Ajdar Gali написал:
[q]
Интересуюсь историей д. Ташлы (в некоторых записях Ташлино) Белебеевского уезда, а также историей деревень Яиксуби-Минской волости. [/q]
История сел рода Яйыксыбы-мин
Айдар ГАЛИАКБЕРОВ,
Дилара ГАЛИАКБЕРОВА........Старинных сел и деревень, возникших как поселения башкир рода Яик-сыбы-мин на своей вотчине ещё в XVII в., не очень много. Это деревни Абдрашитово, Альшеево и
Ташлы. Абдрашитово раньше было известно как д. Токтарово. В опубликованном источнике фигурирует имя сына первопоселенца. Это Ахмет Токтаров из Минской волости, который в 1728 г. был поручителем татарина Масягута Аднагулова3 . Время возникновения деревни — вторая половина XVII в. или начало XVIII в. В 1795 г. в деревне в 10 дворах жили 78 человек.
Первое упоминание о д. Альшеево встречается в документе за 1737 г.4 Там же вы найдете имя Альшея из Минской волости. Он и есть знаменитый батыр Альшей, именем которого назван Альшеевский район. В преданиях имя его известно как Альшей Мерген. Деревня Альшеево возникла, по нашим предположениям, в тот же период, что и Абдрашитово. По переписи 1795 г. в Альшеево было 30 дворов, в которых жили 142 человека.
Одна из деревень башкир рода Яиксыбы-мин — это
д. Ташлы. На истории этой деревни хотелось бы остановиться более подробно.
Первое письменное упоминание о деревне Ташлы встречается в договоре об отдаче в оброчное владение части земель по реке Асав башкирам Мокшинской волости. Договор от 1745 г., написанный муллой Кармышем Уразаевым, предусматривал плату за землю 4 куницами и 1 батманом мёда в год. Почему же договор был заключён именно с ташлинцами? Ведь земли по реке Асав находятся на границе современного Аургазинского и Стерлитамакского районов, а
д. Ташлы — на границе с Белебеевским районом, и расстояние между ними более 100 км. Причина, скорее всего, в том, что старшина, имевший всю полноту власти в Яиксуби-Минской волости, как и писарь, были жителями
д. Ташлы. Поэтому
д. Ташлы была как бы волостным центром. Кстати, припуск на земли по реке Асав был лишь возобновлён. Вотчинники Яиксуби-Минской волости на эти земли и за такую же плату припустили ещё в 1669 г. Таласа и Супая Мирясевых. Что же известно о старшине Яиксуби-Минской волости?
В документе5 Уфимской провинциальной канцелярии из полутора тысяч участников йыйына, прошедшего 5 июля 1735 года, упомянуты имена представителей Яиксуби-Минской волости Бекташа и Алакай-абыза. В другом документе6 от 16 декабря 1736 г. говорится о решении башкир Ногайской и Казанской дорог о невыдаче друг друга и о недопущении построек на своей земле городов и церквей до предъявления своих требований императрице. От Яиксуби-Минской волости поставили свои тамги Дусай Юсупов, Бикташ-бай Кучкаров, Алакай-абыз Уразаев. Бикташ-бай Кучкаров и Бекташ — это одно и то же лицо, бывшее потомственным старшиной Яиксуби-Минской волости. До 1736 года старшинская должность передавалась по наследству, лишь после указа от 11 февраля часть наследственных старшин начала заменяться выборными, ответственными перед местной администрацией. Да и то такие выборные старшины назначались вначале в волостях, население в которых принимало участие в восстаниях. А башкиры Яиксуби-Минской, Меркит-Минской, Кыркули-Минской, Кубовской и других волостей Ногайской дороги не поддержали восстание. Выходит, Бикташ был старшиной, как и его отец Кучкар, так же, как и его дед. Сын Бикташа Аккулай, житель
д. Ташлы, в 1745 г. являлся сотником, другой сын Бикташа Якшимбет в 1760 г. исполнял обязанности старшины. Оба они в 1760 г. совместно с 28 башкирами Яиксуби-Минской волости припустили на свои земли ясачных татар, основавших село Трунтаишево.
Мулла Кармыш Уразаев и Алакай-абыз Уразаев, вероятно, являлись братьями и оба были жителями
д. Ташлы. Они, как грамотные и учёные люди, при необходимости исполняли обязанности писаря.
Об основателе
д. Ташлы ничего неизвестно. В книге Азата и Фирюзы Камаловых «Атайсал» встречается второе название деревни — Камыкай7 . Для нынешних старожилов деревни это название ничего не говорит. Но в народных преданиях и легендах, записанных со слов жителей деревни Аккулова Тимергали, Кашафутдинова Шайхутдина и других, встречается имя бая Камыкая. Из местных преданий про камень Киленташ и про род потомков шурале8 известно, что бай Камыкай был крупным владельцем конных табунов. Предания на пустом месте не появляются. Поэтому можно предположить, что основателем деревни являлся бай Камыкай и деревня вначале называлась Камыкай. Однако в документах начала XVIII в. деревня фигурирует уже как
Ташлы. Первоначально деревня располагалась у подножия гор Ханайхары и Шайтанхары возле родника Ташкойо. Первое кладбище находилось рядом с Ханайхары. И самые уважаемые из умерших сельчан были похоронены на вершине этой горы. Возможно, среди них был и бай Камыкай. От первого кладбища не сохранилось никаких следов. А на вершине горы и сейчас можно найти три погребения. Среди жителей близлежащих деревень бытует поверье, что на горе Ханайхары были похоронены святые люди. И если приходят к людям беды, невзгоды или просто случается засуха, то необходимо подняться на вершину Ханайхары и, обратившись к всевышнему с молитвой, попросить у него помощи. И тогда ваше благочестивое желание будет исполнено, а беда от вас и ваших близких — отведена.
Деревня постепенно меняла своё месторасположение. Новые дома стали ставить ниже родника Ташкойо возле речки Ташлы. Новые застройки стали подниматься вверх по её течению и, наконец, достигли родника Каран возле нынешней фермы. Этот процесс был не быстрый, а растянулся на полтора — два столетия. Сохранились сведения, что в начале прошлого века тогда ещё существующую улицу ниже родника Каран называли «Єрємє урамы». А некоторые из старожилов помнят ещё крытые соломой дома, стоявшие поблизости от того родника. Сейчас эта улица и дома не сохранились. На карте Альшеевской волости (Альшеевская волость была образована в 1868 г.) эта часть деревни обозначена отдельно как Верхние Ташлы. Из-за удалённости от деревни первое кладбище перестало использоваться, начало действовать второе кладбище, находившееся от первого южнее на 2 км. Но в начале XIX в. и оно было закрыто. В 50-е годы прошлого века в период кампании по поднятию целинных и залежных земель прилегающая территория и само кладбище были вспаханы, кладбище перестало существовать...
Сейчас в селе два действующих кладбища. Одно находится на южной окраине села рядом с прудом и начало функционировать приблизительно в начале XIX в. Другое кладбище находится на восточной окраине села и стало действовать примерно в то же время. Второе кладбище начало использоваться башкирами-припущенниками, переселившимися сюда из других мест в начале XIX в. Они поселились здесь отдельно несколькими дворами, образовав отдельный выселок. На карте этот выселок обозначен как Нижние Ташлы. Хозяева дворов братья Фейзулла (1774 г. р.), Губей (1780 г. р.) и Зайнулла (1784 г. р.) Ахмеровы, Сыртлан Гайсин (1748 г. р.), Бакир Галин (1784 г. р.) и Гали Мусин (1748 г. р.) переселились сюда предположительно из Вятской губернии. Так, впрочем, утверждает одна из легенд. Ведь и сейчас эту часть деревни называют «Бєтке» (некоторые из жителей считают, что это название произошло от трансформации слова Вятка). К 1834 г. из 230 жителей деревни 53 были припущенниками. В начале XX в. обе части деревни слились, образовав единое
село Ташлы. Общие браки и время стёрли различия между переселившимися и коренными башкирами. Однако в некоторых семьях сохранились воспоминания, что раньше родиной их было другое место.
Существует ещё одно кладбище, находящееся в полутора километрах восточнее села рядом с горой Ослотау. Если смотреть на него со стороны, то оно представляет собой как бы искусственно насыпанный курган шириной 50 м и длиной около 200 м, направленный с юга на север. Могилы же расположены на самом кургане. Это кладбище более древнее, чем существующие у деревни. В 1982 г. здесь проводились археологические раскопки, организованные экспедицией во главе с известным фольклористом и учёным Нигматом Шункаровым. А вот что говорил об этом кладбище побывавший в 1983 г. в наших краях Раиль Кузеев: «Деревня Ташлы имеет три кладбища. Одно из них старинное; здесь не хоронят уже лет 200. Надгробные камни высечены из плотного известняка. На 17 плитах высечены тамги умерших. Это модификации двух основных тамг. Обе тамги принадлежат роду Яиксыбы-мин...»9
Наше же мнение следующее: здесь не хоронят не 200, а, вероятно, уже лет 300. И даже более: считаю, что это кладбище не принадлежало деревне
Ташлы. Такой вывод можно сделать, сопоставив и проанализировав сведения обо всех 4 существующих и несохранившихся кладбищах
д. Ташлы. Тогда возникает вопрос: что это за кладбище?
Башкирия до начала переселения сюда крестьян из других губерний России и развития земледельческих отраслей в XVI—XVII вв. представляла собой сплошной лесной край. Как минимум, 60—70% территории края — это были леса. После получения жалованных грамот от царя на вотчинные земли башкиры каждого рода стали иметь закреплённые по документу земли — места их кочевий, охотничьих, рыболовных и бортных угодий, бобровых гонов. Для башкир рода Яиксыбы-мин не было ничего лучше и прекраснее для весенних, летних и осенних кочевий, чем долина реки Дёмы и прилегающая территория. Однако для зимовки, когда скот и кони были на тебенёвке, а башкиры сено на зиму не заготавливали, долина р. Дёмы была не особенно благоприятной. В снежные зимы скот и кони из-за глубокого снега с трудом добирались до травы. Поэтому для зимовки выбирались открытые возвышенные места, где даже в заснеженные зимы снег ложился неглубоко. Для башкир нашего рода Яиксыбы-мин таким местом зимовки стала Бугульминско-Белебеевская возвышенность. А началом Бугульминско-Белебеевской возвышенности является расположенная рядом с селом Ташлы гора Олотау. На месте зимовки и была образована первая деревня яиксыбы-минцев Яйыксыбы. Название этой уже несуществующей деревни можно встретить в книге Азата и Фирюзы Камаловых «Атайсал»10 . Само название деревни говорит, что основателем деревни был глава нашего рода Яйыксыбы. Из подсчёта возраста основателя рода и времени получения башкирами первых жалованных грамот от царя можно предположить время основания деревни — это 1570—1590-е гг. Деревня просуществовала недолго — около ста лет. В документах начала XVIII в. нет упоминаний об этой деревне. Единственным доказательством существования д. Яйыксыбы, полагаю, является это кладбище возле горы Ослотау.
Документы начала XVIII в. (купчие, записи заёма и поручительства, закладные, дарственные и прочие сделки) сохранились не все. Из-за пожара 1759 г. в г. Уфе сгорело большинство записных книг крепостных актов, в которых регистрировались различного рода сделки. Результатом пожара стало отсутствие огромной части материалов об имущественных и земельных сделках до 1759 г. Так как в первой половине XVIII в. д. Ташлы была управленческим центром волости, то в ней были заключены в основном все сделки яиксыбы-минцев того периода.
Шежере рода Яйыксыбы также не сохранилось, поэтому мы можем только предполагать, кто является прямым потомком основателя рода. Нам же известен только сын Яйыксыбы Камачик, который вместе с другими в 1671 г. ездил к царю с раздельным письмом. А теперь сопоставим два имени. Камачик сын Яйыксыбы и бай Камыкай, имя которого сохранили легенды и предания. Камачик и Камыкай... А если это один и тот же человек? Камачик — это имя, записанное русскими писарями, Камыкай — это имя, сохранённое в устных преданиях башкир. И если это так, то многое становится на свои места. Сын, отделившись от отца, образовал свою деревню, но не удалился далеко. Расстояние между родником Ташкойо, местом первоначального расположения д. Ташлы, и горой Ослотау, рядом с которой находится кладбище д. Яйыксыбы, по прямой — не более трёх километров. Старшинская должность от Яйыксыбы перешла к его сыну Камыкаю. Думаю, что именно бай Камыкай в 1669 г. припустил Таласа и Супая Мирясевых на земли по реке Асав. Так как эта должность в то время была наследственной, то она перешла потом к его сыну Кучкару, а от него — к его сыну Бикташу, бывшему в 1736 г. старшиной Яиксуби-Минской волости. Считаю, что сыновья Бикташа Аккулай и Якшимбет являлись продолжателями рода Яйыксыбы, а, значит, были прямыми потомками самого Урадач-бия, предводителя рода мин. Известен сын Аккулая Бахтигарей, отмеченный в документе 1770 г. как житель д. Аккулаево. Поэтому прямых потомков рода Яйыксыбы надо искать именно в этой деревне.
Если считать, что Камыкай — сын Яйыксыбы, то тогда можно предположить время основания
д. Ташлы. Этот человек должен быть весьма уважаемым и состоятельным среди сородичей, чтобы основать свою деревню. Уважение завоёвывается заслугами, состояние приходит со временем, а к 40 годам можно вполне достичь этого и стать основателем деревни. Если бай Камыкай родился в 1570—1590 гг., то деревня могла возникнуть в 1610—1630 гг. Документальных сведений о времени возникновения деревни не имеется. До нас дошли свидетельства, что мулла
д. Ташлы Аккулов Тимербай, живший в конце XIX — начале XX веков, имел книги на арабском языке. К одной из книг прилагалась карта Башкирии конца XVII века, на которой
деревня Ташлы была уже указана. Однако эти книги и карта не сохранились.
В период с 1745 по 1759 гг. из
д. Ташлы выехало, как минимум, около трёх десятков дворов, а жители деревни, переселившись, образовали 5 новых выселков и деревень. Почему произошло переселение? Этот вопрос тесно увязан с обстановкой, сложившейся в Оренбургской губернии после башкирских восстаний 1735—1740 гг. и принятых царским правительством мер. Вот что пишет о сложившейся ситуации доктор исторических наук Н.Ф.Демидова: «До 30-х годов XVIII в. царское правительство и его местные агенты не вмешивались во внутренний распорядок башкирских общин. Указ от 11 февраля 1736 г. явился как бы программой новой правительственной политики в Башкирии. Несмотря на то, что в течение XVIII в. все положения указа не были полностью осуществлены, однако он оказал существенное влияние на дальнейшее развитие социально-экономических отношений в Оренбургском крае. Помимо задач, связанных с подавлением башкирских восстаний 30-х годов, указ от 11 февраля содержал ряд решений по общим хозяйственно-административным вопросам, наиболее существенными из которых были вопросы о земельных отношениях населения. Все они, начиная с наиболее важного — разрешения на продажу башкирских земель, а также параграфов о наделении мишарей, тептярей и бобылей землёй из владений участвовавших в восстании башкир, были рассчитаны на постепенное изъятие значительной части земель у башкирского населения».
Как известно, Башкирия с 1744 г. входила в состав Оренбургской губернии. После известия о положениях указа в Башкирию усилился переселенческий поток крестьян из центральных губерний России. Переселенцы стремились закрепиться на «бунтовщичьих землях», чтобы не платить оброк вотчинникам. В этих условиях увеличились случаи самовольных заселений на землях башкир, стали возникать споры из-за неуплаты оброка владельцам земель. Полагаю, что для усиления контроля над своим главным богатством — вотчинными землями на сходе жителей деревни
Ташлы либо на йыйыне башкир рода яиксыбы-мин было принято решение об образовании деревень на незаселённых территориях вотчины. Большая часть жителей деревни тремя группами во главе с авторитетными и уважаемыми людьми переехали на новые места. Если две группы переселенцев сразу обосновались на выбранных местах, образовав деревни Кармышево и Чуракаево, то третья группа вначале осела в д. Альшеево. Лишь после 1759 г. эта часть переселенцев, вероятно, с частью жителей д. Альшеево переехали, основав новые поселения. В д.
Ташлы по переписи 1795 г. осталось только 15 дворов с 134 жителями. 11
Деревня Аккулаево была основана сотником Аккулаем Бикташевым между 1759 и 1770 гг. Если в 1745 г. Аккулай Бикташев — житель д. Ташлы12 , то в 1759 г. он и его сын Бахтигарей Аккулаев жили уже в Альшеево. В 1770 г. в документах упоминается имя его сына как жителя деревни Аккулаево13 . В 1795 г. Аккулаево было уже большой деревней, в 28 дворах которой жили 168 человек.
Первопоселенцем д. Идрисово был сотник волости Идрис Муашев. Он так же, как и Аккулай Бикташев, упоминается в источнике за 1745 г. как житель Ташлов. В 1759 и 1770 гг. он в документах фигурирует уже как житель д. Чуракаево14 . Деревня Идрисово возникла, скорее всего, в 1770 — 1780 гг. В 1795 г. в деревне было уже 11 дворов с 68 жителями.
Упоминание о Кармыше Уразаеве, первопоселенце д. Кармышево, можно найти ещё в документе за 1731 г., когда он участвовал в припуске крепостного человека. Кармыш был грамотным и уважаемым человеком. В 1745 г. мулла Кармыш, тогда еще житель д. Ташлы, написал договорную запись об отдаче башкирам Мокшинской волости земли по реке Асав «по повелению земледатчиков и взятчиков». В 1759 г. в опубликованном источнике впервые встречается название д. Кармышево15 . Значит, д. Кармышево возникла в период с 1745 по 1759 гг. По переписи 1795 г. она состояла из 22 домов с 119 жителями.
Основатель д. Чураево — Чурай Илькеев. В 1745 г. он еще житель д. Ташлы. В 1759 г. его имя упоминается уже как жителя д. Альшеево16 . Д. Чураево возникла после 1759 г., скорее всего, в 1770-е годы. В 1795 г. в Чураево было 6 дворов с 47 башкирами.
Деревня Чуракаево — выселок из д. Ташлы. В период с 1745 по 1759 гг. более десятка хозяйств во главе с Чуракаем Тюркеевым переехало из Ташлов на новое место и образовало новую деревню. В договоре припуска мишарей по речке Слак от 1759 г. стоят тамги 16 жителей д. Чуракаево, в т.ч. основателя деревни Чуракая Тюркеева и его сына Шарипа Чуракаева17 . В 1795 г. Чуракаево имело 16 дворов, где проживало 85 башкир-вотчинников.
Деревня Сепяшево имела два названия, второе — Каипово. В договоре о продаже лесов Кутузу и Шарлы директору Усень-Ивановского медеплавильного завода Ивану Осокину от 23 декабря 1763 г.18 от вотчинников Яиксуби-Минской волости поставили подписи сотники Якшимбет Бикташев, Идрис Муашев и Каип Зиямбетов. Сотник Каип Зиямбетов мог являться основателем д. Каипово (д. Сепяшево). По переписи 1795 г. деревня состояла из 10 дворов с 77 жителями. По мнению А.З.Асфандиярова, автора книги «История сел и деревень Башкортостана», это неопровержимо свидетельствует о недавнем ее возникновении. Житель села подпоручик Аюп Каипов, штурмовавший в составе 2-го башкирского полка Париж и награждённый орденом Святой Анны 4-й степени и двумя серебряными медалями, по всей вероятности, являлся сыном сотника Каипа Зиямбетова.
Деревни башкир рода Яиксыбы-мин, образованные в XIX—XX вв., являются, в основном, выселками из вышеуказанных деревень.
История нашего рода — часть истории нашей великой страны. События, происходившие на просторах нашей огромной Родины, коснулись и башкир рода яиксыбы-мин. Нам интересно узнать о жизни и быте наших предков, о том, как повлияли на них происходившие события, что их волновало, приносило им радость и гордость или тревожило и заставляло горевать. За более чем 400-летнюю историю много чего произошло у башкир рода яиксыбы-мин, но и многое осталось скрыто за завесой времени и забвения. Наш человеческий долг — восстановить забытые или утерянные страницы истории родного края, сохранить всё для потомков, чтобы они знали свои корни, знали историю страны и малой родины, чтобы гордились своей страной и были её патриотами.
http://www.vatandash.ru/index.php?article=2164Загляните сюда:
http://vk.com/club9758884 в группу
ТАШЛЫ АУЫЛЫТам много фотографий села и жителей.