Сёла Мухино и Нижняя Туарма (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Источник: Книга «Наш родной Вешкаймский край. Страницы истории селений Вешкаймского района Ульяновской области». В.К. Воробьев, 2021.НИЖНЯЯ ТУАРМА – село Каргинского сельского поселения, бывшей Каргинской волости Карсунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 280 человек, в 2014 г. – 130 человек, русские и немцы.
Расположена в 16 км к югу от райцентра и в 6 км к востоку от с. Каргино по нижнему течению реки Туарма (отсюда и название этого селения).
В 1898 г. симбирский чувашский писатель И.Н. Юркин (1863–1943) в газете «Симбирские губернские ведомости» опубликовал древнее предание чувашей с. Каргино о том, что их предкам «Карабаю Кастрову с товарищами» за верную службу было пожаловано в поместье то место, где вскоре возник г. Симбирск. Но там им «три ночи сряду снились страшные сны», после чего они «пришли к единогласному заключению, что здесь им, со стороны русских людей, мирного житья не иметь и что на этом месте, в недалеком будущем, должен быть выстроен город, а они будут выдвинуты на другое место» и они «сами оставили пожалованную им землю и взамен её приискали другое место, среди лесов и гор, на речке Белом Ключе, куда и переселились». Это предание повторил в том же году симбирский краевед П.Л. Мартынов в книге «Город Симбирск за 250 лет его существования» (Симбирск 1898, с. 27), со ссылкой на И.Н. Юркина.
Карабай Кастров – реальная историческая личность, первый житель селения, несколько раз упоминается в «Писцовой книге Карсунского и Симбирского уездов 1685–1686 гг.», вышедшей в Ульяновске в 2014 г. под редакцией Ю.Н. Мельникова. В ней имеется описание деревни Нижней Туармы (с. 311–323, 379–382).
«Год основания (первого упоминания)» деревни назван 1672, в отличие от нежилой Верхней Туармы, заселённой в 1686 г.
В писцовой книге 1685–1686 гг. сказано: «Деревня Туварма, сидит на речке Туварме. А в ней живут служилые чюваша». Их было 45 домохозяев и 9 дворов бобылей (всех – более 220 мужчин) они владели землею «на реке Борыше, на низ едучи, по левой стороне реки», а также «за рекою Борышем в Забарышском стану».
После измерения земли у них оказалось 16200 десятин (45 десятин усадебной и огородной, 1350 десятин пашни, 225 десятин сенных покосов, а остальная земля отошла к «примерной» (добавленной. – В.В.), из них 660 десятин «непашенного лесу». «Да на той же их поместной земле, на речке Туварме, 2 меленки колотовки. А построены безобрачно». Колотовка – мельница с колесом нижнего боя (вода двигала, «колотила» нижний край колеса), обе построены без оброка-налога.
«По скаске» «той же деревни чюваши Торобайки Кострова, Спатейки Вырстаева, Максютки Байгизева с товарыши» землею чуваши владели «по отводу из Синбирска со 181 (1673. – В.В.) году и по выписи за приписью дьяка Исая Ляпина по реке Борышу и по речке Туварме, по обе стороны». Поместная земля деревни была «смежна» с землею соседних тогдашних селений: солдат Козьмодемьянской слободы (Красный Бор) Микифора Толкачева с «товарыщи» с одной стороны, дер. Мордовской Тувармы (Мордовский Белый Ключ) «с Родькою Вельдяевым с товарыщи» – с другой стороны, с третьей стороны – «Ивана Зиновьева земля», с четвертой стороны – «за рекою Борышём их же чювашская земля».
В 1811 г. в деревне на средства прихожан была построена деревянная церковь с редким престолом нерукотворённого образа Христа Спасителя. В её приход входило соседнее сельцо Мухино.
В первой половине XIX века здесь 1578 десятин земли принадлежало крупному помещику Петру Александровичу Бестужеву (1804–1867 ), предводителю дворянства Сызранского уезда, женатому на Просковье Михайловне Языковой, сестре братьев Языковых.
В 1859 г. в помещичьем селе Нижняя Туарма числилось 94 двора и 760 жителей. Через 4 года здесь открылась школа, для неё в 1880 г. купили собственное помещение, а в 1894 г. построили новую земскую школу.
Жители села активно участвовали в революции 1905–1907 гг. 17 декабря 1906 г. на хуторе графини Толстой при селе крестьяне потребовали удалить всех наемных работников. Те покинули хутор, а управляющий Фрейман скрылся. Пользуясь их отсутствием, крестьяне скопищем увезли из хозяйства 50 возов соломы. В начале 1907 г. они разгромили удельную мельницу на реке Туарме, всем обществом распрудили плотину и отвели воду. Уездный исправник арестовал 10 человек и отправил их в село Каргино. Туда же на выручку «своих», «вооружившись чем попало», отправились почти все жители. Арестованных крестьян приговорили к административной высылке на два года, откуда они вернулись под залог после трех месяцев пребывания, а виновных в разгроме мельницы отдали под суд за посягательство на имущество удела (фактически царской семьи).
Ко времени подворной переписи 1910–1911 гг. численность дворов в селе увеличилась до 205, а население возросло до 1077 человек, из них грамотных и учащихся значилось 213 мужчин и 47 женщин, или 25% от числа жителей. Во владении 171 крестьянского хозяйства бывших помещиков Бестужева, Зимнинского и Петровского находилось 1828 десятин пашни и около 60 десятин сенокосов (в среднем по 11 десятин на каждое хозяйство). Было у них 44 плуга, 4 железных бороны, 3 молотилки, 6 веялок и сортировок. Сеяли крестьяне преимущественно овёс, просо, гречу, рожь, картофель и горох. Урожай ржи считался самым высоким во всём Карсунском уезде – 60 пудов (9,6 центнера) с десятины, овса – 40 пудов (6,4 центнера). Совсем не имели земли 24 хозяйства, лошадей – 91 и коров – 35. Более трёх лошадей содержало одно хозяйство, по 2 головы – 43 и одну лошадь – 70. Две коровы и более было у 30 дворов, по одной – у 140. Здесь особенно много было каменщиков (112 человек), а плотников – 11.
Самое большое в истории села число дворов (262) и населения (1340 человек) было в 1913 г., не считая церкви, школы и мельницы удельного ведомства при селении (1 двор, 3 человека) и усадьбы графини А.Ф. Толстой с мельницей (1 двор и 3 человека).
К 1926 г. численность дворов сократилась до 256, жителей – до 1264 человек.
В 1920–1950-х гг. более 30 жителей стали жертвами незаконных политических репрессий: расстрелян учитель А.П. Трифонов, приговорены к различным срокам тюремного заключения и высылке в северный край 7 человек из семей Шумилиных, крестьяне А.Т. Винокуров, С.И. Гудалов, В.П. Звягин, С.П. Приказчиков, Н.С. Филатов, военнослужащий Н.И. Казаков, каменщик Н.М. Широв-Щедров, крестьянки З.А. Нечаева и Х.И Столярова, 2 священника и другие.
В 1930–1933-х гг. были раскулачены, лишены имущества и высланы на спецпоселение 4 семьи здешних крестьян.
10 августа 1931 г. Ульяновским ОГПУ было начато и уже 17 августа окончено дело №П-940 «Об антисоветской агитации, проводимой священником с. Нижняя Туарма Майнского района Травиным П.П.». Отцу Петру было предъявлено обвинение в подготовке и организации массового выступления крестьян – жителей этого села – восстания единоличников с целью якобы истребления колхозников. Выступление должно было начаться в ночь с 24 на 25 июля, а сигналом к восстанию будто бы должен стать набатный звон с колокольни местного храма. Причиной подобных действий единоличников, по мнению следствия, явилось изъятие у них коров и прочего скота, в то время как у колхозников никакого имущества в тот момент взято не было. Несмотря на то что священник отрицал якобы проводимую агитацию, он 29 сентября «тройкой» при ОГПУ по Средне-Волжскому краю был осуждён к 3 годам высылки в Сибирь. Сведений о дальнейшей его судьбе не сохранилось (по материалам протоиерея Алексия Скала).
В 1959 г. местный колхоз XX партсъезда вошёл в состав крупного каргинского колхоза имени Кирова, а весной 1992 г. бывший третий производственный участок этого хозяйства с неперспективными сёлами Нижняя Туарма и Мухино, в которых остались преимущественно пенсионеры, вышел из него. Так на землях этих селений была создана (с переселением сюда из Средней Азии и Казахстана более 10 семей русских немцев) агрофирма «Фройндшафт», единственная в районе, одна из первых и немногих в области. В результате раздела агрофирме досталось 2800 гектаров пашни, 3500 гектаров сельхозугодий, 76 дойных коров, а всего с молодняком – 337 голов КРС, и старая изношенная техника. Новые хозяева здешних земель первым делом построили пилораму и пекарню, колбасный модуль и магазин с товарами повседневного спроса (другой магазин был открыт в райцентре). Заработало производство, приобреталась новая техника, стала обустраиваться и заселяться земля, строилось жильё.
27 марта 1996 г. в село прибыл, по словам прессы, «мощный десант» немцев из ФРГ во главе с полномочным представителем этой страны по вопросам российских немцев и переселенцев, парламентским статс-секретарём министерства внутренних дел Германии доктором Хорстом Ваффендшмутом. Во время встречи с высокими гостями обсуждались пути дальнейшего развития агрофирмы.
Казалось бы, село прочно встало на ноги, ему повезло с реформированием. Но чуда не произошло. Превратиться в компактное поселение с эффективным производством фермерского типа ему было не суждено. Агрофирма пришла в упадок, распалась. На её месте в селе возник СХПК «Туарма» (1536 гектаров пашни и 60 работников).
Но и очередное преобразование не помогло. Производство вновь остановилось, встали и пекарня, и колбасный модуль. Более половины взрослого населения – пенсионеры или безработные. Село – на грани полного краха, на помощь родного правительства рассчитывать при его нынешней аграрной политике не приходится. Что будет дальше – покажет время.
А народ в селе – работящий, душой болеющий за разорённое хозяйство. За многолетний добросовестный труд в колхозе имени Кирова механизатор Евгений Петрович Карсунцев награждён орденами Трудовой Славы 3-й и 2-й степеней и медалями, удостоен звания ударника коммунистического труда.
https://годы-и-люди.рф/entry/8472