| Николай Бандурин Новичок
Сообщений: 16 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 13 | Наверх ##
17 февраля 2024 16:16 Откуда под Миллерово взялся "Рот-Фронт"? На весь Миллеровский район известно местечко, которое называется "Рот-Фронт" и находится в трех километрах от хутора Каменка. Сегодня о нем по большей части знают только рыбаки и охотники. Но давайте зададимся вопросом: почему это место носит такое название и с чем его стоит связывать?
Вообще "Рот-Фронт" это название не места, и даже не поселения, некогда здесь существовавшего. Это наименование колхоза. В 1934 г. до сего единый большой колхоз "Строитель", включавший в себя хутора Тарадинка, Сериков, Ветчиновка, Верхне- и Нижне-Лютовку, Калиновку, Каменку, Курский и Аграновичи, распался на несколько более мелких. Из него выделился курский колхоз им. Шеболдаева (с 1937 г. – им. Димитрова); Лютовки, Тарадинка, Сериков и Ветчиновка остались в составе "Строителя", а вот в хуторе Аграновичи возник колхоз с уже знакомым нам наименованием – "Рот-Фронт". Почему было дано именно это название сложно сказать, вероятно, об этом знали только местные активисты того времени. Сам хутор Аграновичи возник в конце XIX века как немецкая колония. По данным 1912 г. здесь проживало всего пять семей, однако земельное довольствие было достаточно велико. По неподтвержденной информации немцы прибыли сюда из колонии Карлсруэ на Украине (сейчас это с. Степовое Николаевской обл.). В своем развитии поселение достигло порядка 20 дворов, однако по воспоминаниям современников, улица была ухоженной, возле каждого двора разбиты палисады с цветами. До 1941 г. в хуторе был собственный парк со столами и скамьями; стояли флаги. Женщины ходили не в платочках, как все местные жители, но в шляпках. Особенно славились немецкие виноградники и бахчи, высаженные неподалеку от хутора. Между прочим между аграновцами и местными завязалась тесная дружба.
В сентябре 1941 г., вскоре после начала войны, население немецких колоний было депортировано в Казахстан. К счастью, в нашем распоряжении есть свидетельство одной из переживших то страшное время и дожившей до наших дней. Лидии Иеронимовне Фердерер было тогда около 10 лет, однако прощание с малой родиной запало в память навечно.
"14 сентября 1941 объявили о высылке и дали три дня на сборы. С собой можно было взять 50 килограмм. Мама резала гусей, готовила запас продуктов. На подводах довезли до Миллерово, там посадили в теплушки с двухъярусными нарами. Сутки ехали на юг... Ближе к Казахстану на станциях стали давать похлёбку. Где-то в пути наш поезд тронулся, а на соседний путь заходил поезд с высланными из Маныча. Мама, увидев знакомые лица, стала кричать «Где Роза?» (это еще одна дочь), та услышала и в чём была спрыгнула и побежала к нашему поезду. На подножку стали парни и затащили её. Так соединилась семья в дороге. Ехали почти месяц, по дороге испортились съестные запасы. Привезли в Тюлькубасский район Южно-Казахстанской области. Поселили в колхозе «Красный Восток», население были русским, встретили хорошо, накормили, распределили по дворам. Нас поселили к одной семье во времянку. Там стояла печь, в которой хозяйка раз в неделю пекла бублики. Благодаря этой печи было тепло. Но длилось так не долго. Привезли евреев и поселили в соседнем казахском колхозе. Там условия были хуже, и евреи стали возмущаться. Нас поменяли местами. Оказались мы в казахском колхозе «Амансай», казахи относились к нам очень плохо. Если в первом колхозе во времянке нас было 9, мама, её сестра тётя Женя и нас семеро, то в «Амансае» в одну комнату поселили четыре семьи. Нас 9, женщина с сыном, ещё две женщины у каждой по двое детей. Постоянно хотелось есть и мы весной бродили по полям в поисках съестного. На бывшем картофельном поле попадалась замороженная картошка, или колоски на другом".
Из всего населения Аграновичей не подверглась высылке лишь одна семья. Она была полунемецкой, т.к. овдовевшая немка перед войной вышла замуж за русского Александра Карпенко, а потому депортации не подлежала. Больше 100 человек были оторваны от дома и отправились в неизвестность.
После немецкой депортации все дома заселили местные жители. Из Нижне-Лютовки переехали Осадченко, из Каменки – Шрамченко и т.д.
Время распорядилось так, что прошлый век стер с лица земли этот маленький, но живописный хуторок. Сегодня память о немецком пребывании в наших краях живет лишь в названии "Рот-Фронт" и мало кто задумывается, что за ним стоит. |