деревня Медяны Краснооктябрьский район Нижегородской области
Rasheed Начинающий
Сообщений: 49 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
28 января 2012 20:12О переводе мусульманских метрических книг Хочу поделиться своим опытом перевода мусульманских метрических книг по д. Медяны за 1867 год, это будет полезно многим, кто занимается генеалогическими исследованиями в этой области. Процесс исследований очень сложный, результат зависит от многих факторов, первичных данных, ее достоверности, возможностей получения полных данных в архивах, редкости имен ваших родственников, их уникальности и следах в истории родного села. Мусульманские метрические книги содержат не очень много информации: По родившимся детям: имя отца и имя матери, дата рождения, пол ребенка, имя ребенка. По умершим - имя покойного, возраст покойного, причина смерти, дата смерти. По бракосочетаниям - имена свидетелей, брачующиеся - имя жениха, имени невесты может не быть, может быть указано чья это дочь, имена отцов жениха и невесты, дата бракосочетания, размер калыма.
Никаких фамилий нигде не фигурирует, много повторяющихся имен - деревня большая была, записи в книгах велись в каждой из четырех мечетей. Вот такие вот сложности.
С оптимизмом продолжаю свое исследования по д. Медяна. Разыскиваю местонахождение метрических книг от 1868 года и старше. Благодарен за любую информацию и помощь. Спасибо. | | |
Ульяновск Ульяновск Сообщений: 1100 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1315
| Наверх ##
29 января 2012 10:06 Интересно. Это что же - в одной деревне 4 мечети? Или по всей округе 4 мечети, а жители деревни ходили куда придётся? Фимилий и по православным приходам часто не писали до 1880-х годов. | | |
Rasheed Начинающий
Сообщений: 49 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
29 января 2012 10:48 Прошу прошения мечетей было пять, все они были в одной деревне и по каждой есть метрические записи. И у каждой был свой имам, правда название самих мечетей в метриках не указаны. Предполагаю, что прихожане делились по территориальному признаку и ходили в ближайшую к дому мечеть. Еще меня поразил размер калымов, выплачиваемых за невесту - до 700 рублей, видимо были очень зажиточные жители. | | |
Rhinium Москва Сообщений: 131 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 23
| Наверх ##
29 января 2012 17:02 29 января 2012 17:03 Ульяновск написал: [q] Интересно. Это что же - в одной деревне 4 мечети? Или по всей округе 4 мечети, а жители деревни ходили куда придётся? Фимилий и по православным приходам часто не писали до 1880-х годов. [/q]
Ульяновск, ну тут ничего такого, что деревне 5 мечетей, в некоторых доходило и до 7-ми. Но некоторые были пятивременными, а некоторые соборными. Велись ли метрики в пятивременных мечетях мне неизвестно, в соборных точно велись. Насчёт того, что ходили куда придётся - вряд ли. Вот дела из архива Уфы - "Дело о причислении 25 прихожан 1 соборной мечети к 3 соборной мечети д. Петряксы 12 февраля 21 февраля 1883. Дело о переименовании пятивременной мечети в соборную в д. Петряксы 15 марта 23 марта 1883". Отсюда следует, что у мечетей были приходы, но вот есть ли в этих делах имена прихожан, сказать сложно. Рашид, ты должен знать, что у мусульман фамилий не было, они были у служивых татар и мурз, возможно ещё у каких-то сословий. Медяны как и Петряксы являлись деревней с удельными крестьянами, служивые там, если и были, то мало, поэтому искать фамилии, я думаю, не стоит. | | |
Rasheed Начинающий
Сообщений: 49 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
29 января 2012 22:01 Rhinium Спасибо за дополнения. | | |
Inza Новичок
Сообщений: 4 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 4 | Наверх ##
3 февраля 2012 21:01 3 февраля 2012 21:03 Доброго всем времени. не знаю будет полезной информация или нет, но по данной деревне есть монография Сенюткиной "История татарской Медяны". все расписано, когда, кем основана, имена имамов пяти мечетей и т.д. Что касается татарских фамилий, то их действительно не было в нашем современном понимании. Они стали проявляться только после 1900 гг., а до этого в переписях в качестве фамилии писали имена отцов | | |
Rasheed Начинающий
Сообщений: 49 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
3 февраля 2012 21:20 3 февраля 2012 21:57 Inza Спасибо за дополнение, да про книгу я знаю и читал ее, даже переписывался с Ольгой Николаевной. При написании данной книги не использовались данные метрических книг по этой деревне, автор пользовался другими источниками. В данной теме мы обсуждаем все что связано с метрическими книгами, в том числе где они находятся или могут находиться МК, которых нет в описях общедоступных архивов. | | |
Rus_At Сообщений: 240 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 652 | Наверх ##
12 февраля 2012 21:12 Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Хотел бы предложить Вам свои услуги по переводу и оцифровке
в таблицы магометанских метрических книг из
Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.
Полный перечень услуг Вы можете увидеть на сайте, указанном ниже.
В надежде на плодотворное и длительное сотрудничество.
С уважением, Руслан Атнагулов.
сайт: www.bastanovo.ru | | |
Rhinium Москва Сообщений: 131 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 23
| Наверх ##
13 февраля 2012 8:40 Приветствую, Руслан. Перевод и оцифровка - вещи хорошие, сам сейчас вожусь с одной описью 295 фонда ЦГИА РБ "Оренбургское магометанское духовное собрание". (ошибок очень много, а название деревень иногда очень исковерканы). | | |
Rhinium Москва Сообщений: 131 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 23
| Наверх ##
6 марта 2012 17:34 Давайте и я поделюсь результатом перевода МК деревни Петряксы Курмышского уезда Симбирской губернии за 1867 год. О содержании: метрика содержит много инофрмации, в частности, у меня есть даже сословия, в основном это крестьяне (земледельцы), но видел и купцов, а также мулл. О родившихся присутствует след. информация: место рождения, имена родителей и их сословие, дата рождения, имя, пол. Об умерших: место смерти, от какой болезни умерли, возраст покойного, дата смерти, имя, пол. О сочетавшихся браком: кто читал никах хутбу, размер калыма (махр), но он не в рублях, а в сумах, далее представители и свидетели (здесь могут быть братья, родители, всё с указанием имён), дата бракосочетания (развод попался только один), а вот дальше указано следующее: "Синбир губерниясы Курмыш уезы аул Патракс дочь земледельца Сайфиддин Валид улы Махбуба и земледелец Мухаммадзориф Юнис улы, ему 25, ей 28 лет, мать невесты Жамиля Раим кызы", если дословно то будет: Синбирская губерния, Курмышский уезд, деревня Патракс, дочь земледельца Сайфиддина сына Валида Махбуба (имя невесты) и земледелец Мухаммадзориф сын Юниса, ему 25 ей 28 лет, мать невесты Жамиля дочь Раима. Но такая запись сделана в 1-ой мечети, во второй чуть по проще - не указны сословия. Поэтому не согласен с Rasheed' ом, что представлено мало информации, возможно всё зависело от муллы, который вносил информацию в МК. Да, действительно, нет фамилий, но как я уже писал, у мусульман их и не было, кроме мурз и служивых. Из других интересных вещей: в 2-ух книгах содержаться сведения по 3-ём мечетям (информацией по 3-ей пока не владею), 3-я мечеть скорее всего была пятивременной и записи там, велись в малых количествах. По 4-ой мечети информации нет, скорее всего МК там вовсе не велись. Человек, переводивший данные метрики сказал, что информация содержащаяся в них соответствует объёму 5-6 МК в среднем... И самое главное - обнаружены 2 человека которые могут моими предками + 1 человек с похожим именем. Нужно проверять дальше. В общем, нужны поздние метрики Курмышского уезда Симбирской губернии после 1867 года. | | |
|