АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕТРОЗАВОДСКЕ:
3 июня 2000 году в столице Карелии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был освящен восстановленный Александра-Невский собор. Эта старинная церковь была сооружена в начале XIX века и является прекрасным образцом высокого классицизма, памятником общеевропейской культуры своего времени.
С именем святого князя Александра Невского история нашего города связана со времени его основания. Святой считался небесным покровителем новгородских земель, в состав которых входили карельские погосты. Был он и небесным покровителем светлейшего князя Александра Меншикова – первого генерал-губернатора Ингерманландской губернии, в ведение которого входили и Петровские заводы.
Видимо, поэтому в первом православном храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла, построенном на берегу Онежского озера одновременно с Петровским заводом, один из приделов был освящён во имя святого князя Александра Невского.
К тому же, по древнему преданию, в город, в котором есть действующий храм во имя св. благоверного князя Александра Невского, никогда не войдёт враг.
В честь князя Александра Невского, покровителя ратных дел, по указу императрицы Екатерины II в июле 1774 года название «Александровский» получил и новый завод, построенный в Петровской слободе выше старого по течению реки Лососинки.
Указ императрицы вышел в год, когда Россия отмечала 50-летие перенесения мощей святого Александра Невского в Александро-Невский монастырь, возведённый на берегах Невы, на месте первой победы князя над шведами.
Служители и мастеровые Александровского завода, который лил пушки для защиты Отечества, по воскресеньям и праздничным дням ходили в Троицкую церковь, находившуюся возле Зарецкого кладбища, рядом со старой Крестовоздвнженской церковью.
Храм был ветхим и маленьким, поэтому решили построить новую заводскую церковь, каменную.
На старинном плане города Петрозаводска, составленном в 1785 году и утверждённом князем Михаилом Долгоруковым, уже отмечено место для новой заводской церкви е слободке, по правому берегу реки Лососинки, недалеко от Александровского завода.
В начале XIX века общество Александровского завода обратилось к Новгородскому епископу (до 1828 года в Олонецкой губернии не было самостоятельной епархии, духовная власть находилась в Новгороде) с просьбой о разрешении построить новую заводскую церковь.
Благословение было получено, и в 1808 году фундамент нового храма был заложен около старой Троицкой церкви на Зареке. Но строительство прервала война 1812 года.
Сначала церковь решили строить на пожертвования мастеровых и служителей завода. Таково было условие Новгородской духовной консистории (митрополит Новгородский Амвросий благословил на постройку «не инако как на доброхотноскладчинную»). В фонд строительства новой каменной церкви на протяжении нескольких лет из жалованья мастеровых высчитывали по две копейки с рубля. В документах Александровского завода сохранились списки служителей и мастеровых, в которых записано, кто и сколько пожертвовал на строительство церкви.
Значительные суммы передали горные чиновники и купцы. Существует предание, что во время своего посещения Петрозаводска и Александровского завода в 1919 году император Александр I пожертвовал на новую церковь 30 тысяч рублей. Его примеру последовали богатые горожане и купцы.
25 апреля 1825 года из Департамента горных и соляных дел, которому подчинялся завод, пришло разрешение на строительство новой заводской церкви, а 27 июля того же года было получено благословение от Преосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского.
Место для новой церкви выбрали рядом с заводом, в центре Голиковки. Оставалось найти архитектора с недорогим проектом. Многие известные русские архитекторы конца XVIII – начала XIX века сотрудничали с Александровским заводом, и горное начальство по очереди обращалось к В. Стасову, В. Гесте, О. Монферрану и другим.
Необычным был вариант В. Гесте. Будучи активным сторонником использования чугуна в архитектуре, он предложил проект с чугунными колоннами и другими деталями из металла, которые предполагалось отлить на Александровском заводе.
Разрешение на строительство заводской каменной церкви пришло из Департамента горных и соляных дел, в ведении которого находился Александровский завод, 25 апреля 1825 года.
27 июля того же года было получено благословение Преосвяшенного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского.
В феврале 1826 года была учреждена особая комиссия для руководства работами по строительству церкви. Её председателем стал управляющий Олонецкими горными заводами Адам В. Армстронг, а наставление о деятельности комиссии составил горный начальник Александр Фуллон.
Был объявлен конкурс проектов будущей церкви, на который свои работы представили три архитектора: Кваренги, Гесте и Постников. Победил проект Александра Ивановича Посникова, который служил в Санкт-Петербурге в Департаменте горных и соляных дел.
Александр Иванович Посников (1766 – 1830) известен как автор проекта Колонного зала Горного института – одного из лучших интерьеров периода классицизма. Он же выполнил большинство работ по реконструкции института в 1820-е годы. Среди других его построек в Петербурге Крестовоздвиженская церковь на Лиговском проспекте с эффектной многоярусной колоннадой и павильонами-часовнями.
Проект заводской церкви, предложенный Посниковым, предельно прост. Пятикупольный храм, тип которого особенно активно разрабатывался зодчими Петербурга. Основной объём здания был увенчан куполом на высоком барабане, опоясанном полуциркулярными окнами. Храм имел три четырехколонных портика, гладкие, лишенные какого-либо декора стены.
Гармоничностью своих пропорций он должен был уверенно «держать» все окружающее пространство и был прекрасно виден из центра города. В дальнейшем, когда храм был построен, даже бывшая Круглая площадь фактически ориентирована не столько на завод, лежащий в низине, сколько на заводскую церковь, на её купола, первоначально покрытые зелёной краской.
В деле строительной комиссии сохранился документ с датой торжественной закладки нового заводского храма – 22 июля (по старому стилю) 1826 года. После молебна по случаю тезоименитства её величества вдовствующей императрицы Марии Федоровны, говорится в нём, «священники Петропавловского собора со святыми хоругвями в сопровождении членов комиссии, многих заводских и городских граждан отправились к месту строения новой каменной церкви, где, соединившись со священником Троицкой Зарецкой церкви, прибывшим с такою же церемонией,
отслужили торжественное молебствие».
Речь после него произнёс священник Троицкой церкви Яков Рождественский.
Затем от горного начальника были доставлены медная золочёная доска, медали и серебряные деньги нового чекана.
На доске имелась надпись «Основание храма сего во имя святого благоверного князя Александра Невского положено в лето рождения Христова 1826 в 24 июнь (видимо, торжественную закладку предполагалось провести на месяц раньше, но почему-то произошла задержка – примечание Автора), в благополучное царствование благочестивейшего самодержавнейшего великого государя императора Николая Первого, по благословению преосвященного митрополита Серафима, при горном начальнике Александре Фуллоне, по плану архитектора Посникова, попечением особо учрежденной комиссии, из суммы, назначенной на построение блаженной памяти государем императором Александром Первым и пожертвованной усердием к благолепию дома Господня служителями Александровского пушечного завода».
Памятные медали были отлиты в честь двух императоров – в память скончавшегося в Таганроге Александра Первого и в честь царствующего Николая Первого.
На двух серебряных и двух бронзовых медалях с портретами императоров были выбиты: дата кончины Александра - «ноябрь 19 день 1825» и «Наш Ангел на небесах», а под изображением Николая Первого - «1826 год».
Медали и деньги поместили в специальный свинцовый ящик, в который многие из присутствовавших на торжественной закладке положили золотые и серебряные монеты. Крышки запаяли, и ящик положили в углубление, выдолбленное в мраморной доске, положенной в основание церкви против главного алтаря, к востоку. Нишу закрыли гладкой плитой и замуровали до самого цоколя.
Так произошла закладка Александро-Невского горнозаводского храма.
Однако богатый традициями деревянного зодчества Петрозаводск не имел своих мастеров каменного дела. Их пришлось искать, и по предложению Посникова пригласили Пьетро Карло Мадерни, уроженца итальянской Швейцарии.
В 1826 году Мадерни прибыл в Петрозаводск и до 1828 года был «при смотрении каменных работ», что и «исправлял с отличнейшим усердием».
Работавшие в России Руска, Жилярди, Адамини, ещё один представитель рода Мадерни, известный скульптор-декоратор Мадерни, происходит из этих мест.
В послужном списке Мадерни значится, что он служил архитектором у графа Милорадоеича, строил училище путей сообщения, долгое время был при должности каменных дел мастера при строительстве различных учебных заведений.
Строили церковь ярославские каменщики и местные крестьяне. Купола покрыл железом присланный из Петербурга мастер Черняев с холмогорскими кровельщиками.
Малярные работы в храме, законченные к 8 сентября 1831 года, выполнили мастер малярного цеха из Санкт-Петербурга Викула Ефстафьев и крестьянин из Костромской губернии Тимофей Козьмин с артелью.
На отделке храма трудились и местные мастера из городских жителей и крестьян.
Денег на строительство не хватало, и казна выделила весьма значительную сумму для завершения работ.
КОЛОКОЛАЦерковь была уже почти готова, когда встал вопрос, где взять для нового храма колокол? По этому поводу заводской священник Яков Василевский обратился к Преосвященному Игнатию, епископу Олонецкому, с ходатайством о перенесении из старой Троицкой церкви в новый храм 53-пудового колокола, перелитого в 1813 году в г. Белозерске из старых разбитых колоколов. Разрешение было получено, и колокол перенесли.
Колокольня Александро-Невской церкви помещалась в четырехугольной башне на южной стороне.
На деревянных балках висели восемь колоколов различного веса: 157 пудов (пуд – 16 килограммов) 34 фунта (фунт – 400 граммов), 53 пуда (из Троицкой церкви), 18 пудов 22 фунта, 10 пудов 22 фунта, 5 пудов 12 фунтов, 2 пуда 4,5 фунта, один пуд 5,5 фунта и восьмой колокол весил всего 21 фунт.
ИКОНОСТАСК 26 августа 1830 года на заводской столярной фабрике в основном завершилось устройство церковного иконостаса. Им занимались казенные столяра под руководством иконостасного мастера кексгольмского мещанина Алексея Боброва.
Но продолжались эти работы еще и в 1831 году. Над резными деталями и позолотой для Александро-Невской церкви трудились Сергей Куликов и позолотчик Терентий Козьмин.
Деревянные позолоченные вещи для Святого Престола и иконостаса строящейся церкви изготовил крестьянин Петрозаводского уезда Шуйской вотчины, приписной к Олонецким заводам, Андрей Петров.
ИКОНЫ(Версия Николая Кутъкова, «ТВР-Панорама»). Написание икон в 1829 году поручили состоявшему при заводе унтер-шихмейстеру I класса Александру Чижову, учившемуся в Академии художеств, который изъявил желание сделать это «лучшим мастерством и за умеренную плату». Причём писать их он должен был не по старинным канонам – темперой на липовых досках, а на обычном холсте маслом. Заказаны были не оригинальные творения, а копии икон лучших столичных церквей. Свой подряд Чижов выполнил точно в оговоренный срок, и к концу лета все 52 иконы были упакованы в несколько ящиков и приготовлены к отправке в Петрозаводск.
Перевезти их из Петербурга предполагалось традиционным водным путем, для чего была зафрахтована сойма петрозаводского мещанина Сохина.
12 сентября она вышла в осеннее Онего. Несколько часов судно ходко шло вдоль западного берега озера, за островом Голомянным показались на горизонте дымные султаны заводских домен Александровского пушечного. Ещё часа полтора такого хорошего хода – и сойма благополучно пришвартуется к заводскому причалу.
Но... не дошла она до мыса Сайнаволок, как из открытого озера налетел неожиданный шквал. Парусную сойму почти мгновенно положило набок, и через несколько минут среди вскипевших волн мелькали лишь бочки, ящики да мокрые головы путешественников.
Людей-то удалось спасти, а вот самый главный груз судна – драгоценные ящики с иконами, стоившие казне более 15 тысяч рублей, унесло в озеро.
В Андому или Повенецкое Онего, никто определенно не мог сказать, потому что ветер за сутки не один раз менялся.
Заводские власти попытались ответственность за пропажу, а значит, и за возвращение её, возложить на Сохина. Но тот твердил одно: «Знать, на то была Божья воля!»
Заводу пришлось спешно искать иконы. 10 дней унтер-шихтмейстер Верзнев и мастеровой Самсонов на маленьком паруснике бороздили штормовое озеро, опрашивали рыбаков и купцов в прибрежных селеньях.
И уже когда надежды совсем не осталось, на одном из маленьких островов у входа в Кижские шхеры нашли те самые ящики. Открыли крышку, а из-под мокрых стружек на них глянули строгие глаза святителя Николая – покровителя путешественников и мореплавателей. Целы оказались все иконы, онежская вода ничуть их не испортила, не отслоились, не потрескались и не потускнели краски.
Комиссия распорядилась выдать за находку денежную награду и приказала начать работу по устройству иконостаса.
До освящения храма оставалось чуть более двух месяцев. Едва художник Чижов, покрывший высохшие иконы дополнительным слоем лака, уехал в свой Петербург, в строительную комиссию пришло письмо от Олонецкого епископа Игнатия. «Не раз и прежде изъяснялся я вам, милостивый государь, - писал Владыка, - о принятии в рассуждение сего предосторожности. Сами совершенно знать изволите состояние здесь народа не только в окрестностях, но и в самом городе, относительно чувствительности его для самых малых предметов...».
О чем же вёл речь епископ Игнатий? О некоторых деталях икон для заводской церкви: положение пальцев благословляющих рук на изображении Спаса, непокрытые волосы и лоб Богоматери, неприкрытое одеянием тело младенца Иисуса.
Ссылка членов комиссии на точность копий и отсутствие каких-либо нареканий на оригиналы этих образов в столичных церквах, похоже, только усугубила дело.
Петербург в данном случае не был образцом для подражания. Даже среди мастеровых, купцов и мещан было много тайных и явных старообрядцев. А те, кто ещё колебался между Православием и старой верой, в любой момент могли отшатнуться от Церкви под влиянием чего-то непривычного в обрядности или иконописи.
Епископ Игнатий наверняка знал о скандале, который имел место в Спасском соборе, построенном по проекту и расписанном по эскизам знаменитого Монферрана, специально для Макарьевской ярмарки в 1822 году (который в своё время предполагался и для осуществления в Петрозаводске).
Местные и приезжие, в том числе и олонецкие, купцы отказывались молиться на «немецкие» иконы и толпились в приделе, где было несколько старых образов.
Сопротивление прихожан было так велико, что именно в начале 1830-х годов иконостас Спасского собора был полностью переписан по эскизам В. Стасова.
Скорее всего, именно этого и опасался владыка Игнатий. Он не призывал целиком переписывать иконостас. Речь шла о небольших поправках, без которых об освящении церкви не могло быть и речи.
Члены комиссии, среди которых, кстати, более половины были протестанты, исчерпав весь запас возражений, согласились с требованиями Церкви и как раз под новый, 1832, год оплатили всю стоимость работ по переделке картин (около 400 рублей).
К 1831 году усилиями различных специалистов и на средства в основном от пожертвований храм был достроен.
Освящён он был в конце января 1832 года, в день Иоанна Златоуста, первым Олонецким архиепископом Игнатием (Семеновым).
Названа Александро-Невская церковь в честь Александра I. Церковь имела два придела – святителя Николая Мирликийского и Живоначальной Троицы.
Первым священником Александро-Невского храма стал Иаков Васильевич Васильковский, кандидат богословия, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии.
Около ста лет храм был центром духовной жизни мастеровых и служителей Александровского завода.
17 января 1888 года при Александро-Невской горнозаводской церкви на средства священника отца Василия Нименского и пособие от Олонецкого епархиального совета была открыта церковно-приходская школа для детей заводских служащих и мастеровых.
С конца 1920-х годов начинается новая полоса в её истории. В 1929 году, храм был закрыт по решению общего собрания рабочих Онежского завода и Петрозаводского городского Совета.
Разорённую церковь передали краеведческому музею. Началась перестройка здания, и в 1931 году была открыта первая экспозиция. В переплавку попали церковная утварь, колокола. В результате перестройки был искажён внешний облик церкви, внутри были сделаны этажные перекрытия, а в послевоенные годы для хранения 100 тысяч музейных экспонатов был устроен подвал.
Подготовила Ольга Сидловская.
Источник:
http://eparhia.karelia.ru/nevsob.htm