“Окопы эти охранят Варшаву, к которой так неравнодушен немец…” ч.1,
ч.2// Военно-исторический журнал. 2004. №8. С.26-31, №9. С.23-28.
В
Дневнике начальника саперной команды 24-го Сибирского стрелкового полка прапорщика А.И. Тодорского (июнь-сентябрь 1915 года) "подробно освещен путь небольшого воинского подразделения – полковой саперной команды с момента ее формирования 7 июня по 13 сентября 1915 года. На долю стрелков и офицеров команды выпала нелегкая задача прикрывать более чем двухмесячное отступление полка с блонских позиций (Варшавская губерния) до восточного берега реки Неман (Минская губерния). Все это время, днем и ночью, часто под огнем противника команда устраивала завалы на дорогах, взрывала мосты и т.д. По воспоминаниям Тодорского, «работа шла интенсивная. Стрелки не выпускали из рук лопаты. Все делалось серьезно, без понуканий и наказаний». Нередко саперы принимали непосредственное участие в боевых действиях. Многие стрелки по представлению начальника команды были награждены Георгиевскими крестами и повышены в звании"
"11 и 12 августа команда укрепляла позиции под сильным обстрелом немецкой артиллерии. В 3 ч дня 12-го перешла из березовой рощи в Кривятичи. Вечером под напором немцев (последние были уже у деревни) отошли к железнодорожной будке, где остался арьергард, а затем к дер. Каролина, где совместно с 265-м Вышневолоцким полком приготовляли новые позиции. Ночью с батальоном капитана Канторова отошли в дер. Курашево, на западной окраине которой под сильным обстрелом днем 13 августа укрепляли позиции. Здесь от командира полка была получена полевая записка следующего содержания:
«Прапорщику Тодорскому. Позиция. От к[оманди]ра 24 Сибирского] стр[елкового] п[олка]. 1915 г. 13 августа. 6 ч 5 м[ин] веч[ера] № 184-й. Из д[ер.] Вольки.
Приказываю Вам каждый раз при отходе полка оставаться с арьергардом для уничтожения мостов, порчи дорог всеми средствами, которыми располагает Ваша команда. К Вашей команде при отходах предполагается придавать казаков в Ваше распоряжение. Об этом особых распоряжений на каждый раз не будет. Полковник Радзиминский».
Ночью отступили в Беловежскую пущу (в северный край ее под названием Лядская пуща), пробыли там около 7 ч и отошли через р. Нарву и местечко Яловку на северо-восточный берег р. Свислочь, где и заняли позиции от дороги, что из
дер. Бурсовщина на дер. Колосы исключительно до поворота р. Свислочь у г[осподского] дв[ора] Луковичи включительно. Команда расположилась в
дер. Бурсовщина. 14 августа из Лядской пущи по приказанию командира п[ол]ка были высланы 10 саперов для исправления дороги от ф[ольварка] Подваськи до домика лесника Порослась и 5 человек для улучшения берега на р. Наревка у этого же домика лесника.
15, 16 и 17 августа укрепляли позицию на р. Свислочь, а 17-го вечером команда была вызвана в штаб корпуса, в мызу Левшово, и оттуда с корпусным инженером через дер. Горбачи и Жиличи пришла к железнодорожной будке, что на линии Волковыск – Белосток, где и ночевала.
18 августа утром разбили окопы между деревней Чапличи и восточным берегом р. Свислочь, но оттуда в 8 ч вечера вместе с подошедшими ротами полка отошли к г[осподскому] дв[ору] Яриловку, из которого ушли в 3 ч дня 19 августа в дивизионный резерв в фольварк Холявичи и поместились на месте штаба 41-й дивизии".
Спасибо за ссылки!