Feechka написал:
[q]
Добрый день. Меня зовут Елена, проживаю в г. Барнаул. Подскажите почему могла быть двойная фамилия ( Терехин-Афанасьев или Терехин он же Афанасьев, Манютин он же Семагин).[/q]
Здравствуйте, Елена! Вторые, третьи, четвёртые фамилии, употребляющиеся наряду с официальными, называют
уличными. Возможно, за это время Вы уже получили ответ на свой вопрос, но, на всякий случай, напишу, что сама об этих фамилиях поняла.
Из работы с метрическими книгами, исповедными ведомостями я поняла, что они возникли в связи с необходимостью уточнить, о ком из жителей села идёт речь.
Выяснила три пути их появления.
Первый.
Условно, в семье
Плотниковых было трое сыновей:
Петр, Алексей, Афанасий.
От них пошли 3 ветки. Как найти человека в селе, одного члена огромной семьи Плотниковых? Вот и стали уточнять:
Плотниковы-Петровы - потомки Петра,
Плотниковы-Алешины - Алексея и
Плотниковы-Афонькины - Афанасия. А дальше имя и отчество.
Эта цепочка стала понятной из исповедных ведомостей, в которых как раз и были иногда записаны старшие члены семьи, "начала" таких веток.
Второй.
Молодой человек женится, и жить приходит в семью жены. Судя по документам, так происходило, когда родители оставались с одной дочерью. Мужчине в этом случае имело смысл идти в дом жены и вести хозяйство уже налаженное. Он становился со временем хозяином, тут же старики, не брошены, рядом с молодыми.
Например,
Николаев пришёл в дом
Семёновых. И стал называться то Семёновым, потому что односельчане знают этот дом как "Семенов", то, реже, Николаевым.
Такая же история была и у моих предков. Запись о смерти моей прапрапрабабушки сделана под фамилией мужа, а у их потомков официальной фамилией стала ее девичья. Но в селе с середины 19-го до середины 20-го века односельчанами употреблялись обе фамилии.
Третий. Личные прозвища или прозвища целой семьи тоже давали уличные фамилии.
Родной брат моей бабушки как-то прислал письмо с войны. Написал: "Я живу как..." и назвал имя и прозвище своего односельчанина, который жил очень бедно. Цензоры ничего плохого не заподозрили и не вымарали это предложение. По нему все поняли, что в данный момент он там плохо одет и плохо питается.
В абсолютном большинстве случаев в официальных документах, военных, например, которые мы теперь можем видеть на сайте "Память народа", человек был записан под своей официальной фамилией.
Отдельно хочется сказать о таком явлении, которому я не знаю названия: когда человек записывался в метрической книге сначала под фамилией, образованной от отчества его отца, а потом его собственное отчество становилось его фамилией. Несмотря на то, что фамилия уже была. Таких случаев я знаю три.
Например: отец -
Степан Емельянович. Сын,
Александр Степанович Емельянов, женился, и первые его дети рождаются у Александра Степановича Емельянова. Позднее он стал
Александром Степановичем Степановым. Почему? Жена же в качестве восприемницы записана в разные годы в МК как мещ. жена
Анна Васильева Емельянова, Анна Васильева Степанова и Анна Васильева Александрова.
Было много случаев, когда фамилии просто не было, и крестьянину, отслужившему и попавшему в город, например, записывали фамилию по отчеству. Это логично и понятно. Но почему отказывались от имеющейся, непонятно.