Новые Алгаши, Средние Алгаши
Краеведение, архивные источники
Роман-2013 Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
20 апреля 10:08 Klim2018 написал: [q] Мигушев Михаил Дата рождения: 18.03.1910. Место рождения: Куйбышевская обл., Богдашкинский р-н, д. С. Алгаши.[/q]
Мигушовы из Старых Алгашей. Это другая история. --- Лисковы, Грошевы, Юмановы, Узиковы, Борисовы, Фроловы, Кузьмины, Мерлушкины (Симбирск губ: Ср/Ст/Н Алгаши). Калинины, Плоховы, Зубковы, Кандауловы, Кандратьевы (Симбирск, сл Королёвка). Куликовы (Симбирск, Конная Сл.). Беляковы, Худяковские, Спасские (Нижегородск губ). Авдеевы, Золины, Колчурины (Чи | | |
Роман-2013 Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
20 апреля 10:17 20 апреля 11:27 Первые ревизии Новых Алгашей: 1-я ревизия, 1722 год.РГАДА ф. 350 о. 2 д. 3119 Книга переписная помещичьих, дворцовых, синодальных, монастырских и ясачных (русские, чуваши, татары, мордва) крестьян и пашенных солдат Ввального стана Симбирского уезда л. 1188 В ясашной чувашской деревне Новых Алгашей по переписи и свидетельству семидесяти девяти дворов в них мужеска полу душ кои в подушном окладе Сканы: https://disk.yandex.ru/d/UEjY2rZreQiA0Q2-я ревизия, 1745 год.РГАДА ф. 350 о. 2 д. 3124 Книга переписная государственных, ясачных (чуваши, татары, мордва) крестьян, служилых мурз и татар Симбирского уезда л.192 в деревне Новых Алгашах ясашные чуваша 3-я ревизия, 1762 год.РГАДА ф. 350 о. 2 д. 3150 Сказки о государственных (татары, чуваши, мордва) крестьянах и служилых татарах Ввального стана Симбирского уезда, 1762 год. л. 273 1762 году июня дня Синбирского уезду деревни Новых Алгашей ясашные чуваша Илюха Якункин, Архип Айгашев по силе публикованного в нынешем 1762 году января 8 дня Правительствующего сената указ с ведома всех той деревни ясашных чуваш дали сказку о положенных в нижеписанной деревни по последней 1747 году ревизии в подушном окладе и итого числа разными случаями убылых и по силе того вновь рожденных изъявляемых по самой истине без всякой утайки, а буде впредь кем обличен явится и в том повинен будет положенного по указам тяшкого штрафа без всякого милосердия. л. 275 1762 году июня дня Синбирского уезду деревни Новых Алгашей ис чуваш новокрещеные Сканы: https://disk.yandex.ru/d/ZlnvMPA_ai1OuQ======================================= В этих ревизиях переписаны, как жители Новых Алгашей, так и будущие жители Средних Алгашей. Причём, в ревизии 1762 года отдельно переписаны будущие среднеалгашинцы-язычники (л.273) и новокрещеные (л.275). Крещение жителей Новых Алгашей состоялось в 1759 году. Это можно установить на основании записи имён новокрещенов: у большинства указано и православное имя и языческое. Но дети младше 3 лет не имеют языческих имён (у более старших есть и языческое и православное имя), следовательно, они родились после крещения родителей. Также, у людей, умерших до 1759 года отсутствует православное имя, т.е. они умерли до крещения. --- Лисковы, Грошевы, Юмановы, Узиковы, Борисовы, Фроловы, Кузьмины, Мерлушкины (Симбирск губ: Ср/Ст/Н Алгаши). Калинины, Плоховы, Зубковы, Кандауловы, Кандратьевы (Симбирск, сл Королёвка). Куликовы (Симбирск, Конная Сл.). Беляковы, Худяковские, Спасские (Нижегородск губ). Авдеевы, Золины, Колчурины (Чи | | |
Роман-2013 Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
21 апреля 0:54 21 апреля 19:10 Одним из наиболее ценных источников для изучения родословной любой семьи, связанной со Средними Алгашами является книга среднеалгашинских краеведов Абдюка Сандркина, Марии Алексеевны Селендеевой и Василия Алексеевича Селендеева «Чӑвашкасси: мӗнпур ӑрури ял ҫыннисен шӑпи ҫинчен» («Средние Алгаши: история судьбы жителей всех поколений»). В книге записаны родословные всех семей деревни, начиная с её основания до наших дней. Изначально, сведения были записаны со слов старожилов в 1980-х годах, а позднее обработаны, систематизированы и изданы в виде книги в начале XXI века.
Поскольку сведения записаны со слов старожилов, то это является одновременно и минусом и плюсом. Минус в том, что в сведениях встречаются ошибки, нужно перепроверять по архивным документам. Плюс в том, что есть сведения, которые ни в каких других документах найти невозможно (прозвища, от которых пошли фамилии, некоторые истории из жизни и т.д.). Кроме того, готовые деревья существенно облегчают работу с документами, учитывая, что в документах фамилии начинают появляться только в последние годы 19 века, и то, далеко не у всех семей.
Согласно этой книги, деревня была основана тремя семьями переселившимися сюда из разных деревень Чувашии. Звали их Шинкарей, Тархан и Эльментюк. Шинкарей — из Хыркасы, Тархан — из Хӑвай, Эльментюк — из Асанкасы.
Временем основания Средних Алгашей в книге называется начало 17 века, однако эту датировку я считаю ошибочной. Первая половина 17 века — это, по-видимому, время основания Новых Алгашей. Именно в них изначально жили три семьи, которые позднее (около 1765 года) стали основателями Средних Алгашей.
Народные предания гласят, что изначально, деревня располагалась на левой стороне реки Большая Цильна, на расстоянии 500 – 600 метров северо-западнее берега реки (вероятно, сейчас на этом месте находятся Средние Алгаши). Рядом, около левого берега, обосновали кладбище. Но жителям деревни не суждено было укрепиться на этом месте. Недалеко, на расстоянии 350-400 метров, проходила большая оживленная дорога – Буинско-Алатырский тракт. Среди проезжающих были всякие люди, многие приносили беспокойство жителям деревни: грабили имущество, угоняли скот. Жители не выдержали, оставили это место и переселились на 3 километра к северо-западу, где сегодня и находятся Новые Алгаши.
Также сохранились предания о том, что рядом находилась деревня татар-мишарей, старики из обеих деревень были недовольны тем, что молодёжь общается между собой, из-за чего возникали любовные истории и, вероятно, были браки. В итоге, мишари под руководством Агнея и Алташа переселились на правый берег реки Цильна (Чӑнлӑ ) в место, называемое "Еч Купер". В этом месте они жили до 1674 года, считались одной деревней с Новыми Алгашами, что выражалось в совместном владении землей. Затем в 1808 году было основано село Ярамай, носящее сейчас название Большая Цильна (источник, откуда взяты даты, мне неизвестен).
Некоторые доводы, почему датой основания Средних Алгашей нельзя считать начало 17 века:
Во-первых, все три рода в книге описаны на глубину 11-12 поколений, этого недостаточно, чтобы отнести время жизни основателей к столь отдалённому периоду. Если опираться на число поколений, то реалистичной будет датировка началом 18 века. Можно возразить, что в воспоминаниях старожилов могли быть пропущены поколения, но тогда вряд ли бы это получилось настолько равномерно для всех родов.
Во-вторых, и это основной пункт, в первых трёх ревизиях сведений о Средних Алгашах нет, все жители Средних Алгашей перечислены в переписи Новых Алгашей, причём, в первых двух даже никак не выделены в отдельную группу. Более того, в третьей ревизии мой предок Архип Агашев указан в качестве представителя от некрещёных жителей Новых Алгашей.
В-третьих, чувашское название Средних Алгашей — Чавашкассы. Кассы — выселок по-чувашски. Это обычно предполагает, что жители отселились от какого-то посёлка неподалёку. Часть названия «Чаваш-», вероятно, означает, что отселившиеся считали себя настоящими чувашами, в отличии от крестившихся сородичей. Кстати, это не единичный пример такого названия: рядом с селом Городищи есть деревня с таким же названием, Чавашкассы, где также жили именно некрещёные, что подтверждает эту мысль.
В-четвёртых, если посмотреть на деревья в книге, то можно заметить, что у всех родов разветвление начинается не с основателя, а позже, с его сына или внука. Например, в книге разветвление дерева рода Шинкарея начинается от его внука Архипа, у него 3 сына. А вот о брате и дядьях Архипа ничего не известно, хотя их было не менее трёх, как мы знаем из ревизских сказок. Такая же ситуация с деревом потомков Тархана: разветвление начинается только с его единственного внука. В дереве Элментея раветвление начинается с его единственного сына. Это говорит в пользу предположения, что отселение произошло в период жизни потомков основателей родов. Т.е. Шинкарей был основателем рода, но основателем Средних Алгашей, скорее всего, был Архип (вместе с представителями других родов). Его же братья (и, видимо, старший сын) остались в Новых Алгашах, именно поэтому, старожилы Средних Алгашей ничего не рассказали о них, в деревне просто не было их потомков.
В-пятых, документы не подтверждают имена основателей родов. Когда мы доходим до документов, в которых, согласно книге, уже должны были бы найти имена основателей родов, то обнаруживаем там другие имена. Я предполагаю, что старожилы помнили какую-то часть своей родословной, около 6-7 поколений, и знали имена основателей родов. Это и было зафиксировано в записях 1980-х годов: расписаны 6-7 поколений, кого помнили достоверно, а к ним сразу присоеденены основатели. Промежуточные поколения были просто пропущены.
Подводя итог, я считаю, что наиболее вероятным выглядит следующее развитие событий:
В начале 17 века была основана деревня Новые Алгаши, которая располагалась на том месте, где сейчас расположены Средние Алгаши. Через некоторое время поселение было перенесено на 3 км северо-западнее, где по сей день и находятся Новые Алгаши. В 1759 году произошло крещение жителей Новых Алгашей. 5 семей (представлявших 3 рода) отказались принять крещение и отселились в отдельную деревню, которую основали на месте прежнего нахождения Новых Алгашей. Эту деревню местные стали называть Чавашкассы, а в русских документах она получила название Средние Алгаши. Год основания - примерно 1765.
Почему именно 1765, а не раньше или позже? С нижней границей всё просто: в 1762 году жители ещё записаны в Новых Алгашах. С верхней сложнее. В Средних Алгашах жили потомки трёх сыновей Архипа Айгашева, значит можно предположить, что он переехал на новое место вместе с ними. Но учитывая, что в 1762 году Архипу было уже 52 года, то, вероятнее всего, он переехал не позже 1770 года. Поэтому приблизительной датой основания можно считать 1765 год. --- Лисковы, Грошевы, Юмановы, Узиковы, Борисовы, Фроловы, Кузьмины, Мерлушкины (Симбирск губ: Ср/Ст/Н Алгаши). Калинины, Плоховы, Зубковы, Кандауловы, Кандратьевы (Симбирск, сл Королёвка). Куликовы (Симбирск, Конная Сл.). Беляковы, Худяковские, Спасские (Нижегородск губ). Авдеевы, Золины, Колчурины (Чи | | |
Роман-2013 Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
22 апреля 9:14 22 апреля 9:47 РГАДА ф. 350, оп. 2, д. 3107 «Допросы пропущенных и утаённых в 1719, 1720 и 1721 годах в Новых Алгашах» Очень интересный документ. В допросах люди рассказывают, почему они не были учтены в материалах первой ревизии (утайка, сокрытие или уклонение от переписи - очень серьёзное преступление по законам того времени). Чаще всего там отмазки типа болел, уехал, не знал и т.д. но встречаются и более подробные рассказы: сидел под стражей в Казани, ездил в Астрахань и т.д. Если повезёт можно найти подробности о жизни своего предка. Так, например, Молтыряк Ахметьев сказал, что «во время прошлой переписи он был в работе в Казанском уделе корабельные леса». Значит жителей Новых Алгашей забирали в лашманы. Ещё одна цитата: Шеймяк Шайбулатов (в этом же абзаце он назван Шимеряком) сказал, что «ему 95 лет и родина его Новые Алгаши». Если принять, что возраст правильный, и родина указана правильно, то в 1630 году Новые Алгаши уже существовали. Но нужно понимать, что и возраст может быть указан завышенный, и родиться он мог в другом месте, просто помнит, что детство провёл в Новых Алгашах, в любом случае, это свидетельствует, что в 1650 году он уже жил в Новых Алгашах. Это, наверное, единственное документально подтверждённое указание на существование Новых Алгашей в первой половине 17 века. Хотя и не такое надёжное, как грамота 1686 года, приведённая выше. Так же в документе имеются тамги (или знамёна - родовые знаки, клейма) допрашиваемых людей. Сканы: https://disk.yandex.ru/d/kvn5zyey2Dr19w --- Лисковы, Грошевы, Юмановы, Узиковы, Борисовы, Фроловы, Кузьмины, Мерлушкины (Симбирск губ: Ср/Ст/Н Алгаши). Калинины, Плоховы, Зубковы, Кандауловы, Кандратьевы (Симбирск, сл Королёвка). Куликовы (Симбирск, Конная Сл.). Беляковы, Худяковские, Спасские (Нижегородск губ). Авдеевы, Золины, Колчурины (Чи | | |
Роман-2013 Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
22 апреля 23:00 24 апреля 8:59 По Средним Алгашам сохранились ревизские сказки 7 и 8 ревизии: ГАУО ф. 156, о. 2, д. 118 Ревизские сказки на ясашных крестьян Симбирского уезда, 1816 год лл. 203 об - 207. 1816 года июня дня Симбирской Губернии и уезда Алгашинской волости деревни Средние Алгаши Некрещенные чуваша Сканы: https://yandex.ru/archive/cata...b24b6d/193=== ГАУО ф. 156 о. 2 д. 337 Ревизская сказка на удельных крестьян и отставных солдат Симбирского уезда, 1834-1836 гг лл. 20 - 25 1835 года апреля дня Симбирской Губернии и уезда Верхнетимерсянской волости деревни Средних Алгашей о некрещенных чувашах Сканы: https://yandex.ru/archive/cata...7f53e84/12 --- Лисковы, Грошевы, Юмановы, Узиковы, Борисовы, Фроловы, Кузьмины, Мерлушкины (Симбирск губ: Ср/Ст/Н Алгаши). Калинины, Плоховы, Зубковы, Кандауловы, Кандратьевы (Симбирск, сл Королёвка). Куликовы (Симбирск, Конная Сл.). Беляковы, Худяковские, Спасские (Нижегородск губ). Авдеевы, Золины, Колчурины (Чи | | |
Роман-2013 Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
24 апреля 9:03 24 апреля 9:05 По Новым Алгашам никаких документов периода 1763 - 1840 годов я пока не обнаружил. Это делает практически невозможным переход к материалам первых трёх ревизий для поиска предков жителей Новых Алгашей 19 века.
Если кто-то найдёт какие-либо документы, просьба - написать мне или оставить сведения в этой теме. --- Лисковы, Грошевы, Юмановы, Узиковы, Борисовы, Фроловы, Кузьмины, Мерлушкины (Симбирск губ: Ср/Ст/Н Алгаши). Калинины, Плоховы, Зубковы, Кандауловы, Кандратьевы (Симбирск, сл Королёвка). Куликовы (Симбирск, Конная Сл.). Беляковы, Худяковские, Спасские (Нижегородск губ). Авдеевы, Золины, Колчурины (Чи | | |
Роман-2013 Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 27 | В 1857 году всё (или почти всё) население Средних Алгашей было крещено. Записи об этом содержатся в МК села Старые Алгаши: ГАУО ф. 134, о. 6, д. 133. Метрическая книга Скорбяще-богородицкой церкви села Старых Алгашей, 1857 год Эта книга фактически содержит полную перепись жителей деревни с указанием как языческих, так и православных имен. Сканы: https://yandex.ru/archive/cata...48e6e7/180Отдельные записи о крещении можно найти в более ранних МК, например, в МК 1851 есть 2 записи о крещении язычников Средних Алгашей: ГА Ульяновской области (ГАУО), фонд №134, опись №6, дело №36, стр. 475 Сканы: https://yandex.ru/archive/cata...52e6e6/475 --- Лисковы, Грошевы, Юмановы, Узиковы, Борисовы, Фроловы, Кузьмины, Мерлушкины (Симбирск губ: Ср/Ст/Н Алгаши). Калинины, Плоховы, Зубковы, Кандауловы, Кандратьевы (Симбирск, сл Королёвка). Куликовы (Симбирск, Конная Сл.). Беляковы, Худяковские, Спасские (Нижегородск губ). Авдеевы, Золины, Колчурины (Чи | | |
|