Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Библия, православные праздники, традиции

В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 9 10 11 12 13 * 14 15 16 17 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27541
Свято Успенская Почаевская Лавра

Прикрепленный файл: 41.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27541
Чудотворная Икона

Первые исторические сведения о Почаевской Лавре относятся к началу XIII столетия, ко временам нашествия татарского хана Батыя на Киевскую Русь. После розгрома Киева и уничтожения его святынь, некоторые православные иноки киевских пещер бежали на запад и поселились в предместьях юПочаевской горы. С начала её возникновения и до наших дней здесь произошло немало чудес и удивительных исцелений
Подробнее: http://www.nice-places.com/articles/ukraine/ternopol/246.htm
Почаевская Лавра находится на западе Украины за 70 км. от города Тернополя и за 24 км от города Кременец.

Расположена Лавра на высокой каменистой горе, которая возвышается над всей округой больше чем на 75 метров. Гору с трех сторон окружает городок Новый Почаев.

Первые исторические сведения о Лавре относятся к началу XIII столетия, ко временам нашествия татарского хана Батыя на Киевскую Русь.

После розгрома Киева и уничтожения его святынь, некоторые православные иноки киевских пещер бежали на запад и поселились в предместьях Почаевской горы. Основателем и первоподвижником на Почаевской горе был Преподобный Мефодий.

Целительная стопа Богородицы

По народным сказаниям, записанным в старинных книгах, Явление Божьей Матери на горе Почаевской было в 1240 году. Пресвятая Богородица явилась нескольким монахам и пастуху, которого звали Иоанн. На месте, где произошло это явление, Царица Небесная оставила отпечаток Своей правой стопы. Из этого места начал струиться источник целительной воды, от которого и поныне получают исцеление от всяких болезней верующие люди.

Чудотворный образ Божьей Матери

На Святую Волынь икону привез из Константинополя греческий митрополит Иеофит. Путешествуя по Волыни, митрополит для отдыха остановился в имении Урля у благочестивой православной помещицы Анны Гойской. Пробыв несколько дней, Митрополит благословил и отсавил ей за гостепреимство икону Пресвятой Богородицы. В 1597 году в имении Анны Гойской случилось чудо – от Иконы Божьей Матери исцелился ее слепорожденный брат Филлип.

От Иконы начало происходить много чудес. Анна Гойская решила отдать ее монахам, которые жили на Почаевской горе. В том же самом году Икону перенесли в Почаев, а обители было подарено значительный земельный участок, что официально подтверждало статус монастыря.
Подробнее: http://www.nice-places.com/articles/ukraine/ternopol/246.htm
Так Царица Небесная увековечила Свою Славу на Почаевской горе еще одной святыней: Чудотворной Иконой. Чудотворная Икона находится в Успенском соборе над Царскими вратами в звездноподобном киоте.

Под покровительством Пречистой

Первые годы существования обители совпали с трудным временем для Руси. Татарские войска представляли сильную угрозу для русской земли. Они предавали огню и мечу все, что встречалось на их пути.

В 1607 году один из вражеских отрядом оказался под Почаевом. В тот момент один монах проходил мимо горы, завершая молитвы. Какой-то татарин, в надежде получить невольника, подскочил к нему, но увидев, что инок старый, саблей отрубил ему голову. Монах не умер сразу, а взяв в руки отнятую голову, донес ее до монастыря, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда отдал дух свой Господу, удививши всех.
Подробнее: http://www.nice-places.com/articles/ukraine/ternopol/246.htm




Комментарий модератора:
Почаевская икона Божией Матери находится в звездной форме, усыпанном драгоценными камнями, киоте над царскими вратами. В конце службы икона на специальных тросах опускается вниз для поклонения верующих. Когда я была в паломнической поездке в Почаевской лавре, где столько святынь, кроме чудотворной иконы и стопы Богородицы есть пещера преп. Иова Почаевского, и чтобы попасть туда мы стояли часовую очередь, а потом, с молитвой поджавшись втискивались буквально ползком в узкий ход, на другом конце которого , внизу, в самой небольшой пещерке, нам помогал несущий такое послушание монастырский инок. Зато, когда, вылезаешь обратно из пещерки. , чувство такое , что заново родилась, легкость на душе, как будто все грехи остались там, в этом узком лазу. Слезы радости пояляются почти у всех, кто сподобился побывать в чудотворной пещере преподобного Иова Почаевского. А потом еще поклонялись святым мощам угодников преп. Иова и Амфилохия Почаевских. Лавровый комплекс расположен на высоком месте, необыкновенно красиво с такой высоты от стен Лавры смотрятся окрестности. Впечатлений от поездки было очень много и очень, очень жаль, что теперь уже русским паломникам довольно сложно попасть в знаменитые украинские лавры Киево- Печерскую и Почаевскую. Из поездки я привезла несколько святынек, иконочки, буклеты с видами Лавры, освященную воду и масла, а также цветастую шапочку, освященную на мощах святого Амфилахия Почаевского, которая с молитвой носится на голове при головной боли.


Прикрепленный файл: 1698_850.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27541

Свято Успенская Почаевская Лавра

Прикрепленный файл: 1699_850.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27541
13 мая
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы.Ап. Иакова Зеведеева ( 44). Обрет.мощей свят Никиты, епископа Новгородского( 1558).
Святителя Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского ( 1867).
Свт. Доната, еп. Еврии ( ок.387). Обретение мощей
сщмч. Василия, еп. Амасийского( IV). Мч. Максима.

Апостол Иаков Зеведеев. Один из 12-ти апостолов, брат евангелиста Иоанна ( Богослова). Происходит из дома зажиточных родителей, рыбаков. Слушал проповеди Иоанна Крестителя в пустынеи был одним из. первых призвн Христом к апостольству. Среди апостолов принадлежал кнаиболее приближенным ученикам Христа и был свидетелем величайших чудес и богоявлений Спасителя во время его земной жизни. По вознесении Христа занимал почетное место среди
христиан в Иерусалиме. Претерпел мученическую кончину при Ироде Агриппе.
Св. Иаков, по сошествии Святого духа, проповедовалв Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим. Он открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, обличая фарисеев и книжников, укоряя их в жестокосердии и неверии. Неверующие иудеи убедили Ирода Агриппу схватить ап. Иакова и осудить его на смерть. Один из доносчиков на апостола ро имени Иосия был поражен мужеством святого, и, когда апостола повели на казнь, Иосия пал к го ногам и в покаянии молил о прощении. Апостол поднял Иосия и, поцеловав, сказал " Мир тебе и прощение". Тогда Иосия всенародно исповедал веру во Христа и был обезглавлен вместе со св. Иаеовым. Это произошло в 44 г. в Иерусалиме.

В.В.Усов " Русский народный Православный календарь" ч.1 стр.477.
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27541
Святитель Игнатий Брянчанинов.


Краткое житие святителя Игнатия Брянчанинова.

празднование совершается 30 апреля/13 мая

Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Вологодской губернии. Он происходил из дворянской фамилии Брянчаниновых, восходящей к боярину Михаилу Бренко, герою Куликовской битвы. Имя его отца — Александр Семенович, матери — София Афанасьевна.

Димитрия влекла иноческая жизнь, но отец отдал его в Главное военное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Проходя учение, юноша задумался об относительности научных знаний и тщетности учености, которые не ведут прямо к вечной жизни. В поисках истины он внимательно читал творения святых отцов Православной Церкви. Димитрий принял решение стать монахом, отстаивая его перед начальством и родителями. Это намерение укрепилось после знакомства с оптинским старцем Леонидом (Наголкиным) — преподобным Львом.

Училище Димитрий окончил в чине поручика в 1826 году. В отставке ему было отказано, но по Божию Промыслу вскоре он был уволен со службы из-за болезни и поступил послушником в Александро-Свирский монастырь в Олонецкой губернии, затем был и в других обителях. В 1831 году он был пострижен в монашество с именем в честь святого Игнатия Богоносца, рукоположен во иеромонаха и назначен игуменом Лопотова Пельшемского монастыря. С 1833 года отец Игнатий — настоятель Троице-Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга в сане архимандрита. Днем он управлял обителью, ночью предавался молитве, для братии был и начальником, и духовным отцом.

В 1857 году в Казанском соборе в Санкт-Петербурге архимандрит Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского (с кафедрой в Ставрополе; ныне — епархия Ставропольская).

В 1861 году по прошению епископ Игнатий уволен на покой из-за болезни. Святитель поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где впоследствии был погребен. Им написаны «Приношение современному монашеству», «Отечник» — сборник изречений и примеров из жизни древнего монашества, множество писем, подготовлены к изданию пять томов его трудов (6-й том — «Отечник» издан после его кончины). Святитель мог видеть состояние души других людей. Он изложил аскетическое учение святых отцов Церкви применительно к требованиям современности. В круг его знакомых входили А. С. Пушкин, И. А Крылов, К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич, протоиерей Петр Турчанинов, М. И. Глинка, А. Ф. Львов, Н. В. Гоголь, К. П. Брюллов, П. С. Нахимов и другие.

Скончался святитель в Неделю святых жен-мироносиц, 30 апреля 1867 года; причислен к лику святых в 1988 году.
akafist.ru›Святые›Святитель Игнатий Брянчанинов›kratkoe-zhitie
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
эльмира катромская

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16945
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15861
Усадьба Покровское (Усадьба Брянчаниновых)
file.php?fid=179292&key=899170930
---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27541

Святитель Игнатий Брянчаниновignatiy-449x600.jpg

pravmir.ru›svyatitel-ignatiy-bryanchaninov…ibo…
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27541


Препод Пафнутий Боровский

Пафнутий Боровский (в миру Парфений; 1394—1477) — православный святой и монах.

Биография

Родился в селе Кудинове, около Боровска в семье крестившегося татарина Мартина и его жены Фотинии[1].

В 1414 году Парфений принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком и впоследствии находился в послушании у Никиты Серпуховского — ученика преподобного Сергия Радонежского. Сам Пафнутий впоследствии стал учителем и наставником для другого известного церковного деятеля — Иосифа Волоцкого.

Более 63 лет длился монашеский подвиг Пафнутия. О его жизни сохранилось два литературных документа, написанных его учениками: «Житие преподобного Пафнутия Боровского» Вассиана Санина, епископа Ростовского, и «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского» старца Иннокентия.

Канонизирован Макарьевским собором в 1547 году. Память святого Пафнутия Боровского совершается в православной церкви 14 мая.

Икона преподобного Пафнутия Боровского
ru.wikipedia.org›Пафнутий Боровский

Прикрепленный файл: Pafnutius.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27541
14мая

Прор. Иеремии ( VI в до Р.Х.). Прп. Пафнутия Боровского( 1477). Сщмч. Макария, митр. Киевского ( 1497). Прп. Герасима Болдинского( 1554).Прмч. Ваты Персянина (IV). Блгв. Тамары, царицы Грузинской( 1213). Прмчч. Афонских Евфимия ( 1814), Игнатия ( 1814) и Акакия ( 1816).
Мч. Нины Кузнецовой.
Царевококшайской,или Мироносицкой ( 1647), Андрониковской и имунуемой " Нечаянная Радость" икон Божией Матери.

Святой пророк Иеремия.

Один из четырех великих ветхозаветных пророков( другие Даниил. Иезекеиль и Исайя),жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. К пророческому служению Иеремия был призван на 15-м году своей жизни и пророчествовал 23 года, обличая иудеев за отступление от истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну.
Он останавливался в воротах города,у входа в храм- всюду,где собирался народ,и увещевалс угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему с усмешками, ругательствами и даже покушались убить его. Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярма и так ходил среди народа. Гневаясь на грозные предсказания пророка, старейшины иудейские бросили Иеремию в ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер. По извлечении изо рва, не переставал пророчествовать, за что был посажен в темницу. Пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор, избил народ, оставшихся в живых увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносоросвободил пророка из темницы и кпозволил ему жить,где пожелает. Он же оставплся на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. Среди оставшихся в нем иудеев скоро возникли междуусобные столкновения : наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского , решили бежать в Египет. Пророк Иеемия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, коорой они боятся, настигнет ихв Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе. Там Иеремия жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своей молитвою крокодилов и прочих гадов, населявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка. В том же году предсказание святого исполнилось.

Народный календарь.

День Еремея. День Иеремии. Еремей Яремник. Еремей Запрягальник. Ярема- подыми сетево ( значит - бери лукошко с семенами). Яремник. Запашник. Проводы весны. Встреча пролетия.

Обычаи. Обвчно этот периодвесны отводится для сельскохозяйственных работ, что нашло свое отражение в пословицах и поговорках : " Еремей про посевы разумей", " Овсе сея- моли Еремея", " Еремея - подыми сетево и Еемея - опусти сетево ( 13 июня), т.е. начало и конец ярового посева, " На Еремея и ленивая соха в поле выезжает", " Овес должен быть отсеян до Николина дня- 22 мая", " Овес Микольский ни хозяйский , ни конский", т.е. будет посеян поздно, и толку от него не будет," Сей неделю после Егорья ( 6 мая) да другую после Еремея"," На Еремея по ранней росе иди на посев", " Кто первый сеет, тот первый и убирает"," Раннее яровое сей, когда сольет вода, а позднее, когда цвет калины будет в кругу. Если еловые почки распускаются рано и скоро, то не должно медлись с посевом; в противном же случае - не спешить. ( Воронежская губерния), " Хлеб на хлеб сеять- ни молотить,ни веять"," Не пиры пировать, коли хлеб засевать", " Не радей большому посеву, а радей большому урожаю". Рожь в Вологодской губернии сеяли мужчины, овес, горох и яровые - женщины. " Сей рожь в пору да в золу". Для получения хорошего урожая во многих губерниях соблюдали обычай : в день засева ни один домохозяин не даст другому ни взаймы, ни за деньги ни одного зерна или куска хлеба; нарушение этого условияможет повести к неурожаю.

Именины : Ефим,Еремей, Игнатий, Макар, Тамара.

"" Русский народный Православный календарь", Усов В.В., 1997 г. стр.4878-480.

nearyou.ru›0Sistina/ceiling/s-jeremia.html



Микеланджело (1475-1564)

Фрескa потолка, 1511г, 390 x 380см, Сикстинская капелла, Ватикан

Прикрепленный файл: s-jeremia.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27541
Блгв. царица Тамара Грузинская ( 1213).

Царственная лилия.Архимандрит Рафаил (Карелин)


О святой царице Тамар

Память святой царицы Тамары Грузинская и Русская Православные Церкви празднуют дважды в году: 1 (14) мая (этот день у многих народов мира назван «праздником цветов») и в третий воскресный день по Пасхе, посвященный женам-мироносицам. Эти два дня имеют символическое значение.
Жизнь святой царицы Тамар была невидимым распятием за свой народ. Если юродивые скрывали дар прозорливости и исцелений под маской мнимого безумия, а преподобные свои духовные подвиги – в пустыне или за стенами монастырей, то подвижническая жизнь иверской венценосицы была скрыта от глаз мира еще глубже – за блеском царского двора, за грудами золота и драгоценных камней, которые приносили к ее ногам столицы и города Востока.

Днем, восседая на троне, она разбирала государственные дела и творила суд, подобно Соломону изумляя мудростью и великодушием тех, кто приходил к ней. Это был суд, где торжествовала правда, но и для осужденных не был закрыт родник ее милосердия. Меч Соломона настигал даже у жертвенника храма; во дворце же Тамар находили прощение и милость даже враги царицы – те, кто желал ее смерти и пытался направить меч в ее грудь. По ночам святая Тамар одевала власяницу и молилась Божией Матери, называя Ее Царицей Грузии, а себя – последней рабой. Молитвы святой венценосицы, как крепостные стены, защищали страну от видимых и невидимых врагов.
Цари владычествуют над народом, а лучшие из них служат подданным, как своим господам. В молитвах, долгих, как у схимницы, проходили бессонные ночи царицы, а слезы ее – то прозрачные, как алмаз, то кровавые, как рубин, – стекали, будто струи мира на землю. Ее молитва была тем пламенем, которого страшились демоны: так дикие звери пугаются зажженного факела, так волки не могут приблизиться к огню костра и только пронзительно воют издалека.

Еще в юности святой царице Тамар даровано было сновидение: будто даны ей крылья, и она поднялась высоко в небо над Грузией. Видит она на западе Черное море. В нем, как лебеди в озере, плывут византийские и генуэзские корабли. На юге единоверная Византия, Царьград – крепость Православия, стоящий, как исполин, на двух материках. На севере – вершины Кавказских гор, похожие на белые облака, сияющие, как купола храма. Взглянула она на восток и видит Каспий, который в ярости вздымает волны все выше и выше. Со страшным грохотом бросаются, как львы на добычу, и падают кипящие воды Каспия. Кажется, что гребни волн поднимаются над Кавказскими горами, что Каспий опрокинется, как огромная чаша, и поглотит в своей пучине весь Кавказ, и он, как при Ное, превратится в дно океана, а Грузия навсегда исчезнет в бездне бушующих волн. Святая царица Тамар стала молиться Богу о спасении своей страны, и увидела она трех ангелов в образе юношей, которые мчались на конях к берегу Каспия и, остановившись, стали пускать в море огненные стрелы. Раздался грохот, как будто рухнули горы Кавказа, поднялся к небу огненный столб, как во время гибели Содома, и весь огромный Каспий запылал, как пылает болото нефти. И видит она снова Каспий в образе старца, который стонет и молит о пощаде.

Проснулась царица Тамар в глубокой скорби. Она поняла, что грозная опасность идет с востока, но Господь сохранит Грузию во время ее земной жизни, как Господь сохранил от нашествий ассирийцев и вавилонян иудеев ради праведного царя Иезекии.
При царице Тамар Грузия достигла вершины своего могущества. Путник стоит на вершине гор и осматривает окрестность под своими ногами, как с высоты орлиного полета. Он любуется лазурным пламенем небосвода и облаками, подобными причудливым сказочным островам, плывущим в голубом просторе, лугами, как ковром, вышитым живыми цветами. А в это время за горизонтом собираются черные тучи. Буря может застать путника в горах, бушующие потоки – преградить ему путь. Но ничто не предвозвещает беды, небо ясно и спокойно.

Уже на востоке собираются орды Чингисхана. В горах Алтая, в равнинах Манчжурии, в пустынях Монголии собираются страшные силы. Монгольский клинок скоро разрубит карту мира от Тихого океана до Средиземного моря. Падет Китай. Дым от сожженных городов и сел оденет черным трауром небо над Грузией. Огненная лавина монгол пронесется над Русью. Монгольская конница достигнет границ Сербии, и Батый, зачерпнув своим шлемом воды из Адриатического моря, выльет ее на берег в знак того, что эта земля отныне принадлежит монголам. Но пока жива царица Тамар, солнце будет сиять над Грузией, земледелец – бросать зерно пшеницы в борозды поля, зодчие – строить храмы и крепости, а мать – кормить грудью своего ребенка.
Как царской короной, украсила царица Тамар вершины гор каменными крестами, воздвигла в горных ущельях и дремучих лесах храмы и монастыри, а в равнинах – соборы, будто неприступные крепости. Казалось, вся Грузия устами алтарей поет гимн Богу. Царица Тамар докончила строительство монастырей, начатое при ее отце Георгии[2] и великом прадеде святом Давиде Строителе[3]. Она довершила строительство пещерного монастыря Вардзия[4] – замка роз, где проводила Великий пост. Построила монастырь Бетания[5] – в честь Рождества Божией Матери. Восстановила грузинский Крестовый монастырь в Палестине[6]. Ее казна была похожа на озеро, куда стекали, как реки и ручьи, сокровища ее обширного царства и вассальных стран, а с другого конца озера вытекали золотые реки и потоки для нуждающихся и бедных, для строительства монастырей, для помощи Церквам в странах, находившихся под игом мусульманских правителей. И к иноверцам-иноплеменникам было открыто ее сердце и была щедрой ее рука. Голодного она не спрашивала: кто ты? А бедного: какая у тебя вера?


Два раза в Грузию вторгались объединенные силы мусульманских государств Ближнего Востока и два раза находили в земле Грузии общую могилу. Первый поход предпринял багдадский халиф, глава мусульман всего мира, совмещавший царскую и религиозную власть. Он занимал такое же положение и имел такой же непререкаемый авторитет, как папа в Священной Римской империи. Сопредельные с Грузией мусульманские государства выставили огромную армию. Предводительствовал ей атабег Абубекр.

Пока собиралось грузинское войско, в течение многих дней царица Тамар молилась в храмах Тбилиси. Войско вышло из ворот столицы. Впереди шла царица Тамар – босая, с распущенными волосами, с крестом в руках, как пророчица Девора перед войском израильтян. Она благословила крестом своих воинов, которые стройными рядами проходили мимо нее, сверкая доспехами и боевым оружием, с поднятыми знаменами, зная, что многие из них уже не возвратятся назад. Затем она вошла в Метехский храм Пресвятой Богородицы[7] и перед иконой Одигитрии стала молиться, чтобы Дева Мария спасла Грузию, как некогда спасла Царьград, окруженный полчищами аваров и скифов[8]. Вместе с царицей Тамар молился народ. Каждый исповедовал перед Богом свои грехи. Мирились те, кто раньше были во вражде друг с другом, богатые прощали долги своим должникам, отпускали узников и пленников на свободу. Храмы были открыты день и ночь. В битве при Шамхоре[9] грузинское войско одержало победу. Главным трофеем в этой битве была Шамхорская крепость, которая считалась неприступной.

Особенно грозным для Грузии было нашествие мусульман под знаменами Румского султана Рукнадина, правителя государства, образованного из отторгнутой от Византии провинции[10], который, подобно кесарю Византии, считал себя наследником Римской империи. Румский султан, уверенный в своей победе, послал царице Тамар письмо, где с неслыханной дерзостью требовал, чтобы царица вместе с народом приняла мусульманство. Поэтому борьба с турко-арабским войском была, прежде всего, борьбой за веру.

Румский султан ожидал, что грузинское войско, уступавшее ему численностью, не посмеет вступить в бой и перейдет к защите, а он возьмет один за другим крепости и города и замкнет кольцо своих войск вокруг Тбилиси. Гордый султан, считавший себя преемником цезарей, хотел взять Тбилиси штурмом, как некогда Тит – Иерусалим, и омыть кровью грузин позор за поражение, которое нанес туркам царь Давид Строитель[11], вырвав из их рук, как корону, Тбилиси.

Румский султан был опытный воин, свою жизнь провел в боях с византийцами и крестоносцами, где одерживал победы и терпел поражения. Но теперь случилось то, чего он не ожидал: война окончилась одним сражением. У Вардзийского монастыря разбилась, как о скалу волна, и погибла его армия.

В Грузии было спешно собрано войско, как будто звук боевой серебряной трубы облетел всю страну. Царица Тамар, обращаясь к воинам, сказала: «Пусть не устрашает вас многочисленность врага, надейтесь на силу креста. В битве совершится суд Божий».

Румский султан принимал в своем шатре из белоснежного шелка посла, который привез ответ, что вызов на войну грузинами принят. В это время султану донесли, что приближается грузинское войско. «Может быть, это спешит к нам отряд от союзных эмиратов, которые услышали призыв к джихаду – священной войне с христианами». Султану ответили: это христиане; мы видели крест на их знаменах.

Румский султан сидел в безмолвии. Он не понимал, как может орел напасть на стадо волков, а затем сказал: «Враги идут сами на мой меч покорно, как овцы на меч, теперь мне не надо будет гоняться за ними по горам и оврагам», – и добавил: – «Оседлайте мне боевого коня и для смены – лучшего арабского скакуна». Тот конь спас султана от смерти и плена[12]. Грузины похоронили убитых врагов с воинской почестью, они не мстили мертвым.


Нет уголка в Грузии, где не произносили бы с благословением имя царицы Тамар. Царица знала, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, и поэтому завещала похоронить ее тайно, чтобы могила навсегда оставалась скрытой от мира. Грузия выполнила ее завещание. Ее могила сохранилась и от магометан и от монголов, и от тех вандалов, которые разрывают и оскверняют гробницы своих царей. Вся страна оплакивала царицу, весь народ чувствовал себя осиротевшим. Казалось, что слава и величие Грузии воплотились в лице царицы, и теперь предстоят грозные испытания.

Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамар, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре[13], в усыпальнице Багратионов[14]. Другое утверждает, что она погребена в Иерусалиме, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша – Георгий[15] исполнил заветное желание своей матери: отряд грузин, примкнувши к войску крестоносцев[16], привез гроб царицы Тамар в Крестовый монастырь. Но это тайна, о которой никогда не расскажут уста земли…

У горцев есть предание, что, когда умножатся беды и скорби, царица Тамар снова придет в Грузию, снова сядет на своем золотом престоле и утешит народ. Но царица Тамар, царствуя не на земле, а на небесах духом своим, любовью никогда не оставляла Грузию и не оставит ее.


[1] Характерно, что грузинский народ в благодарность и за великие деяния называет святую Тамар не царицей, а царем. Это единственная женщина, которая удостоилась такой чести. Годы ее царствования – 1184–1213.

[2] Отец царицы Тамар, грузинский царь Георгий III, правил Грузией с 1156 по 1184 гг. – Здесь и далее примеч. редактора сайта «Православие.Ру».

[3] Святой Давид Строитель – грузинский царь, правивший с 1089 по 1125 гг. За время своего царствования он с Божией помощью вывел Грузию из состояния полной разрухи, объединил страну, изгнал захватчиков, исправил нестроения в Церкви, реорганизовал структуры управления государством, упорядочил финансы, создал регулярную армию и еще многое другое сотворил, оставив страну независимой и сильной. В 1122 г., освободив Тбилиси, царь Давид сделал его столицей Грузии. Память святого Давида Строителя Грузинская Православная Церковь чтит 26 января.

[4] Монастырь Вардзия – монастырь Успения Пресвятой Богородицы – уникальный пещерный монастырский комплекс (XII в.) на юге Грузии, в долине р. Кура: на протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой: однажды, когда царица Тамар была еще маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда еще недостроенного монастыря; вдруг мужчина потерял ее из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамар крикнула: «Я здесь, дядя!» («Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря. В XVI в. монастырь был захвачен и разрушен персами, а затем турками. В первой половине XIX в., после освобождения этой территории русскими войсками, возобновлен как греческий. В советское время – музей. С конца XX в. в монастыре возобновлена монашеская жизнь.

[5] Монастырь Бетания (от евр. бейт-хани – Вифания) – монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, расположенный в 16 км от Тбилиси. Основан ранее XI в. Среди фресок церкви монастыря сохранилась фреска, изображающая царицу Тамар. Долгое время монастырь, затерянный в горах и полуразрушенный, пустовал. С конца XIX в. в нем возобновилась монашеская жизнь. В годы большевистского лихолетья насельники монастыря, официально считавшегося закрытым, продолжали возносить свои молитвы к Господу. Старцы монастыря были известны далеко за пределами Грузии.

[6] Крестовый монастырь в Палестине – монастырь Святого Креста в Иерусалиме, основанный в IV–VII вв. на месте, где некогда росло древо, из которого был сделан Крест Господень. Был разрушен арабскими завоевателями в X–XI вв. Восстановлен в конце XII – начале XIII вв. как грузинский. В восстановлении монастырского комплекса принял деятельное участие Шота Руставели, бывший поверенным царицы Тамар: его портрет, единственный в мире, сохранился на одной из колонн главного монастырского храма. С XVIII в. в монастыре действовала Богословская школа Иерусалимского Патриархата (закрыта в 1908 по причине финансовых трудностей). На протяжении всего XX в. монастырь был в упадке: кроме настоятеля, здесь не было других насельников.

[7] Метехи – древняя цитадель и резиденция грузинских царей. Храм Божией Матери был построен в XII веке. На протяжении веков он его не раз разрушали (сначала монголами, позднее – персами), но грузинские цари вновь и вновь восстанавливали его. В диаконнике храма захоронена первая мученица грузинская – святая царица Ранская Шушаника (память 28 августа), замученная мужем-огнепоклонником в V в. Во времена коммунистов храм был переделан в театр, но теперь в нем снова ведется богослужение.

[8] Имеется в виду осада Константинополя в июне 626 г. Об этом, в частности, повествует один из памятников древнегрузинской письменности – повесть «Осада Константинополя скифами, кои суть русские», переведенная с греческого в 1042 г. преподобным Георгием Иверским (память 15 мая, 27 июня).

[9] Битва при Шамхоре (Шамхорате) произошла в 1203 г.

[10] Румский султанат был создан турками-сельджуками на захваченных у византийцев землях Малой Азии. Основателем и правителем Румского султаната с центром в вифинском городе Никея стал султан Сулейман (1077–1086 гг.). Позднее, после отвоевания Никеи в 1097 г. византийцами, столица сельджукского государства была перенесена в центрально­-малоазийский город Иконий или Коний (отсюда другое название этого государства – Иконийский султанат). Румский султанат распался к началу XIV века.

[11] Имеется в виду Дидгорское сражение (1121 г.), в котором 300-тысячной мусульманской армии противостояло 55-тысячное грузинское войско, на голову разбившее противника.

[12] Румский султан был разбит грузинским войском в 1204 г.

[13] Гелатский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы основан в 1106 г. грузинским царем Давидом Строителем, который и был похоронен здесь. На протяжении многих лет Гелатский монастырь был культурным и просветительским центром Грузии. При монастыре располагалась знаменитая академия. Время и исторические потрясения, конечно, оставили свой след на внешнем и внутреннем убранстве монастырских строений, но в целом монастырь и росписи его храмов прекрасно сохранились. В годы советских гонений на Церковь Гелати был превращен в музей. В настоящее время передан Грузинской Православной Церкви.

[14] Древний царский род Грузии, восходящий, по преданию, к ветхозаветному царю Давиду. Царица Тамар была из этого рода.

[15] Георгий IV Лаша (1198–1223) – сын и преемник царицы Тамар. Погиб в борьбе с полчищами Чингиз-хана.

[16] Грузинские войска принимали участие в пятом крестовом походе (1217–1221 гг.).
pravoslavie.ru›Встреча с Православием›Царственная лилия

Святая царица Тамар. Фреска в Вадзиа.

Прикрепленный файл: S120xU.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 9 10 11 12 13 * 14 15 16 17 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Crotik49 » Библия, православные праздники, традиции [тема №63218]
Вверх ⇈