Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
эльмира катромская Вологда Сообщений: 16915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15839 | Наверх ##
3 января 2015 21:46 3 января 2015 21:58  Икона Святой Илья Муромец изображает преподобномученика Илию Муромского Киево-Печерского, чьи мощи находятся в Киево-Печерском монастыре. Он был канонизирован в 1643 году вместе с другими угодниками монастыря. Канонического жития святому Илие Печерскому составлено не было, до нашего времени дошли лишь некоторые достоверные сведения о его благочестивой жизни. Родился Илья в начале 12 века, под Муромом, в селе Карачарово. Отец его был простым крестьянином, потому и жизнь Ильи Муромца с детства отличалась скромностью. До 30 лет юноша оставался парализованным, но потом получил чудесным образом исцеление от нищих странников. В былине они упоминаются как «калики перехожие», но согласно другим версиям, то были Иисус Христос с двумя апостолами. Выздоровев и получив родительское благословение, Илья Муромец отправился служить князю Владимиру Мономаху, чтобы отстаивать веру христианскую. Много лет состоял он в дружине киевского князя Владимира и совершил немало воинских подвигов. За свою невиданную богатырскую силу, которая применялась только для борьбы с врагами земли Русской и для восстановления справедливости, почитается Илья Муромский покровителем русского воинства. После неизлечимой раны богатырь повиновался зову сердца окончить свои дни иноком и постригся монахом в Феодосиев монастырь, который ныне называется Киево-Печерской лаврой. Последние свои дни святой Илия посвятил сражению за небесные ценности, заменив меч железный на меч духовный. Икона Святой Илья Муромец отражает истинно христианскую кротость и смирение святого угодника. Никогда он не стремился превозносить себя, отличался великим спокойствием и душевным миром. В сражениях участвовал только ради защиты русских людей, а не ради богатства. Преподобный Божий угодник олицетворяет собой все, что есть лучшего в русском народе: огромную физическую силу и силу внутреннюю, кротость и тишину духа, а также неукротимое желание охранять отечество от посягательства врагов. Икона Святой Илья Муромец покровительствует Российским ракетным войскам и пограничной службе России. В Подмосковье с 1998 года выстроен храм во имя святого Ильи Муромца, располагается он на территории Главного штаба Ракетных войск. В алтаре храма стоит икона Святой Илья Муромец с частицей его мощей из Киево-Печерского монастыря. Установлена икона Святой Илья Муромец с частичкой мощей и на родине преподобного угодника – в селе Карачарово, в восстановленном храме Гурия, Самона и Авива. В последние годы церковное почитание Илии Муромского значительно усилилось и распространилось по всей России.  Одноглавый четырехстолпный храм в духе построек XII-XIV вв. со звонницей. Выстроен в военном городке при Главном штабе РВСН как храм-памятник всем создателям советских, а затем российских ракетных войск. В главном храме престолы вмч. Варвары и прп. Илии Муромца Печерского. В подклете крестильный храм благоверного Всеволода Псковского.  Поклонный крест, часовня и источник Ильи Муромца в Карачарово --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27365 | Наверх ##
7 января 2015 8:30 7. января. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
ТРОПАРЬ ,гл.4
" Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума : в нем бо звездам служащие, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока : Господи, слава Тебе! "
В переводе на русский тропарь звучит так : " Рождество Твое, Христе Боже наш, осветило мир светом Разума, ибо в нем те, кто поклонялись звездам, были звездой научены поклоняться Тебе - Солнцу правды, и познать Тебя с высоты Востока. Господи, слава Тебе!" --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27365 | Наверх ##
7 января 2015 12:50 7 января 2015 13:01 КОЛЯДКА
Рождество Христово, Ангел прлетел, Он летел по Небу, тихо песню пел : " Вы, люди, ликуйте, все днесть торжествуйте, Днесть Христово Рождество"!
Пастыри в пещеру первые пришли, И Младенца Бога с Матерью нашли. Стояли, молились, Христу поклонились Днесть Христово Рождество!
Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой, Все мы, люди, грешны, Ты Один святой.
Прости прегрешенья, Дай нам оставленье, Днесть Христово Рождество!
--- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27365 | Наверх ##
10 января 2015 19:06 10 января 2015 19:08 8 ЯНВАРЯ . СОБОР( собрание и честь) ПРЕСВЯТОЙ БООРОДИЦЫ-праздник В честь Девы Марии. Собор Пресвятой Богородицы отмечается во второй день праздника Рождества Христова. Назван так потому, что собрание верующих в храме ( всем собором) празднует день прославления той,что самим Господом была выбрана в матери Иисусу Христу.
В этот же день православные отмечают день иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОСТРОБРАМСКОЙ. Икона находится в Вильнюсе.
Православные отмечают также день ИОСИФА ОБРУЧНИКА - старого плотника, который обручился с Девой Марией, заботился о ней как о жене и воспитывал ИИСУСА ХРИСТА кк сына.
8 января в народе праздновали еще как день " Бабьи каши", праздник повивальных бабок, то есть тех, кто в прежней Руси принимал роды, а также самих рожениц. Кстати, бабкой могла быть не обязательно старушка, но имолодая женщина, которая переняла опыт у своей матери, родственницы. Им приносили пироги, блины и всяческое друге угощение. Часто гости вместе с " бабкой" усаживались застол и пировали до утра. "Бабины каши" ( бабьи) каши-ритуальное угощение, рецепт которого теперь забыт. Этот день еще называли Ефимовым. Повивальные бабки на Руси были подлинными мастерицами по части женских и материнских забот. Повивальными их называли потому, что умели правильно " свить" новорожденного повивальником, чтобы не барахтался и не царапался и спал спокойно. Этому мастерству повитуха учила молодую мать : малютка на глазах у нее превращался в аккуратно и крепко " свитый кокон" , сладко посапывающий " жеванку" -тряпицу с завязанным в нее кусочком ржаного хлеба. Повитуха активно пособляла роженице. Она знала, когда нужно затопить баньку, вываживать роженицу по солнцу, какие травы заварить и молитвы сотворить надо. Так, принято было " одымлять" роженицу, для чего повитуха зажигала березовую лучину и поджигала полынь с травой, называемой бессмертником. 8 января полагалось навестить бабку-повитуху в ее доме с теми детьми, коорых бабка в свое время приняла. С собой, по обычаю,нужно было прнести гостинцы, всякое угощение. Обязательно повитухе оказывали посильную помощь : кто воды из колодца принесет, кто дров наколет и в сенипринесет. Закончив хлопоты, усаживалась ребятня вокруг бабкиного стола, на который выставлялся горшок каши, которую тут же сдабривали медом.
В этот же день обращаются за помощью к ветхозаветному царю Давиду. Перед тем, как сделаться царем, он был пастухом, коорый не боялся сразиться с дикими львами, и талантливым музыкантом. Крестьяне, собираясь в дорогу, просили у этого угодника защиты от лютых зверей и от разбойников. Они были уверены,что этот святой псалмопевец своим пением и игрой на гуслях может невидимо успокоить врагов.
В этот день с вечера начинались на Руси девичьи гаданья и хождения ряжеными, что продолжалось до Крещения ( 19 января).
Приметы и наблюдения. " Если этот день ясный будет, то будет хороший урожай проса,аесли пасмурный,то недород его.
Именины: Ефим, Константин.
стр.156-158 "Русский народный православный календарь" 1 т. Изд-во Москва, Издательский Дом МСЛ, 1997 г.
стр. 48-49 " Энциклопедия Российских праздников" С-Петербург " Респекс" 1997 г. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
эльмира катромская Вологда Сообщений: 16915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15839 | Наверх ##
11 января 2015 20:05 ПРАВИЛА для религиозно-нравственного воспитания учащихся, заимствованные из Вологодских губернских ведомостей за 1880 г. № 40-й.
Вход в школу.
1. Дитя мое! Старайся скорее идти в школу, не теряй времени по дороге и приходи всегда в назначенный час. 2. Не приходи туда с грязными руками и лицом или с волосами в беспорядке, потому что школа заслуживает твоего уважения. 3. Входя в школу, приветствуй учителя и своих товарищей. 4. Тотчас же иди на свое место и приготовляй все, что нужно для твоих занятий.
Обязанности по отношению к Богу.
5. Не забывай, дитя, что Бог видит все, что ты делаешь, слышит все, что ты говоришь, знает все, что ты думаешь, и некогда спросит отчет во всем этом. 6. Будь внимателен во время молитв. 7. Пой хвалу Богу из глубины сердца, а не одними только устами. 8. Слушай с уважением слова молитвы: они нас знакомят с нашим спасением, которое есть во Христе. 9. Поешь ли ты, читаешь ли молитву, вникай в смысл слов, тобой произносимых. 10. Остерегайся божиться, потому что Господь услышит тебя и перестанет тебя любить.
Обязанности по отношению к учителю.
11. Люби, дитя мое, того, кто тебя учит, и кто посвящает свою жизнь твоему образованию. 12. Безропотно и поспешно исполняй то, что требует твой учитель, потому что он знает лучше тебя, что тебе нужно делать. 13. Внимательно слушай его слова и почтительно отвечай на его вопросы. 14. Не сердись, когда он тебя журит, не раздражайся, когда он тебя наказывает, потому что он это делает для твоего блага. 15. Не старайся его обмануть ни в заданной тебе работе, ни в уроках, тобой выученных. Не списывай задач у своих товарищей и не выдавай их за свои собственные. Это значит лгать, а лжецов ненавидит Бог. Кроме того, чужой труд нас не выучит. 16. При всяком случае оказывай своему учителю всевозможные услуги. 17. Моли Бога, чтобы он благословил и поддержал на его трудном поприще.
Обязанности по отношению к товарищам
18. Люби, дитя мое, своих товарищей, как братьев, потому что вы дети одного Бога и одного того же отечества. 19. Будь ласков со всеми и, если можешь, помогай им в их занятиях. 20. Будь покровителем тех, которые меньше тебя; ободряй их и не дозволяй, чтоб им делали что-нибудь дурное. 21. Старайся быть для всех хорошим примером. 22. Никогда не плати злом за зло, предоставь Богу наказать того, кто тебе сделал зло. 23. Не храни злобы в сердце, но прощай обиды, как ты желаешь, чтобы и тебя самого простил Бог. 24. Никогда не связывайся с тем, кто хочет сделать зло, но напротив, старайся его от этого отклонить; ты избавишь его от раскаяния. 25. Не завидуй, когда другие перегоняют, но старайся их догнать. 26. Смотри как на справедливость, когда выше тебя ставят того, кто умнее или образованнее тебя. 27. Никогда не доноси на твоих товарищей из зависти, или из желания им повредить. Но если учитель спрашивает тебя об их поведении, то говори истину. 28. Не насмехайся ни над кем, ни над детьми, безграмотными, ни над теми, которые плохо учатся, ни над бедными, ни над калеками, ни над теми, которые сделали что-нибудь дурное; скорее пожалей их и помолись за них Богу. 29. Остерегайся оскорбить или ударить своих товарищей, только неразумные животные дерутся между собою. 30. Помни слова Бога: ты ни чего не скроешь. Поэтому ты не бери ни пера, ни книги, ни карандаша, ни ножичка, ни бумаги, одним словом ничего, что принадлежит твоим товарищам.
Поведение в школе.
31. Не забывай, дитя мое, что в школу ходишь для того, чтобы работать; Бог не любит лентяев, и слово Божие учит, что тот, кто не хочет работать, – не должен есть. – И так работай, чтобы себя образовать; ты этим лучше всего будешь служить Богу, отечеству и семейству. 32. Не теряй времени для вещей бесполезных: у тебя его едва хватает для приобретения вещей необходимых. 33. Чем бы ты не занимался в школе: письмом, рисованием, решением задач, прилагай к этому все твои старания. Все делай как можно лучше. Что нужно делать, нужно делать хорошо. 34. Не терпи беспорядка вокруг себя: пусть для каждой вещи будет свое место и каждая вещь на своем месте; тогда ты легко найдешь все, что тебе нужно; порядок сберегает время. 35. Никогда не оставляй своего места без надобности, если нужно выйти, то возвращайся скорее. 36. Не болтай со своими товарищами, не кричи, когда тебя спрашивают о чем-нибудь, не делай в школе шуму; все это мешает обучению и препятствует образованию. 37. Держи свои книги и тетради чисто, не пачкай ни стен комнаты, ни дверей, ни столов, ни скамеек. Пиши только на своей тетради или на аспидной доски и ни на чем больше, не порти ничего в том доме, который тебе не принадлежит.
Выход из школы.
38. Никогда не выходи из школы, не поблагодаривши Бога за твое образование, которое ты получил. В мире есть тысячи детей, которые не имеют этого счастья. 39. Не кричи, не делай шуму, не бросай каменьев на улицах и не мучь животных. 40. Будь почтителен в отношении ко всем, в особенности же к людям пожилым. Во всех обстоятельствах веди себя так, как дитя, которое только что молилось Богу и читало Божественные слова. 41. Делай без замедления то, что ты должен приготовить для следующего класса; не думай о забавах прежде чем ты окончишь свою работу. Обязанность должна быть исполнена прежде всего. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромская Вологда Сообщений: 16915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15839 | Наверх ##
11 января 2015 20:06 11 января 2015 20:13 Список святых Вологодской земли:Авксентий Перцовский, Вологодский, прп.: †1521; Ин. 12 Авраамий Печенгский, Вологодский, прп.: †после 1492; Ф. 4 Агапит Маркушевский, прмч.: †1584; М. 21 Александр Куштский, игумен: †1439; Ин. 9 Амфилохий Глушицкий, игумен: †1452; М. 13; Окт. 12 Андрей Тотемский, Христа ради юродивый: †1673; Окт. 10 Антоний Вологодский, Великопермский, еп.: †1588; Ян. 17; Окт. 26 || Смолен. Антоний Заоникиевский, Вологодский, игумен: †XVII; Ин. 23 Антоний Куштский, прп.: †XV; Мр. 6 Арсений Комельский, Вологодский, (Сахарусов), игумен: †1550; Ав. 24 || Радонеж. Афанасий Железный Посох, Череповецкий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †ок. 1388; Ил. 5; С. 25; Н. 26 || Радонеж. Афанасий Наволоцкий, прп.: †XVI-XVII; Ян. 18 || Карел. Афанасий Сяндемский (Сянжемский), Вологодский, прп.: †после 1557; Ян. 18 || Карел.; Петерб. Василий Каменский, прп., Христа ради юродивый: †XV; Ав. 2; С. 10 Василий Сольвычегодский, Христа ради юродивый: †ок. 1669; Ил. 3 Вассиан Тиксненский, Тотемский, прп.: †1624; С. 12 Викентий Вологодский, прп.: †XVI-XVII; Мр. 19 Галактион Белозерский, Христа ради юродивый: †1506; Ян. 12 || Новг. Галактион Вологодский (в миру Гавриил Иванович Бельский, князь), затворник, прмч.: †1612; С. 24 Герасим Великопермский (Устьвымский), еп., сщмч.: †1441; Ян. 24, 29 Герасим Вологодский, прп.: †1178; Мр. 4 Герман Белозерский, прп.: †1508; Ф. 23 || Новг. Григорий Авнежский, игумен, прмч.: †1392; Ин. 15 || Радонеж. Григорий Пельшемский, Вологодский, игумен, чудотворец: †1442; С. 30 || Костр. Димитрий Заозерский, князь: †1424 Димитрий Прилуцкий, Вологодский, игумен: †1392; Ф. 11; Ин. 3 || Радонеж.; Ростов. Димитрий Угличский, Прилуцкий, князь: †после 1540; М. 19 || Ростов. Димитрий Цилибинский (Вологодский), прп., ученик свт. Стефана Пермского: †XIV; Ян. 24; Окт. 26 Дионисий Глушицкий, игумен, чудотворец: †1437; Ин. 1; Окт. 12 Дионисий Обнорский, прмч.: †XVI Досифей Белозерский, старец, прп.: †XV; Ин. 9 || Новг. Евфимий Сянжемский, Вологодский, игумен, чудотворец: †ок. 1465; Ян. 20; Ап. 11; Окт. 15 Ефрем Обнорский, прмч.: †XVI Зосима Ворбозомский, прп., ученик прп. Корнилия Комельского: †ок. 1550; Ап. 4; Н. 7 Игнатий Белозерский, Молчальник, прп.: †XV; Ин. 9 || Новг. Иероним Обнорский, прмч.: †XVI Иннокентий Комельский, Вологодский (в миру князь Охлябинин), прп.: †1521; Мр. 19 || Афон.; Новг. Иоанн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый: †1589; Ил. 3; Ин. 12 || Моск.; Ростов. Иоанн Сольвычегодский, Христа ради юродивый: †ок. 1669; Ил. 3 Иоанн (в иночестве Игнатий) Угличский, Вологодский, Прилуцкий, князь, схим.: †1523; М. 19; Д. 28 || Ростов. Иоанн Устюжский: †после 1262; М. 29 Иоанн Устюжский, прп., Христа ради юродивый: †1494; М. 29 Иоанникий Заоникиевский, Вологодский, игумен: †XVII; Ин. 23 Иоасаф Каменский (в миру Андрей Заозерский, Вологодский, князь), Спасокубенский, прп.: †1453; С. 10 Иона Великопермский, Устьвымский, еп.: †1470; Ян. 29; Ин. 6 Иосиф Заоникиевский (Вологодский), прп., Христа ради юродивый: †1612; Ин. 23; С. 21 Иродион Сольвычегодский, Христа ради юродивый: †ок. 1669; Ил. 3 Исаакий Обнорский, прмч.: †XVI Иулиания Сольвычегодская: †?; Д. 21 Кассиан Авнежский, келарь, прмч.: †1392; Ин. 15 || Радонеж. Кассиан Каменский, игумен, чудотворец: †ок. 1463; С. 10 Кассиан Комельский, прп.: †1537; М. 16 || Карел. Киприан Устюжский, прп.: †1276; С. 29 Кирилл (в миру Косма) Белозерский, игумен: †1427; Ин. 9 || Новг.; Радонеж. Кирилл Вологодский, пустынник: †? Коприй Печенгский, Вологодский, прп.: †после 1492; Ф. 4 Корнилий Комельский, Вологодский, прп., чудотворец: †1537; М. 19 || Твер. Лаврентий Комельский, прп.: †1548; М. 16 Леонид Устьнедумский, иером.: †1654; Ил. 17 || Новг. Леонтий Устюжский, Христа ради юродивый: †после 1492; Ил. 18 Лонгин Коряжемский, иером.: †1540; Ф. 10; Окт. 16 Макарий (в миру Матфей) Глушицкий, игумен: †ок. 1480; М. 13; Окт. 12 Максим Тотемский, иерей, Христа ради юродивый: †1650; Ян. 16 Мария Заозерская, княгиня: †после 1424 Мария Устюжская: †после 1262; М. 29 Марк Белавинский, прп.: †ок. 1630; Ав. 2 Маркелл Вологодский, архиеп.: †1663; Мр. 22 || Солов. Мартиниан Белозерский, игумен: †1483; Ян. 12; Окт. 7 || Новг.; Радонеж. Михаил Сольвычегодский, Христа ради юродивый: †ок. 1669; Ил. 3 Моисей Белозерский, прп.: †ок. 1492; Ф. 23 || Новг. Нил Сорский (Майков), прп.: †1508; М. 7; Ап. 7 || Афон.; Новг. Нифонт Телегов[ский], Устюжский, прп.: †1553; Ил. 12 Онуфрий Катромский, прп.: †? Онуфрий Перцовский, Вологодский, прп.: †1521; Ин. 12 Павел Глушицкий, пустынник: †после 1422; Окт. 12 Павел Комельский (Обнорский), прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1429; Ян. 10; Окт. 7 || Костр.; Радонеж. Пахомий Каменский, прп.: †XIV-XV Петр Каменский, прп.: †XV; С. 10 Петр Черевковский, Сольвычегодский, иерей: †XVI-XVII; Ин. 9 Питирим Великопермский, Устьвымский, еп., сщмч.: †1456; Ян. 29; Ав. 19 Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский, Христа ради юродивый, чудотворец: †XVII; Ил. 8 Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, чудотворец: †1303; Ил. 8 Сергий Малопинежский, иером.: †1585; Н. 16 Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1412; Окт. 7 || Афон.; Радонеж. Симон (в миру Симеон) Воломский, Устюжский, игумен, прмч.: †1641; Ил. 12 Симон Сойгинский, игумен: †1562; Н. 24 Спиридон Вологодский, пустынник: †?; Д. 5 Стефан Озерский, Комельский, прп.: †1542; Ин. 12 Стефан Пермский (Великопермский), еп.: †1396; Ап. 26 || Моск.; Радонеж.; Ростов. Стефан Спасский, Кубенский, игумен: †?; Ап. 27 Тарасий Глушицкий, игумен: †1440; М. 13; Окт. 12 Тимофей Кубенский, прп.: †XV Тимофей Никольский, Вологодский, игумен: †? Тихон Крестогорский, Вохмовской, прп.: †сер. XVII Фавст Вологодский, пустынник: †?; Мр. 28 Феодор Всеволодович Вологодский, князь: †? Феодор Каменский, прп.: †ок. 1260; С. 10 Феодорит Кольский, архим., просветитель лопарей: †1571; Ав. 17 || Кол.; Новг.; Солов. Феодосий Глушицкий, прп., ученик прп. Дионисия Глушицкого: †XV; М. 13; Окт. 12 Феодосий Тотемский Суморин, игумен: †1568; Ян. 28 Феодосий Череповецкий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †ок. 1388; Ил. 5; С. 25; Н. 26 || Радонеж. Ферапонт Белозерский, Можайский, Лужецкий, архим., чудотворец: †1426; М. 27; Д. 27 || Моск.; Радонеж. Филипп Ирапский, Череповецкий, прп.: †1527; Н. 14 || Новг. Филипп Рабангский, прп., ученик прп. Дионисия Глушицкого: †1457; Н. 15 Филипп Сухонский, Янковский, прп.: †1662; Ав. 17 Фома Сольвычегодский, Христа ради юродивый: †ок. 1669; Ил. 3 Харитон Сянжемский, Простой, игумен, чудотворец, ученик прп. Евфимия Сянжемского: †1509; Ап. 11; С. 28 Христофор Сольвычегодский, Коряжемский, прп.: †после 1572; Ил. 25 Господь Вседержитель с предстоящими вологодскими святыми. XVIII век. ВГИАХМЗ. Вологда Тип праздник Русской православной церкви Установлен в память всех святых в земле Вологодской просиявших Дата 3-е воскресение по Пятидесятнице В 2014 году 29 июня В 2015 году 29 июня В 2016 году 10 июля Собор Вологодских святых (День всех святых в земле Вологодской просиявших, Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским) — праздник Русской православной церкви в честь святых, связанных с Вологдой. Из-за административно-территориальных изменений в Собор также вошли святые земель, не входящих в современную Вологодскую область (сейчас относящихся к Архангельской, Пермской областям и Республике Коми). --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
эльмира катромская Вологда Сообщений: 16915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15839 | Наверх ##
11 января 2015 20:19 11 января 2015 20:22 Святые Спассо-Каменного Преображенского монастыря Великий князь Василий III, как и его сын Иван Грозный, совершали богомольные путешествия в северные монастыри, чтобы помолиться и приложиться к ракам чудотворцев. В великокняжеском Кирилло-Белозерском это был преподобный Кирилл, в Спасо-Прилуцком — преподобный Дмитрий Прилуцкий, в Александрово-Куштском — преподобный Александр Куштский, только в Спасо-Каменном имелось к тому времени сразу несколько святых, здесь почивших и похороненных. О судьбе некоторых из них мы ничего не знаем, о других дошли отрывочные сведения.  До 1446 г., когда в Спасо-Каменном монастыре побывал Василий Темный, здесь был погребен первый местночтимый святой по имени Петр-чудотворец. Ни жития, ни сведений из других источников о его праведной судьбе не сохранилось. В одной из редакций Сказания Паисия Ярославова http://novlenskoe.prihod.ru/letopiscy_kraja/view/id/1141639 говорится: «... и поиде (Василий Темный) в свои богомолии помолитися Спасу, и Пречистой, и Петру чюдотворцу...» Гелиан Михайлович Прохоров делает странный вывод, что этот, названный в Сказании Петр-чудотворец является будто бы митрополитом Петром, первым московским святым, покровителем великокняжеского дома. «Потому-то он, — продолжает исследователь, — и упомянут в пространной редакции (Сказания) в числе тех, кому молился о возвращении власти Василий Темный. Князь, наверное, и в самом деле ему молился, но то, как сказано об этом в пространной редакции, заставляет думать, что она не просто пространная, но распространенная, ибо здесь, как мы видели, говорится, что князь пришел в свое богомолье «к... Петру чюдотворцу на Каменое». О церкви Петра-митрополита в Спасо-Каменном монастыре мы ничего не знаем [В каменном Спасо-Преображенском соборе, правда, существовал придельный престол во имя святого Петра, митрополита Московского. Название престола лишний раз подчеркивает, что монастырь считался великокняжеским]. Приходится думать о влиянии на текст не действительности, а московской околокняжеской «ноосферы». Великокняжеские круги, как мы выяснили, действительно чрезмерно влияли на авторскую позицию и на отбор фактических деталей сочинения Паисия Ярославова, но в данном случае они ни при чем, как и сам московский митрополит Петр. Автор Сказания называет две церкви в монастыре — Спасскую и Успения Божьей Матери («Пречистую») и место захоронения преподобного Петра, спасского чудотворца. К ним и «поиде» свергнутый великий князь. Это очевидно. Сам же Г.М. Прохоров, публикуя текст Сказания, из другого списка цитирует уточнение, что Василий Темный пришел на Каменный остров «чюдотворцову гробу Петрову поклонитися». Значит, была построена уже рака над мощами святого, находящимися под спудом, он в монастырек тому времени почитался. О преподобном Петре говорит и священник И. Верюжский, относя его кончину к началу XV в.; упоминает о нем и Н. Суворов в своем «Описании Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря». Петр Каменский вошел и в «Хронологические списки русских святых», составленные священником Сергием Мансуровым. В самом монастыре, как ни странно, память его забыли чтить. После второго пожара в 1657 г. была проведена ревизия всего, что сохранилось, и составлена подробная опись. В этой вынужденной проверке ни слова не говорится о местных спасокаменских угодниках — ни о чудотворце Петре, ни об игумене Кассиане, ни о блаженном Василии. Александр Круглов, побывавший в монастыре в 1897 г., также ничего не рассказывает о Петре Каменском. Больше «повезло» местному Василию-юродивому. В списках вологодских святых угодников, составленных митрополитом Евгением, Василий-юродивый упоминается без обозначения времени его жизни и даты кончины. Условно принято, что жил он в XV в. В истории монастыря запечатлен чудесный случай, когда во время опустошительного пожара остались неприкосновенными только деревянная рака Василия-юродивого и образ угодника на ней, хотя вся гробовая палатка была наполнена пламенем и дымом. Тяжелые вериги и железный колпак юродивого также долгое время сохранялись в монастыре. Где же был похоронен Василий-юродивый? Н. Суворов указывает точное место — нижний этаж Спасо-Преображенского храма, северный придел, в западной стороне, где существовал малый храм во имя трех святителей Московских — Петра, Алексея и Ионы, устроенный в 1850 г. В этом храме и почивали под спудом мощи местночтимого святого. Над ними в 1851 г. московский купец первой гильдии, вологжанин по рождению, Иван Алексеевич Колесов устроил медную, посеребренную и местами позолоченную раку. Ее видел и оценил Александр Круглов. Но историк-краевед И.К. Степановский дает совсем иные координаты захоронения Василия-юродивого — на монастырском кладбище, которое было разбито на месте когда-то существовавшего храма Трех святителей в нижней части острова. Собор преподобных отцов Спасо-Каменного монастыря.Остается некая тайна, связанная с почитанием этих праведников. В монастыре существовали придел Во имя святого Петра, митрополита Московского и церковь Во имя Василия Блаженного, Московского чудотворца, находившаяся над переходом из настоятельского корпуса в Спасо-Преображенский собор. В 1845 г. она была упразднена и обращена в ризничную палату. Почему в честь этих святых церковь и придел были названы, догадаться несложно: и митрополит Петр, и Василий Блаженный входили в ярко выраженный «московский » круг святых, они особо почитались великими князьями и царями. Но на Спас-Камне получилось так, что их одноименно «дублировали » и местные святые. Не тут ли поискать ключ к этой загадке? В 1453 г. у монастыря появился новый святой — преподобный князь-инок Иоасаф Каменский. Он стал самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубеноозерского края. Слава об угоднике Божьем Иоасафе Преподобном гремела по всей губернии. Писались житийные иконы в его честь. Одна из них XVIII в., «узорочно украшенная», богатая, созданная в лучших древних традициях, была найдена в XX в. в Воскресенской церкви на Варницах близ Тотьмы. В выписке из тотемских писцовых книг, данной Спасо-Каменному монастырю в декабре 1676 г., говорится о соленых варницах и о сенокосном луге «ниже церковного Воскресенского луга», принадлежавших монастырю. «А были те дворы и сенные покосы у Спаса Каменнаго монастыря для приезду старцом и служкам к варнишному промыслу». В церкви Воскресения Христова старцы и служки молились, поэтому и имелась здесь икона ими почитаемого святого. Ее писал иконописец, хорошо знавший монастырь, может быть, даже монах из этой обители (а значит, на Спас-Камне существовала все-таки иконописная мастерская). В этом убеждают детали композиции иконы. В центре ее изображен вид Спасо-Каменного монастыря с юга: три каменные постройки — церковь Успения Богородицы с колокольней, рядом пятиглавый Спасо-Преображенский собор, на востоке надвратная церковь, построенная в 1558 г., во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, в честь ангела царя Ивана Грозного. Она выгорела в пожаре 1774 г. и больше не восстанавливалась. Иконописец символически изобразил и местоположение раки преподобного Иоасафа Каменского с южной стороны верхнего храма Спасо-Преображенского собора. Такая точность может быть только у хорошо знающего монастырь человека. В наши дни новописаные иконы с образом преподобного Иоасафа Каменского возвращаются в возрождаемые приходские церкви Кубеноозерья. В иконостасе храма Святой Троицы в селе Кубенском чудотворец Иоасаф явлен как самый популярный местный святой. Слава его вновь начинает распространяться по округе, и не далек тот день, когда святые мощи угодника Божьего вновь вернутся в Спасо-Каменную обитель и упокоятся здесь на вечные времена. На тотемской иконе-образе преподобного Иоасафа на одном из житийных клейм изображено крещение младенца Андрея Заозерского, будущего святого праведника. Произошло оно, судя по рисунку иконописца, в Спасо-Каменном монастыре. Рядом с младенцем у купели стоят его родители — святой благоверный князь Дмитрий Васильевич Заозерский и святая благоверная княгиня Мария. В островном монастыре бывали, без сомнения, и большинство игуменов окрестных монастырей и пустынь — от преподобного Кирилла Белозерского до преподобного Нила Сорского. Каждая пядь земли, как справедливо писал священник Иоанн Верюжский, здесь священна, ибо по ней ходили десятки святых Русской православной церквию Но о многих святых нам почти ничего не известно, но мы должны их помнить и чтить их память. Это: Преподобный Петр Каменский - † XV век, память 10/23 сентября; Преподобный Пахомий Каменский - † XIV-XV века, память 3-я Неделя по Пятидесятнице; Преподобный Тимофей Кубенский - † XV век, память 3-я Неделя по Пятидесятнице; Преподобный Феодор Каменский - † около 1260 года, память 10/23 сентября. http://www.booksite.ru/fulltext/otch/inai/ded/ina/22.htm --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27365 | Наверх ##
13 января 2015 10:38 13 января 2015 11:39 МЕЛАНЬЯ, ЩЕДНЫЙ ВЕЧЕР, ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР( накануне Васильева дня)
13 января день св. Меланьи приходился на 31 декабря по старому и с именем Меланьи связывось понятие изобилия, больших приготовлений. В народе подмечали : " Наварила, ровно на Маланьину свадьбу" , " Нарядился, что на Маланьину свадьбу". Вообще, это имя охотно упоминают по каждому поводу : " Деловая Меланья и к обеду с прялкой пришла" , " Охала Маланья, что уехал Ананья. Охает и дед, что денег нет" , " Знай попа, Меланья, носи чаще подаянья". Обычаи. Этот вечер считался кануном предстоящего Васильева дня, поэтому нередко заранее забивали кабанчика. Говорили при этом : " Свинку да боровка для Васильева вечерка" .
Поверья. Святочные гаданья на Васильев вечер свершались в каждой семье, где были девушки. " Загадает девица красная под Василя -все сбудется, а что сбудется - не минуется. Девушки гадали о судьбе, замужестве.
Приметы и наблюдения. " Васильева ночь звездиста-к урожаю ягод", " Если в эту ночь ветер дует с юга-год будет жарким и благополучным, с запада -к изобилию молока и рыб, с востока-жди урожая фруктов".
Русский народный православный календарь стр.164-165
--- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27365 | Наверх ##
14 января 2015 17:43 23 января 2015 16:35 14 января память преподобномучеников АЛЕКСАНДРА ПЕРЕСВЕТА и АНДРЕЯ ОСЛЯБЯ, воинов- схимников Великорусских.
Перед своим походом на Мамая Великий Князь Димитрий Иванович по благословению своего духовного отцс преподобного Феодора, настоятеля Старо-Симонова монастыря посетил обитель преподобногт Сергия и получил от него благословение на борьбу с татарами , отпустив с ним двух бояр-иноков.Еще до принятия монашества оба они славились своими успехами в военном деле, храбростью и опытностью. ... Наступил час священной битвы за свободу земли Русской. В самый полдень, 8 сентября 1380 года,оба войска -Руссское и Татарское - сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы... По исконному обычаю, с вражеской стороны выехал впеед богатырь огромного роста и крепкого сложения : звали егоЧелубей, а родом он был Печенег. Тщеславясь своею силою, подобно древнему Голиафу, потрясал он копьем и кичась своею силою призывал на. единоборство кого-либоиз Русских витязей. И тут из полка князя Владимира Всеволодовича выступил один из Сергиевых иноков, его усердный послушник, схимонах Пересвет-Александр и ,обратившись к Великому Князю Димитрию Ивановичу, сказал : " Дозволь мне, княже!" . Вместо брони и шлема Александр был облачен в схиму Ангельского образа,без защитных доспехов ( так благословлял его преподобный Сергий); насей одежде, на челе, на груди и на спине было нашито знамение воина Христова -Крест Господень. Доблестный воин поклонилсяна все четыре стороны, окропил себя святой водой, поклонился Великому Князю ,всем воинам русским, собрату своему Андрею Ослябе и громко воскликнул : " Отцы и братие! Простите меня, грешного, и благословите! ". " Бог тебя простит, благословит и молитвами отца Сергия да поможет тебе", - было ему всеобщим ответом. ... Бились они крепко и долго... И вот вражеский воин пал на землю, но не остался живым и Русский богатырь ,схимник Александр Пересвет. Пронзенныйтатарским копьем, он все же удержался в седле и не пал наземь -предзнаменовав тем победу Русичей. После победы на поле Куликовом Великий Князь приказал перевести теломученика-героя в Москву, а преподобный Феодор, ученик и племянник преподобного Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители. Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами; в 1398 г. Великий Князь Василий Димитриевич посылал его в Царьград с дарами Патриарху. Он погребен рядом со своим соратником , Александром Пеесветом, в храме Рождества Пресвятыя Богородицы в Московсеом Старо-Симоновом монастыре. После1917 г. на месте Симонова монастыря был построен трансформаторный завод, а в церкви Рождества Пресвятой Богородицы был компрессорный цех. Ныне храм возвращен Православной Церкви, святые мощи воинов -схимников находятся там под спудом. Прославлены в Соборе Радонежских Святых в 1981 году.
--- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20404 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27365 | Наверх ##
15 января 2015 17:44 16 января 2015 11:23 15 ЯНВАРЯ Предпразднство Богоявления. преп. Иулиании Лазаревской, Муромской ( 1604); второе обретение мощей прп. Серафима Саровского ( 1991 ).
Святки.
Праведная Иулиания Лазаревская . В 1601 г. на Руси начался голод, продолжавшийся три страшных года. В Московском государстве , и прежде не отличавшимся изобилием, люди умирали с голода. На народном горе наживались нечистые на руку люди,скопившие запасы хлеба. Под городом Муромом, в селе Лазарево , проживала милосердная вдова зажиточного дворянина. Имя ее - Ульяна Устиновна Осорьина.Облик этой женщины дошел до нас, благодаря описанию, данному историком Ключевским, который пишет : " Бедный был для нее какой-то бездонной сберегательной кружкой, куда она с ненасытным скупидонмством все прятала -все свои сбережения и излишки. Порой у нее в дому не оставалось ни копейки от милостыни, и она занимала у сыновей деньги , на которые шила зимнюю одежду для нищих, а сама, имея под 60 лет,ходила всю зиму без шубы. Голод застал Иулианию врасплох. Она оказалась без средств к жизни. Распродав все свое имущество, она купила хлеба и накормила всех несчастных. Даже после того, как она совершенно раззорилась и отпустила на волю всех дворовых людей, оставшихся с нею дворовых она отправилась собирать древесную кору и лебеду для выпечки хлеба для нищих. Преподобная Иулиания Лазаревская -под таким именем причтена к лику святых эта русская женщина с необыкновенно доброй душой.
В это день 15 января православная церковь отмечает память великого святого земли Русской -батюшки СЕРАФИМА. Преподобный Серафим ( в миру Прохор Мошнин) был канонизирован Русской Православной Церковью в 1903 г. О его житии, чудесах и пророчествах написано много книг и снято немало документальных фильмов. Мне же хочется поделиться впечатлениями о своей давней паломнической поездке в Дивеевский монастырь в 1998 г., где я приобрела немалый духовный опыт, была свидетельницей , как огромное количество паломников, стоя на коленях, в огромном храме, пели всем миром молитву Богородице " Царице моя, Преблагая" . Здесь , на коленях, стояли люди разного возраста и социального положения -и богатые, обеспеченные, и нищие, и больные, и калеки, взрослые и дети. Все пели срывающимися от волнения и молитвенного экстаза голосами, слезы лились из глаз, прямо на пол, но никто не обращал на это внимания, все были как одно целое, как одна душа, рвущаяся к Богу, молящая Богородицу о заступничестве. Одновременно на душе становилось чисто и ясно, было необыкновенное ощущение близости Бога . Словно Сама Царица Небесная пела с нами, словно и Она была здесь.
Не случайно это происходило в храме, на святом месте, где батюшка Серафим удостаивался неоднократно видеть Саму Пресвятую Богородицу.
Потом мы ходили с молитвами по канавке. И тоже с необыкновенным душевным подъемом и духовной радостью. Купались в святом источнике...
Эта поездка оставила неизгладимые впечатления на всех Вологодских паломников. Фото из той поездки размещу позднее.
Житие Серафима Саровского достаточно известно, нет смысла пересказывать его здесь, однако, хочется еще немного строк посвятить памяти этого великого молитвенника за землю Русскую, за нас, православных. О Санкт -Петербургском Серафимовском храме и его знаменитом настоятеле следующая заметка. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|
Икона из Храма Христа Спасителя, Москва