацком уездах. Мещерские казаки — вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещеры, населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещера предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера — в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак — звено в цепи — хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет. Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии. Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам. Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова — Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей. Начало казачьей вольницы в Мещере
Северские казаки - Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, «несостоявшийся восточнославянский народ», в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли. Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв. В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу. В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества. В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией. В XVI веке считались представителями (древне)русской народности. Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.
После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.о казаках северских
Волгское (волжское) войско - Военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II. Волжское казачье войско
Сибирское войско - Четвёртое по старшинству в казачьих войсках с 19 декабря 1582 года, сибирские казаки живут на территории Сибири, Войсковой праздник, войсковой круг - 6 (19) декабря, день св. Николая Чудотворца. Официальный сайт Казаки Сибири
Яицкое войско (Уральские казаки) - Группа казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области, по среднему и нижнему течению реки Урал. Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск. Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане и буддисты. Войсковой праздник, войсковой круг 8 ноября, день св. Архангела Михаила. Уральское казачество
Астраханское войско - В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году. Евграф Савельев - Астраханское казачье войско (читать онлайн)
Кн.1209 оп. 1 д.13334 (С.1207…) «…Данков 7137 лета. Городище Донковское на берегу реки Дону усть речки Везовки №1446 /…/ Да на посаде осадных дворов всяких чинов людей /…/ №1447 /…/ Да в Донкове Пушкарская слобода /…/ (с.1208 об.) «…№ 1448 В Донкове ж на посаде слобода (С.1209) полковых казаков а в ней церков Николая Чюдотворца да /…/ (расплылось) …ла светых страстотерпца Христова Георгия а на церковной земле двор поп Григорей двор поп Филипп двор пономар Сидорко Трофимов двор пономар Гришка Тимофеев двор просвирница Феклица да за попом Филиппом бобылей двор Матюшка Савельев двор Степашко Ондреев двор Филимонко Григорьев да за попом Григорьев бобыли (с.1209 об.) двор Еферко (!?) Юрьев двор Ивашко Юрьев двор Климко Евсевьев двор Ивашка Петров №1449 В Донкове ж на посаде на берегу реки Везовки слобода сторожевых казаков а в ней церков во имя Рожества Христова да преже Николая Чюдотворца а на церковной земле двор поп Тимофей двор дьячек Васка Тимофеев двор пономар Фролко Федоров двор просвирница настасьица да на церковной (с.1210) земле за попом /…/ питаютца да от церкви Божией двор Омельянко Яковлев двор Офонка Костянтинов №1450 В той же слободе в поместьях сторожевых казаков дворов во дворе казак Купреянко Олфимов сын Ртищев во дворе казак Палка Иванов сын Булатов у него захребетник Ивашко Семенов во дворе казак Якушка Ефремов сын Нелидов у него захребетник сын Максимко (с.1210 об.) Екимов во дворе казак Игнашко Ла…ев сын Медведев во дворе казак Фетка Парфентьев сын Сторожевой, во дворе казак Фетка Полукарпов у него брат Микитка во дворе казак Алешка Гарасимов сын Грачев у него брат Гришка во дворе казак Евсевейко Поч… да у него два сына Еш..ка да Пашка во дворе казак Карпушка Петров сын Плотицын у него брат Максимко во дворе казак Перша Васильев сын Дудол… а у него сын Сенка во дворе (с.1211) двор Гришка Тимофеев сын Коробин во дворе казак Неустройко Елизарьев сын Мездрикин у него сын Ивашко во дворе казак Фетка Огафьев (?) сын Онохин, во дворе казак Маизлик (?) Мартинов, во дворе казак Оношка Фомин сын Би…жкев (?) да у него захребетник Рутка Мартинов сын Баловнев во дворе казак Степашко Микифоров сын Реховский да у него сын Пашка во дворе казак Авакумко Федоров сын Бальков (?, неразб.) (с.1211 об.) у него брат Ивашко во дворе казак Мартышко Кондратьев сын Распопин у него два сына Ивашка да Мишка во дворе казак Микита Иванов сын Вялой (в?) во дворе казак Марташко Семенов сын Елеев а у него племянник Афонка во дворе казак Евсевейко Максимов сын Кондауров у него сын Панка во дворе казак Сенка Марков у него два брата … сафейко да Филимонко во дворе Евтифейко Иванов сын Сеченой у него племянник (с.1212) Фетка во дворе казак Ивашка Парфентьев сын Кавешников у него два сына Ивашка да Васка во дворе казак Митка Федоров сын Ковешников во дворе казак Микитка Степанов сын Щекин у него племянник Ивашко Козмин во дворе казак Алешка Ананев сын Пестрецов у него два брата Сенка и Акинфейко во дворе казак Свиридко Екимов у него брат Тараска во дворе казак Мишка Максимов (с.1212 об.) сын Меншин (?) во дворе Микитка Александров сын Кавешников у него брат Ивашка да сын Офонка во дворе казак Савка Ондреев сын Барбошин во дворе казак Сенка Иванов сын Хмаров у него сын Михалко да пасынок Агейко Омельянов во дворе казак Демитко Петров сын Духанин да у него сын Сенка да пасынок Алимпейко во дворе казак Гришка Кондратьев сын Булгаков во дворе казак Гришка Ефимов у него ( с.1213) два сына Титка да Фетка во дворе казак Ермолко Васильев сын Ртищев да у него в…чик Тимошка Олексеев во дворе казак Игнашка Григорьев сын Офремов во дворе казак Игнашка Васильев во дворе казак Посничко Тимофеев сын Демшин да у него племянник Оска Федоров во дворе казак Ондрюшка Лукин сын Подшивалов во дворе казак Осташка Харитонов сын Никонов да у него два брата (с.1213 об.) Ивашка да Васка во дворе казак Мишка Иванов сын Уланов у него зять Мишка Осипов во дворе казак Ташко Полуехтов сын Суслов во дворе казак Ондрюшка Иванов сын Баловнев да у него брат Тимошка у Тимошки сын Фетка во дворе казак Кондрашка Ондреев сын Оголев да у него два сына Мишка да Оска во дворе Пафомка Федоров сын Ма(?с)ленев казак да у него сын Наумка во дворе казак Ивашко (с.1214) Григорьев сын Мячин у него брат Самсонко во дворе казак Ефтифейко Михайлов сын Кошкаров а у него два сына Петрушка да Антошка во дворе казак Алешка Иванов сын Марков да у него сын Ротка во дворе казак Мишка Фомин у него сын Ивашко во дворе казак Офонка Левонтьев сын Легунов да у него брат Сенка во дворе казак Серешка Васильев сын Дехтярев да у него сын Максимка да племянники Фролка Иванов (с.1214 об) во дворе казак Максимко Минин у него сын Матюшка во дворе казак Серешка Карпов сын Хилков да у него племяннки Мишка Малофеев во дворе Дорошка Васильев сын Ископов да у него сын Логинко во дворе казак Евтихейко Семенов сын Ряховской да у него сын Фетка во дворе казак Абрашка Карпов сын Микулин да у него два племянника Филка да Илка во дворе казак Матюшка Яковлев сын Дурного во дворе казак (с.1215) Ивашко Иванов сын Востров во дворе казак Сенка Прокофьев у него два сына Кондрашка да Куземка во дворе Кирюшка Сазонов сын Карева да у него брат Сенка во дворе казак Гараска Давыдов у него два брата Игнатко да Онисимко во дворе казак Фетка Михайлов сын Карева у него сын Карпушка да племянник Мишка Матвеев во дворе казак Кирюшка Филимонов сын Ряховской во дворе казак (с.1215 об.) Ивашка Федоров сын Неклюдов у него два сына Ивашка да Ефимка во дворе казак Ондрюшка Семенов сын Ряховской у него сын Есипко во дворе казак Тимошка Яковлев сын Чернышов во дворе казак Маркелко Дмитриев сын Дымова у него брат Савка во дворе казак Исайко Иванов сын Мокроусов у него брат Гришка во дворе казак Ивашка Осипов во дворе казак Самсонко Григорьев сын Мягких во дворе казак (с.1216) Гаврилко Тарасов сын Копылов у него брат Фролко во дворе казак Ларко Потапьев сын Дехтярев во дворе казак Филка Максимов сын Жабин во дворе казак Онтошка Иванов сын Деделевский да у него сын Ивашко. во дворе казак Тихонко Степанов сын Суслов да у него брат Гришка во дворе казак Дмитрейко Елисеев сын Дорошин у него два брата Якушка Болшой да Якушка Меншой во дворе казак Евдокимка (с.1216 об.) Яковлев сын Костин во дворе казак Сенка Олексеев сын да у него сын Оникейко. во дворе казак Семейка Оксенов сын Казарский да у него брат Ивашка. во дворе казак Пронка Дементьев сын Ермаков да у него брат Парфилко. во дворе казак Семенов ивашко сын Поросов. во дворе казак Матюшка Микитин сын Гриднев у него брат Лазарко. во дворе казак Демка Микифоров сын Реховской во дворе казак Седой (с.1217) Степанов сын Мячин во дворе Севка Михайлов сын Тилин у него сын Фетка. во дворе казак Назарко Иванов сын Макаров у него сын Ивашко. во дворе казак Фролко Тимофеев сын Х(а?)нский у него сын Ермошка. во дворе казак Севка Родионов сын Стародубов. во дворе казак Харламко Киприянов сын Дураков у него сын Маркелко. во дворе казак Богдашко Михайлов сын Малшин у него пасынок Васка. во дворе казак Сенка Михайлов сын Дула да у него брат Еска. во дворе казак Терешка Назарьев сын Родионов. во дворе казак Петрушко Околелой у него брат Евсевейко. во дворе казак Гришка Игнатьев сын Салников у него дядя Устинко. во дворе казак Лунка Михайлов сын Сухинин у него брат Мартюшко. во дворе казак Ондрюшко Омельянов сын Зеленев. во дворе казак Васка Клементьев сын Перов у него сын Алфимко. во дворе казак Ортюшко Иванов во дворе (с.1218) козак Жданко Ост… сын Степанов у него пасынок Якушка Фокин. во дворе казак Гришка Яковлев сын Панкратов у него сын Ивашко. во дворе казак Олешка Шевен…ов. во дворе казак Гурко К..рдусов (?) у него брат Зеновко. во дворе казак Офонка Олексеев сын Рышков да у него брат Ивашко. во дворе казак Ивашко Самойлов сын. во дворе казак Сенка Горк…(ин?) во дворе казак (с.1218 об.) Фетка Кренев да у него брат Фетиско во дворе казак Левка Иванов сын Шоршенев да у него брат Богдашко. во дворе казак Якушка Мартынов сын …шаков (?). во дворе двор казак Микешко Непов…? да у него брат Мирошка. во дворе Петрушка Онаньев сын Сутормин во дворе казак Сенка Семенов сын Дудоладов. во дворе казак Першик Иванов сын Влажнев. во дворе казак Фетка Провоторхов сын Горин. во дворе казак Богдашко (с.1219) Федоров сын Мерзликин. во дворе казак Назарко Иванов сын Марков. во дворе казак Филка Иванов сын Баканев Всего сторожевых Донкова 117 дворов людей в них тож да у них же детей и племянников 101 человеков…» (далее – «за помещиками в Донкове и уезде…» Б.
Городище Сапожок и сапожковские казаки 1628-29гг. РГАДА ф.1209 оп.1 д.13334 (сборная книга, из списков из разл. Писцовых, межевых и переписных книг, списки кон.17в.) «…Список с Писцовой книги по Рязани №8 а какого года и царствования не указано» С.1229-1232 «… Писцовая книга городища Сапошка 7136 и 37 (1628-29гг. – прим.) а записи полковых казаков в Сапожковском уезде письма Г.Ф.Киреевского (С.1229) «№ 1459 Городище Сапашковское на реке на Машке да за острогом Соборная церковь а на церковной земле двор поп Лаврентей двор дьякон Яков двор просвирница Авдотьица двор пономар Савостьянка да за попом бобылей да старцов двор Назарко Микифоров двор Лунка Харитонов двор Ондрейка Юрьев двор Трофимка Юрьев двор Агейка Лукьянов № 1460 Да за острогом на Сапашке (с.1229 об.) церковь Николая Чудотворца а на церковной земле двор поп Захар двор просвирница Оришка двор пономар Алферко Назаров да за попом бобылей двор Серешка Игнатьев двор Прохорко Михайлов двор Фетка Иванов двор Ивашко Лукьянов № 1461 В остроге ж церков великомученицы Параскевы нарицаемыя Пятницы а на церковной земле двор поп Григорей двор дьячек Ивашка Дмитриев (с.1230) двор просвирница Софьица двор пономар …рко Кирилов да за попом бобылей и старцов двор Кирюшко Тимофеев двор Васка Онисимов двор Онисимко Платонов двор Ондрюшко Тихонов двор Ивашко Григорьев двор Васка Симонов № 1462 Да на посаде ж поместья отаманов и есаулов и казаков беломестных дворы во дворе атаман Василей Ондреев во дворе есаул Томилко Савельев во дворе казак Титко Иванов (с.1230 об) во дворе казак Наумко Самсонов во дворе казак Офонка Степанов во дворе казак …рко Афонасьев во дворе казак Волотка Сергеев во дворе казак Панка Осипов во дворе казак Ивашка Петров во дворе казак Томилка Климентьев во дворе казак Фетка Макарьев во дворе казак Сенка Федоров во дворе казак Фетка Козмин во дворе казак Павка Денисов во дворе казак Васка Костентинов во дворе казак Мишка Иванов Всего шестнатцать дворов (с.1231) №1463 Да в Сапошковском уезде слобода что словет Малой Сапожок а в ней церков во имя святые мученицы Параскевы нарицаемыя Пятницы а на церковной земле двор поп Яков двор дьячек Ивашко Оврамьев двор просвирница Настасьица двор пономар Матешка Иванов № 1464 Да в уезде ж полковыя казаков что словет слобода Коровка а в ней церков Живоначальныя Троицы да церков Святых страстотерпцев Бориса и Глеба а на церковной земле двор поп Иван двор поп Дружина двор дьячек Кондрашка Онфимов двор пономар Ларка Федоров двор просвирница Настасьица да за попом Иваном дворов бобылский да старцов в коем Васка Ермолов да Васка Михайлов увечен да двор Гришка Ондреев да Ивашко Григорьев да Евсевейко Григорьев да Тренка Романов (с.1232 об.) И обоево на Сапошке на посаде и в уезде пятидесятников и десятников и рядовых казаков двести одиннатцать человеков. Приказной слушка … Губаков» (скрепа дьяка Степана Венедихтова ).
Электронная библиотека "Казачья Слава" Описание: Дореволюционные книги по истории Казаков и Присуда, Казачьи книги и журналы из эмиграции. http://www.torrentino.net/torrent/433642
Сведения о елецких казаках есть в книге «Елец веками строился» (авторы В.Горлов и А.Новосельцев). Драматическая судьба Ельца на протяжении нескольких веков определялась его местоположением. Юго-восточная граница русских земель проходила по Быстрой Сосне. За Сосной начиналось « Дикое поле», где хозяйничали кочевники. Елец был построен на торных дорогах набегов печенегов, половцев, татаро-монголов. Постоянные набеги вынудили выработать систему обороны. Она слагалась из сторожевой казачьей службы, поселений служилого люда, укреплённых городов, выдвинутых в степь. С незапамятных времён засеки или заграждения из стволов деревьев, поваленных на лесных опушках, дорогах были на Руси. В засечную черту входили и естественные препятствия – реки, болота, овраги. Они чередовались с полевыми укреплениями, земляными валами и рвами, частоколом, острожной стеной. Большую роль в укреплении южных границ играли засеки в «украинных» городах, в число которых входил Елец. В истории города заметный след оставило казачество. Когда образовалось первое поселение казаков у стен Ельца, неизвестно. Татарские шляхи и сакмы (конские следы, по которым определяли численность врага), были под наблюдением казаков, которые несли сторожевые разъезды, предупреждая о набегах ордынцев. Они ездили «о дву конь» небольшими отрядами, захватывали «языков», а полученные сведения передавали в Москву, отбивали у татар русских пленных. Окраинные города снабжались оружием и войсками. На службу набирались вольные люди разных сословий, освобождавшиеся от податей, получавшие жалование и земельные наделы. «Сторожи» от городов назначались на расстоянии до 4- 5 дней пути. Друг от друга они стояли на день пути. Многочисленные набеги кочевников в середине XVI века привели елецкую округу к полному разорению. Московское правительство принимает меры к укреплению южных границ и заселению обезлюдившего края. В 1543 году в Елец прибывают переселенцы из Ливен, Данкова, Мценска, Орла и других мест. Мобилизацией на военную службу занимались казацкие и стрелецкие головы, сотники. В 1571 году упоминаются сторожевые разъезды на Сосне в устьях Ливен, Чернавы, Воргла, у Талицкого брода, на Дону под Галичьей горой. Служба начиналась с 1 апреля и заканчивалась 1 декабря. Станицы менялись через 15 дней. В 1589 году впервые появляются сообщения о казаках, переселившихся с левобережья Днепра. Их называли черкасами. Многие из них получили земельные наделы. Возможно, именно они перед Талицким бродом основали военное поселение – Черкассы. Для заселения крепости Елец в 1592 году проводился набор на службу. Город отстраивался в очередной раз, застраивались слободы. Каждый род средневекового войска имел в Ельце свою слободу. Казаки жили в Александровской слободе. Их насчитывалось 600 человек. В казаки и стрельцы записывались – «от отцов – сыновья, от братьев – братья, от дядь – племянники, от тестя – зятья». Казаки получали жалованье деньгами, хлебом, землями. Пищаль, сабля, железное копьё, самопал, рогатина, топорок, бердыш составляли вооружение елецких казаков. Военная служба в Ельце была связана с двойными тяготами. Несение сторожевой службы было связано с частыми потерями. Кроме всего, приходилось трудиться на строительстве крепости, хотя казаки не были обучены этой работе. К тому же прибавилась материальная нужда, т.к. жалование простым казакам выдавалось не полностью. Гарнизон Ельца был достаточно велик – 1000 человек, из них 600 – казаки. В 1594 году вышел указ царя Фёдора Ивановича о жалованье за убытки «…елецким станичным головам, и станичникам, и вожам за службу, и за урон, и за полон давати своё государево жалованье за конь по 4 рубли, а за мерин по 3 рубли, а которого станичника или вожа на поле в станице убьют, и за его службу, и за убийство, и за изрон давати государево жалованье жёнам и детям их по 4 рубли». Елец держал пограничную оборону от татарских набегов на участке около 70 км в длину и до 40 км в глубину. В 1616 году «городовое» войско в Ельце составило 1969 человек. Значение Ельца как пограничной крепости в первой половине XVIIв. не ослабевает. Елецкие казаки участвовали в походе против литовских интервентов, в борьбе против польских захватчиков. В казачьей среде очень высоко ценилось понятие воинской чести. Уклонение от службы, дезертирство, трусость считались позором для казака и встречались крайне редко. Село Казаки основано елецкими казаками в конце XVI века, что и отразилось в названии. Впервые село упоминается в документах 1628 года, записано в числе владений Елецко-Троицкого монастыря, от которого оно перешло во владения казаков Александровской слободы. В селе Казаки была выстроена церковь в честь покровителя казаков Святого Георгия-Победоносца. В 1639 г. число служилых людей начало сокращаться. Они отправлялись в новые города и крепости на «государеву службу и для городового дела». После строительства Белгородской черты (1635-1653 гг.) Елец перестал быть пограничной крепостью. Под её защитой город-воин, несколько веков первым грудью встречавший набеги кочевых орд, стал превращаться в город торговцев и ремесленников.
В 1652-1660 гг. в Чернавске на вечное житьѐ «поселили переходцев черкасс и белорусцев». Уходя от ига польского, они получали здесь надел за службу по охране государственной границы и, будучи воинами и хлеборобами, свято берегли землю, что подтверждает один из документов 1682г., так называемая «сказка» (объяснительная) чернавских полковых казаков: атамана Микиты Семѐнова со товарищами.
В истории российского казачества лебедянских казаков считают первопроходцами батюшки-Дона. В незапамятные времена в Лебедянском Подонье создавалась мощная стратегическая база, оттуда началось интенсивное освоение не только бассейна Дона, но и всего «дикого поля». Еще в середине XIV века на Тяпкиной горе рязанские князья поставили на крутом берегу Дона сторожевой пункт для постоянного контроля за продвижением на север крымских и нагайских татар.
Окрестности сторожи были богаты плодородными землями с густыми лесами и сенными угодьями. В лесах водилось огромное количество, птиц и зверей. Дон и его притоки изобиловали рыбой. Повсюду гнездились бесчисленные стаи диких лебедей. Особенно: их много было на неширокой, но полноводной речке с поэтическим названием Лебедянь. Источники настойчиво убеждают нас, что древнее поселение на Тяпкиной горе, где была сооружена рязанская слобода, носило то же самое имя. В те далекие и грозные годы Лебедянское Подонье было заселено слабо, хотя в X-XI веках здесь были цветущие поселения. Их полностью разрушили татары. Однако кочевники не давали зарастать травой старинным дорогам. По ним они спешили в Московию за богатой добычей. Этим же путем устремлялись и отважные торговцы. Но и тех, и других, устраивая засады и ловушки, поджидали отъявленные головорезы, издавна оккупировавшие Подонье. Находили здесь приют и беглецы с северных территорий. Они уживались с «гулящими людьми» группировок Тяпки и Тараса, Кунама и Руса, Анны и Волдыря, Наяна и Кудеяра. Постепенно число людей множилось и «дикое поле» обживалось. Главным слоем складывающегося постоянного населения становилось казачество. Известно, что на Руси казаками называли батраков, наемных работников. Со временем это слово утратило свое первоначальное значение и стало означать особую социальную группу населения России. На Дону это были и люди, прибежавшие из центральных областей из-за растущей эксплуатации, и преступные элементы, и крестьяне, покинувшие свои родные края в поисках лучшей жизни. Как правило, за свободной долей в неизведанные края шли они, хорошо вооружившись, в постоянной готовности отстоять свою независимость. Новосельцы чем-то, напоминали военизированные отряды, находящиеся в постоянной боевой готовности. У них были опытные, смелые предводители-атаманы и их помощники. Если кочевники, направляясь в сторону Московского или Рязанского княжества, попадали на Лебедянщину, то казаки, защищаясь от них, естественно, охраняли южные русские границы. Как утверждает - ученый-краевед А.Ф. Мартынов, до объединения русских земель в единое централизованное государство постоянную охрану южнорусских границ несли Рязанские казаки. Найденное историками первое упоминание о рязанских казаках относится к 1444 году. «Вероятно, - пишут А.Ф. Мартынов и В.М. Жданов в своей книге «Из прошлого Липецкого края, - они и были прообразом всех вообще казаков Российского государства в последующий период». Из этих бездомных людей, своеобразных средневековых бомжей, государственные деятели формировали иногда военные отряды. В районах Лебедянского Подонья им поручалось денно и нощно нести сторожевую службу. Их жаловали оружием, съестными припасами, иногда деньгами и землей в любых количествах. Таким образом, казаки не только боролись с кочевниками, но и активно занимались сельским хозяйством, по возможности ремеслом и. торговлей. Однако казацкое население на Дону считалось пока людьми второго сорта. Это очевидно из наказов Великого Московского князя Ивана IV рязанской княгине Агриппине (1502 г.). В различные периоды истории средневековья приют на Лебедянщине находили беглые помещичьи и монастырские крестьяне, холопы, «детеныши», старожильцы и новоприходцы. Массовое бегство приносило первоначально огромный ущерб их владельцам и казне. Попытки их отыскать и возвратить в большинстве случаев оказывались безуспешными. Дон для новичков стал их домом и водной дорогой. По ней лебедянские казаки отправлялись в далекие рискованные военные экспедиции. Покой татарским поселениям стал только сниться. Известны факты, когда казаки на больших лодках спускались к азовским колониям турок на русской земле и возвращались домой с солидной добычей. Такое дело было по душе Ивану IV, и когда однажды московские бояре вздумали учинить сыск пропавшим холопам, царь воспротивился. Более того, Иван Грозный пошел по пути дальнейшего развития станичной и сторожевой службы на основе казачества. Повелел обеспечивать казаков провиантом, порохом, свинцом, жаловать другими милостями. Однако в годы опричнины, в связи с дальнейшим ростом числа побегов, попыткой скрыться на Дону некоторых из его противников, устраивался «сыск» в Подонье. Кое-кого из непослушных феодалов отлавливали и отправляли в застенок Малюты Скуратова. Есть сведения, что и сам Малюта побывал в Подонье. В казачестве почти сразу началось деление на «лучших» и «меньших». Уже царская грамота 1584 года распределяет их на «домовитых» донских казаков - «низовых», и «верховых», оставшихся в верховье Дона, и голытьбу. В их станах скоро сложился обычай не выдавать беглых. Сформировалось и свое войсковое самоуправление. Под Лебедянью у казаков складывались свои традиции, песни, предания. Одним из таковых обрядов, несколько напоминающим колдовство, был обряд пения лихой казацкой песни над умирающим товарищем, раненным в бою с противником. Казацкие порядки, казалось, навсегда вошли в жизнь Лебедянского уезда. Еще несколько десятилетий назад, на памяти автора этих строк, молодые люди лихо гарцевали на конях, отращивали кудрявые чубы и гордились ими. В большой моде у мужчин и женщин была донская красивая одежда. В большом почете сохранялись и вековые свадебные традиции, мужские и женские посиделки, «блины», всевозможные вечеринки и многое другое. В наши дни от них остались одни воспоминания. Впрочем, иногда кое-где в нашу мрачную жизнь врываются звуки казацкой рояльной гармошки, рассказывают смачные казацкие анекдоты. Конечно, молодежь не знает своей истории. Ей не известно, что в стародавние времена их мужественные предки вели постоянную борьбу за существование.
В середине XVI века уже существовал казацкий город Лебедянь, ставший уездным центром с 1613 г. Он брал местное население под свою защиту, порой ему приходилось наводить порядок в социальных вопросах. Тем более, что крестьянские выступления Хлопко Косолапа и Ивана Болотникова нашли явную поддержку у голытьбы. Начало XVII века стало для Лебедянщины бурным временем. По утверждению историков земли по Верхнему Дону стали излюбленным местом сосредоточения беглых крестьян и холопов. В документах того времени часто упоминаются донские казаки, служившие в Лебедяни. Казачество тогда привлекалось на государеву службу в качестве «приборных людей» - служилых атаманов, стрельцов, пушкарей, ездоков и прочих. Из них первоначально состоял гарнизон «польного» города Лебедянь, В Лебедянском уезде существовало немало хорошо сложившихся казацких поселений. К примеру, в слободе Волотова Могила в 1627 - 1628 гг. насчитывалось «дворов духовных три, дворов казацких 50», Ольховская слобода тоже в 50 казачьих дворов с семьями в 25-30 человек. Слободы имелись в Больших Избищах, Троекурове, Вязове и других пунктах. В первый год своего царствования Михаил Романов определил лебедянским казакам конкретную задачу - «зорко смотреть на ногайскую сторону». В этом была острая необходимость. Так, в лето, когда депутация «лучших людей» края, включая домовитых казаков, уехала на Земский Собор избирать царя, 24 мая 1613 года отряд татар численностью более 300 всадников перешел Красивую Мечу и осадил крепость. Убедившись, что Лебедянь не взять, грабители двинулись на Данков, попутно разоряя селения, Лебедянцы помогли данковскому голове Путиле Быкову рассеять неприятеля. Пленников освободили. Но 10 августа казацкие отряды лебедянцев отбивали нападение уже 400 конных нагайцев. Операция прошла успешно. Лебедянь славилась и богатела. Для отведения земли простым казакам и их руководителям царь Михаил прислал из столицы специалистов. Измерял и описывал Лебедянские земли в 1625 году Леонтии Погожев из Москвы и подьячий Кирилл Семенов, Так они закрепили «за... Борисом Перовым жребий под Романцовым лесом и того жребия 77 четвертей. Да в деревне Озерки. Возгревая, Митинское поместье Будаево и те земли в Бруслановском стану 65 четвертей...». Романовы постоянно заботились о лебедянцах. Недаром Алексей Михайювич распорядился: «И тем крестьянам, которые в том поле учнут жити («Диком поле» - И.В.), пашни пахать и сено косить и быть во всяком бережении».
Большинство казаков Лебедянщины, не жалея «живота своего», честно служили царю и Отечеству. Но находились и изменники. Был случай в 1618 году, когда недовольные части, особенно из числа голутвенных, влились в грабительское войско гетмана П. Канашевича-Сагайдачного и помогли ему разрушить родной город. Презренным трусом оказался и воевода Семен Леонтьев. Прослышав о приближении врага и готовящейся измене, он предательски скрылся в Добровских лесах, Однако с помощью казаков-патриотов Лебедянь снова была отстроена в 1627 году. Им стал дубовый острог с пятью башнями, погребами для военных припасов, провизии. Там же соорудили съезжую и воеводскую избы, тюрьму и деревянную церковь Рождества Богородицы, сгоревшую во время пожара 1667 года. Кроме малого острога, с запада на север протянулся 400-метровшй большой острог. Перед ним выкопали ров. У городских стен расположились посады с мастеровыми и торговыми людьми. Вне города по слободам в зависимости от воинской принадлежности разместились казаки и другие служилые люди. Их было 1500 человек. Начиная с этого времени и до конца XVIII века Лебедянский уезд был чрезвычайно велик. В него входила едва ли не половина Липецкой области. На юго-востоке его земли уходили далеко за Липецк и Грязи, а на западе простирались до самого Ефремова. Вся эта огромная территория была перерезана татарскими, дорогами. Главной дорогой считался Муравский шлях, шедший из глубины Причерноморских степей через Быструю Сосну и выходящий на Красивую Мечу по направлению на Москву. К нему примыкал Изюмский шлях... Золотая Орда по этим дорогам направляла свою агрессию на Русь. В 1636 году правительство посчитало нужным укрепить Лебедянских казаков новыми кадрами. Лебедянцы долгие годы несли охрану Мещерской стороны на Тамбовщине. Казаки не только охраняли границы Руси на юге, но и частенько сами отправлялись в рискованные походы к Азовскому морю. Краевед В. Елисеев нашел интересный материал о том, как казаки из Данкова и Лебедяни влились в отряд атамана Кондырева и 3 мая 1646 года отплыли в низовья Дона, Всего на семидесяти стругах плыло 3037 человек. При выходе в Азовское море стругов оказалось только 37. Остальные отказались участвовать в походе или в пути утонули. Тем не менее, казаки Подонья оказались у берегов Крыма, хотя еще пять стругов разбились о крымские подводные скалы, а «вольные охочие люди» разбежались во все стороны. Так неудачно закончилось то предприятие. В старинных документах есть сведения об участии казаков Подонья во взятии Азова в 1640 году. К сожалению, крепость пришлось отдать назад. Россия еще не была готова к войне с Турцией. Видимо, не случайно атаман Дементий Гаврилов сообщал в Москву: «Азов держать нечем; все с наготы и голода разбрелись... и только нынешнего лета пришли к нам две будары с запасом князя Олексеева вотчины Ивана Воротынского из Лебедяни». Весной 1641 года лебедянские казаки доставили в Азов еще два струга с провизией. Но они изменить дело не могли. Лебедянские крепости с казацкими гарнизонами начинались от устья Матыры и тянулись по реке Воронеж до устья реки Двуречки. Сильнейшими крепостями Лебедянского участка были Добрый и Сокольский. Военизированные строительства различных сооружений опять усилили приток населения как добровольными, так и принудительными способами. Вокруг новых крепостей появились новые слободы. Казаки селились также на необжитых землях далеко к югу от защитного вала. Хозяйственный прогресс России и развитие торговли оказали существенное влияние и на Подонье. Лебедянские казаки принимали деятельное участие в формировании российского рынка свободной торговли. Население всех донских районов имело тесные связи. Этому способствовала широкая водная дорога. Однако торговцы центра видели в казаках опасных конкурентов, так как их продукция была много дешевле. Они «науськивали» на них царей. Казакам, еще во времена Бориса, сообщается в «Материалах для истории войска Донского», категорически запрещалось приезжать с товарами в Москву и даже к родственникам в «украинные города». Повсюду им было заказано покупать и продавать. Торговцев из Подонья арестовывали, сажали в яму, многих вешали. Михаил Романов счел такие притеснения опасными и в 1615 году позволил казакам повсюду свободный проезд и беспошлинную торговлю. Лебедянские купцы и казацкие торговцы плавали по Дону беспрепятственно, Донская торговля охватывала жителей всех городов, «из-под которых реки пали в Дон». Торговые люди вывозили с Дона хлеб, красную рыбу - свежую, соленую, вяленую, кожи -зубровые, лосиные, козлиные, шкуры выдр, бобров. В 1669-1671 годах в связи с разбойным движением голытьбы под предводительством Стеньки Разина донская торговля была приостановлена. Как только «гулящие люди» успокоились, ее возобновили. Развитие торговли способствовало процветанию казачества и других слоев народа. К сожалению, в многотрудной истории Лебедянского казачества есть и неприглядные страницы, Особенно это касается голутвенной его части. Часть голытьбы ратному и мирному труду предпочла разбой, И шайки любителей легкой жизни стали ходить «без опасения днем и ночью большим многолюдством». К ним примыкали и столичные головорезы. 28 мая: 1659 года воевода Лебедяни Ергольский получил царскую грамоту, где сообщалось о разбойниках, бежавших в сторону Лебедяни, Ельца. Задонска. Предписывалось «проведать точно и тайно всякими мерами о нахождении беглых». «Да кто из Лебедяни пойманы будут, тех заковать в кандалы и переслать в Москву и колодников объявить в Стрелецком приказе боярину нашему, князю Ивану Борисовичу со товарищи» Обострение различных противоречий, голодные и неурожайные годы, эпидемии ухудшили положение на Лебедянщине. Это была одна из причин того, что казацкая голытьба в 1666 году примкнула к сыну «вольного Дона» сообщнику Разина разбойному атаману Василию Усу. «Растребушив» села уезда, они собрались в поход «за зипунами», но под Ельцом их рассеяли правительств венные войска. Участвовали лебедянцы и в разинском походе в 1667 - 1671 годах. А к концу XVII века лебедянское казачество постепенно перерождалось. Из него выделялись различные социальные категории населения. Но это никак не умаляет роли казаков Лебедянского Подонья в истории нашего Отечества Долгое время эта страница прошлого искусственно замалчивалась. И то, что я написал в этом материале, - это начало исследования темы. Раскрыть ее предстоит всем краеведам. Задача не из легких, но решать ее надо,
И. Ветловский, краевед. Лебедянские вести. Февраль 1993 г.