Род Слободиных (Авдуевских)
В теме рассказывается о происхождении священноцерковнослужителей Слободиных и Авдуевских. Копирование материалов только по согласованию с автором. Тема приватная.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20449 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27584 | Наверх ##
27 апреля 2023 16:48 ГАВО Ф. 496 Оп.4 Д.359 Клировые ведомости церквей Грязовецкого уезда за 1852 г. на 523
N 61 Димитриевская Черношингорская церковь л.460
Л.463 об. Священник Александр Иерофеев Пухидский, 61 г., природой того же уезда Михайло- Архангельской церкви, что на Пухиде, умершего священника Иерофеев Васильева Пухидского сын. Из Богословского класса ВДС в 1814 г.ноября 1 дня посвящен Преосвященным Онисифором бывшим Епископом Вологодским и Устюжским того же уезда к Преображенской церкви что на Печенге, во священника. А в 1838 г.мая 16 дня переведен Тотемского уезда к Богородской церкаи что в Верховье на праздное священническое место. В 1840 г.июня 17 дня переведен Вологодского уезда к Николаевской церкви что в Никулинском на праздное священническое место, а в 1844 г. ноября 16 дня переведен на настоящее место. В 1849 г.генваря 23 дня награждён набедреником Преосвященным Евлампием бывшим Епископом Вологодским и Устюжским за беспорочную и долговременную службу. Грамоту и перехожий Указ имеет. В семействе у него жена Флёна Иванова , 56 л., грамоте учена. Дети : - Павел Пухидский, 19 л., обучается в среднем отделении ВС на содержание отца; - Алексей Пухидский, 15 л., обучается в Вологодским Уездном училище высшем отделении на содержание отца; - Евдокия, 20 л. не учена.
Л.464 Диакону Городецкому тесть
Диакон Прокопий Львов Городецкий, 26 л., природой того же уезда Ильинской Ямщиковской церкви заштатного диакона Льва Васильева Городецкого сын. По окончании курса ВДС уволен с аттестатом 2 разряда в 1851 г. сентября 17 дня Преосвященным Евлампием бывшим Епископом Вологодским и Устюжским посвящен а диакона на настоящее место. Грамоту имеет. Жена его Фивея Александрова ,21 г., грамоте не учена.
Л.464 Священнику Александру Пухидскому зять
Л.464 об. ДьячекВладимир Федоров Чернавский , 58 л., природой Вологодского уезда Ильинской церкви, что в селе Кубенском, умершего диакона Федора сын, по исключении из нисшего отделения ВС 1815 г. ноября 7 дня Преосвященным Онисифором бывшим Епископом Вологодским и Устюжским посвящен в пономаря к Богородской церкви, что в Арсеньевом монастыре, а по уничтожению клира в оной церкви 1833 г. мая 1 - го дня переведен к настоящей церкви на дьяческое место по Указу. Грамоты не имеет потому, что она сгорела. В семействе у него жена Ольга Никифорова, ,58 л. Дети : - Параскева, 34 л., не учена - Алексей Чернавский, 26 л., по окончании курса в 1850 г.находится при отце - Николай Чернавский, 16 л., обучается в Вологодском Уездном училище нисшем отделении; - Надежда, 19 л., грамоте не учена,; - Александр Чернавский, 12 л.,обучается во 2- м классе в Вологодском Уездном училище.
Л.465 Имеет тётку Анна Иванову.
Пономарь Алексей Алексеев Воскресенский, 27 л., природой того же уезда Иоанно- Богословской что на Кохтоше церкви дьячка Алексея Дмитриева сын,по исключении из нисшего отделения ВС в 1844 г. ноября 5 дня Преосвященным Иринархом Епископом Вологодским и Устюжским определен к сей церкви в пономаря, грамоту имеет. В семействе у него жена Марья Никанорова 27 л., грамоте не учена; Дети их : - Евлампия, 6 л. - Анна, 4 л. - Ольга, 2 л. Л.465 Просфорне Анне Летуновой зять
Просфорня означенной церкви умершего пономаря Никанора Иванова Летунова дочь Анна Никанорова, 24 л., грамоте не учена.
Л.466 Имеет зятя означенной церкви пономаря Алексея Воскресенского
Л.465 об.
Заштатные и сиротствующие.
Умершего священника Иоанна Церковницкого жена Пульхерия Михайлова , 55 л., получает на пропитание сиротское жалованье 6 руб.в год.
Умершего священника Михайла Адрианова дочь девица Павла, 44 л. Л.466 Означенной попадье Пульхерии сестра.
Умершего пономаря Никанора Иванова Летунова дети : ( прим.возраст детей не указан)
- Олимпиада, грамоте не учена - Александра, грамоте не учена - Ипполит Летунов, обучается в Вологодском уездном училище на казенном содержании - Александр Летунов, обучается в Вологодском уездном училище на казенном содержании.
Умершего пономаря Ивана Дмитриева дочь девица Анна Иванова, 78 л., получает сиротское жалованье 6 руб.сер.в год. Л.466 Дьячку Владимиру Чернавскому тетка
Сего же уезда Ильинской церкви что на Почке умершего дьячка Ивана Дружинина жена Любовь Николаева , ,40 л. Дети ее :
- Федор, обучается в Уездном училище на полном бурсе - Иван,обучается в Уездном училище на полном бурсе Л.466 Ни с кем не в родстве.
Прим. : Возраст детей не указан. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20449 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27584 | Наверх ##
27 апреля 2023 16:52 ГАВО.Ф. 496 Оп.4Д.498 Клировые ведомости Кадниковского уезда за 1879 г. N 39 Христорождественская Кубеницкая церковь Л.496
Священник Владимир Евстратов Чернавский , 59 л., природой Вологодского уезда Троицкой Кубенской церкви умершего пономаря Евстрата Федорова сын, по окончании курса ВДС с аттестатом 2- го разряда, 1843 г. февраля 22 дня определен Преосвященным Иринархом Епископом Вологодским и Устюжским и Кавалером Вологодского уезда к Воскресенской Митропольской церкви во священника, а оттуда 1854 г.мая 7 дня Преосвященным Феогностом Епископом Вологодским и Устюжским и Кавалером переведен к сей церкви на штатное место. В 1866 г. по резолюции Преосвященного Христофора Епископа Вологодского и Устюжскооо и Кавалера был опекуном над имением малолетних детей Ильинской Чевецкой церкви умершего диакона Григория Комарова ; в 1867 г.генваря 10 дня Преосвященным Павлом Епископом Вологодским Устюжским и Кавалером награждён набедренником, того же года марта 15 дня уволен от опекунский должности по прошению. 1873 г.июля 10 дня Преосвященным Палладием Епископом Вологодским и Устюжским Кавалером получил Архипастырское благословение. В 1876 г.июня 21 дня Преосвященным Феодосием Епископом Вологодским и Устюжским и Кавалером награждён скуфьею. Грамоту и перехожий Указ имеет. В семействе у него жена Александрия Александрова, 57 л., природой Вологодского уезда Димитриевской Селунской Раменской церкви умершего пономаря Александра Максимова [дочь. Дети их : -Александр, 33 л.,диаконом Вологодского уезда Воскресенской Шелыгинской церкви; - Павел, 28 л., с 1879 г. священником в Устюжском Успенском Соборе; - Николай, 26 л., в военной службе подпоручиком Армии; - Анатолий, 23 л., отставной солдат; - Мандарий, 17 л., обучается в Фельдшерской Вологодской школе. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20449 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27584 | Наверх ##
27 апреля 2023 16:53 ГАВО Ф.496 Оп.4 Д.41 Клировые ведомости Вологодского уезда за 1866 г. N 28 Церковь Троицкая в селе Кубенском Л.196
Священник Николай Феодосьев Беляев , 27 л., природой Вологодского уезда Васильевской церкви, что на Етке, диакона Феодосия Васильева сын,. обучался в ВДС наукам риторическим, философским и богословским. По окончании же курса в 1860 г.уволен с аттестатом 1- го разряда и званием Студента;в 1862 г.15 августа посвящён Преосвященным Христофором Епископом Вологодским и Устюжским на настоящее место, грамоту имеет. Жена его Любовь Алексеева, 28 л., сей же церкви предшественника его священника Алексея Етского дочь Дочь их Лидия, 3 л. Заштатного диакона Алексея Етского- зять.
Дьячек Евгений Петров Безпутин , 34 л., природой Тотемского уезда Заячерицкой Богородской церкви умершего пономаря Петра Алексеева Безпутина сын, исключен из высшего отделения училища, в 1855 г сентября 12 дня определен в число послушников в Лопотов монастырь, в 1856 г.мая 16 дня посвящен в стихарь Преосвященным Феогностом Епископом Вологодским и Устюжским, и в 1858 г. мая 31 дня определен Преосвященным Христофором Епископом Вологодским и Устюжским к сей церкви в пономаря, грамоту имеет, а в1862 г. тем же Преосвященным определен во дьячка. Жена его Анна Евстратиева, 33 л., дочь сей церкви умершего пономаря Евстратия Чернавского, в замужество взята девицей.
Пономарь Павел Иванов Обнорский , 33 л., природой Вологодской градской Екатерининской церкви заштатного дьячка Ивана Давыдова Обнорского сын. 1860 г. исключен из нисшего отделения ВС, в 1860 г. октября 12 дня определен к сей церкви Преосвященным Христофором Епископом Вологодским и Устюжским исправляющим должность пономаря и в1863 г. февраля 14 дня тем же Преосвященным посвящен в стихарь и определен в пономаря. Грамоту имеет. Жена его Алевтина Александрова, 26 л.,сей же церкви умершего дьячка Александра Румянцева дочь , в замужество взята девицей. Заштатной дьячице Апполинарии Стефановой зять.
Просворня девица Анна Михайлова, 42 л., природой Вельского уезда Верхнетерминской церкви умершего дьячка Михаила Архангельского дочь. Исправляет должность с 1861 г., Указ имеет.
Л.197 Заштатные и сиротствующие.
Священник Алексей Михайлов Етский , 67 л., природой Вологодского уезда Васильевской церкви, что на Етке, умершего дьячка Михаила Михайлова сын. По окончании курса в ВДС в 1820 г. был уволен с аттестатом 1 разряда и того же года ноября 28 дня Преосвященным Онисифором Епископом Вологодскими и Устюжским посвящен на настоящее место. В 1848 г. декабря 28 дня награжден набедренником, а в 1859 г.сентября 3 дня бронзовым Крестом на Владимирской ленте. В заштате находится с 1858 августа 15 дня, в который уволен за старостью лет с правом принять к своей дочери зятя на место свое нынешнего священника с условием : а) получать ему, Етскому, до старости полное, кроме одежды, содержание, а в случае несогласия зерном по 15 пудов ржи и 7 пудов пшеницы в год, б) деньгами 25 руб.в год. Священнику Николаю Беляеву - тесть.
Умершего в сем 1866 г. диакона Николая Александрова Соколова жена Глафира Михайлова, 58 л., пособия ни от кого не получает, а пользуется для содержания своего садом и огородом.
Умершего в 1858 г. дьячка Александра Румянцева жена Апполинария Стефанова , 54 л., принявшая зятя дочери своей пономаря Павла Обнорского с условием : а) доставлять ей с двумя дочерями содержание, первой до смерти, а последней до замужества; б) на обувь 5 руб.в год, а в случае несогласия давать им каждогодно две четверти с половиной ржи и полторы четверти пшеницы. Дети ее : - Марья Александрова, 31 г., учена; - Юлия Александрова, 23 л., не учена. - Аполлон Румянцев, 16 л., обучается в ВДУ высшем отделении на казенном содержании 16 руб.в год.
Умершего дьячка Вологодской градской Богородской Острогской ( мое прим. : очевидно, Тюремной) церкви Николая Александрова Попова дочь- девица София , 14 л., живёт у матери своей ныне крестьянки прихода нашего деревни Комелиха (?) Марьи Михайловой, не учена. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (1) |
Volga63 Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14669
| Наверх ##
28 апреля 2023 22:46 3 мая 2023 23:36 Crotik49 написал: [q] Священник Николай Феодосьев Беляев , 27 л., природой Вологодского уезда Васильевской церкви, что на Етке, диакона Феодосия Васильева сын[/q] БЕЛЯЕВ НИКОЛАЙ ФЕОДОСЬВИЧ: Из Метрических книг Вологодского уезда за 1839 год следует, что 29-го ноября родился и 30-го ноября крещён в Михаило-Архангельской Верхвологодской церкви Николай. Родители его: Васильевской Едковской церкви диакон Феодосий Беляев и Феоктиста Стефанова. Восприемники (крёстные родители) его – Благовещенской Омогаевской церкви священник Федор Дьяков и умершего священника Стефана Дилакторского дочь девица Катерина. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 8. – Дело № 160 на 1482 листах. – Метрические книги Вологодского уезда за 1839 год. – Том 1. – Часть 1. – О родившихся. – № 35. Михаило-Архангельская Верхвологодская церковь. – Лист № 2 и Лист № 69 – оборот. – Запись № 49. – (Выписки Галины Владимировны Смирновой). Источник: https://forum.vgd.ru/2488/8583...iew&o=и https://forum.vgd.ru/post/2488/85830/p3110212.htm#pp3110212МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ: Можно предположить, что родная мама Николая Беляева – Феоктиста Стефанова Беляева – дочь умершего священника Стефана Дилакторского и сестра его крёстной мамы Катерины. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | Лайк (1) |
Volga63 Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14669
| Наверх ##
3 мая 2023 23:34 БЕЛЯЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ – СЫН НИКОЛАЯ ФЕОДОСЬЕВИЧА БЕЛЯЕВА: Из Клировых ведомостей Вологодского уезда за 1898 год следует, что священником Афанасьевской Рукинской церкви вышеуказанного уезда служил Николай Беляев – 28 лет. Природой сын священника Троицкой Кубенской церкви Вологодского уезда Николая Беляева, родился 22 марта 1870 года. Жена его – Аполлинария Анатольевна – 24 года, природой дочь умершего священника Троицкой Пельшемской церкви Кадниковского уезда Анатолия Дьякова, родилась 24 июля 1874 года. Образование получила в Ярославском женском духовном училище курс 1890 года. Дети их: Вера – 5 лет, родилась 23 июня 1893 года и Анатолий – полтора года, родился 1 августа 1897 года. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 109. Клировые ведомости Вологодского уезда за 1898 год. – Лист № 964. – Афанасьвская Рукинская церковь. – Выписки Светланы Лопатиной. Источник: https://forum.vgd.ru/2001/69209/0.htm?a=stdforum_view&o=и https://forum.vgd.ru/post/2001/69209/p1974440.htm#pp1974440МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ: Священник Троицкой Пельшемской церкви Кадниковского уезда Анатолий Дьяков – родной брат революционера – народника Вячеслава Михайловича Дьякова. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20449 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27584 | Наверх ##
27 июля 2023 8:25 13 ноября 2023 15:14 Дневник parmv53 Марина Владимировна Параничева Тема: Священнослужители Вологодской губернии 10.07.2023, 20:29 Чернавские, родство с: свящ служ Соколов, Авдуевский, Беспутин, Воскресенский, Черняев надв.советник Коншин 496-30-1 МК троицкой Кубенской ц ВУ 1842-1847 гг 219 л л 53 об 1843 г январь 31 кончивший курс семинарии ученик 2го разряда ВЛАДИМИР ЕВСТРАТЬЕВ ЧЕРНАВСКИЙ 22 г девица ГУ Николаевской ц, что в упраздненном Озерском монастыре пономаря АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВА АВДУЕВСКОГО прав вероисп, 21 г? ( не видно) Поручители: по женихе чиновник 12 класса надзиратель гимназии НИКОЛАЙ ЧЕРНАВСКИЙ и ГУ Димитриевской Черно-Шингорской ц дьячек ВЛАДИМИР ЧЕРНАВСКИЙ л 57 об апрель 6 (8) приходского пономаря ЕВСТРАТИЯ ЧЕРНАВСКОГО дочь МАРИЯ 16 л от чахотки л 162 об 1846 г ноябрь 3 вологодской градской Иоанно-Предтеченской Пустынской ц пономарь АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВ СОКОЛОВ прав вероисп, п/ браком, 21 г девица ЕЛИСАВЕТА ЕВСТРАТЬЕВА дочь приходской нашей ц пономаря ЕВСТРАТЬЯ ФЕДОРОВА ЧЕРНАВСКОГО прав вероисп, п/ браком, 17 л Поручители: по женихе вологодской градской Иоанно-Предтеченской Пустынской ц священник АЛЕКСАНДР ЛЕВИТСКИЙ и вологодского Кафедрального собора диакон ФИЛИПП ПОПОВ по невесте ВУ Николаевской Харитоновской ц священник Александр Пихин и вологодской градской Димитриевской ц, что на Наволоке диакон ПЕТР КРУПНОВ https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/395554#56496-30-1 л.53 об.  https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/395554#167 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20449 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27584 | Наверх ##
29 июля 2023 6:25 13 ноября 2023 15:38 https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/503636#556Степан Максимов Слободской 1798 г.р.вполне может быть моего рода Слободиных, самый младший сын Максима Григорьевича Слободина, о котором я пока не знала.  Ф.388 Оп.1А Д.9 Ревизские сказки о купцах и мещанах г. Вологды за 1857-58 г.г. Л.542 об.-543 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20449 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27584 | Наверх ##
31 июля 2023 12:42 31 июля 2023 13:21 https://www.booksite.ru/fulltext/pos/luzh/ity/8.hЛетопись Ивана Слободского Н. Н. Малинина (г. Вологда) К БИОГРАФИИ ВОЛОГОДСКОГО ЛЕТОПИСЦА ИВАНА СЛОБОДСКОГО Имя Ивана Слободского известно в исторической науке прежде всего как автора "Вологодского летописца", памятника, созданного в начале XVIII в. и включившего в себя события местной истории с 1341 по 1676 гг. В дореволюционных изданиях краткая справка о нем была помещена в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона1. В трудах современных исследователей имя Ивана Слободского упоминается в связи с характеристикой вологодского летописания. Поиск и выявление новых документальных данных позволяет узнать дополнительные факты его биографии, расширить характеристику служебной и творческой деятельности*. Первые сведения об Иване Слободском относятся к концу XVII в. и сообщает он их сам в своем предисловии к службе Галактиону Вологодскому, "на свидетельствовании мощей" которого в 1697 г. он был и "видети сподоблен: понеже его преосвященнаго архиепископа рукоположением священно произведен в свещеносца и чтеца и певца, и бых тогда при нем преосвященном во услужении"2. Круг служебной и творческой деятельности Ивана Слободского того периода ограничивается, вероятно, певческой службой и перепиской книг. О том, что он занимался "богоугодным делом", перепиской богослужебных и, прежде всего, певческих книг, свидетельствует рукописная книга линейной нотации конца XVII в., хранящаяся в фондах музея и содержащая службы святым, в том числе вологодским - Корнилию Комельскому, Дионисию Глушицкому, Кириллу Белозерскому, Прокопию Устюжскому3. В имеющейся на одном из листов рукописи записи говорится, что "желание сея книги к состроению художество грубых рук не от породы, но от природы рекованного Ивана Слободского". Книга не датирована. Изучение ее состава, бумаги и других особенностей дает основание сделать вывод, что она написана на разной бумаге, несколькими почерками. Однако один из почерков идентичен тому, которым сделана запись и принадлежит Ивану Слободскому. В рукописной практике нередки случаи, когда запись в рукописи со многими почерками, оставляет имя одного, главного писца. Большая часть листов рукописи написана на голландской бумаге с филигранью "голова шута". Эта бумага была распространена в * Благодарю Н.И. Федышина, любезно указавшего на известные ему источники об Иване Слободском России в конце XVII в. Наиболее интересной как с книговедческой, так и литературной точки зрения представляется другая запись на последнем листе этой рукописи. Автор этой записи по почерку не кто иной, как Иван Слободской, в стихотворной форме излагающий свое отношение к проделанной работе: Колико возмогохома, толико и соплетохома, И вамо преложихома, аще и вкратце сочинихома И воедино совокупихома, дабы в забвении не волочихома. И так очи свои помутихома, видя не в пристройстве смотрихома, Того ради и плести престахома, доколе с увечьем не стахома. Как следует из этой записи, автор выступает не только простым переписчиком, но и подчеркивает свою авторскую принадлежность к излагаемым текстам. Со времен Древней Руси "плетение словес" являлось прерогативой дренерусского писателя, и употреблении в записи таких словосочетаний, как "соплетохома", "плести престахома" подтверждает эту мысль. Книга, о которой идет речь, была собственностью, как свидетельствует еще одна запись, проходящая по нижнему полю рукописи, сохранившемся документе вологодского архиерейского дома значится: "Певчей Иван Слободской. В пришествие великаго государя на Вологду ведено ему в казенном приказе бысть подъячим и певческую службу править же. Сказал Великаго государя указу 1702 году марта в 3 день великаго государя царевича и великаго князя Алексея Петровича учитель Никифор Кондратьев сын Вяземский"5. Как известно, "пришествие" Петра I в Вологду состоялось в мае 1702 г., тогда же архиепископом Гавриилом в крестовой палате архиерейского дома был организован торжественный прием, где присутствовали архиерейские певчие и "славили" царя.б О том, что Иван Слободской справлял свои обязанности подъячего в казенном приказе, свидетельствует несколько вновь найденных документов. Это прежде всего челобитная, которая была написана им от лица прихожан храма Николая Чудотворца во Владычной слободе. Вместе с протодъяконом Софийского собора Стефаном Картышевым, подъячими вологодской приказной избы, он обращался к архиепископу Гавриилу с просьбой о посвящении в священники этой церкви дъякона Симеона. "К сей челобитной Иван Слободской руку приложил", - свидетельствует скрепа в конце документа6. Писал он эту челобитную не только в силу своих служебных обязанностей, но и потому, что являлся прихожанином этой церкви, так как жил " за рекой Вологдой от села Фрязинова к Владычне Слободе". Вот как согласно переписной книге г. Вологды 1712 г. описывается дом, где жил Иван Слободской. "Дом подъячих Ивана да Петра Никитиных детей Слободских в длину 16 сажен, поперег 15 сажен с полуаршином. Хором - изба да горница на жилых подклетах, меж ними сени, над сенми вышка, под сенми амбар да погреб, три избы пустые, над воротами горенка, да сарай, да стая скотья, над ней сеновал, баня. Владеют по раздельной записи бабушки их, вдовой попадьи Домники Сергиевы дочери..."7. Сохранилась также "книга выдачи домовым архиерейским людям на 707 год денежнаго жалованья ". Эта, говоря современным языком, "ведомость выдачи зарплаты" написана рукой Ивана Слободского, о чем говорит запись в конце книги: "Правил Иван Слободской". В этой же книге он расписался в получении денег как певчий: "Иван Слободской деньги два рубля взял и расписался" Фрагментарность сохранившихся источников не позволяет проследить дальнейшую судьбу Ивана Слободского. Известно только, что в 1717 г. он жил в уездном городке Унже Костромской губернии. В книге "Летопись Макариева Унженского монастыря Костромской епархии " он значится вкладчиком " креста золотого с чернами, который приложен ко гробу чудотворца от Унжевского комиссара Ивана Слободского"9. Земские комиссары были органом Камер-коллегии в уездах и занимались в основном сбором податей. Таковы те немногочисленные свидетельства о службе Ивана Слободского, но тем не менее они помогают охарактеризовать отдельные стороны его творческой деятельности. Как известно, подъячие, в зависимости от квалификации, осуществляли работу по составлению документов, наводили справки в архиве приказа, занимались перепиской документов. Казенный приказ, где служил Иван Слободской, располагался во дворе архиерейского дома - это нынешний экономский корпус. В нем находились казначейские кельи, кладовые, а в "мезонине", кроме денежной казны архиерейского дома, хранились все важные письменные документы. Естественно, Иван Слободской, выполняя свои служебные обязанности, имел доступ к этим документам. И не знакомство ли с ними послужило толчком к пробуждению интереса к историческому прошлому? Довольно подробно о причинах, побудивших его обратиться к истории Вологды, а также самом процессе работы, рассказывает он в своем предисловии к "Вологодскому летописцу". "Имех аз немалое желание, дабы ми исследовать о своем отечестве, а имянно о граде Вологде, отколе состояние и коликих лет имущество, кем устройся и где градов первенство, но по многом моем старании и многих гранографов и летописцев созерцании не суть намерение исполнися: или за прежде бытныя града раззорения, или древних человек за нетщение отыскать начинания не возмог, ... узрех в разных летописцах другое о житии угодников божиих, вологодских чудотворцев, ... и сенодишных записках обретох в мале изъявление, их же зде во явность будущим рачителям предлагаю..."10. Характеристика этого памятника, один из списков которого хранится в Вологодском архиве, является темой другого исследования, однако здесь необходимо отметить, что именно в "Вологодском летописце" Иваном Слободским впервые было введено в научный оборот народное предание, которое позднее легло в основу исторической песни о том, как во время посещения царем Иваном Грозным Вологодского Софийского собора "из свода туповатова упадала плин-фа красная, попадала ему в голову, во головушку во буйную, в мудру голову во царскую". Но Иван Слободской, как удалось установить, является не только составителем вологодской летописи. Известно, что во время "услужения" при архиепископе Гаврииле, он присутствовал при "свидетельствовании мощей преподобнаго Галактиона". Уже тогда он "возымел желание", как пишет Н. Коноплев в своей книге "Святые Вологодского края", написать ему службу и житие". Служба эта была написана Иваном Слободским спустя 20 лет, в 1717 г. в городе Унже Костромской губернии. Какими судьбами он оказался вдали от вологодских пределов, пока остается загадкой. К сожалению, ни в одном из вологодских хранилищ не сохранилось не только автографа, но и списков службы или жития Галактиона Вологодского. Хотя, по свидетельствуй. Коноплева, в конце прошлого века список жития с предисловием Ивана Слободского он видел в библиотеке Спасо-Прилуцкого монастыря. Сегодня небезынтересно отметить, что житие не затерялось окончательно. Его фрагмент, посвященный событиям польско-литовского нашествия на Вологду и роли в них Галактиона, обнаружен в качестве сопроводительного текста к трем картинам, ныне хранящимся в фондах музея, а раньше находившимся в часовне Свято-Духова монастыря. А в записи на картине говорится следующее: "Все эти 3 картины с буквенным подписанием под пятью номерами, изображающие благопопечение препадобнаго Галактиона о святых церквах и жителях г. Вологды в 1613 году* по распоряжению настоятеля Спасо-Каменского Духова монастыря... начатыя в декабре 1860 года окончены в январе 1861 г. тщанием вологодских живописцев Конст. Мих. Козлова и Африкана Ив. Скрипицына с его сыном Иваном, сообразно давнему сказанию о преподобном отце нашем Галактионе вологодском чудотворце, которое собрал и написал во граде Унже в лето от Рождества Бога Слова 1717 месяца июня 29 дня смиренномудренно назвавший себя тако: юных менш, всем рабичищ Иван Слободской"12. Из этой записи следует, что живописцы, создавая картину, держали в руках список "сказания" о Галактионе Вологодском и сопровождали иллюстрируемый текст соответствующими выписками из него.э Неслучайно в статье воспроизводится так много записей, выписок из книг и документов. Сам факт их наличия на всех памятниках, вышедших из-под пера Ивана Слободского, говорит об особом отношении их автора к создаваемым и переписываемым произведениям. Такие, встречающиеся в записях слова, как "дабы в забвении не волочихома", "в явность будущим рачителям предлагаю" говорят о том, что автору Далеко не безразлична проблема сохранения книг для потомков. Ни в одном из упомянутых памятников Слободской не забывает отметить свое авторство. Такой взгляд на книгу мог сложиться лишь у человека * Имеется в виду сказание о разорении г. Вологды в 1612 г., ошибочно датированное в XIX в. 1613 г. - ред. Неслучайно в статье воспроизводится так много записей, выписок из книг и документов. Сам факт их наличия на всех памятниках, вышедших из-под пера Ивана Слободского, говорит об особом отношении их автора к создаваемым и переписываемым произведениям. Такие, встречающиеся в записях слова, как "дабы в забвении не волочихома", "в явность будущим рачителям предлагаю" говорят о том, что автору Далеко не безразлична проблема сохранения книг для потомков. Ни в одном из упомянутых памятников Слободской не забывает отметить свое авторство. Такой взгляд на книгу мог сложиться лишь у человека * Имеется в виду сказание о разорении г. Вологды в 1612 г., ошибочно датированное в XIX в. 1613 г. - ред. образованного, с широким кругом чтения, много работавшего с документами, понимавшего их роль и значение для будущей истории. И сегодня его надежды оправдались. Благодаря этим записям нам удалось восстановить отдельные страницы биографии, расширить круг сведений о творческой деятельности, отметить явный литературный талант вологодского певчего и летописца Ивана Слободского. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон.- СПб., 1900. - Т. XXX. - С. 373. 2. Коноплев Н. Святые Вологодского края. - М., 1895. - С. 106. 3. ВГМЗ, сектор письменных источников, ВОКМ - 28528. 4. Оглобин Н. Библиотека сибирского митрополита Игнатия 1700 г. - СПб., 1893. // ИВ. - 1894. - № 5. - С. 551. 5. ГАВО, коллекция столбцов, к. 39, № 415. 6. ГАВО, коллекция столбцов, к. 12, № 227. 7. ГАВО. Ф. 652. On. 1. Д. 37. Л. 201. 8. ГАВО. Ф. 512. On. I. Д. 169. Л. 5,12. 9. Летопись Макариева Унженского монастыря Костромской епархии. - Вып. 2. - Кострома, 1892. - С. 93. 10. ГАВО. Ф. 883. On. 1. Д. 150. Л. 1 (об.). 11. Коноплев Н. Святые...-С. 106. 12. ВГМЗ, хранилище живописи, ВОКМ - 9536/1-3. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20449 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27584 | Наверх ##
1 августа 2023 15:44 Николаевская Слободская (Старослободская) церковь (Грязовецкий уезд) Церковь являлась главной в приходе (К 1792). Именовалась как Николаевская в Старой Охотничьей слободе, в Комельской слободе. До 1780 г. - Вологодского уезда.
На начало XX в. к приходу относились населенные пункты: Деревни: Александровка, Волково, Воронино, Голубково, Гридино, Дворы, Девять Изб (Яковлево), Демино, Елизаветино, Зареки, Калинкино, Кривошеино, Куприяново, Ласковцево, Митино, Мичурино, Мясник, Николаевское (Николаевка), Падалово, Пузово, Слобода Комельская, Софьино, Чернава, Яковлевка. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20449 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27584 | Наверх ##
1 августа 2023 15:50 1 августа 2023 16:10 Николаевская Слободская (Старослободская) церковь (Грязовецкий уезд) Церковь являлась главной в приходе (К 1792). Именовалась как Николаевская в Старой Охотничьей слободе, в Комельской слободе. До 1780 г. - Вологодского уезда. На начало XX в. к приходу относились населенные пункты: Деревни: Александровка, Волково, Воронино, Голубково, Гридино, Дворы, Девять Изб (Яковлево), Демино, Елизаветино, Зареки, Калинкино, Кривошеино, Куприяново, Ласковцево, Митино, Мичурино, Мясник, Николаевское (Николаевка), Падалово, Пузово, Слобода Комельская, Софьино, Чернава, Яковлевка. https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/573831#5 Л.5 1720-22 г.г. Ведомость о священнослужителям Николаевской Слободской ( Старослободской) церкви Грязовецкого уезда Поп Федор Данилов 60 У него дети: Иван 25 Петр 20 Диакон Иван Яковлев 37 У него отец. Яков Иванов 80 Дьячек Артем Иванов 53 У него дети: Петр 25 Гаврило 22 Той же церкви Поп 1,Диакон 2, Дьячек 1
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|