Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20333 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27197 | Наверх ##
25 сентября 2015 20:52 25 сентября 2015 21:40 История праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Греческое название праздника - He pankosmios hupsosis tou timiou kai zoopoiou Staurou - «Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста»; лат. Exaltatio Sancti Crucis - Воздвижение св. Креста, один из главных христианских праздников, в Православной Церкви входящий в число двунадесятых.
Событие обретения св. Креста
После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.
Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.
Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (ум. 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
Др. версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269-270). 3-я версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру (Сyr. Hieros. Catech. 4. 10). В 2 исследованных археологами разрушенных христ. храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста (Duval. P. 331-353). О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст (Greg. Nyss. De vita Macr. 30; Ioan. Chrysost. Adv. Jud. et Gent. demonstr. 10).
Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.
Установление праздника Воздвижения связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) - явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей
Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение 8 дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей - Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном (Eger. Itiner. 48-49).
Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33-36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.
В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» (Sozom. Hist. eccl. 2. 26). Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления - аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.
Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование В. (гл. 19). Лат. паломник из Сев. Африки архидиак. Феодосий, побывавший в Палестине ок. 530 г., объяснял начинавшееся в Иерусалиме 15 сентября (видимо, дата указана неточно) семидневное празднование тем, что именно в тот день был найден Крест св. Еленой, и упоминал о традиции показывать сам Крест в течение этих дней народу (CCSL; 175. P. 124). К VI в. на Востоке имел распространение обычай возвышать 14 сентября Крест (более универсальный, чем праздник Обновления, где первостепенное значение имеет место празднования - иерусалимский храм); напр., о возвышении Креста, совершенном в день 14 сентября в церкви г. Апамеи Сирийской в нач. VI в., упоминает Евагрий Схоластик (Церк. ист. IV. 26).
Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527-565), автора похвального слова Кресту, к-рое должно читаться на праздник Воздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября - это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора.
К VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться - возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение св. Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что не знает, почему в эти 2 дня (13 и 14 сентября) Воскресение предшествует Кресту, т. е. почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы.
Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.
Праздник Воздвижения в иерусалимском богослужении IV-X в.в. .
В сохранившемся в арм. переводе иерусалимском Лекционарии нач. V в. главным праздником остается Обновление. На 2-й день праздника (т. е. в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и там св. Крест показывают всем собравшимся; повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс 64; 1 Тим 3. 14-16; аллилуиарий со стихом из Пс 147; Ин 10. 22-42), что и в 1-й день.
В грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII вв. праздник Обновления 13 сентября продолжается 8 дней. 2-й день, 14 сентября, уже имеет особое название - «день Воздвижения Креста». В этот день в 3-м часу (9 часов утра по совр. счету, т. е. после утрени) совершается чин воздвижения св. Креста и поклонения ему (см. ниже), после которого сразу следует Божественная литургия. На литургии Лекционарий указывает тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс 27; чтения (Притч 3. 18-23; Ис 65. 22-24; Прем 14. 1-7; Иезек 9. 2-6; 1 Кор 1. 18-25; аллилуиарий со стихом из Пс 45; Ин 19. 16b-37) (заимствованы из службы Великой пятницы); тропари на умовение рук и на перенесение Даров (эти моменты в чине иерусалимской литургии ап. Иакова сопровождались особыми песнопениями) - «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также указан прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс 97). Праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия 1-го, 2-го и т. д. по Обновлении.
В Иадгари (грузинский перевод иерусалимского Тропология - собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VII-IX вв., праздник Воздвижения является 2-м днем 8-дневного торжества в честь Обновления иерусалимских церквей. Последование Воздвижения включает ряд стихир (на «Господи, воззвах» и на хвалитех), 2 полных канона со 2-ми песнями (без указания гласа, нач.: «Изведшему нас из уз смерти, воспоем Христу» и «Воспоем Единородному Сыну»; во 2-4, 8-9 песнях канонов указаны начала тропарей еще и 3-го канона, а в 7-й насчитывается сразу 4 группы тропарей); для литургии в Иадгари указаны те же тропари, прокимен и аллилуиарий, что и в груз. переводе иерусалимского Лекционария. Большое количество песнопений, посвященных св. Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник. После X в. древняя иерусалимская литургическая традиция уступила место константинопольской.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20333 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27197 | Наверх ##
25 сентября 2015 20:53 25 сентября 2015 20:53 Праздник Воздвижения в соборном богослужении Константинополя IX-XII вв.
В Константинополе праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме; с другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня, начавшееся еще при св. равноап. императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения св. Креста императором Ираклием из персидского плена, сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.
По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику К-поля IX-XII вв., праздник Обновления иерусалимских церквей 13 сентября однодневный или даже вовсе не отмечен. Праздник В. 14 сентября, напротив, представляет из себя 5-дневный праздничный цикл, включающий 4-дневный период предпразднства 10-13 сентября и день праздника 14 сентября Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения.
Поклонение св. Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября- женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. На 4-й день поклонения, т. е. 13 сентября, на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа. В одном из списков Типикона (Paris. gr. 1590, XII в.) указаны и литургийные чтения для каждого из этих 4 дней (10 сентября: 1 Кор 2. 6-9, Мф 10. 37-11. 1; 11 сентября: 1 Кор 1. 10-18, Ин 3. 16-21; 12 и 13 сентября: Еф 2. 14-22, Ин 12. 25-36a), а также тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» и «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» вместо литургийного Трисвятого.
В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного («Господи, воззвах»), отменены) с чтением 3 паремий (Исх 15. 22-26; Притч 3. 11-18; Ис 60. 11-16; каждую из паремий предваряют прокимны - из Пс 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни -тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя». Ради праздника служили паннихис. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); к Пс 50 припевали не 1, а 6 тропарей; после великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Антифоны литургии отменялись - сразу пели тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое (в списке Paris. gr. 1592, 1063 г., указаны антифоны из Пс 21, 73 и 98). Чтения литургии: прокимен из Пс 98; 1 Кор 1. 18-2. 2; аллилуиарий со стихами из Пс 73; Ин 19. 6b, 9-11, 13-20, 25-28, 30-35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс 113.
Для субботы перед Воздвижением в Типиконе указаны литургийные чтения 1 Кор 2. 6-9 и Мф 10. 37-42; для недели (воскресенья) перед Воздвижением - Гал 6. 11-18 и Ин 3. 13-17; для субботы по Воздвижении - 1 Кор 1. 26-29 и Лк 7. 36-50; для недели по Воздвижении - Гал 2. 16-20 и Мк 8. 34-9. 1. Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память сщмч. Симеона, сродника Господня, со своим последованием.
В Дрезденском списке Типикона Великой церковь XII в. (ныне рукопись, сильно пострадавшая во время второй мировой войны, находится в РГАДА) священнодействия и обряды, сопровождавшие поклонение Кресту, описаны весьма подробно. Согласно этому списку, Древо Креста приносили в храм Св. Софии уже 9 сентября, где его запирали в одном из помещений катехуменов (т. е. на хорах). С 10 по 13 сентября Древо Креста ежедневно износили вниз в храм, где во время между началом утрени и окончанием литургии происходило поклонение ему. После вечерни и паннихис накануне праздника упомянуты пение праздничного кондака и лития (крестный ход) из храма на одну из городских площадей с пением «Вознесыйся на Крест волею»; на площади возглашали сугубую ектению, после чего снова с пением «Вознесыйся на Крест волею» возвращались в храм, где произносились просительная ектения, главопреклонная молитва и отпуст; в продолжение ночи устраивалось поклонение Кресту на катехуменах. Порядок тропарей на Пс 50 утрени несколько отличается от других списков Типикона; в чине утрени присутствуют заимствования из монастырских уставов. Чин воздвижения Креста, совершавшийся во время великого славословия и предварявшийся торжественным принесением Креста в алтарь, описан подробнее, чем в др. списках; после чина воздвижения с пения «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» вместо Трисвятого начиналась Божественная литургия; в конце литургии Крест, «предшествуемый множеством народа», уносили во дворецерковь Константинопольский реликварий с Древом Креста был в XIII в. похищен крестоносцами; возможно, т. н. Лимбургская ставротека - и есть тот самый реликварий.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20333 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27197 | Наверх ##
25 сентября 2015 20:58 25 сентября 2015 20:58 Чин воздвижения Креста
В иерусалимских памятниках засвидетельствован начиная с V в.: в армянском переводе иерусалимского Лекционария этого времени упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися, составлявшая часть празднования Обновления. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII вв., чин воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября в 3-м часу дня (считая от рассвета, т. е. после утрени) и начинался с того, что служащие входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на престоле. Сам чин включал 3 воздвижения, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений (ектения, молитва, прокимен (непсалмический), ипакои и еще одна ектения) и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй». Прокимен 1-го воздвижения: «Поклоняемся, Христе, копью прободшему», со стихом Пс 59. 5; 2-го: «Да просветит нас восшествие на Крест», со стихом Пс 96. 6; 3-го: «Кресту Твоему, Христе, поклоняемся», со стихом Пс 85. 17. При 1-м воздвижении между молитвой и прокимном читали «Отче наш», при 3-м не было начальных ектении, молитвы и ипакои. После 3-го воздвижения Крест омывали благовонной водой (она раздавалась народу после литургии), и все прикладывались к нему; затем Крест вновь полагали на престол и начинали Божественную литургию.
По крайней мере к VI в. чин уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в др. местах христ. мира: так, Евагрий Схоластик (Церк. ист. 4. 26) сообщает об обряде поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование Воздвижения в Константинополе в 644 г., говорит о «3-м воздвижении» (PG. 92. Col. 988), что указывает на существование к тому времени в Константинополе сложного чина воздвижения.
Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церковь, в Св. Софии чин воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста; чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал «Господи, помилуй»; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традицерковь иконографию праздника Воздвижения.
В Дрезденском списке и списке Типикона 1063 г. приведены подробности константинопольского чина: после утреннего входа на великом славословии Патриарх с Крестом шел на амвон в сопровождении скевофилакса или хартулария и певцов (певцы пели те же тропари, что и на Пс 50 утрени). На амвоне Патриарх полагал Крест на столик, совершал 3 поклона до земли, и начиналось священнодействие, состоявшее из 3 циклов по 5 воздвижений. Сначала Патриарх шел на восточную сторону амвона, где и воздвигал Крест, понемногу поднимая руки. Во время этого диаконы и весь народ возглашали «Господи, помилуй» 100 раз. При пении 3 последних «Господи, помилуй» Патриарх трижды осенял Крестом на восток. Таким же образом совершалось воздвижение Креста на южную, западную, северную и снова на восточную стороны. Затем, после небольшого отдыха (во время которого певцы пели тропарь 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа)), Патриарх начинал 2-й цикл воздвижений с 5-кратным возвышением Креста и пением «Господи, помилуй» (по 80 раз) и вновь отдыхал (певцы пели тропарь того же гласа)). Наконец, Патриарх совершал 3-й цикл воздвижений по тому же чину, но с пением «Господи, помилуй» по 60 раз. После завершения воздвижений начиналась Божественная литургия (без антифонов).
Описанный константинопольский кафедральный чин воздвижения встречается и в слав. рукописях (напр., в новгородском Требнике XIV в. (РНБ. Соф. 1056), в болгарском Енинском Апостоле XI в.), с тем отличием, что Крест предписано воздвигать на восток, запад, юг, север и снова на восток, т. е. стороны меняются согласно принципу осенения крестным знамением.
В Типиконах студийской традиции чин воздвижения основан на константинопольском, но по сравнению с ним упрощен. Он включен в заключительную часть утрени, вместо 3 циклов по 5 воздвижений совершается один, состоящий из 5 воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света.
Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, чин воздвижения совершался в конце утрени, после Трисвятого и поклонения Кресту с пением стихир. Он начинался с 3 тропарей (двух 6-го и одного 7-го гласов, тех же, что и в Типиконе Великой церковь); Крест воздвигал игумен в алтаре, с разных сторон св. престола (на восток, север, запад, юг и снова на восток). После чина возглашали ектению утрени и следовал 1-й час.
Согласно Евергетидскому Типикону, чин воздвижения совершали не в алтаре, а в храме: после тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» иерей трижды осенял Крестом на восток при громком пении «Господи, помилуй» (трижды) и затем медленно поднимал Крест при пении «Господи, помилуй» 97 раз (что в сумме дает 100), далее священнодействие повторялось на юг, запад, север и снова на восток. Сходным образом чин описан и в южноиталийских студийских Типиконах.
В Типиконе прп. Георгия Мтацминдели описаны 2 варианта чина воздвижения. 1-й соответствует приведенному в Евергетидском Типиконе (порядок сторон света другой: восток, север, запад, юг и снова восток). Во 2-м варианте чин воздвижения Креста совершает Патриарх, особенностью является, напр., большое количество песнопений после входа на славословии, что указывает на более тесную связь с практикой Великой церковь
В Иерусалимском уставе, начиная с наиболее ранних редакций и заканчивая современных изданиями, чин воздвижения Креста сохраняет черты, известные по студийским памятникам: он совершается после великого славословия и пения тропаря Креста, состоит из 5-кратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением по сравнению со студийскими памятниками является добавление в чин 5 диаконских прошений (соответствующих осенениям Крестом), после каждого прошения поется «Господи, помилуй» 100 раз. Согласно Иерусалимскому уставу, прежде чем возвысить Крест, иерей должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь. В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок вошел в послереформенное издание Типикона и сохраняется до наст. времени.
Чин воздвижения Креста является неотъемлемой частью праздничного богослужения 14 сентября. В состав служащего духовенства может входить как Патриарх с сонмом духовенства, так и один священник с диаконом. В частности, в ответ на вопрос еп. Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешали возглавлять этот чин игумену, а не только архиерею, а свт. Киприан Московский (1378-1406) в своем послании 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Воздвижения Крест должно воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник (видимо, духовенство смущал вопрос о совершении чина без диакона). С другой стороны, в монастырском Типиконе нач. XVII в. (ГИМ. Син. № 335) отмечено, что чин воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в др. - только в те годы, когда Воздвижение приходится на субботу или воскресенье.
В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах совершается лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г. и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. По мнению Н. Д. Успенского, появление этого указания связано с неправильным пониманием фразы греческих Типиконов совершать земные поклоны перед Крестом в любой день, «даже в субботу или воскресенье». В настоящее время в Русской Церкви чин воздвижения Креста совершается только в соборах, а в монастырях и на приходах - лишь с благословения правящего архиерея; в современной греческой практике, напротив, может совершаться во всех храмах без исключения.
Несмотря на предписание Иерусалимского устава преклоняться при воздвижении Креста почти до земли, в России в кон. XIX - нач. XX в. иногда привязывали к Кресту длинные ленты и довольствовались прикосновением к земле только этих лент, почти не склоняясь при этом; эта практика подвергалась осуждению.
Согласно некоторым памятникам, при совершении чина воздвижения Креста отменяется сугубая ектения утрени (потому, что сходные с ней прошения входят в состав чина). На Крест во время воздвижения, как правило, возливают душистую воду. Воздвижение Честного и Животворящего Креста...
vladhram-uspenie.ru›…vozdvizhenie…kresta-gospodnya
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20333 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27197 | Наверх ##
26 сентября 2015 14:32 26 сентября 2015 19:23 27 сентября.
Неделя 17- я по Пятидесятнице.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Преставление свт. Иоанна Златоуста ( 407).
Леснинской иконы Божией Матери ( 1683).
14 ( 27) сентября один из Двунадесятых праздников- Воздвижение Честного и Животворящего Креста. В этот день православные вспоминают событие, произошедшее в начале IV в., когда св. Елена , мать императора Константина, обрела в Иерусалиме Крест Христов, закопанный иудеями. Для язычников Крест был лишь средством позорной казни. Для христиан он стал символом спасения. " Сим победиши" - эти слова увидел св. Константин Великий в сиянии звездного Креста, явленного ему перед успешной битвой с неприятелем. " Сим победа" - читаем мы на оплечьях священнических облачений в день Воздвижения. Крест Христов - знак победы, ибо Спаситель, понеся на Кресте смерть за наши грехи, победил смерть и сделал нас причастными плодам этой победы. Богослужение Воздвижения имеет целый ряд особенностей. Вечером накануне праздника, когда Царские врата еще закрыты, священник кладет украшенный цветами Крест на престол и ставит перед ним зажженную свечу. Начинается всенощное бдение- торжественная вечерня и утреня, содержащие в себе множество вдохновенных молитв и песнопений, прославляющих Крест Господень как средство нашего спасения. В конце службы, вовремя пения великого славословия ( " Слава в вышних Богу..."), священник в полном облачении кадит с четырех сторон Крест, лежащий на престоле, поднимает его над головой и выносит из алтаря. Остановившись у Царских врат, он возглашает : " Премудрость, прости! ( Премудрость, стойте прямо, внимание !) Хор трижды поет праздничный тропарь, священник кладет Крест на аналой, поставленный посреди храма, и снова кадит его с четырех сторон. В кафедральных соборах и крупных храмах совершается чин воздвижения Креста : епископ или старший священник при произнесении молитвенных прошений и ектении " Господи, помилуй" воздвигает Крест, осеняя им верующих. Затем поется кондак Воздвижения, и все творят поклонение Кресту с пением : " Кресту Твоему поклоняемя, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!" В этотдень - строгий однодневный пост. Утром в этот день совершается Божественная Литургия, после которой также творится поклонение Кресту, а вечером- торжественная вечерня. Празднование Воздвижения продлится до 4 - го октября. Все это время Крест лежит на аналое посреди храма, и верующие поклоняются ему и почитают его целованием.
Величание Воздвижению Креста Господня
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем Крест Твой Святый, / имже нас спасл еси от работы вражия.
Тропарь Воздвижению Креста Господня
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным Христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Тропарь предпразднству
Животворящий Крест Твоея благости, / Егоже даровал еси нам недостойным Господи, / Тебе приносим в молитву, / спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею, / Едине Человеколюбче.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20333 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27197 | Наверх ##
26 сентября 2015 16:54 Икона Божией Матери Леснинская
Леснинская икона Божией Матери была обнаружена в праздник Воздвижения Креста Господня в 1683 году пастухом в ветвях грушевого дерева и перенесена в ближайшую православную церковь деревни Буковичей, недалеко от села Лесны. Когда слава о чудесно явившейся иконе разнеслась по всей окрестности, то католическое духовенство решило использовать икону для распространения католичества. Они силой отняли икону у жителей Буковичей в 1686 году и поставили в Леснинском костеле. В начале XVIII века монахи католического ордена основали в Лесне большой костел и монастырь, в котором находилась чудотворная икона. В 1863 году монахи ордена приняли участие в польском восстании, и, по распоряжению русского правительства, монастырь был закрыт и обращен в православный приход. От иконы совершалось множество чудотворений. Празднование Леснинской иконе Божией Матери совершается также 8 сентября и в День Святой Троицы.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20333 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27197 | Наверх ##
27 сентября 2015 12:33 27 сентября 2015 19:05 28 сентября .
Седьмица 18- я по Пятидесятнице. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Никиты ( 372). Обретение мощей свт. Акакия исп., еп. Милитинского ( III). Мчч. Максима, Феодота, Асклиады ( Асклипиодоты) ( 305- 311). Мч. Порфирия ( 361). Обретение мощей первомуч. Стефана ( 415). Прп. Филофея пресвитера, в Малой Азии ( X).Свт. Иосифа, еп. Алаведского ( 570) ( Груз.). Свт. Симеона, архиеп. Солунского ( 1429).
Новоникитской иконы БожиейМатери ( 372).
НОВОНИКИТСКАЯ - Одна из древнейших икон Пресвятой Богородицы. Явилась святому великомученику Никите Готфскому (IV век), память которого совершается в этот же день. Будучи язычником, Никита однажды во сне увидел Отрока, державшего в Своей руке Крест. Проснувшись, Никита к несказанному удивлению обнаружил у себя на груди икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, Который держал в руке Крест. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял святое Крещение от готфского епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора.
Вскоре в числе других исповедников святой Никита принял мученический венец за Христову веру. Образ, списанный с образа явленного Никите, стал называться Новоникитским.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20333 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27197 | Наверх ##
28 сентября 2015 8:09 28 сентября 2015 9:10 29 сентября.
Вмц. Евфимии всехвальной(304). Пересесение мощей прав. Алексия Московского (2001). Свт. Московского Киприана, всея России чудотворца (1406). Прп. Кукши Одесского, исп.( 1964).Мц. Севастианы (86-96). Мц. Милитины ( 138- 161) Мчч. Виктора и Сосфена ( ок.304). Прп. Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мц. Людмилы, кн. Чешской (927).Мчч. братьев Иосифа и Исаака (808)(Груз.).
Иконы Божией Матери, именуемой. " Призри на смирение" (1420). Великомученица Евфимия Всехвальная
Великомученица Евфимия пострадала в Халкидоне при Диоклетиане около 304 г. Правитель Халкидона Криск от имени царя устроил праздник в честь языческого бога Марса. Христиане не приняли участия в языческом торжестве, их признали ослушниками царя и начали предавать мучению. В числе схваченных христиан находилась дочь благородных и знатных родителей, Евфимия. Криск спросил христиан: «Вы ли противники царского и моего приказания?» Христиане отвечали: «Мы повиновались бы царскому и твоему повелению, если бы оно не было противно воле Божией. Вы повелели нам поклониться твари вместо Творца. Это безумно». Правитель приказал морить христиан голодом. Одиннадцать дней они мужественно переносили голод. На двенадцатый день, когда христиане снова приведены были на суд к Криску, он остановил свое внимание на Евфимии и начал ласково, а затем угрозами склонять ее к отречению от Христа. «Я женщина слабая телом и молодая летами, но сердце мое мужественнее твоего, - говорила Криску Евфимия. - Не думаю, чтобы ты лестью и страхом мог склонить меня к нечестию». Криск приказал привязать ее к колесу, под которым лежала доска с острыми гвоздями и ножами, и вертеть колесо. Во время страданий св. Евфимия молилась Богу о помощи, и вдруг колесо остановилось, слуги от страха попадали, а святая была исцелена от ран. Но этим не вразумился мучитель; он начал предавать ее другим страшным мукам, она же все оставалась невредимой, так что многие из язычников и воины, мучившие ее, видя чудеса, обратились к Христу. Потом бросили мученицу на съедение зверям. Однако, по воле Божией, медведица не растерзала святую Евфимию, а лишь слегка ранила, и тогда мученица мирно скончалась. На месте погребения святой мученицы был построен великолепный храм. В 617 г. мощи св. Евфимии перенесены в Константинополь, где и теперь хранятся в Георгиевской церкви.
Мученица Людмила
Мученица Людмила была супругой князя Чехии Боривоя. Оба они были обращены ко Христу св. Мефодием во время епископства его в Моравии. Когда Боривой умер, престол занял сын его Вратислав, хороший христианин, подобный родителям. Жена Братислава, Драгомира, считалась христианкой, но имела большую склонность к языческим обычаям. Вратислав, видя злой нрав своей супруги, отдал сына Вячеслава, наследника престола, на воспитание своей матери Людмиле, которая жила в Праге. Людмила воспитала Вячеслава в христианском благочестии. Будучи восемнадцати лет, Вячеслав лишился отца, и чешским княжеством стала управлять Драгомира до момента воцарения Вячеслава. Она окружили себя худыми людьми, даже язычниками, и стала отменять порядки, которые ввели Боривой и Вратислав для ослабления язычества. Тогда Людмила постаралась добиться, чтобы Драгомира совсем была отдалена от дел правления. Но злая Драгомира отомстила за это Людмиле. Подосланные убийцы ворвались к княгине, когда она молилась, и задушили ее. Это было в 927 г. Мощи св. Людмилы прославились чудесами и перенесены в Прагу.
Преставление святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси
Преставление святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси. Он жил в XIV в. Родился в городе Тернове. В молодости оставил родину и подвизался на Афоне. Константинопольский патриарх, узнав о его благочестии и обширных познаниях, сделал его своим доверенным лицом. Князья западной России обратились в Константинополь с просьбой поставить им своего митрополита; тогда патриарх Филофей назначил Киприана, но с тем, чтобы он по смерти митрополита Киевского Алексия управлял всей российской Церковью. Киприан прибыл в Киев, а святитель Алексий вскоре скончался. Но великий князь московский Дмитрий Иоаннович вместо Киприана пожелал иметь митрополитом своего любимца, спасского архимандрита Михаила, известного под именем Митяя, и св. Киприан, по его приказанию, был остановлен на пути в Москву и с позором возвращен в Киев. Митяй отправился в Константинополь для посвящения, но по дороге умер. Тогда, по проискам спутников Митяя, был поставлен митрополитом переяславский архимандрит Пимен. Великий князь, узнав о посвящении Пимена, послал своего духовника к Киприану звать его на Московскую митрополию. Прибыв в Москву, св. Киприан со всей ревностью занялся делами духовного правления; но вследствие нашествия Тохтамыша вынужден был удалиться из Москвы. Тогда князь укорил св. Киприана в малодушии и объявил ему, что он вместо него примет теперь на митрополию Пимена, и св. Киприану снова пришлось удалиться в Киев. Но недолго Пимен был митрополитом; из-за плохих отношений с князем он был вызван на суд в Константинополь и лишен власти, а Киприан объявлен митрополитом всея Руси. В 1390 г. Киприан снова прибыл в Москву и торжественно был встречен самим князем. Много труда понес св. Киприан при управлении. В Новгороде и Пскове явились лжеучители, так называемые стригольники, последователи цирюльника-лжеучителя, отчего они так и называются, из которых некоторые отвергали воскресение мертвых, писания святых апостолов и правила соборов. Стригольники также говорили, что от священников как поставленных будто бы за мзду (плату) не следует принимать Таинств. Поэтому новгородцы на вече постановили не обращаться в судебных делах в Москву к митрополиту, чтобы не платить ему пошлин. Киприан, при помощи князя, вразумил новгородцев и сам ездил для увещания стригольников. При Киприане было нашествие Тамерлана на Россию. Для ограждения Москвы он принес из Владимира чудотворный образ Богоматери, и Россия была спасена (читайте под 26 августа). В западных областях католики теснили православных; св. Киприан путешествовал в Смоленск и добился, что литовский князь Витовт обещал остановить притеснения. Св. Киприан занимался исправлением богослужебных книг. В Московской синодальной библиотеке хранится исправленный им Служебник. Скончался св. Киприан в 1406 г. Нетленные мощи его почивают под спудом в Успенском соборе. 27 мая празднуется перенесение мощей его вместе с мощами святых Фотия и Ионы, бывшее в 1472 г. по случаю перестройки собора. prayerssaints.ru›index.php?…pravoslavnprazdniki…29
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20333 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27197 | Наверх ##
28 сентября 2015 9:14 Икона Богоматери «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ» получила широкую известность после чудесного явления, происшедшего в 2001 году в Киевском Свято-Введенском монастыре. На стекле киота, в котором находилась икона, чудесным образом отбилось изображение образа. Как от самой иконы Божьей Матери, так и от отпечатка на стекле множество людей исцелились от душевных и телесных недугов.
Киевский образ Пресвятой Богородицы «Призри на смирение» – список (копия) древней иконы, явившейся в 1420 году в Псковской области на озере Каменном. В память о перенесении иконы в город Псков и установлен день её празднования. На иконе Богородица держит в руке скипетр, а Богомладенец – небольшой шар, символизирующий власть над миром.
Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Призри на смирение»
О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице!Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном.Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших!
О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. АМИНЬ.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Призри на смирение»
Тропарь, глас 4 Необоримая стена образ Твой и источник чудес, якоже древле от Него заступление Твое граду Пскову даровала еси тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави и спаси душа наша яко любвеобильная Мати.
Кондак, глас 3 Пренепорочная Дево, отображение Лика Твоего чтущия благодарныя дары приемлеши, живым и мертвым помогаеши, град и страну нашу спасаеши, и пред Сына Твоего молитвы приносиши, и спасаеши всех нас.
Величание. Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20333 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27197 | Наверх ##
28 сентября 2015 12:44
Кафедральный собор святой Евфимии (Хорватия, Ровинь) - собор святой великомученицы Евфимии Всехвальной
Святая Евфимия родилась в христианской семье и жила в Халкидоне, и во время тайного богослужения была схвачена вместе с другими верующими. Девушка не отреклась от веры и тогда её стали изощренно пытать. Её пытались и изрубить вращающимся колесом с ножами, и сжечь в печи, но каждый раз девушку спасали ангелы. Последняя пытка - бросить девушку к диким зверям на растерзание, но и тут случилось чудо. Медведи и львы стали лизать ей ноги, а один из хищников прокусил ей руку, она и умерла от потери крови, к тому времени Евфимия молила бога о смерти. По преданию это случилось 16 сентября 304 года. ( Ежегодно именно 16 сентября тысячи паломников съезжаются в собор, чтобы помянуть святую и поклонится ей). Великомученицу похоронили в окрестностях Халкидона, при этом на на город обрушалась страшная кара. Впоследствии над могилой выстроили храм. Мощи святой неоднократно переносили с места на место. Это Александрия, потом опять Халкидон, после завоевания города персами в 617 году - Константинополь. А затем произошло чудо. Саркофаг исчез. Это был 800 год. И только через некоторое время местные жители и обнаружили его в море у берегов Ровиня. (В Ровине тоже расскажут легенду, как он был обнаружен.) Так и был построен Кафедральный собор, в нём и храняться с тех пор мощи святой. Саркофаг с мощами стоит за алтарем собора. К саркофагу вход свободный. Располагается собор в городе Ровине, в его исторической части на полуострове, его высокую колокольню (57 м) видно с любой точки города и окрестностей. Это точная копия колокольни собора Святого Марка в Венеции. (Не забываем, что Ровинь изначально был на территории Италии и перешел Югославии, как и вся Истрия только по окончании Великой Отечественной войны). Это самый красивый по внутреннему убранству собор Истрии, хотя внешне выглядит очень скромно. Колокольню собора украшает флюгер - медная статуя святой, высотой 4,7 м. Святая Евфимия - покровительница города, и местные рыбаки всегда ориентируются о направлении ветра, куда указывает флюгер (лицом святая всегда обращена к ветру). Вход на колокольню платный. Раньше на месте ныне существующего собора стояла деревянная церковь святого Георгия, его статуя и поныне украшает главный алтарь. 3 декабря 1651 года началось сооружение ныне существующего собора, которое продолжалось в течение 26 лет. Построен собор в стиле Барокко, фасад здания достроен окончательно в венецианском стиле в 19 веке. Найти собор в Ровине не сложно, прогуляйтесь по старым улочкам исторической части города вверх.Как все дороги ведут в Рим, так и в Ровине, все дороги ведут к Кафедральному собору святой Евфимии. Святая почитается, как и католиками, так и православными, поэтому путь в собор открыт для всех верующих.
Кафедральный собор святой Евфимии Хорватия, Ровин, полуостров Истрия.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20333 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27197 | Наверх ##
28 сентября 2015 12:48 28 сентября 2015 12:53 Саргофак с мощами св. Евфимии.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|
Много лет назад мы отдыхали в Хорватии на полуострове Истрия и посетили кафедральный собор св. Евфимии. Сказочная природа, море и сам городок. Собор поражает архитектурой. Впечатление до сих пор осталось...