Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Библия, православные праздники, традиции

В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 45 46 47 48 49 * 50 51 52 53 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 21004
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28726
Имя Федор от мучеников до знаменитого полководца

5 августа - день памяти святого Федора Ушакова


Значение имени Федор

Можно сходу назвать с десяток, а то и больше имен, которые считаются русскими, хотя правильнее было бы именовать их просто знакомыми для нас. Имя Фёдор одно из первых в этом списке и, безусловно, ничего русского в нем нет. Федор по-гречески звучит как Θεόδωρος и составлено из двух слов: «θεός», что значит «Бог» и «δῶρον» — «дар». Федор — это «дарованный Богом», «Божий дар».

Имя Федор, как отмечают исследователи, стало популярно в раннехристианскую эпоху. благодаря мученическому подвигу двух святых воинов Фёдора Стратилата и Фёдора Тирона. Однако и во времена античности нельзя сказать, что имя Фёдор было редким. Это имя прославили древнегреческие философы и математики, актеры и даже простой кузнец Феодор с острова Самос, благодаря которому получил распространение метод отливки скульптур из бронзы.

Несмотря на кажущуюся органичность имени Федор русской культуре, это имя известно во многих странах. Правда в Европе и Америке имя Федор звучит несколько иначе: Теодор — в английском, немецком и французском языках, Теодоро — у испанцев, Тудор — у румын и совсем непривычно — Тивадар — у венгров. Разнится и уменьшительная форма имени. Если в русском языке это Федя, то в европейских языках мы встречаем самые смелые формы от Тео и Тедди (оказывается знаменитый медвежонок Тедди просто Федя) до Дерка, Дору и Лакиса. Мало того, у имени Федор есть брат-близнец: Дорофей. Это греческое имя составлено из тех же слов, «θεός» и «δῶρον», только собранных в обратном порядке.

В России имя Федор хотя и считалось простонародным, однако было популярно вплоть до начала XX века. Широкое распространение связано с церковной традицией наречения имени младенцам по святцам. Тем более, что Русская Православная Церковь чтит память не менее сорока святых с именем Федор. Вполне понятно, что после революции интерес к этому имени в нашей стране резко упал. Последний пик популярности исследователи отмечали в 1920 году, но и тогда процент новорожденных с именем Федор не превышал 2%. Вплоть до начала 2000 годов имя Федор расценивалось специалистами как редкое и малоупотребимое. Но времена начали меняться. В 2001 году Русской Православной Церковью был причислен к лику святых праведный воин Федор Ушаков, день памяти которого совершается 5 августа.

Праведный воин Федор


Федор Федорович Ушаков родился в 1745 году, в небогатой семье отставного военного. Родители Федора жили в Ярославской области, были людьми глубоко верующими и воспитывали детей в благочестии и страхе Божием. Важным примером для семьи и лично для Фёдора Ушакова был его родной дядя, Иван, в монашестве Федор (преподобный Федор Санаксарский). Он оставил военную службу, принял монашеский постриг (невиданное для дворянина дело) в Александро-Невской лавре и по благословению подвязался в посте и молитве в одной из Тамбовских обителей. Но не только подвижнический образ жизни родного дяди определили нравственные ориентиры юноши. Родители постарались дать Федору хорошее образование. После окончания школы для дворянских детей при храме Богоявление-на-Острову, шестнадцатилетний Федор поступил в Санкт-Петербургский Морской кадетский корпус. История, математика, география, навигация стали его любимыми предметами и делом будущего. Первое свое назначение мичман Ушаков получил на Балтийский флот. Но уже скоро его усердие и ревностное служение на флоте обратили на себя внимание начальства, и молодой военный был переведен в Азов.

В 70–80-ые годы XVIII века стратегической задачей Екатерины II было укрепление позиций России на Черном море. Здесь начинается создание флота, строятся верфи и крепости Херсон, позднее Севастополь. Именно в Херсон в 1783 году в чине капитана второго ранга прибыл Федор Ушаков. И тут же проявил себя энергичным и умеющим сострадать человеком, когда боролся с эпидемией чумы, неожиданно возникшей в городе.

Уже в августе 1787 года Ушаков в чине капитана первого ранга стал участником начавшейся русско-турецкой войны. Он командовал авангардом русской эскадры и благодаря храбрости, бесстрашию и грамотной тактике Ушакова, малочисленный русский флот одержал победу над превосходящими силами противника у острова Фидониси, и в дальнейшем одерживал победу за победой. К 1790 году Ушаков, опыт, предприимчивость, рвение и смелость которого были оценены властями, получил чин контр-адмирала и возглавил Черноморский флот. После победы в Керченском сражении князь Потемкин в письме к Екатерине II назвал Ушакова «великим морским предводителем». Федору Ушакову действительно сопутствовала удача. Безусловно, контр-адмирал был гениальным стратегом и талантливым воином, но вместе с тем, лишенный тщеславия, он оставался благочестивым христианином, который во всем уповал на Бога.

Еще в начале войны он возглавил руководство над Севастополем. Под его началом возводились пристани и казармы, строились верфи и госпитали. А на личные средства перестраивалась церковь во имя святителя Николая, которого моряки считали своим покровителем. «Ополчась Верою, возлагая твердую на Бога надежду, конечно, победим», — эти слова из инструкции князя Потемкина были для Ушакова девизом. Также как очевидна ему была мысль, что победы дарует Бог. После победы над турками при Тендре Федор Ушаков призвал моряков прежде других дел совместно совершить благодарственный молебен в храме святителя Николая в Севастополе, чтобы «принести Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу».

За уничтожение на Черном море сильнейшего турецкого флота, Федор Ушаков получил орден святого Александра Невского. Екатерина II, желая лично познакомиться с прославленным героем, пригласила контр-адмирала в Петербург. Императрица была удивлена скромностью и прямодушием этого человека. Она преподнесли в дар Федору Ушакову складень-мощевик и пожаловала чин вице-адмирала.

Со вступлением на престол Павла I началась новая веха в истории русских завоеваний. Вице-адмирал Федор Ушаков принял участие в Средиземноморской компании в качестве командующего объединенными силами против Франции. Не только силой один за другим греческие острова освобождались от французов. Ушаков каждый раз письменно обращался к православным грекам с просьбой содействовать в деле «низвержения ига безбожников». 19 ноября 1799 года после суточной осады Корфу крепость пала. И вновь первое, что сделал Ушаков, спустившись на берег, отслужил благодарственный молебен. А позже, 27 марта, в первый день Пасхи, назначил торжество по случаю победы с выносом мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

После окончания компании, Ушаков за победу при Корфу был произведен в адмиралы, а также получил статус полномочного представителя России на Ионических островах. Желая сохранить мир и спокойствие в регионе, он содействовал образованию первого греческого национального государства — Республики Семи Островов (1800–1807). Однако очень скоро (в октябре 1800 года) Ушаков был отозван Павлом I в Севастополь. Жители островов, прежде всего Корфу, расставались с Ушаковым со слезами и, как свидетельствуют воспоминания, называли его «отцом и освободителем».

Со вступлением на престол Александра I ветер вновь переменился. За «ненадобностью большого флота» Федор Ушаков был отозван из Севастополя в Петербург. Здесь он прослужил в качестве главного командира Балтийского гребного флота вплоть до 1806 года, когда подал императору прошение об отставке. Праведный Федор Ушаков жил еще несколько лет после отставки в Петербурге. Много заботился о нуждающихся. Кому-то помогал протекцией, кого-то поддерживал финансово. Но уже в 1810 году уехал в свое имение Алексеевка Темниковского уезда. Здесь он вел уединенную жизнь в посте и молитве. По воскресным и праздничным дням посещал расположенный неподалеку Санаксарский монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. А в Великий пост и вовсе жил в одной из братских келий и молился за каждой службой. Много жертвовал на обитель, а также нищим и нуждающимся, которые приходили к нему просить помощи. Во время войны 1812 года он отказался возглавить ополчение из-за слабости здоровья, однако на его личные средства был организован госпиталь для раненых и сформирован 1-ый Тамбовский пехотный полк.

Праведный Федор Ушаков скончался в октябре 1817 года. Его отпевали в Спасо-Преображенский соборе города Темникова. Гроб на руках несли несколько километров до Санаксарской обители. Он был погребен, согласно завещанию, рядом со своим родным дядей, преподобным Федором Санаксарским, возобновившим этот запустевший монастырь.

Несмотря на то, что в тридцатые годы XX века часовня, возведенная над могилой адмирала, была разрушена, имя талантливого военачальника и флотоводца Фёдора Ушаков не забывалось даже в советскую эпоху. В марте 1944 года указом Президиума Верховного совета СССР была учреждена советская флотская награда — «Орден Ушакова». Этим орденом награждались офицеры ВМФ «за выдающиеся успехи в проведении морских операций, в которых была достигнута победа над численно превосходящим противником». Тогда же возник вопрос о месте погребения адмирала. Когда специальной комиссией была вскрыть могила, то обнаружились нетленные останки.

В декабре 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексий II адмирал Федор Федорович Ушаков был прославлен в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии. В 2004 году решением Архиерейского собора праведный воин Феодор был причислен к лику общецерковных святых. Память ему совершается 5 августа (23 июля по ст.стилю) и 15 октября (2 октября по ст.стилю).

foma.ru›imya-fedor-ot-muchenikov…polkovodtsa.htm

Линейный корабль «Святой Павел».Флагманский корабль адмирала Ушакова

Прикрепленный файл: Roshenja-feodor050814-1.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 21004
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28726

Праведный воин Федор

Прикрепленный файл: Roshenja-feodor050814.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
ВладимирММ

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1853
Храм Мадлен в Париже. Так французы называют Марию Магдалину.

Прикрепленный файл: DSCN2183.JPG
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1211
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1853
Купола церкви Марии Магдалины в Иерусалиме. Снимал со стороны Горицкого монастыря. Близко подойти не удалось.


Комментарий модератора:
Спасибо, Владимир, за фото !


Прикрепленный файл: хр Марии Магдалины.JPG
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 21004
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28726

Св. Федор Ушаков и Санаксарский монастырь.

Адмирал Ушаков - русский святой. 4-5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец, мощи которого будут покоиться в соборе Рождества Богородицы в раке, имеющей форму корабля. Федор Федорович Ушаков (1745–1817) – выдающийся русский военачальник, доблестный флотоводец, покрывшим себя неувядаемой славой, был человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия. С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил адмирал Ушаков провел 40 кампаний,– в их числе сражение у о-ва Тендры, у мыса Калиакрия, взятие крепости Корфу, – в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю. Он был сторонником суворовской школы воспитания защитников Отечества. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.

«Жизнь – Родине, душа – Богу» – эти слова как нельзя более полно характеризуют житие и деяния адмирала Российского флота Ф.Ф. Ушакова. В 1810 году знаменитый флотоводец переезжает в деревню Алексеевка неподалеку от Санаксарского монастыря, где ведет углубленную духовную жизнь, сопровождающуюся широкой благотворительной деятельностью и помощью обездоленным. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора, адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения. С началом Отечественной войны 1812 года Ф.Ф. Ушаков совместно с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устраивает госпиталь, жертвует средства на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка. Адмирал Ф. Ушаков скончался 2 (15 октября) 1817 года. По его желанию погребение состоялось в Санаксарском монастыре «подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора». Память о великом русском флотоводце, истинном христианине всегда сохранялась в обители.
Санаксарский монастырь был основан в 1659 году. Первые постройки его были деревянные. А ровно через сто лет, в 1759 году, под руководством игумена монастыря иеромонаха Феодора (Ушакова) началась реконструкция обители. На месте старых деревянных построек выросли прекрасные и добротные каменные здания. Все здесь строилось на века.
С первых лет основания монастырь славился строгостью своего устава. Вся Русь знала его. Сюда приезжали монахи и из других обителей, которые желали спастись в более суровых условиях.
Замечательный пример подвижничества и в то же время огромной любви к братии и паломникам подавал сам игумен иеромонах Феодор.
В настоящее время эти традиции поддерживаются. В монастыре ощущается строгость жизни, порядок, любовь к ближнему.
В 1949 году были вскрыты могилы старца Феодора и адмирала Ушакова. Мундир и кости адмирала оказались нетленными. Так отметил Господь большие заслуги адмирала перед Россией. Мощи же иеромонаха Феодора Ушакова были полностью нетленными, что говорит о его большой святости.
Много исцелений происходило у могил Ушаковых. Прикладываясь к могилам, болящие иногда исцелялись здесь, на месте, или по приезде домой.
Несколько паломников поведали мне о том, что в Санаксарский монастырь их привела Сама Царица Небесная. Вот один из таких рассказов:
- Мне Пресвятая Богородица указала путь в этот монастырь для исцеления сына. Когда я приехала сюда, то заказала панихиду иеромонаху Феодору у его могилы. И было чудо! Во время панихиды старец Иероним видел иеромонаха Феодора. который стоял у креста, смотрел на меня и слушал, что я прошу. Я просила об исцелении сына, а молитва матери имеет огромную силу.
С самого дня блаженного упокоения старца Феодора и по нынешний день происходят чудеса, связанные с ним.
- Когда в 1991 году вновь открылась святая обитель Санаксарская мы, - рассказывают первые насельники монастыря, - впервые входя арочными монастырскими воротами, были благодатно поражены чудным явлением, коим Господь одухотворил нас и укрепил на подвиг служения монашеского. Нам навстречу шел из храма седой монах, как бы встречая нас, а когда мы стали приближаться, то он направился к монастырской стене в сторону Темникова и, дойдя до стены, исчез на наших глазах.
Увидев сохранившиеся портретные изображения иеромонаха Феодора, очевидцы-насельники уверяют, что именно этот старец встречал их на пороге вновь восстанавливаемой обители Санаксарской, ее великий пред Богом заступник и молитвенник.
Дивное чудо было в монастыре три года назад: в храме Рождества Богородицы обновилась старинная чудотворная икона Богоматери Феодоровская. Теперь она находится в алтаре храма. В храме есть еще одна чудотворная икона - образ Богоматери Казанской.
Прикладываясь к этой иконе, некоторые больные исцеляются. Рядом с монастырем есть святой источник отца Феодора, выкопанный им лично. Вода этого источника также исцеляет людей, с верою приходящих к нему.

svet.ruspalom.ru›materials/23

Прикрепленный файл: sanaks3.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 21004
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28726

Могила Ушакова в Санаксарском монастыре

Прикрепленный файл: a26dd3cb9979ebbf349c398433a929cb.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 21004
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28726
В 2001 году православная церковь канонизировала адмирала Федора Ушакова и причислила его к праведникам, чего он, безусловно, заслужил.Память совершается (по юлианскому календарю) 23 мая (Собор Ростовских святых), 23 июля и 2 октября.

Прикрепленный файл: da68e4571117297ff8a4bbe6e7417fa0.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 21004
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28726
6 августа.

Мц. Христины ( ок.300 ). Мчч. блгвв.кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. ( 1015 ).
Прпп. Поликарпа, архим. Печерского ( 1182). Обретение мощей прп. Далмата Исетского ( 1994 ).

Сщмч. Алфея Корбанского диакона ( 1937 ).

Краткие жития свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей-стра­сто­терп­цев Бо­риса и Глеба

Свя­тые бла­го­вер­ные кня­зья-стра­сто­терп­цы Бо­рис и Глеб (в Свя­том Кре­ще­нии – Ро­ман и Да­вид) – пер­вые рус­ские свя­тые, ка­но­ни­зи­ро­ван­ные как Рус­ской, так и Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью. Они бы­ли млад­ши­ми сы­но­вья­ми свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра († 15 июля 1015). Ро­див­ши­е­ся неза­дол­го до Кре­ще­ния Ру­си свя­тые бра­тья бы­ли вос­пи­та­ны в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии. Стар­ший из бра­тьев – Бо­рис по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Он лю­бил чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние, тво­ре­ния свя­тых от­цов и осо­бен­но жи­тия свя­тых. Под их вли­я­ни­ем свя­той Бо­рис возы­мел го­ря­чее же­ла­ние под­ра­жать по­дви­гу угод­ни­ков Бо­жи­их и ча­сто мо­лил­ся, чтобы Гос­подь удо­сто­ил его та­кой че­сти.

Свя­той Глеб с ран­не­го дет­ства вос­пи­ты­вал­ся вме­сте с бра­том и раз­де­лял его стрем­ле­ние по­свя­тить жизнь ис­клю­чи­тель­но слу­же­нию Бо­гу. Оба бра­та от­ли­ча­лись ми­ло­сер­ди­ем и сер­деч­ной доб­ро­той, под­ра­жая при­ме­ру свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, ми­ло­сти­во­го и от­зыв­чи­во­го к бед­ным, боль­ным, обез­до­лен­ным.

Еще при жиз­ни от­ца свя­той Бо­рис по­лу­чил в удел Ро­стов. Управ­ляя сво­им кня­же­ством, он про­явил муд­рость и кро­тость, за­бо­тясь преж­де все­го о на­саж­де­нии пра­во­слав­ной ве­ры и утвер­жде­нии бла­го­че­сти­во­го об­ра­за жиз­ни сре­ди под­дан­ных. Мо­ло­дой князь про­сла­вил­ся так­же как храб­рый и ис­кус­ный во­ин. Неза­дол­го до сво­ей смер­ти ве­ли­кий князь Вла­ди­мир при­звал Бо­ри­са в Ки­ев и на­пра­вил его с вой­ском про­тив пе­че­не­гов. Ко­гда по­сле­до­ва­ла кон­чи­на рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, стар­ший сын его Свя­то­полк, быв­ший в то вре­мя в Ки­е­ве, объ­явил се­бя ве­ли­ким кня­зем Ки­ев­ским. Свя­той Бо­рис в это вре­мя воз­вра­щал­ся из по­хо­да, так и не встре­тив пе­че­не­гов, ве­ро­ят­но, ис­пу­гав­ших­ся его и ушед­ших в сте­пи. Узнав о смер­ти от­ца, он силь­но огор­чил­ся. Дру­жи­на уго­ва­ри­ва­ла его пой­ти в Ки­ев и за­нять ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол, но свя­той князь Бо­рис, не же­лая меж­до­усоб­ной рас­при, рас­пу­стил свое вой­ско: «Не под­ни­му ру­ки на бра­та сво­е­го, да еще на стар­ше­го ме­ня, ко­то­ро­го мне сле­ду­ет счи­тать за от­ца!»

Од­на­ко ко­вар­ный и вла­сто­лю­би­вый Свя­то­полк не по­ве­рил ис­крен­но­сти Бо­ри­са; стре­мясь огра­дить се­бя от воз­мож­но­го со­пер­ни­че­ства бра­та, на сто­роне ко­то­ро­го бы­ли сим­па­тии на­ро­да и вой­ска, он по­до­слал к нему убийц. Свя­той Бо­рис был из­ве­щен о та­ком ве­ро­лом­стве Свя­то­пол­ка, но не стал скры­вать­ся и, по­доб­но му­че­ни­кам пер­вых ве­ков хри­сти­ан­ства, с го­тов­но­стью встре­тил смерть. Убий­цы на­стиг­ли его, ко­гда он мо­лил­ся за утре­ней в вос­крес­ный день 24 июля 1015 го­да в сво­ем шат­ре на бе­ре­гу ре­ки Аль­ты. По­сле служ­бы они во­рва­лись в ша­тер к кня­зю и прон­зи­ли его ко­пья­ми. Лю­би­мый слу­га свя­то­го кня­зя Бо­ри­са – Ге­ор­гий Уг­рин (ро­дом венгр) бро­сил­ся на за­щи­ту гос­по­ди­на и немед­лен­но был убит. Но свя­той Бо­рис был еще жив. Вый­дя из шат­ра, он стал го­ря­чо мо­лить­ся, а по­том об­ра­тил­ся к убий­цам: «Под­хо­ди­те, бра­тия, кон­чи­те служ­бу свою, и да бу­дет мир бра­ту Свя­то­пол­ку и вам». То­гда один из них по­до­шел и прон­зил его ко­пьем. Слу­ги Свя­то­пол­ка по­вез­ли те­ло Бо­ри­са в Ки­ев, по до­ро­ге им по­па­лись на­встре­чу два ва­ря­га, по­слан­ных Свя­то­пол­ком, чтобы уско­рить де­ло. Ва­ря­ги за­ме­ти­ли, что князь еще жив, хо­тя и ед­ва ды­шал. То­гда один из них ме­чом прон­зил его серд­це. Те­ло свя­то­го стра­сто­терп­ца кня­зя Бо­ри­са тай­но при­вез­ли в Вы­ш­го­род и по­ло­жи­ли в хра­ме во имя свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го.

По­сле это­го Свя­то­полк столь же ве­ро­лом­но умерт­вил свя­то­го кня­зя Гле­ба. Ко­вар­но вы­звав бра­та из его уде­ла – Му­ро­ма, Свя­то­полк по­слал ему на­встре­чу дру­жин­ни­ков, чтобы убить свя­то­го Гле­ба по до­ро­ге. Князь Глеб уже знал о кон­чине от­ца и зло­дей­ском убий­стве кня­зя Бо­ри­са. Глу­бо­ко скор­бя, он пред­по­чел смерть, неже­ли вой­ну с бра­том. Встре­ча свя­то­го Гле­ба с убий­ца­ми про­изо­шла в устье ре­ки Смя­ды­ни, непо­да­ле­ку от Смо­лен­ска.

В чем же со­сто­ял по­двиг свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба? Ка­кой смысл в том, чтобы вот так – без со­про­тив­ле­ния по­гиб­нуть от рук убийц?

Жизнь свя­тых стра­сто­терп­цев бы­ла при­не­се­на в жерт­ву ос­нов­но­му хри­сти­ан­ско­му доб­ро­де­ла­нию – люб­ви. «Кто го­во­рит: «Я люб­лю Бо­га», а бра­та сво­е­го нена­ви­дит, тот лжец» (1Ин.4:20). Свя­тые бра­тья сде­ла­ли то, что бы­ло еще но­во и непо­нят­но для язы­че­ской Ру­си, при­вык­шей к кров­ной ме­сти – они по­ка­за­ли, что за зло нель­зя воз­да­вать злом, да­же под угро­зой смер­ти. «Не бой­тесь уби­ва­ю­щих те­ло, ду­ши же не мо­гу­щих убить» (Мф.10:28). Свя­тые му­че­ни­ки Бо­рис и Глеб от­да­ли жизнь ра­ди со­блю­де­ния по­слу­ша­ния, на ко­то­ром зи­ждит­ся ду­хов­ная жизнь че­ло­ве­ка и во­об­ще вся­кая жизнь в об­ще­стве. «Ви­ди­те ли, бра­тия, – за­ме­ча­ет пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец, – как вы­со­ка по­кор­ность стар­ше­му бра­ту? Ес­ли бы они про­ти­ви­лись, то ед­ва ли бы спо­до­би­лись та­ко­го да­ра от Бо­га. Мно­го ныне юных кня­зей, ко­то­рые не по­ко­ря­ют­ся стар­шим и за со­про­тив­ле­ние им бы­ва­ют уби­ва­е­мы. Но они не упо­доб­ля­ют­ся бла­го­да­ти, ка­кой удо­сто­и­лись сии свя­тые».

Бла­го­вер­ные кня­зья-стра­сто­терп­цы не за­хо­те­ли под­нять ру­ку на бра­та, но Гос­подь Сам ото­мстил вла­сто­лю­би­во­му ти­ра­ну: «Мне от­мще­ние и аз воз­дам» (Рим.12:19).

В 1019 го­ду князь Ки­ев­ский Яро­слав Муд­рый, так­же один из сы­но­вей рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, со­брал вой­ско и раз­бил дру­жи­ну Свя­то­пол­ка. По про­мыс­лу Бо­жию, ре­ша­ю­щая бит­ва про­изо­шла на по­ле у ре­ки Аль­ты, где был убит свя­той Бо­рис. Свя­то­полк, на­зван­ный рус­ским на­ро­дом Ока­ян­ным, бе­жал в Поль­шу и, по­доб­но пер­во­му бра­то­убий­це Ка­и­ну, ни­где не на­хо­дил се­бе по­коя и при­ста­ни­ща. Ле­то­пис­цы сви­де­тель­ству­ют, что да­же от мо­ги­лы его ис­хо­дил смрад.

«С то­го вре­ме­ни, – пи­шет ле­то­пи­сец, – за­тих­ла на Ру­си кра­мо­ла». Кровь, про­ли­тая свя­ты­ми бра­тья­ми ра­ди предот­вра­ще­ния меж­до­усоб­ных рас­прей, яви­лась тем бла­го­дат­ным се­ме­нем, ко­то­рое укреп­ля­ло един­ство Ру­си. Бла­го­вер­ные кня­зья-стра­сто­терп­цы не толь­ко про­слав­ле­ны от Бо­га да­ром ис­це­ле­ний, но они – осо­бые по­кро­ви­те­ли, за­щит­ни­ки Рус­ской зем­ли. Из­вест­ны мно­гие слу­чаи их яв­ле­ния в труд­ное для на­ше­го Оте­че­ства вре­мя, на­при­мер, – свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му на­ка­нуне Ле­до­во­го по­бо­и­ща (1242), ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию Дон­ско­му в день Ку­ли­ков­ской бит­вы (1380). По­чи­та­ние свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба на­ча­лось очень ра­но, вско­ре по­сле их кон­чи­ны. Служ­ба свя­тым бы­ла со­став­ле­на мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским Иоан­ном I (1008–1035).

Ве­ли­кий князь Ки­ев­ский Яро­слав Муд­рый по­за­бо­тил­ся о том, чтобы разыс­кать остан­ки свя­то­го Гле­ба, быв­шие 4 го­да непо­гре­бен­ны­ми, и со­вер­шил их по­гре­бе­ние в Вы­ш­го­ро­де, в хра­ме во имя свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, ря­дом с мо­ща­ми свя­то­го кня­зя Бо­ри­са. Через неко­то­рое вре­мя храм этот сго­рел, мо­щи же оста­лись невре­ди­мы, и от них со­вер­ша­лось мно­го чу­до­тво­ре­ний. Один ва­ряг небла­го­го­вей­но стал на мо­ги­лу свя­тых бра­тьев, и вне­зап­но ис­шед­шее пла­мя опа­ли­ло ему но­ги. От мо­щей свя­тых кня­зей по­лу­чил ис­це­ле­ние хро­мой от­рок, сын жи­те­ля Вы­ш­го­ро­да: свя­тые Бо­рис и Глеб яви­лись от­ро­ку во сне и осе­ни­ли кре­стом боль­ную но­гу. Маль­чик про­бу­дил­ся от сна и встал со­вер­шен­но здо­ро­вым. Бла­го­вер­ный князь Яро­слав Муд­рый по­стро­ил на этом ме­сте ка­мен­ный пя­ти­гла­вый храм, ко­то­рый был освя­щен 24 июля 1026 го­да мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским Иоан­ном с со­бо­ром ду­хо­вен­ства. Мно­же­ство хра­мов и мо­на­сты­рей по всей Ру­си бы­ло по­свя­ще­но свя­тым кня­зьям Бо­ри­су и Гле­бу, фрес­ки и ико­ны свя­тых бра­тьев-стра­сто­терп­цев так­же из­вест­ны в мно­го­чис­лен­ных хра­мах Рус­ской Церк­ви.

azbyka.ru›Календарь›saint/4933/476/group

Прикрепленный файл: 102e391d6509a3a856b26e8a6c25d500.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 21004
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28726
Память 24 июля/6 августа
Алфей Анатольевич Корбанский родился 18 ноября 1871 года в Вологде в в семье священника.

Окончил Вологодскую Духовную Семинарию, был рукоположен во диакона, служил сначала в Покровском храме, а после его закрытия в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Из воспоминаний о церковной Вологде тридцатых и сороковых годов XX века протоиерея Алексея Резухина: «Отец Алфей – человек немолодой, среднего роста, с седыми волосами на голове, падавшими на плечи, с очень маленькой седой бородкой, дававшей впечатление давней небритости, сухопарый. На лице у него и кистях рук выступали желтые пятна, напоминавшие пролитое растительное масло. Он перешел на Богородское кладбище после закрытия храма Покрова Божией Матери, что на Большой Козлене. Отец Алфей был неуравновешенным человеком. Особенно с большим чувством он произносил заупокойные ектений, поминал усопших, умиляясь даже до слез, и в то же время мог вдруг что-нибудь сказать несуразное, как-то лихо засмеяться, поставить окружающих в недоумение. У него все это уживалось. Он очень дорожил памятью своих покойных родителей: протоиерея Анатолия и Ольги, имена которых непременно произносил вслух в соответствующем моменте за литургией. У отца Алфея замечалась особая манера произносить ектению. В правой руке он держал орарь, а кистью левой закрывал левое ухо. Получалось впечатление, что он обращается к Богу, закрываясь от посторонних наветов. Зимой диакон ходил в дорогой зимней рясе с большим воротником и говорил, что это ряса его отца, который был в свое время настоятелем Пятницкой церкви г. Вологды».

2 июля 1937 года отец Алфей был арестован и заключен в Вологодскую тюрьму. Обвинение при аресте: «к. -р. деятельность, антисоветская агитация, пораженческая террористическая агитация, пропаганда фашизма».

6 августа того же года диакон Алфей умер в тюремной больнице. Причиной смерти в медицинской справке был указан хронический катар желудка.


Комментарий модератора:
В Параскево - Пятницкой церкви священником служил Анатолий Андреевич Корбанский, когда родился сын Алфей ему было 33 года, в это же время диаконом в этой церкви служил Павел Авдонович Ржаницын, который был на 10 лет моложе священника о. Анатолия. Жена Павла Авдоновича- Мария Александровна ( младшая, урожденная Ильинская) родная сестра моей прапрабабушки Марии Александровны ( старшей, урожденной Ильинской) в замужестве за священником Львом Васильевичем Цветковым ( мой прапрадед). Дети диакона Павла Ржаницына росли вместе с будущим священномучеником Алфеем Корбанским ( см.л.8 раздел " О служителях отдельных церквей" ).


Прикрепленный файл: iconm.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 21004
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 28726
7 августа.

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Свв. жен Олимпиады диакониссы ( 409 ) и Евпраксии девы , Тавеннской ( 413 ).
Прп. Макария Желтоводского , Унженского ( 1444).
Память V Вселенского Собора ( 553 ).

Успение Праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Святая праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы, была дочерью священника Матфана и жены его Марии, из колена Левиина, рода Ааронова. По преданию, она скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет, еще до Благовещения Пресвятой Богородицы.
В Старом Иерусалиме, около Овчей купели ( Вифезды) недалеко от храма Гроба Господня, сохранился Дом святых прав. Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. Дом принадлежит грекам. В нижнем этаже расположена церковь Рождества Богородицы, а под ней пещера. По преданию ,здесь родилась Дева Мария. Лестница ведет еще ниже, в горницу Иоакима и Анны, где они преставились. Там же находятся их изображения.
В Гефсимании - церковь Успения Пресвятой Богородицы, в которую ведут 48 ступеней. Справа и слева от нее расположены гробницы прав. Богоотец Иоакима и Анны и гробница Иосифа Обручника. Внизу видна крипта, где находится погребальное ложе Божией Матери. Таким образом, Пресвятая Богородица и Ее святые родители были погребены у подножия Елеонской горы. С древних времен это место служило для погребения именитых иудейских вождей и вельмож. Право быть похороненным на Масляничной горе до сих пор является у евреев знаком почета и уважения.


Иконы в месте гробниц свв. Иоакима и Анны

Прикрепленный файл: 0_1b74e_b6c4f5ef_XL.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 45 46 47 48 49 * 50 51 52 53 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Crotik49 » Библия, православные праздники, традиции [тема №63218]
Вверх ⇈