Библиотечка
В этом разделе размещаю статьи, отрывки из произведений по наиболее близкой тематике к моей родословной, связанной с духовным происхождением предков и историей Вологодчины.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20481 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27645 | Наверх ##
27 апреля 2017 6:28 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20481 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27645 | Наверх ##
27 апреля 2017 6:35 4 мая 2017 12:18 В продолжение статьи расскажу еще об одном малоизвестном факте. Информация взята также из Вологодских епархиальных ведомостей. ВЕВ N 23 п за 1910 год. Стр. 445. СВ. ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ АННА КАШИНСКАЯ 19 декабря 1909 года особенно памятно для жителей г. Грязовца и окрестных многочисленных деревень. В этот день торжественно встречена св. икона Преподобной Великой Княгини Анны Кашинской, освященная в г. Кашине и пожертвованная Вологодским купцом НИКОЛАЕМ ПИМЕНОВИЧЕМ КУБРЯКОВЫМ.
О прибытии святыни граждане и крестьяне извещены были заблаговременно особыми объявлениями. В день встречи в 12 час. была дана условная повестка -24 удара в большой колокол. В 1 час 20 мин. в собор прибыли крестные ходы из кладбищенского и тюремного св. храмов. В 1 час 35 мин. по окончании в соборе молебна Преподобной с водоосвящением, соединенный крестный ход направился к вокзалу; стечение народа было громадно. Ровно в 2 часа поезд подошел к вокзалу при общем пении соборного хора и богомольцев " Ублажаем тя..." Икона Преподобной вынесена была из вагона. После краткого молебна и молитвы св.Анне прибывшая икона с крестным же ходом внесена в собор. С 6 часов в соборе отправлено праздничное всенощное бдение, а в следующий день ранняя и поздняя литургия. Пред молебном, совершенным соборным причтом в полном своем составе после поздней литургии, о. настоятель сказал слово , закончив его объявлением, что впредь по пятницам каждой недели в соборе будет совершаться поздняя литургия и молебен Преп. Великой Княгине Анне о здравии граждан и всех прихожан Христорождественского собора. Слава и благодарение Господу и хвала Преподобной! Пятница теперь в Грязовце стала как бы вторым праздником в неделе. Число богомольцев, прибегающих к предстательству угодницы Христовой и страдалицы-молитвенницы Российской заметно увеличивается. Продолжение ВЕВ N 23п за 1910 г. Далее со стр. 446 по 448 описывается житие св. Благоверной Княгини Кашинской Анны Стр. 449 ... В наш век религиозного сектантства и неверия весьма отрадно отметить особый подъем общего религиозного воодушевления в г. Кашине , по случаю возбуждения ходатайства перед Святейшим Синодом о восстановлении церковного прославления ея. У всех жителей в сердце и устах имя небесной покровительницы города благоверной великой Княгини Анны Кашинской. К неописанной их радости , 8 ноября 1908 года Его Величество Государь Император, Самодержец Всероссийский, соизволил утвердить определение Св. Синода о прославлении преподобной Великой Княгини Анны Кашинской. Торжество это при необычайной торжественности совершилось 12 июня 1909 года , в присутствии Ея Императорского Величества Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Из иерархов российской церкви в этом торжестве участвовали митрополит Московский Владимир, архиепископы : Алексий Тверской, Тихон Ярославский, Николай Владимирский, Назарий Нижегородский; епископы : Никон Вологодский, Гермоген Саратовский, Серафим Кишиневский, Гавриил Омский, Александр Орловский, Никандр Олонецкий, Евгений Муромский и Алипий Старицкий. Кроме того прибыли до 100 человек настоятелей и настоятельниц монастырей, протоиереев и священников разных губерний. Кашинское торжество подобающим образом отпразновано и в С- Петербурге , Москве и Киеве и других городах Российской Империи. В старинном полууставном житии Преподобной Великой Княгини Анны Кашинской описано болееи40 чудес, совершившихся о молитвам к ней, 30 внесено в соборную книгу записей исцелений и других действий, подаваемых Преподобною Княгинею Инокиней Анною и 7 исцелений бывших по молитвам ее летом 1909 года. Несколько случаев благодатного исцеления по предстательству Преподобной Великой Княгини Инокини Анны было обнаружено среди жителей г. Грязовца, так радостно и усердно принявших ея святую икону. Из них всесторонне проверено и надлежащим порядком засвидетельствовано следующее : мещанин города Грязовца Михаил Сирин, 38 лет, служащий в уездной земской больнице, в конце минувшего 1909 года и начале текущего болел брюшным тифом, в очень тяжелой форме. В половине января он уже был в очень тяжелом состоянии, и врачи признали выздоровление его невозможным, особенно ввиду того, что Сирин только год назад с трудом перенес брюшной, а потом возвратный тиф. Когда медицина стала бессильной в борьбе с его недугом, жена Сирина прибегла с горячею молитвой к великой Княгине инокине Анне. Как только в соборе был отслужен первый молебен Преподобной, Сирину стало легче, а через неделю он уже оправился настолько,, что сам явился в собор для служения благодарственного молебствия всеблаженной Анне пред честною ея святою иконою. Сообщая о сем, духовный отец Сирина , соборный священник Николай Соколов , присовокупляет, что это чудо достаточно свидетельствует, что и нене " с нами Бог" и св. Его Угодники, чрез которых Господь обильно подает Свою благодать с верою просящих у Него помощи и подлинно " Дивен Бог во святых Своих" . По их предстательству Он воздвигает болящих и от смертного одра. Протоиерей Александр Попов. Не оставляет сомнений, что Николай Пименович таким образом почтил и увековечил память своей незабвенной супруги Анны Ардалионовны, небесной покровительницей которой была св. Анна Кашинская. Справка.А́нна Ка́шинская, в монашестве Софи́я, в схиме Анна (ок. 1280 — 2 октября 1368, Входно-Иерусалимская слобода под Кашином) — тверская княгиня, святая (благоверная княгиня) Русской церкви. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — прецеденту в истории Русской церкви.  Почитание Святой Анны Кашинской особенно возросло с началом войны. Образ святой княгини, благославлявшей мужа и сыновей на борьбу с неприятелем и пережившей их утрату, засиял в сонме русских святых особым теплым и утешительным светом. Произошла революция ,и вместе с новомучениками, разделяя судьбы своего земного отечества , пошли по пути страдания великие русские святые. Их нетленные мощи предавались поруганию и изгнанию из созданных ими обителей и храмов. Разделила общую участь и святая благоверная княгиня Анна, хотя и здесь ее удел оказался наиболее страдальческим. Скорбное и щемяще-пронзительное описание этих событий , облеченное в форму иносказания, оставила нам Анна Ахматова в стихотворении "Причитание" Господеви поклонитеся Во святем дворе Его. Спит юродивый на паперти, На него гладит звезда. И, крылом задетый ангельским, Колокол заговорил Не набатным, грозным голосом, А прощаясь навсегда. И выходят из обители, Ризы древние отдав, Чудотворцы и Святители, Опираясь на клюки, Серафим- в леса Саровские Стадо сельское пасти, Анна - в Кашин, уж не княжити, Лен колючий теребить. Провожает Богородица, Сына кутает в платок. Старой нищенкой оброненный У Господнего крыльца. В Рождество-Богородицком соборе г.Вологды одной из реликвий и почитаемых икон- икона св. Анны Кашинской. Справа от иконы Всемилостивого Спаса - икона благоверной княгини Анны Кашинской. Образ был написан в Кашине, освящен на мощах великой подвижницы, и частичка ее мощей была заложена в икону. На медной табличке, прикрепленной внизу иконы, надпись о приобретении ее в 1909 г., в которой упоминается имя Николая Пименовича Кубрякова. В начале XX в. он был старостой храма и по его инициативе произведена реконструкция трапезной храма второго этажа ( удлинение), переделан вход на 2- й этаж, благодаря которой храм приобрел настоящий вид. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20481 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27645 | Наверх ##
27 апреля 2017 6:47 27 апреля 2017 6:57 В 1914 г. НИКОЛАЙ ПИМЕНОВИЧ КУБРЯКОВ был старостой Рождества -Богородицкого кафедрального собора в г. Вологде. Рядом с храмом расположена каменная часовня праведного НИКОЛАЯ ВОЛОГОДСКОГО, память которого совершается 1 апреля в день его представления и 3 июня -в день его прославления. Каменную часовню построил в 1914 г. НИКОЛАЙ КУБРЯКОВ староста храма. В журнале " Благовестник" N 1-3 за 2006 г.стр.38 настоятель Рождества-Богородицкого храма протоиерей Константин Васильев в статье " Помощь праведного Николая Вологодского" пишет : " В 1960 году, когда я приехал в Вологду, мне поведали, что часовню праведному НИКОЛАЮ построил в 1914 году староста храма НИКОЛАЙ КУБРЯКОВ. Я видел его дочь -старушку МАРИЮ, она рассказывала об отце и о том, как их раскулачивали". Часовня праведного Николая Вологодского (Рынина) расположена рядом с кафедральным собором Рождества Пресвятой Богородицы, на территории бывшего Богородского кладбища. Построена в 1914 г. старостой этого храма Николаем Кубряковым над могилкой угодника Божия, как дань памяти и почитания от вологжан. https://forum.vgd.ru/file.php?fid=164706&key=305998781После богоборческой эпохи, в конце 80-х, часовню вновь передали Церкви. До этого она использовалась под хозяйственные нужды окрестных организаций. Приходу собора пришлось выбрасывать бочки из-под машинного масла, ремонтировать пол, делать внутренний и наружный косметический ремонт, восстанавливать купол, ставить крест. После этого часовню открыли для доступа верующих. Праведный Николай Вологодский очень почитается жителями города Вологды и приезжими, молятся ему с усердием и получают помощь святого. В кафедральном соборе даже ведется журнал исцелений и конкретных случаев помощи в трудных ситуациях по молитвам праведному Николаю. Чтимые святыни: рака над могилкой и образ праведного Николая Вологодского. Чтимые праздники: 1 апреля - преставление праведного Николая Вологодского, 3 июня - день его прославления. После литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы к часовне идет крестный ход, служится молебен. Источник: http://vologda-eparhia.ru/category/1/29/  Николай Рынин, рис. XIX века Старая часовня св. Николая Рынина Внутри старой часовни св. Николая Вологодского Так почтил память своего святого Николая Вологодского и своих крещеных в честь святителя Николая Чудотворца сыновей-младенцев Вологодский купец и меценат Николай Пименович Кубряков. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20481 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27645 | Наверх ##
27 апреля 2017 6:56 27 апреля 2017 7:06 ВОЛОГОДСКИЙ КУПЕЦ НИКОЛАЙ КУБРЯКОВ – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОГО ОБЩЕСТВА ХОРУГВЕНОСЦЕВ: Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1909. - № 18. – 15 сентября. – С. 324. Источник: https://forum.vgd.ru/file.php?fid=221819&key=556892197 ВЕВ N 5п за 1915 г. стр.120. ОТЧЕТ о состоянии и деятельности Вологодского Православного Братства за XXIX год его существования ( с 15 мая 1913 г. по 15 мая 1914 г. ) В начале отчетного года Совет Братства состоял из. председателя, двух товарищей его и шестнадцатью членов Совета.Председателем был настоятель Спасовсеградского собора протоиерей Василий Карпов, скончавшийся 16 декабря 1913 г. За смертью его ,по Резолюции Его Преосвященства от 14 января 1914 г. за N 113,председательство в Совете Братства возложено на временно сполняющего должность настоятеля Спасовсеградского собора протоиерея Николая Коноплева; а за назначением протоиерея Н.Коноплева председателем Совета и за переходом протоиерея Афинодора Малинина в августе 1913 г. на службу в Москву, на освободившиеся вакансии членов Совета, согласно параграфа 32 Уст. Бр.Советом избраны до конца трехлетия ( 15 мая 1915 г.) и Его Преосвященством утверждены священник Золотокрестинской церкви Евгений Лощилов и Вологодский купец НИКОЛАЙ ПИМЕНОВИЧ КУБРЯКОВ.
ВЕВ N 5п за 1915 г. стр. 124 ОТЧЕТ Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской духовной семинарии 3) от Вологодского общества хоругвеносцев представлено чрез председателя общества Н.П.КУБРЯКОВА в Попечительство 28 р.50 коп. Г.Н. Козина " Вологодское купечество и школа ( XVIII-XX века) стр. 53 ... Одно из старейших учебных заведений города - Вологодская духовная семинария -во второй половине XIX -начале XX века практически ежегодно получало спонсорскую помощь от вологдского купечества. Наиболее значительные суммы были пожертвованы уже упомянутым Павлом Яковлевичем Романовским, в течение шести лет ( с 1868 по 1874 ) занимавшим должность почетного блюстителя семинарии по хозяйственной части и изъявившим желание ежегодно жертвовать в ее пользу до 200 рублей. Оказывал материальную помощь и Алексей Николаевич Гусев, выполнявший те же обязанности в 1915 году. Последний был также в числе тех, кто не остался безучстным к призыву епархиального училищного совета о помощи в сборе средств на строительство особого здания для образцовой начальной женской школы при Вологодском епархиальном женском училище. Гусев передал на это благое дело 100 рублей, такую же сумму пожертвовал Ф.А.Варакин, вдвое больше -200 рублей -внес Н.П.КУБРЯКОВ, не остались в стороне и другие. Источник информации взят из ВЕВ N 22 за 1909 г. На этом моя статья заканчивается. Теперь, я очень на это надеюсь, имя этого удивительного человека и гражданина НИКОЛАЯ ПИМЕНОВИЧА КУБРЯКОВА станет известно многим жителям Вологодчины ! --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20481 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27645 | Наверх ##
27 апреля 2017 8:21 5 мая 2017 9:56 КУБРЯКОВ НИКОЛАЙ ПИМЕНОВИЧ Мало кто знает об этом замечательном человеке, сделавшем немало для процветания нашей земли Вологодской. О его жизни, деятельности на благо других, активной жизненной позиции я и хочу рассказать. Родился Николай Пименович в г. Вологде 6 декабря 1848 года. Дата смерти не известна, но где- то после 1917 г. Образование он получил домашнее, но более о его семье ничего не известно. Зато имеется достаточно много сведений о его уже состоявшейся взрослой жизни. Он был купцом 2- й гильдии, занимался производством и торговлей вологодского масла. Жил на улице Московской ( теперь это Советский проспект дом номер 19) в двухэтажном деревянном доме, на первом этаже которого и было расположено торговое предприятие. Называлось оно" Торговый дом Добытчин и Кубряков ". Теперь это жилой дом, который и поныне находится в хорошем состоянии.  У него была любимая жена Анна Ардалионовна, в девичестве Львова- Угарова, родная сестра моей прапрапрапрабабушки- Натальи Ардалионовны Львовой - Угаровой. Поженившись Николай и Анна Кубряковы мечтали о наследнике. Но так сложилась их судьба, что все родившиеся дети умирали во младенческом возрасте. Их было 3 сына и все носили имя Николай и дочь Александра. Велико было горе родителей, терявших одного за другим своих сыновей и дочь. Только одному из них удалось дожить до 2- х лет всего. В нашей семье имеются выписки из метрических книг, подтверждающие эти факты биографии нашего героя. У Николая Пименовича был близкий друг и соратник купец Тимофей Емельянович Колесников. Это имя достаточно известно в истории нашего города. Об этом человеке существует много опубликованных статей и материалов. Сохранился и его портрет.  Тимофей Емельянович и его жена Александра Никифоровна своих детей не имели, но принимали живое участие в судьбе семьи Кубряковых. Тимофей Емельянович и Александра Никифоровна неизменно были восприемниками, т.е. крестными родителями этих младенцев. Только родившаяся 2 июля 1880 г.дочь Мария Николаевна Кубрякова стала единственной дочерью Николая Пименовича и Анны Ардалионовны, которая, к сожалению, своей семьи не создала, детей своих не имела, но прожила до глубокой старости. Единственная сохранившаяся в нашей семье фотография Марии Кубряковой вместе со своей двоюродной сестрой Марией Сергеевной Шаховой ( Львовой- Угаровой), моей прапрапрабабушкой. Эта баба Маша часто бывала в гостях у своей двоюродной сестры тоже Марии. Вполне возможно, что она даже помогала ей няньчить ее пятярых детей, своих двоюродных племянников. Вот фото двух сестер, двух Марий.  Мария Николаевна Кубрякова родилась 4 июня 1880 г., окончила в г. Вологде Мариинскую женскую гимназиию и получила звание домашней учительницы. Жила в своем двухэтажном доме ,который до настоящего времени не сохранился Вот кратко о фактах семейной жизни Николая Пименовича Кубрякова. Теперь пришла пора поговорить о его благотворительной деятельности. Здесь нам помогут выдержки из имеющихся документов, в частности из такой газеты, которая освящала все события из церковной жизни Вологодской губернии и называлась " Вологодские епархиальные ведомости" Но прежде надо сказать, что жена Николая Пименовича Анна Ардалионовна умерла 10 ноября 1905 г.в возрасте 52 лет от воспаления легких. Николай Пименович всю оставшуюся жизнь посвятил своей единственной дочери Марии и благотворительности. Но память о своих близких - жене Анне и сыновьях- младенцах Николаях, хранил не только в своем сердце, но и сделал ее зримой, ощутимой, но об этом чуть позднее. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20481 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27645 | Наверх ##
27 апреля 2017 8:29 27 апреля 2017 10:19 Начать дальнейшее повествование хочется с совместного детища Тимофея Колесникова и его друга Николая Кубрякова. Речь пойдет о ночлежном доме в г.Вологде. Но все же неправильно будет не рассказать подробнее сначала о самом Тимофее Емельяновиче. Адрес: ул. Набережная VI Армии, д.87 Ночлежный дом на Набережной существует и поныне, хотя прошло полтора века. |Фото Ирины Шевелевой №25 (509) от 26 июня 2007 г.  ВЕВ N 12 п за 1905 г. стр.310-312 В ночлежном доме имени Т.Е. Колесникова ДЛЯ «БОСЯКОВ» Ночлежный дом на Набережной существует и поныне, хотя прошло полтора века. |Фото Ирины Шевелевой 17 октября 1889 года в Вологде открылось заведение приютского типа для неимущих, или, как тогда говорили, «босяков», иными словами — ночлежка с бесплатной столовой. Их создатель купецмеценат Тимофей Емельянович Колесников прожил достойно более шести десятков лет. Собственных детей не имел, хотя женат был — на Александре Никифоровой. Видимо, поэтому душу и средства вкладывал в благотворительные проекты, инициатором которых чаще являлся сам, помогал чужим — маленьким и взрослым. Как и сегодня, в XIX веке далеко не все вологодские обыватели имели собственное жилье. В поисках крова на ночь горожане и приходящие в Вологду бедные путники останавливались в колесниковском ночлежном доме. На ночлег… во дворец В наши дни дом 87 на набережной VI Армии стал памятником архитектуры, хотя здание украшает город с 1777 года, а ценители архитектуры называют его «маленьким дворцом». Однажды очередная владелица каменного строения купчиха Кускова продала особняк за 4 тысячи 400 рублей потомственному почетному гражданину Т.Е.Колесникову. Он подумал, да и подарил недвижимость городу с единственным условием — устроить в нем бесплатный ночлежный дом. В заявлении в городскую думу этот человек на нескольких страницах изложил суть проекта хорошим литературным языком. Благотворитель ничего не придумал, просто заимствовал положительный опыт у других городов и реализовал его за свой счет. Новшество в Вологде прижилось. Полезное заведение заняло весь второй этаж и делилось на две части, женскую и мужскую, с раздельными туалетными комнатами, оборудованными умывальниками. Упрощенная процедура оформления позволяла желающим переночевать занять койку в соответствии с номером, указанным на выданном смотрителем металлическом знаке. Зимой в ночлежку пускали с шести вечера, летом — с восьми. Кстати, пьяным вход сюда категорически запретили. В 2200 наружные двери запирались, чтобы открыться вновь в шесть утра, когда посетители дружно вставали по звонку, умывались, молились и, возвратив номерные знаки, покидали благотворительное учреждение. Тарелка-самобранка На первом этаже дома с легкой руки все того же Колесникова разместилась столовая. Благодетель положил на банковский счет 10 тысяч рублей и распорядился расходовать на нее только проценты от этой суммы. Тимофей Емельянович был убежден, что, направляясь в воскресный день в церковь, лучше не давать милостыню попрошайкам: они все равно потратят ее отнюдь не на еду. Поэтому сострадательным вологжанам, желавшим помочь бедным, следовало покупать у распорядителя столовой особую билетную книжку, вырезать из нее купон на один бесплатный обед в столовой и именно его вручать просящему милостыню. Обед стоил 6 копеек, включал хлеб, щи и кашу. Порции выдавали в металлическом судке, разделенном на две части, получалась универсальная тарелка одновременно для первого и второго блюда. Остатки многие уносили домой на ужин. Не возбранялось прикреплять к точке питания конкретных лиц на месяц или даже год. Все зависело от желания и средств милосердного вологодского богача. Упомянутые десять тысяч пригодились и в другом, не менее важном деле. Спустя год после открытия в нашем городе первого в Российской империи ломбарда выстроилась целая очередь из страждущих получить ссуду. Учитывая тяжелое финансовое положение и острую нехватку оборотных средств, городская дума в 1889 году разрешила ломбарду временно позаимствовать всю сумму «столового» капитала, при этом положенные проценты на деятельность пункта обеспечения харчами отчислять своевременно. Займом руководители ссудного заведения пользовались почти два десятилетия. Колесников успевал везде: являлся церковным старостой храма при Вологодской губернской земской больнице, из личных средств финансируя ремонт здания; был гласным городской думы; директором Вологодского городского общественного банка; распорядителем городского взаимного страхового общества. В 1881 году предприимчивый купец по состоянию здоровья и неотложным хлопотам по торговым делам отказался от предложенной ему должности директора Вологодского государственного банка, войдя лишь в состав его учетного комитета. Наконец, Тимофей Емельянович позаботился и о больных вологжанах — в губернской земской больнице содержал две кровати, регулярно спонсируя пребывание и лечение в ее стенах двух человек, не способных самостоятельно расплатиться за услуги, оказанные им учреждением здравоохранения. Колесников считал, что бедняк терпит боль, «старается перемогаться, сколько возможно, и тем застаривает свою болезнь». В итоге шанс вылечиться сводится к нулю. Реальная подмога таким людям, по его мнению, — бесплатное медицинское обслуживание за счет обеспеченных категорий граждан. Первый музей в Вологодском крае, как известно, — Домик Петра I. Судьба его была решена на заседании думы 23 мая 1872 года, когда городской голова Александр Волков совместно с гласными постановили купить у купца Витушечникова означенный «памятник». Расходы поделили с органами земского самоуправления и дворянским обществом. В числе голосовавших «за» вписана на века и фамилия гласного думы Тимофея Колесникова. Меценат также поддержал инициативу Н.В.Верещагина о проведении в 1888 году Вологодской сельскохозяйственной выставки, которая позволила представить реальную картину молочного хозяйства губернии и проанализировать удои северных буренушек. Премии, пособия и медали участникам обязались предоставить Министерство государственных имуществ, Императорское вольное экономическое общество, представители царской фамилии, прочие частные лица. В списке значился и Тимофей Колесников. Он выделил 100 рублей для награждения лучших, чтобы привлечь крестьян на выставку, и мужики потянулись в губернскую столицу вместе со своими «кормилицами». На мероприятии заинтересованным посетителям демонстрировали современный способ производства масла на передвижной маслодельне. Сливки от молока отделялись не дедовским способом, а с помощью сепаратора. Увы, не сохранилось здание на углу улиц Большой Дворянской (Октябрьской) и Ехаловы Кузнецы (Авксентьевского), в котором при открытии в 1780 году Вологодского наместничества устроили одну из первых в городе театральных постановок. Спустя век местные власти приобрели особняк на средства потомственного почетного гражданина Т.Е.Колесникова. В 1895 году над входом приколотили вывеску «Приходское начальное народное училище», и его двери распахнулись перед юными отроками, стремившимися к светочу знаний. Заработанные деньги вологодский меценат, не жалея, тратил на своих земляков. Благодарные потомки не забыли его фамилию, и в XXI веке в «маленьком дворце» действует Дом ночного пребывания. http://premier.region35.ru/archive/2007/06/np509/s9.html Памятная книжка Вологодской губернии на 1916 год. – Вологда: Типография Губернского Правления, 1916. – С. 94. Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/memo/book/1916vol.pdfНачать дальнейшее повествование хочется с совместного детища Тимофея Колесникова и его друга Николая Кубрякова. Речь пойдет о ночлежном доме в г.Вологде. Но все же неправильно будет не рассказать подробнее сначала о самом Тимофее Емельяновиче. ВЕВ N 12 п за 1905 г. стр.310-312 "В ночлежном доме имени Т.Е. Колесникова" священник Т.Шаламов. ( отрывки) стр.312 ... В воскресенье , на третий день после братского собрания, я пошел в ночлежный дом имени Т.Е.Колесникова , на набережной у церкви Сретения Господня. Мне было уже ранее известно, что несчастные, обычно называемые босяками, здесь получают бесплатный кров, ночной покой и тепло. К 5 часам я подошел к дому; это прекрасное двух-этажное , каменное здание, с широким двором, на берегу реки. Спальни, т.е. сама ночлежная, помещаются в верхнем этаже, внизу же бесплатная столовая для городских бедняков тоже имени Т.Е.Колесникова. Нельзя умолчать об этом благородном, истинном гражданине г.Вологды, который умел отзывчивым христианским сердцем не только благотворить, нои благотворить разумно, целесообразно и широко.Собрав своими трудами огатство земное, тленное, сумел он обратить его в сокровище не оскудеваемое на небесах. Ясли и приют для подкидышей и внебрачных детей,-сирот от живых матерей и отцов, бесплатное училище для детей нищеты городской, крупные благотворения по другим уже существующим в городе домам призрения, бесплатная столовая на 100 человек, благоустроение храмов городских, дом ночлежный, -вот крупные дела, которые по истине дают ему право на высокое звание верного и доброго раба евангельсеой притчи и влекут за собой надежду услышать сладкий Божественный голос Спасителя : " в малом ты был верен , над многим тебя поставлю, вниди в радость Господа твоего". Ночлежка и столовая содержатся прекрасно. Всегда чистота, опрятность... В спальнях много света, воздуха, в столовой -простой, сытный, достаточный обед ( щи и каша), в чистой посуде, с полным обилием хлеба насущного. Ночлежников еще не было. По росписанию, уже весеннему ( зимой дом открыт с 6 часов), они должны были подойти только к 8 часам вечера. Времени до 8 часов оставалось еще не мало, и я, чем сидеть на пустых нарах и комнатах решил сходить в дом " Братства Всемилостивого Спаса" на Архангельской улице, где как рпз в это время должно было начаться народное чтение со световыми картинами. По окончании чтения, к 8 часам я вторично подошел к ночлежке. На крыльце дома уже сидело и стояло до 20 оборванцев в грязных лохмотьях. При моем приближении они, как по команде, поснимали головные тряпки и низко, униженно мне поклонились. - Прибывали все новые и новые партии, заходили в ворота новые лица. Ровно в 8 часов гостеприимные двери ночлежки шумно раскрылись, и босякигурьбой повалили наверх. Собралось их до 100 человек. Они быстро расходились по спальням и занимали нары, снимая с себя грязные лохмотья, подобие верхей одежды. Был уже полумрак. Перед образом Сасителя в золоченой ризе горела тихо мерцая лампадка. Я попросил ночлежников собраться в средней, самой большой , спальне.Вскоре живая стена молодых и старых, здоровыхи болезненных русских типов окружила меня . Иные смотрели мрачно и угрюмо, другие ласково и вопросительно. Но взгляды всех были скорбны. Это, повидимому , была общая печаль по утраченной жизни.-Приблизительно я начал так : братья! Наступают великие дни Страстей Господних, а там и Пасха Господня. Все христиане начинают жить повышенной религиозной жизнью и пастыри церкви идут им на встречу. У всех есть кому позаботиться , есть кому удовлетворить святые желания, у всех есть свои приходские священники. Только вы одни, по-видимому , без утешения . " Правда, батюшка, правда" ! Но Господу все люди близки Нет человека, которому бы Он, Всемилостивый, не желал спасения, и всякому возможно оно, потому что всякий, пока есть в нем дыхание и жизнь, может покаяться в грехах своих, и начать новую жизнь.Архипастырь наш, Преосвященный Алексий,имея заботу о многочисленных овцах своих, не забыл и вас бедняков, предложил мне побывать у вас, побеседовать с вами, приобщить вас к жизни Христовой, небесной, дать вам возможность сподобиться Св. Причащения и встретить радостно Святой Великий Праздник, забыв хотя на короткое время гореземное. " Рады, рады, батюшка!"... стр.314 (отрывки) ...Апреля 7го я вторично посетил этих несчастных. В 8 часов вечера сидел я за небольшим столом, а паства моя разместилась на нарах,поскидав свои лохмотья.Без верхнего платья , в рубашках и босиком они выглядели гораздо приличнее и благообразнее. Беседу начал чтением притчи о сыне блудном и делателях в винограднике , выясняя, что Господь всякого грешника , покаявшегося радостно принимают, в " объятия отча" и что всегда- и в начале дня и в часу единодесятом есть время покаяния. Бедняки безмолвно, с глубоким вниманием и грустным лицом слушали великие и святые слова притчи. Покончив беседу, я стал читать из " Сокровища" св.Тихона статью : " Он сделал свое дело и ушел", где великий Сеятель , вспоминая всю жизнь Спастеля Господа, все его учение, бесконечное унижение за грешный род людской ,- взывает к нравственному нашему исправлению , к духовному обновлению. По окончании беседы пропели хором начальные молитвы, символ веры ; прочел я молитву вечернюю и покаянную молитву св. Ефрема. Все получили благословение , отходя ко сну. Был уже час опять полночный. Прощаясь я преложил совершить для них богослужение в соборном храме на праздник Входа Господня . И вот накануне этого праздника , к 6 часам собралось их в храме до 100 человек. Храм был украшен небогато, в нем было сыро и прохладно; но зато эта простота и простота были в гармонии с молящимися в нем ночлежниками оборванными, грязными:; за то его немые стены, почернелые лики святых были свидетелями покаянных слез и воздыханий самых несчастных и бедных людей ... ...На другой день Литургия началась в 7 часов утра . Предложил я беднякам помянуть на проскомидии их родственников и родных. И один из них записал имена на листе бумаги. ... По окончании Литургии читал поучение Св. Тихона " человек в ранах", где святитель взывает, чтобы мы спешили с исцелением ран духовных, заботясь о телесных. Поблагодарив за минуты духовного утешения, мои слушатели разошлись по стогнам града собирать подаяние. Назавтра я назначил беседу в ночлежном доме. На этот раз ( 11 апреля) беседа началась в 6 часов , о чем заранее были предупреждены собеседники. Собралось до 70 человек . В начале беседы читал по Евангелию о пребывании Иисуса Христа в доме Симона фарисея и разъяснил притчу о 10 девах. Главная сила слов моих была в той мысли,, что нало укрепить, очистить, освятить душу, а там уже и жизнь наша окрепнет и утвердится. По конце беседы продолжил начатое ранее чтение из творений св. Тихона Задонского " он сделал свое дело и ушел". НА беседе присутствовал Н.П. КУБРЯКОВ, ПОПЕЧИТЕЛЬ НОЧЛЕЖНОГО ДОМА, ОДИН ИЗ ДОБРЫХ ГРАЖДАН Г. ВОЛОГДЫ,принимающий живоеучастие в несчастных ночлежниках.
--- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20481 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27645 | Наверх ##
27 апреля 2017 8:43 27 апреля 2017 8:46 И еще ще об одном малоизвестном факте. Информация взята также из Вологодских епархиальных ведомостей. ВЕВ N 23 п за 1910 год. Стр. 445. СВ. ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ АННА КАШИНСКАЯ 19 декабря 1909 года особенно памятно для жителей г. Грязовца и окрестных многочисленных деревень. В этот день торжественно встречена св. икона Преподобной Великой Княгини Анны Кашинской, освященная в г. Кашине и пожертвованная Вологодским купцом НИКОЛАЕМ ПИМЕНОВИЧЕМ КУБРЯКОВЫМ. О прибытии святыни граждане и крестьяне извещены были заблаговременно особыми объявлениями. В день встречи в 12 час. была дана условная повестка -24 удара в большой колокол. В 1 час 20 мин. в собор прибыли крестные ходы из кладбищенского и тюремного св. храмов. В 1 час 35 мин. по окончании в соборе молебна Преподобной с водоосвящением, соединенный крестный ход направился к вокзалу; стечение народа было громадно. Ровно в 2 часа поезд подошел к вокзалу при общем пении соборного хора и богомольцев " Ублажаем тя..." Икона Преподобной вынесена была из вагона. После краткого молебна и молитвы св.Анне прибывшая икона с крестным же ходом внесена в собор. С 6 часов в соборе отправлено праздничное всенощное бдение, а в следующий день ранняя и поздняя литургия. Пред молебном, совершенным соборным причтом в полном своем составе после поздней литургии, о. настоятель сказал слово , закончив его объявлением, что впредь по пятницам каждой недели в соборе будет совершаться поздняя литургия и молебен Преп. Великой Княгине Анне о здравии граждан и всех прихожан Христорождественского собора. Слава и благодарение Господу и хвала Преподобной! Пятница теперь в Грязовце стала как бы вторым праздником в неделе. Число богомольцев, прибегающих к предстательству угодницы Христовой и страдалицы-молитвенницы Российской заметно увеличивается.  Не оставляет сомнений, что Николай Пименович таким образом почтил и увековечил память своей незабвенной супруги Анны Ардалионовны, небесной покровительницей которой была св. Анна Кашинская. Справка.А́нна Ка́шинская, в монашестве Софи́я, в схиме Анна (ок. 1280 — 2 октября 1368, Входно-Иерусалимская слобода под Кашином) — тверская княгиня, святая (благоверная княгиня) Русской церкви. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — прецеденту в истории Русской церкви. Почитание Святой Анны Кашинской особенно возросло с началом войны. Образ святой княгини, благославлявшей мужа и сыновей на борьбу с неприятелем и пережившей их утрату, засиял в сонме русских святых особым теплым и утешительным светом. Произошла революция ,и вместе с новомучениками, разделяя судьбы своего земного отечества , пошли по пути страдания великие русские святые. Их нетленные мощи предавались поруганию и изгнанию из созданных ими обителей и храмов. Разделила общую участь и святая благоверная княгиня Анна, хотя и здесь ее удел оказался наиболее страдальческим. Скорбное и щемяще-пронзительное описание этих событий , облеченное в форму иносказания, оставила нам Анна Ахматова в стихотворении "Причитание" Господеви поклонитеся Во святем дворе Его. Спит юродивый на паперти, На него гладит звезда. И, крылом задетый ангельским, Колокол заговорил Не набатным, грозным голосом, А прощаясь навсегда. И выходят из обители, Ризы древние отдав, Чудотворцы и Святители, Опираясь на клюки, Серафим- в леса Саровские Стадо сельское пасти, Анна - в Кашин, уж не княжити, Лен колючий теребить. Провожает Богородица, Сына кутает в платок. Старой нищенкой оброненный У Господнего крыльца. В Рождество-Богородицком соборе г.Вологды одной из реликвий и почитаемых икон- икона св. Анны Кашинской. Справа от иконы Всемилостивого Спаса - икона благоверной княгини Анны Кашинской. Образ был написан в Кашине, освящен на мощах великой подвижницы, и частичка ее мощей была заложена в икону. На медной табличке, прикрепленной внизу иконы, надпись о приобретении ее в 1909 г., в которой упоминается имя Николая Пименовича Кубрякова. В начале XX в. он был старостой храма и по его инициативе произведена реконструкция трапезной храма второго этажа ( удлинение), переделан вход на 2- й этаж, благодаря которой храм приобрел настоящий вид. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20481 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27645 | Наверх ##
27 апреля 2017 8:46 27 апреля 2017 8:50 В 1914 г. НИКОЛАЙ ПИМЕНОВИЧ КУБРЯКОВ был старостой Рождества -Богородицкого кафедрального собора в г. Вологде. Рядом с храмом расположена каменная часовня праведного НИКОЛАЯ ВОЛОГОДСКОГО, память которого совершается 1 апреля в день его представления и 3 июня -в день его прославления. Каменную часовню построил в 1914 г. НИКОЛАЙ КУБРЯКОВ староста храма. В журнале " Благовестник" N 1-3 за 2006 г.стр.38 настоятель Рождества-Богородицкого храма протоиерей Константин Васильев в статье " Помощь праведного Николая Вологодского" пишет : " В 1960 году, когда я приехал в Вологду, мне поведали, что часовню праведному НИКОЛАЮ построил в 1914 году староста храма НИКОЛАЙ КУБРЯКОВ. Я видел его дочь -старушку МАРИЮ, она рассказывала об отце и о том, как их раскулачивали". Часовня праведного Николая Вологодского (Рынина) расположена рядом с кафедральным собором Рождества Пресвятой Богородицы, на территории бывшего Богородского кладбища. Построена в 1914 г. старостой этого храма Николаем Кубряковым над могилкой угодника Божия, как дань памяти и почитания от вологжан. https://forum.vgd.ru/file.php?fid=164706&key=305998781После богоборческой эпохи, в конце 80-х, часовню вновь передали Церкви. До этого она использовалась под хозяйственные нужды окрестных организаций. Приходу собора пришлось выбрасывать бочки из-под машинного масла, ремонтировать пол, делать внутренний и наружный косметический ремонт, восстанавливать купол, ставить крест. После этого часовню открыли для доступа верующих. Праведный Николай Вологодский очень почитается жителями города Вологды и приезжими, молятся ему с усердием и получают помощь святого. В кафедральном соборе даже ведется журнал исцелений и конкретных случаев помощи в трудных ситуациях по молитвам праведному Николаю. Чтимые святыни: рака над могилкой и образ праведного Николая Вологодского. Чтимые праздники: 1 апреля - преставление праведного Николая Вологодского, 3 июня - день его прославления. После литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы к часовне идет крестный ход, служится молебен.    Внутри старой часовни св. Николая Вологодского. Так почтил память своего святого Николая Вологодского и своих крещеных в честь святителя Николая Чудотворца сыновей-младенцев Вологодский купец и меценат Николай Пименович Кубряков. Источник: http://vologda-eparhia.ru/category/1/29/ --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20481 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27645 | Наверх ##
27 апреля 2017 8:51 27 апреля 2017 10:05 ВОЛОГОДСКИЙ КУПЕЦ НИКОЛАЙ КУБРЯКОВ – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОГО ОБЩЕСТВА ХОРУГВЕНОСЦЕВ: Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1909. - № 18. – 15 сентября. – С. 324. Источник: https://forum.vgd.ru/file.php?fid=221819&key=556892197ВЕВ N 5п за 1915 г. стр.120. ОТЧЕТ о состоянии и деятельности Вологодского Православного Братства за XXIX год его существования ( с 15 мая 1913 г. по 15 мая 1914 г. ) В начале отчетного года Совет Братства состоял из. председателя, двух товарищей его и шестнадцатью членов Совета.Председателем был настоятель Спасовсеградского собора протоиерей Василий Карпов, скончавшийся 16 декабря 1913 г. За смертью его ,по Резолюции Его Преосвященства от 14 января 1914 г. за N 113,председательство в Совете Братства возложено на временно сполняющего должность настоятеля Спасовсеградского собора протоиерея Николая Коноплева; а за назначением протоиерея Н.Коноплева председателем Совета и за переходом протоиерея Афинодора Малинина в августе 1913 г. на службу в Москву, на освободившиеся вакансии членов Совета, согласно параграфа 32 Уст. Бр.Советом избраны до конца трехлетия ( 15 мая 1915 г.) и Его Преосвященством утверждены священник Золотокрестинской церкви Евгений Лощилов и Вологодский купец НИКОЛАЙ ПИМЕНОВИЧ КУБРЯКОВ. ВЕВ N 5п за 1915 г. стр. 124 ОТЧЕТ Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской духовной семинарии 3) от Вологодского общества хоругвеносцев представлено чрез председателя общества Н.П.КУБРЯКОВА в Попечительство 28 р.50 коп. Г.Н. Козина " Вологодское купечество и школа ( XVIII-XX века) стр. 53 ... Одно из старейших учебных заведений города - Вологодская духовная семинария -во второй половине XIX -начале XX века практически ежегодно получало спонсорскую помощь от вологдского купечества. Наиболее значительные суммы были пожертвованы уже упомянутым Павлом Яковлевичем Романовским, в течение шести лет ( с 1868 по 1874 ) занимавшим должность почетного блюстителя семинарии по хозяйственной части и изъявившим желание ежегодно жертвовать в ее пользу до 200 рублей. Оказывал материальную помощь и Алексей Николаевич Гусев, выполнявший те же обязанности в 1915 году. Последний был также в числе тех, кто не остался безучстным к призыву епархиального училищного совета о помощи в сборе средств на строительство особого здания для образцовой начальной женской школы при Вологодском епархиальном женском училище. Гусев передал на это благое дело 100 рублей, такую же сумму пожертвовал Ф.А.Варакин, вдвое больше -200 рублей -внес Н.П.КУБРЯКОВ, не остались в стороне и другие. Источник информации взят из ВЕВ N 22 за 1909 г.  На этом моя статья заканчивается. Теперь, я очень на это надеюсь, имя этого удивительного человека и гражданина НИКОЛАЯ ПИМЕНОВИЧА КУБРЯКОВА станет известно многим жителям Вологодчины ! Примечание: указанные в статье даты даны по ст.стилю. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20481 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27645 | Наверх ##
27 апреля 2017 11:17 4 мая 2017 12:20 Фотографии. Советский проспект. дом 19 Дом купца Николая Пименовича Кубрякова и мещанина А.Я. Добычина. 2-я пол. XIX в. (1904 ?) информация http://staraya-vologda.narod.r...etsky.html Тимофей Емельянович Колесников  Фото двух сестер, двух Марий. Слева- Шахова, справа- Кубрякова.Из семейного архива Ивановой О.Н.  ул. Набережная VI Армии, д.87 Ночлежный дом на Набережной существует и поныне, хотя прошло полтора века. |Фото Ирины Шевелевой №25 (509) от 26 июня 2007 г.  Дом призрения С. А. ЛЕДЕНЦОВА находился близ Богородского кладбища http://www.booksite.ru/fulltext/memo/book/1916vol.pdf Икона св. Анны Кашинской  Старая часовня св. Николая Рынина  Св. Николай Рынин. Рисунок 19 века.  Старая часовня св. Николая Рынина Внутри старой часовни св. Николая Вологодского Часовня св. Николая Рынина в первозданном виде. Современный вид часовни.  Часовня праведного Николая Вологодского (Рынина) расположена рядом с кафедральным собором Рождества Пресвятой Богородицы, на территории бывшего Богородского кладбища. Построена в 1914 г. старостой этого храма Николаем Кубряковым над могилкой угодника Божия, как дань памяти и почитания от вологжан. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|