Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20442 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27564 | Наверх ##
12 августа 2015 14:02 Августовские спасы.
Август, или как его называют густырь - месяц щедрый. Начинается сбор урожая - идет жатва, собирают яблоки, мед. Именно на Август приходятся самые любимые летние церковные праздники - Спасы. Всего их три - 14 августа - Медовый Спас, 19 августа - Яблочный Спас, 29 августа - Ореховый Спас.
Медовый Спас
14 августа — первый Спас, Спас медовый, Спас на воде. Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — 'Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня'. В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не 'происхождение', а 'предысхождение', то есть вынос ...
Яблочный Спас
19 августа — второй Спас, праздник Преображения Господня. Однажды, гласит Евангелие, Ииисус взошел на гору с троими учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, и раздался голос: 'Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте'. То был голос Бога Отца ...
Ореховый Спас
29 августа - третий Спас, названный в народе ореховым или холщевым. Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С 'холщовым' дело обстоит немного сложнее .Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. 'Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зеленых горах холсты продают'.
На Руси образ Христа очень почитали. Поэтому третий Спас (после Медового и Яблочного) называли еще Спас на полотне, холщовый или хлебный, ореховый. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая: 'Третий Спас - хлеба припас', «'Коль хорош третий Спас, будет зимой квас'.
Хлебный день, третий калинник - зори, зарницы. Хлебный день - пекли первый каравай нового хлеба. Святят новые колодцы. Третий Спас - на воде. Чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко. После третьего Спаса улетают последние ласточки. Хорош третий Спас - зимой будет квас.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20442 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27564 | Наверх ##
13 августа 2015 15:26 13 августа 2015 15:43 14 августа.
Происхождение ( изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня . Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице ( 1164). Семи мучеников Маккавеев : Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла,матери их Соломонии и учителя их Елеазара ( 166 г. до Р.Х.). Обретение мощей прп. Софии Суздальской ( 1995 ). Мчч. в Пергии Памфилийской :Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Миниона, Катуна и Евклея ( III). Начало Успенского поста. Происхождение честного и животворящего Креста Господня,
Память 1 августа (по ст.ст.)
Праздник изнесения честного честного Креста установлен в день первого августа в Греции Константинопольским патриархом Лукою1 при царе Мануиле2, а в России – митрополитом Киевским Константином3 и Нестором, епископом Ростовским4, при великом князе Андрее Юрьевиче5. Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацинов6, и второму из Ростова на болгар. (Великий князь жил в то время в Ростове: болгарами же назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и свое наименование). Господь Бог даровал им полную победу над врагами: царь греческий одолел сарацин7, а князь Андрей Боголюбский победил болгар и покорил их себе, обратив в своих данников. – Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: "Не на силу коня смотрит Он, не к [быстроте] ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его" (Пс.146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым. Великий же князь, взирая на икону, так говорил в своей молитве:
– О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет, и я, раб Твой, по милости Божией, имею в Тебе стену и покров и – Крест Сына Твоего – как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их.
После усердной молитвы все лобызали святую икону и честной Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом. Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину8 в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле, после сражения с болгарами, русская рать обратила последних в бегство и, преследуя их, захватила пять городов; в числе их был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осиявающие всё войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище еще более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; он сжег большинство городов их, положив на уцелевшие дань, и опустошил всю землю; после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой. – Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо, – исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин. Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить священнику из алтаря честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название – изнесения честного Креста, потому что честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники. – Празднуем, братие, воздавая хвалу и благодарение всесильному Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Владычице Богородице, благоговейно почитая и честный Крест Христов; но празднуем с благоговением, благоугождая Богу, пребывая между собою в мире и любви, оказывая дела благотворения и удаляясь, памятуя страх Божий, от грехов: чтобы, угодивши Создателю нашему и Владыке, удостоились вечного празднования со всеми святыми после того дня, когда явится знамение Сына Человеческого на небеси (Мф.21:30), – честный Крест Христов, предыдущий пришествию Судии живых и мертвых, грядущему с силою и славою многою, и осияет всех праведных светлыми и радостными лучами. По совершении же суда, предъидет всем святым, предводя их в Царство небесное, и будут блаженствовать все святые, радуясь бесконечные веки; к ним, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы, да причтет и нас грешных всемилостивый Спас наш Христос9. Аминь.
Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя, и твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею благовернаго императора нашего Николая Александровича, победы дая ему на сопостаты, пособие имущу Твое оружие мира, непобедимую победу.
Тропарь, глас 8:
С вышних призираяй, убогия приемляй, посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве. Молитвами Богородицы даруй душам нашым велию милость.
Кондак, глас 4:
Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся, но стеню от сердца, и вопию к Тебе, Слове: ускори щедрый, и потщися на помощь нашу, яко милостив. logoslovo.ru›Форум›section_44_4/topic_7682
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20442 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27564 | Наверх ##
13 августа 2015 15:48 13 августа 2015 16:40 Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
Зарождение этого праздника относится к 9 веку, а в 12-13 веках он утвердился во всех Православных церквях мира.
Русское название праздника «происхождение» — неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».
В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому в народе праздник получил название «Медовый Спас».
Совершая празднество в честь Креста Господня, Православная Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего ограждал верующих от всех врагов видимых и невидимых на всех путях земной жизни.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Святого Креста во время сражений Святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.
Почему же в народе этот праздник называют именно «Медовым Спасом»? К этому времени поспевает мед нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мед уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати и милости к нам.
В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует». Тем не менее нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм. Поэтому сама по себе традиция освящения меда никак не связана с церковным торжеством и, конечно же, не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.
Икона Изнесение честных древ Животворящего Креста
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20442 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27564 | Наверх ##
13 августа 2015 15:50 13 августа 2015 15:51 14 августа Медовый Спас
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20442 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27564 | Наверх ##
13 августа 2015 15:53 13 августа 2015 15:57 СЕМЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ: АВИМ, АНТОНИН, ГУРИЙ, ЕЛЕАЗАР, ЕВСЕВОН, АЛИМ И МАРКЕЛЛ, МАТЬ ИХ СОЛОМОНИЯ И УЧИТЕЛЬ ИХ ЕЛЕАЗАР День памяти: Август 1
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя. Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара - семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии. Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви - святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20442 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27564 | Наверх ##
13 августа 2015 16:17 Иванка Вцлавик
Дам макабим ( кровь маккавеев).
Ты помнишь кровь Маккавеев, веру спасавших, Ты помнишь власть Вавилона и Персии жадных,
Ты помнишь изгнание Римом евреев, Ты помнишь османов и Птолемеев,
Ты помнишь Христа в Иордане крещёном, Ты помнишь Обет, данный якобы Богом.
Позволь мне ступить в историю омут, Позволь мне увидеть обитель святынь,
Позволь попросить остаться сердцем Востока – Духовным кладезем сил.
stihi.ru›2009/03/25/2894
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20442 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27564 | Наверх ##
13 августа 2015 17:39 13 августа 2015 17:55 14 августа . Первый Спас. Медовый Спас. Спас на воде. Спасовка. Мако. Макковей. Лакомка.Медовый праздник.Пчелиный праздник.
Называется медовым потому, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Спасовки - первые две- три недели августа ( 14, 19 и 29). Первый Спас - Медовый, второй - Яблочный, третий- Спожинки. Обычаи.
Первый Спас - Медовый. Для крестьянина этот день- большой праздник. " На первый Спас и нищий медку попробует". " Первый сот- сиротам, вдовам, больным." "Пасечники заламывают ( подрезывают) соты ". " Не заломишь соты - соседние пчелы вытаскают весь мед". Только с этого дня разрешается есть сот. Пекут пироги с пшенной кашей и медом.
Приметы и наблюдения.
Отцветают розы. По народному поверью : " Когда перестают цвесть розы,тогда происходит перемена в росах". Отмечается отлет первых ласточек и стрижей. Появляются стаи грачей и скворцов. Первый пролет журавлей.
Проводы лета.
Может быть первый осенний ранний ночной заморозок. Начало холодных рос. " Если дождь в этот день, то мало пожаров бывает".
Традиции.
Купают в последний раз лошадей. На Маковея собирают мак. Собирают и лесную малину, которая издревле служит лекарственным растением : используют листья, стеблии цветки малины. Настой из цветков применяют как противоядие против укусов змей и скорпионов, отваром цветков промывают воспаленные глаза, водным настоем цветков полощую горло пр ангине, заваривают при простуде.
Крестьянские заботы.
" Паши под озимь, сей озимь; готовь гумна и овины; защипывай горох; начинай заготовку лесной малины; собирай мак, атакже поспевшие ягоды черемухи". После водосвятия крестьяне купаются сами, купают лошадей а пастухи пригоняют с пастбищь домашнюю скотину и вгоняют ее в реку.
Пища.
С 14 августа начинается Успенский пост, в честь Успения ( кончины) Богородицы, которое отмечается 28 ( 15) августа. Несмотряна необходимость поститься, Спасы праздновадись легко, потому что крестьянский стол буквально ломился от разнообразной растительной пищи. Совсем не то,что в Петровский пост, когда кроме зеленого лука да щавеля, нечего положить в крестьянское варево. Потому и говорили: " Петровка- голодовка, а Спасовка- лакомка". Особенно радовались обилию меда, которым угощали всех окружающих. В день первого Спаса верующие несли в церковь святить венки, сплетенные из колосьев, туго налитых новым зерном, а мед в выломленных сотах. И по сей день соблюдается особый церковный ритуал " изнесения" Креста а дороги и улицы городов и селений и для " освящения водных мест и отвращения болезней". На утреннем молебне выносят Крест из алтаря,и верующие отдают ему поклоны. На Литургии освящается вода. В иных местах в прежние времена совершали " Крестный ход на воду". Верующие шли к колодцам, на реку, на озеро. После водосвятия крестьяне купались, в последний раз купали лошадей, пастухи загоняли " в святую купель" стадо. Считалось, что освященная вода будет сберегать от разных недугов - и людей, и животных. С Крестного хода и водосвятия Крест возвращается в церковь, и поклонение ему продолжается до вечера. А по совершении вечернего богослужения Крест уносят обратно в алтарь. В селах и больших городах Руси этот день праздновался как день торжества напряженного крестьянского труда. Одновременно это был день " воздания почестей" всякой влаге- животворящему источнику всего растущего, колосящегося, цветущего. Начало Успенского поста называют Госпожинками, или Спожинками, связывая это название с жатвой хлеба, страдной порой.
Именины : Антонин, Александр, Гурий, Елизар, Кириак, Леонтий, Маркел.
" Русский народный Православный календарь" т.2 В.В.Усов стр.202- 204 , 1997 г. Издательский Дом МСП
Майя Бакаева Мед. . Сегодня медовый Спас. . Самый вкусный праздник.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20442 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27564 | Наверх ##
14 августа 2015 21:38 14 августа 2015 22:15 15 августа.
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первонач. архидиакона Стефана ( ок.428 ) и обретение мощей прав. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия , Христа ради юродивого, Московскго чудотворца ( 1557 ). Блж. Василия Спасо- Кубенского ( XV ).Сщмч. Стефана, папы Римского, и иже с ним ( 257 ). Ачаирской иконы Божией Матери ( XXI ).
Память святого Василия Блаженного.
Царские палаты в Москве. День тезоименитства царя Иоана Васильевича Грозного. Приглашен к столу чтимый царем и митрополитом Макарием ВасилийБлаженный Христа ради юродивый. Потчуют его питием а он содержимое чаши трижды выплескивает в окно, вызывая этим гнев Грозного. " Царю , престани от гнева своего, - говорит св. Василий, - и веждь, что излиянием сего пития аз угасив огонь, им же в сейчас объят бе весь Новгород, и потуших пожар сим". И действительно, в этот день был пожар в Новгороде, и царю было донесено, что во время " запаления града" видели " нагого мужа с водоносом, заливающа пламень огненный". Св. Василий родился в декабре 1468 г. на паперти подмосковного Владимирского храма. В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый путь юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Вскоре жители признали в нем юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Проповедуя милосердие, блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостиню. Сурово осуждал святой тех, кто подавал милостиню с корыстными целями. Очистив великими подвигами и молитвами свою душу, Блаженный Василий сподобился дара предвидения будущего. Блаженный Василий сподобился дара предвидения будущего. В 1547 г.он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде. Не боялся обличать св. Василий и сильных мира сего : не раз упрекал Блаженный царя Ивана Грозного за его преступные деяния. Скончался св.Василий 2 ( 15 ) августа 1557 г. Его тело было погребено у Троицкого храма, который вместе с пристроенным Покровским собором стал именоваться храмом Василия Блаженного.
Народный календарь.
Стефан. Степан. Сеновал.
Обычаи. Стефан ( Степан) известен как покровитель лошадей. В этот день в честь Степана лошадей поили через серебро, считая, что это придает им силуи красоту, делает послушными, оберегает от напастей и нечистой силы. Кропили их священной водой. В старину угоднику Стефану хозяева посвящали в этот день овес и сено.
Приметы и наблюдения.
Говорили: " Какова погода в этот день, такова и в сентябре простоит". Или : " Каков Степан, таков сентябрь". " На святого Стефана косят отаву ( отросшую траву)- второе сено". И " отавка - сену прибавка". На Степана кончали сенкосные работы. Начало сбора сливы. Сбор яблок сортов Грушовка, Московская, Мантет,Мекентош, Папировка, Бессемянка; сбор поздних сортов вишни. 15- 25 августа- поворныйпосев редиса.
Именины. Василий. Никодим. Степан.
Прим.: " Поить через серебро - означало : бросать в воду мелкую серебряную монету, потом поить лошадей из шапки, в которой тоже лежала монета. После этого прятали монету в конюшне под яслями.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20442 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27564 | Наверх ##
14 августа 2015 21:40 15 августа 2015 0:44 15 августа.
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первонач. архидиакона Стефана ( ок.428 ) и обретение мощей прав. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия , Христа ради юродивого, Московскго чудотворца ( 1557 ). Блж. Василия Спасо- Кубенского ( XV ).Сщмч. Стефана, папы Римского, и иже с ним ( 257 ). Ачаирской иконы Божией Матери ( XXI ).
Память святого Василия Блаженного.
Царские палаты в Москве. День тезоименитства царя Иоана Васильевича Грозного. Приглашен к столу чтимый царем и митрополитом Макарием ВасилийБлаженный Христа ради юродивый. Потчуют его питием а он содержимое чаши трижды выплескивает в окно, вызывая этим гнев Грозного. " Царю , престани от гнева своего, - говорит св. Василий, - и веждь, что излиянием сего пития аз угасив огонь, им же в сейчас объят бе весь Новгород, и потуших пожар сим". И действительно, в этот день был пожар в Новгороде, и царю было донесено, что во время " запаления града" видели " нагого мужа с водоносом, заливающа пламень огненный". Св. Василий родился в декабре 1468 г. на паперти подмосковного Владимирского храма. В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый путь юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Вскоре жители признали в нем юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Проповедуя милосердие, блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостиню. Сурово осуждал святой тех, кто подавал милостиню с корыстными целями. Очистив великими подвигами и молитвами свою душу, Блаженный Василий сподобился дара предвидения будущего. Блаженный Василий сподобился дара предвидения будущего. В 1547 г.он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде. Не боялся обличать св. Василий и сильных мира сего : не раз упрекал Блаженный царя Ивана Грозного за его преступные деяния. Скончался св.Василий 2 ( 15 ) августа 1557 г. Его тело было погребено у Троицкого храма, который вместе с пристроенным Покровским собором стал именоваться храмом Василия Блаженного.
Народный календарь.
Стефан. Степан. Сеновал.
Обычаи. Стефан ( Степан) известен как покровитель лошадей. В этот день в честь Степана лошадей поили через серебро, считая, что это придает им силуи красоту, делает послушными, оберегает от напастей и нечистой силы. Кропили их священной водой. В старину угоднику Стефану хозяева посвящали в этот день овес и сено.
Приметы и наблюдения.
Говорили: " Какова погода в этот день, такова и в сентябре простоит". Или : " Каков Степан, таков сентябрь". " На святого Стефана косят отаву ( отросшую траву)- второе сено". И " отавка - сену прибавка". На Степана кончали сенкосные работы. Начало сбора сливы. Сбор яблок сортов Грушовка, Московская, Мантет,Мекентош, Папировка, Бессемянка; сбор поздних сортов вишни. 15- 25 августа- поворныйпосев редиса.
Именины. Василий. Никодим. Степан.
Прим.: " Поить через серебро - означало : бросать в воду мелкую серебряную монету, потом поить лошадей из шапки, в которой тоже лежала монета. После этого прятали монету в конюшне под яслями.
" Русский народный Православный календарь" т.2, 1997 г. В.В.Усов стр.204- 205. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20442 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27564 | Наверх ##
14 августа 2015 22:06 14 августа 2015 22:17 15 августа. Перенесение мощей первомученика Стефана.
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей св.первомученика архидиакона Стефана было около 428 г. После того как мч. Стефан был побит иудеямикамнями , святое тел его бросили бз погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе ( см. : Деян.5, 34- 40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле ,в пещере , недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа , Никодим, приходивший к нему ночью ( см. : Ин. 3, 1- 21 ;7, 50- 52; 19, 38- 42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший Святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и св. Никодима. В 415 г.мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиеп. Иоанном вместе с еп. Елевферием Севастийским и еп. Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления. Впоследствии, пр св. благоверном царе Феодосии Младшем ( 408 - 450), мощи св.первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь св. диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2/ 15 августа.
" Святыни Святой Земли" 2009 г.стр.236, изд- во Саратовской епархии.
Гробница святых Стефана и Лаврентия в крипте базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (Рим)
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|
От слова «Маккавей» были образованы фамилии Маккавеев, Маковейчук, Маковецкий и прочие подобные.