с.Ишаки Первопихтулинской в. Козмодемьянского у. Казанской
поиск документов по селу
Marij г. Владивосток Сообщений: 1734 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2000
| Наверх ##
29 сентября 2022 4:58 30 января 2024 11:37 ИШАКИ село в Чебоксарском районе Республики Чувашии России. Название жителей: ишакцы, ишаковцы
Прежние названия: Алино, Байзарино (до 1917), Байсарина, Барсаева, Кюсле Сирма, Сретенское
По 9-ой всенародной переписи в 1850 г. в с. Ишакахъ числилось 227 чел., а по частной переписи 8 апрѣля 1912 г. — 402 человѣка.
с. ИШАКИ до 1858 г. числилось в Первопихтулинской волости, и правленіе было в самомъ селе, a затѣм волость разделена была на две — одну образовали в Пихтулине или Ишлей- Покровскомъ, а другую в с. Янгильдине. | | |
Marij г. Владивосток Сообщений: 1734 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2000
| Наверх ##
29 сентября 2022 5:01 С. ИШАКИ лежитъ от Московскаго Болышого тракта в 12 вер., а съ проведеніемъ Казанской желѣзной дороги в 60 вер. от ст. Шихраны. В село проѣхать из г. Чебоксарь по Волге 25 вер., отъ г. Цивильска тоже, а отъ г. Козмодемьянска и г. Ядрина путь неудобный для паломниковъ. Село лежит под 56° сѣверной широты и 64,4° восточной долготы, и оно расположено на горе, полугоре и мысе, которымъ гора спускается низъ, и село раздѣляется на верхнюю и нижнюю части. В верхней части находятся церковь, дома причта, 2 училища, ряды для праздничной торговли хлѣбом у церкви. Верхняя половина села соединяется с нижней прекрасным съѣздомъ, вымощенным в 1906 г. земствомъ. Здѣсь под горой часовни, площадь с базаромъ, 2 чайныхъ, ряды и лавки для торговцевь. У села течетъ р. Онга или Унча, названная по кольцеобразному теченію так какъ.по чувашски «онга» значить кольцо. Она берет начало у дер. Онга- бас и протекает 12 вер. Козмодемьянскимъ уѣздомъ,затѣм уходит в Ядринскій уѣздъ, а из него в Цивильскій, где впадает в р. Цивиль у д. Вороновой. | | |
Marij г. Владивосток Сообщений: 1734 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2000
| Наверх ##
29 сентября 2022 5:12 29 сентября 2022 5:36 Село ИШАКИ
(Из исторіи мѣстнаго края).
В прежнее время на путешествіе в с. ИШАКИ чуваши смотрѣли как на общественную повинность. От общества выбиралось довѣренное лицо и ему давали собранную сумму; он отправлялся в с. ИШАКИ и на все собранный деньги ставил свъчи. Богомольцы после постановки свѣчей и службы молебновъ, отправляются к часовне, где в особопродѣланное отверстіе в двери опускают деньги и свѣчи.Эти жертвы затѣмъ церковным старостой собираются в пользу храма, приносимый же паломниками холст идет уже в пользу причта. Молебны служатъ два раза в день, а перед 26 іюня, 7 и 8 мая имъ служат черезъ каждый часъ и сразу по нѣсколько человѣкъ записываются на молебенъ. Службы бывают ежедневно и всегда на них масса народу. Особенно много богомольцев бываетъ въ престольные праздники 1 января, 2 февраля, 15 іюля, 30 августа, 6 сентября , 8 и 23 ноября. На правомъ клиросе поютъ большею частію чуваши — ученики училища— под унравленіемъ регента, а на другом клиросе взрослыя любители. Служба, пѣніе и проповѣдь в праздники идет смѣшанная— по-славянски и по-чувашски. Все паломники, идущіе на праздник в г. Цивильскъ к чудотворному Образу Тихвинской Божіей Матери к 26 іюня, заходят по пути в с.ИШАКИ для поклоненія Святителю Николаю. Образ Святителя никуда не носятъ, а он постоянно стоит в церкви. Образ состоит из рельефных изображеній на лицевой стороне Св. Николая Чудоторца в архіерейскомъ облачении без митры с благословляющей правой рукой и с евангеліемъ в лѣвой руке. На задней стороне доски изображены Св.Василій Великій с багословляющей правой рукой, и Архистратиг Михаил с копьем и щитом. Этот образ вставленъ в нѣсколько футляровъ, и лицевой стороной обращен к молящимся, а задней к царским вратамъ. Свѣчи ставятъ с обѣихъ сторонъ в двухъ громадныхъ подсвѣчниках , которые всегда заполнены свѣчами. В 1733 г. был большой пожаръ, истребившій почти все село, за исключеніемъ церкви и нѣсколькихъ домовъ около нея. В 1775 г. былъ купленъ колоколъ на средства церкви в 46 пудовъ и затѣмъ 9 колоколовь разной величины и звона. В 1780 г.в селе было уже 15 домовъ и прибавлен 3-тій штат священно-служителей, кроме того было около 20 келлий , которыя тогда занимали вдовы и сироты, поселившіяся здѣсь с намѣреніем составить женскую общину, но с теченіемъ времени, они или умерли, или переѣхали в другія мѣста, и ныне единсвенным признаком существованія когда-то келлій остались глубокія ямы.
В этом же году учрежден базар еженедѣльно по субботамъ; сначала он былъ у церкви наверху, а потом его перенесли за тѣснотою мѣста вниз на полуостровъ, который обливается съ 3-х сторонъ ручьемъ Кирмаръ, соединяющаяся с р. Онгою. Это прежде болотистое мѣсто, но весьма удобное для базара, было осушено. Теперь базар представляетъ из себя целый ряд деревянныхъ лавокъ, сдаваемых в аренду. В 1797 г. с западной и восточной стороны у каменной ограды устроены каменные столбики — часовня с кружками для сбора подаяній на церковныя нужды. С теченіемъ времени средства церкви настолько увеличились, что в 1870 г. за тѣснотою теплый храм расширенъ. ІІридѣльные алтари и после перестройки остались с прежнимъ наименованіемъ — правый во имя Св.Василія Великаго, a лѣвый во имя Св.Николая Чудотворца. Храм освящен архіепископомъ Антоніемъ 3 сентября 1870 г.; при освященіи пѣло два хора пѣвчихъ: на правомъ клиросе — архіерейсгкие, а на лѣвомъ мѣстный чувашскій на своемъ родном языке Средства церкви все увеличивались, поэтому рѣшено было построить новый холодный храмъ. Постройка храма была начата в 1886 г. и окончена в 1894 г. Новый храм имѣет три престола: главный во имя Архистратига Божія Михаила, правый придѣл во имя Св. Равноапостольного Князя Владиміра, a лѣвый во имя Св. Благовѣрнаго Князя Александра Невскаго. Храм был освящен 15 и 16 іюня 1894 года архіепископомъ Владиміром с Архимандритомь Амвросіемъ— настоятелемъ Михаило- Архангельского монастыря. Колокольня храма с.Ишакъ имѣетъ также свою исторію; она, как и ныне, отстояла от церкви на довольно далеком разстояніи и соединена была с послѣднею деревянного галлереею. В 1819 г. эта галерея была сломана и замѣнена каменною с чугунным поломъ, такой же пол был устроенъ и въ самой церкви. Перостройка произведена на средства одного из родственников Микулина. Галерея по обе стороны имѣет полукруглыя окна, и оканчивается при западных дверяхъ обширнымъ каменым помостом (крыльцомъ) с 7 ступеньками, а около двери на стѣнахъ изображены во весь ростъ Св.Василій Великій и Іоннъ Дамаскинъ с хартіей в рукахъ. На которой начертана похвала Богородице: «О Тебе радуется. Благодатная, всякая тварь».
Колокольня состоит из 3 х ярусовь. Во 2-м ярусе была устроена церковь во-имя Срѣтенія Господня въ памятованіе о прежнемъ деревянномъ храме. Освящена она 24 іюня 1785 г. Севастіаномъ — Игуменом Чебоксарскаго Троицкаго монастыря. В 1870 г. колокольню перестроили и высоту ее довели до 14 саж. и обнесли каменного оградою. В притворе менаду церковью в выходную дверью на паперти в 1894 г, от Совѣта Братства Св.Гурія устроена книжная лавка. Здѣсь продают большею частію книжки на чувашском языке, крестики и образки. Лавка обставлена очень бѣдно, торговля въ ней производится только во время церковныхъ службъ. В 1859 г. чувашиномъ Иваномъ был пожертвован колокол въ 105 пуд. с завода Слободских купцовъ Бакулиныхъ, а в 1897 г. повѣшен еще колоколъ в 201 пуд с прекрасны малиновьм звономъ, который слышен на далекое разстояніе, чему содѣйствуетъ и положеніе церкви, стоящей на высокой горе.
В селе, кроме земскаго училища, с 4 октября 1894 г. существуетъ 2-хъ классная миссіонерская инородческая школа Братства Св.Гурія. На эту школу земство дает пособія по 200 р. в годъ. Преподаваніе в школе на чувашском и русском языках совмѣстно. Программа обученія вообще соотвѣтствует программе городских училищ по уставу 1871 года, но только преподаваніе славянскаго языка, церковнаго пѣнія и Закона Божія несравненно шире, преподается также иконопись. Ученики из дальних селеній помѣщаются в общежитіи при училище. По окончаніи курса болѣе способные поступаютъ въ Казань на миссіонерскіе курсы, откуда и выходят в священники
| | |
Marij г. Владивосток Сообщений: 1734 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2000
| Наверх ##
29 сентября 2022 5:44 Село населено русскими и чувашами, и здѣсь по случаю скопленія народа живет урядник со стражникомъ. Чуваши занимаются кулеткацкимъ производствомъ на фабрикахъ Костина в низменной части села, и от себя, но главнымъ заказчикомъ является г.Костинъ, который в селе имѣетъ 2-х этажный каменный домъ, занимаемый земским училищемъ, а сам Костинъ живетъ на мельнице под селомъ, где тоже занимается кулеткацкимъ производствомъ. От него работаетъ на 200 станкахъ около 500 человѣкъ кустарей. В 1912 г. образовалось на селе «Трудовая артель кулежниковъ», что очень важно для кустарей. На р. Онге есть большая мельница Корытникова, где производится хлѣбная операція.
| | |
Marij г. Владивосток Сообщений: 1734 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2000
| Наверх ##
29 сентября 2022 5:57 Село ИШАКИ
(Из исторіи мѣстнаго края, продолжение).
4 и 5 іюня 1898 г. были .очень знаменательными днями для с.Ишакъ. Из г.Чебоксаръ с парахода прибыл в с. ИШАКИ 4 іюяя Архіепископ Арсеній и с нимъ прибыло изъ окрестных селеній 15 священниковъ. 5 діаконовъ, а из г.Цивильска протоиерей Васильевскій. Утром 5 іюня Владыка из квартиры своей в церковь шелъ «со славой» при колокольном звоне в сопровождении всѣхъ священнослулштелей. Путь до церкви был устланъ холстом и обсыпанъ зеленью, а по бокамь пути его наставлены березки, как в Троицу. Народ же стоял за березками сплошной толпой. Владыку сопровождали:исправник Богородицкий , земскій начальник Аристов, Инспектор Вишневскій и доктор Никольскій, как представители M — ва Народнаго просвѣщенія по школамъ. Служба шла на славянском и чувашскомъ языке, в службе участвовалъ протодіакон Степановъ, мѣстный діакон с 5 прибывшими діаконами и два иподіакона, пѣли на два хора: ученики и любители. По окончании обѣдни и молебна передъ иконою Святителя Николая Владыка со всѣм служащимъ духовен свомъ, прибывшими властями и народомъ, пошелъ с крестнымъ ходом на св.Ключъ, в часовню под горой. Всю дорогу пели «Еже радуйся». До часовни от церкви чуваши устлали путь холстомъ. Владыка отслужил молебенъ над ключем в часовне, затѣм цѣлый ковшъ заранѣе освященной воды вылил въ ключъ, к которому спускался для осмотра. Потом тѣмъ же порядкомъ и по тому же пути со всѣми присутствующими Владыка возвратился в церковь, где, разоблачившись, стал благословлять народъ. При выходе из церкви его встрѣтила монахиня Маргарита, настоятельница новой чувашской женской общины, что на р.Вурнарке, Ядринскаго уѣзда в 60 вер. отъ с. Ишакъ; с нею было нѣсколько монахинь, которыя при выходе Владыки пропѣли р ему «Спаси, Господи» на чувашскомъ языкеѣ. Получивши благословений от Владыки, мать Маргарита с прибывшими сестрами удалилась, а Владыка со всѣми гостями изволил посѣтить священника Филимонова, где кушал чай и принял скромную закуску; жена о. Филимонова встрѣтила Владыку хлѣбомъ-солыо при входе в их домъ. Из дома о.Филимонова Владыка со всѣми гостями посетил миссіонерскую школу, где ему поднесли ученики икону Св. Казанских Чудотворцевъ Гурія и Варсонофія, написанную самими учениками под руководствомъ учителя Тимоѳеева, а ученик старшаго отдѣленія Тиханов сказал рѣчь от всѣхъ своихъ товарищей. Экзаменомъ и осмотромъ школы Высокопреосвященный остался доволенъ, и в книге почетных посетителей сдѣлал такую надпись: «1898 г. 5 іюня посѣтилъ и доброе впечатление получил Арсеній, Архіепископ Казанскій». Тѣм временемъ подошли къ церкви учащіеся 8 вызванныхъ изъ сосѣдних селеній — школъ, и к нимъ присоединилась миссіонерская школа; окруженные народомъ, Под руководством Владыки, все школьники пропѣли по славянски и на своем родномъ языке: «Спаси Господи», «Правило вѣры», гимн — «Боже! Царя храни»! «Достойно» и многолѣтіе. Это пеніе на открытом воздухе, руководимое лично архипастыремъ, произвело на инородцевъ сильное впечатлѣніе. После пѣнія учащіеся были распущены, а Владыка с гостями по приглашению 0.Добросмыслова отправился обѣдать к нему, a после обѣда тотчас уѣхал из села, провожаемый всѣми съ молитвою и благопожеланіями.
Для благочестивых паломниковъ не безъинтересно знать, где покоятся Св. Мощи Наколая Чудотворца. Чтобы попасть къ мѣсту нахожденія Св. Мощей и облобызать ихъ, надо ѣхать в Италію (государство на юге Европы) в гор.Баръ, где они и покоятся. Туда два пути— 1-ый изъ Россіи по желѣзной дороге через Австрію, Венецію, Ферраро, Анкона, Фоджа, Барлета и тор. Бари; 2-ой путь- морем из Одессы через Константинополь, Пирей, Бриндизи, a затѣм по желѣзной дороге до г. Бари. Палестинское Общество на собранныя деньги начало с 1913 года строит храмъ св.Николаю и домъ для паломниковъ въ г.Бари.
В. Грузинцев
Известия по КЕ № 44 за 1914 г стр 1364 -1369 | | |
Marij г. Владивосток Сообщений: 1734 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2000
| Наверх ##
29 сентября 2022 7:26 30 января 2024 12:51 Село ИШАКИ. (Из исторіи мѣстнаго края).
Основателем с. Ишакъ былъ чувашинъ Ижек,а по- чувашски «Ыжекъ», жившій в XIII столѣтіи, и его сын Алинъ, что видно из актовъ 1798 года о спорной земле чувашъ. Ижекъ, сначала богатый язычникъ, занимался торговлею и был знаком с ханомъ Узбекомъ-Казанскимъ и под вліяніемъ его принял потом мухаммеданство и стал называться Ишакъ. Примѣру его послѣдовали и его однодеревенцы. Все, принявшіе магометанскую вѣру, подпали под власть хановъ и их мурзъ. Между тѣм по указу Петра I отъ 1723 г. велѣно у тѣхъ мурзъ и князей татарскихъ, которые не пожелаютъ принять христіанство, отбирать крестьянъ, находящихся у них в зависимости, и чуваши этой мѣстности были крещены миссіонерскимъ архімандритом Веніаминомъ, настоятелемъ Троицкаго Чебоксарскаго монастыря, и тогда же была построена, между 1728 — 48 г.г., небольшая деревянная церковь во имя Срѣтенія Господня, и селеніе стало называться Сретенскимъ-Алино тож, что видно из надписи на первых страницахъ напрестольнаго евангелія: «Книга напрестольная, Ея Императорскаго Величества, казенная, вьтдана из конторы новокрещенных дѣлъ, Чебоксарскаго уѣзда, села Срѣтенскаго, Алино тожъ, въ церковь Божію, священнику Ѳеодору Лукину, іюня 19—1748г.». Такая же надпись сдѣлана и на церковном уставе и под тѣм же годомъ, мѣсяцем и числомъ. Ея Величество Императрица Елизавета Петровна принимала живое участіе в распространении и утвержденін св. вѣры; она строила для новокрещенных церкви, открывала училища, освобождала инородцев от мурзъ и князей, платила за них долги, дарила их платьемъ и деньгами. До 1749 г. Алино числилось в Чебоксарскомъ уѣзде, и в этомъ году оно было перечислено в Козмодемьянскій уѣздъ. Село в то время состояло еще из 4-х домовъ и при селе была мельница на р. Онге, Чебоксарскаго купца Даніила Ивановича Микулина. В церкви был настоятелемъ священникъ Лукин съ діаконом Лавровымъ и 2-мя причетниками. Когда Ишакъ былъ язычникомъ, имѣлъ нѣсколько женъ и у него были дѣти: 1) Байзаръ, который образовал около села свой околотокъ и назвал его Байзарино. Это селеніе впослѣдствіи слилось с Ишаками и получилось двойное названіе; 2) Алинъ, 3) Котян и 4) Таганашъ.
Два послѣдних сына ушли от отца и образовали два околотка: Котяково и Таганашъ; эти околотки выдѣлили от себя — Саба- Кассы и Шоръ-Касы. Видно, Богу было угодно, чтобы язычники, принявшіе крещеніе, болѣе еще укрѣпились въ православной вѣре, и в 1751 г. было чудо. Один чувашинъ-язычник Алтазанъ, около села при паханіи земли въ конце апрѣля, нашелъ в земле дощечку с изображеніями, и ему его одинодеревенцы-христіане объяснили, что на одной стороне изображен Николай Чудотворецъ, а на другой стороне Св. Василій Великій и Архистратиг Михаилъ. Дощечка была из сѣраго камня, толщиною 1/8 вер длиною 1 вер. и шириною ¾ вер. Чтобы узнать, — из чего дощечка сдѣлана, чувашинъ топором отколол небольшой уголокъ, а находку отдал вмѣсто игрушки своей дочери Паруне, и она ее хранила в липовой кадочке (в то время они замѣняли сундуки), сдѣланной изъ цѣльнаго дерева с крышкой. Эта кадочка сохранилась до сего времени, только потеряна крышка, но петля сохранилась. Кадочка была вышиною 1 арш., шириною 12 вер. Паруня в первую же ночь увидѣла во сне старика такого, какой изображен былъ на камне, приказавшаго ей: «отнеси твою игрушку в церковь». Алтазан прежде, чѣм исполнить сон дочери, по совѣту іомзи, бросил икону на то мѣсто, где ее выпахал . После этого Паруня заболѣла: у нея отнялись руки и ноги и она осипла. Тогда испуганный Алтазанъ хотѣл игрушку взять назадъ, но нашел ее уже в ручье у деревянной церкви, и принес в домъ. Однако болѣзнь у дочери не проходила. Тогда он вспомнилъ строгій приказ старика во сне дочери: образъ и кадушку отнес в церковь и передалъ о. Лукину. После этого Святитель снова явился Паруне во сне и приказалъ: «сходи в церковь и помолись перед этимъ образомъ, тогда очистится твоя болѣзнь». Паруня разсказала отцу сон и Алтазан безпрекословно хотѣл исполнить приказъ, но так как Паруня была язычница и не знала как молиться, тогда Алтазан отвезъ ее к діакону Лаврову для наставленія в христіанской вѣре, и когда она была на учена, ее крестили и назвали Екатериной. После горячей молитвы перед образомъ Николая Чудотворца, новопросвѣщенная совсѣм прозрѣла, стала владѣть руками и ногами и могла пѣшком возвратиться к отцу, жившему в околотке Шибачеве, где тогда уже были еще околотки Кибечь-Рсасы и Хора-Сирмы, каковые впослѣдствіи сдѣлались самостоятельными селеніями. Вся семья Алтазана, видя чудо Святителя над своей дочерью, крестилась.
Есть еще два преданія объ обрѣтеніи образа св. Николая в ручье, которыя также говорят о бросаніи нашедшими его чувашами в ручей и о чудесахъ— наказаніяхъ, послѣдовавшихъ за этим бросаніемъ. В 1757 г. была построена деревянная часовня над упомянутым ключемъ, существующая в нѣсколько обновленномъ виде и до сих поръ. Внутри часовни устроен срубъ, в немъ вставлена лѣстница для спуска к ключу, и проведенъ желоб наружу для пользования этой водой. В сруб по лѣстнице сходит духовенство для освященія воды 6 января, в Преполовеніе, 1 августа и 8 мая пред всенощнымъ бдѣніемъ с крестным ходомъ и св. иконою Святителя Николая. После освященія воды чуваши ее берут по домамъ и хранят как святыню. Кроме чудесь съ чувашами, по принесеніи иконы Святителя в церковь, было чудо с женою Шикулина и родственницей его, обе они получили исцѣленіе. Потом было много исцѣленій, и средства церкви настолько увеличились от притока богомольцевъ, что рѣшено уже было строить каменную церковь, но только не у ключа, а на горе, где ныне расположено почти все село, где она стоит и теперь. Постройку взялъ на себя Микулин съ добавкою отъ себя средствъ. Тогда в селе было уже 10 дворовъ, и постройку начали в 1754 г. Храм строили трехпрестольный — главный престол во имя св. Архистратига Михаила, правый во имя св. Василия Великаго, a лѣвый — во имя св. Николая Чудотворца. Этот послѣдній придѣл был готов первымъ и его освятили 25 іюля 1755 г., главный— был освященъ 8 іюля 1760 г., а правый 24 іюня 1765 г. однимъ и тѣмъ же архимандритомъ Хрисанѳомъ — настоятелемъ Чебоксарскаго Троицкаго монастыря, это видно из описи церковнаго имущества за 1789 г. и надписи, сдѣланной на внутреннихъ стѣнах в алтаре холоднаго храма: «Освятился жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа во храме Архистратига Божія Михаила, в селе Ишакахъ, при державе Благочестивѣйшія Самодержавнѣйшія Великія Государыни Императрицы Екатерины Алексѣевны и наслѣдника Ея благовѣрнаго Государя Цесаревича Великаго Князя Павла Петровича при Святѣйшем Правительствующем Синоде, по благословению Св. Правит. Синода члена преосвященнейшего Веніамина, архіепископа Казанскаго и Свіяжскаго, в лѣто от созданія міра 7268, а отъ Рождества Христова 1760 г. индикта 14, мѣсяца іюля 8 числа» на память св. великомученика Прокопія, освященъ Чебоксарскаго Троицкаго монастыря архимандритом Хрисанфом». Затѣм прибавлен второй штатъ священно-служителей. Къ храму стали стекаться массами чуваши — в особенности из Козмодемьянскаго, Чебоксарскаго, Ядринскаго, Цивильскаго и Тетюшскаго уѣздовъ, а также и изъ Симбирской губерніи Буинскаго и Курмышскаго уѣздовъ. Самое большое стеченіе народа бываетъ,— что продолжается и до ныне — 9 мая и это торжество продолжается 8, 9 и 10 мая. В эти дни бываетъ ярмарка, на которую свозится много разных товаровъ окрестными торговцами, сюда пріѣзжают неизмѣннный для всѣх русскихъ ярмарокъ «петрушка», во карусели и игры в кегли. В послѣднее время были попытки даже на устройство народнаго театра, появляется и фотографъ: чуваши любители сниматься. Число паломников достигает иногда тысячъ до 10. Помѣщаются они по избамъ с. Ишакъ, а за неимѣніем мѣстъ на открытомъ воздухе у околицы села. Кроме избъ — здѣсь для нуждъ паломниковъ приспособлено 20 постоялыхъ дворовъ и 10 пекаренъ. С 1748 г. по 1800 г. новокрещеные чуваши колебались в вѣре и находились под вліяніемъ иомз и поэтому непріязненно относились к своему новому духовенству. Такъ, напр., во время Пугачевскаго бунта в 1774 году чуваши, приставшіе к шайкамъ Пугачева, намѣревались умертвить священника Іоанна Филиппова, который ревностно обращалъ их в православную вѣру и обличалъ іомзъ. Они схватили его и хотѣли уже убить, но о. Іоаннъ отпросился у чуваш перед смертію надѣть чистое бѣлье, а сам спрятался в чашлинском перелѣске, и такимъ образомъ избавился отъ смерти. Этот о.Іоаннъ описалъ случай, как чуваши боялись св. Николая (котораго они называли русским Богомъ). В его приходе былъ благочестивый и богобоязненный новокрещеный чувашин Василій с женой Маріей. Василій неопустительно посѣщал церковь во все праздники — первым с ударомъ колокола приходилъ он и. приводилъ с собой 3-хъ старшихъ дѣтей, а жена его после стряпни и уборки дома приходила в церковь съ остальными маленькими дѣтьми. И однажды 9 мая, в престольный праздникъ, все ушли из дома и позабыли его запереть. По возвращеніи от обѣдни увидѣли, что двери дома отворены, а по избе ходил извѣстный въ то время въ приходѣ воръ-язычник Саракей, что-то ощупывалъ по стѣнамъ, а когда вошли в избу, то увидѣли, что вор слѣпой и не может найти двери для выхода, а когда его спросили, зачѣм он попал въ избу, Саракей сознался и разсказалъ слѣдующее: «я зналъ, что все ушли в церковь и ворота и изба незаперты, и я думал воспользоваться отсутствіемъ хозяевъ и хотѣл что- нибудь украсть, но едва я успѣл войти в избу, как вслѣд за мной вошел сѣдой старик в церковномъ одѣяніи и, смотря на меня, сердито сказалъ: «Из этого дома добрые хозяева, почитая меня, ушли в церковь и не заперли двери, а ты пришел сюда грабить», и с этими словами старик ударил меня по щеке и я вдругъ ослѣпъ. Саракей раскаялся, — пожелал креститься, будучи увѣренъ, что в этомъ случае он непремѣнно прозрѣетъ. И дѣйствительно, когда с разрѣшенія о. Іоанна, он облобызал св.образъ, то тотчасъ же прозрѣлъ. Саракей в священном изображеніи узналъ именно того старика, который его ударилъ; и научившись вѣре Христовой, крестился от о.Іоанна с именем Николая, и сдѣлался ревностным послѣдователем Христа и честным чувашиномъ. Кроме о. Іоанна извѣстны еще были два священника, о.Громовъ— составитель обширнаго чувашскаго лексикона, и о .Кречетниковъ — проповѣдник на чувашскомъ языке. В указанный періодъ времени влияние іомз было еще сильно между чувашами. Чуваши их боялись не только живыхъ, но даже и мертвыхъ, их тѣни и духа. По разсказу о.Іоанна Филиппова был такой случай. В д. Кошки, Ядринскаго уѣзда, находящейся в 12 вер. от с. Ишакъ, стояла на пустыре, заросшая травою, развалившаяся избенка, в которой жила котда-то іомзя-дѣвица, но и после ея смерти дух остался жить, по убѣжденію чувашъ, в этой избенке. Они вѣрили, что кто прикоснется къ избенке, тот моментально умретъ, а кто взглянетъ, тотъ ослѣпнетъ. Мѣстный священник о. Орловъ из с.Шатьмы, в приходе коего была эта деревня, всегда старался разубѣдить чуваш въ их суевѣріи и съ церковной каѳедры и в частных разговорахъ и всегда безуспѣшно. Во время одного своего пріѣзда о.Орлов стал собравшихся чувашъ уговаривать, но они только какъ-то испуганно озирались по сторонамъ, мялись на мѣсте и молчали, a стоявшій рядом съ о. Орловымъ— чувашининъ Василій, тихо проговорилъ: «после поговорим на селе, пачка» (так они звали батюшку). И действительно, в этот день к вечеру Василій и нѣсколько чувашъ явились к священнику и объяснили, что они боялись говорить близь избушки, чтобы дух іомзи не услыхалъ ихъ и не наказалъ бы, a здѣсь не услышитъ, «а если, ты пачка, —говорили они, — имѣешь силу и власть отъ твоего Бога, то уничтожь избушку и навсегда выгони дух іомзи из деревни». 0. Орловъ, при первой же поездке в дер. Кошки, взял съ собой о. діакона и 2-х причетниковъ, и им по пріѣзде в деревню велѣл разобрать избушку в присутствіи всѣх собравшихся чувашъ и стоявших вдали, боявшихся подойти ближе и помочь. Чуваши увидѣли, что избушку разобрали, имущество вынесли и все увезли из деревни, а причт остался цѣлъ. Тогда у них явилась увѣренность в силе русскаго Бога, а когда о. Орлов мѣсто от избушки окропил святою водою и начал служить молебенъ, то чуваши уже охотно, по предложенію о.Орлова, подошли к мѣсту и отстояли весь молебенъ, после чего приложились ко кресту, получив каждый окропленіе св. водою, и тогда только убѣдились в нелѣпости своего страха пред духомъ іомзи. Суевѣріе сказывается на их своеобразныхъ взглядах на икону Св. Николая; так напр. чувашин убѣжденъ, что подброшенная сосѣдом монета принесет ему несчастіе, предупредить это несчастіе можно только постановкой свѣчи пред образомъ Св. Николая, купленной на подброшенную монету. Потом онъ Св. Николая Чудотворца представляетъ себе грознымъ и мстительнымъ Никола-Тура, насылающимъ всевозможныя болѣзни на непосѣщающих церковь - села Ишакъ, и поэтому всякій чувашин считаетъ своею обязанностью хоть однажды в годъ непремѣнно посѣтить церковъ села Ишакъ, и это очередное посѣщеніе совершалось обыкновенно в іюне. Поѣздка въ с. ИШАКИ у чувашина обставлена особой обрядностію: приготовленную монету на покупку свѣчи к иконе Святителя обмываетъ в воде, завертывает в чистый платок и кладет на возвышенное мѣсто, и ни на какія другія цѣли онъ ее не употребляетъ. В. Грузинцев
Известия по КЕ № 43 за 1914 г стр 1335- 1340 | | |
Marij г. Владивосток Сообщений: 1734 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2000
| Наверх ##
30 января 2024 11:26 30 января 2024 14:04 ИШАКИ РМЭ РС за 1816, 1834, 1850, 1858 Ревизии в фонде 11
Исповедки ф.172
Метрики по с. Ишаки РМЭ ф.305 оп. 1 дд. 406-413 года с 1793 по 1862 | | |
|