Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20408 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27467 | Наверх ##
5 октября 2015 10:17 5 октября 2015 10:18 Икона Богородицы Мирожская
В Спасском Мирожском монастыре, основанном при устье реки Мирожи на Псковщине в 1156 году преподобным Авраамием Мирожским и святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским, хранилась Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. Почти четыре столетия спустя, в 1567 году, в день памяти преподобного Авраамия, в городе Пскове, во время свирепствовавшего морового поветрия, от этой иконы, как гласит предание, «таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня». Тогда из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря икону перенесли, «...поставиша ю в соборной церкви святыя Живоначальныя Троицы возле алтаря... честно, и от того времени начаша многа и различна исцеления человеком бывши...». С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее святой образ, было установлено празднование в честь Мирожской иконы Божией Матери 24 сентября.
Чудотворная икона написана по чину Оранты – «Молящейся». Божией Матери предстоят Псковские святые: справа – святой благоверный князь Довмонт, в иночестве – Тимофей (память 20 мая), слева – в молитвенном положении его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Димитриевна. Не без основания предполагают, что изображения князя и его супруги появились на иконе позже, так как икона явилась в 1198 г., а князь скончался в 1299 г.
Царь Иоанн Грозный увез чудотворный Мирожский образ из Пскова (он не сохранился), а в монастыре остался список – так называемая «Великая Панагия» Спасо-Мирожского монастыря.
Чудотворный образ Божией Матери пребывал в обители вплоть до трагических событий начала XX века. В 1922 году Мирожский монастырь был закрыт большевиками, а «Великая Панагия» через четыре года попала в областной художественный и историко-архитектурный музей, в хранилищах которого находится и сейчас. В 1998 году чудотворный образ на время покинул свое музейное заточение – по случаю 800-летия явления Мирожской иконы Пресвятой Богородицы в Пскове прошел торжественный крестный ход от Свято-Троицкого собора в Мирожский монастырь – туда, где и подобает находиться святому чудотворному образу.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20408 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27467 | Наверх ##
7 октября 2015 9:40 7 октября 2015 9:49 8 октября.
Прп. Евфросиньи Александрийской ( V). Преставление прп. Сергия Радонежского, всея России чудотворца ( 1392). Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии ( 1250). Перенесение мощей свт Германа, архиеп. Казанского ( 1592). Прп. Досифеи затворницы, Киевской ( 1776). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546- ти мучеников ( III). Прп. Афанасия Железный посох, Череповецкого ( ок.1388). Прп. Феодосия Череповецкого ( ок.1388).
Краткое житие преподобной Евфросинии (в миру Феодулии) Суздальской
Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская, родилась в 1212 году. В Святом Крещении носила имя Феодулия и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского (память 20 сентября). Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Господу о даровании им чад. Благоверная княжна Евфросиния была их первой дочерью, испрошенной у Господа в молитвах. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь.
Феодулия воспитывалась в глубокой вере и благочестии. На ее воспитание большое влияние оказывал образованный боярин Феодор (память 20 сентября). Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих.
Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора († 1233; память 5 июня), брата святого Александра Невского, но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния в честь Евфросинии Александрийской.
Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному возрастанию и утверждению в чистоте сестер монастыря. После кончины игумении настоятельство приняла преподобная Евфросиния.
В особом откровении Господь предсказал блаженной игумении о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии татар на Русь. В 1238 году несметные полчища татаро-монголов действительно напали на Русское государство. Уничтожая всё на своем пути, они подошли к Суздалю. Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам.
Преподобная преставилась к Богу 25 сентября 1250 года. У ее гроба верующие продолжали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов. 18 сентября 1698 года по благословению Патриарха Адриана митрополит Суздальский Иларион совершил прославление преподобной Евфросинии
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20408 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27467 | Наверх ##
7 октября 2015 9:52 Преподобная Досифея (Тяпкина), Киевская, затворница Дни памяти:
23 июня – Собор Рязанских святых
8 октября
В пятнадцатом веке на южных подступах к Киеву, на Китай-горе монахи Киево-Печерской Лавры создают пещерный монастырь, а затем и лаврский скит. Подвизалось здесь немало великих старцев, но самым знаменитым был преподобный Досифей, прославившийся в ХVIII веке своими великими подвигами. Никто и не подозревал, что под именем старца Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья!
Родилась она в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных. Род свой вели они от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего потом любимым околь ничим Димитрия Донского. Неразрывные духовные связи соединяли дворян Тяпкиных с родом святого князя. Бабушка Дарьи ушла под старость из мира в женский Свято-Вознесенский монастырь, находившейся в Московском Кремле, и стала мантийной монахиней Порфирией. Когда девочке исполнилось два года, родители с маленькой Дарьей отправились на богомолье в Сергиеву Лавру. Проездом через Москву они навестили в Вознесенском монастыре бабушку, монахиню Порфирию, которая упросила родителей оставить внучку при ней, дабы молитвами управить благой путь жизни ребенка. Монашеская жизнь с раннего детства оставила глубокий след в сознании Дарьи и повлияла на всю ее дальнейшую жизнь, тем более что душа у девочки была до крайности чуткой и трепетной, милосердной ко всем. Молилась Дарья, как взрослая, никаких поблажек: выстаивала длинные монастырские службы вместе со всеми, клала поклоны сколько надо, осеняя себя крестным знамением. Пятилетняя Дарья строго держала посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучилась грамоте и вечерами читала бабушке Евангелие.
В монастыре Дарья прожила семь лет. А потом пришло время забрать девочку домой на светское воспитание, как и положено было при ее дворянском происхождении. Новая жизнь обрушилась на Дарью бессмысленным, никчемным грузом. Пустая трата времени пришлась девочке не по сердцу и вызывала лишь жалость ко взрослым. Окружающие ее люди, в свою очередь, тоже недоумевали: богатая, а ходит, как крестьянка, барыня, а спит на доске, под голову сено кладет да еще с бедняками трапезу делит и разговаривает как с равными. Чужд был богатый родительский дом, полный гостей, болтовня сестер, глупые мечты о завидных женихах, украшениях и нарядах. Не нужно было Дарье и светское образование, которое непременно хотели дать ей родители-дворяне. Для этого предполагалось выписать для юной затворницы из столицы бойкую учительницу – француженку... Последней каплей стали разговоры о знатном женихе. И Дарья сделала свой выбор.
Однажды в солнечный майский день Дарья попросилась пойти с сестрами в лес. Для нее это было единственной возможностью уйти из дома. И она, ни о чем не сожалея, ушла навсегда – от дома, от родителей, от близких ей людей… от чуждой ей жизни. Сколько ни звали ее сестры, сколько ни аукали, так и вернулись в слезах домой без младшей сестры.
Сначала решила она пойти в Вознесенский монастырь к своей бабушке. Но подумав, что родственники найдут ее там и силой вернут назад, поступила иначе. Дарья остригла волосы, приобрела на базаре мужскую одежду и, переодевшись в простого крестьянского мальчика, направилась в Троице-Сергиеву Лавру. Долгое путешествие изменило ее лицо, оно огрубело, стало смуглым от палящего солнца, голос охрип, тело исхудало до невозможности. Теперь никто не смог бы признать в ней прежнюю красавицу Дарью. Она назвалась беглым крестьянином Досифеем (по-гречески Досифей означает «богом данный»). Посоветовавшись, старцы разрешили ей пребывать в Лавре тайно, но не иноком, а просто послушником. Сколько осторожности, сколько силы воли потребовалось Дарье, чтобы никто не догадался, что она девушка.
Так прошло три года. Однажды в Лавру в поисках пропавшей дочери приехала мать Дарьи. Долго молилась она у мощей святых угодников Божьих. Во время службы заметила молодого послушника. Материнское сердце безошибочно угадало любимое чадо, и она попросила монахов, чтобы юный послушник пришел к ним после службы в гостиницу. Но решительная Дарья, не подавая виду, мигом собралась, накинула котомку на плечи и снова пустилась в путь.
Начался беспримерный подвижнический путь послушника Досифея на родину иночества, в Киево-Печерскую Лавру. Через два месяца он уже стоял перед ее настоятелем и рассказывал, что с раннего детства мечтал стать монахом. Беспаспортного беглеца отказались принять в число братии. В поисках убежища Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет. Питался он только хлебом, который изредка приносили ему иноки из Китаевой пустыни, мхом и корнями.
Слава о прозорливом и мудром отшельнике разлеталась по городам и весям Российской империи. Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки прибегали к этому великому утешителю. Но никто из паломников не видел его лица. Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для государыни императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей императрицей. Чтобы императрица смогла пешком подняться наверх Китай-горы в пещеру Досифея, монахи срочно вбили в узкую тропинку множество деревянных ступенек.
Долгое время беседовал преподобный Досифей с царицей. Читал и прозревал старец в ее сердце. На всю жизнь запомнила она свою покаянную исповедь у таинственного затворника и его советы о будущем трона, о выборе престолонаследника и его роли в истории России...
Досифей пользовался большим уважением у киевских архиереев и монашеской братии, но даже не был пострижен в рясофор – первый чин монашества. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения и сама присутствовала на нем. При постриге подвижнику было дано то же самое имя – Досифей...
Все это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по разным обителям России. Однажды к прозорливому старцу приехала на гору Китай его родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарье. Через узкое окошечко благословил Досифей свою сестру и успокоил: Дарья стала монахиней, служит Господу, живет высокой духовной жизнью. У нее свой путь, и искать ее больше не надо. Именно от преп. Досифеи получил в Китаево благословение идти в Саровскую обитель будущий великий старец преп. Серафим.
Когда в Российской империи было запрещено отшельничество, преподобная переселилась на Дальние пещеры в Лавре, где ей назначили келейника по имени Феофан (будущего известного соловецкого подвижника). Однажды Досифей послал Феофана принести ладану и стал раздавать его по кусочкам каждому из приходящих. «Люди станут падать на дороге, умирать как мухи… Но вы не падайте духом, дети, а молитесь!..» И действительно, в конце 1770 года на Украине случилась моровая язва. Многих скосила она, даже иноки в Лавре не спаслись. Уцелели только те люди, которым Досифей подал ладан и благословил молиться.
За день до своей кончины преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по келлиям: прощаться с братией. Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения. Простившись со всей обителью, он затворился в своей келлии, чтобы провести последние часы в молитве. Скончался Досифей 25 сентября 1776 года на 56-м году жизни. Напрасно наутро стучал послушник в его дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келлию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился (точно так же в 1833 году отойдет к Господу и преподобный Серафим Саровский) – правая рука почившего старца поднята вверх в крестном знамении. В левой – зажата записка, адресованная братии: «Тело мое приготовлено к отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению».
Завещание старца исполнили в точности. Никто не посмел обнажить многотрудное тело и обмыть его. С благоговением погребли его иноки в монастырской ограде на северной стороне Свято-Троицкой церкви.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Спустя несколько лет Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь, очень расстроилась, не застав старца в живых. Попросила взглянуть на его портрет, узнала свою сестру Дарью и потеряла сознание. Так стало известно, что великий затворник Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей – преподобной Досифеей.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20408 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27467 | Наверх ##
7 октября 2015 10:00 Досифея Киевская
Досифея Киевская (в миру — Дарья Тяпкина; 1721 — 25 сентября 1776) — православная святая, почитаемая в лике преподобных. Подвизалась в XVIII веке в Киево-Печерской лавре под именем рясофорного монаха Досифея. Память совершается (по юлианскому календарю): 23 июня (Собор рязанских святых), 27 июля и 8 октября. Рождение и юность
Родилась Дарья в семье рязанских дворян Тяпкиных в 1721 году. Когда малютке Дарье было два года, родители её посетили святые места Троице-Сергиевой лавры и, по пути, остановились в Вознесенском монастыре у старицы Порфирии, бабушки преподобной, незадолго до того решившей посвятить остаток своей жизни Богу. По настоянию Порфирии Дарья осталась у неё и находилась в благодатных стенах монастыря до девяти лет. Порфирия усердно воспитывала внучку, прививая ей христианские добродетели: смирение, нестяжательность, послушание, любовь к ближнему. В результате, когда родители забрали дочь в семью, Досифея, вкусившая к тому времени радость общения с Богом в послушании и покаянии, не смогла ужиться с нравами дворянской жизни. В акафисте преподобной говорится: «Радуйся, сладость послушания ранее соблазнов мира сего познавшая» (Икос 1). Воистину по чистоте помыслов и поступков Досифею можно сравнить с великомученицей Варварой, твёрдо сохранившей свои убеждения под натиском мира. Переселению в родительский дом Дарья была совсем не рада. До шестнадцати лет она сохраняла в семье подвижнический дух: спала на доске, была чужда развлечений своих родных и никогда не ходила на балы и прочие светские собрания, не употребляла предлагаемую ей пищу, а питалась гораздо скромнее. В конце концов, под угрозой выдачи замуж ей пришлось убежать из дому, и в шестнадцать лет она оставила родительский дом и ушла в Москву в поисках монастырского пристанища.
Скитания
Придя в Москву и посетив знакомые с детства места, Дарья поняла, что спрятаться от поисков родителей ей будет непросто. Тогда она покупает на базаре мужскую одежду и приходит в Троице-Сергиеву лавру, представившись беглым крестьянином Досифеем. Законы тех времён могли разрешить настоятелю принять такого юношу в братию только с разрешения св. Синода или императора. Тем не менее, Досифея оставили на послушании. Три года длилось такое пребывание подвижника в монастыре, однако родители Дарьи, обыскавшиеся её к тому времени, заехав как-то в святую лавру, издалека приметили Досифея и организовали с ним встречу. Опознав ждущих встречи родных, Досифей не стал дожидаться разоблачения и тотчас направился в Киев. В Киево-Печерской лавре Досифея также не приняли. Тогда подвижник ушёл в пригород под названием Китаево и, выкопав в горе пещеру, по примеру преподобного отца Антония, начал дело спасения. Питался Досифей хлебом, водой и подножным кормом и никогда не держал в пещерной келии огня. В то же время слава об удивительном подвижнике стала распространяться в округе. Монашество
Досифей благословляет Прохора Мошнина (Серафима Саровского) на монашеское житие. Роспись храма прп. Серафима Саровского. Киев. Монашеский постриг Досифей обрёл внезапно. В 1744 году императрица Елизавета посетила Киев и, узнав о подвижнике, пожелала посетить его лично. Она пришла в его келию, общалась с ним, а узнав о том, что Досифей ещё не пострижен, позволила принятие в монашество своим распоряжением и лично присутствовала при таинстве. Досифей стал рясофорным монахом Киево-Печерской лавры.
В дальнейшем Досифея, не оставляя затворничества, взяла на себя подвиг старчества, существуют предания, что и Христа ради юродства. Окормляя прибегающих к её советам, она воспитала в духе наивысшей добродетели своего келейника Феофана, ставшего впоследствии соловецким подвижником. Также Досифей благословил в 1776 году 22-летнего Прохора Мошнина (Серафима Саровского) на подвиг спасения в Саровской обители. Подвизался старец на Китаевой горе и в лавре на Дальних пещерах.
Перед смертью старец вышел из затвора и слёзно попросил у всех прощения. Прожив от рождения 55 лет, старец Досифей преставился, предстоя в молитве, 25 сентября 1776 года, в день памяти Сергия Радонежского.
Открытие тайны и прославление.
Тропарь Досифеи Киевской
Иже Духом Святым издетска Христу обручена была еси, И, сокрывши себе отмира в подобии мужестем, Пещерное затворение сладостно восприяла еси. Молися о нас, Досифея славная, Жениху твоему, Да избавит нас от мрака греховного И спасет души наша.
Досифея предала свой дух Богу в молитве, при этом в левой руке у неё находилась записка: «Тело моё приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь предать его обычному погребению», что и было исполнено в точности.
Тайна была раскрыта, когда родная сестра Дарьи взглянула на портрет старца Досифея на надгробии и узнала свою пропавшую сестру. Тогда все поняли, что старец Досифей не кто иной, как девица. Стали понятны многие необъяснимые факты из биографии святой. Тем не менее, три попытки обрести мощи Досифеи оказались неудачными.
Прославление преподобной произошло в 1993 году вместе с преподобными Феофилом, Алексием и Парфением, а также Христа ради юродивым Паисием. Мощи преподобной Досифеи пребывают под спудом с северной стороны приходской Свято-Троицкой церкви на территории Китаевской пустыни. В пещерном храме Собора Пресвятой Богородицы, построенной на месте подвигов Досифеи и других подвижников, оборудована т. н. «келья Досифеи», где каждый может почтить память преподобной.
Ссылки Свято-Троицкий монастырь (Китаево) Путешествие в Китаево с кратким жизнеописанием
Литература[править | править вики-текст] Сказание о преподобной Досифее, подвизавшейся под именем старца-затворника и рясофорного монаха Киево-Печерской лавры Досифея. Киев, 2007. ISBN 5-7789-0009-0 Крайняя О. А. К биографии преподобного Досифея Китаевского (Киевского). Вестник церковной истории. 2007. № 2(6). С. 235—250.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20408 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27467 | Наверх ##
7 октября 2015 10:03 7 октября 2015 10:03 Китаевская пустынь в Киеве
Китаево располагается на восточном краю Голосеевского леса и является одной из интереснейших и в то же время малоизвестных достопримечательностей Киева. На этой территории находятся Китаевская пустынь с могилой святой Досифеи, частицей мощей Николая Чудотворца и ковчегом с мощами 12 апостолов Христовых, родителей Богородицы и родителей Иоана Предтечи, а так же древнее городище, которое было населено с VIII по XIII века н.э. и являлось юго-восточным форпостом Киева. Украшает это урочище цепочка живописных прудов, расположенных в практически диком лесу, а вокруг всё это окружено современным Киевом. А еще к востоку от главного подворья Китаевского монастыря находится пещерный комплекс.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20408 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27467 | Наверх ##
7 октября 2015 10:09 7 октября 2015 10:09 Семья дворянской дочери Дарьи Тяпкиной была против ее желания стать монахиней. Поэтому девушка сбежала из дома. Зная, что ее будут искать по женским монастырям, Дарья одевалась как юноша и искала пристанища в мужских обителях. Между тем, по прошествии лет, слава о даре прорицания Досифея разошлась далеко за пределы обители. За советом и наставлением к Досифею шли мещане и крестьяне, иереи и вельможи. Сама царица Елизавета посетила Китаево, чтобы получить духовный совет от Досифея. Но после смерти подвижника выяснилось, КЕМ был Досифей. Именно этот грех женщины, обманувшей братию и игумена, долго был препятствием для её канонизации. Но в наши дни грех был признан вынужденным и Досифея Киевская в 1993 году была объявлена святой.
в 1991-1993 годах были проведены археологические исследования уцелевших участков китаевских пещер. Установлено, что общая протяженность магистральной галереи составляет около 100 метров. Высота ее коридоров, с циркульными (округлыми) сводами – 1,7-1,9 метров, ширина – 0,8-1,2 метров. Размеры подземных келий – от 2-х до 5-ти метров в длину, и около 2-х метров – в ширину. На сегодняшний день общая длина пещерных коридоров, доступных для осмотра, порядка 150 метров.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20408 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27467 | Наверх ##
7 октября 2015 10:12 7 октября 2015 10:14 Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь в Киеве часто называют украинским Афоном. Удивительной красоты природа, лесистые холмы над Днепром, которые с юго-востока омываются озерами, — урочище Китаево очень схоже со святой афонской землей.
Крепость в долине под Киевом
Китаевская пустынь — в прошлом скит Киево-Печерской Лавры, а ныне — самостоятельный мужской монастырь. На заре Киевской Руси, на том самом месте, где стоит теперь пустынь, была возведена небольшая крепость. В начале XI в. вместо нее построили более мощную, но уже на новом месте — на холме, отделяющем урочище от долины Днепра и господствующем над окрестностями. До сих пор зовут этот холм Китай-горой. Ну, а там, где находились первые укрепления, возник посад, достигший со временем значительных размеров. Именно с крепостью и связывают сегодня название «Китаево», ибо в тюркском языке слово «китай» означает крепость или укрепление. Крепость в Китаево была важным форпостом на южных подступах к Киеву, вынужденному при равноапостольном великом князе Владимире и его сыне благоверном князе Ярославе Мудром защищаться от кочевников-печенегов.
Существует и другое толкование названия урочища, связанное с предположением, что в Китаево имел загородную резиденцию князь Андрей Боголюбский. Основанием для указанного предположения послужила так называемая «Грамота князя Андрея Боголюбского Киево-Печерской Лавре», закреплявшая за последней права на многие земельные владения. В документе князь самого себя величает «Китай, названный во святом Крещении Андреем» (оригинал грамоты утрачен в средние века).
Историческое начало монашеской обители в Китаево традиционно относят к XVII в. До этого времени урочище пришло в запустение: крепость была разрушена в 1240 г. монгольской ордой, а посад постепенно угас в XV в. Одновременно с наземным скитом, устроенным на месте первоначальной крепости, а может быть и ранее, на склонах Китай-горы появляются также и пещеры подвижников.
Святая Досифея Киевская
Среди подвижников обители преподобный Досифей (в миру — Дарья Тяпкина) стал исторически первым из известных монахов-затворников в Китаево в XVIII–XIX вв.
Сделав окончательный выбор своего жизненного пути, прeподобный Досифей вначале подвизался в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Оказавшись в Киеве, он посетил Китаевскую пустынь и, увидев красоту этих мест, решил поселиться здесь навсегда. Несколько лет прожил Досифей в пещере, ведя строгую подвижническую жизнь. Питался хлебом и водой, а в период Великого поста — только мхом и корнями растений. Постепенно слава о старце распространилась по всему городу и за его пределами.
В 1744 г. Киев посетила императрица Елизавета Петровна. Осмотрев святые места, она пожелала посетить Китаевскую пустынь, где когда‑то жил ее предок князь Андрей Боголюбский. Здесь произошла встреча императрицы с отшельником, который произвел на нее неизгладимое впечатление. Узнав, что Досифей еще не пострижен, она велела немедленно постричь его в рясофор и сама присутствовала при этом. Расставаясь с монахом, царица вручила ему кошелек с золотыми монетами, которые Досифей отдал на строительство церкви в с. Пирогово.
После пострига старец заперся в своем убежище. Желающие получали от него благословение и наставления через маленькое окошко. Он обличал тайные прегрешения, призывал к покаянию и предостерегал от будущих бед и искушений. В 1770 г., перед тем как Киев охватила моровая язва, Досифей, предузнав беду, раздавал своим прихожанам херувимский ладан и говорил, как избежать напасти с помощью молитвы. Тех, кто внял его совету, мор обошел стороной. Именно Досифей послал молодого Прохора Мошнина (впоследствии преподобного Серафима Саровского) в Саровскую обитель, предрекая ему великое духовное будущее, а послушника Феофана — в Соловецкую обитель, где он стал знаменитым подвижником.
Спустя 20 лет после ухода Досифея в затвор Киев посетила его родная сестра. Она пришла к затворнику и рассказала о семейных несчастьях и безвестно пропавшей родной сестре. Прощаясь с ней, старец дал совет: «Не допытываться, если кто‑либо из родных скрылся из дому ради Господа».
Получив откровение свыше о дне своей кончины, Досифей вышел из затвора, обойдя все монастырские келии и на коленях прося у всех прощения. Затем, войдя в свою келию, до самого утра пел псалмы и читал каноны в ожидании смертного исхода. Умер он 25 сентября 1776 г. на 56‑м году жизни. Войдя в келию, монахи увидели его коленопреклоненным перед образами. В левой руке он держал лист бумаги с последней просьбой: «Тело мое приготовлено к вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению». Что и было исполнено в точности. Похоронили старца в ограде Китаевской пустыни, близ Свято-Троицкой церкви, на северной стороне, поставив скромный гипсовый монумент, имевший форму гроба, с надписью: «1776 года, сентября 25, умре Досифей». В 1993 г. в Киево-Печерской Лавре совершилось торжественное прославление преподобной Досифеи-затворницы в лике местночтимых святых г. Киева.
Пещеры Китай-горы
По внутреннему виду пещеры на Китаевской горе ничем не отличаются от лаврских и имеют с западной стороны довольно удобный вход. В середине пещер находится большая, просторная комната с полукруглым сводом в потолке. С западной, южной и северной сторон от нее устроены коридорные ходы, ведущие в глубину пещер. Стены, потолок и пол этой комнаты обложены кирпичом и прочно оштукатурены. Оштукатурены в некоторых местах и пещерные ходы. Еще при митрополите Киевском Филарете решено было устроить на Китай-горе небольшой скит на 12 схимников-старцев, которые должны были пребывать в неусыпном чтении Псалтыри (по два часа в сутки на каждого старца), но эта идея тогда не осуществилась.
Под покровительством наместника Киево-Печерской Лавры архимандрита Варлаама схимонах Тит и келейник Иосиф «Железная шапка» (так его называли за то, что он носил на голове железную шапку около пуда весом), со многими из трудолюбивых братий Китаевской пустыни, дружно принялись за очищение и расширение старой пещеры. При посредстве лаврского эконома Мелхиседека пещера была выложена кирпичом. В ней и пребывал схимонах Тит. Но это была не единственная в скиту пещера…
В 1990 г. специалисты отдела «Киев подземный» Музея истории г. Киева начали расчистку практически полностью заваленных пещер пустыни. Продолжила эту нелегкую работу братия восстанавливаемого монастыря.
Развитие монастыря
В архивных бумагах Китаевской пустыни от 1749 и 1758 гг. упоминаются трапезная церковь в честь трех святителей — Петра, Алексия и Ионы, а также келии: большая — на случай приезда митрополита, келия начальника пустыни и келии для братии. Территория монастыря была огорожена забором из деревянных досок и имела двое ворот, одни из которых находились возле плотины.
В 1716 г. киевский губернатор князь Дмитрий Голицын построил в пустыни деревянную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, а при ней деревянные братские келии. С этого времени пустынь перешла в ведомство Киево-Печерской Лавры, имела свои земли, сад, пасеку, речные угодья, воскобелильный завод, а с 1898 г. — свечной завод, перенесенный сюда из Лавры.
В октябре1760 г. архимандрит Киево-Печерской Лавры Лука с братией получили указ императрицы Елизаветы и Священного Синода, согласно которому разрешалось строительство в Китаевской пустыни на месте деревянной церкви во имя Сергия Радонежского каменной во имя Пресвятой Животворящей Троицы с боковым алтарем во имя преподобного Сергия Радонежского. А позднее, вторым указом, благословлялось построить еще алтарь во имя новопрославленного святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Церковь построена на средства князя А. Голицына, войта И. Сычевского, киевских жителей В. Гудима, К. Сулимитита и др. В работах принимал участие мастер С. Ковнир. Возведение храма было завершено в 1767 г. блюстителем Дальних пещер Киево-Печерской Лавры иеросхимонахом Тимофеем.
После переименования Китаевской пустыни в Свято-Троицкую был осуществлен капитальный ремонт церкви: выкрашены стены, купола покрыты медными листами, центральный купол позолочен. Художник И. Шелтовский вместе с мастерами лаврской школы живописи снова расписал интерьер, возобновил резной позолоченный иконостас. Капитальная реконструкция храма осуществлена в 1892 г. архитектором В. Николаевым. В 1900 г. храм переоборудован в теплый: в тамбуре перед входом поставлены четыре голландские печки.
В подземных склепах южного придела похоронен игумен Киево-Печерской Лавры Модест (1806–1871) и иеромонах Ипполит (Ященко) (1806–1875). На полу — две бронзовые плиты с надписями. В этом же приделе почивают мощи преподобного Феофила. В отдельной нише в стене церкви в 1892 г. был похоронен епископ Калужский Виталий.
Возле северной стены Троицкой церкви находится могила преподобной Досифеи.
В 1892–1901 гг. здание церкви было капитально отремонтировано и достроено, ибо едва вмещало монастырскую братию численностью 166 человек, да примерно столько же жителей окрестных мест.
Братский корпус (1843—1844), находящийся в южной части двора, построен в стиле классицизма по проекту архитектора П. Спарро. Это двухэтажное прямоугольное сооружение сегодня используется как учебный корпус Киевского государственного научно-производственного комбината пчеловодства Минагропрома Украины.
В 1829–1837 гг. архитектором И. Богдановым (вероятно, по проекту архитектора А. Меленского) возведена надвратная кирпичная колокольня. Вместе с ней сооружены кирпичные корпуса братской трапезной с теплой церковью в честь Двенадцати апостолов, дом настоятеля и др.
Вплоть до 1870 г. Китаевская пустынь была местом, где хоронили умерших монахов Киево-Печерской Лавры. На территории обители погребен еще один подвижник благочестия — юродивый Иоанн Босый. К северу от Троицкой церкви ныне сохранилась часть кладбища, ликвидированного в 1960‑х гг. В ходе реставрации храма было приведено в порядок и монашеское кладбище. Неподалеку от Троицкого храма — могила преподобного Феофила (в миру — Фома Горенковский, 1788–1853), иеросхимонаха Китаевской пустыни. Он родился в Киевской губернии в семье священника. Учился в Киевской духовной академии, с 1812 г. — послушник Братского Богоявленского монастыря. В 1821 г. принял постриг под именем Феодорит, в 1827 г. рукоположен и назначен экономом монастыря. В 1834 г. принял схиму под именем Феофил. С 1844 г. проживал в Голосеевской, с1849 г. — в Китаевской пустыни. Юродствовал, прославился как провидец, предрек основание киевских Троицкого (Ионинского) и Покровского монастырей, Преображенского скита Китаевской пустыни.
Еще с ХVIII в. Китаевская пустынь стала местом паломничества, разрешение на ее посещение выдавала Киево-Печерская Лавра. Летом число богомольцев достигало трех тысяч человек.
В монастыре, согласно указу от 13 июня1786 г., находилась богадельня для больных и престарелых монахов, был обустроен крупный хозяйственный двор. Он находится напротив главного двора пустыни через улицу Китаевскую, вдоль которой установлена ажурная металлическая изгородь на кирпичных столбах. На территории двора размещались сооружения жилого и хозяйственного назначения — госпитали, конюшни, погреба, переведенный из Киево-Печерской Лавры свечной завод.
В 1867 г. по проекту иеромонаха Евкарпия в южной части двора вдоль улицы сооружен двухэтажный кирпичный корпус «старого» госпиталя в стиле позднего классицизма. Перпендикулярно к нему, вдоль сосновой аллеи, по проекту монаха Игнатия в 1871 г. возведен одноэтажный, обложенный кирпичом, деревянный корпус «нового» госпиталя. В 1898 г. архитектором В. Николаевым запроектирован трехэтажный кирпичный жилой корпус.
Трапезная с келиями формирует северо-западную часть двора вдоль красной линии застройки улицы. Возведена в 1832–1833 гг. в формах классицизма, по одной из версий — по проекту архитектора А. Меленского, по другой — архитектора И. Богданова. В 1852 г. мастеру Г. Федорову поручено покрасить стены церкви и трапезной в светло-зеленый цвет. Церковь расписывал Г. Малявский.
Богослужения в пустыни совершались в том же порядке, что и в Печерской Лавре. С 1859 г. с благословения Киевского митрополита Исидора в пустыни было заведено неусыпное чтение Псалтыри с поминанием усопших братий, а также основателей и благодетелей Китаевской пустыни.
Церковь во имя преподобного Серафима Саровского начала строиться 30 июня1904 г., а освящена 7 октября с благословения митрополита Киевского Флавиана, который пожертвовал на богоугодное дело три тысячи рублей.
В пустынь был проведен водопровод от четырех источников, находившихся в лесу. Вода поступала по трубам с помощью паровика, который обслуживали механик с двумя кочегарами. Брали ее также из двух колодцев, вырытых непосредственно в обители: один близ домика начальника пустыни, другой — возле озера. В этом любимом месте отдыха киевлян ежегодно в День Святой Троицы устраивались ярмарки, на которые стекалось много народу.
В монастыре также имелась большая библиотека духовной литературы.
Время испытаний
В 1920‑х гг. в пустыни содержалась детская колония, часть сооружений использовалась сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 г. территория и здания обители были переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с1954 г. — Украинский НИИ садоводства).
До закрытия в 1929 г. Китаевская пустынь использовалась воинствующими атеистами как место ссылки священнослужителей обителей г. Киева и Киевской области, а на монастырском кладбище стали возделывать огороды и строить дома.
В 1939 г. была взорвана и разобрана колокольня, со Свято-Троицкого храма снесены купола. Иконы и библиотечные книги частично разобрали монахи и местное население, но большинство церковной утвари было уничтожено. Например, по сию пору неизвестна судьба деревянного иконостаса XVIII в. в стиле барокко, который был позолочен в 1874 г. при начальнике Китаевской пустыни игумене Герасиме.
Последним скитоначальником Китаевской пустыни был архимандрит Ермоген (Голубев). В 1931 г., по сфабрикованному доносу, его вместе с 28‑ю священнослужителями и прихожанами арестовали, предъявив обвинение в участии в «контрреволюционной организации церковников». Все они были лишены свободы на различные сроки.
С 1931 по 1939 гг. монастырские строения принадлежали дирекции инвалидного дома. После закрытия монастыря, в Свято-Троицком храме расположилась фабрика, а в Свято-Серафимовской церкви — агитпункт. Затем здание монастыря и территория были переданы Всесоюзному исследовательскому институту овощного и фруктового хозяйства.
Во время Великой Отечественной войны все здания очень пострадали. Позднее здесь размещались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений (с 1956 г.). После реставрации Троицкой церкви и ремонта трапезной с келиями эти здания переданы Украинской Православной Церкви.
Восстановление обители
С 1990 г. Китаевская пустынь начинает возрождаться. Первая служба состоялась в День Святой Троицы в церкви во имя преподобного Серафима Саровского, так как храм во имя Святой Троицы пребывал тогда в плачевном состоянии — на месте трех куполов росли березки, а внутри находилась мусорная свалка. Но благодаря усилиям настоятеля храма протоиерея Мирослава Барыляка и участию прихожан старинный храм понемногу отстраивался.
С 1994 г. в Китаевской пустыни возобновляется скит Киево-Печерской Лавры. Скитоначальником был назначен архимандрит Пафнутий (Россоха). В том же году отец Пафнутий был пострижен в схиму с именем Феофил. Его подвижнический труд принес свои плоды: отстроены церкви в честь Двенадцати апостолов и во имя Серафима Саровского, келии, трапезная, мастерские, восстановлены разрушенные пещеры, пополнилось число послушников и монахов.
Особую заботу о Китаево проявляет Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который в 1997 г. освящал в Свято-Троицком храме восстановленный престол. 22 февраля2007 г. Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил богослужение в храме в честь Двенадцати апостолов. После этого Блаженнейший Митрополит поклонился честным мощам преподобного Феофила Киевского, которые были обретены в 1993 г. и находятся в Свято-Троицком храме на территории монастыря.
В 2009 году Свято-Троицкая церковь, которая исторически являлась главным храмом обители, была возвращена монастырю. Намесником Свято-Троицкого Китаевского мужского монастыря является священноархимандрит Прохор (Костюченко).
Теперь Китаевскую пустынь посещают сотни паломников из России, Молдовы, Беларуси, дальнего зарубежья.
Лев Кудрявцев
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20408 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27467 | Наверх ##
7 октября 2015 10:18 Преподобный Афанасий Железный Посох, Череповецкий
Полные жития преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких
Ученики преподобного Сергия, отшельники Афанасий (по прозванию Железный посох) и Феодосий, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. О святом Феодосии ничего доподлинно неизвестно. О преподобном Афанасии так же почти никаких сведений не сохранилось, лишь в летописных святцах сказано «преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)», да в Строгановском иконописном подлиннике, описывается обличие святого: «Преподобный Афанасий... подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы».
Череповский Воскресенский монастырь был до основания разорён во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме надписи на вкладной книге 1568 года: «Сия книга святыя обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сия преподобных отец наших Феодосия и Офанасия».
Мощи преподобных Афанасия и Феодосия почивают в Череповце под спудом Воскресенского собора. Память их совершается 18 июля (5 июля по ст.с.), 8 октября (25 сентября по ст.с.) и 9 декабря (26 ноября по ст.с.).
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20408 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27467 | Наверх ##
7 октября 2015 10:20
Собор Афанасия и Феодосия Череповецких - Череповец - Череповецкий район и г. Череповец - Вологодская область
Автор фотографии: Наталия Снято: 9 июня 2013 Вид с внутреннего двора
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20408 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27467 | Наверх ##
7 октября 2015 10:22 7 октября 2015 10:23 Череповец. Памятник преп. Феодосию и Афанасию.
Рядом с Воскресенским собором, на Соборной горке, над набережной реки Шексны стоит памятник инокам Феодосию и Афанасию - основателям Череповецкого Воскресенского мужского монастыря, а значит, и города, который вокруг монастыря образовался.
Преподобные Феодосий и Афанасий, ученики преподобного Сергия Радонежского, основали монастырь около 1362 года; Феодосий стал первым его настоятелем. Монастырь со временем стал религиозным и хозяйственным центром округи. Позже вокруг него появилось село Федосьево - основа для будущего города. В 1794 году Воскресенский мужской монастырь упразднили, а его земли, владения, церкви и крестьян передали в казну. Монастырский же собор сделали главным приходским храмом уездного городка (статус города Череповец получил в 1777 году по указу Екатерины II).
Памятник Афанасию и Феодосию установили в 1992 году. Автором стал скульптор Алексей Архипов. Бронзовые Феодосий и Афанасий одеты в монашеские одежды; на голове Афанасия - монашеский убор куколь, а Феодосий стоит с непокрытой головой. У обоих подняты руки: Феодосий показывает на гору, а Афанасий восхищается красотой места, где впоследствии появится город. Высота скульптуры достигает 4 метров.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|