Александр Павлович Сапрыкин Сапрыкин
В Заволжских степях светлоликих,
Где ветер и жарок, и крут,
Романтик – помещик Сапрыкин
Построил именье и пруд.
Конечно, обнес плотиною -
В строительстве толк понимал.
Возглавить хозяйство степное
Работников сам нанимал.
Хватало крестьян даровитых -
В избытке вокруг деревень
Качали сады и ракиты
За тенью хвостатую тень…
А тем, кто трудился в отваге,
Пахал, не жалеючи сил,
По чаще задиристой браги
На праздники сам подносил.
Стада, табуны разрастались,
В богатство дорога вела
Хлебами буянились дали
Помещика слава росла.
Но грянули годы лихие –
И царь уронил удила
И сгинул Сапрыкин в стихии.
Именье сгорело дотла…
В степи суховей – завывает.
Осталось от жизни былой
В овраге ветла вековая
С разорванной сплошь плотиной. /Ф. Востриков 2014г./
Имя землевладельца Александра Павловича Сапрыкина, имевшего полдесятка только крупных поместий в разных концах Алексеевской волости Самарской губернии до сих пор на устах местного обывателя.
В начале 20 века в ряде уездов отдельные категории землевладельцев – недворяне имели в своем владении земли больше, чем дворяне. А.П. Сапрыкин имел несколько хуторов. В Алексеевской волости по данным 1900 г., в 10 верстах от с. Алексеевки был хутор «Родинский» в 505 десятин. В Летниковской волости хутор в 1360 десятин. Также в Летниковской волости находился хутор под названием «Сапрыкин», принадлежащий крестьянке Петровской в 700 десятин. Возможно, ранее этот хутор принадлежал Сапрыкину, но доказательств к этому мы не имеем. В Патровской волости Сапрыкин являлся владельцем «Тучковского» хутора в 1100 десятин. (Список населенных мест Самарской губернии. Самара, 1900. С. 213, 224.). В 1905 г. приказчиком на этом хуторе был крестьянин с. Алексеевка А.В. Коконин.
Крестьянин А.П. Сапрыкина приобрел в Патровской волости еще 1100 десятин у купца А.Т. Прохорова. В 1899 г. эта земля еще принадлежала купцу, а когда он ее продал, нам не известно. (Список населенных мест Самарской губернии. Самара, 1910. С.224.).
Таким образом, к 1900г. у А.П. Сапрыкина было 3 хутора, а земли в собственности имелось 2965 десятин земли.
К 1910 г. Алексеевский крестьянин А.П. Сапрыкина уже являлся обладателем 4 –х хуторов. В собственности у него имелось 3405 десятин земли.
В Летниковской волости А.П. Сапрыкина стал принадлежать хутор в 700 десятин, который ранее носил название «Сапрыкин» и принадлежал крестьянке Петровской, теперь этот хутор стал называться «Петровским». Еще в этой же волости находился хутор А.Н. Сапрыкина в 100 десятин. Можно предположить, что он являлся родственником А.П. Сапрыкина. (Список населенных мест Самарской губернии. Самара, 1900. С. 213.).
Всего в 1900 г. в Алексеевской волости находилось 5 хуторов, в Герасимовской волости - один хутор, в Летниковской волости - 10 хуторов, в Патровской волости - 4 , в Самовольно - Ивановской волости - 9 хуторов.
В Алексеевке главенствовал из гласных недворян разбогатевший крестьянин нашего края А.П. Сапрыкин. Это был известный торговец хлеба в Самарской губернии, попечитель местной церкви, важный человек в дворянском клане губернского города – член палаты Самарской Губернской Думы. А.П. Сапрыкин имел земли не только в Бузулукском уезде, но и Кинель - Черкасской волости Бугурусланского уезда.
По воспоминаниям сторожил, он отличался трудолюбием, смекалкой, любое дело в его руках спорилось. Сеял хлеб, выращивал скотину. Незыблемым правилом была для него народная поговорка: «Копейка рубль бережет».
При строительстве Алексеевского храма каменщики в день должны были делать только три круга кладки, решив угодить Сапрыкину в честь его дня рождения, каменщики вместо трех рядов положили пять. Приехав на стройку, Александр Павлович поблагодарил «ребятушек», но велел лишнюю кладку разобрать, сказав: «Не торопитесь, ребята». Строителям пришлось выполнить приказ Александра Павловича. Этот случай говорит об Александре Павловиче как о домовитом, думающем хозяине. Если он что делал, то делал на века. И этому есть подтверждение – наша Казанско - Богородицкая церковь.
Дом А.П.Сапрыкина, построенный в 1884г

В конце 19 века в Алексеевке было только два каменных здания, одно принадлежало А.П. Сапрыкину (построенное в 1884 году), а другое - помещику Д.Б. Требушникову.
В первом сейчас располагается контора совхоза «Прогресс», во втором здании - местный краеведческий музей.
А.П. Сапрыкин имел в Алексеевке еще один деревянный дом в местечке Копытино, а также дома в Бузулуке и Самаре. В Самаре в его владении находился большой каменный дом на бывшей Дворянской улице, дом - 49/51 (владелец от 4 августа 1917 г. дворового места и дома 47/49 стал А. А. Сапрыкин), который стоит на том же месте до сих пор.
Летом он проживал в Алексеевке, а на зиму уезжал в Самару или г. Бузулук.
У А.П. Сапрыкина была большая семья, по метрическим книгам одиннадцать детей: сын Гаврил 1865 г. рождения от 24. 03 числа, дочь Надежда 1871 г. рождения от 20.08 числа, сын Павел 1874 г. рождения (умер 27. 07. 1880 г.), дочь Вера 1877 г. рождения от 13.08 числа, дочь Любовь 1879 г. рождения от 19.09 числа, сын Константин 1880 г. рождения от 11.12 числа (умер 05.01.1883г.), сын Александр 1881 г. рождения от 23. 12 числа, дочь Ирада 1875 г. рождения от 27. 08 числа (умерла 12.08. 1875г.), дочь Мария 1883 г. рождения от 12.08 числа, дочь Ольга 1886 г. рождения от 18. 05. числа и одиннадцатый ребенок (известна лишь дата рождения – 25. 02. 1885 г.).
Появление первого автомобиля в Самаре у купца, краеведа, художника и фотографа Константина Павловича Головкина в 1904 году вызвало небывалый интерес местного общества к автомобильной технике. Подражание друг другу в купеческой среде было обычным явлением, и уже к 1914 году собственными автоэкипажами обзавелись 72 самарских миллионера, обладавших в общей сложности 104 автомобилями.
До марта 1912 года четких правил дорожного движения для автомобилей в городе не существовало, что вело к частым авариям. Постановление «о порядке езды по Самаре и загородным дорогам» 1907 года, состоявшее из семи пунктов, нельзя было назвать полноценными правилами. В них оговаривалось только то, что движение автоматических экипажей по городу не должно превышать 10 верст в час, а «езда без руля и номера – запрещена». Плохие городские мостовые и чувство безнаказанности у водителей за свои нарушения приводили к страшным последствиям.
Вот так и А.П. Сапрыкин, богатейший человек в нашей волости, по окрестностям разъезжал на автомобиле американской марки (автомобиль был на деревянных колесах, как вспоминают степняки), а водителем при нем служил Никонов Павел Назарович.
На отдых любил Александр Павлович ездить всей семьей в поселок Тучковский, где в последствии была образована коммуна «Молодая Гвардия». В 1905 г. доверенным имения служил Василий Егорович Афанасьев.
Хутор был расположен в низине, как раз около «Большого», занимающего 2,5-3,0 гектара леса и «Маленького» леса примерно такой же площади. Чуть ниже по лощине был пруд, который уже в то время назывался «Большим», и два пруда: «Средний» и «Верхний» - поменьше, расположенные выше строений, которых в поместье было несколько.
Особняк для господ состоял из шести комнат, с парадным и чёрным входами. Парадный был с высокими крыльцами и открытой верандой, прямо перед домом располагалась конюшня, недалеко были строения барачного типа для прислуги. Дом управляющего находился ниже пруда, в местечке, почему- то называемом «Ульяновское».
В обязанности управляющего и работников именья входило следить за состоянием угодий, своевременно производить покос травы для лошадей и небольшого поголовья скота. Излишки покосов сдавали в аренду мужикам из близлежащих деревень, которые приезжали на фургонах с дробинами, запряженными лошадьми или верблюдами, и располагались семьями на выкупленных ими участках до конца сенокоса.
К хутору Сапрыкина прилегали земли в округе 12 - 14 километров, то есть от самого имения на все четыре стороны по 7 километров. Это места с такими названиями, как: «Дубовой», «Берёзовый», «Тананык» и многие другие. Лощины, долы, были богаты не только сочными травами, но и ягодами: земляника, ежевика (кустарник с плодами синего цвета, похожими на малину), грибы, а также куровник, который вырубался сельчанами в большом количестве для топки печей.
Пруды, которые находились в долах, были богаты рыбой. В пруду на «Берёзовом» водился карась. В «Большом» пруду самого поместья тоже карась, на «Пчельнике» - пескарь. Но всё это добро принадлежало одному хозяину - Сапрыкину А.П., у которого, кроме управляющего, был целый штат работников: объездчиков, сторожей. Они как цепные псы стерегли хозяйское добро.
За сбор ягоды, рыбную ловлю, охоту нужно было платить. Поэтому население дарами природы не пользовалось, вернее, не имело возможности пользоваться. Земля вокруг села, как и вокруг любого другого поместья, являлась собственностью помещика, жители села, в основном, занимались обработкой этой земли, получая за это или небольшой клочок земли во временное пользование, или какую-то долю урожая.
Но А.П. Сапрыкин не давал никому из своих крестьян умереть с голоду. В случае неурожая на участке он помогал бедствующей семье, конечно, по долговым распискам, расплатившись с которыми, нужно было опять занимать. И так до бесконечности. Сам А.П. Сапрыкин не занимался хозяйственными вопросами, он и его семья постоянно в деревне не проживали, а приезжали только на отдых. Проживая как дачник, принимал гостей хлебосольный хозяин не только из волости, но со всего уезда.
Жизнь в поселке заключалась не только в работе, проходили и гуляния, отмечали праздники. Например, на «Николу». Зимой молодёжь собиралась в какой-нибудь избе, девушки вышивали, вязали, распевали песни, парни вели деловые разговоры, раздавались шутки, смех. Летом собирались на лужайке около пруда, играли в простые безобидные игры: догонялки, жмурки, прятки. Конечно, все эти гуляния происходили после посещения церкви в близлежащих деревнях, взрослое население после обедни праздновало отдельно, могло позволить себе и пропустить рюмочку – другую.
Люди в поселке в то время, несмотря на тяжёлый труд, были добрыми, отзывчивыми, каждый понимал и видел, что благополучие в семье достигнуто работой, а не другим каким-то способом.
По воспоминаниям старожилов, у Сапрыкина был один из сыновей «слабый головой». В юношеском возрасте он нередко общался с местными крестьянами, приходил на местные посиделки, участвовал в игрищах, где местные девушки, по его просьбе, за сладости или копейку целовали «убогова», но никогда не обижали его: «Добрый он уж больно был».
По воспоминаниям Инюциной Анастасии Ивановны 1912г. рождения (по рассказам отца) Александр Павлович был богобоязненным, гуманным человеком.
В поселке «Тучковском» трудился в наемных работниках крестьянин Афанасьев Михаил.
Он рассказывал, что когда он убирал скотину, то нередко заходил сам хозяин и, наблюдая за кормлением животных, спрашивал: «А чем, Михаил, ты кормишь свою скотину?» Узнав о бедственном положении крестьянина с кормами, Александр Павлович давал распоряжение - выделит крестьянину Афанасьеву возок соломы. Этот возок спасал не только скотину от голодной смерти, но и семью крестьянина.
В истории села имя А.П. Сапрыкина не затерялось потому, что он принимал горячее участие в общественной жизни волости. В своих записках Лев Львович Толстой, посетивший наш край в 1991 году по поручению великого писателя, отмечал: « Церковь в Землянках большая кирпичная, недостроенная и еще маленькая деревянная…». Так вот возводилась она из кирпича Красинского завода местными умельцами под неусыпным наблюдением Сапрыкина. Много сил и средств он вложил в земские школы, представлял интересы степного села в губернских учреждениях.
А.П. Сапрыкин умер в Самаре в 1910 г., но по завещанию его тело было привезено в Алексеевку и похоронено при большом стечении народа. Гроб с прахом был доставлен через станцию Богатое на траурно - вороных лошадях. В знак уважения, из села Алексеевки до села Павловка траурная процессия шла встречать покойника с позолоченными иконами и знаменами. Гроб с усопшим сутки стоял на втором этаже кирпичного дома с. Алексеевка, а на второй день состоялось торжественное захоронение умершего. По всем его владениям был объявлен траур, крестьяне не работали два дня.
В кирпичном склепе рядом с Казанско – Богородицкой церковью служители культа и благодарные обыватели для А.П. Сапрыкина поставили надгробие из чёрного мрамора. За местом захоронения следили местные монашки: мыли, убирали, заботились, чтобы лампадка всегда горела, молились за покойника. (Инюцина Анастасия Ивановна в раннем детстве вместе с отцом – И. Меркушовом певчим церковного хора, часто посещая службу, бывали и в склепе.)
В права наследования вступил сын А.П. Сапрыкин - Александр Александрович Сапрыкин, который жил в Алексеевке до времен гражданской войны. После революции А.А. Сапрыкин сознательно отказался от наследства и уехал в г. Самару. В годы НЭПа он держал в с. Богатое водяную мельницу.
Прошло время, по Алексеевке стала ходить легенда, что А.П. Сапрыкин был похоронен с большим золотым крестом. Местная детвора, мечтавшая о кладах и приключениях (В. Симонов и Желтяков), решили исследовать местный храм. Мальчишеское любопытство было вознаграждено.
О находке мальчишек по селу поползли слухи. К церкви стал стекаться народ. Местная власть моментально среагировала. Гроб из склепа изъяли и похоронили на местном кладбище, без креста. Поэтому место захоронения А.П. Сапрыкина неизвестно.
Уже в наше время один из бывших мальчишек, житель Сухой Ветлянки Желтяков, нашедший прах Александра Павловича, часто посещал местный храм, каялся и горько сожалел о содеянном поступке, что по недомыслию и по юности лет побеспокоили надгробие покойника.
На этом краткая история жизни и смерти одного человека заканчивается. Фамилия же продолжает жить. Ее носит продолжатель рода. И тоже Александр Сапрыкин. Уроженец села Летниково, 1961 года рождения.
Племянчатый правнук, если так обозначит родовую ветвь. Она идет от родного брата землевладельца – Якова Павловича Сапрыкина.
По его словам, Александр Сапрыкин, его прадядя по отцовской линии, любил крестьян как отец.
Нанимал их на работу, вместе с ними вкалывал до седьмого пота. А по окончании полевых работ устраивал общий обед.
Сегодня роду Сапрыкиных есть продолжение. Кем они станут - землевладельцами как прапрадед, предпринимателями, учеными или шоферами - покажут время и обстоятельства.
http://alekseevka-neo.ru/ocherk.htm#8