Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20407 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27447 | Наверх ##
10 октября 2015 11:23 10 октября православные чтят святого Савватия Соловецкого
В первой половине пятнадцатого века преподобный Савватий прибыл на суровый Соловецкий остров вместе с преподобным Германом, который отважился разделить с Савватием его трудный подвиг. Отшельники, поставив крест и кельи в северной части острова, положили начало новому иноческому жительству. Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение смерти и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. После двухдневного плавания в небольшой лодке он прибыл на Карельский берег Белого моря, к устью реки Выг, около селения Сороки, сегодня - город Беломорск. Здесь преподобный Савватий встретил игумена Нафанаила, который пришел посетить православных христиан. По просьбе преподобного игумен Нафанаил принял его исповедь и преподал ему Святые Таины. В это время к берегу пристал плывший со своим товаром новгородский купец Иоанн. Получив от святого старца Савватия наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и опечалился, когда услышал отказ. Желая утешить купца, старец сказал ему: «Сын мой, останься здесь до утра — увидишь милость Божию и благополучно отправишься в путь». Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно на море поднялась буря, и Иоанн вынужден был остаться. Утром, войдя в келью преподобного для благословения, он увидел, что старец уже преставился ко Господу. Блаженная кончина преподобного Савватия последовала в конце сентября 1435 года. Иоанн вместе с игуменом Нафанаилом похоронили тело преподобного рядом с находившейся там часовней. Спустя год новый подвижник, преподобный Зосима, возобновил подвиги преподобного Савватия на Соловецком острове вместе с преподобным Германом, и этими двумя отшельниками был основан Соловецкий монастырь, получивший впоследствии широкую известность. В 1465 году преподобный Зосима совершил перенесение честных мощей преподобного Савватия с Карельского берега на Соловецкий остров. Когда вскрыли гроб, в котором тело старца пролежало 30 лет, нашли мощи нетленными, даже одежда оказалась неповрежденной, и в воздухе разлилось необычайное благоухание. С пением священных песней мощи святого Савватия были доставлены по морю в обитель и там положены в земле за алтарем Успенской церкви. Вскоре над местом погребения преподобного была поставлена часовня с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, в которой ночами молился игумен Зосима, вознося умиленные молитвы к Богу. Прославление преподобного Савватия состоялось в 1547 году на Московском Соборе. Тропарь Удалився мира и водворися в пустыни, добрым подвигом подвизався, злостраданием, и вниманием, и молитвами. Отнудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим. Подробности читайте на УНИАН: http://religions.unian.net/hol...skogo.htmlПодробности читайте на УНИАН: http://religions.unian.net/hol...skogo.html
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20407 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27447 | Наверх ##
10 октября 2015 11:28 Священномученик Петр, митрополит Крутицкий.
Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии. В 1885 году он закончил по I разряду Воронежскую Духовную Семинарию, а в 1892 году Московскую Духовную Академию и был оставлен при ней помощником инспектора.
После занятия ряда ответственных должностей в Жировицком духовном училище, Пётр Фёдорович был переведён в Петербург, в штат Синодального Учебного Комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, Пётр Фёдорович отличался бессребреничеством и строгостью. Он объездил с ревизиями едва ли не всю Россию, обследуя состояние духовных школ. При всей своей занятости он находил время для научных занятий и в 1897 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «Первое послание святого Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования».
Пётр Фёдорович принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. После революции Пётр Фёдорович до 1920 года служил управляющим Московской фабрикой «Богатырь».
Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».
Сразу после архиерейской хиротонии в 1920 году во епископа Подольского, Владыка Пётр был сослан в Великий Устюг, но после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона — вернулся в Москву, став ближайшим помощником Российского Первосвятителя. Вскоре он был возведён в сан архиепископа (1923 год), затем стал митрополитом Крутицким (1924 год) и был включён в состав Временного Патриаршего Синода.
В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Пётр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола после священномучеников митрополита Казанского Кирилла и митрополита Ярославского Агафангела. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В этой должности Владыка Пётр был утверждён и Архиерейским Собором 1925 года.
В своём управлении Церковью митрополит Пётр шёл по пути Патриарха Тихона — это был путь твёрдого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу.
Предвидя свой скорый арест, Владыка составил завещание о своих Заместителях и передал настоятелю Даниловского монастыря деньги, для пересылки ссыльным священнослужителям. Агенты Г. П. У. предлагали ему пойти на уступки, общая какие-то блага для Церкви, но Владыка им отвечал: лжёте; ничего не дадите, а только обещаете...».
В ноябре 1925 года митрополит Пётр был арестован — для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском политизоляторе, Владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения.
В 1926 году Владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска. Ссылка вскоре была продлена на два года. Святителю удалось снять внаймы у местной старушки-самоедки домик из двух комнат. Сначала, отдохнув от Тобольской тюрьмы, святитель чувствовал облегчение от свежего воздуха, но вскоре с ним случился первый тяжёлый припадок удушья, астмы, и с тех пор он, лишённый медицинской помощи, не покидал постели. Он знал, что на его имя поступают посылки, но не получал их, пароход в Хэ приходил лишь раз в год. Но в той же ссылке Владыка вновь был арестован в 1930 году и заключён в Екатеринбургскую тюрьму на пять лет в одиночную камеру. Затем он был переведён в Верхнеуральский политизолятор. Ему предложили отказаться от Местоблюстительства, взамен обещая свободу, но Святитель категорически отказался от этого предложения.
Ни продление срока ссылки, ни переводы во всё более отдалённые от центра места, ни ужесточение условий заключения не смогли сломить волю Святителя, хотя и сокрушили могучее здоровье Владыки. Все годы тяжёлого одиночного заключения он даже словом не проявил ни к кому неприязни или нерасположения. В то время он писал: «...как Предстоятель Церкви я не должен искать своей линии. В противном случае получилось бы то, что на языке Церковном называется лукавством». На предложение властей принять на себя роль осведомителя в Церкви, Патриарший Местоблюститель резко ответил: «подобного рода занятия несовместимы с моим званием и к тому же несходны моей натуре». И хотя Первосвятитель был лишён возможности управлять Церковью, он оставался в глазах многих мучеников и исповедников, возносивших его имя за Богослужением, надёжным островком твёрдости и верности в годы отступлений и уступок богоборческой власти.
Условия заключения Святителя были очень тяжелы. Владыка страдал от того, что, чувствуя себя в ответе перед Богом за церковную жизнь, он был лишён всякой связи с внешним миром, не знал церковных новостей, не получал писем. Когда же до него дошли сведения о выходе «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского), являвшегося его заместителем, Владыка был потрясён. Он был уверен в митрополите Сергии, в том, что тот осознаёт себя лишь «охранителем текущего порядка», «без каких-либо учредительных прав», что Святитель ему и указал в письме 1929 года, где мягко укорил митрополита Сергия за превышение им своих полномочий. В том же письме Владыка просил митрополита Сергия «исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшее в Ней раздоры и разделения...».
В начале 1928 года с Владыкой имел возможность встретиться и беседовать участник одной научной экспедиции, профессор Н. Ему Владыка так сказал о своей оценке деятельности митрополита Сергия: «Для Первоиерарха подобное воззвание недопустимо. К тому же я не понимаю, зачем собран Синод, как я вижу из подписей под Воззванием, из ненадёжных лиц. В этом воззвании набрасывается на Патриарха и меня тень, будто бы мы вели сношения с заграницей политические, между тем, кроме церковных, никаких отношений не было. Я не принадлежу к числу непримиримых, мною допущено всё, что можно допустить, и мне предлагалось в более приличных выражениях подписать Воззвание, но я не согласился, за это и выслан. Я доверял м. Сергию и вижу, что ошибся».
В 1929 году священномученику Дамаскину, епископу Стародубскому, удалось наладить через связного общение с митрополитом Петром. Через этого связного Святитель устно передал следующее:
«1. Вы, епископы, должны сами сместить митрополита Сергия.
2. Поминать митрополита Сергия за Богослужением не благословляю».
В 1930 году из зимовья Хэ Святитель написал ещё одно, последнее, письмо к митрополиту Сергию, где выразил огорчение, что тот, как лицо ему подчинённое, не посвятил его в свои намерения относительно легализации Церкви путём недопустимых компромиссов: «Раз поступают письма от других, то, несомненно, дошло бы и Ваше». Выражая своё отрицательное отношение к компромиссу с коммунистами и к уступкам им, допущенным митрополитом Сергием, Владыка прямо требовал от последнего: «если Вы не в силах защищать Церковь, уйдите в сторону и уступите место более сильному».
Таким образом, Святитель считал, что русские архиереи должны сами наложить прещение на митрополита Сергия за его антиканонические деяния. Возможно, для этого и было подготовлено в 1934 году Послание священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) о запрещении митрополита Сергия в священно-служении.
В 1931 году Владыку частично парализовало. Случилось это после визита Тучкова, предложившего Святителю стать осведомителем Г. П. У. Ещё ранее у него началась цинга. В 1933 году больного астмой престарелого Святителя лишили прогулок в общем тюремном дворе, заменив их выходом в отдельный двор-колодец, где воздух был насыщен тюремными испарениями. На первой «прогулке» Владыка потерял сознание. Когда его перевели с ужесточением режима в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, то поместили снова в одиночной камере, а вместо имени дали № 114. Это был режим строгой изоляции.
Есть свидетельства о том, что митрополит Сергий (Страгородский), ожидая освобождения законного Местоблюстителя, направил советскому правительству письмо, что в случае выхода из заключения митрополита Петра, вся Церковная политика уступок изменится в прямо противоположную сторону. Власти отреагировали должным образом, и Владыка Пётр, дождавшись дня освобождения — 23 июля 1936 года — в Верхнеуральской тюрьме, вместо свободы получил новый срок заключения ещё на три года. К этому моменту ему было уже семьдесят четыре года и власти решили объявить Святителя умершим, о чём и сообщили митрополиту Сергию, которому в декабре был усвоен Патриаршего Местоблюстителя — ещё при живом митрополите Местоблюстителе Петре. Так прошёл ещё год тяжкого заключения для больного старца-первосвятителя.
В июле 1937 года по распоряжению Сталина был разработан оперативный приказ о расстреле в течении четырёх месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила против Святителя обвинение: «...проявляет себя непримиримым врагом советского государства..., обвиняя в гонении на Церковь ее деятелей. Клеветнически обвиняет органы Н. К. В. Д. в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование Н. К. В. Д. отказаться от сана Местоблюстителя».
27 сентября (10 октября н. ст.) 1937 года в 4 часа дня священномученик митрополит Пётр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа.
Канонизован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 году.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
An64 Сообщений: 278 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 377
| Наверх ##
10 октября 2015 11:57 Покровская родительская суббота 10 октября (дата для 2015 года)
В Покровскую родительскую субботу, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в православном мире принято поминать усопших. Надо сказать, Покровская родительская суббота — это не повсеместная традиция, она совершается только в нескольких регионах России, поскольку связана с поминовением «погибших воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью» при завоевании Иваном IV Грозным Казани в 1552 году. Во время тех событий погибло много людей, поэтому и было установлено особое местночтимое поминовение усопших в ряде Епархий — Казанской, Вятской, Екатеринбургской и Ижевской, сначала как память о погибших при взятии Казани православных воинах. Первоначально эта родительская суббота была установлена в 16 веке — в 1592 году святитель Ермоген, бывший в ту пору архиепископом Казанским и Астраханским, направил Патриарху Иову письмо, в котором просил установить определенный день памяти и особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью. И с благословения Патриарха по этому случаю и был установлен особый поминальный день всех погибших — Покровская родительская суббота. Впоследствии православные христиане в этот день стали творить память не только православных воинов убиенных при взятии Казани, но вместе с ними и всех своих усопших родных и близких. Эта традиция сохранилась и сегодня – накануне Покрова Богородицы, в ближайшую перед праздником субботу поминать усопших, посещать храмы и кладбища Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3178/© Calend.ru | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20407 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27447 | Наверх ##
11 октября 2015 12:05 11 октября 2015 12:12 11 октября.
Неделя 19-я по Пятидесятнице. Прп. Харитона Исповедника ( ок.350).Прпп.схимонаха Кирилла и схимонахини Марии ( ок.1337), родителей прп. Сергия Радонежского. Собор преподобных отцов Киево- Печерских, в Ближних пещерах ( прп. Антония) почивающих. Прп. Харитона Сянжемского( 1509). Прп. Иродиона Илоезерского ( 1541). Прор. Варуха ( VI в.до Р.Х.). Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Нерна, Илиодора и прочих( IV). Благ. кн. Вячеслава Чешского( 935)
Преподобные Кирилл и Мария
В четырех верстах от Ростова Великого находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (вторая половина XIII века – 1339 год). До нашего времени дошло очень мало сведений о жизни благочестивой четы, но дарованный им сын – Преподобный Сергий, игумен Радонежский, – лучше всяких похвал показал «доброту благословенного древа».
Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей, владел достаточным по своему положению состоянием, но, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами. Жестокий голод и монголо-татарское нашествие довели ростовского боярина до нищеты. Возможно, что своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове, приказали ему удалиться из города, и тогда семейство поселилось в селе Радонеж близ церкви Рождества Христова.
Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Тому же они научили своих детей – Стефана, Варфоломея и Петра. Когда Варфоломей (будущий игумен Радонежский) попросил у родителей благословения на иноческую жизнь, родители уговорили сына послужить им в старости и испытать твердость его намерения. Сын согласился, чтобы не ослушаться и сохранить родительское благословение.
Со временем дух иночества сообщился от сына и родителям. По обычаю тех времен, благочестивые супруги, вырастив детей и состарившись, принимали иноческий постриг и уходили в монастырь, чтобы провести остаток своей земной жизни в подвиге покаяния и молитвы. Бояре Кирилл и Мария приняли иноческий постриг и поселились в Хотьковом монастыре, что в трех верстах от Радонежа. Но недолго потрудились бояре-схимники в иноческом звании: не позже 1339 года они с миром отошли ко Господу.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20407 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27447 | Наверх ##
11 октября 2015 12:17 Покровский монастырь в Хотьково.
Семь веков отделяет нас от той далёкой эпохи, когда зародилась монашеская жизнь на Хотькове, на высоком живописном берегу тихой речки Пажи, у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, где расположился монастырь, на древних картах имело название Обнорская гора — это недалеко от г. Радонеж, в 10-ти километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Основан монастырь предположительно при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре Митрополите Московском (1308–1326). В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году, однако точная дата остается для нас неизвестной.
В 2008 году Покровский Хотьков монастырь отметил 700-летие своего существования. В 2015 году исполнилось 23 года возрождения монашеской жизни после разорения, 23 года общецерковного прославления и 677 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.
Покровский монастырь являет собой неотъемлемую часть земли Радонежской, той самой земли, которая освящена стопами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева и преподобного Максима Грека. Эти имена говорят православному человеку о том дорогом и незабвенном сокровище, общниками которого милостиво соделал нас Господь и имя которого — Святая Русь.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20407 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27447 | Наверх ##
11 октября 2015 12:19 Преподобный Иродион Илоезерский, Новгородский
Преподобный Иродион Илоезерский, Новгородский, ученик преподобного Корнилия Комельского († 19 мая 1537), после смерти своего наставника удалился на Илоозеро, в 20 километрах от Белозерска, и там, на полуострове, поставил себе келлию и основал храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, положив начало Илоезерской Озадской пустыни. Преподобный был строгим постником, проводил ночи в молитве и каждую субботу приобщался Святых Таин. Ангел известил преподобного о близости его кончины. Скончался он в схиме 28 сентября 1541 года и был похоронен в устроенной им часовне.
Первая икона преподобного Иродиона была написана после его явления некоему Софонии. Софония, неблагоговейно ткнув посохом в могилу преподобного, был наказан слепотой, но по молитве святому прозрел.
Краткое Житие преподобного Иродиона было написано архимандритом Белозерского монастыря Митрофаном, который в 1653 году, по благословению Новгородского митрополита (впоследствии патриарха) Никона, освидетельствовал чудеса, совершавшиеся от мощей преподобного Иродиона. Тогда и было установлено празднование его памяти. На месте часовни преподобного Иродиона был воздвигнут храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Иродиона Илоезерского.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20407 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27447 | Наверх ##
11 октября 2015 12:21 Харитон Сянжемский (+ 1509), игумен, преподобный.
Память 11 апреля, 28 сентября, в Соборе Вологодских святых
О роде и происхождении прп. Харитона не дошло никаких сведений. Известно только то, что он был ученик и сподвижник прп. Евфимия Сянжемского и во всем подражал ему.
Вместе со своим учителем преподобный подвизался в молитве, посте и трудах: сам копал землю, садил овощи, рубил дрова, носил воду.
После кончины прп. Евфимия, последовавшей около 1465 или 1470 гг., по воле его управление монастырем перешло к прп. Харитону. Около 40 лет продолжал он труды своего наставника.
Скончался 11 апреля 1509 г.
Празднование прп. Харитону местное. Его святые мощи почивали под спудом в приходской церкви Вознесения Господня, на месте бывшего монастыря.
преп. Харитон Сянжемский
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20407 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27447 | Наверх ##
11 октября 2015 12:26 Собор преподобных отцов Киево-Печерских
(Празднование собора всех преподобных отцев Киево-Печерских в неделю 2-ю Великого поста;
Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих 28 сентября / 11 октября;
Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих 28 августа / 10 сентября)
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих, празднуется ныне 28 сентября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, т. е. после 21 сентября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста.
В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. Преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, известно два канона: один, составленный иеромонахом Мелетием Сиригом (напечатан в Киевском акафистнике 1764 г.), другой, находящийся в службах печерским преподобным, составлен святителем Димитрием Ростовским. В Собор преподобных отцов входят (в скобках приводится день основной памяти, где и помещены сведения о святом): преподобный Антоний Первоначальник (память 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (память 1 июня), преподобные Феофил слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (память 27 октября), преподобномученик Евстратий (память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (память 26 июля), преподобный Иоанн Многострадальный (память 18 июля), преподобный Марк Гробокопатель (память 29 декабря), преподобный Никола Святоша, князь Черниговский (память 14 октября), мученик Григорий Чудотворец (память 8 января), преподобный Онисим Затворник (память 4 октября и 21 июля), преподобный Матфей Прозорливый (память 5 октября), преподобный Исаия Чудотворец (память 15 мая), преподобный Аврамий Трудолюбивый (память 21 августа), преподобный Нифонт, епископ Новгородский (память 8 апреля), преподобный Сильвестр Чудотворец (память 2 января), преподобный Пимен Постник (память 27 августа), преподобный Онуфрий Молчаливый (память 21 июля), преподобный Анатолий Затворник (память 3 июля), преподобный Алипий Иконописец (память 17 августа), преподобный Сисой Затворник (память 24 октября), преподобный Феофил Затворник (память 24 октября), преподобный Арефа Затворник (память 24 октября), преподобный Спиридон Просфорник (память 31 октября), преподобный Онисифор Исповедник (память 9 ноября), преподобный Симон, епископ Суздальский (память 10 мая), преподобный Никон, игумен Печерский (память 23 марта), преподобный Феофан Постник (память 11 октября), преподобный Макарий (память 19 января), преподобномученик Анастасий диакон (память 22 января), двенадцать мастеров греческих, зодчих Киево-Печерской Великой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы (память 14 февраля), преподобный Аврамий Затворник (память 29 октября), преподобный Исаакий Затворник (память 14 февраля), мученик Иоанн младенец (общая память с 14000 младенцами, от Ирода в Вифлееме избиенными, 29 декабря), преподобный Илия Муромец (память 19 декабря), преподобный Никон Сухой (память 11 декабря), преподобный Ефрем, епископ Переяславский (память 28 января), преподобный Тит иеромонах (память 27 февраля).
Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальпофпйский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминаются (песнь 9) святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26 июня, а также 15 октября). Святитель был задержан в Киеве Литовским князем при возвращении из Константинополя в сане Московского митрополита. Он скончался 15октября 1384 года и был положен в Антониевой пещере. Кроме преподобных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобною Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника — Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой досточке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.
У преподобных Ближних пещер есть также общая память с преподобными Дальних пещер — во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. Канон иеромонаха Мелетия Сириги вошел в Службу этого праздника (Служба преподобным отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим, напечатанная из акафистов с каноны. Киев, в типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1866). Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе Службы на 28 сентября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет, святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша…»
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20407 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27447 | Наверх ##
11 октября 2015 15:27 11 октября 2015 15:43 12 октября. Седьмица 20- я по Пятидесятнице. Прп. Кириака отшельника( 556). Мчч. Дады, Гаведдая и Каздон ( IV). Прп. Феофана Милостивого. Преп. Киприана Устюжского ( 1276). Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934).
Преподобный Кириак Отшельник
Преподобный Кириак родился в Коринфе в семье пресвитера соборной церкви Иоанна и его супруги Евдоксии. Епископ Коринфский Петр, его родственник, видя, что Кириак растет тихим и благоразумным отроком, поставил его чтецом в церкви. Постоянное чтение Священного Писания пробудило в его душе любовь к Господу и стремление к непорочной, богоугодной жизни. Однажды, когда юноше не было еще 18-ти лет, во время церковной службы он был так глубоко тронут словами Евангелия: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвернется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24), что тут же, не заходя домой, тайно ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Посетив святые места, Кириак несколько месяцев пробыл в монастыре недалеко от Сиона в послушании у игумена аввы Евсторгия и по его благословению направился в пустынную Лавру преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Преподобный Евфимий, провидя в юноше великие Божии дарования, постриг его в иноческий образ и направил под начало преподобного Герасима (память 4 марта), подвизавшегося на Иордане в обители святого Феоктиста. Святой Герасим, видя молодость Кириака, указал ему жить в постоянном общении с братией. Молодой инок прилежно исполнял монастырские послушания, усердно молился, мало спал, пищу принимал через день, питаясь только хлебом и водой. В Великий пост святой Герасим, удаляясь по обыкновению в пустыню Рува, чтобы возвратиться в обитель в Неделю Ваий, стал брать с собой и Кириака. В полном уединении подвижники усугубляли свои труды. Преподобный Герасим каждую неделю причащал своего ученика Святых Таин. После кончины преподобного Герасима 27-летний инок Кириак вернулся в Лавру преподобного Евфимия, но его тоже уже не было в живых. Преподобный Кириак испросил себе уединенную келлию и там подвизался в безмолвии, общаясь лишь с иноком Фомой. Но вскоре Фома был послан в Александрию, где его хиротонисали во епископа, и святой Кириак в полном безмолвии провел 10 лет. В 37-летнем возрасте он был посвящен в сан диакона. Когда между обителями преподобного Евфимия и преподобного Феоктиста произошло разделение, святой Кириак удалился в Сукийский монастырь преподобного Харитона (память 28 сентября). В этой обители вновь поступающих иноков принимали как новоначальных; так же был принят и святой Кириак, который смиренно трудился на общих монастырских послушаниях. Через несколько лет преподобный Кириак был хиротонисан во пресвитера и назначен канонархом и трудился в этом послушании 18 лет. В обители святого Харитона преподобный Кириак провел 30 лет. Строжайший пост и совершенное незлобие выделяли преподобного Кириака даже среди аскетов – подвижников Лавры. Каждую ночь он читал в келлии Псалтирь, прерывая чтение лишь для того, чтобы идти в храм к полунощнице, спал подвижник очень мало. Когда преподобному исполнилось 70 лет, он удалился в пустыню Натуфа, взяв с собой своего ученика Иоанна. В пустыне отшельники питались лишь горькими травами, которые по молитве святого Кириака делались годными в пищу. По прошествии пяти лет о пустынниках узнал один из жителей и привел к ним своего бесноватого сына, и святой Кириак исцелил его. С тех пор много людей стало приходить к преподобному со своими нуждами, но он искал полного уединения и удалился в пустыню Рува, где пробыл еще пять лет. Однако и в эту пустыню к нему приходили больные и бесноватые, и преподобный исцелял их крестным знамением и молитвой. На 80-м году жизни преподобный Кириак удалился в сокровенную пустыню Сусаким, где сходились русла двух высохших рек. По преданию, о Сусакиме возвещал святой пророк Давид: «Ты иссушил еси реки Ифамские» (Пс. 73, 15). Через семь лет к нему пришли братия из Сукийского монастыря, прося его духовной помощи во время наступившего, по попущению Божию, голода и губительных болезней. Они умолили святого Кириака вернуться в обитель, и преподобный поселился в пещере, где раньше подвизался преподобный Харитон.
Преподобный Кириак оказал большую помощь Церкви в борьбе с распространившейся ересью оригенитов, молитвой и словом обращал обольщенных на истинный путь, укрепляя в вере православной. Составитель Жития преподобного Кириака, монах Лавры преподобного Евфимия Кирилл, был свидетелем того, как преподобный предсказал близкую смерть ересеначальников Нона и Леонтия, что вскоре и свершилось, и ересь перестала распространяться. Сама Пресвятая Богородица призывала преподобного Кириака блюсти в чистоте Православное учение: явившись ему во сне со святыми Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, Она отказалась войти в келлию преподобного, потому что в ней находилась книга со словами еретика Нестория. «У тебя в келлии – Мой враг», – сказала Она (память явления Пресвятой Богородицы преподобному Кириаку 8 июня). На 99-м году жизни преподобный Кириак опять удалился в Сусаким и там жил со своим учеником Иоанном. В пустыне преподобному Кириаку служил огромный лев, который охранял его от разбойников, но не трогал приходивших братий и ел из рук преподобного. Однажды в летнюю жару высохла вся вода в яме, куда зимой пустынники собирали воду, а другого источника воды не было. Преподобный Кириак помолился, и тут же в пустыне пролился обильный дождь, наполнивший яму водой. За два года до смерти преподобный Кириак вернулся в монастырь и вновь поселился в пещере преподобного Харитона. До конца жизни праведный старец сохранял бодрость, с усердием пел стоя, никогда не бывал без дела: или молился, или работал. Перед смертью преподобный Кириак призвал братию, благословил всех и с молитвой тихо отошел ко Господу, прожив 109 лет.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20407 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27447 | Наверх ##
11 октября 2015 15:31 11 октября 2015 15:32 Свв. мчч.Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал. Святые мученики Дада, Гаведдай и Каздоя приняли смерть за Христа от персидского царя Сапора. Дада был первым царедворцем при Сапоре, а святые Гаведдай и Каздоя – родные дети этого жестокого царя. Не зная того, что святой Дада – христианин, царь назначил его правителем одной из персидских областей. Когда же это открылось, он был лишен всех почестей, предстал на суд жестокого мучителя Андромелиха и был приговорен к сожжению. Подойдя к костру, святой Дада осенил себя крестным знамением, и костер погас. Увидев это чудо, потрясенный царевич Гаведдай уверовал во Христа и во всеуслышание исповедал свою веру. Судья донес об этом царю, и тот приказал жестоко истязать святого Гаведдая. Но во всех мучениях святого охраняла сила Божия. Сам Ангел Господень утешал его, и каждый раз Господь возвращал ему крепость и здоровье. Видя чудесные исцеления святого мученика, многие узники, находившиеся вместе с ним в темнице, и среди них волхв Гаргал, стали христианами и тоже приняли мученичество. Сестра мученика Гаведдая, царевна Каздоя, тайно посетила брата в темнице и принесла ему воды. Еще раз Каздоя видела брата, когда мучители снова пытали его. Святой мученик был повешен на кресте, и множество стрел было пущено в него, но стрелы отскакивали и обращались против стрелявших. Увидев сестру, он убеждал ее уверовать во Христа. Святая Каздоя исповедала себя христианкой и, по повелению своего отца, царя Сапора, была жестоко избита и брошена в темницу, где томился ее брат. Страдая от ран, святая Каздоя просила брата-мученика помолиться о ней. Святой Гаведдай, совершив молитву, уверил сестру, что больше ее мучить не будут. На следующий день при новых пытках святой Гаведдай, увидев в толпе двух пресвитеров – Дадия и Авдия, просил их принести елея и воды, так как очень желал принять святое Крещение. В это время мученика осенило облако, из которого на него излилась вода и елей и услышан был глас: «Раб Божий, ты уже принял Крещение». Лицо мученика просветилось, и в воздухе разлилось благоухание. Мучитель приказал пронзить святого копьями, и через несколько часов он скончался с молитвой на устах. Тело его было рассечено на три части, но священники Дадий, Авдий и диакон Армазат взяли святые останки и с честью их похоронили. Тело святого мученика Дады, которого тоже долго истязали и живого разрубили на части, также было тайно погребено христианами. В полночь священнику Дадию явился мученик Гаведдай, передал ему сосуд с елеем и послал его к мученице Каздое помазать ее елеем и причастить Святых Таин, что иерей и исполнил, сказав напоследок святой мученице: «Усни, сестра, до пришествия Господня», и святая Каздоя отошла ко Господу. Мать святой мученицы приготовила ее к погребению и похоронила рядом с мучеником Гаведдаем.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|