Библиотечка
В этом разделе размещаю статьи, отрывки из произведений по наиболее близкой тематике к моей родословной, связанной с духовным происхождением предков и историей Вологодчины.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20446 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27579 | Наверх ##
30 апреля 2024 5:36 Притча о талантах (Евангелие от Матфея, 105 зачало, глава XXV, стихи 14-30) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Прочитанная сегодня притча о талантах – одно из целого ряда пророческих предупреждений и приточных сказаний Христа о грядущем Суде. Если прочесть 24 и 25 главы Евангелия от Матфея, откуда и взята сегодняшняя притча, то мы видим, что Спаситель предупреждает нас о трех основных опасностях, которые могут привести нас к суду неготовыми. Первая опасность – это беспечность, вторая – малодушие, а третья – жизнь, недостойная человека по нечуткости и бесчеловечности. Беспечность описана Христом в трех притчах: первая – это беспечность благодушная, веселая, беспечность, которую мы считаем естественной. Христос говорит: Бдите, потому что суд, день Господень, придет внезапно, как он пришел в дни Ноевы. Тогда люди и пили, и ели, и замуж выходили, и ни о чем не думали большем, чем земля, чем каждодневная их радость жизни, а суд Господень нарастал и в какой-то день разразился гневом и потопом. Будет и позже так: две женщины будут работать у жернова – одна возьмется, другая оставится: два человека будут в поле – один возьмется, другой оставится… Эта беспечность – такая нам обычная, привычная, родная, благодушная, веселая, радующаяся на жизнь и забывающая, что жизнь не такая плоская, а что она глубокая, бездонная, что она уходит в вечность. Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/tri-opasnosti/ --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20446 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27579 | Наверх ##
30 апреля 2024 5:36 30 апреля 2024 5:41 Три опасности Спаситель предупреждает нас о трех основных опасностях, которые могут привести нас к суду неготовыми. Митрополит Антоний Сурожский Притча о талантах (Евангелие от Матфея, 105 зачало, глава XXV, стихи 14-30) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Прочитанная сегодня притча о талантах – одно из целого ряда пророческих предупреждений и приточных сказаний Христа о грядущем Суде. Если прочесть 24 и 25 главы Евангелия от Матфея, откуда и взята сегодняшняя притча, то мы видим, что Спаситель предупреждает нас о трех основных опасностях, которые могут привести нас к суду неготовыми. Первая опасность – это беспечность, вторая – малодушие, а третья – жизнь, недостойная человека по нечуткости и бесчеловечности. Беспечность описана Христом в трех притчах: первая – это беспечность благодушная, веселая, беспечность, которую мы считаем естественной. Христос говорит: Бдите, потому что суд, день Господень, придет внезапно, как он пришел в дни Ноевы. Тогда люди и пили, и ели, и замуж выходили, и ни о чем не думали большем, чем земля, чем каждодневная их радость жизни, а суд Господень нарастал и в какой-то день разразился гневом и потопом. Будет и позже так: две женщины будут работать у жернова – одна возьмется, другая оставится: два человека будут в поле – один возьмется, другой оставится… Эта беспечность – такая нам обычная, привычная, родная, благодушная, веселая, радующаяся на жизнь и забывающая, что жизнь не такая плоская, а что она глубокая, бездонная, что она уходит в вечность. Другая беспечность – злая беспечность, которая пользуется тем, что Бог, как будто, не спешит прийти на расправу; но апостол Петр говорит, что Бог медлит, потому что долготерпит о нас… В притче Господней в этой 24 главе говорится о слуге, который был послан надзирателем над другими. Ему было поручено следить, чтобы им было хорошо жить в доме их господина, даже когда его нет, когда он сам не может видеть их жизнь и позаботиться о их нуждах. А раб этот подумал: „Не скоро еще придет господин; я буду пить, есть, веселиться, а рабов буду гнать и бить, я – господин”, – воображая, будто они в его власти, будто в отсутствие господне его достоинство – господское. А господин вернулся, когда не ждали его, и застиг неверного раба в его неправде, и изгнал. Это – вторая беспечность, греховная, злая, которая нам тоже обычна. Мы тоже не спешим меняться на добро, потому что Господь за горами, суд далек. Мы не спешим творить добро, потому что еще есть время; когда-нибудь, когда мы устанем от зла, то успеем еще к добру вернуться, – а День Господень идет и идет на нас, и в какой-то день, какой-то час встанет суд перед нами и мы – перед судом. Есть и еще одна беспечность, которую Господь описывает в притче о десяти девах, из которых пять были умные, а пять – безумные. Это беспечность сонливая, беспечность, которая надеется, что все еще успеется: жить, любить, исправиться еще успеется. Не придет же Бог во время ночной стражи, – можно еще подремать, помечтать и опомниться когда-нибудь, когда придут какие-то предвестники суда… А суд приходит в ночи, потому что спящему всякий час – ночь, и застигает врасплох. Вот беспечность веселая, добродушная, как будто и не злая; беспечность безответственная, злонамеренная, жадная, злая; и беспечность опять-таки страшно нам обычная: завтра все успеется, а сегодня помечтаем… Это первая группа предупреждений Господних. А дальше – притча о талантах. Господь дает каждому дарование в меру его сил и призывает принести плод такой же богатый, как богаты сами дарования. И часто мы ничего с этими дарованиями не делаем: нам дается ум– но этот ум мы не обогащаем ничем; нам дается чуткое сердце – но это сердце остается только как возможность чуткости, а на деле дремлет в себялюбии, коснеет; дается нам воля, порой сильная, которая остается бесплодно-бесцельной. Много нам дается, что мы храним в том виде, как Бог дал, а плода – никакого. Почему?  Мара Даугавиете. «Притча о талантах» Не всегда по беспечности, а порой потому что нами овладело малодушие, трусливость. Нам кажется (и так оно и есть), что чтобы чего-то достичь, надо всем рискнуть: покоем, обеспеченностью, отношениями, жизнью, – всем, или хотя бы чем-нибудь; и мы думаем: нет, верну я Господу то, что Он мне дал, но рискнуть потерять себя и ответить перед Богом – нет… А когда суд приходит, оказывается, что когда-то нам данное нашим никогда не было, а все время оставалось Господним. И часто Господь вернет это Себе и отдаст тому, кто был готов рисковать жизнью, и покоем, и обеспеченностью, и всем телом и душой, чтобы принести плод, чтобы не быть заживо мертвым, но быть живым и животворящим. И наконец, притча, которую мы читаем перед самым Великим постом, об овцах и козлищах, о последнем суде. О чем этот суд? Не о том, что мы не имели каких-то великих откровений, а о том, что мы не были просто людьми, не могли сердцем человеческим, плотяным, живым отозваться на нужды, на горе, на боль другого человека, на грозящую ему опасность. Кто не может быть человеком на земле, тот не может быть человеком и на небе; кто в малом не может быть человеком, тот никогда не вырастет в меру Человека Иисуса Христа. В этом предупреждение Господне о суде: суд не в том, что Господь придет и это страшно будет, а в том, что Он придет, и будет так жалко и так больно, что мы прожили жизнь, так и не став человеком: по трусости, сонливости, себялюбивой злобе или просто забывчивой беспечности. Суд в том, что мы иногда проживем всю жизнь, не заметив, что она глубока, просторна, что жизнь ключом бьет из глубин Божиих и уносит нас в эти глубины. Вдумаемся в эти разные образы, опомнимся и станем жить не узкой, бедной жизнью, которая вся заключается в нас самих, а той просторной, глубокой, мощной жизнью, которая покоится в Боге, которая из Него получает источник безграничной силы, и которая нас уносит в вечность, где все имеет свое место, где все получает величие, потому что благодатью Святого Духа, любовью Господней человек может себя перерасти и стать богочеловеком по подобию Иисуса Христа. Аминь. Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/tri-opasnosti/ --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20446 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27579 | Наверх ##
30 апреля 2024 21:58 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20446 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27579 | Наверх ##
30 апреля 2024 21:58 30 апреля 2024 21:59 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20446 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27579 | Наверх ##
3 мая 2024 3:00 3 мая 2024 3:05 http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=457Спасский Дмитрий Вассианович Происхождение из духовного сословия Годы жизни 21.1.1877 Образование Вологодская ДС (1901 г.?) Послужной список 20.6.1901 определен псаломщиком к Усть-Сысольскому Троицкому собору Вологодской губернии. С 1.11.1901 законоучитель при Читовском земском училище. С 28.11.1901 законоучитель и учитель пения при Кочпонской одноклассной ЦПШ. С 1.1.1903 учитель Деревянской второклассной школы Усть-Сысольского уезда, был в ней учителем пения. 26.9.1908 рукоположен во священника к Усть-Немской церкви Усть-Сысольского уезда. С 24.2.1909 депутат по делам следственным и хозяйственным 5-го округа. С 1911 г. законоучитель в обеих школах. 5.4.1913 награжден набедренником. Расстрелян 19 сентября 1918 г. карательным отрядом красных под командованием большевика М.Мандельбаума. Похоронен в с. Помоздино Усть-Сысольского уезда. На месте расстрела внуком Феликсом Григорьевичем Кармановым установлен деревянный крест в 1992 г. Жена Анна Иоанновна Покровская, дочь священника Киберской Спасской церкви Усть-Сысольского уезда Иоанна Иоанновича Покровского, родилась 30.11.1880 в с. Кибра. Закончила Усть-Сысольскую женскую прогимназию. Работала учительницей в с. Усть-Нем, д. Парч, д. Лазарсикт Усть-Сысольского уезда. Как жена служителя культа была уволена. Переехала жить к сыну Георгию в Ленинград. Умерла в 1939 г. в Ленинграде. Дети: Сергей, 1908 г.р.; Галина, род. 4.1.1910, учительница; Антонина, род. 23.2.1911, служащая; Таисия, род. 24.09.1913, служащая; Георгий, 1915 г.р., погиб под Ленинградом в 1942 г. Усть-Немская Спасская церковь Усть-Сысольский Троицкий собор Источники НА РК. Клировые ведомости церквей Усть-Сысольского уезда. Вишерская Г. М. "Родословная священнического рода Поповых - Вишерских". https://vk.com/wall377681890_6551ДВЕ РАДУГИ В ВИДЕ КРЕСТА Наш путь лежит в далёкое село Помоздино на Верхней Вычегде, чтобы почтить память священномученика Дмитрия Спасского. Сегодня как раз память его гибели – 19 сентября 1918 года без суда и следствия он был расстрелян отрядом комиссара М. Мандельбаума. В машине – новая икона святого, точнее, множество распечатанных с неё копий – для раздачи верующим. Их везёт внук священномученика Феликс Григорьевич Карманов. В Помоздино к часовне Дмитрия Спасского мы приехали одновременно с монахами Ульяновского монастыря. За водосвятным молебном туман начинает рассеиваться, и, когда звучало величание святому, всё кругом уже играло солнечными бликами. Господь призвал к подвигу о.Дмитрия Спасского в возрасте сорока одного года. Батюшка служил в Спасской церкви села Усть-Нем, когда сюда на пароходе «Доброжелатель» прибыл отряд Мандельбаума. Чёрная слава о его бесчинствах катилась впереди них: грабя всех подряд, они топили в крови и слезах все сёла на своем пути. Вооружённые представители власти большевиков явились в храм, когда о.Дмитрий во время проповеди утешал своих прихожан. Коми языка красноармейцы не понимали, но к чему придраться, нашли сразу: почему, мол, он не встречает представителей власти колокольным звоном?! Только успел о.Дмитрий зайти домой, как в дверь постучались и, не дождавшись ответа, ворвались несколько вооруженных людей. Всё перевернули вверх дном, ища золото. Но единственной ценностью были четверо маленьких детей, самой старшей из которых – Галине – исполнилось восемь. Дети заплакали. Ничего не найдя, солдаты забрали о.Дмитрия с собой на допрос. «Бог вас не оставит» – такими были последние слова священника, адресованные матушке Анне и детишкам. Так начался четырёхдневный крестный путь о.Дмитрия. Через несколько дней пыток его повели на пароход. И на нем, сменяя друг друга, пьяные изуверы били батюшку, пока «Доброжелатель» добирался до д.Вольдино. И ещё 19 километров измученному отцу Дмитрию пришлось идти пешком до местечка Подора, где его заставили выкопать для себя могилу, а потом расстреляли, наспех присыпав тело песком. Непрекращающийся дождь обнажил кисть руки батюшки. По ней могилу быстро нашли местные крестьяне, и на третий день матушка Анна вместе с добровольными помощниками перевезла на лошади тело мужа в Помоздино, где после отпевания в Успенской церкви о.Александром Тюрниным его похоронили на местном церковном кладбище. На могилке установили крест, только побоялись написать имя. После войны кладбище было снесено, на месте могилок построили дома. Теперь это центр села. А могила о.Дмитрия оказалась под зданием местной школы. Туда-то мы и направляемся после молебна крестным ходом. Совсем немногочисленной нашей процессии встречные сельчане отдают поклоны и крестятся, здороваясь со всеми. В том числе со мной. Не скажу за остальных, но я первый раз в Помоздино и никого из местных жителей не знаю. Отмечаю для себя, что Помоздино – село чистое, словно каждое утро улицы подметают метёлками. Приблизительно так оно и есть, и главные санитары – это школьники. Дома добротные, ухоженные. Люди приветливые. Около креста, установленного пять лет назад вблизи дальнего угла школы, под которым и находятся мощи, священники снова служат молебен мученику. Иеромонах Афанасий (Югин) просит называть имена всех крестоходцев, чтобы за каждого попросить благословенного заступничества святого. В руках при абсолютном безветрии высоким пламенем горят свечи. С соседних берёз на головы молящихся сыплется золото листьев. Отец Афанасий окропляет крест и всех собравшихся святой водой. «Ну, слава Богу, вот вроде бы всё и совершили, – как-то просто говорит он. – Теперь можно прикладываться ко кресту». Все подходят, прикладываются, целуют фотографию мученика. Совсем как у обыкновенного мирянина на могилке. Феликс Григорьевич просит сфотографировать его на память возле креста, на котором – имя его деда. Именно он в настоящее время больше всех из родственников делает для прославления своего деда. Ещё работая в Помоздинском сельсовете, он по делам службы часто бывал в местечке Подора, когда там ещё жили люди, и от них он узнал точное место расстрела о.Дмитрия, тайно приходил туда. В феврале 1992 года, вместе со своим зятем Юрием Спиридоновым, они установили на месте расстрела крест. Стараниями Феликса Григорьевича это безлюдное место, заросшее деревьями, сейчас облагорожено. Установлен новый крест, около которого расчищена площадка, всё вокруг обнесено оградой. Сюда из Помоздино, а это около 26 километров, пять лет назад был совершён первый крестный ход, который должен был стать ежегодным. Два года назад в нём приняло участие уже около 50 человек, а в этом году из-за малочисленности участников и трудности дороги решено было его не проводить. Три года назад, опять же по инициативе Феликса Григорьевича и главным образом на его средства, в Помоздино начато строительство храма в честь Дмитрия Спасского. Деревянный храм строится рядом со старинной Успенской церковью, у подножия храмового холма. Сейчас он поднят до крыши. На будущий год, к 90-летию памяти священномученика, планируется его достроить и освятить. Село хоть и большое по северным меркам (около трёх тысяч жителей), но храма здесь сегодня нет. Хотя высокая колокольня видна задолго до въезда в село, в стенах старинной церкви до сих пор располагается маслозавод. В 1999 году монах Ульяновского монастыря Георгий (Шаков) увидел над церковью две радуги, которые были расположены не одна над другой, как это обычно бывает, а пересекали друг друга в виде креста. Удивившись столь необычному знамению, о.Георгий подумал, что храм скоро начнут восстанавливать. И действительно, после этого в Помоздино зарегистрировалась православная община, люди стали собираться на богослужения. Для совместных молитв им выделили просторное здание бывшего комбината бытового обслуживания, в котором, помимо молитвенной комнаты, сейчас оборудована и церковная мастерская. Вот только храм, над которым просияла крестовая радуга, по-видимому, так и останется маслобойней. Беда в том, что в Помоздино до сих пор нет своего священника. В советское время в этот дальний угол империи ссылались священнослужители со всей страны, и на единицу местного населения здесь их, наверное, было больше, чем где бы то ни было. А теперь по воскресеньям человека три-четыре собираются на совместные молитвы, сами читают акафисты. Спрашиваю казначея общины Антонину Размыслову: отчего в этом году народу так мало на крестный ход пришло? «Так день хороший выдался, люди картошку копают». Вообще-то, как я успел заметить, картошка у многих давно уже выкопана. Народ слоняется по улицам праздно, а мужики, известное дело, в сильном подпитии. – Может быть, просто верующих мало? – У нас секта Иеговы как раковая опухоль растёт, и американцы свою веру насаждают. Ходят по садикам с разрешения заведующих, для них все двери открыты. – Что за американцы? – Те, что у нас в соседнем селе Дон живут. Конечно, не они сами ходят, а их последователи. Из райцентра к нам одна женщина своих проповедников направляет. Они по школам ходят, каждому школьнику по десять рублей дают, чтобы к ним потом обращались. В садики их на праздники приглашают. Пригласили как-то на празднование дня рождения, они все вместе взялись за руки и стали свои молитвы читать – потом у одной женщины больше недели голова болела. Я поразился такой ситуации. Каких-то два американца, поселившиеся в селе Дон, обратили в свою протестантскую веру весь Усть-Куломский район, а в это же самое время множество наших батюшек и монахов из Ульяновского монастыря, живущих в этом же районе, не способны им никак противостоять. – Почему же у вас американцы проповедуют? – удивляюсь я. – А что мы можем сделать? – говорит Антонина. – Это усть-куломские власти виноваты… История Помоздино богата знаменательными событиями. Село образовано староверами в XVII веке, которые уходили вверх по Вычегде от преследований властей. Отсюда многие потом переходили через Уральские горы в Сибирь, поскольку дорога проходила именно тут. Теперь здесь староверов уже не осталось. В гражданскую войну в доме купца Иезекиля Порошкина, в котором ныне находится музей, располагался штаб колчаковской армии. Вокруг села шли бои, и до сих пор видны многочисленные окопы. Да и само село наполовину было за красных, а наполовину – за белых. Рассказывая об этом периоде, директор местного краеведческого музея Александр Шеберев говорит: «Ещё долго после этих боёв наши деды и прадеды хватали друг друга за бороды и кричали: «Ах, гад, ты за красных, а ты, такой-сякой, за белых!» В доме, где сейчас располагается музей, состоялся последний допрос главного героя гражданской войны в Коми Домны Каликовой. Отсюда в 1919 году офицеры Белой армии выволокли её на берег Вычегды и расстреляли. Вот исторический парадокс: место пыток и расстрела Домны Каликовой и могила священномученика Дмитрия Спасского сегодня находятся недалеко друг от друга. В чём различие их подвига, современные дети не понимают. «Нашим ребятишкам уже не понятно, за какую идею они сражались и погибали, – говорит Александр Васильевич. – Спрашивают у меня: а кто такие были большевики? Точно так же они не понимают, как можно умереть за Христа. Вот и к сектантам дети примыкают больше потому, что можно получить червонец на халяву...» Напоследок Александр Васильевич подводит нас к уцелевшему колоколу со старой колокольни, который ждёт своего часа, чтобы снова огласить окрестности радостным благовестом. Дождётся ли? Е. СУВОРОВ
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20446 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27579 | Наверх ##
3 мая 2024 3:05 К предыдущей заметке
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20446 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27579 | Наверх ##
3 мая 2024 3:07 3 мая 2024 3:08 http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=457Спасский Вассиан Дмитриевич Происхождение сын дьячка Киберской церкви Димитрия Спасского Годы жизни 4.10.1852 Образование Вологодская ДС (1875 г.) Послужной список С 1875 г. - сельский учитель Койгородского начального училища Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. 1877 - священник Небдинской церкви того же уезда. 1882 - помощник благочинного. В 1883 г. за усердную и полезную службу награжден набедренником. 1878-1907 - законоучитель в Небдинском начальном училище. 1885 - и.д. благочинного 4-го округа Усть-Сысольского уезда. В 1885 г. утвержден благочинным. Исполнял эту должность до 25.1.1890. В 1891-1907 гг. - духовник духовенства 4-го округа. В 1892-1899 гг. - депутат на училищные съезды. 1893 - за усердную и полезную службу награжден скуфьей. 1897 - за участие во всеобщей переписи населения пожалован темно-бронзовой медалью на ленте государственных цветов. 1907 - отрешен от священнического места, проживает в Вологодском Духовом монастыре. 1909 - священник Вочевской церкви Усть-Сысольского уезда. 1910 - заведующий церковной школы и законоучитель этой школы и Верхневочевского земского училища. Уволен за штат 1 июля 1915 г. Вочевская Сретенская церковь Небдинская Спасо-Преображенская церковь Источники НА РК. Ф. 230. Оп. 1. Ед. хр. 357. Л. 4 об. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20446 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27579 | Наверх ##
4 мая 2024 5:04 4 мая 2024 5:06 Великая Суббота — это день накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его Воскресение. «Эта суббота — преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть», — поет Церковь в этот день. Велико искушение утром остаться дома, отоспаться, отдохнуть, ведь впереди торжество пасхальной ночи, которое потребует напряжения души и тела. Но мысль эта неверная: многие прихожане по опыту знают, что богослужение Великой Субботы — одно из самых прекрасных в году, и силы оно не отнимает, а, наоборот, придает! Больше двух тысяч лет назад в этот день скорбели апостолы и Богородица, плакали жены-мироносицы. Тело Христа лежало во гробе, было очень тихо (Великую Субботу еще называют Тайной покоя Господа). Но мы, христиане, уже знаем: Христос победил смерть. И Его победа была сокрушительной по своей духовной силе. Этим ощущением тихой печали, покоя, через которые уже пробивается радость и торжество Воскресения, пронизана вся служба Великой Субботы. Утреннее богослужение довольно продолжительное. На вечерне (она служится утром в соединении с литургией) читаются паремии (отрывки из Ветхого Завета) — пророчества, в которых говорится о пришествии Спасителя. Каждый раз поражаешься их точности! И если на обычной праздничной вечерне прочитываются, как правило, три паремии, то в Великую субботу — пятнадцать. Тексты паремий подчеркивают, что пришествия Мессии и избавления человечества от проклятия первородного греха ждали не только люди, но и все творение. Это отражено в «Песни трех отроков», которая исполняется торжественно и радостно: Господу поют «воды, что превыше небес, «солнце и луна», «звезды небесные», «всякий дождь и роса», «огонь и жар», «холод и зной» и другие стихии. Большая часть службы посвящена теме Сошествия Христа во ад. Стихиры Великой Субботы описывают это вселенское событие от лица... самого поверженного ада! «Ад, ныне стеная, вопиет: разрушилась моя власть, принял Мертвого как одного из умерших, и не могу удержать Его нисколько, но лишаюсь вместе с Ним тех, над кем царствовал; я владел мертвецами от века, но Сей их всех воздвигает... лишился я тех, над кем царствовал; кого сумел поглотить — изблевал; опустошил гробницы Распятый, изнемогает владычество смерти». Да, так и говорится: аду стало нестерпимо тошно от прихода Христа, полноты жизни, и он изверг все порабощенные им души праведников! Раньше на богослужении Великой Субботы крестили новообращенных людей, которые готовились к таинству весь Великий пост. Поэтому вместо обычного Трисвятого (гимн «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас») исполняется песнопение «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» (Те, которые во Христа крестились, во Христа оделись), напоминая всем стоящим в храме, как они когда-то стали членами Церкви— Тела Христова. Еще один интересный момент службы — перемена облачений священников и всего храма. Обычно после чтения Апостола, во время пения отрывка из 81-го псалма «Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех» снимаются черные покровы с аналоев, меняется завеса царских врат, священники, дьяконы переодеваются в белые одежды. Был траур — стала радость, смерть обратилась в жизнь. После субботней литургии бывает первое, долгожданное, наверное, самое радостное освящение куличей, яиц и пасох. В этом тоже контраст Великой Субботы, который стоит прожить: с одной стороны — великая тишина, с другой — простая земная радость. В результате возникает настроение, когда, несмотря на продолжительную службу, уходить из храма не хочется. Но даже если у вас по каким-то причинам не получилось прийти на службу и вы успели уже только на освящение куличей, не уходите сразу после того, как батюшка на церковном дворе покропил ваши пасхальные блюда освященной водой. Зайдите в храм, где в это время будет уже не так много людей, чтобы помолиться перед плащаницей — так называется прямоугольное полотно с изображением лежащего во гробе Иисуса Христа. Ведь такая возможность бывает только раз в году. Плащаницу выносят и полагают в центр храма в пятницу вечером, а уже вечером в субботу, перед началом пасхальной службы уносят в алтарь. Поэтому в Великую Субботу христиане стремятся прийти в храм еще и затем, чтобы поклониться Спасителю, принявшему мучения и смерть за наши грехи, и приложиться к плащанице. В эти часы здесь особенно чувствуется присутствие Самого Господа. https://yandex.ru/turbo/foma.r...azhno.html
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20446 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27579 | Наверх ##
5 мая 2024 17:39 5 мая 2024 17:40 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20446 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27579 | Наверх ##
5 мая 2024 17:43 5 мая 2024 17:50 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|