Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Энциклопедия Еврейская

Электронная версия издания 1908-1913гг

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 26 27 28 29 30 31 Вперед →
Модераторы: shirsin, Asmodeika
shirsin
Модератор раздела

shirsin

Москва
Сообщений: 1143
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 682
Vitaliy Savchuk
Слобода Низгурец - см. в тексте про Бердичев. Новая Александровка - отсутствует.

Бердичев

— в историческом и этнографическом отношениях входит в состав Волынской губ. В акте 1546 г. он значится, как село Беричиково. В качестве собственности семьи Тышкевичей Б. принадлежал Польше и от средины 16 в. до 1793 года представлял одну из значительнейших польских еврейских общин, часто называвшуюся "Иерусалимом Волынья". Трудно определить, когда евреи здесь появились впервые. Сохранилось известие от 1593 г., что "в новозаселенном местечке Бердичеве, в котором имеется всего 140 домов, мельница впервые сдана владельцем в аренду еврею за сто коп. в год, мыто плотинное — по грошу с нагруженного воза". В 1627 г. здесь был основан монастырь кармелитов, и в учредительной грамоте монастыря селение Б. названо уже местечком. За весь 17 век ο еврейском населении Б. не сохранилось никаких известий. В начале 18 века, когда в Б. уже имелось значительное еврейское население, был учрежден кагал. Образовавшемуся в 1732 г. еврейскому портняжному цеху владелица Б. Тереза Завиша выдала привилегию, по которой раввин, не имея права вмешиваться в дела цеха, должен судить членов его в их тяжбах, но цех остается в зависимости от кагала, причем евреям предоставляется право обжаловать решения цехового и кагального суда перед двором владелицы. — Значение торгового центра Б. получил в 1765 г., когда король Станислав-Август учредил там десять ежегодных больших ярмарок. К тому же сюда прибывали христианские паломники для поклонения чудотворной иконе, что также содействовало развитию местной торговли. Мирное правление Августа III и Станислава Понятовского и незначительные пошлины на иностранные товары немало способствовали наплыву купцов в Б. Евреи составляли тогда уже большинство местного населения. По официальным переписям здесь насчитывалось евреев, в 1765 году — 1220 (вместе с евреями соседних местностей, входивших в состав бердичевского кагала — 1541) в 1775 г. — 788 (во всем кагале 1053), в 1778 г. — 741 (1108), в 1784 г. — 319 (1870), в 1787 г. — 1504 (2007) и в 1789 г. — 976 мужч. и 975 женщ. (во всем кагале 2460). По занятиям мужское население распадалось на следующие группы: 115 шинкарей, 210 домовладельцев, 65 торговцев, 95 ремесленников, 76 прислуг и 26 без определенного занятия. По мнению С. Дубнова, приведенные цифры слишком низки, так как ввиду очень тяжелых налогов многие евреи уклонялись от их уплаты и потому не были внесены в списки лиц, платящих подушную подать. Владелец города князь Радзивилл, ссылаясь на то, что раввины судят бедных несправедливо и стараются извлекать из них только денежную выгоду, издал 27 марта 1794 года распоряжение, чтобы евреи сами избирали, большинством голосов, на три года четырех судей и одного писаря, которые ведали бы все дела между ними; сторонам было предоставлено приносить жалобы на решения этого суда по "светским делам" перед князем (большая часть грамоты занята определением устройства и делопроизводства нового суда). Тот же князь дал (в 1797 г.) некоторым евреям привилегию на исключительное право торговли сукном в Б. — В 18 в. пользовались некоторой известностью раввины Иекутиель Залман (ум. 1761 г.), Моисей Авраам бен-Иехиель Михель (ум. в 1760 г.), Элиезер Либер, прозванный "Великим" (דניל לודגה; скончался в 1771 г.), и в особенности Иосиф Гальперин, иначе Иосиф Хариф. После него занял приблизительно в 1785 г. пост раввина пользовавшийся большим авторитетом среди хасидов цадик Леви-Ицхак Бердичевский, автор יול תשודק. Очень возможно, что вышеупомянутое распоряжение князя Радзивилла 1794 г. состоялось по ходатайству хасидов, желавших освободиться от опеки кагала и раввинов-миснагдов. В конце 18 века в Б. была основана еврейская типография. — Ср.: "Регесты и надписи", т. I, № 694; Baliński-Lipiński, Starożytna Polska, II, 632—35; "Архив Юго-западной России", ч. V, т. I. 320—21, 581—83, 588—89), т. II, 55, 225, 321, 362, 506, 608, 617; Słownik geograficzny, т. I; Horodecki, Le-korot ha-jehudim be-Berdiczew, сборник Measef, 1902, 106—09; C. Дубнов, "История хасидского раскола", "Восход", 1890, XI, 51 и сл.; Jew. Enc., III.

M. B.

Раздел5.

— Ныне уездный город (владельческий [В 1901 г. Б. разделялся на 6 частей: одна принадлежала братьям Рукавишниковым, две наследникам купцов Иени, а три — графу Тышкевичу, последние пять находятся в опеке]) Киевской губ., Б. был присоединен к России в 1793 г., в качестве местечка Брацлавского воеводства; позже он вошел в состав Волынской губ. В 1843 г. местные именитые хозяева ходатайствовали ο переименовании Б. в город, а киевский генерал-губернатор настаивал тогда же на присоединении его к Киевской губернии, так как житомирская администрация, находясь на жаловании у Бердичева, предоставляет полный простор организованной контрабанде и всяким вообще преступлениям (между прочим, политическим замыслам поляков). В 1844 г. местечко было прирезано к Махновскому уезду Киевской губ. "под непосредственный и ближайший надзор генерал-губернатора". В 1845 г. Б. был преобразован в уездный город. По ревизии 1847 г. численность еврейского населения в уезде представлялась в следующих цифрах:

Наименование еврейских обществ

Мужчин

Женщин

Всего

Бердичевское

9586

13574

23160

Махновское

840

1094

1934

Белопольское

602

635

1237

Белиловское

556

452

1008

Погребищенское

868

858

1726

Прилукское

794

691

1485

Вахловское

255

279

534

Самгородецкое

97

127

224

Шпичинецкое

210

257

461

Дзюнковское

193

180

373

Земледельческие общества

слоб. Романовка

181

101

282

слоб. Низгурец

52

40

92

слоб. Новина

125

120

245

Итого

14359

18402

32761

В 1855 г. в Бердичевском уезде, вместе с Б., насчитывалось евреев: купцов I гильдии — 39; III г. — 2.773 (христиан II и III гильдии — 70), из коих 103 женщины; мещан 13901 (христ. 534); земледельцев около 600. В 1861 г. евреев: в Б. — 46.683, в уезде — 13.616.

В первой половине 19 века Б. представлял собой крупный торговый центр Юго-западного края, причем в его коммерческой деятельности евреи принимали живейшее участие. Частые ярмарки привлекали сюда все промышленные силы края; богатейшие польские магнаты, сопровождаемые свитой и массой челяди, съезжались в Бердичев как для развлечения, так и для торговых дел. Расположенные по балконам длинного ряда каменных зданий еврейские банкирские конторы, против которых тянулись вереницей лавки, образовали "Золотую" улицу, служившую средоточием торговой жизни бердичевских евреев. В то время здесь существовали крупные еврейские фирмы, как Манзон, Ефрусси, Горвиц, Френкель, Трахтенберг и пр., впоследствии перенесшие свою деятельность в другие города, преимущественно в Одессу. Хотя в 40-х годах 19 века чуть ли не половина еврейского населения Б. едва перебивалась со дня в день, в общем бердичевские евреи однако не испытывали нужды в такой мере, как их соплеменники, напр., на Литве; и это сравнительное благосостояние вместе с известным культурным уровнем более богатого класса (здесь проживала, между прочим, семья Рубинштейн, из среды которой вышли известные музыканты Антон и Григорий Рубинштейны), создали Бердичеву имя и положение "еврейской столицы" Юго-Западного края. В связи с этим особое значение приобретали бердичевские отголоски той повсеместной борьбы из-за просвещения, которая приняла наиболее острую форму в начале 40-х годов. Путешествуя по черте оседлости в 1842 г. с целью подготовить еврейское общество к предпринятой правительством широкой просветительной реформе, известный деятель по просвещению Макс Лилиенталь (см.) писал министру народного просвещения Уварову: "Удача в Бердичеве знаменует собой успех в Подолии, Волыни, Бессарабии, Киеве, Херсоне и Одессе; неудача в Бердичеве попортила бы все дело". Здесь, быть может, более, чем где-либо в России, господствовал цадикизм. Еще в исходе 80-х годов 18 в. в Б. поселился известный глава волынских хасидов Леви Ицхак Бердичевский, и его долговременное пребывание (ум. в 1809 г.) способствовало тому, что Б. стал на многие десятилетия средоточием юго-западного хасидизма; отсюда распространялась на весь край властная сила цадикизма, находившего опору в невежестве массы и потому боровшегося против европейского образования. Уже в 20-х годах, по инициативе известного писателя Исаака Бера Левинзона (см.), пробывшего здесь недолгое время, в Б. образовался кружок "любителей просвещения", но это просветительное течение не проникало в глубь еврейской массы; ряды местной интеллигенции состояли только из семей крупных коммерсантов (познакомившихся с более культурными формами жизни в "европейской" Одессе и за границей) и иностранных евреев. Особенно много трудился в пользу просвещения иностранец, врач Роттенберг. Быть может, усилия интеллигенции привели бы к известному успеху, если бы ее стремления не встретили противодействия со стороны крупного бердичевского банкира Гальперина (см.); широко известный даже за пределами Юго-Западного края, этот "светский защитник цадикизма", державший в послушании еврейское население и пользовавшийся чрезвычайным влиянием в местных административных кругах, властно преграждал путь просветительному движению, пока во главе последнего не стало само правительство. Когда в Б. прибыл Лилиенталь, Гальперин и вместе с ним его многочисленные приверженцы покорились (вероятнее всего, лишь внешним образом) требованию правительства, и несколько тысяч человек явились (4 октября 1842 г.) в синагогу послушать проповедь представителя просвещения; благочестивые евреи стали приглашать Лилиенталя к себе на обеды и беседовали с ним ο предстоящей реформе; государю и министру Уварову были посланы благодарственные адресы, подписанные кагальными и почетными членами общины (Гальперин, Манзон, Каменка, Горвиц и др.). Это настроение повлияло и на другие общины края. В 1850 году в Бердичеве было открыто первое, а в 1860 г. второе казенное евр. училище I разряда, но это уже не могло заметно поднять культурного уровня местного еврейства. Помимо общих причин, мешавшвх успешному осуществлению просветительной реформы, печальную роль сыграло и то обстоятельсто, что с конца 40-х годов Б., как торговый пункт, начал быстро падать. Вместе с возраставшей бедностью стали редеть интеллигентные круги; крупные еврейские фирмы покинули город, и Б. совершенно потерял былое значение (В своей комедии "Die Taxe oder die Bande Stodt-Baal-Towes" известный бытописатель Абрамович увековечил бердичевских общественных заправил). — Ср.: "Русск. Стар.", 1901, кн. IV, 119—121 (отзыв киевского генер.-губернатора Бибикова ο бердичевских евреях); Косич, "Бердичев и бердич. уезд", 1901 г.; Б. М—н, "Устройство и состояние евр. обществ"; М. Моргулис, "К истории образования русских евреев" (в сборнике "Вопросы еврейской жизни", стр. 49—51); его же, "Из моих воспоминаний", "Восход", 1895 кн. IV и др.; "Бердичевский календарь" 1898 г.; "Системат. указатель литературы ο евреях"; архивные материалы.

Ю. Γ.

Раздел8.

— Современное положение. По переписи 1897 г. всего населения в Бердичеве 53351 об. пола, из них почти 80% евреев (41617 об. п.: 19689 мужч. и 21928 женщ.). Число домов в Б. (по данным 1892 года) 2412, в том числе каменных 306. — Главным занятием еврейского населения является торговля: всего кормится ею 16488 человек: самостоятельно ею занимается 4077 мужч. и 599 жен. и несамостоятельно — 3933 м. и 7879 жен. Главные отрасли торговли — покупка и продажа продуктов сельского хозяйства, а также платья и обуви. Из ремесел на первом плане — сапожное и портняжное; изготовление одежды и обуви дает пропитание приблизительно 6000 евреям. Затем следует обработка дерева и металлов; этим живет около 2000 евреев. Согласно данным Еврейского колонизационного общества, имеется 6 кожевенных заводов, однако количество рабочих невелико. — Еврейское население дает большой процент нуждающихся: около 20% семейств должны прибегать к помощи благотворительности (так, напр., в течение 1898 года воспользовалось общественной помощью 1857 семейств и получило бесплатное топливо 1219 сем.; огромное количество еврейских семейств вынуждено ютиться в жалких лачугах и ветхих домишках). Из благотворительных учреждений в Б. имеются еврейская богадельня (около 200 призреваемых) и еврейская больница со значительным количеством стационарных больных. Лиц с физическими недостатками перепись 1897 г. зарегистровала среди евреев 169 (т. е. 4 на 1000). — Грамотных евреев всего 18.254, т. е. 43,8%; из них: грамотны по-русски 6717 муж. и 3933 жен., на других языках — 4537 муж. и 2994 жен.; получивших образов. выше начальн. 53 муж. и 20 жен. Всего неграмотных 8148 м. и 14723 ж. Среди мужчин грамотных около 58%, а среди женщин 32%. По сравнению с другими пунктами черты оседлости грамотность низка. Из числа общих учебных заведений еврейские дети обучаются в 2 городских училищах и 2 начальных школах. Кроме хедеров, имеются следующие еврейские учебные заведения: казенное двухклассное начальное мужское училище с ремесленным классом; талмуд-тора; 8 частных муж. училищ и 6 частн. женских. Всего число еврейских детей школьного возраста 5170; из них учится в общих учебных заведениях 221, в еврейских 263, остается вне школы 4686 детей, т. е. 90,6%. По семейному составу еврейское население характеризуется следующими цифрами: холостых 11.370 и девиц 11.479; женатых 7558 и замужних 7788; вдовцов и разведен. 521 и вдов и разведен. 2396; как и в других местах, наблюдается довольно высокий процент вдов и разведенных. По сословиям, население распределяется на: мещан 39402, купцов и членов их семей 1328, дворян 13, почетных граждан (и членов их семей) 89, крестьян 203; иностранных подданных 24. — По официальным данным, в 1907 г. было зарегистрированных 6 синагог и 72 молитвенных дома.

Бердичевский уезд занимает 2997,3 кв. в., причем на 1 кв. версту приходится 93,3 души; уезд насчитывал по переписи 1897 г. (за вычетом г. Б.) 226344 души обоего пола, из них евреев 23380 (10,3%): мужчин 11345, женщин 12035. Почти все еврейское население уезда живет в местечках; % евреев в селах и деревнях весьма низкий; кроме того, 714 душ в еврейск. крестьянск. поселениях. В следующих местностях, из числа тех, в коих не менее 500 жителей, евреи наиболее густо поселены: м. Белиловка, всего жителей 4851, из них евреев 2223; м. Белополье: жит. 2619, евр. 1141; м. Вахновка: жит. 5371, евр. 2404; м. Дзюнков: жит. 4314, евр. 1137; м. Казатин: жит. 8614, евр. 1731; слоб. Королевка: жит. 589, евр. 402; с. Кумановка: жит. 1089, евр. 369; м. Махновка: жит. 5343, евр. 2435; с. Низгурцы Большие: жит. 1801 (правосл. 975, р.-к. 479), евр. 339; м. Погребище: жит. 6284, евр. 2494; м. Прилука Новая: жит. 3579, евр. 2011; м. Самогородок: жит. 3605, евр. 1234; м. Спичинцы: жит. 2607, евр. 937. Кроме того, имеются следующие еврейские крестьянские поселения: с. Королевка — 235 душ; с. Новины — 100 душ; с. Романовка — 379 душ. — Занятия жителей местечек преимущественно ремесла и торговля. По числу портных (1680) уезд выделяется во всей Киевской губ. Местечко Прилуки сбывает готового платья и обуви на 6000 р. в год; мест. Махновка — крестьянского платья на 3000 p.; в Бердичев вывозят для продажи белье, вышитое гладью шитье по канве и пр. из других пунктов Киевской губ. В уезде, по данным Еврейского колонизационного общества, сапожников и башмачников свыше 1100 (широким распространением пользуется своеобразный вид обуви, так назыв. "пасталы" — легкая обувь из простой желтоватаго цвета кожи). Мебель местного производства вывозится из Бердичева и др. пунктов уезда за пределы края, даже на Кавказ и за границу. Грамотных евреев-мужчин 4472 (т. е. 31,3%), женщин 1901 (т. е. 15,8%). Школ в уезде очень мало. По официальным данным 1907 г. — 6 синагог и 31 молитвенный дом. — Ср.: Первая всеобщ. перепись 1897 г., Киевская губерния, XVI; "Сборник матер. об экономич. полож. евр.", тт. I и II (Евр. колон. общества); Энцикл. словарь Брокгауза-Ефрона: Киевск. губ., Бердичев и Бердич. у.; "Справочная книга по вопросам образования"; Субботин, "По черте оседлости"; Бруцкус, "Профессиональный состав еврейского населения России" (изд. Евр. колон. общ.).

Я. Шабад.

Раздел8.

---
http://j-roots.info/

Интересуют: Широчин, Синкевич (Слуцкий у.), Гойхман (Рашков), Пахомов, Кропоткин, Мей, Серебренников (Орёл), Устрайх (Невель), Барышников (Калязин), Кельман (Кишинев), Марголис (Вильна, Двинск), Кулешов (Кариан), Рапопорт (Чашники)
AlexS
Участник

Сообщений: 80
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: -6
Большая просьба посмотреть фамилии Шолк и Скляр.

И три насел. пункта - г. Городище и село Млиев - оба Киевской губернии, Черкасский уезд и Красноярск, Ениссейская губ.

Спасибо заранее!
shirsin
Модератор раздела

shirsin

Москва
Сообщений: 1143
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 682


b]AlexS

Скляр, Шолк - отсутствуют, но есть Шкляр (что, думаю, = Скляр):
Шкляр, Лев— изобретатель; род. в 1866 г. в семье бедного ремесленника, ум. в 1896 г. Стремясь к знанию, рано бежал из дома. После долгих мытарств окончил Бердянскую гимназию на средства ее директора. Будучи гимназистом, он изобрел "чернила для слепых" (чернила твердеют и слепые читают по рельефу), "безопасную лампу" и др. В 1887 году изобрел прибор, предупреждающий о возникновении пожара, а позже "аудифон" — прибор, дающий глухому возможность слышать, "тономикрофон", Предупреждающий на далеком расстоянии о движении неприятеля, и мн. др. В 1891 г. была устроена в ряде городов выставка изобретений Ш.; такая же выставка была устроена в 1893 г. в Париже, на которой он получил орден Почетного легиона и большую золотую медаль. — Ср. "Киевская мысль", 1911 г., 24 октября.
Шкляр, Ефрем Ильич— композитор, род. в 1871 г. в местечке Тимковичи Минской губ., в бедной семье. Музыкальное образование закончил в Петербургской консерватории (по классу теории композиции проф. Римского-Корсакова). Ш. состоит (1913 г.) преподавателем по теории в Рижском музык. училище Импер. Русск. муз. общ. Из произведений Ш. известны его обработки еврейских бытовых и синагогальных мелодий, выпущенных СПб. обществом евр. народной музыки и частными издателями. Ш. — один из инициаторов учреждения Общества евр. народной музыки. Кроме евр. композиций, Ш. написаны произведения общего европейского склада для оркестра, хоров и голоса.

Городище - Местечко Черкасского уезда Киевской губ. В 1847 г. "Городищ. еврейское общество" состояло из 587 душ; в 1897 г. жителей 14641, из коих евреев 3124.

Млынов— местечко Волынской губернии, Дубенского уезда. По ревизии 1847 г. "Млынское еврейское общество" состояло из 209 душ. По переписи 1897 г. в М. жителей 1105, среди коих 672 еврея. (Млинов Киевской губ. - отсутствует)

Красноярск— окружный город Енисейской губ. Уже в 1822 г. здесь существовала еврейская община, имевшая молитвенный дом, официально признанный в 1878 г. В 1864 г. было зарегистрировано евреев в К. — 331 и, кроме того, в округе 233; раввин был впервые избран в 1879 г. По переписи 1897 г. в округе жителей около ста тысяч, евр. 1.531, из коих в самом К. жителей около 27 тыс., евр. 1.137. — (Рукописные материалы).
---
http://j-roots.info/

Интересуют: Широчин, Синкевич (Слуцкий у.), Гойхман (Рашков), Пахомов, Кропоткин, Мей, Серебренников (Орёл), Устрайх (Невель), Барышников (Калязин), Кельман (Кишинев), Марголис (Вильна, Двинск), Кулешов (Кариан), Рапопорт (Чашники)
AlexS
Участник

Сообщений: 80
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: -6
shirsin

Спасибо - но прочитать не получатся. Можете повторить в другой кодировке?

Спасибо!
AlexS
Участник

Сообщений: 80
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: -6
O! Vse prochtalos' - spasibo!

javax

רחובו—
Сообщений: 568
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 126
shirsin
Пожалуйста
Чаусы
Бернштам
Херсонский уезд,
земледельческие колонии (или просто колонии)
Новый Берислав
Мелитополь

и вообще - а где можно купить электронную версию ?

Спасибо!
shirsin
Модератор раздела

shirsin

Москва
Сообщений: 1143
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 682
javax
Купил я эту "Энциклопедию" на ozon.ru рублей, кажется, за 500.

Чаусы
(Czausy) — в эпоху Речи Посполитой местечко Мстиславского воеводства. Евреи жили здесь в эпоху Польско-Русской войны, вспыхнувшей в 1654 г. Многие евреи попали в плен к русским и умерли на чужбине. Оставшиеся после этих евреев земли были конфискованы магистратом. Магистрат тогда же стал привлекать евреев к городской юрисдикции по магдебургскому праву. Виленский каштелян Михаил Пац предписал, однако (в 1667 г.), магистрату вернуть евреям земли погибших собратьев. Король Михаил Вишневецкий подтвердил как это распоряжение Паца, так и его привилегию в пользу евреев от 20 декабря 1667 г. В силу этой грамоты евреи не могут привлекаться к городской юрисдикции и свободны от участия в податях и повинностях, которые будут налагаться на мещан. Король разрешил евреям приобретать земли и дома, заниматься беспрепятственно торговлей, винным промыслом; синагога может быть построена на любом "плаце", но она не должна походить на католическую церковь. Привилегия эта, содержавшая еще другие льготы, подтверждалась неоднократно последующими королями, в последний раз Августом III, в 1739 г. — В 1765 г. жили в Ч. и подчиненных кагалу местностях 283 еврея. — Из ученых и раввинов Ч. упомянем р. Моисея Хефеца и р. Калмана Чаусского. Последний отличался подвижнической жизнью и память о нем, как о "святом", живет доныне в народе. — Ср.: "Регесты", I и II; Вил. Центр. Арх., кн. 3633 (бум. Бершадского).

Ныне — уездный город Могилевской губ. По окладным книгам 1787 г. христ.-купц. 5, евр.-купц. 82; христ.-мещ. 732; евр.-мещ. 1361. По ревизии 1847 г. в уезде имелись следующие "еврейские общества": Чаусовское — в составе 2807 душ; Ряснянское — 531; Дрибинское — 449; Горское — 277; Сухарское — 260; Черневское — 186. По переписи 1897 г. в уезде свыше 88 тыс. жит., среди них 7453 евр.; в том числе в Ч. жит. около 5 тыс., среди них 2515 евр. Из уездных поселений, в коих не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем % среди общего населения в следующих: Горы — жит. 1702, среди них 577 евр.; Дрибин — 1828 и 971; Рясна — 1282 и 918.

Бернштам, Леопольд (Бернар) Адольфович
— скульптор; род. в Риге в 1859 г. Тринадцати лет поступил в мастерскую профессора скульптуры Д. И. Иенсена в Риге, а через год переехал в Петербург, где посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств. С 1879 до 1881 гг. он был в Академии художеств. Уже в 1883 г. Б. приобрел известность, как скульптор-портретист, сделав целый ряд бюстов русских писателей, ученых, музыкантов и т. д. Лучшими из них считаются бюсты Фонвизина, Достоевского, Гончарова, Салтыкова, Каткова, А. Рубинштейна, Пушкина. В 1884 г. Б. уехал сначала в Рим, а затем во Флоренцию, где добывал средства к жизни, делая портреты с фотографий, и работал под руководством проф. Ривальти (Rivalti). За этот год им были выставлены в Риме скульптуры "Неаполитанский рыбак", "Давид" и "Голова монаха", вызвавшие лестные отзывы итальянской критики. — В 1885 г. он переехал в Париж и вскоре стал известен там благодаря бюстам многих выдающихся людей Франции — Ренана, Флобера, Сарду, Галеви, Коппе, Деруледа, Золя и мн. др. В 1890 году Б. выставил в галереях Жорж Пети (George Petit) целую коллекцию статуэток, представляющих в удивительном разнообразии поз и костюмов все типы иностранцев, посетивших всемирную парижскую выставку 1889 г. Толпы народа шли на эту выставку, которую посетил и президент республики Карно. — С 1887 г. Б. ежегодно выставляет свои работы в Салоне Елисейских полей. Талант его крепнет и темы становятся разнообразнее. Он — автор скульптур "У позорного столба", "Первая стрела" и "Палач Иоанна Крестителя". В 1889 г. жюри выставки присудило ему за разные группы и бюсты серебряную медаль. В то же время он сделал гипсовый слепок "Флокэ", мраморный бюст на тему "Скромность" (приобретенный итальянским графом Торелли). В 1891 г. французским правительством пожалован Б. орден Почетного легиона. В 1894 г. он вылепил группу "Христос и неверная жена", в 1895 г. сделал бронзовый бюст "Жюль Шере". В 1896 г. он был приглашен в Царское Село делать бюсты царствующих особ. Для парижской выставки 1900 г. Б. приготовил группу "Петр Великий целует Людовика XV". В 1901 г. ему была заказана СПб. консерваторией статуя Рубинштейна из мрамора, находящаяся при входе в большой зал. Работы Бернштама покупались, главным образом, императором Александром III и итальянским правительством. В Париже Б. заведует художественным отделом музее Гревен. — В Петебурге, кроме статуи А.Г. Рубинштейна, имеются работы: бюст Пушкина в фойе Александринского театра и бюст Флобера в музее Александра III. Сила Б., как скульптора, в его портретах-бюстах: он прекрасно улавливает сходство и выражение. — Ср.: Булгаков, "Наши художники", 1890, т.I.

Арк. П.

Ново-Берислав— еврейская земледельческая колония Херсонской губернии. Хотя для занятия специальными культурами имеются все условия, жители колонии мало занимаются земледелием, предпочитая ремесленный труд; ремесленники большей частью бедняки. В 1898 г. наличных семейств-земледельцев 79; наличных душ 452; надельной земли 1380 дес., во владении наличных семейств 1142 дес.

Мелитополь— уездный город Таврической губ. По переписи 1897 г. в уезде жителей свыше 380 тыс., евреев 16533, караимов 515. В М. жителей 15489, среди коих 6563 еврея и 454 караима. Из уездных поселений, в которых не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем проценте: Васильево — жителей 846, среди коих евреев 252; Геническ — 8061 и 2816; Пришиб — 1296 и 164. Имеется (1910) талмуд-тора, два частных мужских и два женских еврейских училища. — 18 апреля (вечером) 1905 г. начался погром евреев, приостановленный на следующий день ("Восход", 1905 г., №№ 17, 18, 19).
---
http://j-roots.info/

Интересуют: Широчин, Синкевич (Слуцкий у.), Гойхман (Рашков), Пахомов, Кропоткин, Мей, Серебренников (Орёл), Устрайх (Невель), Барышников (Калязин), Кельман (Кишинев), Марголис (Вильна, Двинск), Кулешов (Кариан), Рапопорт (Чашники)
rittas

rittas

Латвия-Израиль
Сообщений: 748
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 72
shirsin
Посмотрите пожалуйста фамилии Фукс и Роговский.
---
Ищу - Швойницкий, Роговский, Брамберг ( Прибалтика), Мартынов (Москва, Рязань), Блажевич (Витебская губерня), Гржибовский (Витебская губерня). А еще - я тоже член СВРТ ;-)
vineja

Вильнюс
Сообщений: 3083
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 970
shirsin, а можно в Вашей волшебной книге найти какие еврейские общества входили в Россиенский уезд Ковенской губернии?
shirsin
Модератор раздела

shirsin

Москва
Сообщений: 1143
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 682
rittas
Роговских нет, а Фуксы:
Фукс, Гуго — врач и профессор. Фукс (1913) состоит приват-доцентом по анатомии в Страсбургском университете, имея титул профессора. Ф. написал по анатомии ряд исследований.

Фукс, Изидор — писатель; родился в Лейпнике (Галиция) в 1849 г. Фукс дебютировал в качестве фельетониста и драматурга в журнале "Die Botme"; затем сотрудничал в ряде других венских изданий; выпустил также несколько отдельных книг, преимущественно драм, комедий и сатир. — Ср.: Eisenberg, Das geistige Wien, I, 139—140. [J. E., V, 525].

Фукс, Иммануил Лазарь — математик; род. в 1833 году, в Мошине (Познань), ум. в 1902 г. В 1884 г. Ф. стал читать лекции по математике в Берлинском университете; получив вскоре звание профессора, он перешел в Гейдельбергский университет. Ф. разработал, главным образом, теорию линейных дифференциальных уравнений и считался авторитетом в области теории функций. С 1891 г. Ф. редактировал журнал "Чистой и прикладной математики". Его перу принадлежит много работ на немецком и французском языках. — Ср.: Когут, "Знаменитые евреи", II, 219; Энциклопедический Словарь Брокгауза-Ефрона.

Фукс, Исаак Соломон — писатель. Род. в 1862 г. в Белостоке, ум. в 1896 г. в Койетене (Моравия), где состоял раввином. Будучи студентом Ф. стал помещать научные статьи в еврейских, немецких и французских изданиях. Его обширные знания создали ему имя; он состоял в переписке со многими видными учеными. По предложению проф. Деренбурга Ф. был командирован в Оксфордскую библиотеку, где работал по рукописному отделу и изучил хранящиеся там рукописи Саадии-гаона. В 1893—95 гг. Ф. издавал научный ежемесячник "Ha-Choker". Ф. опубликовал "Die Bedeutung d. hebrаischen Sprache f. das Judenthum" (1887). — Ср.: Ha-Eschkol, I, 81—7; Ch. Lippe Assfc ha-maskir ha-chadasch, 118.

Фукс, Людвиг — химик и механик, род. в Horitz (Чехия) в 1858 г. Ф. сделал ряд открытий в области сахарного производства. Известностью пользуются его "Osmose-Regulatoren". Вместе с инженером Вейхгольдом Ф. разделяет честь практического применения моторов к передвижению; в 1885 г. под его руководством фирма Benz изготовила первые автомобили. Перу Ф. принадлежит ряд работ по сахароведению, химии и механике.
Ср.: Gredinger, Raffination des Zuckers, Вена, 1908, стр. 11, 90, 222—232; Allgem. Zeit. des Judent., 1911, № 33.

Фукс, Яков Самуил — публицист (брат Исаака Ф.). Ф. принимал близкое участие в "Ha-Maggid", затем основал (1892) в Кракове еженедельник "Ha-Maggid le-Israel", проводивший идеи палестинофильства (по русским цензурным условиям газета выходила с 1898 г. также под заглавием "Ha-Sсhabua"). В 1898 г. Ф. совместно с А. Гинцигом (см.) основал "Ha-Eschkol".
---
http://j-roots.info/

Интересуют: Широчин, Синкевич (Слуцкий у.), Гойхман (Рашков), Пахомов, Кропоткин, Мей, Серебренников (Орёл), Устрайх (Невель), Барышников (Калязин), Кельман (Кишинев), Марголис (Вильна, Двинск), Кулешов (Кариан), Рапопорт (Чашники)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 26 27 28 29 30 31 Вперед →
Модераторы: shirsin, Asmodeika
Вверх ⇈