Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20456 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27612 | Наверх ##
15 июля 2015 20:32 15 июля 2015 20:41 БЛАЖЕННЫЙ ИОАНН, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ, МОСКОВСКИЙ Дни памяти: Июнь 12 (Обретение мощей), Июль 3 по старому стилю.
Блаженный Иоанн родился в конце XV века в Вологодском крае. В юности он оставил родительский дом и стал безмездно работать «водоносцем» на солеварнях. С тяжелым трудом святой соединил строгий пост и молитву. Затем он перешел в Ростов, где и принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради: он ходил полунагой, носил на себе вериги в виде тяжелых железных крестов и на голове большой железный колпак, за что прозван был «Иоанн — Большой колпак». Питался святой подвижник хлебом и водой один раз в день. Часто бывало так, что блаженный Иоанн выходил на улицу на народ, полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел на солнце и молился. Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но святой с кротостью и терпением переносил насмешки. В Ростове он был знаком с преподобным Иринархом, затворником Ростовским (+1616; память 13/26 января).
Из Ростова блаженный Иоанн переселился в Москву, где продолжил подвиг юродства. Зимой и летом он ходил в рубище, претерпевая в непогоду холод и сырость. Блаженный Иоанн получил от Бога дары прозорливости и чудотворений. Так, он предсказал большие беды России, Смутное время и нашествие поляков, говоря, что «в Москве будет много видимых и невидимых бесов». Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот не занимал. Даже самому царю Борису Годунову часто говорил слова: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет». Однажды святой встретил хромого человека по имени Григорий. Он расспросил его о болезни и узнал, что Григорий два года назад вывихнул ногу и с тех пор нога не заживает. Во время разговора блаженный Иоанн как бы нечаянно наступил на больную ногу, и она тотчас стала здоровой.
Перед смертью святой Иоанн указал себе могилу у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, ибо ему был открыт день кончины, он снял вериги и трижды облился водой. Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня. Блаженный Иоанн скончался в 1589 (или 1590) году.
На погребении святого в Покровском храме были царь Феодор Иоаннович, архиереи Русской Церкви и множество народа. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Господь попустил в наказание за неисполнение завета своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна.
Служба блаженному Иоанну была составлена вскоре после его кончины, при царе Феодоре Иоанновиче (+1598 г.). Житие составлено, согласно некоторым источникам, монахом Иосифом (в миру священник Иоанн Наседка, сотрудник преподобного Дионисия Радонежского (+1633; память 12/25 мая) по исправлению богослужебных книг) в 1647 году. Нетленные мощи угодника Божия были открыты 13 июня 1672 года. 17 января 1916 года придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе, где под спудом почивали святые мощи, был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
Тропарь, глас 8
Иже Христа ради, волею оставив свое отечество — град Вологду и вся красная мира сего возненавидев, желанием духовным вселился еси во град Ростов и, яко в пустыни скитаяся в нем, гладом, и жаждою и безмерною тяготою плоть свою изнуряя, и работая Господеви день и нощь, в посте и молитве пребывая в притворе церковном, власы же главы своея пеплом и смолою удручая, и, ревнуя Василию блаженному, пришел еси в царствующий град Москву и в целомудрии и терпении течение добре скончав, преселился еси к вечным обителям, чудес лучи испущая, преблаженне Иоанне, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим
Кондак, глас 8
Иже Христа ради наложивый на себя мудростию юродство, образом буйства зрим от человек, умныма же крылома горе возлетая, все тело свое веригами обязая, яко злато многоценное, соблюдеся в народе, очистив ум от страстей, веселием духовным прешел еси море мятежнаго сего жития, обрете светлость жизни вечныя, молим тя, блаженне Иоанне, молися прилежно Христу Богу нашему сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти: радуйся, многострадальне, яко да молитвами твоими направляеми, предстоя присно с нами, в Троице славимому Богу поем Ему: аллилуия.
logoslovo.ru›Форум›all/topic_7518 Иоанн Юродивый (Железная Голова)
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20456 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27612 | Наверх ##
15 июля 2015 21:00 Легенде о строительстве храма Василия Блаженного посвятил свое стихотворение Дмитрий Кедрин.
Зодчие
Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить мастерам. И велел благодетель,- Гласит летописца сказанье,- В память оной победы Да выстроят каменный храм.
И к нему привели Флорентийцев, И немцев, И прочих Иноземных мужей, Пивших чару вина в один дых. И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих, Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце, Был дух вельми спертый. Изразцовая печка. Божница. Угар я жара. И в посконных рубахах Пред Иоанном Четвертым, Крепко за руки взявшись, Стояли сии мастера.
"Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: "Можем! Прикажи, государь!" И ударились в ноги царю.
Государь приказал. И в субботу на вербной неделе, Покрестись на восход, Ремешками схватив волоса, Государевы зодчие Фартуки наспех надели, На широких плечах Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы И, работой своею горды, Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху. Переходы, Балкончики, Луковки да купола. И дивились ученые люди, Зане эта церковь Краше вилл италийских И пагод индийских была!
Был диковинный храм Богомазами весь размалеван, В алтаре, И при входах, И в царском притворе самом. Живописной артелью Монаха Андрея Рублева Изукрашен зело Византийским суровым письмом...
А в ногах у постройки Торговая площадь жужжала, Торовато кричала купцам: "Покажи, чем живешь!" Ночью подлый народ До креста пропивался в кружалах, А утрами истошно вопил, Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью, У плахи лежал бездыханно, Прямо в небо уставя Очесок седой бороды, И в московской неволе Томились татарские ханы, Посланцы Золотой, Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом Та церковь была - Как невеста! И с рогожкой своей, С бирюзовым колечком во рту,- Непотребная девка Стояла у Лобного места И, дивясь, Как на сказку, Глядела на ту красоту...
А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей, Обошел его царь - От подвалов и служб До креста. И, окинувши взором Его узорчатые башни, "Лепота!" - молвил царь. И ответили все: "Лепота!"
И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: "Можем! Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю. И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в Суздальских землях И в землях Рязанских И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова!
Соколиные очи Кололи им шилом железным, Дабы белого света Увидеть они не могли. И клеймили клеймом, Их секли батогами, болезных, И кидали их, Темных, На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду, Там, где заваль кабацкая пела, Где сивухой разило, Где было от пару темно, Где кричали дьяки: "Государево слово и дело!"- Мастера Христа ради Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь Такая, Что словно приснилась. И звонила она, Будто их отпевала навзрыд, И запретную песню Про страшную царскую милость Пели в тайных местах По широкой Руси Гусляры.
1938
Дмитрий Кедрин. Стихотворения. Поэмы. Москва: "Московский Рабочий", 1982.
Храм Василия Блаженного
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20456 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27612 | Наверх ##
16 июля 2015 10:25 16 июля 2015 11:20 Житие свщмч. Антоний (Быстров) архиеп. Архангельский
Архиепископ Антоний (в миру Николай Михайлович Быстров) родился 11 октября 1858 года в селе Нюба Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Будущий архипастырь окончил Вологодскую Духовную семинарию. Женился. В 1882 году был рукоположен во священника. Овдовев, отец Николай в 1888 году принял монашеский постриг с именем Антоний, и дальнейшее его служение Богу продолжилось в монастырях Вологодской епархии. 17 января 1910 года была совершена его хиротония во епископа Вельского, викария Вологодской епархии.
В марте 1921 года владыка Антоний стал епископом Архангельским и Холмогорским. Его предшественник, епископ Павел (Павловский), был заключен на длительный срок в тюрьму по приговору Московского ревтрибунала как один из руководителей архангельского «Союза духовенства и мирян».
Это были трудные годы. В Церкви наметился раскол. Вспыхнувшая гражданская война захлебнулась людской кровью. Свергнутая кое-где советская власть вновь стала утверждаться, в том числе и на земле архангельской. Следы этого утверждения обозначились расстрелами ею недовольных, концлагерями и лагерями принудительных работ. Сердце владыки сжималось от боли к этим страдальцам. Не раздумывая, он начал помогать в темницах сущим. Организовал нечто вроде кассы взаимопомощи для духовенства и монашествующих из числа ссыльных и заключенных. Нуждающимся оказывалась помощь деньгами, продуктами питания. Каждый приход вносил свою лепту в благое дело. Горячо откликнулись православные Архангельской епархии на воззвание Святейшего Патриарха Тихона помочь голодающим. Преосвященный Антоний нашел такие слова для своей паствы, что переводы с пометкой «для голодающих Поволжья» пошли от церквей и монастырей Архангельской епархии не только на его имя, но и самому Патриарху.
Чуть больше полугода прошло с тех пор, как епископ Антоний возглавил Архангельскую кафедру, а уже был взят властями на заметку. 27 декабря 1922 года Владыка Антоний был выслан в Нарымский край на 3 года. Наказание Архангельский архипастырь отбыл полностью без скидки на сан и свой 67-летний возраст.
В начале 1926 года епископ Антоний возвратился в свою епархию и сразу же принялся за продолжение того благого дела, которое было прервано ссылкой. Монахини и прихожане в церквях вновь начинают сбор денег для заключенных, масла, крупы, муки, одежды. Его квартира стала тем местом, где прибывавшее в ссылку духовенство могло получить деньги, продукты питания, одежду. Отсюда, из квартиры епископа, в концлагеря регулярно отправлялись посылки, письма, денежные переводы.
7 октября 1926 года владыку вновь арестовали, обвинив в том, что « ...он возглавил контрреволюционную группу архангельского духовенства и мирян, стоящую на платформе неповиновения советской власти». Через некоторое время из тюрьмы его освободили, поскольку «...благодаря его преклонного возраста, не может уклониться от следствия и суда». 4 февраля 1927 года особое совещание коллегии ОГПУ вынесло решение прекратить дело, так как очень многие заступались за епископа.
Вскоре епископ Антоний получил Указ из Священного Синода о возведении в сан архиепископа всего Северного края, в который, кроме Архангельской губернии, входили еще Вологодская, Северо-Двинская губернии и автономная область Коми.
4 декабря 1930 года состоялось чаепитие в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вместе с владыкой разделили праздничную трапезу ссыльные епископы Иннокентий (Тихонов), Тихон (Шарапов), весь клир церкви, все ссыльные священники, кто был на богослужении. Не знал владыка, что эта праздничная трапеза в его жизни последняя, как и Рождество и Крещение того года.
Арестовали его 23 января 1931 года. Плохое питание, вопиющая антисанитария подорвали и без того слабое здоровье архипастыря. 16 июля 1931 года врач тюремной больницы констатировал наступление смерти. Тюремная камера стала последним пристанищем архиепископа Антония (Быстрова). Тело было предано земле на Вологодском кладбище. Спустя некоторое время владыка был перезахоронен на Ильинском кладбище. Как свидетельствовала народная молва, со всеми почестями, какие смогли оказать в ту тяжкую годину любимому архипастырю.
newmartyros.ru›life…antoniy-bystrov-arhiep…
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20456 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27612 | Наверх ##
16 июля 2015 16:42 16 июля 2015 18:16 17июля.
Свт. Андрея, архиеп. Критского ( 740). Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца ( 551). Прп. Андрея Рубцова, иконописца ( XV). Cтрастотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии ( 1918). Блгв. Вел.кн. Андрея Боголюбского ( 1174). Обретение мощей прп. Евфимия, Суздальского чудотворца ( 1507). Мчч. Феодота и Феодотии ( 108). Сщмч. Феодора, еп. Киринейского ( 310). Сщмч. Саввы, еп. Горнокарловацкого ( 1941) ( Серб.) Галатской иконы Божией Матери.
Святой Андрей Критский
Андре́й Кри́тский или Андре́й Иерусали́мский (ок. 660, Дамаск — 4 июля 740, Эресос, о. Лесбос) — известный христианский теолог, проповедник и автор духовных гимнов, архиепископ города Гортина на Крите.
Канонизирован в лике святителей, в Православной церкви память совершается 4 июля (по юлианскому календарю).
Андрей Критский родился в Дамаске у родителей-христиан. Согласно его житию, он был немым от рождения до семилетнего возраста, когда чудесным образом исцелился, приняв причастие. С этого времени он начинает изучать Священное Писание и богословские науки. В возрасте 14 лет Андрей поступил в монастырь преподобного Саввы Освященного возле Иерусалима, где быстро заслужил уважение, ведя строгую монашескую жизнь. Андрей Критский позднее был назначен архидиаконом и специальным посланником Патриарха Иерусалимского на VI вселенском соборе. На соборе Андрей успешно противоборствовал еретическим учениям, обнаруживая не только всестороннюю образованность и глубокое знание догматов Церкви, но и высокий дух благочестия. Вскоре после собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и поставлен архидиаконом при церкви Святой Софии.
В правление императора Юстиниана II Андрей был рукоположён в архиепископа города Гортины на Крите. Здесь он раскрывается как проповедник и поэт. Проповеди Андрея Критского отличаются высоким слогом и гармоничной фразой, что позволяет говорить о нём как об одном из выдающихся церковных ораторов Византийской эпохи.
Скончался святитель 4 июля 740 года на острове Лесбос, возвращаясь на Крит из Константинополя, куда он отправлялся по делам Церкви. Его погребли в церкви Святой Анастасии (позднее её освятили во имя святого Андрея). Позже мощи Андрея Критского были перенесены в Константинополь. В 1350 году русский паломник Стефан из Новгорода видел их в монастыре св. Андрея Критского в Константинополе.
По данным исторических источников, Андрей Критский известен как сочинитель текстов и мелоса ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, которые сохранились в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях. Помимо Великого покаянного канона святителю принадлежит авторство на каноны, посвящённые главным византийским церковным праздникам, большинство из которых включено в современные богослужебные книги: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, святой Фёклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснецы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди.
Считается, что святой Андрей Критский изобрёл или по крайней мере впервые ввёл в византийскую литургическую службу саму форму канона. Авторству Андрея Критского приписывается около 70 канонов.
Великий покаянный канон.
Андрей Критский известен как автор Великого покаянного канона , текст которого находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей (строф) и считается самым длинным каноном из существующих. По мнению протопресвитера Александра Шмемана, этот канон «можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой».
Согласно Типикону Великий канон читается только во время Великого поста: на великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы Великого поста он поётся и читается по частям; на утрене четверга 5-й седмицы Великого поста в полном составе.
Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимо́н (или мефимо́н, др.-греч. μεθ' ήμών — «с нами»). Такое название служба получила по причине того, что на ней поются на два хора антифонным пением фразы из стихов 8-й и 9-й глав Книги пророка Исайи (Ис. 8:8-18, Ис. 9:2-7), к каждой из которых припев: «Я́ко с на́ми Бог»[(др.-греч. Ὅτι μεθ' ἡμῶν ὁ Θεόс]. Поскольку на Руси митрополитами были греки до середины XV века и отдельные песнопения исполнялись на древнегреческом, в том числе: Кирие элейсон и «Я́ко с на́ми Бог», то русские люди дали самобытное название данной службе «мефимо́н» или «ефимо́н», которое в дальнейшем закрепилось в народном просторечье.
Богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мари́ино или Ма́рьино стояние» по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии Египетской, которое разделяется пением Великого канона, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона преподобной Марии (эти тропари добавляются к Покаянному канону также в среду и четверг первой седмицы Великого поста).
Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три земных поклона.
Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах во время богослужения.
Великий покаянный канон Андрея Критского издревле на Руси был положен на музыку (многоголосие). Отрывки из него исполняются многими исполнителями духовной музыки. Иеромонах Роман в 1990-х годах написал стихи и песню «О Андрее, Отче преблаженний, пастырь Критский, я к тебе молю" ru.wikipedia.org›Андрей Критский
свт. Андрей Критский и прп. Мария Египетская
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20456 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27612 | Наверх ##
16 июля 2015 17:31 Андрей Рублёв (фильм)
«Андрей Рублёв» — историческая кинодрама Андрея Тарковского, снятая в 1966 году на киностудии «Мосфильм». Первоначально картине предполагалось дать название «Страсти по Андрею».
Фильм рассказывает о жизни русского иконописца Андрея Рублёва. Повествование, разделённое на 8 новелл-эпизодов, описывает период неурядиц на Руси в начале XV века — с 1400 по 1423 годы, как бы увиденных глазами странствующего монаха Андрея Рублёва.
Отдельные новеллы сюжетно мало связаны друг с другом, но рисуют общую картину средневековой Руси, складывающуюся наподобие мозаики. Первая небольшая глава показывает полёт монаха на воздушном шаре.
Завязка сюжета — уход из Андроникова монастыря трёх монахов: Даниила, Кирилла и Андрея Рублёва. Пережидая непогоду, монахи останавливаются под крышей большого сарая или хлева, где даёт представление бродячий артист — скоморох. Не успевает он отдохнуть после пляски, как его по доносу монаха избивают и увозят стражники.
Языческий праздник — ночь под Ивана Купала в глухой деревне. Праздник греховной плоти: следуя древним обрядам, обнажённые юноши и девушки перед глазами художника купаются в реке. Одна из купальщиц пыталась соблазнить Андрея, вызвав трепет в душе монаха. Данила (наставник Андрея) понимает, что произошло ночью, после недолгих расспросов отвечает Андрею: «Твой грех. Твоя совесть. Твои молитвы». И тут же они видят нападение стражников князя на язычников.
Артель резчиков, которая только что резала по камню палаты великого князя Василия, ослеплена — вероятно, чтобы брату великого князя Юрию Звенигородскому не получить искусной работы тех мастеров, а также для острастки других великокняжеских мастеровых.
Новелла «Набег». Княжеские междоусобицы приводят к страшному набегу на Владимир татарской орды Эдигея. Разграбление города и храма татарскими воинами. Фрески и иконы Рублёва изуродованы и гибнут под сапогами захватчиков. Андрей Рублёв видит, как один из варваров тащит юродивую девушку, и спасает её, разбивая голову насильника топором.
Все эти страшные картины воспринимаются как испытание веры Андрея Рублёва. Через весь фильм проходит философский спор Андрея Рублёва и Феофана Грека. Разочарованный и надломленный Андрей Рублёв возвращается в свой монастырь, сомневаясь, нужны ли его иконы людям. Сомнениям и страданиям Андрея противопоставлено спокойное и умиротворённое религиозное восприятие мира Феофаном. Он наставляет Андрея и просит его, несмотря ни на что, продолжать творить. Один из монахов, Кирилл, в начале сюжета, проклиная Феофана, уходит из монастыря. Но он возвращается вместе с Рублёвым и униженно припадает к ногам настоятеля монастыря, умоляя простить его грехи.
Андрей Рублёв, искупая страшный грех — убийство человека, берёт на себя обет молчания. Судя по сюжету, он держит обет пятнадцать лет. Этот обет молчания — один из немногих дошедших до нас фактов из жизни Рублёва.
Последняя новелла «Колокол» — апофеоз фильма и средоточие его тем. Это рассказ о юноше, который ради спасения жизни притворился знающим ключ к искусству литья колоколов, а потом обнаружил, что таинство созидания и в самом деле не чуждо ему.
В разрушенном Суздале нужно отлить новый колокол для звонницы храма. Слуги князя пытаются отыскать колокольного мастера, но после набега и эпидемии в живых никого не осталось. Единственный, кого им удалось найти, — это юноша Бориска, сын одного из мастеров-литейщиков, который уверял, что знает «секрет литья». Князю не остаётся ничего другого, как поручить неопытному парнишке отливку огромного колокола.
Бориска, понимая всю ответственность задачи, возглавляет работу артели в сотни человек. Сложнейший заказ князя выполнен и в установленный срок колокол поднят на временную звонницу для испытаний. Наступает момент истины: язык колокола, раскачавшись, касается стен инструмента и могучий голос плывёт над землёй. Рублёв, наблюдающий это чудо, решает завершить свой обет и говорит Бориске:
Вот пойдём мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать…
Финальные кадры картины показывают в цвете, очень крупным планом то, что осталось нам от Рублёва и его современников, — иконы, в том числе звенигородского «Спаса» и знаменитую «Троицу». Завершают фильм кадры пасущихся под дождём лошадей — последний аккорд в веренице запоминающихся и не всегда объяснимых образов животных, которыми изобилует фильм.
ru.wikipedia.org›Андрей Рублёв (фильм)
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20456 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27612 | Наверх ##
16 июля 2015 17:38
«Троица» Андрея Рублёва.
В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.
История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».
«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.
Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.
Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трех ангелов.
Видимо, еще долго ученые будут изучать жизнь Андрея Рублева, его творческую манеру, историю создания знаменитой иконы. А три задумчивых и грустных ангела в мерцающем свете лампад из века в век ведут свою безмолвную и таинственную беседу над могилой «великого старца»... liveinternet.ru›A-delina›post126933341
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20456 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27612 | Наверх ##
16 июля 2015 17:41
17 июля - память страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20456 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27612 | Наверх ##
16 июля 2015 17:51 Гибель царской семьи.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети — великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, а также лейб‑медик Евгений Боткин, камердинер Алексей Трупп, комнатная девушка Анна Демидова и повар Иван Харитонов Сцена казни известна из следственных протоколов, со слов участников и очевидцев и рассказов непосредственных исполнителей. Юровский рассказал о расстреле царской семьи в трех документах: "Записка" (1920); "Воспоминания" (1922) и "Выступление на совещании старых большевиков в Екатеринбурге" (1934). Все детали этого злодеяния, переданные главным участником в разное время и при совершенно отличных обстоятельствах, сходятся в том, как была расстреляна царская семья и ее слуги.
По документальным источникам можно установить время начала убийства Николая II, членов его семьи и их слуг. Автомобиль, доставивший последний приказ об уничтожении семьи, прибыл в половине второго ночи с 16 на 17 июля 1918 года. После чего комендант приказал лейб‑медику Боткину разбудить царскую семью. На сборы у семьи ушло примерно 40 минут, потом ее и слуг перевели в полуподвальное помещение этого дома, окном выходящее на Вознесенский переулок. Царевича Алексея Николай II нес на руках, поскольку тот не мог идти из‑за болезни. По просьбе Александры Федоровны в комнату внесли два стула. На один села она, на другой царевич Алексей. Остальные расположились вдоль стены. Юровский ввел в комнату расстрельную команду и прочитал приговор.
Вот как описывает сам Юровский сцену казни: "Я предложил всем встать. Все встали, заняв всю стену и одну из боковых стен. Комната была очень маленькая. Николай стоял спиной ко мне. Я объявил, что Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов Урала постановил их расстрелять. Николай повернулся и спросил. Я повторил приказ и скомандовал: "Стрелять". Первый выстрелил я и наповал убил Николая. Пальба длилась очень долго и, несмотря на мои надежды, что деревянная стена не даст рикошета, пули от нее отскакивали. Мне долго не удавалось остановить эту стрельбу, принявшую безалаберный характер. Но когда, наконец, мне удалось остановить, я увидел, что многие еще живы. Например, доктор Боткин лежал, опершись локтем правой руки, как бы в позе отдыхающего, револьверным выстрелом с ним покончил. Алексей, Татьяна, Анастасия и Ольга тоже были живы. Жива была еще и Демидова. Тов. Ермаков хотел закончить дело штыком. Но, однако, это не удавалось. Причина выяснилась позднее (на дочерях были бриллиантовые панцири вроде лифчиков). Я вынужден был по очереди расстреливать каждого".
РИА Новости http://ria.ru/history_spravki/...z3g49o68x5
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20456 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27612 | Наверх ##
16 июля 2015 17:59 Екатеринбург храм памятник.
На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления, Царственные страстотерпцы были изображены в центре переднего плана средника, а также в восьмом клейме (в нижней части правого поля) соотносящемся по горизонтали с изображением святого патриарха Тихона, а по вертикали - с изображениями преподобномученицы Елисаветы и города Тобольска. Клеймо изображает убиение Царственной семьи и отличается симметрией композиции - Царственные мученики изображены в центре, на лестнице-пьедестале, обрамленные подвальным сводом-триумфальной аркой; их неуклюже стоящие убийцы в грязно-зеленых формах также симметрично обрамляют сплочённую семью жертв-победителей в облачениях ярких и чистых цветов.
В последующие годы во имя Царственных страстотерпцев были освящены многочисленные храмы и часовни, им было написано множество икон и молитвословий. Многие христиане стали обращаться к царственным страстотерпцам с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20456 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27612 | Наверх ##
16 июля 2015 18:03 Икона собора новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|
Очень интересный материал о Николае Михайловиче Быстрове ( архиепископе Антонии) и его дочери Марии Николаевне Нуромской на стр. 2 раздела " Репрессированные" в дневнике "Ottuda" собран и представлен Светланой Лопатиной ( дневник Эльмиры Новгородской) .