Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ (КБФ)

ВКЛЮЧАЯ АВИАЦИЮ И БЕРЕГОВЫЕ ВОЙСКА.
Фамилии разыскиваемых. Информация и ссылки.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, tatust
Ella
Модератор раздела

Ella

ДОНЕЦК, ДНР
Сообщений: 20901
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 3624
КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ (КБФ).

ДЛЯ ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ ОТКРОЙТЕ ИМЕННУЮ ТЕМУ ЗДЕСЬ https://forum.vgd.ru/2126/

Вначале, читаем ветки РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОИСКУ - https://forum.vgd.ru/109/
"БЛАНКИ ЗАПРОСОВ" - https://forum.vgd.ru/109/24047/
*******************
ХРОНИКА АТАК ЛЮФТВАФФЕ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ, ЧУДСКОМ И ЛАДОЖСКОМ ОЗЕРАХ В 1941 1945 ГОДАХ http://lib.rus.ec/b/167213/read (внизу страницы).
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
********************
http://flot.com/history/patriotwar/index.htm
Именной список преподавателей офицерского состава Высшего Военно-Морского Инженерного ордена Ленина училища им. Ф.Э.Дзержинского, погибшего при аварии баржи № 752 на Ладожском озере 17 сентября 1941 г.

Именной список безвозвратных потерь личного состава бывшего Военно-Морского Гидрографического Училища имени Г.К.Орджоникидзе, погибшего при аварии баржи № 752 на Ладожском озере 17 сентября 1941 г.
+ ЛИТЕРАТУРА.
*******************
ФЛОТ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
-
http://www.navy.ru/history/patriotwar/


ХАРАКТЕРИСТИКА НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ И САМОЛЕТОВ СОВЕТСКИХ ВМФ ( Тактическая характеристика кораблей и самолетов, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОСТАВ СОЕДИНЕНИЙ КОРАБЛЕЙ ВМФ / по флотам/ и др.)
-
http://militera.mil.ru/h/horkov.01.html

ИСТОРИЯ ВМФ. ИСТОРИЯ РОДОВ СИЛ ВМФ ( Надводные силы, Подводные силы, Морская авиация, Береговые войска) - http://www.navy.ru/history/

1. Соединения надводных кораблей флотов, удостоенных правительственных наград и отличий в ВОВ
(Балтийский Флот, Северный Флот, Тихоокеанский Флот, Черноморский Флот).
2. Надводные корабли, удостоенные правительственных наград и отличий в период ВОВ ( по флотам - Гвардейские корабли, Краснознаменные корабли) -
http://militera.mil.ru/h/horkov/11.html

АВИАЦИЯ ВМФ В ВОВ - http://base13.glasnet.ru/text/tactic/21.htm

История ВМФ Балтики - http://www.melkon.lv/

Затонувшие подводные лодки в Балтийском море http://www.forum.aroundspb.ru/...82c441a999 Обсуждение

Из КП Калининградской области - http://formulyar-polka.narod.ru/t21/tom21-podvod.htm - Поименный список погибших подводников КБФ
Моряки КБФ. Списки погибших.
Летчики КБФ. Списки погибших
Медики КБФ. Списки погибших
Военнослужащие РККА. Дополнение списков :
Военнослужащие РККА. Списки погибших в Польше
Военнослужащие РККА. Дополнение списков
Военнослужащие РККА. Списки погибших в Польше, дополнение

(списки открываются по ссылке).
А так же много другой информации по КБФ.
*************************

22 июня 1941г. ВМФ вступает в бой.
Подборка материалов, посвященных первому дню войны
1. Краснознаменный Балтийский флот.
К началу войны в состав Краснознаменного Балтийского флота входили:

- эскадра кораблей (командующий — контр-адмирал Д. Д. Вдовиченко), включавшая линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», 3-й, 4-й и 5-й дивизионы эсминцев, дивизион сторожевых кораблей;

- отряд легких сил (командир — контр-адмирал В. П. Дрозд) в составе крейсеров «Киров» и «Максим Горький», 1-го и 2-го дивизионов эсминцев;

- 1-я бригада подводных лодок (капитан 1 ранга Н. П. Египко) в составе 1, 2, 3 и 4-го дивизионов;

- 2-я бригада подводных лодок (капитан 2 ранга А.Е.Орел) в составе 6, 7 и 8-го дивизионов;

- учебная бригада подводных лодок (контр-адмирал А. Т. Заостровцев);

- 1-я бригада торпедных катеров (капитан 2 ранга В. С. Чероков) в составе 1-го и 2-го дивизионов;

- 2-я бригада торпедных катеров (капитан 2 ранга В. А. Саламатин) в составе 3-го и 4-го дивизионов; шхерный отряд кораблей;

- отдельный учебный дивизион подводных лодок;

- отряд вновь строящихся кораблей, в составе которого числился недостроенный крейсер «Петропавловск»;

- военно-воздушные силы флота;

- части специального и тылового обеспечения.


2. Накануне.
3. 22 июня.
4. Литература
http://alerozin.narod.ru/june.htm
********************
Владимир Бешанов "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБОРОНА"
Эти книга интересна тем, что автор сделал главным предметом своего рассмотрения не жизнь блокадного Ленинграда (чему посвящено множество публикаций), а боевые действия на дальних и ближних подступах к северной столице России. Он начинает свой анализ с момента вторжения германских войск на территорию Прибалтики в июне 1941 года и заканчивает его Мгинской операцией в июле — августе 1943 года.

Книга написана с использованием мемуаров советских и немецких военачальников; воспоминаний рядовых участников боев; официальных документов, в том числе документов НКВД, рассекреченных лишь в последние годы. Она наглядно показывает, сколь огромную цену пришлось заплатить народам СССР за победу в Великой Отечественной войне и дает объяснение причин этого.
Рукопись книги получила одобрение ряда ветеранов, участников героической обороны Ленинграда, а также научных сотрудников музеев Санкт-Петербурга, изучающих данный вопрос. Она рассчитана на широкую читательскую аудиторию.

Содержание:

Предисловие автора - стр.6
Глава 1. Разгром РККА в Прибалтике (июнь — август 1941 г. ) - стр. 6
Глава 2. Таллинский прорыв КБФ (август 1941 г.) - стр. 30
Таллинский переход - стр. 37
Глава 3. Бои на подступах к Ленинграду (август — начало сентября 1941 г.) - стр. 44
«Финский фронт» - стр. 44
«Немецкий фронт» - стр. 48
Глава 4. Штурм Ленинграда (9—25 сентября 1941 г.) - стр. 65
Глава 5. Блокада и контрблокада (октябрь — декабрь 1941 г.) - стр. 85
Глава 6. Эвакуация Ханко (ноябрь 1941 г.) - стр. 129
Глава 7. Зимнее наступление РККА (январь — февраль 1942 г.) - стр. 135
Для советских солдат нет преград - стр. 141
Глава 8. Любанская операция (февраль — июль 1942 г.) - стр. 157
Глава 9. Усть-Тосно — Синявинская операция (июль — октябрь 1942 г.) - стр. 194
Глава 10. Балтийский флот в 1942 году - стр. 222
Глава 11. Операция «Искра» (12—25 января 1943 г.) - стр. 231
Глава 12. Продолжение операции «Искра» (февраль — апрель 1943 г.) - стр. 253
Глава 13. Мгинская операция (июль — август 1943 г.) - стр. 263
В заключение - стр. 273
Использованные источники - стр. 278

(pdf) ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Соединения ударной группировки Волховского фронта (18, 256, 379, 239, 364, 191, 147, 80, 71-я стрелковые дивизии, 33-я стрелковая, 11-я лыжная, 16-я танковая бригады) вместе и порознь, сменяясь и перемешиваясь друг с другом до полной потери...
maps.monetonos.ru/…/BeshanovOboronaPitera.pdf 3,7 МБ сохраненная копия
https://forum.vgd.ru/post/106/19003/p518904.htm#pp518904
****************
Фото моряков Учебного Отряда Электро-Механической школы (Кронштадт), именно из них набирали десант в Петергоф и Стрельну в октябре 1941 - http://fotki.yandex.ru/users/vputna/album/89803/?p=0 Всю жизнь дедушка хранил фото погибших товарищей..... ( Источник https://forum.vgd.ru/post/305/4421/p647029.htm#pp647029 )
amarilis
Новичок

Москва
Сообщений: 19
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2
Спасибо Ella!

Я уже можно сказать почти нашла. Стали с мамой разбирать документы и нашли последнее письмо от 28 августа 1941 г. с адресом: КБФ военно-морская почтовая станция № 1105 п/я 21 лит.Д-3. Поискала на ОБД по этому запросу, моего деда не выдал, зато нашел несколько человек, погибших также 13.09.1941 и несколько краснофлотцев. Но в архив все равно запрос напишу в Питер, а в Москве сама съезжу.

С уважением, Надежда
Nartzan

Nartzan

Питер
Сообщений: 1286
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 697

amarilis написал:
[q]

Я уже можно сказать почти нашла. Стали с мамой разбирать документы и нашли последнее письмо от 28 августа 1941 г. с адресом: КБФ военно-морская почтовая станция № 1105 п/я 21 лит.Д-3. Поискала на ОБД по этому запросу, моего деда не выдал, зато нашел несколько человек, погибших также 13.09.1941 и несколько краснофлотцев. Но в архив все равно запрос напишу в Питер, а в Москве сама съезжу.С уважением, Надежда
[/q]



Здесь есть о военно-морских ПС и П/я - http://srpo.ru/forum/index.php?topic=2668.0
amarilis
Новичок

Москва
Сообщений: 19
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2
Спасибо Nartzan! Я уже там побывала.

Ella
Модератор раздела

Ella

ДОНЕЦК, ДНР
Сообщений: 20901
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 3624
Jem21

Приветствую!
Нашла в инете / из Содержания / Глава 6. Эвакуация Ханко (ноябрь 1941 г.) - стр. 129

Через поисковик ( Владимир Бешанов "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБОРОНА")
(pdf) ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Соединения ударной группировки Волховского фронта (18, 256, 379, 239, 364, 191, 147, 80, 71-я стрелковые дивизии, 33-я стрелковая, 11-я лыжная, 16-я танковая бригады) вместе и порознь, сменяясь и перемешиваясь друг с другом до полной потери...
maps.monetonos.ru/…/BeshanovOboronaPitera.pdf 3,7 МБ сохраненная копия

---
ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.

В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.
Ella
Модератор раздела

Ella

ДОНЕЦК, ДНР
Сообщений: 20901
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 3624
Сообщение от Jem21 в личке:

Следуя Вашему совету , 26.10.09г. отправила запрос по указанному е-мэйлу medar@milmed.spb.ru в Военно-медицинский музей.

Написала как могла, в меру своего понимания, текст запроса привожу полностью: "Здравствуйте! В 1941 году Медико-Санитарное Управление проводило регистрацию всех живых (раненых и боеспособных) участников Таллиннского перехода, защитников Моозундских островов, эвакуированных с полуострова Ханко, прибывших на боевых кораблях и судах в Кронштадт. Находятся ли эти регистрационные списки в архиве Военно-Медицинского музея? Если нет, подскажите, пожалуйста, где искать. "

Сегодня, 02.11.09г. получила ответ: "Здравствуйте............... !
Архив Военно-медицинского музея МО РФ такими сведениями не располагает.
Рекомендую направить запрос в Центральный военно-морской архив:
188350, г.Гатчина Ленинградской области, Красноармейский пр.2.
Начальник 8 отдела А.Хваль"

Вот так. Буду снова писать в ЦВМА. Придет ответ – сообщу.
---
ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.

В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.
Ella
Модератор раздела

Ella

ДОНЕЦК, ДНР
Сообщений: 20901
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 3624
Сообщение перенесено отсюда https://forum.vgd.ru/190/21222...dpjj2#last

Толян
Новичок

Сообщение отправлено: 27 декабря 2008 15:02
Сообщение отредактировано: 27 декабря 2008 15:33
ОБОРОНА ХАНКО ( 29 ИЮНЯ-2 ДЕКАБРЯ 1941г.)

Оборона военно-морской базы Ханко вошла в историю советского военно-морского искусства как пример героической и умелой борьбы в шхерно-островном районе. Вместе с ней вошли в историю военно-морского искусства не менее героические и не менее искусные действия сил Краснознаменного Балтийского флота по эвакуации гарнизона этой базы.

С началом войны перед военно-морской базой Ханко (командир базы генерал-майор С. И. Кабанов, военком бригадный комиссар А. Л. Расскин) была поставлена задача обороны северного фланга Центральной минно-артиллерийской позиции и самой базы с суши, моря и воздуха. Для отражения морского и воздушного десанта территория базы была разбита на два боевых участка, контролируемых маневренными группами сухопутных войск.

Сухопутную оборону базы составляли система заграждений на границе арендованной зоны, два оборудованных оборонительных рубежа и два рубежа непосредственной обороны самого города Ханко, один из которых был обращен фронтом к морю и фактически являлся рубежом противодесантной обороны. Размеры территории базы исключали возможность достижения достаточной глубины всей оборонительной системы, но позволяли создать значительную плотность обороны.

На полуострове к началу войны находилась 8-я стрелковая бригада, усиленная артиллерийским полком, зенитным артиллерийским дивизионом, танковым и саперным батальонами, а также батальоном связи.

Сектор береговой обороны располагал несколькими железнодорожными и стационарными батареями с орудиями калибром от 305 до 45 мм. Противовоздушная оборона базы состояла из 12 76-мм батарей и авиаэскадрильи (11 самолетов И-156 и И-15). В охране водного района базы имелось 3 сторожевых катера «МО-4» и несколько малых катеров. Общая численность гарнизона базы составляла 25300 человек.

В финском плане войны, согласованном с планом «Барбаросса», захват Ханко рассматривался как особая задача финских вооруженных сил, для выполнения которой была создана ударная группа «Ханко», состоявшая из 17-й финской пехотной дивизии с частями усиления и сильной артиллерийской группировки с орудиями калибром до 305 мм (всего 103 орудия).

Финская авиация сама по себе не представляла серьезной угрозы, но наличие в Финляндии большого количества аэродромов и посадочных площадок создавало возможность широкого использования против базы немецких самолетов. Само собой разумеется, из глубины шхер и на опушке их могли действовать финские канонерские лодки и катера.

Действия против Ханко финны начали 29 июня. На следующий день они пытались прорвать оборону на перешейке (сухопутная граница базы), но были отброшены в исходное положение и понесли большие потери. В последующем, согласуя свои действия с наступлением немецко-фашистских войск на Ленинград, финны неоднократно, но так же безуспешно пытались различными способами прорвать фронт обороны Ханко, а гитлеровцы — овладеть о. Осмуссар.

Противник рассчитывал до начала зимы ослабить оборону базы, чтобы с наступлением ледостава захватить полуостров.

После ухода основных сил КБФ из Таллина в условиях приближавшегося зимнего периода Центральная минно-артиллерийская позиция теряла свое прежнее оперативное значение. Надвигавшийся ледостав мог сделать сухопутный фронт обороны Ханко круговым. Для организации обороны его база не имела достаточных сил и средств.

Все это, вместе взятое, а также нецелесообразность обороны в сложившейся обстановке устья Финского залива предопределило решение Ставки Верховного Главнокомандующего об эвакуации гарнизона Ханко.

Оборона военно-морской базы Ханко характерна некоторыми особенностями. Быстрая ликвидация военно-морской базы Ханко предусматривалась планом стратегического развертывания противника, так как она, препятствуя сквозным сообщениям в Финском заливе, заставляла дробить и без того незначительные военно-морские силы Финляндии на две части. К тому же база оттягивала на себя значительное количество сухопутных частей. С момента организации на протяжении всего существования базы противник угрожал ей с севера, северо-востока и северо-запада. Именно это и послужило причиной заблаговременного оборудования сухопутного фронта обороны Ханко, что не было сделано ни у одной из других передовых баз.

Относительно ровная, местами лесистая местность позволяла противнику средствами оптического наблюдения с наблюдательных вышек и постов непрерывно просматривать территорию базы на значительную глубину.

Географические и навигационно-гидрографические особенности района военно-морской базы Ханко определили и формы ее обороны, свойственные шхерно-островной позиции. Увеличение глубины обороны шхерных флангов такой позиции было достигнуто захватом группы островов к востоку и северо-западу от Ханко (всего 19 островов). В меру возможностей путем постановки минных заграждений был стеснен маневр неприятельских кораблей на шхерных фарватерах. Все это помешало финнам использовать несомненные преимущества, обусловленные характером шхерного района. Потратив время на неудачные попытки штурмом овладеть наиболее устойчивой сухопутной позицией базы, они упустили иные возможности и позволили советским морякам захватить инициативу на наиболее уязвимых шхерных флангах обороны. Подрыв на советском минном заграждении финского броненосца береговой обороны «Ильмаринен» заставил противника остерегаться огневого воздействия на береговые батареи базы со стороны шхер.

Обороне Ханко благоприятствовало сохранение на полуострове аэродрома. Даже относительно небольшое число самолетов-истребителей и разведчиков, которыми располагало командование военно-морской базы, в значительной степени способствовало успешности стрельбы береговой артиллерии, высадкам десантов на острова и отражению самолетов противника.

Исключительная роль принадлежала береговой артиллерии, которая, по существу, являлась основой обороны военно-морской базы. Надводные силы, базировавшиеся на Ханко, выполняли задачи, связанные с повседневной боевой деятельностью в пределах границ базы.

Все эти обстоятельства и высокий боевой дух защитников Ханко благоприятствовали активным действиям сил обороны. Они сумели вырвать инициативу из рук противника и продолжительное время удерживали ее.

После неудачных попыток наступления командование финской ударной группы «Ханко» убедилось, что имевшимися в его распоряжении силами оно не сможет захватить советскую военно-морскую базу. Обстановка, складывавшаяся под Ленинградом и на Севере, не позволяла ему рассчитывать на подкрепление. Борьба за Ханко приняла позиционный характер для финнов, которые в течение предвоенного двадцатилетия готовились к активным действиям в шхерных районах. Овладение Ханко оказалось не такой простой задачей, как это предполагало финское командование.

Воздавая должное успешным активным действиям гарнизона Ханко, нельзя не сказать о неудачной высадке десанта на о. Бенгшер, которая привела к гибели десанта, разрушению маяка, служившего удобным ориентиром для советских кораблей, и имела отрицательные последствия для обороны базы. По-видимому, успешные высадки предшествовавших десантов послужили причиной недооценки сил и возможностей противника. Близлежащие к Бенгшеру острова оказались вне воздействия сил военно-морской базы Ханко, тогда как противник использовал их для блокирования и уничтожения высаженного десанта.

Некоторая недооценка значения миноносной авиации для постановки активных минных заграждений в шхерных районах, существовавшая у нас в 30-х годах, с одной стороны, и вынужденное использование авиации КБФ на сухопутных направлениях — с другой, помешали реализации потенциальных возможностей надежно засорить минами шхерные фарватеры и узлы. Такое засорение (преимущественно против малых кораблей) могло предельно снизить активность финских военно-морских сил в Финском заливе и пресечь их минную деятельность.

В целом действия разнородных сил, оборонявших Ханко, свидетельствуют о высоком уровне боевой подготовки, отваге, самоотверженности и стойкости личного состава военно-морской базы, показавшего в исключительно трудной обстановке свою беспредельную преданность социалистической Родине и Коммунистической партии. Почти полгода силы этой передовой базы вели упорную борьбу на дальних подступах к Ленинграду с моря, немало способствуя устойчивости его обороны.

Героические действия Краснознаменного Балтийского флота при эвакуации гарнизона Ханко неразрывно связаны с обороной этой базы.

В основу замысла эвакуации гарнизона и некоторых средств военно-морской базы Ханко был положен последовательный вывоз личного состава и ценных грузов. Скрытность отхода войск и доставки их средств к пунктам посадки на корабли обеспечивалась рядом маскировочных мероприятий, в том числе и мерами активной маскировки (перемежение «часов молчания» с контрбатарейной стрельбой при попытках активных действий противника). Осуществлению замысла эвакуации способствовала обстановка на сухопутном фронте обороны базы, создавшаяся со второй половины октября, когда противник оказался вынужденным перебросить часть своих сухопутных сил для усиления войск на Карельском перешейке.

Менее благоприятно складывалась обстановка на море, где противник, используя свои возможности, безнаказанно производил минные постановки в средней части Финского залива (в западной части Гогландского плеса и в районе Юминда), наращивая прежние и выставляя новые заграждения с малых надводных заградителей и катеров. Широкие возможности, которыми в то время располагал противник в Финском заливе, позволяют утверждать, что минная опасность в этом районе, учитывая его навигационные и гидрографические особенности, была наибольшей за все время Великой Отечественной и второй мировой войн.

Однако не только минная опасность определяла исключительную сложность обстановки на море. Организуя эвакуацию гарнизона Ханко, Военному совету КБФ приходилось серьезно считаться с береговой артиллерией противника, которая имела возможность обстреливать корабли на нескольких участках возможных маршрутов при переходе от Ханко до о. Гогланд. Не менее серьезную угрозу советским кораблям и транспортам представляла и немецкая авиация. Ночью опасность противодействия береговой артиллерии и авиации уменьшалась, но возрастала минная угроза, вследствие трудностей ночного траления. Природные и навигационно-гидрографические особенности района перехода, наступивший период штормовой погоды и появление в заливе льда также усложняли обстановку на море.

Все эти неблагоприятные факторы, а также крайне ограниченное число транспортов и полное отсутствие сколь-нибудь [84] современных десантнотранспортных средств или хотя бы быстроходных транспортов малого тоннажа резко затрудняли осуществление эвакуации. Однако задача эта была решена, и трудности, которые пришлось преодолевать, выполняя ее, делают операцию эвакуации военно-морской базы Ханко одним из примечательных боевых событий на море, заслуживающих особого места в истории советского военно-морского искусства.

Одна из характерных особенностей этой операции состояла в том, что войсковые перевозки морем осуществлялись преимущественно на боевых кораблях. Закономерность такой формы войсковых перевозок в сложных условиях, предусматривавшаяся советскими военно-морскими теоретиками в предвоенные годы, подтвердилась. Вместе с тем опыт эвакуации гарнизона Ханко показал необходимость иметь в составе Краснознаменного Балтийского флота специальные десантно-транспортные корабли, построенные для действий в тесных и мелководных районах.

Другой особенностью этой операции являлось вынужденное повторение переходов конвоев, которое скрыть было невозможно. Это обстоятельство влекло за собой ряд последствий, и прежде всего дальнейшее увеличение минной опасности, поскольку противник ставил дополнительные минные банки на выявленных им маршрутах движения конвоев. Между тем некоторые конвои, в особенности первые, хотя промежутки времени между ними составляли около десяти суток, двигались почти одинаковыми маршрутами.

Третья особенность операции по эвакуации гарнизона Ханко, не имевшей прецедента в истории военно-морского искусства, состояла в переходе последних конвоев в ледовых условиях под проводкой ледокола «Ермак». Практически это еще более усиливало минную опасность, так как ледовая обстановка исключала противоминное охранение, затрудняла маневр для уклонения от воздушных атак, равно как и противоартиллерийский зигзаг. На переходах морем от мин, навигационных и других причин конвои потеряли несколько боевых кораблей, транспортов и разных катеров. Погибло 4987 человек, не считая личного состава экипажей погибших и поврежденных кораблей. Можно было бы ожидать более интенсивных и энергичных ударов противника с воздуха, но, как свидетельствует один из зарубежных авторов, «германо-финская сторона, по-видимому, недооценивала русских».

Объективно оценивая эти потери, конечно, нельзя не признать, что они были большими, но условия, в которых протекали переходы конвоев, могли повлечь еще более крупные потери.

Успешному проведению операции способствовали серьезные просчеты командования противника, не допускавшего, видимо, и мысли о возможности эвакуации гарнизона Ханко морем в обстановке, сложившейся в то время в Финском заливе.

Источник: "Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне", Ачкасов Василий Иванович, Павлович Николай Брониславович

фотки из музея Обороны Ханко http://www.radikal.ru/USERS/aigspb/muzej-oborony-hanko?pg=1

Прикрепленный файл: 1.gif
---
ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.

В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.
Ella
Модератор раздела

Ella

ДОНЕЦК, ДНР
Сообщений: 20901
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 3624
Сообщение перенесено отсюда https://forum.vgd.ru/190/21222...dpjj2#last

Толян
Новичок

Сообщение отправлено: 27 декабря 2008 15:08
Балтийский флот полуостров Ханко. Гонг 15/04 1941 г.
Справа мой двоюродный дед Батов Николай Иванович 1921 г.р с другом


Прикрепленный файл: 2.jpg
---
ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.

В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.
Чистильщик
Участник

Чистильщик

Москва
Сообщений: 74
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 29
Ella, здравствуйте! Нашел на конец то родного брата деда близнеца
Тарунтаев Семен Федорович, краснофлотец ком. отделения, пропал без вести 08.07.1942г. место службы ОУС ВМБ КБФ.
Островной Укрепленный Сектор Главной Военно - Морской базы КБФ. Подскажите что это за островной сектор? Как на острове можно было пропасть без вести? За ранее благодарен.
---
Ищу Тарунтаевых (Торунтаевых/Турунтаевых), Тульской губ. Пушкарская Слобода г. Крапивны, г.Одоев, г.Пронск, г.Скопин, г.Рязань,г. Свияжск, ПриБайкалье с. Турунтаево (Турунтаевская Слобода).
Чистильщик
Участник

Чистильщик

Москва
Сообщений: 74
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 29
Ella, просмотрев донесение о безвозвратных потерях от 15.09.42г. ОРСУ КБФ из более чем двухсот краснофлотцев ОУС ВМБ КБФ, пропавших без вести 08.07.1942г. пять или шесть считаются погибшими на о. Сомерс и о. Лавансаари но тела их оставлены на поле боя. Может ОУС ВМБ находился на этих островах?
---
Ищу Тарунтаевых (Торунтаевых/Турунтаевых), Тульской губ. Пушкарская Слобода г. Крапивны, г.Одоев, г.Пронск, г.Скопин, г.Рязань,г. Свияжск, ПриБайкалье с. Турунтаево (Турунтаевская Слобода).
Чистильщик
Участник

Чистильщик

Москва
Сообщений: 74
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 29
Брат-близнец моего деда Тарунтаев Семен Федорович погиб в ходе неудачной десантной операции 7 - 11 июля 1942 года на остров Соммерс в Финском заливе. Остров этот, бывший советский, тогда был захвачен финнами, и силы Островного укреплённого сектора Главной Военно-Морской базы Краснознамённого Балтийского Флота попытались его отбить. Операция закончилась полным провалом - весь десант погиб на острове или на подходах к нему, был потоплен ряд наших боевых катеров и сбито несколько наших самолётов. Остров остался за финнами до конца войны... Где конкретно погиб брат моего деда - уже на самом острове или ещё на одном из катеров с десантом, потопленном финнами на подходах к Соммерсу - установить сейчас, увы, невозможно. Та же проблема и с захоронением: остров - каменный, и захоронить на нём несколько сот погибших практически невозможно. Очевидно, что финны вывезли трупы и немногочисленных советских пленных на материк, где погибшие были захоронены в районе финской военно-морской базы. Известно, что на Соммерсе (сейчас он - территория России) после войны был установлен памятник погибшим.

Погибший десант

В июле 1942 г. командованием Балтийского флота была предпринята попытка захватить остров Соммерс. Отсутствие необходимого опыта и недостаток сил не позволили тогда добиться успеха. Долгие годы подробности этой высадки хранились в недрах архива...
Стабилизировавшаяся зимой 1941-42 гг. обстановка на Балтике вновь обострилась летом, когда на коммуникациях противника начали действовать советские подводные лодки. Однако их путь из Финского залива пролегал мимо Соммерса - маленького скалистого островка*.
В течение второй половины 1941 г. на нем находился советский гарнизон, но затем в конце декабря остров был оставлен нашими подразделениями и вскоре там обосновались финны. Впрочем, долго усидеть на продуваемом всеми ветрами скалистом клочке земли им не удалось и Соммерс перешел в разряд "нейтральной полосы". Но это продолжалось недолго: при овладении Гогландом и Большим Тютерсом остров заняли подразделения финской 22-й роты охраны побережья. Стоявшие белые ночи позволяли вражеским постам круглосуточно контролировать надводную обстановку. И потому под общим руководством командира Главной базы флота** капитана 1 ранга Г.И. Левченко был разработан план по его захвату, утвержденный Военным советом Краснознаменного Балтийского флота.
Здесь необходимо сказать несколько слов о Гордее Ивановиче Левченко. К началу войны он имел звание вице-адмирала и был заместителем наркома ВМФ, участвовал в организации обороны Николаева и Одессы. 22 октября 1941 г. решением Ставки Г.И. Левченко назначили командующим войсками Крыма. Но развернувшиеся там бои сложились неудачно для советских частей и в ночь на 16 ноября войска 51-й армии оставили Керчь. 19 ноября должность командующего войсками Крыма ликвидируется, а 1 декабря Левченко был арестован органами НКВД. 24 января 1942 г. его исключили из ВКП(б), а 29 января осудили на 10 лет с лишением всех наград. Но в отличие от многих командиров, судьбы которых сложились трагически, прошение адмирала о помиловании 31 января было удовлетворено. 2 февраля его восстановили в партии (правда, с объявлением строгого выговора). И хотя бывшего заместителя наркома понизили в звании до капитана 1 ранга, лишили всех наград и постановили использовать на низшей работе, судимость с него сняли. В марте 1942 г. он возглавил Ленинградскую военно-морскую базу. Командиром Кронштадтской военно-морской базы его назначили 25 июня 1942 г. Так что успех Гордею Ивановичу был нужен, что называется, позарез...
К сожалению, при разработке плана операции допустили ряд просчетов. Например, силы неприятеля оценивались всего в 60-70 солдат при двух-трех орудиях. На самом деле финны располагали на Соммерсе гарнизоном в 92 человека при двенадцати орудиях (из них два 75-мм, превосходивших по мощности пушки советских катеров, три 45-мм и семь 20-мм зенитных автоматов), двух 81-мм минометах, семи тяжелых и пяти легких пулеметах. Для захвата острова был выделен отряд в составе 250 человек с десятью станковыми пулеметами, то есть, имея значительный перевес над врагом в людях, десант заметно уступал ему в огневой мощи.
Не удалось разведке вскрыть и систему обороны противника, включавшую четыре хорошо оборудованных опорных пункта. Не были учтены особенности побережья острова, что привело к трагедии - при высадке покинувшие катера хорошо вооруженные и экипированные бойцы под весом амуниции нередко тонули. Не было отработано и взаимодействие с авиацией, в результате чего налет, который должен был подавить финскую оборону, только привел к утрате фактора внезапности, а связь десантников (как и моряков) с летчиками вообще не предусматривалась.
5 июля в Кронштадте Г.И. Левченко провел тактическую игру. Командование операцией в море было возложено на командира бригады торпедных катеров капитана 2 ранга В.А. Саламатина, отряд высадки возглавил капитан 2 ранга К.А. Шилов, десантным отрядом командовал майор И.В. Пасько. Вопреки первоначальным указаниям, действовать решили не в трех, а в четырех пунктах. В соответствии с этим были сформированы и четыре группы, состав и расположение которых показаны на схеме.
К исходу 7 июля все предназначенные для операции силы были полностью готовы и в 23:33 на Лавенсаари началась посадка десанта, погрузка боезапаса и специального имущества. В 00:11 8 июля посадка десанта на катера была закончена, еще через две минуты корабли начали выходить на рейд. В 00:30 группы десанта двинулись к Соммерсу. Их переход обеспечивался дозорами, а с 00:35 - четырьмя истребителями. К часу ночи отряд прикрытия вышел в заданный район. В это же время, с 00:40 до 00:59 12 бомбардировщиков ДБ-3 1-го гвардейского минно-торпедного полка под прикрытием истребителей с высоты 2300-4000 м двумя волнами нанесли удар по острову. Бомбили не слишком точно - из 120 сброшенных 100-кг бомб 37 упали в воду. Финский гарнизон ответил зенитным огнем. Затем последовали 2 налета штурмовиков Ил-2, атаковавших с малых высот группами по 3 самолета. Неизвестно какова была эффективность штурмовок, но огнем 20-мм "Эрликонов" были повреждены два самолета.
В 01:20 десантные группы развернулись и пошли к местам высадки. Море было относительно спокойным (волнение до трех баллов), а видимость - просто отличной (белые ночи). На значительном удалении - 20-30 кабельтовых - финны обнаружили советские катера и открыли по ним ожесточенный огонь. Несмотря на это, первая группа подошла к берегу на расстояние 10-12 м и начала высадку десанта, которая закончилась в течение всего пяти минут. Но при этом торпедный катер № 152 и "охотник" МО-110 получили повреждения.
Тяжело пришлось и II группе. Приблизившись под обстрелом к берегу, моряки и десантники убедились, что катера не могут вплотную к нему пристать. Некоторым из них приходилось это повторять по нескольку раз, под огнем пытаясь найти удобные для высадки места. При выгрузке радиостанции, ее то ли намочили, то ли утопили аккумуляторы и работать она не могла. Командир десантного отряда сходить на берег в таких условиях отказался и был высажен на остров лишь в 04:04 по приказанию комиссара бригады торпедных катеров. Потери росли - на торпедном катере № 62 был поврежден корпус, а на МО-402 - надстройки, на нем погиб командир, а 4 члена команды получили ранения.
III группу встретил особенно интенсивный огонь. Подойти сразу к берегу не удалось, причем на ТКА № 121 заглохли моторы с муфтами, включенными на передний ход, и при заводке моторов он с хода сел на камни. Предпринятая после высадки десанта попытка спасти его оказалась неудачной и он остался на камнях. К счастью, удалось снять людей, а также документы и вооружение. Командир МО-413 из состава этой группы, видимо, проявил нерешительность и высадил бойцов позже остальных, причем ему потребовался дополнительный приказ В.А. Саламатина.
Но в самом тяжелом положении оказалась IV группа. Ее корабли не смогли подавить огневые точки противника, встретив сильный отпор. Командир принял решение - десантировать бойцов в пункте, предназначенном для III группы. Но когда катера с десантом стали обходить, с запада, отстал поврежденный торпедный катер № 71. Ему пришлось высаживать десантников "абы куда". При отходе он был подожжен артиллерийским огнем и погиб, а его экипаж под непрекращающимся обстрелом перешел на торпедный катер № 152. Досталось и торпедному катеру № 131 - погиб его командир, были убиты 3 и ранены 4 десантника.
Всего из принятых на борт отрядом высадки 256 воинов на остров попало 164 бойца, еще 7 пострадали на борту торпедного катера, а сторожевой катер МО-402 не высадил 15 человек. Остальные были убиты или утонули при высадке. Не удалось доставить на берег и часть пулеметов (видимо, большую, так как плыть с "Максимами" было просто немыслимо).
Реакция финнов на действия советского флота оказалась очень быстрой и энергичной - сразу же после получения сообщения от гарнизона Соммерса ему на помощь были брошены все наличные силы: канонерские лодки "Уусимаа" и "Хямеенмаа", а также 5 сторожевых катеров. Первой к месту боя прибыла "Уусимаа", которой удалось на пути к острову отбить атаку советских торпедных катеров. Затем подошли "Хямеенмаа" и сторожевые катера. В ходе боя с финскими канлодками погиб торпедный катер № 113 (командир - старший лейтенант А.И.Шумратов), атаковавший противника совместно с катером № 73. Моряки доложили о потоплении одной из канонерок, но эта информация оказалась недостоверной.
В ходе боев у Соммерса сообщения, стекавшиеся в штабы обеих сторон, содержали, как правило, сильно преувеличенную информацию о потерях противника, но для финнов (завышавших свои успехи всего-навсего в два раза!) это не имело таких серьезных последствий, как для советского командования. Ведь оно было уверено, что врагу наносится тяжелый урон и его возможности продолжать борьбу уменьшаются. На самом же деле, хотя многие финские корабли и катера получили повреждения разной степени тяжести, ни один из них потоплен не был.
Примерно в 03.18 от десантников, ведущих бой на Соммерсе, поступил условный сигнал, означавший: "Закрепился, прошу выслать второй эшелон". Однако в ответ на запрос Саламатина от Левченко с получасовым опозданием последовал ответ, что второй эшелон будет выслан после занятия острова. А на Соммерсе шел ожесточенный бой. Десантникам удалось захватить один из опорных пунктов - Итяпяя, все орудия которого были уничтожены, а из 26 защитников лишь троим удалось прибиться к своим. Остальные были убиты или ранены.
Активно действовала авиация обеих сторон. Советские самолеты нанесли несколько ударов по позициям противника на острове и атаковали корабли и катера, при этом истребители отражали налеты финских самолетов, наносивших бомбоштурмовые удары по силам поддержки. В ходе одного из них торпедный катер № 33 из отряда прикрытия получил небольшие повреждения, а его командир был убит. Пострадали и два неприятельских катера и канлодка.
Капитан 1 ранга Левченко, понимая, что бои развернулись куда более серьезные, чем это предусматривалось планами, приказал канонерской лодке "Кама" выйти к Соммерсу. К Лавенсаари из Графской и Батарейной бухт для усиления ведших бои сил были отправлены четыре торпедных и пять сторожевых катеров.
В утренние часы 8 июля активность сторон значительно снизилась, так как у советских катеров заканчивалось топливо, многие из них получили повреждения, а финские канонерки, оказавшие огромную помощь гарнизону острова, расстреляли практически весь боезапас. Зато к месту сражения подошел, первый из принявших в нем участие немецких кораблей - тральщик "М 18".
В 08.48 советский флот понес новую потерю: при подходе к восточной части Соммерса от попаданий снарядов загорелся и взорвался пытавшийся доставить десантникам боеприпасы торпедный катер № 22. Финнам же к 11.30 в помощь своему гарнизону удалось перебросить на канонерской лодке "Турунмаа" и восьми катерах роту в составе 109 человек. Прибытие подкрепления окончательно изменило ситуацию, советский десант оказался в тяжелейшем положении. Теперь на стороне противника было не только огневое, но и численное превосходство. К тому же его канлодки поддерживали свои войска огнем орудий среднего калибра, в то время как на советских катерах имелись лишь малокалиберные пушки. Высланная же к Соммерсу "Кама" шла под проводкой катеров-тральщиков, скорость которых с поставленными тралами была очень малой. И хотя после полудня в бой вступила советская береговая батарея с Лавенсаари, ее огонь не корректировался и вряд ли принес особую пользу десантникам. Подошедшая же "Кама" практически всю свою огневую мощь вынуждена была направить против финских кораблей.
В 14.30 командир Островного сектора береговой обороны, входившего в состав Главной базы, капитан 1 ранга С.Д.Солоухин приказал начать посадку резерва в количестве 57 автоматчиков, погрузку радиостанции и продовольствия на торпедные катера № 11, 30 и 101. Около 16.00 они направились к Соммерсу и примерно через 45 мин под огнем финских кораблей подошли к его восточному берегу и начали высадку бойцов и выгрузку припасов. Несмотря на то, что дело происходило днем, все было организовано из рук вон плохо - снова, как и ночью, утопили радиостанцию, а вместе с ней и 13 десантников. Правда, с берега удалось снять 23 раненых. От них стало известно, что на острове идет тяжелый бой и необходимо подавить минометную батарею врага. Но установить связь с десантом не удалось, так как, кроме раненых, на берегу не было других бойцов. Уже на отходе получил попадание и взорвался торпедный катер № 31.
Похоже, что к серьезным боям за Соммерсе советское командование не готовилось и на Лавенсаари не было частей, которые могли быть отправлены на помощь высаженным подразделениям без угрозы ослабления обороноспособности самой базы. Поэтому усилить десант своевременно не удалось, а потом было поздно - германские и финские самолеты, корабли, катера и орудия гарнизона острова сделали доставку подкреплений, снабжение, вывоз раненых, а затем и эвакуацию оставшихся в живых бойцов невозможными.
К вечеру 8 июля вместо канонерской лодки "Кама", на которой вышли из строя оба орудия главного калибра, в сражение вступили сторожевой корабль (по западной классификации - миноносец) "Буря" и базовые тральщики (корабли специальной постройки, имевшие сильное артиллерийское вооружение) Т-205 "Гафель" и Т-207 "Шпиль". Но их помощь явно запоздала. К этому времени к Соммерсу подошли финские минные заградители "Риилахти" и "Роутсинсалми", и немецкие корабли - плавбатарея "SAT 28" ("Ост"), плавбаза (тендер) "Неттельбек" и тральщик "М 37", сменивший своего собрата "М 18", который изрядно пострадал от налетов советской авиации. "М 37" принял участие в вечернем обстреле позиций советских десантников. Временами он подходил к берегу на 500 м. Его экипаж решил продемонстрировать финнам свое "братство по оружию": на берег был отправлен сформированный на корабле ударный отряд из 10 человек, а также несколько ящиков с ручными гранатами, в которых у гарнизона возникла нужда.
В ночь на 9 июля советское командование предприняло последнюю попытку исправить положение. В атаку на неприятельские корабли были брошены торпедные катера, выводившиеся сторожевиком "Буря" совместно с тральщиком Т-207. Трем катерам удалось выпустить по одной торпеде, но они не достигли целей, а два катера были подбиты. Попытка доставить на остров боеприпасы на трех сторожевых катерах также закончилась плачевно. От попадания снаряда взорвался и погиб со всеми находившимися на борту, в том числе с командиром отряда высадки капитаном 2 ранга К.А. Шиловым, МО-306. И хотя весь день продолжались перестрелки между кораблями противников, положение десанта на острове стало безнадежным. Правда, утром летчики доложили, что ими торпедированы два вражеских корабля в пяти милях севернее Соммерса, но и это сообщение не соответствовало действительности и не могло изменить ситуацию. 9 июля в 12.30 командир Островного сектора береговой обороны радиограммой доложил командующему Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмиралу Трибуцу и командиру Главной базы капитану 1 ранга Левченко об обстановке в районе островов Лавенсаари и Соммерс. В донесении говорилось, что для продолжения операции сил и средств не имеется, а на самом Соммерсе с ноля часов 9 июля боевых действий не наблюдается. В 19:20 Г.И.Левченко получил новое сообщение, где, в частности, говорилось: "...Никакого движения на острове не обнаружено. При обнаружении десанта буду продолжать операцию по захвату".
Ночью 10 июля была предпринята попытка доставить на Соммерс двух разведчиков, но блокада острова кораблями противника была слишком плотной и подойти к нему советским катерам не удалось. Перестрелки между кораблями также не принесли результатов. Летчики снова доложили о потопленных и поврежденных кораблях, но на активности германо-финских сил это никак не сказалось. Во второй половине дня снова попытались организовать высадку на Соммерс разведгруппы, но затем перенесли эту операцию на ночь. В 01:00 11 июля капитан 1 ранга Г.И. Левченко, считая, что бои на Соммерсе закончились и стремясь избежать новых потерь, решил прекратить операцию.
В этих боях погибли семь торпедных катеров и малый охотник Краснознаменного Балтийского флота. Базовый тральщик был поврежден, а канонерская лодка "Кама" практически вышла из строя из-за технических неисправностей - хотя одно из орудий удалось ввести в строй, но на лодке отказало и долго бездействовало рулевое управление и ее приходилось таскать на буксире. Только за первый день боев повреждения получили 10 торпедных, 5 сторожевых и 5 катеров других типов.
Но финнам и этого показалось мало, поэтому они "зачислили в список своих побед" 8 кораблей и катеров, потопленных береговой артиллерией, о 7 уничтоженных советских катерах сообщил флот, а еще одну канонерскую лодку ("Волгу") и 2 катера записала на свой счет финская авиация. Финны и немцы признали повреждения тральщика "М 18", канонерских лодок "Хямеенмаа" и "Турунмаа" и нескольких катеров. По финским сообщениям, армия потеряла 15 человек убитыми и 45 ранеными, а флот - 6 убитых и 18 раненых. Советские потери в людях они оценили следующим образом: 149 пленных, 128 убитых на острове и, приблизительно, еще 200 человек, утонувших вместе с погибшими кораблями. После окончания боев финны прикрыли Соммерс минными заграждениями и он оставался под их контролем вплоть до выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 г.
Хотя операция по захвату Соммерса провалилась, вряд ли у кого-нибудь сегодня повернется язык неуважительно отозваться о непосредственных участниках боев. Отмечая слабость планирования и организации, необеспеченность советских воинов специальными высадочными средствами, пассивность крупных кораблей Балтийского флота и неэффективность огня береговых батарей, отнюдь не симпатизирующий Советскому Союзу швейцарский историк Ю.Майстер вынужден был признать: "Русские десантные части, хотя и недостаточно многочисленные, как и экипажи торпедных катеров, сражались очень храбро, но им не удалось спасти положение в этой неправильно организованной операции".


* Длина острова около 950 м, ширина около 450 м.
** Так с июня 1942 г. стала официально называться Кронштадтская военно-морская база

ПРИКАЗ О ПРОВЕДЕНИИ ДЕСАНТНОЙ ОПЕРАЦИИ КБФ ПО ЗАХВАТУ ОСТРОВА СОММЕРС

№ 00296

15 августа 1942 г.

В период с 08.07 по 10.07.1942 г. Краснознаменным Балтийским флотом проводилась десантная операция с целью захвата о. Соммерс.
Подготавливал и руководил операцией командир Главной ВМБ капитан 1 ранга тов. Левченко со своим штабом.
Несмотря на то, что сложившаяся к началу операции обстановка позволяла успешно ее провести, операция потерпела полную неудачу и поставленная цель не достигнута.
В результате анализа отчета по операции и изучения обстоятельств дела на месте, выяснилось:
1. Планирование и подготовка операции проведены плохо, так как: а) документы исполнителям были спущены лишь только за 34—36 часов до начала операции.
Подготовка личного состава и материальных средств по времени была недопустимо ограничена и оказалась совершенно неудовлетворительной;
б) при разработке операции и документов командир десантного отряда привлечен не был, точные места высадки десанта определены не были, штаб ГВМБ не убедился и не проверил, насколько майор Пасько уяснил себе поставленную задачу, а главное, — насколько он понял необходимость быстроты и решительности действий на берегу.
Командиры ТКА и катеров МО не были достаточно ознакомлены с характером глубин и береговой черты острова, вследствие чего при высадке десанта катерами не были использованы преимущества приглубости берегов острова, позволявшие подход катеров вплотную к берегу;
в) разработанные на операцию документы не отвечали требованиям БУМС'а и НБДШС. Боевой приказ составлен неудовлетворительно (первый пункт боевого приказа сформулирован нечетко, третий пункт — идея решения — отсутствовал совершенно, задачи командиру десанта в приказе не поставлены).
Организация командования на операцию была определена нечетко, схемы боевого управления не было, что привело к неудовлетворительному состоянию боевого управления во время операции.
Согласно боевого приказа и фактически руководство операцией осуществлялось двумя лицами: капитаном 1 ранга тов. Левченко и его 2-м заместителем по приказу капитаном 1 ранга тов. Солоухиным, но фактически командовал операцией капитан 2 ранга Саламатин, на которого было возложено командование операцией на море.
Связь в операции работала неудовлетворительно и не обеспечила четкости управления.
2. Операция, рассчитанная на внезапность и стремительность действий, надлежащим образом обеспечена не была ни при подготовке, ни при ее проведении. Отсутствовал учет возможности противодействий канлодок, миноносцев и сторожевых кораблей противника, хотя данные об их наличии в районе Аспэ и в шхерах севернее о. Соммерс в штабе главной ВМБ были. Поэтому достаточных сил для прикрытия выделено не было. Артиллерийская поддержка десанта была чрезвычайно слабой. Действия авиации предусматривались только при высадке десанта.
3. Использование ТКА для высадки десанта было неправильным, т. к. имевшийся у КБФ опыт подтверждал, что ТКА для этой цели мало пригодны вследствие слабого их арт. вооружения и малой живучести. Задачу высадки на берег десанта в этих условиях с успехом могли выполнять катера МО и даже КМ, потеря которых была бы менее ощутима для флота, чем потеря ТКА.
4. Действия ТКА по кораблям противника были неэффективны, вследствие того, что
а) тактическая подготовка катеров была низка;
б) катера после перезарядки по готовности сразу же посылались в атаку по 1—2 катера, а не группами, вследствие чего корабли противника эти атаки, последовательные и с большим разрывом по времени, отражали сосредоточением огня всех кораблей.
5. Корабли поддержки (КЛ «Кама» и пришедшие на следующий день СКР «Буря» и 2 БТЩ) использовались нерешительно и цели не достигли.
6. В то время, когда десант на острове залег и не продвигался, противник утром в 6.00 8 июля подбросил подкрепление. Стремительность и внезапность операции были утрачены. Командование (тов. Солоухин и тов. Саламатин) не проявили должной решительности по усилению и обеспечению десанта. Усиление десанта было высажено только в 16.37 8 июля, канлодка «Кама» пришла для поддержки в 14.20 8 июля и БТЩ и СКР подошли к 9 июля 42 г. Находившиеся в Кронштадте 4 канлодки в операции не участвовали.
7. Личный состав десантного отряда к такого рода операции, требующей смелости, быстроты и решительности действий, подготовлен не был. Сам же командир отряда Пасько проявил преступную пассивность и трусость. После гибели комиссара десантного отряда политрука тов. Бунарева отряд в продолжении всей операции оставался без должного управления.
Командир операции на море капитан 2 ранга тов. Саламатин, раньше всех заметив трусость командира десанта Пасько и зная, что отряд остался без управления, не принял необходимых мер для того, чтобы восстановить это управление, поставив во главе отряда одного из командиров, находящихся в его распоряжении.
8. По использованию ВВС:
а) в плановой таблице штаба ГВМБ на операцию задачи по этапам отражены не для ВВС в целом, а детализированы вплоть до полков и отдельных групп самолетов.
Расчет на решение поставленной задачи командование и штаб ВВС должны были произвести самостоятельно;
б) задачи ВВС были поставлены только на период перехода и высадки десанта, в дальнейшем использование авиации предусмотрено не было, и командующий ВВС на всю глубину операции ориентирован не был;
в) удары ВВС были мало эффективны.
9. Военный совет КБФ осуществлял общее руководство без должного привлечения своего штаба. Штаб КБФ был игнорирован как Военным советом, так и командованием ГВМБ.
Начальник штаба КБФ вице-адмирал тов. Ралль и начальник оперативного отдела штаба КБФ капитан 1 ранга тов. Петров не проявили личной инициативы в руководстве подготовкой операции.
Неудача операции и большие потери флота в людях и боевых катерах явились следствием: грубого оперативного просчета (недооценка возможного противодействия со стороны кораблей противника и переоценка своих сил), плохой подготовки людей и средств и совершенно неудовлетворительной организации командования и боевого управления. Большой опыт флотов и особенно на КБФ в проведении десантных операций в текущей войне, видимо, прошел мимо Военного совета КБФ, командира ГВМБ и их штабов. Приказываю:
1. Военному совету КБФ в кратчайший срок организовать изучение опыта десантных операций, проведенных в теущей войне на Черноморском, Северном флотах и особенно на своем Балтийском театре, и сделать необходимые выводы.
К изучению привлечь в первую очередь командиров и начальников штабов соединений и ВМБ.
Исполнение донести к 10 сентября 1942 г. 2. Военным советам флотов (флотилий) принять необходимые меры, раз и навсегда покончить с вредными явлениями безучастности вышестоящих штабов, и, в первую очередь, штаба флота (флотилии) в проводимых частями или соединениями операциях независимо от их масштаба, а также и случаями игнорирования отдельными командирами соединений своих и вышестоящих штабов. Прекратить безответственность командиров и штабов в подготовке и в проведении операции. Повысить ответственность за разработку документов, не допуская подобных оперативных и тактических просчетов. Всякий оперативный и тактический просчет в операции и в бою рассматривать как безответственное выполнение боевой задачи, предавая виновников суду Военного трибунала.
Требую от военных советов флотов и флотилий свою работу как на походном, так и на береговом ФКП, организовать так, чтобы штабы флотов действительно являлись бы органами боевого управления, а не фиксаторами событий задним числом, чтобы ни один вопрос, связанный с боевыми действиями или их обеспечением, не решался бы без ведома и мнения штаба флота и в первую очередь его оперативного отдела.

КУЗНЕЦОВ

ЦВМА, ф. 79, д. 39809, л. 250—256. Подлинник.
---
Ищу Тарунтаевых (Торунтаевых/Турунтаевых), Тульской губ. Пушкарская Слобода г. Крапивны, г.Одоев, г.Пронск, г.Скопин, г.Рязань,г. Свияжск, ПриБайкалье с. Турунтаево (Турунтаевская Слобода).
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, tatust
Вверх ⇈