с Алаты Казанского уезда Казанской губернии
с Алаты Казанского уезда Казанской губернии - история села . церкви и его жители
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2232
| Наверх ##
3 мая 2017 23:01 4 мая 2017 20:37 Клировые ведомости по с Алаты Казанского уезда за 1906 г (НАРТ ф 4 оп 138 д 26 л. 812)
В селе духовных – 2 двора (9 мп и 11 жп) , военных – 4 дв( 3мп и 5 жп), крестьян- 124 двора( 333 мп и 358 жп), мещан- 1 двор (2 мп и 3 жп) В приходе деревни- Ср Алаты,Алатбаш,Мал Алаты, Алань Бексерь . Всего с деревнями- 410 дворов (1128 мп и 1215 жп) +349 дворов(973 мп и 1055 жп) раскольников секты бегунов 1 двор(1 мп и 3 жп) Ближайшая церковь в 2 верстах- в с Потаниха Царевококшайского уезда Копии с метрических книг хранятся с 1781 г, исповедные росписи с 1830 г В селе с 1868 г существует земское начальное училище , в 1906 г в нем обучалось 40 мал и 27 дев Учительница- Мария Петровна Никитина и помощником Георгий Константинович Патрушев. Кроме сельского училища еще 4 земские школы в приходе- в д Мал Алаты, Алань-Бексерь, Топкино, Байчуры и в д Малый Починок. Церковный староста- крестьянин д Мал Починок –Марк Гуриев, второго 3-летия 2-й год Успенская церковь,каменная, построена в 1712 г
- Протоирей - Павел Львович Измайлов, 66 л, 1840 гр Окончил КазДухСеминарию по 2 разряду 1/06/1862 г Священник в с Кобызево с 14/09/1863 г- 01/1865 г , с 12/01/1865 г здесь. Жена- Надежда Николаевна ,59 л, 1847 гр 2- й Священник- Александр Петрович Утяковский, 63 г, 1843 гр ,с 31/12/1894 г здесь - Дъякон- Алексей Якимович Митрофанов, 38л, 1868 гр, окончил курс в Некросовском 2-классном училище С 27/06/1901 г здесь - Псалощик в сане дъякона Николай Арефьевич Десницкий, 30 л,1876 гр,с12/07/1902 г здесь знает чувашский - И д псаломщика – Василий Алексеевич Киатров, 28 л, 1878 гр, с 17/06/1905 г здесь --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | Лайк (1) |
galinaS Казань Сообщений: 6709 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 5883 | Наверх ##
4 мая 2017 6:06 4 мая 2017 6:08 VE-LENA написал: [q] [/q]
Хорошо бы исправить в ваших сообщениях слова "страницы" на "листы", как принято именовать в архивных документах. --- http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.
Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2232
| Наверх ##
18 мая 2017 23:36 Успенская церковь с Алаты , сентябрь 2013 г
 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | Лайк (2) |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2232
| Наверх ##
18 мая 2017 23:37 Успенская церковь с Алаты , сентябрь 2013 г
 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | Лайк (2) |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2232
| Наверх ##
18 мая 2017 23:39 с Алаты Казанского уезда за 1840 г (НАРТ ф 4 оп 72 д 113 л. 227 ) Успенская церковь,каменная, построена в 1712 г При церкви земли 33 десятины пашенной и сенокосной .Священноцерковнослужители землею не пользуются, а вместо оной получают от прихожан ругу пудовую меру ржи и такую же овса .Законные акты на сие не имеются . Священник- Константин Иоаннович Флоринский, 37 л, 1803 гр, дьяконский сын . По окончании курса в КазДухСеминарии был уволен с аттестатом 2 разряда . 6/03/1827 г посвящен к сей церкви во священника. Грамоту имеет . 11/10/1835 г определен депутатом Жена – Екатерина Александровна, 29,1811 гр Дети- Лариса,12 л, 1828 гр, обучается российской грамматике и арифметике, - Варвара -10 л,1830 гр, обучается чтению и письму - Серафима ,8 л, 1832 гр, обучается чтению - Надежда,6 л, 1834 гр - Иоанн ,3 г, 1837 гр Переведен в с Кукморы Мамадыш уезда 28/01/1842 г - Дьякон – Никита Кирилов ,56 л, 1784 гр, дьяконский сын, из необучавшихся . 18/09/1792 г определен к сей церкви во дьячка при указе 8/06/1803 г посвящен в стихарь . С 5/03/1809 г здесь в сане дьякона . Брат двоюродный Алатову и дядя двоюродный дьячкам Озерскому и Понятову. Жена- Пелагея Феодорова – 49л , 1791 гр Помер, а на место его определен безместный дьякон Григорий Алексеев (служил с 1841 по 1843 гг ) . - Дьячек – Дмитрий Иванович Озерский,26 л, 1814 гр, пономарский сын. По исключении из низшего отделения Казанской Семинарии с 15/07/1836 г находился при сей церкви в должности дьячка при указе и того же года 20 декабря посвящен в стихарь .Грамоту имеет . Племянник родной пономарю Алатову и двоюродный дьякону . Жена- Анна Яковлевна, 22 г, 1818 гр Дети- Василий ,1 г ,1839 гр - Пономарь – Феодор Петрович Алянский ,51 г, 1789 гр ,сын священника .По исключении из синтаксического класса Бывшей Казанской Академии 3/06/1840 г определен и посвящен в стихарь .Грамоту имеет Ни с кем не в родстве. Жена- Наталья Иванова , 50 , 1790 гр Дочь- Матрона , 10 л, 1830 гр 2- е священническое место по смерти священника Андрея Воскресенского праздно с 6/07/1839 г . На его место определен безместный из Свияжского уезда с Верхний Услон Гавриил Пименов. - Дьячек- Павел Зиновьевич Понятов, 20л, 1820 гр, дьячковский сын. По исключении из высшего отделения Казанского уездного училища 19/12/1836 определен к сей церкви и посвящен в стихарь. Грамоту имеет .Жена –Анна Михайловна, 19 л, 1821 гр Дочь- Наталья , 5 месяцев ,1840 гр Родной племянник пономарю Алатову и двоюродный дьякону . - Пономарь- Василий Иванович Алатов ,38 л, 1802 гр, дьяконский сын. По исключении из низшего отделения КазДухСеминарии 8/04/1823 г определен к сей церкви и посвящен в стихарь. Жена- Александра Николаевна, 34 г, 1806 гр Дети- Евгения, 14л, 1826 гр, читать и писать умеет -Флегонт Алатов ,12 л, 1828 гр, обучается в Казанском приходском училище во 2 классе ,на сод отца -Иоанн ,9л,1831 гр, обучается дома по билету - Вениамин ,3г ,1837 гр и Никанор,1 г, 1839 гр Брат двоюродный дьякону и двоюродный дьячкам Понятову и Озерскому . Сиротствующие- бывшего в сем причте священника Андрея Никитина Воскресенского вдова –Елена Ивановна ,57 л Живет в оставшемся после мужа и получает по резолюции Его Высокопреосвященства на пропитание сиротствующего семейства половинную часть священнического дохода впредь до поступления на оное место священника Дети- Анастасия 22 г ,1818 г р , Евгения ,19 л, 1821 г - Матфей Воскресенский – 17л, 1823 гр , обучается в среднем отделении Казанской Семинарии на содержании матери . - Анна -16 л, 1824 гр, - Бывшего в сем причте в должности дьячка Дьякона Ивана Иванова жена – вдова Анастасия Иванова 69 л, ,1771 гр , живет на пропитании сына пономаря Василия Иванова Алатова . - Бывшего в сем причте дьячка Зиновия Тимофеева вдова Агрипина Иванова -40л, 1800 гр, живет на пропитании сына дьячка Павла Зиновьева Понятова . --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | Лайк (1) |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2232
| Наверх ##
18 мая 2017 23:40 с Алаты Казанского уезда за 1852 г (НАРТ ф 4 оп 84 д 261 л . ) на 89 листах Успенская церковь , каменная, построена в 1712 г Церковной земли 33 дес пашенной и сенокосной, за ее пользование прихожане плптят ругу с венца 2 пуда и 10 фунтов ржи, на что имеется законное условие с прихожанами от 18/06/1846 г Дома у священноцерковнослужителей собственные деревянные на церковной земле Копии метрических книг с 1781 г, исповедные с 1830 г - Священник –Никанор Симонов Кордуанский,58 л, 1794 гр, сын священника Дьячку Понятову сват родной, с 11/02/1842 г здесь - Дьякон- Никанор Стефанов Лентовский,38л, 1804 гр,сын священника Из низшего отделения КазДухСеминарии 24/09/1834 г определен в причетника С 20/10/1843 г здесь, определен на праздное дьяконское место Ни с кем не в родстве -- Дьячек- Павел Зиновьевич Понятов, 34 г , 1818 гр, дьячковский сын. По исключении из высшего отделения Казанского уездного училища 19/12/1836 определен к сей церкви и посвящен в стихарь. Грамоту имеет .Жена –Анна Михайловна, 1821 гр Родной племянник пономарю Алатову . - Пономарь- Василий Иванович Алатов ,50 л, 1802 гр, дьяконский сын. По исключении из низшего отделения КазДухСеминарии 8/04/1823 г определен к сей церкви и посвящен в стихарь. Местных языков не знает .Жена- Александра Николаевна, 46 л , 1806 гр Дети- Вениамин Алатов,15 л,1837 гр, ислючен из 2-го приходского класса Свияжского училища и живет при отце .29/07/1853 г ученик Алатов исключен из Духовного (далее непонятно) -Петр ,6 л, 1846 гр 22/12/1853 г на это место определен запрещенный священник с Чебоксарка Чистоп уезда Флегонт Димитриев Василий Иванович Алатов дьячку Понятову дядя родной .В 1832 г Алатов был обязан подпискою в удаление себя от пьянства и старании о трезвом и честном поведении -Заштатный пономарь Федор Петрович Алянский ,63 г, 1789 гр, вдовец ,сын священника . В 1850 г уволен от должности ,живет на пропитании детей. -Бывшего в сем причте умершего священника Андрея Воскресенского вдова ,67 л, 1785 гр, исправляет должность просфирни. Дети ея- Евгения и Анна - Бывшего в сем причте умершего дьякона Никиты Кирилова вдова- Пелагея Федорова,61 г, 1791 гр, получает 10 р/год - Бывшего в сем причте умершего дьячка Дмитрия Озерского вдова- Анна Яковлева ,34 г, 1818 гр, пономарю Алатову племянница родная. У нея дети- Василий Озерский,13 л,1839 гр, во 2 приходском классе Свияжского училища на содер матери. -Екатерина,10 л,1842 гр, Алекасандра- 7л, 1845 гр, Еннаера –незаконнорожденная,1852 гр, по крестному отцу Александрова В с Алаты казенных крестьян 57 дворов (237 мп и 268 жп) В с Алаты приходских деревнях военных 10 дворов (36 мп и 77 жп)
--- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2232
| Наверх ##
11 июня 2017 15:12 Успенскій храм с Алаты Казанского уезда
Храм стоит на четырехугольной площади въ южной части села. Построенъ, по достовѣрнымъ даннымъ, въ 1712 году 1 ) создателемъ Пѳтропавловскаго собора, Духосошественской и Пятницкой церкви г. Казани, Ианно-Предтеченскаго храма с. Потонихи и села Болгаръ Ив. Аф. Михляевымъ 2 ). Храмозданной грамоты не сохранилось. Равно не сохранилось и свѣдѣній, кѣмъ былъ освященъ храмъ. Извѣстный в Казани купец и фабриканта Михляев , вѣроятно, для большей торжественности освященія храма в инородческой глуши приглашал ревностнаго храмоздателя и просвѣтителя инородцев митрополита Тихона Престол в главном храмѣ носитъ ясные знаки архіерейскаго освященія: полное (крестообразное) опоясаніе. Главный храм существует в том видѣ, как он был первоначально построенъ изъ громадныхъ брусьевъ дикаго камня; лишь три окна въ адтарѣ и одно — на правомъ клиросѣ расши- рены. Придѣльный храмъ, за исішоченіемъ алтаря, из-за тесноты и трещинъ и колокольня въ 1897 — 98 г. перестроены и увеличены въ размѣрахъ на средства мѣстнаго уроженца 3. I. Бажанова и других . О посѣщеніи храма Владыками до 1867 года документальныхъ данных нѣт , лишь, какъ выше отмѣчено, на освященіи храма въ 1712 году былъ митрополитъ Тихонъ (Воиновъ), а митрополит Веніаминъ (Пуцекъ-Грпгоровичъ), по преданно, любил жить на дачѣ около приходской деревни Алань-Бексерь, слѣдовательно, мог посѣтнть и храм в Алатахъ. Изъ архіепископовъ въ 1867 и 1869 годахъ посѣтил Антоний и в 1896 г. — Владимир —из викаріев — епископы: Сергій въ 1890 г., Іоаннъ въ январѣ1901, Алексій (Молчановъ) въ іюлѣ 1902 г., 2 сент. 1913 г. Михаилъ, 16 и 17 декабря 1914 г., 9 и 12 октября 1915 года — Анатолій. Какъ видно изъ напечатанных проф. И. В. Покровскимъ приходо-расходныхъ книгъ Казанскаго Митрополита Тихона за 1 706 годъ, здѣсь до существующаго каменнаго храма были одно- временно, повидимому, деревянный церкви: 1) Пресвятыя Богородицы Казанскія и 2) Воскресенія Христова. Изъ надписи на цвѣтной и постной тріоди,, изд. 1660 г., видно, что въ 7170 году въ Казанской церкви былъ придѣлъ «45'дотворца Николы», а въ надписи «попа Дмитрія Ѳедосѣева по реклому Зубарева» на ок- тоихѣ, изд. 1683 г., въ 193 году (послѣ 7000 отъ сотворевія міра: 7193—5508=1685 г. но Р. X.) Казанская церковь названа «соборной». Празднованіе крестьянами, кромѣ Казанской, еще Крещенія, как престольнаго праздника, побуждаетъ предположить, что в Воскресенской церкви был придѣл во имя Богоявленія Господня. На мѣстѣ Казанской церкви саікеняхъ въ 70 ниже на сѣверо-западе от настоящаго храма поставлена каменная стол- бовая часовенка, обнесенная небольшой оградкой. Вывшее около этой церкви кладбище издавна занято подъ жилыя постройки и ограды. Прежде тутъ при копаніи земли встрѣчались черепа и * прочія человѣческія кости, попадаются кости и теперь при перекопе земли въ саду священника. Мѣсто Воскресенской церкви точно не извѣстно и ничѣмъ не отмѣчено. Старожилы говорятъ, что она была на Алатской горѣ. Наружный видъ существующаго каменнаго храма, какъ видно по помѣщенному въ началѣ снимку, Показываетъ тяжелую, какъ бы придавленную своей тяжестью старую постройку главнаго храма, не вполнѣ гармонирующую с болѣе легкой новой колокольней. Главный храмъ имѣетъ форму куба по 5 саж. Каждая сторона. На этотъ куб опрокинут в видѣ полушарія куполъ съ фонареобразной неудобной шейкой около '5 аршинъ высотою и трех — в діаметрѣ, съ четырьмя окнами въ сажень вышиною и аршинъ шириною; на шейкѣ большая глава около 7 аршин в поперечникѣ Затѣмъ на шейкѣ новая позолоченная глава н на гаиилеобразной шейкѣ позолоченная маковка. Въ шейку, как в трубу, вытяги- ваетъ тепло изъ храма, такъ что при современной дороговизнѣ дровъ приходится устроить въ ней большую круглую раму. Колокольня въ связи съ храмомъ въ основаніи квадратная, во второмъ и третьемъ ярусах и крыша осмигранная, до позолоченой маковки 14 саж. Кресты надъ храмомъ и колокольней желѣзные, позолоченые. Надъ храмомъ соотвѣтственно храму массивный, около 12 п. вѣсу, а на колокольнѣ — болѣе легкій, простой, изящный. Вообще при постройкѣ Михляевъ желѣза и камня не жалѣлъ. Все толсто, прочно; хотя не особенно изящно скроено, но крѣпко сшито. Недаромъ въ немъ при нашествіи пугачевцевъ лѣтомъ 1774 г. населеніе надѣялось найти не только одну духов- ную защиту. Въ сѣверной двери сохранилось отверстіе, Сдѣланное для наблюденія за пугачевцами въ 1774 г. спасавшимися въ храмѣ алатцами . Окна въ старой части храма небольшія въ два яруса, въ новой— болыш'я. Входныя двери — съ запада и сѣвера. Паперть съ одной ступенью крыта до св. воротъ. Ограда каменная съ желѣзной рѣшеткой; кромѣ западныхъ вратъ есть еще с сѣвера такіе же; ограда построена въ 1886—1888 годахъ. На колокольнѣ семь колоколовъ: первый — -106 п. 13 ф. литъ въ Саратовѣ 1 882 г. на заводѣ Гудковыхъ. На немъ изображенія: Казанской иконы Божіей Матери, Нерукотвореняаго образа Спа- сителя, Архистратига Михаила, свят. Николая чудотворца и ангеловъ, надписи: «Благовествуй день от дне спасеніе Бога нашего. Благовѣствуй, земле, радость велію, хвалите небеса Вожію славу. Господи возлюбихъ благолѣпіе дому Твоего и мѣсто селенія славы Твоея». Пріобрѣтенъ стараніемъ прот. П. Л. Измайлова и председателя ц.-пр. попечительства И. А. Бажанова. 2-й колоколъ 45 п. 5 ф. литъ 1834 г. въ Казани Ант. Тимоѳеевымъ. Пріобрѣтенъ тщаніемъ свящ. К. И. Фліоринскаго съ прихожанами. 3-й — 15 п. съ надписью: «литъ въ юродѣ Алатѣхъ въ 1749 г.». 4-й около 12 п. надтреснут. 5-й приблизительно 6 п., 6-й — 1Ѵзп. И 7-й — 30 ф. без надписей — 8 . Внутренній видъ, открытый отъ самыхъ входныхъ дверей до алтаря, производит болѣе цѣльное впечатлѣніе, чѣмъ наружній видъ: хорошая стѣнная живопись, богатые оклады иконъ, 4-хъ-ярусный позолоченный иконостасъ съ иконами древняго новгородскаго письма, прекрасный резонансъ; все это заставляет понимать, почему большинство даже ревностныхъ прихожанъ вто- рой части прихода, не смотря на отдаленность отъ Алат неохотно говоритъ о постройкѣ храма въ д. Малый Починокъ, хотя храмъ тамъ весьма необходимъ Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | Лайк (1) |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2232
| Наверх ##
11 июня 2017 15:15 О причтѣ Успенской церкви с Алаты Вслѣдствіе обширности прихода, причтъ сначала был четырехштатный, а потом послѣ построенія храмов в черемисских деревняхъ 2 округа, Царевококшайскаго уѣзда (остался только Уртемъ) и перечисленія Большого Починка въ. Сунгуровскій приходъ съ 1712 года при каменной церкви- двухштатный. Въ 1 706 г. при Казанской церкви было два «попа» , дьяконъ, дьячекъ, пономарь и просвирня. При Воскресенской — тоже два «попа», дьяконъ, а о другихъ — -запись попорчена. Въ ревизской сказкѣ 1795 г. говорится: «нынѣ въ наличности, какъ и въ прежнюю ревизію (1782 г.) написанныхъ, такъ и посдѣ оной поступившихъ статныхъ (штатныхъ) священниковъ 2, діаконъ 1 , дьячков 2, пономарь 1». Къ метрикамъ 1785 г. подписалось это штатное число членовъ причта. По ревизскимъ сказкамъ 1815 п 834 года повторяется то же ,ч то и в прежней, что находит подтверждение и въ клировыхъ вѣдомостяхъ. По Высочайше утвержденным 4 апрѣдя 1842 года штатам церковь села Алат была причислена къ 4 классу, и ради экономіи жалованья второй штатъ в 1850 году былъ закрытъ, такъ что въ ревизін 1850 и 1858 г. было по одному священнику, діакону, дьячку и пономарю, съ назначеніемъ имъ всего 292 р. жалованья въ годъ. При проѣздѣ по ревизіи черезъ с. Алаты архіепископа Антонія въ 1867 г. прихожане, указывая на дальность разстоянія нѣкоторыхъ деревень второй части, просили вновь открыть второй штатъ; Владыкой был опредѣленъ второй священникъ без назначенія ему казеннаго жалованья. По Высочайше утвержденному 16 апрѣля 1869 года журналу дьячек и пономарь были переименованы во псаломщики; съ 1873 года въ клировыхъ вѣдомостях отмѣчалось, что при церкви два священника и два псаломщика, но старые служаки- — дьячекъ Понятовъ и пономарь Нѣмков продолжали еще цѣлый годъ подписываться по прежнему, и лишь по руко- положевіи Понятова въ сане дьякона, онъ сталъ подписываться: «въ должности псаломщика діаконъ»... «Но такъ какъ прихожане въ обезпеченіе второго штата отказались не только от земельнаго надѣла, но даже не согласились на устройство церковныхъ домов для причта, а также и отъ найма для нихъ общественных квартир, то въ видахъ улучшенія матеріальнаго быта церковнаго причта, епархіальнымъ начальствомъ, по указу консисто- ріи отъ 18 октября 1878 года, за No 4360, положено второй штатъ временно закрыть, пока не установятся лучшія отношенія прихожанъ къ причту»... Это печальное явленіе объясняется, съ одной стороны, сильной зараженностью второй части прихода бѣгунствомъ, а съ другой — на необезпеченное второе мѣсто назначались штрафованные священники «стомаха ради»... «Въ февралѣ 1880 г. (по смерти архіеп. Антонія) управлявшему епархіей епископу Павлу, викарію Казанскому, благоугодно было вторую священническую вакансію вновь открыть»... Было назначено казеннаго жалованья по Высочайше утвержденному 17 января 1876 г. расписанію приходов и причтов настоятелю 160 р., помощнику Его 106 р., первому псаломщику 53 р. и второму — 40 р. въ годъ. На основаніи указа Св. Синода отъ 4 марта 1 885 г. за No 3 причт дополнен діакономъ безъ назначения жалованья . и лишь съ 1895 г. священники стали получать по 300 р!, діаконъ 150р. и псаломщики по 100 в год Во владѣнной записи, выданной крестьянам с. Алатъ, значилось 33 десятины пахотной и сѣнокосной земли перваго штата. «Поповы луга» были около села под Верезинской горой. Какъ видно изъ вышеприведенной выдержки из «Извѣстій по Казанск. епархіи» за 1880 г., во второй части отъ земельнаго надѣла отказались. По условию, заключенному с прихожанами 18 іюня 1846 г. и представленному въ Казанское Окружное Управленіе, причтъ получалъ по 2 п. 10 ф. чистой ржи съ вѣнца, а въ1876 г. по новому соглашенію были составлены волостнымъ правленіемъ приговора, утвержденные Уѣздной Земской Управой о замѣнѣ натуральной руги денежной по 90 к. съ вѣнца. Въ декабрѣ 1908 г. были составлены приговора о платѣ по 40 к. съ ревизской души, а также, благодаря земскому начальнику А. Н. Рыбушкину, Была отмежевана вблизи села хорошая земля въ обезпеченіе исправной платы руги, тѣмъ болѣе, что у о. Измайлова изъ-за' нея уже было судебное дѣло съ д. Алатбашъ. Но послѣ назначения А. Н. членом Губернскаго Присутствія, на основаніи тѣхъ же землеустроительныхъ законовъ, которыми руководился А. Н, въ 1912 году была отмежевана в один отруб земля от Алатскихъ, Мало-Алатскихъ и Алатбашскихъ нарѣзокъ за рѣкой Ашитомъ в 10 в. от села съ песчаной почвой; въ засушливые годы на отрубъ надвигается подвижной песокъ. Не хочется вѣрить, чтобы землеустроители при замѣнѣ хорошей земли плохой вдали руководились печальными пословицами: «что нам не мило, то попу въ кадило» и «что себѣ не гоже_, то тебе, Боже»...; скорѣе можно допустить, что у нихъ была цѣль побудить духовенство подумать о массѣ земли у прихожанъ, совершенно отбивающейся отъ рукъ и обращающейся в пустыню изъ-за передвижки съшучихъ песковъ. Только при этомъ упущено изъ виду, что изъ-за непредвидѣнныхъ треб духовенству неудобно отлучаться за 10 в., кромѣ того, эта земля, между прочим является тѣмъ, чѣмъ служит для земскихъ служащихъ и чиновниковъ независящее от усмотрѣнія населенія, по сравненію с Казенным пособіем духовенства, очень хорошее жалованье. Но церковный архив свидѣтельствует что когда назрѣвали культурныя нужды, а средств не было, тогда дѣлались подобные попытки.
Алатское волостное правленіе 11 января 1849 г. за No 74 сообщало, что Казанскій Окружный Началъник 31 декабря 1848 г. за No 6281 препроводил предписаніе 1-го Департамента Сель скаго Хозяйства о приглашеніи сельскаго духовенства къ содѣйствію в улучшеніи сельскаго хозяйства у государственныхъ крестьянъ. Въ главѣ о школахъ увидимъ, что Г. Министръ Государственныхъ Имуществъ въ 1861 году просилъ духовенство заложить прочный фундамевт въ дѣлѣ Народнаго образованія. Послѣ величайшей міровой войны для завершенія исполинской борьбы с нѣмецкимъ засиліемъ потребуется громадный безкорыстный труд всѣхъ просвѣщенныхъ силъ русскаго 'народа, потому что на дорого стоющих инструкторовъ; не знающихъ особенностей мѣстных условій, не будет средствъ. Сознавая всю неотложность такой культурный деятельности, при удорожившемся содержаніи учащихся дѣтей, духовенство признательно преданному церкви волостному писарю О. И. Карпову, что онъ смягчалъ ту трагедію, которую отмѣтилъ Толстой въ раз сказѣ '«Отецъ Василій» и ослаблял происки демагоговъ противъ руги и вознагражденій. Духовенство прежде жило въ собственных домахъ, -которые передавались по наслѣдству сьновьям или зятьямъ. Такъ, напр., хотя бы по клировымъ за 1844 г. видно, что почти всѣ были въ родствѣ: «сватъ, шуринъ, дядя, племянникъ»... Высочайше утвержденнымъ 22 мая 1867 года мнѣніемъ Государств. Совѣта былъ отмѣненъ обычай закрѣпленія мѣстъ священноцерковнослужителей за ихъ дѣтьми. При ослабленіи наслѣдственной преем- ственности и частыхъ и перемѣщеніях оно стало жить на квартирахъ. Въ 1894 г. о. Измайловъ продал прихожанамъ свой двухъэтажный домъ для помѣщенія внизу второго священника и діакона, а въ 1896 г. был построенъ домъ и для псаломщиков на Церковной землѣ, тоіъ и другой при общемъ дворѣ, что очень неудобно. Къ сожалѣнію, война замедлила стремленіе попечительства построить всѣмъ членами причта отдѣльные дома. Изъ духовенства, служившаго при прежнихъ церквахъ, извѣстны лишь слѣдующіе: по надписи на октоихѣ въ1685 г. «попъ Дмитрій Ѳедосѣевъ по реклому Зубаревъ». Въ приходо-расходной ,книгѣ митрополита Тихона за 1706 годъ записано: B пригороде Алатѣхь. Церковь Пресвятая Богородицы Казанскія с поповъ Ивана Еѳимова, Корнилія Іаковлева, дьякона Прокоѳья Ильина, дьячка Матѳѣя Ѳедорова, пономаря Панкрата Ермолаева, просвирни Мавры Никоновы дани и пошлины 4 руб. съ денгою, славленых и нищимъ 8 алт., полонныхъ съ 6 дворовъ 9 алт. Всего 4 руб. 17 алт. с денгою и взято апрѣля въ 3 день. Церковь Воскресенія Христова съ поповъ Василія Степанова, Алексѣя Иванова, съ дьякона... дани и пошлинъ 6 руб. 8 алт. Съ полу денгою, славленныхъ и нищимъ 12 алт. 3 ден., полон- ныхъ съ 4 дворовъ 6 алт. Всего 6 руб. 26 алт. Полчетверты денги взято апрѣля въ 3 день". При существующей каменной Успенской церкви извѣстны слѣдующіе священники: изъ указа Консисторіи отъ 10 іюня 1746 г. за No 880— священникъ Данила Симеоновъ. Этотъ указъ отобразилъ то время, когда слово «попъ» стало замѣняться «священникъ»; въ указѣ встрѣчается то и другое вперемежку. Изъ черновика покорнѣйшаго доношенія 1753 г. в Консисторію изъ Алатскаго духовнаго заказу видно, что къ его, зака- щика іерея Данилы Симеонова, Заказу принадлежало село Богоявленское Большіе Морки тожъ. Слѣдовательно, нынѣшнее 2 благочиніе Царевококшайскаго уѣзда входило въ составъ Алатскаго заказа. Вѣроятно, о. Данила былъ послѣдним закащикомъ; «умре въ 1786 г». 80 л. Какъ выше перечислены всѣ приходы 1 благочинія, такъ кстати, попутно, отмѣтим всѣхъ благочинныхъ, въ вѣдѣніи коихъ была Алатская церковь. С 1783 г. скрѣплялъ и свидѣтельствовалъ церковные документы «Арскаго духовнаго Правленія правитель Максимъ протопоп Богоявленскій» и «Благочинный Василій священникъ Вознесенскій», а съ 1787 г. «Благочинный Симеонъ священникъ Каймарскій», съ 1793 г. «Благочинный Сергій священникъ Казанскій», С 1800 г. «Благочинный Іоаннъ священникъ Ягодинскій (онъ же Иванъ Макаровъ)», по перемѣщеніи в 1816 г. «Іоаннъ протопопъ Воскресенскій, Бѣльскій» и, наконецъ, онъ сталъ подписываться с 1819 г. «протоіерей Іоаннъ Бѣльскій». Въ 1781 г. книга метрическая была выдана Данилѣ Семенову и Петру Родіонову. По ревизской сказкѣ о. Родіоновъ въ 1782 г. имѣлъ 30 л. и в 1795 г. скончался. На мѣсто умершаго о. Данилы въ1786г. отъ церкви Захаріи и Елизаветы города Казани перемѣщен священникъ Михаил Андреев , скончался 40 л. в 1796 г. Григорій Аѳанасьевъ с 1799 г., Алексѣй Васильевъ 1798 — 1805 г. Андрей Никит. Воскресенскій. в клировых ведомостях за 1833—38 г. отмѣчено, что онъ окончил курс въ Казанской Духовной Академіи в 1800 г.; но в ревизской сказкѣ за 1815 г. малолѣтніе сыновья священника Трофима Аѳанасьева Михаил 11 л и Герасим 13 л., дьякона Ивана Иванова — Василій (Алатов ) 11 лет, бывшій потом здѣсь пономаремъ, значатся учащимися в академіи. С 1825 г. Воскресенскій принялъ должность благочиннаго от вышеупомянутаго протоіерея Иоанна Бельскаго. По народным сказаніямъ, о. Воскресенскій былъ человѣк резонный и строгій, но по временам предавался нетрезвости. Его раздражительная жена Елена Иванова, поссорившись с ним , просила Архіепископа Амвросія уволить мужа отъ отъ должности благочиннаго, что и было исполнено в 1829 г. Должность благочиннаго о. Воскресенскій сдалъ опять Казанскому священнику, а именно Симеону Чернышеву. В 1845 г. был благочинным свящ. с. Кукмаръ Иоанн Яхонтов , В 1846 — 1847 — села Красной Горки Александр Стефанович , села Каймаръ, а потом гор. Казани свящ. Гавріил Ф. Мелановский в 1847 — 1867 г., В 1867 г. свящ. Н. Близновскій, 1868—1870 г. гор. Казани свящ. Симеонъ Красовскій и С 1870 г. — о. Іоанн Флегонтович Черкасов здѣсь до выдѣленія 3 округа и назначенія благочинныхъ о. Измайлова. О благочинныхъ 2 округа будетъ сказано въ описаніи села Шапшей. Сослуживцы о. Воскресенскаго, умершаго здѣсь 6 іюня 1839 г.: Трофимъ Аѳанасьевъ 1805—1816 г., Терентій Трофимовъ 1816 — 1827 г. и К. И. Фліоринскій 1827—1842 г., по рассказам старожилов , дѣятельный пастырь съ мягкимъ характеромъ. В то время, когда о. Воскресенскій ради отчетности писалъ въ исповѣдныхъ вѣдомостяхъ: «были всѣ, кромѣ малолѣтнихъ», о. Фліоринскій пытался разобраться въ отдѣльныхъ личностяхъ; былъ депутатом , в январѣ 1842 года перемѣщенъ въ село Кукморъ, Мамадышскаго уѣзда, Гавріилъ Ѳеод. Тимоновъ 1841 — 1843 г., Никаноръ Семенов. Кордуанскій 1842 — 1857 г.. Сергій Никол. Сизановъ съ 1843 г., а в 1850 г. при закрытии второго штата перемѣщенъ в с. Соловцово. Зятья о. Никанора: Евангелъ Никит. Сосунцовъ съ 1857 г., в 1864 г. 32 лѣтъ скончался. Василій Ив. Протодьяконовъ просвященствовал менѣе года и тоже умер молодымъ, Так что въ приходѣ создалось убѣжденіе, что священникамъ здѣсь не суждено долго служить, да и діаконы въ это время тоже скоро умирали, одинъ сгорѣлъ, а другой утонулъ. Дѣйствительно, только закащикъ Данила Семеновъ и благочинные о. Воскресенскій и бездѣтный Измайловъ долго жили и здѣсь положили свои кости. Бросалось въ глаза то, что почти всѣ священники сосѣдняго села Потонихи жили долго, въ Алатахъ— большинство скоро умирало, или уходило.
Павелъ Львов. Измайловъ 14 сент. 1863 г. былъ рукоположенъ во священники с. Кобызева, Свіяжск. у., а 12 янв. 1865 г. перемѣщенъ въ Алаты, какъ знающій татарскій языкъ; по словамъ прихожанъ, его просили по приговорамъ. Хотя крещеныхъ татаръ ему и не удалось удержать отъ отпаденія, но зато онъ успѣшно боролся съ расколом , стремился создать хоръ, участвовалъ почти на всѣхъ епарх. съѣздахъ съ 1870 г. и на уѣздныхъ земскихъ собраніяхъ 1892 — 1904 г., при выдѣленіи 3 округа изъ 1 и 2 въ 1889 г. был назначен благочиннымъ и в 1911 г. сдал должность свящ. ' Н. Н. Филантропову. По случаю 35-лѣтія пастырскаго служенія представителем прихожан И. А. Бажановым был поднесен золотой с украшеніями наперсный крестъ. Съ1904 г.-— протоіерей. Въ свободное время занимался пчеловодством и другими отраслями сельскаго хозяйства. Вообще жизнь его была сплошным упорным трудом Мечталъ на свои сбереженія построить храм в д. М. Починок, но оцѣпенѣвшая рука не успѣла написать такого завѣщанія, исполненіе устной воли зависит теперь от его жены, написавшей соотвѣтотвующее духовное завѣщаніе. 13 фев-раля 1913 г. скончался и погребенъ за алтарем придѣла около о. Евангела Никитича. 10 авг. 1913 г. на его мѣсто Высокопреосвященнѣйпым Іаковомъ перемѣщенъ свящ. с. Ивановскаго Алексей Кулясов , причем церковнымъ старостой Веселовым были представлены Владыкѣ приговора отъ всѣхъ сельскихъ обществъ 1 части прихода о желаніи этого перемѣщенія. Член Предсъѣздной Коммис«іи и Уѣзднаго Отдѣленія Епарх. Училищн. Совѣта.
Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 ,7/8 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2232
| Наверх ##
11 июня 2017 15:17 11 июля 2018 21:53 На второй части по возстановленіи второго штата Успенской церкви были: Священники
Иоанн Петович Ключев 1867 — 1870 г., Флегонт Ефимович Фаворский в 1870 г., Михаил Страгонович Архангельский 1871—1877 г., Семеон Андреевич Меньшиков в 1877 г., Михаил Николаевич Ивановский 1880—1887 г., Илья Николаевич Просперов в 1887 г., Петр Васильевич Брежнев 1888 — 1891 г., Александр Иванович Цветков 1891 — 1893 г., Ипполит Петрович Соловьев в 1893 г. и Александр Петрович Утяковскій с 1894 г.
Діаконы:
Иван Никитин; его сыновья: Кирилл Иванов 1784—1792 г., Иван Иванов 1792—1804 г. (по болѣзни низведенъ во дьячки 1804—1833 г.), Ефим Васильев 1804 — 1809 г., Никита Кириллов 1809 — 1841 г., Григорій Алексѣев 1841 — 1843 г., Никанор Степанович Лентовский 1843— 1861 г., Яков Николаевич Пластов 1861—1869 г., Георгий Михайлович Соловьев 1869—1871 г., Павел Георгиевич Димитріев 1871 — 1873 г., Павел Зиновьевич Понятов 1874 — 1875 г., Ст. Иванович Фастрицкий 1884— 1886 г., Михаил Петрович Иванов 1887 — 1889 г., Константин . Алексеевич Михайлов 1889—1896 г., Анатолий Александрович Бакулевский 1897 — 1901 г., Алексей Якимович Митрофанов с 1901 г. по 3 сент. 1915 г.; С 28 окт. 1915 г. Павел Димитриев
Дьячки:
Матвей Калистратов 1778 — 1795 г., Иван Васильев 1782—1787 г., Иван Ильин 1793—1796 г. Ефим Васильев 1797—1799 г., Иван Васильев 1800—1812 г... Зиновий Тимофеевич Никольский с 1818—1834 г., Димитрий Иванович Озерскій 1836— 1847 г., Павел Зиновьевич Понятов 1836—1874 г.,
Пономари:
Симеон Александров 1771 г., «поповский сын Филипп Родионов , взятый в 1784 г. во дьячки в г. Арск », - Иван Иванов 1784—1792 г., Никита Кирилов 1792—1809 г, Феодор Петрович Алянский 1804— 1850 г., Василий Иванович Алатов 1823 — 1853 г., запрещенный въ священнослуженіи священник Флегонт Димитриев 1854 г., Константин Алексеевич Немков 1857 — 1897 г.
Псаломщики:
Иван Павлович Понятов 1875—1883 г., Степан Иванович Фастрицкий 1883 — 1884 г., Исиф Антонович Добросмыслов 1886 — 1888 г., Пант. Иванович Блахов 1888—1893 г., Сергий Иванович Альбинский 1894—1898 г., Аркадий Евсигнеивич Степанов 1897—1901 г. Иван Михайлович Померанцев 1898—1901 г., Петр Андреевич Ванаг 1901 — 1902 г., Михаил Семенович Соловьев 1901—1906 г., Николай Арефович Десницкий 1902 — 1909 г. Василий Алексеевич Киатров с 1906 г. Сергей Феодорович Ястребов с 1909 г., по 1 іюня 1915 г. Оба 20 апреля 1915 г. мобилизованы, съ 2 сент. По 1915 г. М. П.Тимирчинскій.
Десницкій организовал хор любителей, а Кіатровъ поддерживал его. Хорошіе голоса (тенора) у обоих много помогали пѣнію, нельзя не выразить признательности любителямъ: владѣльцу хлѣбопекарни Гр. Ивановичу съ сыномъ Ив. Гр., А. И. Мольковой, волостн. Писарю 0. И. Карпову, учителю Д. Дикунову и нѣк. др. за содѣйствіе торжественности богослуженія и подъема религіознаго настроенія молящихся въ храмѣ. Значительная библіотека свидѣтельствуетъ, что изъ духовенства были серьезно восполнявшіе свои школьный знанія чтеніемъ священнаго писанія, твореній св. отецъ, книгъ по церковной и гражданской исторіи от Георгія Кедрина до Соловьева. Сохранилась память, что даже дьячекъ Павелъ Понятовъ часто читал , горячо и убѣжденно вразумлял прихожан Хотя прежде книги были и очень дороги, но болѣе дешевыя позднѣйшаго времени уже истрепались, такъ что опять начали употреблять старыя минеи, тріоди и октоихи 17 и 18 столѣтій. При дешевизнѣ и общедоступности книги увеличивается небрежное отношеніе къ ней. Церковные старосты были преимущественно из крестьян с. Алат и д. Малых Алат и служили более долго. До 1775 г. крестьянин д. М. Алат Дмитрій Михайлов . Послѣ него «Феклист Карпов ». Затѣм в 1789 г. Андрей Козмин . По той же книгѣ приказа общественнаго призрѣнія встрѣчается староста Терентій Никифоров 1797 г., Алат — Ларіон Александров . Дер. М. Алат Тарас Родіоновъ, как видно изъ указа Консисторіи отъ 18 марта 1827 г. за No 2324, съ перерывами служил семь трехлетий по 1833 г., Алат — Иван Леонтьев 1833 — 1844 г., М. Алат — Иван Гаврилов 1845 — 1857 г., д. Алатбашъ Яков Филиппов 1857 — 1860 г., д. Алань-Бексерь Зиновій Артемьев 1860—1863 г., д. Бирлей Иван Васильев 1863—1866 г., Байчуги — Прокопій Михайлов 1866 — 1869 г. Малых Алат : Алексѣй Николаев 1869—1870 г., Ѳеодоръ Михайловъ 1870— 1872 г., Топкина Панфилъ Бавловъ 1872—1 875 г., Алат — Иосиф Гаврилович Бажанов 1875 — 1878 г., сохранилась память, что онъ любилъ пѣть на клиросѣ; одинъ его сынъ Иродіонъ былъ священникомъ у четырехъевангелистовской церкви, а другой Зивовій — купец — Алань — Бексерь Павел Иванов 1878 — 1881 г., Малаго Починка Ареѳа Ефремов 1881 — 1884 г., Среднихъ Алатъ Симеонъ Архипов 1884—1887 г., Иван Васильевич Белотелов 1887 г., Данил Пантелеев 1887—1890 г., д Бирлей Козьма Иванов 1890—1893 г., Топкина Сергѣй Аѳанасьевъ 1893—1896 г., Алат Иван . Васильевич Мольков 1896— 1899 г., Алань - Бексерь Максим Яковл. Кислов 1899 — 1902 г., Малаго Починка Mapк Гурьев. Балыков 1902 — 1908 г., Алатбашъ Яким Петр. Панков 1908— 1911 г., Малыхъ Алатъ Макаръ Яковл. Веселовъ 1911 — 1914 г. и Среднихъ Алатъ (Стараго Курманаева) Сергѣй Ив. Лапшинъ. " Начиная с И, В. Молькова, старосты вмѣстѣ съ церк. - прих. попечительствомъ много сдѣлали для благолѣтія храма, а С. И. Лапшин старается, .кроме того, устроить новые церковные дома для членов причта .
Известия по Казанской епархии за 1916 г № 3/4 ,7/8 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | Лайк (1) |
VE-LENA Казань Сообщений: 1571 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2232
| Наверх ##
11 июня 2017 15:19 Прихожане Успенской церкви в настоящее время всѣ русскіе. Жители Алат в метрическихъ книгахъ за 18 столѣтіе писались купцами, мѣщанами и потомки стрѣльцовъ— пахотными солдатами; крестьяне д. Бексерь, повидимому, временно были архіерейскими, а потомъ вмѣстѣ съ остальными писались ясашными (оброчными), а потом — государственными, только д. Средних Алат (Курманаево)— помещичьими. Когда и кем были просвѣщѳны 'бывшіе прихожане из черемисъ и татаръ, не известно; исторія просвѣщенія черемис ждет такого же исследователя, как Н. В. Никольскій, авторъ труда «Христіанство среди чувашъ». Кончина как бы на перепутьѣ въ здѣшній край — въ Седміозерной пустыни митрополита Веніамина позволяетъ предполагать, что онъ имѣлъ здѣсь громадное вліяніе, да и многоклирный причтъ здѣсь до 1712 г. имѣлт, повидішому, миссіонерское значеніе. Изъ исповѣдных вѣдомостей видно, что во всѣхъ деревняхъ . был раскол . Два Починка, Бирли, Айша, Алатбагаъ, Гарь с Мазиковымъ, Царевококшайскаго уѣзда, составляли главный раіонъ бѣгуновъ-противостатейниковъ. Но в 80-годахъ главные прнставодержатели изъ Малаго Починка и Бирлей переселились в столицу противостатейниковъ— Томск , а изъ д. Алатбашъ— на Новую Стройку гор. Казани. По милости Божіей, какъ въ Почннкѣ, такъ и д. Алатбашъ есть защитники православія. Въ каждой деревнѣ есть глубоко вѣрующіе люди, горячо преданные Церкви, есть и «паршивыя овцы», портя щія стадо, ибо «въ семьѣ не безъ урода» Но все таки отчасти чувствуются особенности каждой деревни. Алаты всегда соприкасались с интеллигенціей и раньше приходских деревень вступили в критическій общечеловѣческій переходный возрастъ. В Европѣ и даже в Россіи он связан с именем вольтерьянства. Только, кажется, геніальный М. В. Ломоносов не одобрял в России «полумное остроуміе». Но «симпатіи Екатерины II к Вольтеру и просвѣтительной литературе быстро создали моду на «вольтерьянство» в свѣтскихъ кругахъ. Модные щеголи «вмѣняли себѣ в стыд не быть одного мнѣнія с Вольтеромъ», и в свѣтскихъ гостиных даже «пожилые люди, не понимая ни Спинозы, ни Ламетри, ни Вольтера, щеголяли вольно- думствомъ». Потом эта мода перешла и в провинцію и... «раздавались насмѣшки над религіей, хулы на Бога, эпиграммы на Богородицу, от совершенных неучей». Поверхностное религіозиое свободомысліе и «свободоязычіе», насмѣшки надъ духовенст вомъ, неблагопристойный извращенія библейских сюжетовъ»... .как модная шляпка, как высокіе каблуки всюду затаскивались, гдѣ была, так называемая интеллигенція, особенно молодая, холоста!я, несемейная, задающая всѣм тонъ... Но время соблазнительности несоблюденія постовъ, легкомысленнаго отношенія к почитанию икон , к таинству брака и ко всему, чѣмъ крѣпка народная масса, в Алатахъ, кажется, пережито и миновало, осталось только свойственное молодежи «свободоязычіе» среди нѣкоторыхъ парней и уродовъ въ духовном отношеніи, болѣе же здоровое населеніе вошло в обычную крестьянскую норму; тѣмъ болѣе, что за послѣднее время семейныя должиостныя лица не за страхъ, а за совѣсть исполняют свои обязанности и подают добрые примѣры в религіозно-нравственном отношеніи. Отрицательное отношеніе болѣе замѣтно лишь в Алатбашѣ. Большинство населенія Малых Алат ко всему относятся горячо: и к работѣ, и, до закрытія казенокъ и пивныхъ, к разгулу; они работаютъ сплеча, ругаются сгоряча и пили до упаду. Бексерь, Байчуга и Ст. Курманаево- — преимущественно простовато—равнодушны с рѣдкими яркими, рѣзкими исключеніями.Починка, Бирлей и отчасти Топкина коснулось разлагающее вліяніе бѣгунства, дѣйствуюшаго. Подобно алкоголизму и сифилису, что бросается в глаза еще в приходѣ сельца Ивановскаго и нѣк. др. В Топкине всегда было значительное число незаконнорожденныхъ. Для острастки священники давали незаконнорожденным имена Иуда, Елконида и т. п., но прихожане Елкониду называли Елизаветой и т. д. Новое Курманаево предпріимчиво, но горѣлка все взяла; по запрещен»! ея овчинники и скорнячники стали поправляться. Почти во всѣхъ деревнях большинство пожилых сше строго блюдётъ посты, и некоторые даже понедѣлыінчаютъ. Пожившее на сторонѣ молодое поколѣніе начинает ѣсть скоромное в постные дни. Но вообще едва ли особенно ухудшилось религіозно-нравственное состояние, если не считать пронесшейся по всей Русской Земле за время между японской и великой міровой войной эпидеміи хулиганства. Вездѣ еще держится наслѣдіе татарщины и прочей кабалы, отмѣченное переписными книгами 17 и 18 вѣка: «Ванька, Васька»... Статистическія свѣдѣнія о движеніи народонаселенія показываютъ сильное дробленіе дворов (семей) из-за ослабленія родительскаго авторитета с 70 годов 19 столетия В рабочее время весной и лѣтомъ, по обычаю, в храмѣ бываетъ мало молящихся; а в зимнее, особенно в великій пост – очень много, конечно, если не задержитъ вьюга и распутица. Нѣкоторые опасаются причащаться — «не снесутъ» — могут прегрѣшить и послѣ принятія св. Таинъ; ради соблюденія себя в чнстотѣ 40 дней говѣютъ, главнымъ образомъ, на первой недѣлѣ великаго поста, отчасти на второй и на крестопоклонной, на прочих — мало, не смотря на чтеніе канона св. Андрея критскаго в четвертокъ и акаѳиста въ субботу пятой недѣли. В храмѣ еще блюдется то благочиніе, про которое И. С. Аксаков сказал „Службы Божіи богато справлены, Иконъ подножія свѣчми уставлены, И стар, и млад войдетъ: Сперва помолится, Поклон земной кладет , Кругом поклонится"... Послѣ Пасхальной недѣли начинаются общественныя молебствия по приходу. Перед выгоном скота и началом пашни служат полевые молебны жители Алат и М. Алатъ. В Ивановъ день 8 мая бывает ход с иконами в Топкино и служатся молебны в иоляхъ, на ключах и по домамъ; на другой день — 9 мая — в сосѣднемъ Малом Починкѣ. В Вознесенье — в Бирляхъ. В Пятидесятницу — Посреди Межевой Ключъ, Старое Кур -манаево, Малые Ала'ты и Алатбашъ. В Духов день — Бексерь и в Петров дань — в самых дальних деревняхъ прихода — М. Починкѣ и Байчугѣ. Мѣстно чтимые праздники, в которые съѣзжаются гости: в Алатахъ, М. Алатахъ, Ср. Алатахъ (Ст. Курманаево), Алат башѣ, Межовомъ Ключѣ и Бексери — Богоявленіе, Троица и осенняя Казанская (22 октября); в Топкинѣ и Бирляхъ — Рождество Христово, кромѣ того, в первом еще Иванов день вешній, а во вторых — Вознесеніе Господне; в Малом Починкѣ и Байчугѣ — Петров день и Никола (9 мая, а в Байчугѣ — зимній) и Казанская — в первом )
Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 ,7/8 , 11/12 --- Введенские - Чувашия, .Игнатьевы.Ерофеевы - с. Алаты Казанской губернии. Наумовы с. Потаниха Казанской губернии ( ныне Высокогорский район ) | | |
|