На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
В понедельник 20 июня 2016 года, на следующий день после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), Православная Церковь отмечает день Святого Духа.
По учению Церкви, Святой Дух является Третьим Лицом Пресвятой Троицы, то есть Он обладает такой же Божественной сущностью как Бог-Отец и Бог-Сын. В связи с этим, как учат святые отцы, верующие должны воздавать Ему такое же поклонение и прославление, как и первым двум Лицам Троицы.
Церковь установила праздник Святого Духа «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы» в противовес тем ересям, которые в своем учении умаляли Святой Дух.
Также Православная Церковь выразила свою веру в Божество Святого Духа в Символе Веры: «Верую… в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».
На иконах Святой Дух изображается символически — в виде голубя (сошествие на Господа Иисуса Христа) или огненных языков (сошествие на апостолов и Божию Матерь).
День памяти всех вологодских святых традиционно отмечается в третий воскресный день после Троицы. В этом году празднование 10 июля
В день всех вологодских святых в Вологде пройдет Божественная литургия, крестный ход и праздничный молебен.
Сейчас в соборе вологодских святых числится более ста имен. Первое упоминание о христианских подвижниках на Вологодской земле встречается ещё в XI веке. Большая часть святых – это монахи, поэтому вологодский край часто называют монашеской землей
Собор Вологодских святых (День всех святых в земле Вологодской просиявших, Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским) — праздник Русской православной церкви в честь святых, связанных с Вологдой. Из-за административно-территориальных изменений в Собор также вошли святые земель, не входящих в современную Вологодскую область (сейчас относящихся к Архангельской, Пермской областям и Республике Коми).
Празднование совершается в 3-ю неделю (воскресение) по Пятидесятнице.
Тропарь Собору Вологодских святых, Глас 8 Яко светильницы всесветлии,явистеся в пределех града Вологды, преподобнии отцы наши, Вологодстии чудотворцы:вы бо, крест Христов от юности своея на рамена вземше,усердно Тому последовали есте,чистотою Богови приближившеся,от Негоже и чудес дарованием обогатистеся;темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем: отцы преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.[1][2] Кондак, Глас 2 Волнений множество невлажно проходяще, безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте, Богомудрии и преподобнии, и чудес дар приимше, молите непрестанно о всех нас.[3] Величание Величаем вас,чудотворцы наши славнии Вологодстии,страну северную лучами добродетелей озарившиии образ спасения вернымсветоявленно показавшии.[4][5] Вологодские святые[править | править вики-текст]
В Собор Вологодских святых входят (не считая новомучеников):
Имя
Лик святости
Преставление
Память по юлианскому календарю
Авксентий Перцовский, Вологодский преподобный 1521 г. июнь 12 Авраамий Печенгский, Вологодский преподобный 1492 г., после февраль 4 Агапит Маркушевский преподобномученик 1584 г. май 21 Александр Вологодский праведный 1913 г. март 10 Александр Куштский преподобный игумен 1439 г. июнь 9 Амфилохий Глушицкий преподобный игумен 1452 г. май 13, октябрь 12 Андрей Тотемский Христа ради юродивый 1673 г. октябрь 10 Антоний Вологодский, Великопермский епископ 1588 г. январь 17, октябрь 26 Антоний Заоникиевский, Вологодский преподобный игумен XVII в. июнь 23 Антоний Куштский преподобный XV в. март 6 Арсений Комельский[7], Вологодский преподобный игумен 1550 г. август 24 Афанасий Железный Посох, Череповецкий преподобный 1388 г., около июль 5, сентябрь 25, ноябрь 26 Афанасий Наволоцкий преподобный XVI-XVII в. январь 18 Афанасий Сяндемский (Сянжемский), Вологодский преподобный 1557 г., после январь 18 Василий Каменский преподобный, Христа ради юродивый XV в. август 2, сентябрь 10 Василий Сольвычегодский Христа ради юродивый 1669 г., около июль 3 Вассиан Тиксненский, Тотемский преподобный 1624 г. сентябрь 12 Викентий Вологодский преподобный XVI-XVII в. март 19 Галактион Белозерский Христа ради юродивый 1506 г. январь 12 Галактион Вологодский (Бельский) затворник, преподобномученик 1612 г. сентябрь 24 Герасим Великопермский (Устьвымский) епископ, священномученик 1447 г. январь 24, 29 Герасим Вологодский преподобный 1178 г. март 4 Герман Белозерский преподобный 1508 г. февраль 23 Григорий Авнежский преподобный игумен, священномученик 1392 г. июнь 15 Григорий Пельшемский, Вологодский преподобный игумен 1442 г. сентябрь 30 Даниил Шужгорский преподобный игумен 21 сентября Димитрий Заозерский князь 1424 г. Димитрий Прилуцкий, Вологодский преподобный игумен 1392 г. февраль 11, июнь 3 Димитрий Цилибинский преподобный XIV в. январь 24, октябрь 26 Дионисий Глушицкий преподобный игумен, чудотворец 1437 г. июнь 1, октябрь 12 Дионисий Обнорский преподобномученик XVI в. Досифей Белозерский старец, преподобный XV в. июнь 9 Евфимий Сянжемский, Вологодский игумен 1465 г., около январь 20, апрель 11, октябрь 15 Ефрем Обнорский преподобномученик XVI в. Зосима Ворбозомский преподобный 1550 г., около апрель 4, ноябрь 7 Игнатий Белозерский молчальник, преподобный XV в. июнь 9 Иероним Обнорский преподобномученик XVI в. Иннокентий Комельский, Вологодский преподобный 1521 г. март 19 Иоанн Московский, Большой Колпак Христа ради юродивый 1589 г. июль 3, июнь 12 Иоанн Сольвычегодский Христа ради юродивый 1669 г. июль 3 Иоанн (Игнатий) Угличский, Вологодский, Прилуцкий князь, схимонах 1522 г. май 19, декабрь 28 Иоанн Устюжский (Багуй) праведный 1262 г., после май 29 Иоанн Устюжский праведный, Христа ради юродивый 1494 г. май 29 Иоанникий Заоникиевский, Вологодский преподобный игумен XVII в. июнь 23 Иоасаф Каменский, Спасокубенский преподобный 1453 г. сентябрь 10 Иона Пермский, Устьвымский епископ 1470 г. январь 29, июнь 6 Иосиф Заоникиевский (Вологодский) преподобный, Христа ради юродивый 1612 г. июнь 23, сентябрь 21 Иродион Сольвычегодский Христа ради юродивый 1669 г., около июль 3 Исаакий Обнорский преподобномученик XVI в. Иулиания Сольвычегодская декабрь 21 Кассиан Авнежский келарь, преподобномученик 1392 г. июнь 15 Кассиан Каменский преподобный игумен, чудотворец 1463 г., около сентябрь 10 Кассиан Комельский преподобный 1537 г. май 16 Киприан Устюжский преподобный, монах 1276 г. сентябрь 29 Кирилл Белозерский преподобный игумен 1427 г. июнь 9 Кирилл Вологодский пустынник Коприй Печенгский, Вологодский преподобный 1492 г. февраль 4 Корнилий Комельский, Вологодский преподобный, чудотворец 1537 г. май 19 Лаврентий Комельский преподобный 1548 г. май 16 Леонид Устьнедумский преподобный, иеромонах 1654 г. июль 17 Леонтий Устюжский праведный, Христа ради юродивый 1492 г., после июль 18 Лонгин Коряжемский преподобный, иеромонах 1540 г. февраль 10, октябрь 16 Макарий Глушицкий преподобный игумен 1480 г., около май 13, октябрь 12 Максим Тотемский иерей, Христа ради юродивый 1650 г. январь 16 Мария Заозерская княгиня 1424 г., после Мария Устюжская праведная 1262 г., после май 29 Марк Белавинский преподобный 1630 г., около август 2 Маркелл Вологодский архиепископ 1663 г. март 22 Мартиниан Белозерский игумен 1483 г. январь 12, октябрь 7 Михаил Сольвычегодский Христа ради юродивый 1669 г., около июль 3 Моисей Белозерский преподобный 1492 г., около февраль 23 Николай Вологодский праведный 1837 г. март 19, июнь 20 Нил Сорский преподобный 1508 г. май 7, апрель 7 Нифонт Телеговский, Устюжский преподобный 1553 г. июль 12 Онуфрий Катромский преподобный Онуфрий Перцовский, Вологодский преподобный 1521 г. июнь 12 Павел Глушицкий пустынник 1422 г., после октябрь 12 Павел Обнорский, Комельский преподобный 1429 г. январь 10, октябрь 7 Пахомий Каменский преподобный XIV-XV в. Пётр Каменский преподобный XV в. сентябрь 10 Пётр Черевковский, Сольвычегодский иерей, священномученик 1613 г. июнь 9 Питирим Пермский, Устьвымский епископ, священномученик 1456 г. январь 29, август 19 Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский Христа ради юродивый XVII в. июль 8 Прокопий Устюжский праведный, Христа ради юродивый, чудотворец 1303 г. июль 8 Сергий Малопинежский иеромонах 1585 г. ноябрь 16 Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский преподобный 1412 г. октябрь 7 Симон Воломский, Устюжский преподобномученик, игумен 1641 г. июль 12 Симон Сойгинский преподобный, игумен 1562 г. ноябрь 24 Спиридон Вологодский пустынник декабрь 5 Стефан Озерский, Комельский преподобный 1542 г. июнь 12 Стефан Пермский святитель, епископ 1396 г. апрель 26 Стефан Спасский, Кубенский игумен апрель 27 Тарасий Глушицкий игумен 1440 г. май 13, октябрь 12 Тимофей Кубенский преподобный XV в. Тимофей Никольский, Вологодский игумен Тихон Крестогорский, Вохмовский (Вохменский) преподобный после 1689 г. Фавст Вологодский пустынник март 28 Феодор Всеволодович Вологодский князь Феодор Каменский преподобный 1260 г., около сентябрь 10 Феодорит Кольский архимандрит, просветитель лопарей 1571 г. август 17 Феодосий Глушицкий преподобный XV в. май 13, октябрь 12 Феодосий Тотемский преподобный игумен 1568 г. январь 28 Феодосий Череповецкий преподобный 1388 г., около июль 5, сентябрь 25, ноябрь 26 Ферапонт Белозерский, Можайский Лужецкий архимандрит 1426 г. май 27, декабрь 27 Филипп Ирапский, Череповецкий преподобный 1527 г. ноябрь 14 Филипп Рабангский преподобный 1457 г. ноябрь 15 Филипп Сухонский, Янковский преподобный 1662 г. август 17 Фома Сольвычегодский Христа ради юродивый 1669 г., около июль 3 Харитон Сянжемский, Простой игумен 1509 г. апрель 11, сентябрь 28 Христофор Сольвычегодский, Коряжемский преподобный 1572 г., после июль 25
Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых. Глас осьмый. Заговенье на Петров пост (мясопуст).
Икон Божией Матери: "Умягчение злых сердец" ("Семистрельная") и "Нерушимая Стена" (переходящие празднования в Неделю Всех святых ).
Семистрельная икона Пресвятой Богородицы (дни памяти: в Неделю Всех святых и 26 августа). На Семистрельной иконе Пресвятая Богородица изображается пронзенной семью стрелами. Долгое время она находилась на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры.
Икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена».
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками. Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца». По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».
Мц. Акилины (293).
Святая мученица Акилина, уроженка финикийского города Библа, пострадала при императоре Диоклитиане (284-305). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Когда девочке было всего 12 лет, Акилина убеждала сверстниц-язычниц обратиться ко Христу. Один из слуг царского наместника Волусиана донес, что она учит своих сверстниц не почитать религию отцов. Святая отроковица твердо исповедала перед наместником свою веру во Христа и сказала, что не отречется от Него. Волусиан пытался уговорами и лаской повлиять на юную исповедницу, но, видя ее твердость, велел предать истязаниям. Святую Акилину били по лицу, а потом, обнажив, бичевали. Издеваясь, мучитель спрашивал: "Где же твой Бог? Пусть придет и отнимет тебя из моих рук". Святая отвечала: "Господь невидимо со мною, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне сил и терпения". Раскаленными прутьями мученице через уши просверлили голову. Святая мученица упала замертво. Мучитель решил, что девочка действительно скончалась, и приказал выбросить ее тело на съедение псам за городом. Ночью святой Акилине явился Ангел, коснулся ее и сказал: "Встань и будь здорова. Иди и обличи Волусиана, ибо как он сам, так и намерения его ничтожны пред Богом". Мученица, воссылая хвалу Богу, поднялась невредимой, пошла к дворцу наместника и предстала перед Волусианом. Увидев святую Акилину, Волусиан в испуге позвал слуг и велел сторожить ее до утра. Утром он вынес святой Акилине смертный приговор как волшебнице, не повиновавшейся царским указам. Когда святую вели на казнь, она молилась и благодарила Бога, удостоившего ее пострадать за Его Святое Имя. В ответ на молитву послышался глас, призывавший ее в Небесные обители, и вслед за тем мученица предала дух свой Богу († 293). Палач боялся нарушить приказание правителя, и уже скончавшейся отсек ей голову. Христиане с честью погребли тело мученицы. Позднее ее мощи были перенесены в Константинополь и положены в созданном в ее честь храме.
Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370).
Святитель Трифиллий, епископ Левкуссийский, родился в Константинополе, образование получил в Верите (Бейрут, в Сирии). Он был очень учен и красноречив. Несмотря на это, святитель избрал себе наставника не книжного и не ученого, но мужа высокой святости - святителя Спиридона, епископа Тримифунтского ( 348, память 12 декабря). Император Констанций II (337-340) тяжело заболел и, не получив помощи от врачей, обратился с усердной молитвой к Богу. Во сне он увидел Ангела, показавшего ему собор святителей. Указав на двух из них, Ангел сказал, что только через них он может получить исцеление. Констанций разослал по всем областям империи указ, повелевавший собраться епископам. Это повеление получил и святитель Спиридон. Вместе со своим учеником святым Трифиллием он отправился к императору. Больной сразу узнал в пришедших указанных ему Ангелом целителей, поклонился им и просил помолиться о его исцелении. Святитель Спиридон с молитвой прикоснулся к голове императора, и он стал здоров. Святой Трифиллий восхитился красотой дворца, величественным видом императора, пышностью дворцовой жизни. Святитель Спиридон сказал на это: "Зачем ты удивляешься ? Разве этот блеск делает царя более праведным? Все они - цари и вельможи - одинаково с последним нищим умрут и предстанут на суд Божий. Следует искать вечных благ и Небесной славы". Вскоре святой Трифиллий был поставлен епископом города Левкуссии на Кипре. Он часто навещал святителя Спиридона. Однажды они вместе проходили по отличавшейся красотой и изобилием виноградников и садов местности, называемой Паримна. Святитель Трифиллий, привлеченный красотой природы, стал думать о том, чтобы приобрести эту землю. Святитель Спиридон прозрел мысли Трифиллия и сказал: "Зачем ты непрестанно думаешь о земных и суетных благах? Наше жилище и богатство на Небесах, к ним и нужно стремиться". Так святитель Спиридон постепенно возводил своего ученика к духовному совершенству, которого святой Трифиллий достиг по молитвам своего наставника. Святитель Трифиллий имел милостивую душу, незлобивое сердце, правую веру, любовь ко всем и многие другие добродетели. Однажды на Кипре проходил Собор епископов. Отцы Собора просили святителя Трифиллия, известного своей ученостью и красноречием, произнести поучение народу. Говоря об исцелении Господом расслабленного (Мк. 2, 11), он вместо слова "одр" употребил "ложе". Не терпя неточной передачи Евангельского текста, святитель Спиридон возмутился и сказал святителю Трифиллию: "Неужели, ты лучше Сказавшего "одр", что стыдишься слова Его?" - и немедленно покинул храм. Так святитель Спиридон дал святителю Трифиллию урок смирения, чтобы он не возгордился данным ему талантом красноречия. Святитель Трифиллий мудро пас свое стадо. На средства, доставшиеся ему после матери, он построил в Левкуссии монастырь. Скончался святитель в глубокой старости около 370 года. В начале ХII века мощи святителя Трифиллия видел на Кипре русский паломник игумен Даниил.
Мц. Антонины (284-305).
Святая мученица Антонина пострадала в III веке при Диоклитиане (284-305) в городе Никее. Ее всячески истязали - жгли огнем, клали на раскаленную сковороду, просверлили раскаленными прутьями руки и ноги и бросили в темницу, где она томилась два года. Мучения не сломили дух святой Антонины, она до самой кончины исповедовала свою веру во Христа. Святую мученицу бросили в море.
Прпп. Анны (826) и сына ее Иоанна (IX).
Преподобная Анна и сын ее святой Иоанн жили в Византии, святая Анна была дочерью диакона Влахернской церкви в Константинополе. После смерти мужа, одевшись в мужскую одежду, под именем Евфимиана вместе со своим сыном святым Иоанном она стала подвизаться в одной из Вифинских обителей, близ Олимпа. Скончалась преподобная Анна в Константинополе в 826 году.
Св. Антима Иверского, митр. Влахии (1716) (Груз.).
Святой Антим Иверский был одним из самих просвещенных людей своего времени, владел многими иностранными языками - греческим, румынским, старославянским, арабским, турецким, был сведущ в теологии, литературе и природоведении. Он был необыкновенно одаренным и блистательным знатоком во всех областях искусства. Был известен как великолепный каллиграф, мастер по резьбе на дереве и талантливый скульптор. Он был также реформатором литературного румынского языка, блистательным писателем и признанным оратором. Об отрочестве и юности этого удивительного человека сохранилось очень мало сведений. Известно, что он был уроженцем Самцхе (Южная Грузия). Разносторонне одаренный юноша сопровождал царевича Арчила в России и плодотворно помогал в создании грузинской типографии. Возвращающегося из России Антима пленили дагестанские разбойники и продали в рабство. Из рабства его выкупил Иерусалимский Патриарх Досифей и оставил при себе. Период пребывания в Иерусалимской Патриархии Антим использовал для усовершенствования мастерства, углубления знаний. Уже известный художник, гравер и каллиграф, приблизительно к 1690 году, по приглашению Влахского царя Константина Бринковиана отправился во Влахию. По прибытии во Влахию Антим возглавил создание типографии. Печатное дело в стране приняло невидимый размах и достигло верха совершенства. Вдохновителем, организатором и осуществителем всего этого был грузинский мастер, который всюду и всегда особо подчеркивал свое происхождение "от грузинского корня". Антим Иверский сумел превратить Влахию в центр Православия, снабжающий книгами весь христианский Восток. В 1694 году Антима назначили настоятелем Снаговского монастыря. Здесь он основал новую типографию. В 1705 году Антима, "избранного из избранных настоятелей Влахии", возвели в сан епископа Римники, а в 1708 году рукоположили Венгро-Влахским митрополитом. Утверждение Антима митрополитом было большим счастьем для всей страны. В связи с этим фактом настоятель одного из монастырей пишет: "На Влахскую землю пришел большой человек, свет принес божественный Антим, Венгро-Влахский иерарх, сын мудрого Иверского рода. Господь Бог наградил его неиссякаемым источником мудрости, дабы он мог совершать добрые подвиги и с помощью своей типографии принес пользу народу этой страны". Под непосредственным руководством святого Антима во Влахии построили более двадцати церквей и монастырей. Особо надо отметить построенный в центре г. Бухареста монастырь "Всех Святых". Главные входные дубовые врата храма и резной грузинский орнамент на камне исполнил сам Антим Иверский. Митрополит составил также устав для монастыря. Антим придавал решающее значение вопросу независимости монастыря. Именно поэтому монастырь "Всех Святых" он объявил независимым от греческой церкви. Со дня утверждения митрополитом святой Антим неустанно боролся за освобождение Влахского народа от ига чужеземных захватчиков. В первый же день, представ перед паствой, Антим в своей речи отметил: "Вы сумели свято и незапятнанно сохранить Православие, несмотря на то, что окружены и туго связаны насилием других народов и переносите несметные лишения и беды, которые всегда приносят те, кто самовольно господствуют на этой земле: Хотя я был недостоин и младше других, как Давид был младшим среди своих братьев, Господь Бог, невзирая на мою бедность и инородство, поставил вашим пастырем. С вами буду я делить грядущие горести и беды, выпавшие на нашу долю!" Его слова оказались пророческими: В 1714 году турки казнили Князя Влахии Константина Бринковиану, а в 1716 году - последнего Князя Влахии - Кантакузена, и на трон посадили фанариота Николо Маврокордата, покорного слугу завоевателей. В эти тяжелые времена Антим Иверский сплотил вокруг себя группу Влахских бояр-патриотов, целью которых было освобождение родины от господства турок и фанариотов. Заподозрив неладное, Николо Маврокордат приказал Антиму добровольно отказаться от сана митрополита. Когда Антим не подчинился, Маврокордат обратился с жалобой к Константинопольскому Патриарху Иеремии. Собор епископов, на котором не присутствовал никто из Румынского духовенства, утвердил, что "заговорщика и революционного подстрекателя восстания" предать анафеме, отлучить от церкви и объявить недостойным монашеского сана. Но Николо Маврокордат не удовлетворился лишением Антима сана Венгро-Влахского митрополита, надо было изгнать его из Влахии, и он достиг своей цели: Антим был изгнан на Синай , в монастырь святой Екатерины. Митрополита Антима, преданного румынскому народу и любящего этот народ, глубокой ночью вывезли из города, так как боялись недовольства населения, но Антим Иверский не достиг Синайской Горы: 14 (27) сентября 1716 года, невдалеке от Галиполия, на берегу реки Дульчия, протекающей по Адранополю, турецкие воины зарубили святого Антима Иверского и раскромсанные его святые останки сбросили в реку. Так завершилась земная жизнь еще одного грузинского святого, который все свои неисчерпаемые силы, талант и знания посвятил восстановлению Влахской народной культуры и укреплению духа этого народа в Православной Вере. В 1992 году Румынская Церковь причислила Антима Иверского к лику святых и днем его памяти постановила 14 (27) сентября, день его мученической кончины. Грузинская Церковь поминает Антима Иверского 13 (26) июня.
В жизненной суете мы часто не замечаем друг друга… Пóходя обижаем недобрым словом, мимоходом совершаем недобрые поступки. Часто завидуем, буднично сплетничаем и забываем о том, что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…» Не задумываемся о том, что можно вылечить раны от ножа или пули, но где найти доктора, который исцелит раны, нанесённые злым словом или делом? Вот и ноет годами наша израненная душа.
Но есть целительница душ, есть врачевательница ран, нанесённых дурными словами и поступками. Это — икона Богородицы «Семистрельная» или «Умягчение злых сердец». Умягчение злых сердец…. Какое неповторимое, какое утешительное название! Одним своим именем эта икона Божией Матери даёт надежду на избавление от обид и несправедливости. Словно здесь на земле предвосхищается время, когда все люди милосердно и искренне — согласно Божиим заповедям — возлюбят своих ближних. Чудес от иконы Богородицы «Семистрельная» произошло неисчислимое множество. Но самое первое чудо случилось в тихой провинциальной Вологде — в тот самый день, когда Образ был явлен православным пред восхищённые очи.
Над колокольней Иоанно-Богословской церкви белой метелью впорхнули голуби, испуганные отчаянным криком:
— Пусти-ите! Христом-Богом молю, пусти-ите!
Крестьянин Кандиковского уезда — хромой и расслабленный болящий — приполз к храму. Говорят, сама Богородица являлась ему и велела разыскать Свою икону на колокольне. Но сторожа не пускали… мало ли нонче сумасшедших… Утомившись кричать, он лишь скулил жалобно:
— Пусти-ите…
Из церковных дверей вышел священник, и узнав в чём дело, разрешил пройти на колокольню. На церковном дворе наступила тишина, которую нарушали шелестящие звуки, с которыми передвигался калека. С неистово-напряжённым лицом он обшаривал руками каждую ступеньку и доски, покрывающие её… ступенька за ступенькой… Доска за доской... И вдруг страдалец расплылся в ясной и ликующей улыбке:
«Нашёл, радуйтесь, люди! Я нашёл!»
Древняя икона отыскалась на верхней ступеньке лестницы. Звонари ходили по ней, как по простой доске. Святыню почтительно омыли от сора и грязи и отслужили перед нею молебен. И явилось первое чудо ради иконы Богородицы Семистрельная: милостью Царицы Небесной расслабленный крестьянин получил исцеление.
На иконе Богородицы «Семистрельная» Она изображена одна, без Предвечного Младенца. Грудь Её пронзают семь мечей — семь — число, символизирующее полноту. В данном случае — всю полноту страдания, полноту ужаса и горя, испытанных Матерью, видевшей крестную муку Своего Сына.
В церковной тишине, пахнущей свечами и ладаном, мы приходим к иконе Богородицы «Семистрельная». И наш взгляд встречается со скорбным и ласковым взором Богоматери:
— Страдаешь? И я… Тебе больно? И мне…
И вдруг смывая ненависть, безумие… на место обозлённого страдальца является человек с сердцем, умягченным добром и любовью. http://www.radostmoya.ru/video/5479/
Семистрельная икона Богородицы - все о ней, молитва, тропарь
На иконе Божией Матери Семистрельная изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами: четыре с левой стороны и три с правой. Написана она на слова пророчества св. праведного Симеона, произнесенные в Иерусалимском храме в сороковой день по Рождестве Христовом: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу».
Долгое время этот святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма святого апостола Иоанна Богослова, близ Вологды (на берегу реки Тошни). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску. Прославилась она после чудесного исцеления одного крестьянина Кадниковского уезда, много лет страдавшего общим расслаблением и хромотою. Во время сна ему было сказано, что если он посетит Иоанно-Богословский храм и найдет на колокольне икону Божией Матери, то, помолившись пред нею, получит исцеление. Два раза он приходил и, передавая свой сон, просил впустить его на колокольню; но ему не верили и отказывались исполнить его просьбу.
Наконец в третий раз помилосердовали о нем и впустили его на колокольню. Здесь он тотчас нашел святую икону, виденную им во сне: она заменяла место доски, по которой проходили на повороте лестницы. Найденную им икону обмыли от сора и птичьего налета, покрывавших ее. Больной крестьянин просил отслужить пред нею молебен и получил исцеление. Прославилась икона исцелениями в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. Празднование этой иконе установлено 13/26 августа.
О чем молятся перед иконой Божией Матери Семистрельная?
Икона Божией Матери Семистрельная отличается от образа «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение» особенностями иконографии (вместо стрел мечи, расположенные симметрично), однако в молитвенной практике различие не проводится, так как относится к одному иконографическому типу. Верующие просят перед образом о примирении враждующих и избавления от жестокосердия. Молитва
О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь
Умягчи наша злая сердца. Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающе, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся / и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся.
Не даждь нам, Мати Благосердая, / в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, / Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.
Семистрельная икона Богородицы - все о ней, молитва...
Церковь Иоанна Богослова на Тошне, в Тошенской волости Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года.
Тошнинская Иоанно-Богословская церковь, 1697 (1698?) года, каменная. Построена помещиком Ф. Ив. Бакиным. Каменная, одноэтажная. Престолы в честь: апостола и евангелиста Иоанна Богослова - главный, Святой Троицы, иконы Божией Матери «Семистрельная». 12 июня 1883 г. освящён храм во имя св. Иоанна Богослова.
Священники
(1867) 1870 Караулов Александр 1870 (1890) Светлосанов Иннокентий
Диаконы
(1868) 1868 Рождественский Димитрий сверхштатный 1868 1871 Либровский Александр сверхштатный
Псаломщики
1871 1889 Либровский Александр 1889 (1890) Пихин Акиндин
Дьячки
(1868) 1868 Кедровский Василий 1868 1871 Ермилов Василий 1874 1882 Сатратов Владимир
Пономари
(1873) 1873 Малинин Виктор
Список причта с биографиями
Библиография
ВЕВ. - 1883, №14, с. 189.
ИИАК. - Петроград, 1915. - Вып. 59. - С. 150.
Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. - 1865. - №18. - Прибавления. - С. 743.
Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 42, 45, 159.
Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех русских святых. Глас первый. Петров пост. Разрешается рыба
Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня ). Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование во 2-ю Неделю по Пятидесятнице ). Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование во 2-ю Неделю по Пятидесятнице ). Калужской иконы Божией Матери (1771) (переходящее празднование в 1-ое воскресение Петрова поста ).
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского (312). Священномученик Мефодий, епископ Патарский (Ликийская область в Малой Азии), отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко он поучал свою паству, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и энергично боролся с ересями, особенно с получившей широкое распространение ересью оригенистов. После него осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против язычества, изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания. Святитель Мефодий был схвачен язычниками, с твердостью исповедал перед ними веру во Христа Спасителя, и в 312 году был приговорен к смерти через усекновение главы.
Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского) (1175). Святой благоверный князь Глеб Владимирский, в святом Крещении Георгий, был младшим сыном святого благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля). Под влиянием благочестивых родителей он вырос глубоко верующим и с двенадцатилетнего возраста проводил уединенную духовную жизнь. Родители не препятствовали сыну и даже содействовали ему в духовном возрастании. Святой князь особенно любил чтение святых книг, почитал священнослужителей и был милостив во всем. Несмотря на юный возраст, он избрал для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения. Скончался благоверный князь Глеб в 1175 году, в девятнадцатилетнем возрасте. Его нетленные мощи сохранились и прославились чудесами. В 1238 году, во время нашествия Батыя на Русскую землю, татары подожгли собор во Владимире. В этом пожаре сгорели епископ Митрофан, великая княгиня Агафия, супруга великого князя Георгия Всеволодовича († 1238), и множество жителей Владимира, закрывшихся в соборном храме. Однако огонь даже не коснулся гробницы благоверного князя Глеба. В июле 1410 года на Владимир напали татары. Разграбив город, они стали расхищать церковные сокровища собора, убив соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба святого благоверного князя Глеба, из него вышло пламя, и татары в страхе покинули город. По молитвам святого князя был спасен город от нашествия польско-литовских захватчиков в 1613 году. Празднование благоверному князю Глебу установлено в 1702 году, в том же году была написана служба, несколько позже - житие. Мощи почивают в Успенском соборе во Владимире. В 1774 году южный придел собора был освящен в честь его имени. Благоверный князь Глеб почитается как особый покровитель и защитник города Владимира.
Свт. Мины, еп. Полоцкого (1116). Святитель Мина, епископ Полоцкий, долгое время подвизался в Киево-Печерском монастыре. 1З декабря 1105 года он был хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу Киево-Печерским святым отцам, так как до возведения в сан епископа он нес послушание в этой обители. Упоминание о нем содержится в Киево-Печерском Патерике. Святитель Мина известен как один из первых русских архипастырей, продолживших благодатное распространение веры Христовой после Крещения нашей земли.
Моденской (Косинской) иконы Божией Матери.
Икона Божией Матери Моденская - Косинская была привезена графом Борисом Петровичем Шереметевым в 1717 году из итальянского города Модены. В подмосковное село Косино эта икона пожертвована императором Петром I и прославилась многочисленными исцелениями.
Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный собор города Казани совершено в 1630 году. Святитель Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин) был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Он родился в подмосковном городке Радонеже в дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. В темнице узник писал небольшие книжки для обучения детей грамоте. Деньги за вырученные азбуки он раздавал нищим. Выйдя из темницы, Григорий принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре, известном своим строгим уставом. В 1543 г. он был избран братией игуменом этой обители и управлял ею почти 9 лет, а затем оставил игуменство и жил два года простым монахом. Перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии. На Казанскую кафедру он был избран по жребию. Поддерживаемый святым Варсонофием († 1576, память 11 апреля), святитель Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей. В 1561 году святитель тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь, и он здесь сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Незадолго до смерти († 5 декабря 1563 года) принял от святого Варсонофия великую схиму и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре. 4 октября 1595 года были обретены нетленные мощи святителей Гурия и Варсонофия. Митрополит Казанский святитель Ермоген (будущий Патриарх Московский и всея Руси, - 1613; память 12 мая) присутствовал при их обретении и описал это событие в житии святителей. 20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромского и чад его Давида и Константина, в городе Казани.
Мчч. Инны, Пинны и Риммы скифов (перенесение мощей, I-II).
Святые мученики Инна, Пинна и Римма (перенесение мощей в Алушту в I-II вв.). Святые мученики Инна, Пинна и Римма - родом славяне, из северной Скифии, ученики святого апостола Андрея Первозванного. Они учили о Имени Христовом и крестили многих варваров, обратив к правой вере. За это были схвачены местным князем, но не отреклись от Христа и не принесли жертвы идолам. Тогда стояла жестокая зима; реки скованы были морозом так, что по льду передвигались не только люди, но и кони с возками. Князь приказал поставить в лед большие бревна и привязать к ним святых, постепенно опуская их в студеную воду. Когда лед дошел до шеи святых, они, измученные страшной стужей, предали Господу свои блаженные души.
Мчч. Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и Афанасия чтеца (ок. 306). Свт. Левкия исп., еп. Врунтисиопольского (V). Свт. Наума Охридского, ученика свв. Кирилла и Мефодия (Болг.). Свт. Каллиста, патр. Константинопольского. Свт. Николая Кавасилы, еп. Диррахийского. Перенес. мощей и риз свв. апп. Луки, Андрея и Фомы, прор. Елисея и мч. Лазаря в церковь 12 апп. в Константинополе (Греч.). Мчч. Павла, Кириака, Павлы, Фелицилана, Фомы, Феликса, Мартирия, Виталия, Криспина и Емилия в Томии (290). Св. Студия, основателя Студийского монастыря (V). Обретение мощей (1959) нового мч. иеромонаха Рафаеля Лесбоского (1463).
3 июля 2016 года . Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших
Предстателие страны нашей неусыпныя, ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии, не презрите молений наших, но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши, ускорите на молитву и потщитеся на умоление, предстательствующе присно о чтущих вас.
Русская земля подарила миру много святых. В их честь в XVI веке был установлен праздник, который отмечают во второе воскресенье (устар. «неделю») после Дня Святой Троицы.
После церковной реформы патриарха Никона в середине XVII века его перестали выделять, но в 1918 году он был восстановлен. С тех пор каждый год Православная Церковь прославляет святых, которые говорили на русском языке.
В течение всей жизни святые являются нашими помощниками перед Богом. Обращение к ним – духовная потребность каждого христианина. Святые покровители молятся с нами за нас. Господь слышит их молитвы прежде наших и выполняет их просьбы. Доказательство тому слова писания: «Чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22), а также многочисленные случаи, когда по молитве люди исцелялись или у них появлялся долгожданный ребенок.
Говоря именно о русских святых, мы видим, что, помимо заступничества перед Богом, их объединяет нечто большее. В житие их прослеживается особый национальный отпечаток. Загадочная русская душа заставляет жить по Правде Божией и стремиться к спасению, но не самого себя, а всего народа. Потому так много среди святых угодников людей, сыгравших значимую роль
Яркий пример тому – святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий. Они не были русскими по происхождению, но благодаря им началась наша письменная история. Выучив язык, святые составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык церковные книги. С этого события берет начало русская литература и книгопечатание, оно послужило мощным толчком к дальнейшему развитию просвещения и культуры.
Святые – вершители истории
Ключевым моментом истории Отечества было Крещение Руси, которое произошло благодаря святому равноапостольному князю Владимиру. Становление христианства способствовало укреплению государства, обеспечивало территориальное единство и позволило стране стать равной Европе.
Сыновья равноапостольного князя Владимира – благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными Русской Православной Церковью. Подвиг двух братьев, которые, отказавшись от междоусобной борьбы, были убиты их сводным братом Святополком, послужил примером христианской братской любви и добродетели. Почитание святых Бориса и Глеба способствовало укреплению как православия, так и государственной власти.
Национальный герой святой благоверный великий князь Александр Невский был великим воином. Победы, одержанные им, спасли Русь от нашествия немецкого ордена и шведов, которые хотели поработить страну.
Святые – устроители монастырей.
Вторым святым, канонизированным Русской Церковью, был преподобный Феодосий Печерский. Именно он создал образ святого, который так близок нам. Это человек, ведущий аскетическую жизнь. Он отвергает любые атрибуты богатства – будь то одежда или украшения, много трудится, не пренебрегает тяжелой физической работой. Разорвав связь с мирской жизнью, он становится духовным отцом для людей, которые могут прийти к нему за помощью и советом.
Преподобный Феодосий открыл для других русских иноков особый путь. Покинув родной дом или монастырь, они раздавали все свое состояние и отправлялись странствовать по лесам, пока не находили место, подходящее для основания своей обители. Ярчайшим примером такого подвижника является святой преподобный Сергий Радонежский, благодаря которому появился монастырь, называемый ныне Троице-Сергиева лавра.
В XIV веке движение иноков, уходивших в лес для основания собственных обителей, достигло максимального размаха. Часто святые покидали вновь выстроенные монастыри, чтобы в уединении начать все снова. Вблизи обителей селились крестьяне, они рубили деревья и строили дома. Так через несколько десятилетий на безлюдном месте вырастали деревни и города.
Здесь мы можем отметить еще одно, созвучное нашей душе, качество русских святых – их созерцательное восприятие родной природы. Безмолвная красота леса, берег тихой реки, неспешно несущей свои воды куда-то далеко-далеко, гладь озера, в которой отражаются верхушки деревьев. В этой красоте творили они молитву, благословляя весь народ.
Русская душа, наполненная верой, – это наше сокровище. Оно также велико, как безгранична святость русских угодников Божиих. Число их значительно: князья, преподобные, святители, Христа ради юродивые, миряне и жены. Кроме тех, кто канонизирован, есть немало праведников на нашей земле, о которых мы может не знать, но перед Богом они святые.
В День Всех Святых Руси, или иначе Неделю Всех Святых, поклонимся их всеобщей памяти. Они незримо присутствуют в нашей жизни. Все угодники Божие – от князей до старцев – дарят нам свет. Святые учат нас наполнять жизнь любовью, в которой и есть опора и надежда для каждого человека и всей страны в целом.
Молитва ко всем святым земли Русской
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.
В Вологодской епархии продолжает осуществляться проект «Полеты над Северной Фиваидой».
Из дневника проекта «Полеты над Северной Фиваидой», получившего грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива 2015 -2016» в направлении «Информационная деятельность» (Вологодская область, г. Вологда).
Снят и смонтирован третий фильм из цикла «Полеты над Северной Фиваидой»: Древние храмы Заречья Вологды.
Целью проекта «Полеты над Северной Фиваидой» является использование уникальных возможностей, которые предоставляет видео съемка с этого квадрокоптера, позволит создать цикл из 18 видео фильмов и сохранить историческую память о святынях Северной Фиваиды, их современное состояние и точное местоположение.
Вологодский край издавна называли Северной Фиваидой по множеству расположенных в её пределах монастырей и пустынь. Крупные монастыри – Свято-Успенский Кирилло-Белозерский, Рождество-Богородицкий Ферапонтов, Спасо-Прилуцкий Димитриев, Свято-Троицкий Павлов Обнорский и другие стали школами православного подвижничества всей Святой Руси.
В Вологодской епархии продолжает осуществляться проект «Полеты над Северной Фиваидой».
Из дневника проекта «Полеты над Северной Фиваидой», получившего грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива 2015 -2016» в направлении «Информационная деятельность» (Вологодская область, г. Вологда).
Снят и смонтирован третий фильм из цикла «Полеты над Северной Фиваидой»: Древние храмы Заречья Вологды.
Целью проекта «Полеты над Северной Фиваидой» является использование уникальных возможностей, которые предоставляет видео съемка с этого квадрокоптера, позволит создать цикл из 18 видео фильмов и сохранить историческую память о святынях Северной Фиваиды, их современное состояние и точное местоположение.
Вологодский край издавна называли Северной Фиваидой по множеству расположенных в её пределах монастырей и пустынь.
Крупные монастыри – Свято-Успенский Кирилло-Белозерский, Рождество-Богородицкий Ферапонтов, Спасо-Прилуцкий Димитриев, Свято-Троицкий Павлов Обнорский и другие стали школами православного подвижничества всей Святой Руси.