Моя прямая генеалогическая ветвь1.Сидоров Иван Михайлович(мой отец), р.1924, с.Быструха, Новосиб. обл., офицер, (воен.билет), участник ВОВ
2.Сидоров Михаил Васильевич, р.1875, Курск.губ., Верх. Опочки, гос. крестьянин (метрич. кн., перепись хоз., 1917), ефрейтор, участник 1 мировой войны
3.Сидоров Василий Михайлович, р. 1841, Верх. Опочки, однодворец(9 ревизия, 1850)
4.Сидоров Михаил Лукьянович, р.1791, Верх. Опочки, однодворец, (9 ревизия, 1850, 8рев.1834)
5.Лука Тимофеев сын Сидоров, р.1770, Верх. Опочки, однодворец, (9 рев. 1850, 8 рев. 1834, 4рев. 1782)
6.Тимофей Иван сын Сидоров, р.1743, Верх. Опочки, однодворец (4 ревизия, 1782)
7.Иван Артемьев сын Сидоров, р.1712, Верх. Опочки, (Ландратская перепись, 1718)
8.Артемий Митрофанов сын Сидоров, р.1662, Верхние Опочки, рейтар, (Ландратская перепись, 1718)
Брат Артемия, Емельян служил в московских полках.
Конечно, данные по Ландратской переписи желательно бы уточнить, на основании 1,2,3 ревизий.
Историческая справкаНаиболее привилегированной из ратных служб XVII века считалась рейтарская (от немецкого Reiter – «всадник», т.н. «стреляющая, закованная в кирасы (металлические пластины), кавалерия») Служить в рейтарах было прерогативой в основном дворян и детей боярских.
В рейтары если и зачислялись все желающие, то лишь из числа дворян и «детей боярских» из Москвы и «украинных» мест. Ну а те проявляли в том «особый интерес» из-за близости «рейтарства» к конной службе в «поместных» сотнях, определённого сходства вооружения. Пешая служба для них считалась унизительной, поэтому в солдаты и драгуны, также сражавшиеся в пешем строю, записывали прежде всего крестьян отдельных уездов.
В ходе войны 1654-1667 гг. подавляющее большинство дворян и детей боярских «сотенной службы» было переведена в состав полков рейтарского строя.
Согласно Реформы вооруженных сил в 80-х годах XVII в., в рейтарах служили только дворяне и дети боярские. Дети боярские, изначально, были потомками боярских родов.
Джайлс Флетчер (англ. Giles Fletcher, 1548, Уотфорд, графство Хартфордшир — 1611, Лондон) — английский поэт и дипломат, автор описания Русского царства в XVI столетии.
Джильс Флетчер (английская кн. "О Русской Державе") писал: "Русские воины носят имя сынов боярских или сынов благородных. Это их звание по военным обязанностям. В России считается благородным каждый воин и таким образом сын джентльмена (который рождается воином) всегда сам джентльмен и солдат. Он не делает ничего иного, кроме дел военных. Когда он возмужает и способен владеть оружием, он является в управление - "Разряд" или к главному местному административному начальнику. Тот его записывает и назначает в какую-либо часть страны, преимущественно туда же, где был его отец".
Подобно князьям, возглавлявшим государство, бояре делили вотчины между наследниками. Интенсивный процесс дробления имений привел уже в XV в. к появлению внутри высшего сословия новой категории служилых людей – «детей боярских». Первоначально это название указывало лишь на определенную возрастную группу. При традиционном строе семьи дети боярские занимали зависимое положение в качестве младших членов семьи. Власть отца опиралась на то, что именно из его рук сын получал вотчину, что было необходимым условием для несения службы. Браки заключались в раннем возрасте, семьи были многодетными. Поэтому сыновья нередко ждали доли в наследстве до зрелых лет. Между боярами и детьми боярскими не было никакой четкой разграничительной линии. Однако понятие боярин все больше ассоциировалось с крупным земельным собственником, тогда как недостаточная обеспеченность землей стала характерной чертой новой социальной прослойки – детей боярских.
В конце XV – начале XVI столетия «детьми боярскими» называли вполне взрослых людей, несущих военную службу с родовых или пожалованных вотчин. «Войско детей боярских формировалось по территориальному принципу. Социальной категорией, определяющей его структуру, являлся «служилый город».
При комплектовании полков обязательно учитывались родственные связи. Отцы и сыновья, родные братья и кузены, дяди и племянники сражались в одном строю, помогая слабым, воспитывая молодежь.
В истории имело место присвоения воинам звания детей боярских путём мошенничества или подкупа должностных лиц, а нередко и в недопонимании сути происхождения детей боярских. Так, например, после удачного дальнего похода Белгородского полка и взятия крепости Крымских татар воевода боярин Боротынский ходатайствовал перед Государем о присвоении детей боярских отличившемся воинам, за что имел неудовольствие Государя. Но позже (при другом Государе) этого звания удосужился в 1653 году Ерофей Хабаров после присоединения им Амурских земель к Московскому государству на Дальнем Востоке. В этом небыло логики и здравого смысла, ибо дети боярские – прямые потомки бояр (в первом или N -м поколении), т.е. ими можно было только родиться.
По сути дети боярские, это была истинно русская военная аристократия, которая изначально являлась свободной. Это, конечно не устраивало властные структуры того времени, поэтому ставка была сделана на дворянство, которое изначально было зависимым, от хозяина сословием и вело своё начало, от челяди.
Можно сказать, что детей боярских, начали просто гнобить, сживать со свету. Так, например, "В 1767 А.Данилов, С.Самойлов и Глазунов, депутаты от сиб. городов в Уложенной комиссии, попытались поставить вопрос об уравнении в правах сиб. дворян и детей боярских с рос. дворянами на том основании, что дворянство приобретается не происхождением, а службой монарху. Но их обращение Екатерина-II проигнорировала. В «Учреждении для управления сибирских губерний» 1822 сиб. дворяне и дети боярские в правах и обязанностях уравнивались с казаками. В положениях о Сиб. линейном казачьем войске 1846, Тобольском пешем батальоне и Тобольском конном полку 1849, Забайкальском казачьем войске, Иркутском и Енисейском полках 1851 сиб. дворяне и дети боярские не упоминались".
В 1711 году Петр Первый уничтожил прежнее деление сословий. И бояре, и дети боярские как звания были упразднены. Появилось новое понятие, - однодворцы, в которое засунули боярских детей, стрельцов, казаков, солдат, пушкарей, обедневших дворян. Это был сокрушительный удар по русской родовой знати. Из бывших воинов начали формировать полувоенные формирования, которые назывались ландмилицией. Бремя содержания ландмилиции взвалили на однодворцев, наложили подушную подать 6 рублей в год и т.д. Конечно такое положение однодворцев не устраивало, что выражалось во множестве жалоб правительству.
А, например, во время Уложенной комисси 1767 года, созванной Екатериной Второй из всех сословий, кроме крестьянского, происходили драки между депутатами. Представители однодворцев были возмущены тем, что их - потомков древних родов, обкраивали землей и ущемляли в правах новоявленные дворяне из "штафирок" и "поповичей". По сути, воинов, которые многие века защищали свое Отечество, просто унизили, лишили прав, обокрали.
В дальнейшем судьба однодворцев была незавидной, после отмены крепостного права они стали называться Государственными крестьянами, а, после столыпинских реформ в метрических книгах они везде писались, - крестьяне.
Дворяне, изначально, происходили из челяди и как особая группа, они выделяются лишь в середине XVI века. Слово «дворянин» впервые упоминается в Никоновской летописи под годом 6683 от сотворения мира (1174 по Рождеству Христову) в связи с убийством великого князя владимирского Андрея Боголюбского. «Гражане же боголюбстш (из города Боголюбове. — А. Б.) и дворяне его (Андрея) разграбиша домъ его». О дворянах в этом тексте говориться как о дворне, как о слугах, живущие на дворе Андрея Боголюбского. И ведут они себя тоже, как дворня, а не как люди, обладающие понятием о чести и о поведении, подобающем для элиты.
Так как в древнее время государственная служба на Руси, ничем не отличалась от личного услужения князю, то при дворе князя,
наряду со свободными людьми стоял преобладающий по числу штат несвободных слуг-холопов, которые несут все обязанности по управлению княжеским хозяйством, а потому являются одновременно судьями и администраторами. Таковы тиуны, ключники, казначеи, посольские. Они, как несвободные, не могут по произволу оставить службу или отказаться от того или иного поручения. Вследствие того они теснее связаны со своим князем, который естественно должен был рано оценить эту хотя и невольную верность своих несвободных слуг, доверяя им больше, чем своим знатным, влиятельным свободным слугам, боярского происхождения.
Введенный в 1722 года Императором Петром I, Табель о рангах, который просуществовал с многочисленными изменениями вплоть до ноября 1917 года, давал возможность стать дворянином любому гражданину России. Какая, уж тут, родовая знать.
http://tobolzk.ru/russkoe-dvoryanstvo/ - Русское дворянство: истоки, расцвет, падение.
Село Верхние Опочки(Курск. губ., Тимский у., Рогозецкая вол.) было основано детьми боярскими.
Если судить по ДНК, мой kit. 264855, ближайшие ко мне гаплотипы: kit.146745, Saarni - 12/67, kit.300776, Lesonen - 11/67, Narutowicz, 6/37(его предки из Литвы, но на форумах его нет). Можно предположить, что мои дальние предки, вероятно, пришли на Курскую землю с северных краев: север России, Финляндия, Литва. Возможно мои Сидоровы из одного рода со Степаном Сидоровым, предки которого(боярин Ковыла), были выходцами из Литвы. Степан Сидоров был известен своими ратными делами.
Существует миф, что фамилия Сидоров одна из самых распространенных. В настоящее время по распространенности она находится на 71 месте. А, если просматривать различные списки фамилий до 1861 года, то фамилия Сидоров весьма и весьма редко стречается. Думаю, что кто занимается поиском предков по Сидоровым, это хорошо знают.