Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif Пожалуйста, по отдельным населённым местам и своим личным поискам (по фамилиям рода)
открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах форума.
Фамильный раздел (по Алфавиту) - https://forum.vgd.ru/1130/
Дневниковый раздел - https://forum.vgd.ru/389/

Географический раздел по Курской губернии разбит по уездам / волостям
Большая просьба - придерживаться этой схемы, открывая новые темы.


Волости Курской губернии по уездам смотрите в теме - https://forum.vgd.ru/2167/136255/

Суджанский уезд [Курская губ.]

Административно-территориальная единица Российской империи и РСФСР. Уезд входил в состав Белгородской губернии (1727—1779), Курского наместничества (1779—1796) и Курской губернии (1796—1928). Уездным центром был город Суджа.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 25 26 27 28 29 * 30 31 32 33 ... 64 65 66 67 68 69 Вперед →
Модераторы: РоманС, ruslua
bazhenovanv

bazhenovanv

Одинцово
Сообщений: 1494
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 6763

ruslua написал:
[q]
В ч/з архива есть внутренние описи к ревизским сказкам 4-10 ревизий
[/q]

Спасибо за эту информацию.
---
Отыщи всему начало, и ты многое поймешь. Козьма Прутков.
мой дневник
Laurent

Свердловская область
Сообщений: 108
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 73
Семейная легенда гасит, что мой прадед с войны - чуть ли не с последней русско-турецкой - привез себе жену. Для этой легенды есть основания - во внешности моих дядьев, да и отца тоже, есть что-то от средиземноморского типа. Увы, изучение истории рода разрушило эту легенду - ни дед, ни прадед в армии не служили. Откуда тогда турецкая кровь на курской земле?
Например, отсюда..
1784 году сентября 19 дня Курского наместничества Суджанской округи села Разгребель помещика майора Василья Николаева сына Давыдова турецкой нации Александр по крестному отцу Васильев после состоявшегося 1781 году ноября 16 Е.И.В. на народ публикованного манифеста и в силе посланного сего 784 года Курского наместничества казенной палаты указа дал сию скаску по самой истине без утайки и в том, что я подлинно турецкой нации и за помещиком Давыдовым по сей 4й ревизии в подушный оклад не положен, а ныне желание имею написатца Судженской округи деревни Махновки в казенные обыватели...
Записаны:
Александр по крестному отцу Васильев - 22 года
Жена его Наталья Максимова дочь - 20 лет
Дочь Ирина - полугоду.

Прикрепленный файл: 0799_Турецкоподданный.tif
---
Хренниковы, Полюдовы, Дьяченко
Лайк (2)
Юрвен

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12196
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16819
Нашел старое сообщение, касаемое Суджи и уезда.

https://forum.vgd.ru/445/61211/

А кто-то ведь ищет...
Метрические книги церквей г. Суджи и уезда за 1817 год, 831 лист
РГИА 834-2-1777
Фонд 834: РУКОПИСИ СИНОДА


Суджа - город в России, административный центр Суджанского района Курской области. Относится к историческому региону Слобожанщина, расположен на берегах рек Суджа и Олешня (бассейн Днепра), в 105 км от Курска, в 9 км от границы с Украиной.
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (8)
Zlatko

Ленинградская область
Сообщений: 281
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 2760

Юрвен написал:
[q]
А кто-то ведь ищет...
Метрические книги церквей г. Суджи и уезда за 1817 год, 831 лист
РГИА 834-2-1777
Фонд 834: РУКОПИСИ СИНОДА
[/q]

Добрался вчера до этого дела.
Не оцифровано, выдается в живом виде; очень объемное.
Содержит МК по почти 70 церквям - двух городов ( Суджа и Мирополье), и около 60 сёл.
Состояние приличное, почти все листы читабельны; с признаками угасания текста - единицы.
---
Тетеря, Руденко, Зинченко (Херсонский уезд); Ананьины, Воронкины, Золотаревы, Ерины, Сорокины, Соловьевы, Щуровы ( Беловская вол. Суджанского у.); Горловы и Сизовы (ст. Убеженская Краснодарский край); Ходусовы (Чернигов и Кубань); Савосины (Козельский у.); Кирницкие (Ушицкий уезд,с. Супруньковцы)
Лайк (4)
NiK76

Южно-Сахалинск
Сообщений: 831
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 1328
Zlatko
На память не вспомните: не встречалось ли там село Уланок?
Zolin
Участник

Москва
Сообщений: 91
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 132
СПЕСИВЦЕВ ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ
СУДЖАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО — ИСТОКИ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ.

Проследить истоки возникновения казачества на суджанской земле не так
просто, так как его история теряется в глубине веков. Суджанская земля, как
убедительно доказал известный суджанский исследователь А. И. Дмитрюков,
относилась к тем землям, где исконно проживали казаки. Местное казачье на-
селение называлось черкассами, «перевертнями». Это название произошло от
названия передовых отрядов казачества, которые могли выполнять особые
задания — вести разведку, появляться и исчезать неожиданно в разных мес-
тах, переодеваться в неприятеля, вести скрытый образ жизни, даже при необ-
ходимости из мирного населения превращаться в грозную казачью силу. Как и
пластуны, перевертни участвовали в разведке, и если пластуны — это развед-
ка полевая, то перевертни — это значительное по количеству в основном осед-
лое казачье население. Один из важных признаков перевертней — это умение
создавать подземные жилые помещения, подземные ходы, лазы. А также под-
земные монастыри и храмы. Важным делом у них было занятие ремеслами,
необходимыми для ведения казачьей жизни. Первым из ремесел почиталось
кузнечное, так как необходимо было иметь всегда готовое к бою оружие, подко-
ванных лошадей. Другим ремеслом, как правило, почиталось гончарное, так
как всегда нужно было уметь приготовить еду, прокормить семьи, кроме того,
это ремесло почиталось произошедшим от Бога, от самого сотворения первого
человека Адама. Естественно, что выпечка хлеба, добыча меда диких пчел, а
затем и устройство пасек было привычным занятием для казаков. Очень важ-
ным занятием было винокурение, выгонка из хлеба — хмельных напитков, ви-
на, горилки, бражки.
Жилым помещением у перевертней была хата, курень — углубленное в
землю до крыши помещение. Такое жилище очень незаметно было в лесо-
степи, характерной для этих мест. Татары часто проходили мимо таких посе-
лений, не замечая их, зато казаки могли наносить удар в тыл татарам и часто
отбивали угоняемых пленных.
Такой образ жизни казаков-перевертней был в обычае, уже начиная с XIV
века, когда после татарского нашествия часть населения вынуждена была
учиться жить под постоянной угрозой нашествий врагов. Приграничный ха-
рактер жизни населения суджанской земли выработал в своей основе воль-
ный казачий народ, какой проживал в этих местах в XV — XVI столетиях. Из
исторических источников известно имя этого казачьего народа «севрюки»,
потомков древних жителей этой земли славян — «северян». «Перевертни»,
судя по всему, были частью этого народа, проживавшего в непосредствен-
ной близости между Русью и степью.
Регион обитания казаков-перевертней — это территория Слободской Ук-
раины и части Полтавской области, какая относилась к территории гетман-
щины. Фактически эта территория начиналась от впадения в Днепр таких
рек, как Псёл и Ворксла, на юге и заканчивалась бассейном реки Сейм в со-
временной Курской области России. На западе это регион ограничивался
водоразделами рек Сулы, Сейма, Десны, а на востоке — это река Северный
Донец и река Оскол. Эти земли были издавна обитаемы славянами, которые
всегда проживали на границе двух миров — миром земледельцев и миром
кочевников. По этой причине воинское дело было привычным занятием жите-
лей этих мест с глубокой древности.
Упоминание о перевертнях как названии части жителей Суджанского уез-
да относится к концу ХIХ века. В то время этот термин употребляли для обо-
значения тех жителей, какие утратили национальные черты или «велико-
россов», или «малороссов». Однако уже в то время исконное понятие этого
слова вызывало споры среди специалистов.
В журнале «Киевская старина» в марте 1886 года Евгений Максимов пуб-
ликует статью «Страничка из истории Слободской Украины» /Историчес-
кое прошлое Суджанского уезда/», где он пишет: «Такими «перевертнями»
могут считаться почти все жители малороссийской части Суджанского уезда.
Правда, они еще настолько крепки своей национальности, что только корен-
ной «черкасс» или очень внимательный наблюдатель могут указать пошат-
нувшиеся национальные устои. Но, тем не менее, они пошатнулись или при-
няли иные формы, в которых сказывается народный дух и народное творче-
ство. Изучение этих-то форм народной жизни, которыми суджанский
«перевертень» отличается от коренного «хохла» или «москаля», должно
представлять особый интерес как с точки зрения этнографической, так и бо-
лее широкой исторической».
Это одно из первых упоминаний о суджанских перевертнях в научной ли-
тературе. Более того, он призывает к научному изучению этого населения
как части украинского народа. Однако в данной статье автор очень упорно
отходит от того, чтобы назвать часть жителей Суджанского уезда казаками,
вместо этого он употребляет термин «малороссы», что явно искажает истин-
ную историю термина «перевертень». Так как этим термином сами себя на-
зывали потомки суджанских казаков, ничуть не стесняясь этого. К сожале-
нию, именно исследователи старины в конце ХIХ века стали усиленно иска-
жать историю этих мест, показывая только те факты, какие устраивали офи-
циальную политику того времени, какая стремилась стереть у населения па-
мять о казачестве и казачьей культуре. Этому способствовало дворянство,
желавшее оправдать свое владение крепостными и землей особенно в конце
XVIII века, когда было необходимо расказачить значительную часть жителей
уезда. Историческая наука того времени также внесла немало путаницы,
особенно с такими терминами, как «Дикое поле», утверждая, что эти места
после нашествия татар — все земли на юг от реки Сейм — были заброшены
и не имели населения. Часть дворянства этим оправдывала захват казачьей
земли, стравливая сознательно население «русское» и население «украин-
ское» и вовсе не упоминая об исконных обитателях этих мест — «севрюках»
или «казаках-перевертнях».
В настоящее время только тщательный анализ различного рода докумен-
тов позволил установить, что суджанское казачество ведет свою историю не
только от переселенцев с разных мест Украины, но и от местного населения,
которое именовалось в документах «севрюками» или «литовцами».
ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЕВРЮКОВ И КАЗАЧЕСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ СУДЖАНСКОЙ ЗЕМЛИ
Первые исследователи истории и археологии Суджанского уезда, такие
как Дмитрюков и Самоквасов, убедительно показали, что на этой территории
в VIII — X веках проживали славяне племени «север», которые вошли в со-
став Киевской Руси и основали города-крепости, в том числе на территории
суджанской земли — это Горнальское городище.
Причем территория эта была достаточно густо заселена славянами этого
племени, что показывают многочисленные курганные захоронения, какие
часто встречались в Суджанском уезде и теперь полностью распаханы. Изу-
чая историю этих мест, многие исследователи обратили внимание на то, что
вопреки утверждению о том, что эти места не были заселены в XIV — XVII
веках, они нашли примеры того, что некоторые названия местности явно
имеют происхождение ещё до монголо-татарского нашествия.
Приведем некоторые из них, взятые из книги А. И. Терлецкого «Истори-
ческие заметки о городе Судже и его уезде». Автор утверждает, что населе-
ние в нынешнем Суджанском уезде уцелело и продолжало существовать и
во времена татарщины, как и после него.
1. В Суджанском уезде есть село Косторное на реке Реуте, которое упо-
минается в летописи 1275 года. Кроме того, оно упоминается под 1627 годом
в топографическом исследовании «Книги Большой Чертёж». Это село суще-
ствует и в наше время.
2. Около села Горналь существовали городища, названия которых донесли,
очевидно, местные жители до времен массового заселения этих мест выходца-
ми из Украины в XVII веке. Это название «Девичье городище». Упоминается
оно первыми монахами — основателями монастыря в 1671 году в прошении
царю Алексею Михайловичу основать монастырь на месте Девичьего городи-
ща у реки Псел. Только жители могли сообщить монахам название этого мес-
та. А. И. Дмитрюков, проводя раскопки в 1829 году записал рассказ старожилов
о том, что «О большом городище говорят, что там жила какая-то царица, и пре-
дание указывало жителям села Горнали на место в ближайшем к городищу
овраге, в котором будто бы находится погреб с сокровищами». Значит жители
рассказывали монахам, так же как и Дмитрюкову, о Девичьем городище около
села. В жителях села Горналь можно усматривать частицу населения север-
ского племени славян еще и потому, что они сохраняли гончарные традиции от
древнейших времен до 50 годов ХХ века.
3. В Суджанском уезде есть село Кривицкие Буды, расположенное на реке
Стригосле, она упомянута в описании стольника Герасима Рагозина в 1664 го-
ду. Очевидно, что название реке дано по названию славянского божества
Стрибога. Название речки, можно отнести к временам дохристианским. Насе-
ление, жившее около реки, и сохранило древнее название этой реки.
4. Само место, где возник город Суджа, а именно на реке Суджа, тоже име-
ет истоки своего происхождения названия в более отдаленные периоды, чем
XVII век. Впервые река Суджа упоминается в описании польских дорог 1584 —
1598 гг., значит, в то время уже могло быть на этой реке селение, жители кото-
рого сообщили переселенцам о названии реки в середине XVII века. Более
того, местные легенды рассказывают о нахождении в этих местах поселений,
названных до основания города Суджи.
Легенды упоминают и о том, что гетман Петр Сагайдачный в 1617 году про-
ходил по территории этой земли, и упоминают населенные пункты, проходи-
мые его войсками, это Замостье, Забродок и Гончарная Гора. Про Сагайдачно-
го поют песни жители уезда и в наши дни. Таким образом, какая-то часть насе-
ления должна была жить около места Суджи, чтобы сохранить эти легенды.
5. Господин Благовещенский, принимавший участие в статистическом описа-
нии Суджанского уезда в 1883 году, слышал от крестьян с. Хотежь-Колодезь,
что прежде, чем занять место под село, они вытеснили какой-то коренной на-
род, названный ими «бычками». Это прямо свидетельствует об обитаемости
этих мест местным населением. Впервые село упоминается в 1686 году в числе
деревень и сел, какие должны были нести повинность по заготовке сена для
войсковых нужд, собирал сено суджанский воевода Василий Сибилев.
6. В описании дворян, проживавших в 1767 году в Суджанском комиссар-
стве Сумской провинции, значились в пустоши Севрюжской — владение бри-
гадира Михаила Дубнянского, ротмистра Федора Дубнянского и майора Яко-
ва Дубнянского. Название пустоши указывает на то, что до её заселения вла-
дели этой землей севрюки — прямые потомки давних жителей этих мест,
славян-северян. Это село носит название Лебедевка, и местные жители до
сих пор сохраняют рассказ о том, что первым поселенцем в селе был казак
Лебедь. Это ясно указывает на связь между казачеством и севрюками, ис-
конными жителями этих мест.
7. В пустоши Локонской — владение квартирмейстерши Прасковьи Гри-
горьевны Бобовниковой, находящиеся по реке Локне. Между тем река Локня
упоминается ещё в 1127 году, когда русские воеводы остановили половецких
послов на этой реке и отправили их в Курск. Очевидно, что местное населе-
ние сохранило название реки до XVII века.
Таким образом, есть прямые исторические свидетельства, указывающие на
то, что на территории Суджанского уезда до середины XVII века, когда началось
массовое заселение этих земель украинским населением и русским, в этих мес-
тах обитали исконные жители — севрюки, какие вели скрытный образ жизни в
виду постоянной угрозы нападения татар. Мирно они смешивались с приходив-
шим украинским населением, какое также вело казачий образ жизни.
Чтобы обратиться, к исторической ситуации возникновения казачьей куль-
туры на суджанской земле, нужно понимать историческую ситуацию, какая
складывалась на границе между Русью и степью в известные исторические
периоды. Вхождение племени северян в состав Киевского государства про-
изошло при князе Олеге, до этого они находились под данью хазар. Эти све-
дения зафиксированы в летописях IХ века, поэтому не вызывают сомнений в
том, что в этот период территория Суджанского уезда была заселена северя-
нами и жизнь в городищах и селениях продолжалась вплоть до XIV века. Эти
земли входили в состав Киевской Руси, а затем отдельных княжеств Черни-
говского, Новгород-Северского, Курского, Рыльского. После нашествия татар
в XIII веке попали в зависимость от татар. В 1284 году эти земли, находящие-
ся в полной зависимости от хана Ногая, взял в управление баскак Ахмат. Во
владениях рыльского князя он устроил две слободы и населил их татарами с
целью сбора дани с местного населения. Предполагают, что одной из слобод
могла быть Суджа. Однако исследования курского археолога А. Ю. Липкинга
убедительно показали, что одна из слобод находилась на месте Бесединско-
го или Ратского городища, там была найдена поливная керамика периода
Золотой Орды, типичная для татарских поселений. Вторая слобода также
была найдена под Курском в селе Лебяжьем, там тоже много ордынских
фрагментов керамики, а также захоронения татар в достаточно большом ко-
личестве, а также монеты 1350 — 1351 годов, отчеканенные при хане Джани-
беке. Известно, что жадный Ахмат вконец разорил курскую землю. Два курских
князя подняли восстание — Олег Рыльский и князь Святослав Липовецкий,
они напали на татарские слободы и разорили их. Ахмат пожаловался хану Но-
гаю, и он отправил войска на подавление непокорных князей, их княжества
были разорены и разграблены, а сами князья с семьями смогли убежать. Ах-
мат восстановил свои слободы. Через год Святослав напал на сыновей Ахма-
та и их войска, часть татар перебил, а сами сыновья чудом спаслись, укрыв-
шись в Курской крепости. Но князь Рыльский Олег испугался того, что Ахмат
будет мстить, и убил смелого князя Святослава. Племянник Святослава —
Александр, мстя за брата, убил князя Олега Рыльского. Такова печальная по-
весть о владычестве татар над Курским краем. Татарские слободы, пришли в
запустение в XIV столетии, до этого периода в них жили и татары и русские.
Таким образом, земли, лежащие по реке Псел, избежали тех бедствий, что
обрушились на Курское княжество. Но можно предположить, что они не раз
подвергались грабежам и разорению со стороны татар. А жители суджанской
земли, видимо, участвовали в восстаниях против Ахмата, стали жить в этих
местах тайно, укрываясь и уклоняясь от встреч с войсками татар. Возможно,
что эти люди и положили начало казачеству и той фактически партизанской
войне, какая продолжалась против татар.
В XIV веке литовский князь Гедимин в числе других областей покорил и
Курское Посемье. В это время еще сохранялись небольшие местные княже-
ства, какие перешли на службу литовских князей, а затем вошли в состав
Польско-Литовского государства, которое вынуждено было заботиться об
укреплении границ, посылая желающих нести службу в составе объединен-
ных русско-литовско-польских дружин. Стали возникать засеки и небольшие
замки-крепости, под защитой которых стали развиваться ремесла и промыс-
лы. Одна из таких крепостей находилась на реке Псел, это известное Год-
чевское городище в XIV веке, на его месте была крепость-замок.
Очевидно, что и жители земли суджанской приспосабливались к жизни
под постоянными нападениями татар и властью польско-литовских феода-
лов. В это время и стала складываться казачья народность из потомков се-
верян — «севрюков», какие оказались на первом рубеже обороны от татар.
Переход Рыльского и Новгород-Северского княжеств под власть Москвы в
1500 году, вероятно, не касался южной части Суджанского уезда, где жило
хотя и редкое, но активное население — это потомки северян — севрюки,
казаки, какие в своем укладе вели военный образ жизни. В летописях XVII
века это население также именовалось «литовцами», то есть теми, кто нахо-
дился под зависимостью Литвы. Нужно признать, что среди жителей могло
быть какое-то количество действительно литовцев или поляков, какие посе-
лились в этих местах, но в основном это было русское население, проживав-
шее здесь со времен Киевской Руси.
В таких условиях на землях юга России и Украины в бассейнах рек Псел,
Ворксла, Сейм и стало формироваться казачье население, которое именовало
себя перевертнями, а именно передовым казачьим населением, которое пер-
выми принимало на себя удары врагов. Территориально они оказались в Ди-
ком поле на земле, какая не была под властью украинских гетманов или рус-
ских царей, поэтому у них выработался особый способ жизни, теперь малоизу-
ченный и практически неведомый современным историкам. Косвенные свиде-
тельства мало проливают свет на жизнь этих людей в Диком поле. Формально
ногайские татары считали этих людей своими поддонными, а земли — под сво-
ей властью, но фактически скрытный и вооруженный образ жизни не давал та-
тарам полной власти над этим населением, а чаще всего, чтобы постоянно
иметь с них дань, они, проходя через их земли, их не трогали. Обратимся те-
перь к образу жизни казаков-перевертней и их традициям и обычаям.
КУРЕНИ
Основное жилище казаков – курень. Он представлял собой широкую и глу-
бокую яму, в которой помещалось от 5 до 10 человек. Внутри стены обмазы-
вались глиной, укреплялись на подпорках вместе с кровлей. Она состояла из
земляной насыпи, и поверх её покрывали соломой, очеретом, травой. Могли
также делать крышу из плетеного хвороста, а поверх насыпали землю, кровля
обрастала травою и сама она делалась на одном уровне с землёю. Через де-
ревянные трубы или просто дыры от печей выходил дым и обкуривал верх,
отчего произошло название «курень». В курень входили по земляным ступень-
кам, двери делали крепкие, хотя и небольшие, внутри затворялись деревян-
ной задвижкой. Посреди куреня стояла кирпичная печь, но иногда просто раз-
водили огонь, дым от которого выходил через двери или окна. Окна в куренях
делались редко, а если делали, то их уровень был выше земли. Курени зани-
мали значительное по размеру пространство, которое можно сравнить с горо-
дом. В куренях, как правило, жили казаки, какие не вступали в семейные свя-
зи, жили холостяками, вне селений. Они отличались храбростью, удалью, во-
инственностью и веселым характером. Управляли ими куренные атаманы,
либо кошевые атаманы. В наиболее выгодных в военном плане местах курени
располагались таким образом, чтобы они были незаметны, а вместе с тем
близки от селений. Чтобы при необходимости оказать помощь в случае напа-
дения врагов. Около куреней делали насыпи в виде курганов, на которых вы-
ставляли караулы, какие следили за подходом врагов.
ПОДЗЕМЕЛЬЯ
В более возвышенных местах возводились также подземные жилища,
чтобы жители во время набегов татар могли укрыться от нападения. В таких
подземельях устраивались даже подземные храмы, в обычное время в них
могли обитать монахи. Система вырытых в земле подземных ходов строи-
лась таким образом, чтобы были выходы к воде, лесу, глубокому оврагу.
Системы подземных сооружений, относящихся к истории казачества, извест-
ны в таких старинных казачьих местах, как Харьков, Опишне, Суджа, Ахтыр-
ка. В основном к настоящему времени сохранились только народные леген-
ды, были и воспоминания старожилов, рассказывавших о таинственных под-
земных ходах. Однако есть и фактический материал, связанный с системой
подземной жизни в наших местах. Украинский археолог и историк Анатолий
Щербань изучает историю подземелий в Опишном, известном центре укра-
инского гончарства, где система подземных ходов стала складываться в XVII
столетии, а возможно, и гораздо раньше этого времени, и связывается с ис-
торией казачества. Мне во время своего пребывания в Опишном в 2009 году
удалось побывать в таком подземелье предположительно XVI — XVII веков и
увидеть православные кресты и надписи на стенках, ниши для каганцов. Та-
кие же подземные коммуникации находились и под городом Суджей и бли-
жайшими слободами. Об этом говорят и местные легенды, и рассказы старо-
жилов. А также опубликованные в XIX веке материалы местных исследовате-
лей. Самые ранние из них стали возводиться казаками — перевертнями, ве-
роятнее всего, еще в XIV — XVI веках, а затем они укреплялись и расширя-
лись в XVII — XVIII столетиях, находясь под контролем сотников и полковни-
ков слободских полков. Изучение их — достаточно опасное занятие, так как
вырыты они были в большей части в глеевых глинах на большой глубине.
Однако именно эти исследования могут пролить свет на историю казаков-
перевертней, подтверждают факт их существования. В Судже эти подземе-
лья не были изучены. Не только в Судже, но и других местах района также
были случаи обнаружения подземных ходов. Значительная сеть подземных
сооружений находилась в селе Горналь на территории монастыря.
Это и подземные кельи и ходы, созданные монахами монастыря, а также
более древние, созданные в дохристианский период.
ХАТЫ
Хата — основное жилище местного казачьего населения. Они строились
обычно из леса и обмазывались глиной с двух сторон. Хата разделялась на
две половины, в одной живут и готовят кушанье, а в другой принимают гостей,
это помещение называлось свитилкою. Пол мазали глиной. Печи у более за-
житочных казаков делали из изразцов, красных неполивных, какие белились, и
поливных, муравленых, покрытых глазурью. У бедных печи тоже белились и
расписывались глиной разных цветов. Окна в хатах большие, внутреннее уб-
ранство опрятное. Наружные стены белят мелом, от чего они имеют нарядный
вид. Хаты покрыты соломой и очеретом, у более богатых — дранью или те-
сом. Трубы в хатах кирпичные. Хата, как правило, это часть усадьбы, в кото-
рой имеется двор, обозначенный плетнем, и хозяйственные постройки — хле-
ва, амбары, конюшни. Они имеют вид мазанок, то есть изготовляются из плет-
ня, обмазанного глиной. Хорошие хозяйки следят и регулярно, обычно к боль-
шим праздникам, белят жилища, отчего они не имеют тараканов и других на-
секомых. В хороших подворьях около двора расположен сад, состоящий из
груш, яблонь, вишен, дуль, чернослива, бергамота, черешни, смородины, ма-
лины. Душистая зелень дополняет сад ароматом мяты, руты (резеда), любист-
ка, васильков, калины, сирени, незабудок и других цветов и лекарственных
растений. За садом обычно расположен огород, а далее сенокосный луг, паст-
бище для скота и гусей, бахча. У казаков-ремесленников хата служила ещё и
местом для занятий ремеслами: гончары для работы использовали хаты реже,
они имели отдельную мастерскую, кузнецы имели кузню недалеко от дома, но
ближе к дорогам, речкам, болотам. Ткачи использовали хату как основное ме-
сто работы. Важными занятиями было также бортничество — добыча меда
диких пчел или устройство пасек. С давних пор суджанские казаки занимались
устройством шинков и вольным винокурением. Обычно изготовление хлебной
водки — горилки происходило с помощью медных котлов, какие делали и ре-
монтировали котляры — мастера-медники, отсюда и исконная суджанская фа-
милия Котляровы.

Журнал Звонница 2012г. № 16
---
Фамилии: Зола, Золенко, Золенков, Золин.
https://combcossack.0pk.me/viewtopic.php?id=5645
Лайк (4)
Valeriy68

Сообщений: 307
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 284
Zlatko написал:
[q]
Добрался вчера до этого дела.
Не оцифровано, выдается в живом виде; очень объемное.
Содержит МК по почти 70 церквям - двух городов ( Суджа и Мирополье), и около 60 сёл.
Состояние приличное, почти все листы читабельны; с признаками угасания текста - единицы.
Подскажите, пожалуйста, нет ли там прихода села Гоптаревка?
Valeriy68

Сообщений: 307
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 284
Подскажите, пожалуйста, нет ли там прихода села Гоптаревка?

Лайк (1)
AmLoket
Участник

AmLoket

Сообщений: 86
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 61
Добрый день! Ищу любую информацию о селе Дарьино и о фамилиях Чижовы и Козловы, проживавших там.
psyandr

Сообщений: 3954
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1814
AmLoket о селе - в газетах 20-21 веков, см. в архиве, музее, библиотеках; также Суджанский краеведческий музей; остальное в разных архивах, смотря что конкретно интересует (ознакомьтесь сначала с темой для новичков). Чижовых там много было, сейчас мало, но много родни осталось жить, с другими фамилиями. Козловы более тяготели к Судже и другим пунктам, Свердликово, к другой реке, более крупной, Локне и её притокам, потому и моряков больше среди них; в Дарьино совсем мало кто из них поселился.

Прикрепленный файл: Судженский Дарьино Сверликовщина Толстый Луг Лебедевщина Казачья Локня карта.jpg
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 25 26 27 28 29 * 30 31 32 33 ... 64 65 66 67 68 69 Вперед →
Модераторы: РоманС, ruslua
Вверх ⇈