Атнакуловы
Манси, инородцы, кочевые вогулы (Кондинская область ХМАО-Югры)
NillyМодератор раздела  г.Советский (ХМАО-Югра) Сообщений: 923 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 431 | Наверх ##
18 сентября 2014 22:01 Значение татарского имени Атнагул Татарское имя Атнагул означает Раб божий, родившийся в пятницу (священный день у мусульман).
Фамилия Атнакулов от имени Атнакул - атна - пятница, кул - раб (Аллаха). Тюркское происхождение.
| | Лайк (1) |
NillyМодератор раздела  г.Советский (ХМАО-Югра) Сообщений: 923 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 431 | Наверх ##
18 сентября 2014 22:10 Герман К.Ф. Статистические исследования относительно Российской империи Глава первая. Народонаселение 1) Инородцы […] в) Народы финского племени. Вогулы […] Вогулы в числе 795 душ муж. пола и 833 женского (в 1838 году) живут оседло в Туринском округе Тобольской губернии, кочевых же вогулов тогда же было там муж. пола 905 и женского 858, а в Тобольском округе муж. пола 590 и женского 526. Всего в 1838 году в Сибири вогулов 4527. Все они православного исповедания. Звериная и рыбная ловля исстари составляли главное их занятие… […] Оседлые вогулы совершенно присвоили себе хозяйство русское… Кочевые вогулы в Туринском округе живут от границ Пермской губернии по рекам Сосьве, Лозве, Пелыму, Конде и их притокам. На восток кочевья их сближается с инородцами сего племени в Тобольском округе, обитающими по реке Конде и притокам ее. Они роста более среднего, нежели низкого, лицом походят на большую часть инородцев Восточной Сибири. Волосы имеют черные, нередко кудрявые, цвет лица темный, глаза узкие, нос небольшой и несколько приплюснутый, скулы значительно выдавшиеся. Некоторые из них не имеют ни бороды, ни усов, а иные носят бороду, но весьма редкую, едва прикрывающую подбородок. […]
Вогулы называют себя не потомками югры, а пермскими выходцами… Переваливши за Урал, вогулы вступили в землю югров… Вытесненные югры удалились к берегам Оби и Иртыша, т. е. далее к востоку, где ныне обитают остяки.
По численности остяки занимают первое место в среде северных племен, за ними следуют самоеды, а потом уже вогулы…
Главное их (вогулов. – Сост.) пребывание находится на восточном склоне Уральского хребта, в верховье реки Сосьвы, впадающей в Обь, а также по Сыгве (Ляпину), текущей в Сосьву, где они, смешавшись с остяками, известны стали под именем последних, различаясь только языком, известным под именем остяцко-ляпинского наречия. Собственно же сибирские вогулы населяют северную часть Туринского округа и северо-западную Тобольского по рекам Тавде, Лозве, Пелыму, Конде и их притокам. […] Ныне все вогулы принадлежат к христианской православной религии, до начала XVIII столетия они были язычниками. […]
[…] Господствующая религия в Тобольской губернии есть православная, которую исповедуют не только русские, но все без исключения вогулы и большая часть остяков… | | |
NillyМодератор раздела  г.Советский (ХМАО-Югра) Сообщений: 923 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 431 | Наверх ##
19 сентября 2014 12:37 Вогулы - сибирские инородцы. Инородные управы - подчинены участковым заседателям и окружным управлениям. Инородческие управы (или родовые управления) подчинены окружным полицейским управлениям. 1822 год, "Устав об управлении инородцев" Аборигены владели землей, на которой обитали. Министерство государственных имуществ - попечительство над сибирскими инородцами с 1837 года.
12.11.1923 - Образовался Кондинский район В него вошли: Кондинская волость Тобольского уезда, Малокондинская волость Тобольского уезда, часть Верхнепелымской волости Туринского уезда. 1912 - Туринский уезд (Верх-Кондинская волость) 1898 - Большекондинская волость Туринский уезд 1893 - Кондинская волость Тобольский уезд (Кондинская инородческая волость). 1869 - Туринский округ Тобольский уезд Кондинская волость. 1781-84 - Большекондинская волость (17 паулов) - Тобольский уезд до 1782 - Пелымский уезд Большая Конда 1782 - ликвидация Пелымского уезда 1640 - Большая Конда - ясачная волость Тобольского уезда. Кондинское княжество. 1621 - Сгорел Пелым 1593 - дата основания Пелыма
Оус - город-крепость на слиянии рек Таут (Тавда) и Поллум (Пелым).
| | |
NillyМодератор раздела  г.Советский (ХМАО-Югра) Сообщений: 923 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 431 | Наверх ##
19 сентября 2014 12:44 В 1394 году в Сибирь пришли мусульмане. 1636 - сообщается о мусульманское вере в том числе среди ханты и манси. Вместе с исламом к манси пришло земледелие и животноводство. Также присутствует заимствование в одежде и быту.
В начале 18 века началась христианизация. До этого из-за необходимости получения ясака в виде пушнины государство притормаживало миссионерскую деятельность. Затем появились заводы на Урале и начался ввоз пушнины из Америки. Сдерживать миссионерство стало не нужно.
В 16 веке Пелымское княжество входило в состав Сибирского ханства. На конец 16 века в Пелымском княжестве числилось более 500 ясачных людей. 1586 - начался сбор ясака в виде пушнины.
| | |
Rus_At Сообщений: 240 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 644 | Наверх ##
14 апреля 2017 1:06 Рожденный в пятницу Фамилия – это наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка. А Т Н А Г У Л О В Ономастическое исследование фамилии Атнагуловым досталась в наследство от предков простая, красивая фамилия. Её значение прозрачно: в роду Атнагуловых был Атнагул. Родоначальник носил благозвучное, позитивное по смыслу имя. Фамилия Атнагулов образована от мужского тюркского имени Атнагул, которое в переводе на русский язык означает «рождённый в пятницу». Как известно, пятница — праздник для мусульманина. Пятница — лучший, священный день недели. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага и всё доброе. Вероятно, родители, нарекая ребёнка таким именем, желали своему сыну стать достойным мусульманином, и это неудивительно для общества, в котором огромное значение придаётся религии. Если ребёнок родился в пятницу – это добрый знак. Имя Атнагул знакомо многим мусульманским народам России. И всё же, считается редким, ведь далеко не каждому выпадает в жизни такая удача – родиться... http://www.bastanovo.ru/2013/06/rozhdennyiy-v-pyatnitsu/ | | Лайк (1) |
VeraStan Начинающий
Монино Сообщений: 29 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 10 | Наверх ##
18 августа 2019 15:33 Добрый день!
Мой отец Аднакулов Семен Ефимович, 16.02.1933 г.р., д. Ушья Кондинского района. З.П.Соколова "Социальная организация хантов и манси в XVII-XIX вв. Проблемы фратрии и рода". Москва. 1983, стр. 294, приводит данные по записям метрических книг за разные годы из Тобольского архива - фамильный, численный и брачный состав населения по отдельным волостям и уездам. Туринский уезд, Верхне-Кондинская волость, Ушиньские юрты - Атнакуловы, 3 хозяйства, 33 члена семьи, брачных пар 9. Это данные с 17 века по конец 19 века. Начало 20 века финн Артуро Каннисто совершал экспедиции в эти места и подробно описывал семьи и их хозяйства. Так помню, что на начало 20 века в Ушье было 9 семей Атнакуловых, там же были приведены данные по полному составу семей с данными по детям. Позднее, уже в советское время паспорта выдавались "на слух", поэтому у отца фамилия была по паспорту Аднакулов, у его младшего брата Атнакулов, то что я видела лично. Скорее всего именно с безалаберностью советской власти связано это разночтение: Аднакулов, Атнакулов, Однокулов, Отнокулов и т.д. Конкретно по семье отца - его отец Ефим был призван в 1941 году и пропал без вести. Мой отец был старшим сыном, 1933 г.р., еще было то ли 4, то ли 5 детей, лично знала после отца: Юрий, Альбина, Александр, была еще сестра, которая погибла в детстве. После того как дед пропал, бабушка Агафья, стала жить гражданским браком с Казанцевым, там еще было 5 детей, но все они были записаны как Аднакуловы. Сейчас проживают: Урай, Шаим, Унюган, Ханты-Мансийск, Москва, - то что знаю. | | |
|