На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Суббота, 18 Июнь 2016 13:17 Снят и смонтирован первый фильм из цикла «Полеты над Северной Фиваидой»: Соборная горка, Софийский собор, Вологодский кремль
В Вологодской епархии стартовал проект «Полеты над Северной Фиваидой».
Из дневника проекта «Полеты над Северной Фиваидой», получившего грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива 2015 -2016» в направлении «Информационная деятельность» (Вологодская область, г. Вологда).
Снят и смонтирован первый фильм из цикла «Полеты над Северной Фиваидой»: Соборная горка, Софийский собор, Вологодский кремль.
Целью проекта «Полеты над Северной Фиваидой» является использование уникальных возможностей, которые предоставляет видео съемка с этого квадрокоптера, позволит создать цикл из 18 видео фильмов и сохранить историческую память о святынях Северной Фиваиды, их современное состояние и точное местоположение.
Вологодский край издавна называли Северной Фиваидой по множеству расположенных в её пределах монастырей и пустынь. Крупные монастыри – Свято-Успенский Кирилло-Белозерский, Рождество-Богородицкий Ферапонтов, Спасо-Прилуцкий Димитриев, Свято-Троицкий Павлов Обнорский и другие стали школами православного подвижничества всей Святой Руси.
Свято-Духов монастырь основан в начале XVII века преподобным Галактионом, вологодским чудотворцем (скончался в 1612 году).
Согласно данным Жития преподобномученик Галактион, урожденный Гавриил, родился в 1535 году в Москве в семье боярина Ивана Бельского. Однако ряд исторических источников свидетельствует, что боярин был бездетным. Возможно, Гавриил являлся воспитанником или кем-то из слуг Бельских. Когда ребенку было семь лет, И. Бельский подвергся опале, был сослан на Белоозеро и позже убит. Его родственники и друзья скрыли Гавриила в Старице (Тверская земля), приказав таить от всех свое родство и звание. В Старице Гавриил проводил время в молитве, посещал церковные службы и упражнялся в чтении божественных книг.
Пробыв в Старице недолгое время, Гавриил в одежде простолюдина тайно уехал в Вологду. Выдавая себя за безродного сироту, он нанялся в ученики к одному из чеботарей (сапожников), жившему неподалеку от церкви святых мучеников Флора и Лавра (ныне Николы на Глинках, сохранилась, действующая).
Когда молодой царь Иван IV Васильевич сделал брата Гавриила Дмитрия Бельского одним из приближенных и доверенных к себе лиц, Гавриил отказался переезжать в Москву, отказался от родительского наследства, предпочитая боярской простую и более спокойную жизнь ремесленника. Скиталец решает навсегда остаться в Вологде. Чтобы окончательно порвать связь со своим прошлым, он вступил в брак с девицей из простого звания.
Неожиданная смерть молодой супруги разрушила в самом начале спокойную и счастливую жизнь Гавриила и возложила на него много новых забот и попечение о воспитании дочери. Осиротевший Гавриил решил оставить мир и целиком посвятить себя иноческой, затворнической жизни. Он принял монашество под именем Галактион.
Монах упросил городских жителей дать ему несколько сажен пустопорожней земли на речке Содиме (встречается написание Содема) близ посада, выкопал небольшую землянку-келью, колодец и окружил все это прудом-рвом (по другим данным рвом было старое русло реки Содимы, которая после земельных работ во времена Ивана Грозного стала течь по новому искусственному руслу – реке Золотухе). Он никогда не выходил из кельи, так как приковал себя цепью к потолку. Пищу – кусок хлеба и воду – принимал в маленькое окошечко, но при этом, чтобы иметь возможность питаться трудами рук своих и не быть кому-либо в тягость, не оставлял прежнего сапожного ремесла. Одну треть своего заработка он отдавал церквям, другую – нищим, а третью оставлял себе на пропитание. Имущество его состояло из деревянной чашки и рогожи, на которой он молился.
Автор жития преподобного Галактиона, подробно описывая его подвиги, ничего не говорит о его духовном сане, не упоминает даже и о том когда, кем и в каком из монастырей Вологды он был пострижен в монашество. Несомненно то, что преподобный имел иерейский сан, в каком и записан современниками в Софийском синодике в числе убиенных поляками в 1612 году в Вологде.
Молва о его необыкновенной жизни, о совершенном нестяжании, об отеческой ко всем заботе и душеполезных беседах-наставлениях вскоре распространилась по всей округе. Горожане и жители окрестных деревень стали приходить к нему одни из любопытства, иные за благословением и молитвой, за советом и утешением.
Когда в Вологде случилась чрезвычайная засуха, тогдашний архиепископ Вологодский со всем городским духовенством попросил затворника прийти в храм для совершения молитвы. Преподобный Галактион тогда впервые расковал свою цепь и явился на всенародную молитву. После богослужения земле был дарован долгожданный дождь. Современники приписали это чудо молитвам Галактиона.
Второй раз он вышел из кельи, чтобы предупредить вологжан о надвигающейся опасности – нападении на город отрядов поляков и литовцев.
Вот что говорится о святом в его Житии:
«Со временем преподобный достиг таких высот в духовной жизни, что ему была дана благодать презирать и предсказывать будущее. Подвижнику Божию открыто было о наступающих для Вологды бедствиях. Он вышел из своей кельи в цепи своей, явился в земскую избу и объявил: «Грехи призвали на нас Ляхов и Литву; пусть горожане начнут пост и молитву и поспешат построить храм Знамения Богоматери, и Небесная Царица, как прежде Новгород, избавит Вологду от гнева Божия», Но один из именитых вологжан – Нечай Проскуров – сказал: «Не о нас, а о себе хлопочет он, – ему хочется только иметь храм вблизи себя; а что будет с храмом, когда умрешь ты, старец?»
Старец отвечал строго: «Гнев близок к Вологде; что же до меня, то на моем месте прославится Бог, – построена будет обитель». Затем объявил, что Троицкий храм, построенный Нечаем, будет сожжен, и дом Нечая запустеет. Проходя мимо храма св. Димитрия Прилуцкого, Галактион громко сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город; но его оскорбили тем, что вокруг его храма настроили лавок и завели шум торговый; вот увидите, что и этот храм разорен будет». Житие повествует о том, до какой степени нужна была Вологде проповедь о покаянии и как исполнилось пророчество праведника:
«...Беда разразилась 22 сентября 1612 года. С понедельника на вторник в темную осеннюю ночь польские и литовские люди, черкасы, казаки и русские воры неожиданно напали на Вологду и, ворвавшись в город, начали грабеж и разорение его сожжением церкви преподобного Димитрия Прилуцкого. Кроме множества убитых и взятых в плен людей разного чина и возраста злодеи убили городского воеводу и дьяка, а архиепископа Вологодского Сильвестра четыре ночи держали в плену и несколько раз тоже собирались убить, ограбили и выжгли почти весь город и посады, а жители, оставшиеся в живых, разбежались, кто куда мог».
Келья преподобного Галактиона, окруженная со всех сторон водой и деревьями, оставалась целой во время всеобщего городского пожара и по невзрачности и бедности не привлекла к себе внимание грабителей. Но дочь преподобного, не имея нигде себе пристанища, устремилась к отцу и таким образом обратила на себя внимание иноземцев. Вломившись в келью, злодеи бросились на святого старца. Его выволокли за цепь на улицу стали избивать и рубить мечами. После трехдневных тяжких страданий преподобный Галактион тихо скончался 24 сентября 1612 года, а 25 сентября и неприятели ушли из Вологды.
Вот что писал в Москву о последствиях разорения Вологодский архипастырь Сильвестр: «Нынешнего 121 (1612) сент. 24 д. с понедельника на вторник, в последнем часу ночи, разорители нашей чистой, православной веры и ругатели креста Христа, Поляки и Литовцы с Черкасами и Русскими изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город, умертвили людей, осквернили церкви Божии, сожгли город и посады, – воевода князь Иван Одоевский ушел, а окольничий и воевода кн. Григорий Долгорукий и дьяк Истома Карташёв убиты; меня грешного взяли в плен, держали у себя 4 ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мною, – едва живого отпустили. Когда Ляхи и Литва пришли к Вологде, то, по грехам нашим, по нерадению воевод не было ни разъезжих караулов, ни сторожей на башнях, на городской стене и в крепости; у ворот было несколько человек на карауле, да и те не слыхали, как Литовцы вошли в город, а большие ворота не были заперты. – С 25 сентября неприятели оставили Вологду. Воевода Григорий Образцов с своим полком прибыл с Белоозера и занял Вологду: но никто не слушает его, друг друга грабят… Все от пьянства: воеводы пропили Вологду».
Оставшиеся в живых жители Вологды, услышав о кончине старца, собрались у кельи страдальца Галактиона, погребли его в ней с подобающей честью и возложили на могилу его цепь и вериги. Почитая память затворника, народ не переставал после его смерти ходить на могилу. В 1627 году над местом упокоения святого была построена часовня. Близ нее жили три отшельника.
До 1654 года все строения Галактионовой пустыни были деревянными. При епископе Варлааме (1627–1645) над мощами преподобного построен храм в честь Знамения Богоматери, а при архиепископе Маркелле (1645–1663) в 1654 году на средства, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем, рядом с местом духовного подвига преподобного возведен каменный соборный храм в честь Святого Духа. После этого Галактионова пустынь стала именоваться Свято-Духовым монастырем. Тем самым исполнились предсказания мученика. От мощей преподобного Галактиона истекало множество чудес, как и от воды из выкопанного им колодца.
В течение XVII века не один раз вологжанами поднимался вопрос об освидетельствовании мощей Галактиона и о причислении его к лику святых. Так, в 1669 году игумен монастыря Сергий с братией и со 111-ю других людей просили у патриарха Иоасафа об освидетельствовании мощей преподобного и о дозволении петь ему вместо панихид молебны. Преемник Иоасафа Питирим в 1673 году разрешил просимое.
Попытки освидетельствовать мощи пр. Галактиона, как видно из сохранившихся документов, были и в последующие времена. В 1697 году преосвященный Гавриил, apxиeпископ Вологодский и Белозерский, докопался до гроба и нашел его вполне сохранившимся. Об этом свидетельствует сочинитель службы Преподобному, некий Иван Слободской, очевидец события. Однако от Патриарха Адриана (1690–1700) архиепископу Гавриилу пришел такой ответ: «Сего ради мерность наша, – таковая смотревше, из земли мощей их (Галактиона и еще других Вологодских угодников – Герасима и Игнатия) изимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви, яко совершенных мнимых чудотворцев, пением и почитанием и на иконах изображении возбраняем, зане в незнании почитати не подобает, и, святи ли они, подлинно неизвестно».
Несмотря на это, в 1717 году в честь преподобного Галактиона, почитаемого святым без формальной канонизации, в Вологде была составлена особая служба. В Знаменской церкви Духова монастыря был устроен придел во имя святого. Над его мощами в нижнем этаже церкви установлена медная посеребренная рака с изображением Галактиона. У раки висели его вериги, железные шапка и цепь.
В 1775 году указом Святейшего Синода обитель переименована в Спасо-Каменный монастырь – по наименованию сгоревшего и упраздненного Спасо-Каменного монастыря, братия которого была переведена в вологодский Свято-Духов монастырь. С Каменного острова привезли и раку с мощами благоверного князя Иосафа Каменского. Сначала они покоились в храме Святого Духа, а с 27 ноября 1867 года – в Знаменской церкви. В 1892 году мощи Иоасафа (во исполнение указа Святяйшего Синода) были перенесены обратно на остров в возрожденный Спасо-Каменный монастырь. Обитель в Вологде вновь стала именоваться Свято-Духовым монастырем.
Около 1800 года монастырь был обнесен каменной стеной с круглыми угловыми башенками. По указу Святейшего Синода от 8 мая 1861 года от вологодского кафедрального собора к Спасо-Каменному Духову монастырю приписана упраздненная Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустыня, находившаяся в Вологодском уезде близ приходской Маслянской Борисоглебской церкви.
На территории монастыря было кладбище, пруды, парковые аллеи, где в день Святого Духа проводились народные гуляния.
Во владении монастыря имелось 7 сенокосных дач, мукомольная водяная мельница. Доход обители приносила и рыбная ловля.
До 1918 года внутри монастырской ограды находились следующие каменные здания:
1. Соборная церковь Сошествия Святого Духа – одноэтажный пятиглавый холодный однопрестольный храм. Построен в 1654 году. В 1810 и 1811 годах с западной стороны к нему пристроена трехъярусная, тосканского ордена, колокольня. В 1871–1872 гг. церковь и колокольня были обновлены и капитально отремонтированы. В советское время собор лишился своего пятиглавия и колокольни.
2. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, двухэтажная пятиглавая четырехпрестольная. Деревянный Знаменский храм над могилой преподобного Галактиона был построен при епископе Варлааме (1627–1645). Затем храм заменили каменной постройкой, которая была разобрана по причине ветхости и пожара в 1854 году. На ее месте в 1861–1867 гг. возвели новую теплую церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь до основания уничтожена в 1930-е годы. Весь строительный материал, включая кирпичный фундамент и даже бутовые камни, повторно направлен на строительные нужды.
3. Восьмиугольная готической архитектуры часовня с девятью куполами (к югу от Знаменской церкви против алтаря над колодцем, выкопанным по преданию преподобным Галактионом). Построена в 1868 году. В настоящее время снесена, на ее месте частично расположен жилой дом.
4. Корпус настоятельских и братских келий (к северу от Знаменской церкви). Частично сохранился.
5. Святые ворота (пристроены к оградной стене). При них с наружной стороны по правую сторону была устроена часовня с иконами и кружкой для пожертвований. Святые ворота и каменная стена уничтожены в 1960-е годы при строительстве пятиэтажного дома по адресу ул. Герцена, 14, с магазином «Океан» на первом этаже.
6. Каменные, в одной связи, хозяйственные постройки (к северо-востоку от настоятельско-братского корпуса). Частично сохранились.
В 1918 году были закрыты все монастыри Вологды. В то же время, официально упразднив монастыри, местные власти не закрывали монастырские храмы – в них продолжали совершаться богослужения, были организованы приходские общины. До 1923–1924 годов часть монахов Свято-Духова монастыря оставалась жить в стенах бывшей обители.
В первые годы советской власти в противовес захоронению на монастырском кладбище при царском режиме только богатых и «благородных» горожан, было решено открыть в бывшей обители Красный пролетарский некрополь видных партийцев и их сторонников. Однако вскоре погост был закрыт окончательно. Часть кладбищенской земли отдали под спортивную площадку КИМ (Коммунистический Интернационал молодежи), открытие которой состоялось в 1926 году. Стадион «Динамо» и поныне располагается частично на территории бывшего Свято-Духова монастыря.
24 сентября 1924 года постановлением Вологодского губисполкома были закрыты церковь Сошествия Святого Духа и часовня в Свято-Духовом монастыре. В 1925 году управление спортгородка КИМ запретило производить звон к богослужению и закрыло вход на колокольню церкви Святого Духа. А в 1928 году завершились богослужения в Знаменской церкви. С инициативой закрытия храма выступила Х стрелковая дивизия по причине того, что «церковь находится на территории, занятой Военведом и его складами».
В конце 1920-х – начале 1930-х годов все постройки бывшего Свято-Духова монастыря были отданы сначала военному ведомству, а затем Вологодскому управлению НКВД. В середине 1990-х рядом с бывшим храмом Святого Духа был установлен поклонный камень, а затем, в 2000-е, и мемориал в память жертв политических репрессий.
В 2012 году исполняется 400 лет представления преподобномученика Галактиона Вологодского. К этой дате на месте Знаменского храма предполагается установить Поклонный крест или памятную часовню.
Три постройки бывшего Свято-Духова монастыря – «Собор Святого Духа, 1652–1654 гг., кон. XIX в., каменный, ул. Предтеченская, 58 г», «Игуменский корпус, II пол. XIX в., каменный, ул. Предтеченская, 58» и «Кельи, II пол. XIX в., каменные, ул. Предтеченская, 58 б» являются выявленными объектами культурного наследия и находятся под охраной государства
cultinfo.ru›Проекты›Вологда›Свято-Духов мужской монастырь
Святодуховская церковь, домовая церковь мужской гимназии, 1837 года, каменная. Престол в честь Святого Духа.
В ночь на 15 февраля 1916 года в церкви произошёл пожар от загоревшейся у дымохода балки. В пожаре погибля явленная Тихвинская икона Божией Матери в серебряной позолоченной ризе с драгоценными украшениями, стоимостью по описи 500 рублей. Огнём попорчены: антиминс, плащаница, икона "Неопалимая Купина", иконостас, стены, оконные рамы и паркетный пол, закопчены местные иконы. Все священные предметы из алтаря и церковная обстановка вынесены в присутствии законоучителя гимназии священника С. Видякина, частью в квартиру директора и частью в актовый зал. Убыток оценён в сумму сыше 3000 рублей.
Священники
(1870) 1884 Пухидинский Николай 1884 (1886) Преображенский Виктор
Диаконы
1867 1872 Билев Василий 1872 1882 Лобанов Александр 1882 (1882) Мальцев Яков Филикиссимович
Билев Василий
образование: уволен из среднего отделения ВДС
6 ноября определён (?) и 18 декабря 1867 г. рукоположен в сан диакона к Вологодской градской гимназической Свято-Духовской церкви. 20.1.1872 определён на священническое место к Успенской Александровской церкви Кадниковского уезда, 28 января рукоположен в сан диакона. Рукоположен в сан священника (?). 30.4.1891 перемещён к Чадромской Николаевской церкви Вельского уезда.
ВЕВ. - 1867, №24, с. 475; 1868, №2, с. 42; 1872, №4, с. 77; 1876, №17, с. 301; 1891, №11, с. 164.
Дата последнего обновления: 24.05.2016
Лобанов Александр
Дьячок Кадниковского Николаевского собора. 11 декабря 1866 г. посвящён в сан диакона. С 31 мая 1871 г. - на причетнической вакансии при Богородской Нижнедольской церкви г. Вологды. 31 марта 1872 г. перемещён на диаконскую вакансию к гимназической Свято-Духовской церкви. 19 января 1882 г. переведён к градской Предтеченской Рощенской церкви.
ВЕВ. - 1867, №2, с. 27; 1871, №13, с. 245; 1872, №9, с. 217; 1882, №4, с. 32; 1885, №11, с. 151.
Дата последнего обновления: 01.11.2014 Мальцев Яков Филикиссимович
происхождение: сын диакона Заячерицкой Богородицкой церкви Филикиссима Мальцова
образование: Уволен из низшего отделения ВДС
7 марта (8 мая?) 1868 г. рукоположен в сан диакона к Васильяновской (Васильевской?) Кубеницкой церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. В феврале 1870 г. перемещён к Заячерицкой Богородицкой церкви Тотемского уезда. Зачислен псаломщиком. 3 августа 1881 г. определён псаломщиком к Вологодской градской Вознесенской церкви. 11 февраля 1882 г. перемещён на диаконскую вакансию к гимназической Свято-Духовской церкви. Уволен от места? 6 августа 1886 г. произведён во священника к Воскресенской Городско-Починковской церкви Вологодского уезда. 7 декабря 1889 г. перемещён к Домшинской Христорождественской церкви того же уезда.
ВЕВ. - 1868, №7, с. 167; №12, с. 315. (выписки О. В. Обнорской)
ВЕВ. - 1870, №6, с. 137; 1881, №17, с. 221; 1882, №5, с. 40; 1886, №18, с. 247; 1888, №10, с. 91; 1890, №1, с. 8, 10.
Дата последнего обновления: 18.07.2015
Преображенский Виктор
образование: Казанская ДС, кандидат богословия
7 августа 1884 г. определён законоучителем мужской гимназии и реального училища и настоятелем Святодуховской гимназической церкви г. Вологды.
ВЕВ. - 1884, №19, с. 291; 1885, №20, с. 314; 1886, №8-9, с. 86.
Дата последнего обновления: 16.02.2015
Пухидинский Николай
Протоиерей Вологодской Свято-Духовской гимназической церкви. Умер 9 марта 1884 г.
ВЕВ. - 1870, №3, с. 64; 1871, №12, с. 221; 1875, №14, с. 175; 1884, №7-8, с. 97.
У часовни преподобного Герасима города Вологды установили поклонный крест
С именем преподобного Герасима Вологодского связано основание первого на Вологодской земле монастыря, освященного в честь Пресвятой Троицы.
Монастырская жизнь продолжалась на том месте несколько сотен лет до Смутного времени, когда обитель была полностью разорена.
Возрождение памяти основателя города связано со строительством деревянного, а потом и каменного Троицкого приходского храма, где также на протяжении столетий звучала молитва. И этот храм был полностью стерт с лица земли при советской власти.
После строительства часовни преподобного Герасима Вологодского, возведенной на народные пожертвования, возникла мысль поставить поклонный крест в память о монастырской братии, настоятелях и прихожанах Троицкого храма, молитвенно подвизавшихся в этом святом для каждого вологжанина месте.
Инициатива прихода Лазаревского храма встретила поддержку со стороны Администрации города Вологды, которая и нашла благотворителей для этого святого дела.
К Троицкой родительской субботе крест был готов. После Литургии и панихиды из Лазаревского храма крестный ход отправился к часовне преподобного Герасима, где состоялся чин освящения креста.
Прихожане храма Святого Духа села Архангельское отметили престольный праздник
Праздничное богослужение совершил благочинный Сокольского округа иерей Алексий Лисенков.
Ему сослужили настоятель храма Святого Духа иерей Владимир Соловьев и настоятель храма Вознесения Господня города Сокола протоиерей Анатолий Балясин.
Прошло уже 25 лет с тех пор, как возобновилась богослужебная жизнь на приходе. Храм Святого Духа был построен в 1850 году и служил кладбищенской церковью, так как недалеко от него находился еще один храм – Архангела Михаила, построенный в 1770 году, один из самых крупных храмов на Вологодчине. Оба храма служили людям до 30-х годов XX столетия, а потом были закрыты. Они избежали участи быть разрушенными - здания использовали под хозяйственные нужды. В 1991 году протоиерей Алексий Бриленков вновь освятил храм Святого Духа, в нем стали проходить богослужения.
Сейчас храм Архангела Михаила является памятником культурного наследия федерального значения. Последние десять лет здесь совершались молебны Архистратигу Михаилу и проводились экскурсии для паломников.
В начале лета 2016 года митрополит Игнатий благословил совершать Литургию в храме Архангела Михаила в теплое время года.
Прихожане с радостью откликнулись на предложение настоятеля отца Владимира подготовить нижний этаж храма для совершения богослужений к празднику Святой Троицы. За три недели храм
преобразился: верующие установили иконостас, укрепили на стенах иконы, хранившиеся в запасниках и ожидавшие своего часа, соорудили свечную лавку и клирос. Старинные вышитые полотенца украсили подоконники, на свежевыкрашенный пол легли яркие половички и ковры.
И когда в день Святой Троицы старые стены храма Архангела Михаила гулким эхом откликнулись на пение «Царю небесный», прихожанам, приехавшим в село Архангельское в этот день, казалось, будто бы и не прерывалась литургическая жизнь на 90 лет.
3 июля - прославление святаго праведного Николая Вологодского, Христа ради юродивого.
3 июля 1988 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена совершено местное прославление блаженного Николая Рынина. На торжества присутствовал недавно почивший архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек (бывший Вологодский Владыка). После Литургии в Кафедральном соборе был совершен крестный ход и освящена отреставрированная часовня над местом погребения юродивого. Праведный Николай Вологодский и сегодня почитается жителями Вологды и приезжими. В кафедральном соборе ведется журнал исцелений и конкретных случаев помощи в трудных ситуациях по молитвам праведному Николаю. После литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы клиром и прихожанами к часовне был совершён крестный ход и отслужен молебен.