Репрессированные
Тема раскрывает судьбы репрессированных священно и церковнослужителей родословной ,тема только для чтения, копированию без согласования не подлежит.Тема приватная.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27543 | Наверх ##
2 сентября 2014 22:19 6 июля 11:00репрессированные ПАМЯТИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ РОДОСЛОВНОГО ДРЕВА ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Этот раздел дневника начала формировать год назад. Много имен священнослужителей, имеющих прямое отношение к моей родословной, уже внесено в этот раздел, их дела мне удалось, доказав родство, посмотреть в архиве УФСБ Вологодской области. О многих дополнительную информацию узнала из интернета. В свете имеющихся сведений хочу выстроить первый лист раздела, как календарь памятных дат : имя, рождение, дата ареста ( приговора). Статья у всех одинаковая 58 УК, все посмертно реабилитированы. По мере работы над родословной список будет корректироваться. Итак, вот они, достойные памяти, преклонения и бесконечного уважения, служители Церкви Христовой, в том числе и канонизированные в лике святых новомучениеов и исповедников Церкви Русской мои предки : АВЕНИРОВ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ протоиерей, родился 1 августа 1869 г. расстрел 06.11.1937 г. АВЕНИРОВ ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ , священник родился 26.05. 1882 г. 3 года ИТЛ 1935 г. дальнейшая судьба не известна, брат Авенирова Ивана Константиновича. АВДУЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ФЕОПЕНТОВИЧ
священник,родился 12.02.1878 г.10 лет ИТЛ 1937 г., дальнейшая судьба не известна. АВДУЕВСКИЙ ФЕОДОСИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (6.01.1907-?)начальник авторемонтных мастерских " АЯМЗолототранс" 1939 г.приговор 3 года ИТЛ, дальнейшая судьба не известна ( стр.11 р-л" Слободины- Авдуевские") АРХАНГЕЛЬСКИЙ ЕВГРАФ ИЛЛАРИЕВИЧ священнический сын, старший ревизор Томской ж.д родился 1879 г.в г. Вологде, осуждён по ст.58 п.1 приговор 10 лет ИТЛ, дальнейшая судьба не известна. БАЖЕНОВ НИКОЛАЙ АПОЛЛИНАРЬЕВИЧ священник, 1872 г.р. , служил в Ильинской Доровской церкви арест 07.июля 1929 Приговор декабрь 1929 г.три года ИТЛ. Дальнейшая судьба не известна. Реабилитирован. БАЖЕНОВА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА 1872 г.р.жена священника Баженова Николая Аполлинарьевича1929, 7 июля - арестована как жена священника, привлеченного к уголовной ответственности за "контрреволюционную агитацию". 1929, 12 ноября - Вологодским окружным судом признана невиновной, из-под стражи освобождена, т.е. реабилитирована. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ БОГОСЛОВСКИЙ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ родился 17.02.1871 г .расстрел 20.09.1937 г. БОГОСЛОВСКИЙ ВЕНЕДИКТ ЕВГЕНЬЕВИЧ священник.родился в д.Студенец Грязовецкого уезда Вологодской области.Из духовного сословия. 1883 г 1933 г. 1 июля' по постановлению тройки ПП ОГПУ заключён в концлагерь на 5 лет. Умердо 1958 г. Реабилитирован 24.05.1989 г. БОГОСЛОВСКИЙ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ 22.06.1886 — 1933 г. наказание 3 года ИТЛ, священник БАКЛАНОВСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ священник род.16.02.1868 г.с.Лойма сын священника 28.09.1937 арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации".Приговор: 10 лет лишения свободы. Дальнейшая судьба не известна. БАКЛАНОВСКИЙ АВЕНИР АЛЕКСАНДРОВИЧ священник 1885 - родился в с. Лойма Прилузского р-на Коми АССР. Сын священника. 1937 г.30 октября арестованпо обвинению в "контрреволюционной агитации". 1937, 23 ноября - по постановлению особой тройки УНКВД заключен в ИТЛ на 10 лет.Дальнейшая судьба неизвестна 9 октябр1989, реабилитирован. БАКЛАНОВСКАЯ АННА ФЕДОРОВНА , жена священника 1890 - родилась в г. Вологде. Проживала в д. Ульяновка Грязовецкого р-на Вологодской обл. 1937, 1 октября - арестована 1937, 13 октября - заключена в ИТЛ на 10 лет. Наказание отбывала в Ивдельлаге Свердловской обл. Дальнейшая судьба неизвестна. 1993, 23 марта - реабилитирована. БАКЛАНОВСКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ священник родился 22 сентября 1886 г. 1937, 1 октября - арестован 1937, 13 октября - по постановлению особой тройки УНКВД заключен в ИТЛ на 10 лет.Дальнейшая судьба неизвестна.1993, 26 марта — реабилитирован. БАКЛАНОВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, священник 1867 – родился и проживал в д. Абатуриха Грязовецкого р-на Вологодской обл. 17 апреля 1933 г.– арестован . .1933, 17 июля – по постановлению тройки ПП ОГПУ выслан в Северный край на три года. Дальнейшая судьба неизвестна.1989, 10 августа - реабилитирован ВАХРАМЕЕВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ сын священника Павла Вахрамеева и Анны Парменовны ( урождённой Кубенской начальник ст. Волховстрой- 1 Родился 1901 г. Расстрел (ст.58) 20 февраля 1938 г. ВЕРЕСОВ АЛЕКСАНДР И7ВАНОВИЧ сын смотрителя Тотемского духовного училища преподаватель Тотемского лесотехникума родился 10.12.1885 г.10 л. ИТЛ 1937 г.,дальнейшая судьба не известна. ГЕОРГИЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКАНОРОВИЧ священник, род.1877 г. священник Вещезерской Богоявленской церкви, жена Клавдия Иринарховна Суровцева 1877 г.р.,( сестра Анфала Иринарховича Суровцева ), арест и расстрел 9 октября 1937 г. ГЛУБОКОВСКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ священник родился 28.10.1877 г. расстрел 29.09.1937 г. на стр.21 ( жена Мария Александровна рода Сатраповых) ЗЕМЛЯНИЦЫН НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ священник родился 02.04.1891 г. 10 лет ИТЛ 1937 г, дальнейшая судьба не известна. КАЗАНСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ священник родился 11 февраля 1876 г. 10 лет ИТЛ 1938 г, дальнейшая судьба не известна. КИРИЛЛОВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ священник родился 11 апреля 1873 г. расстрел сентябрь 1937 г. КРУПНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ священник родился 05.02.1867 г. ум.29.03.1934 г. с 1930 г.находился в ссылке в Северном крае на Печере по постановлению ПП ОГПУ три года. Реабилитирован. КУБЕНСКИЙ ИВАН ПАРМЕНОВИЧ священник родился 26.10.1874 г. приговор 10 лет ИТЛ умер в лагере 17.06.1943 г. КУБЕНСКИЙ АНАТОЛИЙ ПАРМЕНОВИЧ священник родился 23.08.1885 г. приговор 10 лет ИТЛ 1937 г. дальнейшая судьба не известна, брат Кубенского Иоанна Парменовича. ЛОЩИЛОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ протоиерей родился 1882 г. расстрел 26.11.1938 г. по другим данным 23.04.1940 г. ЛАВБЕНСКАЯ НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА учительница Великоустюгского Епархиального женского училища, родилась в 1874 г. проживала Петропавловск-Камчатский , арест 25.101937 г., приговор 25.12.1937 г. Камчатский облсуд к 3 годам лишения свободы.. Дальнейшая судьба не известна. Реабилитирована 23.05.1990 г. МАЛИНИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ священник родился 3 АВГУСТА 1866 г. расстрел 23.04.1940 г. МАЛИНИН ДМИТРИЙ КАЛЛИСТРАТОВИЧ диакон родился 19 октября 1889 г. 1937 г.10 лет ИТЛ дальнейшая судьба не известна. МАЛИНИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ 06.10. 1879 г.р. Сын священника Николая Павловича Малинина Боровецкой церкви, проживал г. Вологда ул.Добролббова 5 кв.2.Арест 30.04.1940, осужден : 27.08.1940 Дата прекращения дела: 12.09.1989 Архивный номер дела: П-5519 . МАЛИНИН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ 05.02.1885 г..р. Сын священника Николая Павловича Малинина Боровецкой церкви, проживал д Савинское Ухтомская Вожегодский район, арест: 02.12.1937 дата осуждения: 10.12.1937 дата прекращения дела: 28.08.1989. Архивный номер дела: П-6252 МАРИЯ НИКОЛАЕВНА НУРОМСКАЯ ( БЫСТРОВА)дочь архиепископа Вельского Антония ( Быстрова), муж Сергей Константинович Нуромский. родилась 1882/83 г.,арест 1932 г., 1933 г.приговор 3 г. ИТЛ, не дальнейшая судьба неизвестна. ПОКРОВСКИЙ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ диакон родился 1876 5 лет ИТЛ 1931 г. дальнейшая судьба не известна. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЕЛПИДИФОР АЛЕКСАНДРОВИЧ священник родился 18 октября 1879 г. арест 1937 г.скончался в лагере ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ священник родился 19 октября 1873 г. арест 1937 г.10 лет ИТЛ судьба не известна ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ священник родился 27.04.1873 г. 1931 г.ссылка г.Архангельск. 05.08.1937 арест,.13.09.1937 приговор. 14.09.1937 расстрел. 17.03.1989г .реабилитирован. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ род. 22.02.1878 г. мученическая смерть за веру весной 1921 г. Жена ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ( ПОПОВА) АЛЕКСАНДРА ХРИСТОФОРОВНА 1883 г.р. ум. 1947 г. СВЯЩЕННИМУЧЕНИК ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ИОАНН АЛЕКСАНДРОВИЧпротодиакон, род. 23.03.1880 г. арест 30 июня 1937 г. приговор 19.09.1937 г. 10 лет ИТЛ. Умер в Каргополе 11.06.1938 г. Причислен к Лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских 07.10.2002 г. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 7 октября 2002 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви. Дни памяти: 11 июня (29 мая по ст. ст.), в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Матушка МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА РОГОВА ( жена священника ШАЛАМОВА ПРОКОПИЯ НИКОЛАЕВИЧА)
родилась 27.05.1882 г. расстрел 16.09.1937 г. РУКИН ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ священник родился18 ( 31) .12.1875 г. расстрел 01.12.1937 г. СВЯТОЛУЦКИЙ НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ священник родился в 1876, расстрел 01.02.1938 г. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ФЕОДОСИЙ ( СОБОЛЕВ) АРХИЕПИСКОП
родился 1842 - расстрел 1918 г. СОБОЛЕВ ЛИКАРИОН АЛЕКСАНДРОВИЧ священник Родился 7 июня 1900 г.умер в тюрьме 26.08.1938 г. СПАССКИЙ АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ священник родился 1870 расстрел 15.11.1937 г. СУРОВЦЕВ АНФАЛ ИРИНАРХОВИЧ священник родился 29.09.1874 г. расстрел 23.09.1918 г. ТОРКОВ АВЕНИР НИКОЛАЕВИЧ священник родился 1883 г. расстрел 14.10.1920 г. ТОРКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ священник родился 1878 г.,арест 30.10.1929 г., приговор 7 лет , дальнейшая судьба не известна. Священник ТЮРНИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧродился 01.02.1881 г . расстрел 02.10.1937 г. Священник ТЮРНИН ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧродился 03.12.1874г. арест 1932 г.дальнейшая судьба не известна. Священник ТЮРНИН КЛАВДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ,Протоиерей ум.1962 г. родился 03.04.1888 г. арест 1918 г.дальнейшая судьба на стр.19 Священник ТЮРНИН НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧродился 27.11.1868 г.арест 1920 г.дальнейшая судьба не известна. Священник ТЮРНИН СЕРАФИМ АЛЕКСЕЕВИЧродился 1909 г.арест 1931 г.5 лет ИТЛ, дальнейшая судьба не известна. Жена его ПОПОВА АННА ПЕТРОВНА осуждённая по статье 58-10 УК РСФСР на 8 лет концлагерей. АННА ПЕТРОВНА ПОПОВА отбывала наказание в концлагере АН-243 в посёлке Вожаэль Коми. Её дальнейшая судьба неизвестна. Священник ТЮРНИН КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧродился 21.12.1895 г.арест 1934 г. 5л.ИТЛ , дальнейшая судьба не известна.. ЦВЕТКОВ ИВАН ЛЬВОВИЧ протоиерей родился 23.06.1870 расстрел 20.01.1938 г. Сын его ЦВЕТКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ родился 1891 расстрел 09.02.1938 г. Начальник радиослужбы ГУСМП в г..Игарка ШАЛАМОВ ПРОКОПИЙ НИКОЛАЕВИЧ священник родился 04.07.1876 г. расстрел 28.05.1931 г. ШАМАХОВ СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ священник родился 13.01.1874 10 лет ИТЛ 1937 г.судьба не известна. Епи́скоп Никоди́м (в миру Алекса́ндр Миха́йлович Ко́нонов; 18 [30] июня 1871, село Тельвиска, Мезенский уезд, Архангельская губерния[1] — 10 января 1919, Белгород) — епископ Русской православной церкви, епископ Белгородский, викарий Курской епархии.
Житие на стр. 19 этого раздела. Преподобномученик ВЕНИАМИН ( ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОНОНОВ) Архимандрит Свято- Троицкого Антониево- Сийского мужского монастыря и Соловецкого монастыря Родился 4 января 1868 г.- 17 апреля 1928 г. ( житие на стр.20) и Преподобномученик НИКИФОР ( Николай Иванович КУЧИН ) Иеромонах ( житие на стр.20) ДНИ ПАМЯТИ: 18 ноября – Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг. 9 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской Дополнение к списку :Оба родные братья НЕКЛЮДОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ священник 1888 г.р. 1931, 10 мая – арестован 1931, 14 декабря заключен в концлагерь на три года. Наказание отбывал в Сиблаге г. Мариинска Новосибирской обл.Дальнейшая судьба неизвестна. 1965, 3 июня – реабилитирован. НЕКЛЮДОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ священник 1891 г.р.1929 - судим за "контрреволюционную агитацию". 1937, 8 августа - арестован 1937, 17 сентября заключен в ИТЛ на 10 лет. Дальнейшая судьба неизвестна.1989, 7 июня - реабилитирован. Свящ.мученик КУКЛИН ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ протоиерей, родился 1870 г.в Вологде Арест , расстрел 02.12.1937 г. Причислен к Лику Святых новомучеников Российских. ПАНЦЫРЕВ ВЯЧЕСЛАВ КОНСТАНТИНОВИЧ священник ( внук Алексея Васильевича Цветкова) род.1867 г. Приговорен: тройка УНКВД ВО 10 декабря 1937 г., обв.: к.-р. агитация.Приговор 10 лет ИТЛ. дальрнейшая судьба не известна. Реабилитирован посмертно. Сщмч. ПАВЕЛ МАЛИНОВСКИЙ протоиерей,священномученик, родился в с. Шелота Вельского уезда 15 октября 1874 г.расстрел 12 сентября 1937 г.в г. Сывтывкаре, причислен к Лику святых в 2001 г. Породнение по клиру Троицкой Шелотской церкви. БЕЛКОВ ИВАН ИВАНОВИЧ 1867 г., г. Вологда, беспартийный, священник. Осужден 1.12.1937 г. тройкой УНКВД Вологодской области к высшей мере наказания.Расстрел Сщмч. ИОАНН ПОПОВ псаломщик, священномученик, родился в семье дьячка Николаевской Бурдуковской церкви дьячка Петра Васильевича Попова, 20.06.1863 г расстрел 23.09.1937 г. в окрестностях г. Сыктывкара. В архиве ФСБ Вологодской области с 02.09.2014 г. просматривала дела репрессированных церковно и священнослужителей родословного древа. Удалось узнать о судьбе свящ. Ивана Львовича Цветкова, брата прабабушки - Серафимы Львовны Вересовой (Цветковой) - 1937 г.- расстрел, свящ. Алексия Ильича Спасского-1937 г.-расстрел (оба проходили по делам "церковников"). Дело свящ.Симеона Видякина по изъятию церковных ценностей в Николаевской Глинковской церкви г.Вологды.Процесс 1922 г., в котором принимал участие брат моего деда Пантелеймона Матвеевича-Вересов Иван Матвеевич. Двоюродный брат деда Вересов Александр Иванович сослан в лагерь на 10 лети судьбы его не известна, как и многих других. Многих дел в нашем архиве нет, но их имена известны в книге памяти священников КОМИ и Архангельской епархии- это священники братья Кубенские - Иоанн и Анатолий Парменовичи, священники из рода Тюрниных, Авенировых, Земляницыных, двоюродный брат прабабушки Стефан ( Степан) Федорович Шамахов.
В этой теме дневника будут указаны номера дел, даты арестов, предъявленные обвинения , судебные процессы, вынесение приговоров и их исполнение.Это, несомненно, самый тяжелый раздел дневника. В начале 20-х годов в Вологде проводилась работа по изъятию церковных ценностей. Об этом хорошо написано в автореферате на соискание ученой степени к.и.н. Спасенковой Ирины Валентиновны "Православная традиция русского народа в 1917-1930 г.г. ( на материалах Вологды). Вот небольшой отрывок из этой работы " Официальная комиссия по изъятию церковных ценностей начала работу 17 марта 1922 г. с обследованич Вологодского Кафедрального Собора. С 17 марта по 1 июня 1922 г.осмотрены все церкви. И все-таки сопротивление изъятию цереовных ценностей в Вологде наблюдалось. В Вологде развернулся судебный процесс над настоятелем Никольской Глинковской церкви протоиереем о. Симеоном Видякиным и членами приходской общины: А.А.Девяткиным, И.А.Паникаровым и И.М. ВЕРЕСОВЫМ Протоиерея о.Симеона Видякина приговорили к двум годам принудительных работ с лишением избирательных прав, трех других участников -к одному году без содержания под стражей (144) Месяц спустя, в мае 1922 г. особой сессией Вологодского Совнарсуда слушалось дело по обвинению настоятеля Кафедрального собора протоиерея о. Федора Казанского и членов приходского совета Е.П.Кокарева (староста собора), С.Н.ЛЬВОВА, И.И.Надеева и Н.С.Самарина в сокрытии книг по описи ценностеймкафедрального собора" Но это уже другой процесс с участием других фигурантов и здесь участвует другой мой родственник - прапрадед Львов Сергей Николаевич. Одно из моих самых любимых стихотворений А.Блока, написанное 5 августа 1905 г. в кровавое время 1- й русской революции: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю О всех кораблях, ушедших в море, О всех забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой гавани все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам плакал ребенок О том, что никто не придет назад. Вечная память всем жертвам политических репрессий!
Памяти репрессированных священников Алексеев Игорь Евгеньевич Вы на себе всегда несли кресты: Даже тогда, когда их с вас срывали, Пред Богом и страной своей чисты, Собой вы души верных закрывали. Злословила блатная вас толпа, Прикладами «судили» вертухаи, И истребить последнего попа Картавых бесов требовала стая. Но вы, молитвой освещая путь, Прошли сквозь зоны страха и безверья, Чтобы народ обманутый вернуть К вершинам покаянья и спасенья. Растворены в безличии могил, Распяты мёрзлыми лесными колеями, Вы были выше тех поганых сил, Что мнили себя неба судиями. Ваш скорбный путь – России крестный путь, Отмеченный в непознанных скрижалях, И, дай Господь, нам веры не свернуть Опять в пустыню духа и печали... https://zeleninsergey-livejour...50249.html(20) Вологодский историк к.и.н. Сергей Цветков приводит следующие данные по репрессиям в отношении священников и верующих: «Уже в 1918 году в стране было расстреляно 3000 священнослужителей. В 1937 году репрессировано 136 900 представителей православного духовенства, из них расстреляно 85 300 человек. В 1938-1941 гг. репрессировано 38 900 человек, расстреляно – 35 400. <…> В 1937-1938 гг. решениями «троек» УНКВД по Вологодской и Ленинградской областям к высшей мере – расстрелу – были приговорены: Авров Михаил Васильевич – священник дер. Погост Верховского сельсовета Андомского (ныне Вытегорского) района (безжалостный приговор был вынесен, несмотря на то, что у Михаила Васильевича было семь несовершеннолетних детей, из которых старшему, Серафиму, было 15 лет, а младшей дочери Таисии – всего 1 год); Амврозов Алексей Семенович – протоиерей Скоблевской церки Мяксинского (ныне Череповецкого) района; Анфимов Степан Федорович – священник из села Кондаш Череповецкого района; Бартеньев Алексей Александрович – священник Георгиевской церкви г.Кадникова; Богданов Василий Федорович – церковный староста из села Красное Тотемского района; Быстров Федор Петрович – дьякон Загостской церкви Пришекснинского района; Вохомский Николай Андреевич – священник кладбищенской церкви г.Никольска; Глубоковский Анатолий Александрович – псаломщик Благовещенской церкви Тошненского сельсовета Вологодского района; Дуненкова Александра Максимовна – сторож Логиновской церкви Голосовского сельсовета Мяксинского района; Толстикова Ольга Васильевна – жена служителя культа, проживавшая в дер. Подол Нюксенского района. Репрессиям подверглись епископ Вологодский Георгий Васильевич Анисимов, церковный староста из дер. Косево Междуреченского района Александр Иванович Бабкин, протоиерей Прокопьевского собора из г. Великого Устюга Апполинарий Сергеевич Беляев и многие другие». Среди жертв террора – один из новомучеников – протоиерей о.Сергий Рохлецов, священник Пятницкой церкви, находвишейся в 30 км от Великого Устюга. Арестован 4 декабря 1937 года и заключен в тюрьму в Великом Устюге. 10 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Сергий Рохлецов скончался в тюрьме в Великом Устюге 8 мая 1938 года. Канонизирован в августе 2000 года. В 1918 году в России было 150 тысяч священнослужителей. К 1941 году из них было расстреляно 130 тысяч. В списке могли бы быть РЖАНИЦЫН АПОЛЛОС НИКАНДРОВИЧ Епископ Тотемский, епископ Архангельский, еписком Моршанский родился 01.09.1872 г. расстрел 25.09.1937 г. Священник ВИКЕНТИЙ ИННОКЕНТЬЕВИЧ СВЕТЛОСАНОВ родился в 1887 г.. Место рождения – с.Согорки, место жительства – хутор Поповка (по современному расположению Харовский район Вологодской области). Дата ареста – 25.04.1938 года, дата осуждения – 15.11.1938 г. Дата прекращения дела – 7.05.1993 года. Священники рода Тюрниных Священник ТЮРНИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧродился 01.02.1881 г . расстрел 02.10.1937 г. Священник ТЮРНИН ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧродился 03.12.1874г. арест 1932 г.дальнейшая судьба не известна. Священник ТЮРНИН КЛАВДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ,Протоиерей ум.1962 г. родился 03.04.1888 г. арест 1918 г.дальнейшая судьба на стр.19 Священник ТЮРНИН НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧродился 27.11.1868 г.арест 1920 г.дальнейшая судьба не известна. Священник ТЮРНИН СЕРАФИМ АЛЕКСЕЕВИЧродился 1909 г.арест 1931 г.5 лет ИТЛ, дальнейшая судьба не известна. Жена его ПОПОВА АННА ПЕТРОВНА осуждённая по статье 58-10 УК РСФСР на 8 лет концлагерей. АННА ПЕТРОВНА ПОПОВА отбывала наказание в концлагере АН-243 в посёлке Вожаэль Коми. Её дальнейшая судьба неизвестна. Священник ТЮРНИН КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧродился 21.12.1895 г.арест 1934 г. 5л.ИТЛ , дальнейшая судьба не известна.. О них отдельно. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ священник родился 27.04.1873 г. 1931 г.ссылка г.Архангельск. 05.08.1937 арест,.13.09.1937 приговор. 14.09.1937 расстрел. 17.03.1989г .реабилитирован. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ род. 22.02.1878 г. мученическая смерть за веру весной 1921 г. Жена ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ( ПОПОВА) АЛЕКСАНДРА ХРИСТОФОРОВНА 1883 г.р. ум. 1947 г. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ИОАНН АЛЕКСАНДРОВИЧпротодиакон, род. 23.03.1880 г. арест 30 июня 1937 г. приговор 19.09.1937 г. 10 лет ИТЛ. Умер в Каргополе 11.06.1938 г. Причислен к Лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских 07.10.2002 г. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 7 октября 2002 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви. Дни памяти: 11 июня (29 мая по ст. ст.), в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. ПШЕНИЦЫН ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ священник род. 1863 г. расстрел 13 июля 1938 г. ПШЕНИЦЫН ГРИГОРИЙ ПАВЛОВИЧ сын священника Павла Ивановича Пшеницына род.1892 г.расстрелян 28 июля 1938 г. в Ростове- на- Дону. Репрессированная Надежда Владимировна Лавбенская- двоюродная сестра священника Павла Ивановича Лавбенского. Священноцерковнослужители ГОЛОВКОВЫ, породнены со Щекиными, Обнорским и д.р. ГОЛОВКОВ АВТОНОМ ПЕТРОВИЧ род.. 20.09.1879 г. расстрел 11.09 1918 г священник Троицкой Шолгской церкви Никольского уезда После расстрела 14 декабря погребен на городском кладбище. ГОЛОВКОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ род.1860 г. псаломщик Шубрюгской Крестовоздвиженской церкви Никольского уезда. Арестован 18.03.1930 г. приговорен к расстрелу, но приговор ъзаменен ссылкой в ИТЛ на 8 лет. По сообщению правнучки Нины Коасновой (nulik стр.6) после ссылки проживал у дочери Марии Ивановны и умер в феврале 1940 г. Реабилитирован 22.09.1992 г. Родной брат Автонома Петровича 2- я .жена Ивана Петровича - Головкова Анна Павловна. ГОЛОВКОВА АННА ПАВЛОВНА род. 1882 г. по приговору 18.03.1930 г. назначен срок отбывания 4 г. в ИТЛ, дальнейшая судьба не известна. Реабилитирована 2209.1992 г. ГОЛОВКОВ ВИКТОР ВЕНИАМИНОВИЧ род.01.07.1880 г. Священник. 10.5.1931 - арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации" как участник "контрреволюционной группировки церковников". 13.12.1931 - постановлением особого совещания коллегии ОГПУ заключен в концлагерь на 3 года. Наказание отбывал в Сиблаге, в г. Мариинске Новосибирской области. Дальнейшая судьба неизвестна. 3.6.1965 реабилитирован. .Священник НИКОЛАЙ БОГОСЛОВСКИЙ родился 11.12.1869 г. расстрел 07.02.1838 г. Реабилитирован посмертно.
--- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | Лайк (7) |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27543 | Наверх ##
30 октября 2017 1:24 30 октября 2017 1:26 30 октября в Москве на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца планируется открытие "Стены скорби" — памятник жертвам политических репрессий в СССР. В самом монументе, в этой тяжеловесной стене имеются просветы в форме человеческих силуэтов, через которые могут проходить люди, желающие почувствовать себя на месте жертв репрессий. Этот мрачный Диснейленд является ничем иным, как ответом "пятой колоны" на "Бессмертный полк". Это памятник-приговор, прививающий Народу-Победителю комплекс стыда и неполноценности с выходом на политический суицид. Плюс вечное покаяние за несуществующие грехи, непрерывный исторический газлайтинг, попытка устроить нации коллективное наказание за уничтожение в 1937 году "перманентных революционеров".  газета Завтра: Блог: Облучение смертью zavtra.ru›Блоги и сообщества›obluchenie_smert_yu --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27543 | Наверх ##
20 ноября 2017 22:04 20 ноября 2017 22:52 Шаламов Прокопий Николаевич
происхождение: сын священника Вотчинской церкви Николая Иоанновича Шаламова.
дата рождения: 4.7.1876
образование: ВДС (1899).
13.6.1899 - определен в священника к Вотчинской церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. 1.8.1899 - рукоположен в сан диакона, 5.8.1899 - в сан священника Преосвященнейшим Гавриилом, епископом В.-Устюжским. 20.9.1902-1.9.1910 - законоучитель при Кунибском училище. 2.9.1907 - первый законоучитель при Вотчинском земском начальном училище. Награжден: 14.7.1907 - серебряной медалью Красного Креста в память Русско-Японской войны 1904-1905 г.г.; 16.3.1906 - за усердную и полезную службу награжден набедренником; 7.12.1909 - в память 25-летия церковных школ, серебряной медалью на двойной Владимирской и Александровской ленте. 17.8.1912 - законоучитель при Велпонском земском начальном училище. 11.12.1913 - награжден юбилейным нагрудным знаком и светло-бронзовой медалью в память 300-летия царствования дома Романовых. 22.3.1914 - за усердную и полезную пастырскую службу награжден скуфьей.
В 1922 г. и 1925 г. был под следствием "как подозреваемый в сокрытии или тормозе сдачи церковных ценностей ". В 1930 г. как служитель культа был лишен избирательных прав и конфисковано имущество. Арестован 25 января 1931 г. Осужден 13 мая 1931 г. тройкой при ПП ОГПУ Северного края по ст. 58-10 УК РСФСР, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 28 мая 1931 г. в 24 часа в местности "Дырнос-Дор" в 1,5 км от окраины города, похоронен на месте расстрела". Реабилитирован 19.05.1989 г. Источник: Архив УФСБ РФ по РК ф. Р-2165, оп. 1, ед. хр. 6437.
Жена Мария Александровна Рогова, дочь священника Чухломской Крестовоздвиженской церкви Усть-Сысольского уезда Александра Алексеевича Рогова. Родилась 27.5.1882 в с. Иб. Окончила Устюжское епархиальное женское училище. В 1930 г. раскулачена как жена служителя культа. После расстрела мужа в 1931 г., жила в с. Кочпон по ул. Колхозной, дом 11. Являлась активной участницей группы церковников, именовавшейся "священная дружина". Занималась сбором средств для оказания помощи ссыльным церковникам. На протяжении ряда лет имела связь с ссыльным духовенством. Посещала нелегальные сборища членов группы, которые устраивались на разных квартирах с. Кочпон и г. Сыктывкара. Имела переписку с цер-ковниками других городов СССР. Ездила в Великий Устюг к епископу Питириму Крылову. Арестована 24 февраля 1937 г. В качестве вещественного доказательства изъято ее прошение к Архиепископу Велико-Устюжскому Питириму, где она пишет: "Ежедневное пребывание в храме Божием, деятельное участие во всех службах, совершающихся в нем, непосредственное соприкосновение со многими инокующими, пребывающими в нашем городе, посильное подражание их жизни, завещание покойного супруга, чтобы я углублялась в духовной жизни и мое стремление к одинокой жизни еще от юного возраста и обычай нашей русской древности, принимать монашество перед смертию, окончательно пленила мою душу непреодолимым желанием вступить в дружину". Осуждена 13.09.1937 г. тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 16 сентября 1937 г. Реабилитирована 31.03.1989 г. Источник: Архив УФСБ РФ по РК ф. Р-2165, оп. 2, ед. хр. 6075.
НА РК. Клировые ведомости Вотчинской Богородицерождественской церкви Усть-Сысольского уезда.
Вишерская Г. М. "Родословная священнического рода Поповых - Вишерских".
ВЕВ. 1866. - №4. - С. 37.
Дата последнего обновления: 23.08.2012
--- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27543 | Наверх ##
20 ноября 2017 22:41 16 мая 2022 17:10 По следам «Священной дружины»
Прокофьева Наталья, Православие.Ru 15.02.2017 Где похоронены расстрелянные за веру в Сыктывкаре в 1937 году? …  У братской могилы погибших в годы репрессий 15 сентября 1937 года на окраине Сыктывкара была расстреляна группа из 13 человек под условным названием «Священная дружина». В этот день мученическую кончину приняли епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии, Герман (Ряшенцев); епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии, Серапион (Шевалеевский); игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил (Любимов), монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан (Васильев-Жуков), иерей Стефан Ермолин. Участь духовенства разделили и миряне, среди них Павел Елькин и супруга расстрелянного в 1931 году священника села Вотча Прокопия Шаламова Мария Шаламова.
Спустя десятилетия об этом громком деле стали известны новые факты и... появились новые гипотезы. О некоторых участниках «Священной дружины» Владыка Герман  Священномученик Герман (Ряшенцев). Фото из протокола допроса На иконе епископ Герман (Ряшенцев) изображается во главе Собора новомучеников Коми. Кратко напомним биографию владыки. Родился будущий святой в Тамбове в купеческой семье в 1874 году. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, которую завершил со степенью кандидата богословия. На первом курсе академии принял монашеский постриг с именем Герман, а на четвертом году обучения был рукоположен во иеромонаха. В 1919 году хиротонисан во епископа и определен епископом Волоколамским, викарием Московской епархии. Шесть раз подвергался арестам владыка Герман. Первый раз в феврале 1921 года, через год своего служения на Волоколамской кафедре. Но в апреле был освобожден без права выезда из Москвы. В 1922 году был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, а в июне 1923-го сослан на два года в Тобольский округ. Освобожден из ссылки в 1925 году и в этом же году вновь арестован с большой группой насельников Свято-Даниловского монастыря. Проходил по делу Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Был сослан на два года в Среднюю Азию. По возвращении из ссылки определен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. Епархией не управлял, потому что в этом же году был вновь арестован и осужден на три года Соловецких концлагерей. В 1930 году переведен на положение ссыльного. В годы ссылки проживал в городах: Кемь, Котлас, Великий Устюг и в Усть-Куломском районе Коми. В феврале 1933 года получил разрешение на выезд в Арзамас. И в 1934 году был вновь осужден и приговорен к трем годам ссылки в северный край. Во время ссылки и проживал в селе Кочпон Сыктывдинского района Коми АССР. Ссыльный епископ исполнял обязанности регента в Свято-Казанском храме села Кочпон. Высокообразованного пастыря заметили прихожане, к нему потянулось ссыльное духовенство, у него искали утешения и поддержки  Свято-Казанский храм местечка Кочпон в наши дни НКВД, конечно же, внимательно наблюдало за владыкой Германом и другими ссыльными, проживающими в селе Кочпон. Когда наступил 1937 год и была дана команда усилить борьбу с «врагами народа», чекисты сразу взялись за дело. 24 февраля 1937 года были арестованы епископы Герман (Ряшенцев) и Серапион (Шевалеевский), иеромонах Иоанникий (Тарара), священник Крестовоздвиженской Нижнеконской церкви Стефан Ермолин, бывшая фрейлина Императорского двора Александра Федоровна Штоквич (ссыльная), проживавшая в селе Кочпон супруга расстрелянного священника с. Вотча Мария Александровна Шаламова и другие миряне и священнослужители. 13 человек было вполне достаточно, чтобы рапортовать о раскрытии целой контрреволюционной организации. Их, по сути, осудили за человечность, за то, что не оставляли друг друга в беде, помогали как могли. Так, владыка Герман получал средства от родных из Москвы, деньги и посылки ему передавали Московский и Харьковский епископы и верующие. На эти средства владыка Герман помогал выжить всему ссыльному духовенству. Местные жители тоже помогали: приносили ссыльным шерсть для валенок. Удивительным был и тот факт, что лишенные права голоса христиане хлопотали даже об открытии храмов. Но главной помощью, которую оказывал владыка Герман, были духовные советы, наставления, как жить в нелегких условиях: Владыка Герман: «Как епископ, я считал своим долгом в условиях ссылки помочь монашествующим сохранить свой облик» «Я лично считал своим долгом путем личного примера в духовной жизни и исполнения монашеских обязанностей воздействовать на окружающую среду и людей, слабых в вере... Я объединял то ссыльное монашество, которое приходило ко мне. Как епископ, считал своим долгом оказать им моральную поддержку в условиях ссылки, помочь им сохранить свой облик...» Однако следователи нашли массу «доказательств» злонамеренности арестованных. В конфискованных письмах было обнаружено и название организации - «Священная дружина». Напрасно владыка Герман доказывал, что речь в письмах к епископам шла о священной дружине иноков: духовенство советовало владыке Герману не организовывать священных дружин, то есть не совершать постригов в монашество. Переписка завязалась из-за желания Марии Шаламовой принять монашеский постриг. Но, учитывая настоящие условия церковной действительности, владыка Герман рекомендовал одиноким женщинам подражать подвижницам «института первохристианских диаконисс», то есть вести аскетическую жизнь, совершая под руководством духовного отца определенное монашеское правило. Как ни пытались чекисты, они не смогли заставить владыку оговорить кого-либо: «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю. Ссыльное духовенство Сыктывкара, правда, группировалось вокруг меня, но не для антисоветской работы, а исключительно в религиозных целях и в силу моих религиозных убеждений. Собиралось же духовенство только как любители духовного пения, для чего при Кочпонской церкви был организован кружок любителей церковного пения...» Измученного трехмесячными допросами владыку Германа постановили расстрелять. Мария Шаламова Отец Прокопий и Мария Шаламовы
Выше мы упомянули о том, что переписка владыки Германа с епископами началась из-за желания Марии Шаламовой принять монашеский постриг. Прокомментируем эту ситуацию. Сайт «;Православие.ру» уже рассказывал о трагической судьбе священника села Вотча отца Прокопия Шаламова. После его расстрела на окраине Сыктывкара, в местечке Дырнос дор, его супруга, Мария Шаламова, переселилась в село Кочпон. Нелегко представить себе ее состояние после гибели мужа. Впрочем, вот как она сама о том времени рассказывает в письме архиепископу Николаю: «В селе Вотче вверенной вам епархии в церкви Рождества Богородицы с 1897 года мой покойный супруг, ныне скончавшийся, или, вернее, лишенный жизни за славное имя Христово в 1931 году в узах темницы, был священником этого прихода. В течение 33 лет я вместе с ним несла все невзгоды и радости приходской жизни, стараясь быть не только спутницей, супругой жизни, но и сотрудницей всей его пастырской деятельности. При последнем предсмертном свидании с моим супругом в темнице о. Прокопий, так было имя ему, еще раз подтвердил и укрепил волю мою в прежде избранном мною пути следования за Христом. Это свое желание и благословение он подкрепил и ныне, я верю, подкрепляет своими молитвами и предстательством перед Богом. С первого же момента после его смерти, когда горечь утраты еще была свежа в моей душе, я стала проводить в жизнь все то, о чем я дала внутренний обет перед Богом, - стала служить всем невольным узникам Христовым, находящимся в нашем крае, от своих имений и от трудов рук своих. Милостивый Господь, Источник всякого добра, помогал мне всем потребным. Так во смирении и терпении и до сего дня тщусь быть полезной всем нуждающимся. Молитва и пребывание в храме Господнем сделались необходимой потребностью моей души...» Вот эта-то мечта супруги священника принять после трагической гибели мужа монашество и решила судьбу матушки Марии: «Мысль о монашестве, возникшая в моей душе еще накануне брака, все сильнее и сильнее крепла в моей душе, а ныне явилась неотложной потребностью моего сердца. Поэтому-то я смиренно и припадаю к Вашим архипастырским стопам, раскрывая перед Вашим просвещенным взором тайники своей души, чтобы получить от Вас молитвенное архипастырское благословение на начало нового монашеского пути». О своем намерении принять монашество Мария писала и к архиепископу Великоустюжскому Питириму: «Ежедневное пребывание в храме Божием, деятельное участие во всех службах, совершающихся в нем, непосредственное соприкосновение со многими иночествующими, пребывающими в нашем городе, посильное подражание их жизни и мое стремление к одинокой жизни еще от юного возраста и обычай нашей русской древности принимать монашество перед смертию окончательно пленило мою душу непреодолимым желанием вступить в дружину иноков...» Письмо это было рассмотрено следователями НКВД как желание Шаламовой вступить в контрреволюционную группу «Священная дружина». Благие помыслы матушки Марии мы читаем уже в искаженном виде в ордере на ее арест от 23 февраля 1937 года: «Жена расстрелянного священника, проживающая в с. Кочпон, ул. Колхозная, 11, на протяжении ряда лет имеет связь с ссыльным духовенством, систематически проводит, организует антисоветскую деятельность, устраивает нелегальные сборища членов группы у себя на квартире. По поручению актива группы выполняет роль связиста с контрреволюционными элементами - церковниками Сыктывкарского, Сысольского и других районов и епископом Великоустюжским Питиримом, для чего в 1936 году специально выезжала в Устюг и вышеупомянутые районы». В приговоре к расстрелу от 13 сентября 1937 года говорится: «Жена священника, расстрелянного за контрреволюционную деятельность, являлась активной участницей контрреволюционной фашистской группы церковников, именовавшейся "Священная дружина". Занималась сбором средств для оказания материальной помощи ссыльным духовникам, среди населения распространяла контрреволюционные клеветнические измышления о положении колхозников». Дети супругов Шаламовых потом попытаются выяснить судьбу своей матери, бесследно исчезнувшей в 1937 году. На одну из дочерей Марии из-за этого будет даже заведено наблюдательное дело. По следам «Священной дружины» ruskline.ru›Мониторинг СМИ›2017›…/po_sledam_svyawennoj…
--- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27543 | Наверх ##
20 ноября 2017 23:02 20 ноября 2017 23:14  Много историй из жизни духовенства Коми края поведала мне сыктывкарский краевед Анна Малыхина. В одну из наших встреч Анна Георгиевна показала фото родного дяди писателя Варлама Шаламова – священника села Вотча (Республика Коми) Прокопия Шаламова, и его супруги Марии. На снимке запечатлен высокий стройный юноша с копной непослушных волос, на руку которого опирается хрупкая барышня. На обороте фотографии надпись: «Супруги Шаламовы, г. Великий Устюг, 1899 год» – счастливый год, когда родилась новая священническая семья выпускника Вологодской духовной семинарии Прокопия Шаламова и 17-летней Марии Роговой, окончившей Устюжское епархиальное училище. Сразу же после венчания молодые отправились на родину мужа в село Вотчу Устьсысольского уезда, где Прокопий Шаламов стал служить священником в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.  Храм Рождества Пресвятой Богородицы, где служили предки Варлама Шаламова Вотча / Православие.Ru | Прокопий Шаламов pravoslavie.ru›99610.html --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27543 | Наверх ##
20 ноября 2017 23:09 21 марта 2023 18:01 Сельский летописец
На въезде в Вотчу указатель сообщает, что известна она с 1380 года. Местное предание говорит, что на возвышенностях села Вотчи насчитывалось тридцать три чудских городка и один для пребывания князя – знаменитое чудское городище, укрепленное огромной деревянной стеной с зубцами и железными воротами.  Прокопий и Мария Шаламовы Подробная история удивительной Вотчи, в начале своего существования языческой, а после миссионерских трудов святителя Стефана Пермского в этих краях – православной, была бережно собрана местным батюшкой Прокопием Шаламовым и издана под названием «Церковно-историческое описание Вотчинского прихода» в 1911 году. В предисловии к книге отец Прокопий пишет: «Цель изложения настоящей брошюры – дать знать будущим членам приходской церкви и прихожанам о прошедших днях своей приходской церкви и прихода, а также дать краткое пособие для будущего историка Православной Церкви и русского царства». Новейшая история Сегодня в сельском поселении Вотча, в состав которого входит еще несколько деревень, проживает около 200 человек. Село встречает нас черными коми избами, в которых выросло не одно поколение вотчинцев. Испокон веков здесь живут Старцевы, Мальцевы, а род Молчановых, как сообщила его представительница, библиотекарь села, Анастасия Молчанова, поселился в Вотче 300 лет назад. Незримые нити связывают малую родину с бывшими жителями села, которые, даже покинув Вотчу, все равно возвращаются сюда снова.  Село Вотча А вот молодежь из-за отсутствия работы покидает родные места. В результате закрылись в Вотче детсад и школа, а вотчинская детвора в составе 20 человек переведена для продолжения воспитания и обучения в соседний поселок Первомайский. Может быть, еще и поэтому так пустынно на улицах села, и только яркая детская площадка напоминает, что маленькие жители Вотчи где-то неподалеку. А вот клуб, администрация, библиотека работают в полную силу. Приятным открытиям для нас стало то, что излюбленным чтением вотчинцев является православная литература: полка с этими изданиями оказалась пустой – все разобрали читатели. И это несмотря на то, что сегодня своего православного храма в селе нет… Храм-мученик Развалины старинной каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы возвышаются в центре села Вотча и видны издалека. Выходим из машины, чтобы просто полюбоваться прекрасной картиной. Подъезжаем ближе, и тихое волнение, готовность к встрече с чудом, сказкой сменяют боль и горечь, вызванные страданиями храма. Попасть внутрь церкви можно через выломанные окна, а вход в храм сегодня скорее напоминает лаз в пещеру. Стены испещрены посланиями потомков. Но в целом в разрушенном храме царит порядок, хотя в некоторых его частях находиться уже небезопасно из-за угрозы обрушения свода. Вход в храм сегодня скорее напоминает лаз в пещеру Доступ на второй этаж церкви кто-то из местных жителей заботливо перекрыл – ведь там, в верхнем храме, еще сохранились фрагменты росписи, выполненные в начале прошлого века устюжским художником Жилиным.  Фрагменты росписи верхнего храма В моем архиве есть фото этого же храма, но 10-летней давности. Да, многое изменилось с тех пор: крыша Божьего дома в то время еще не служила приютом для местной флоры, а сегодня здесь уже вырос лес. Без труда тогда мы смогли подняться и на второй этаж, чтобы увидеть старинную роспись. Теперь полюбоваться сохранившимися фресками можно только с улицы через выломанные оконные проемы. От ветра вновь прячемся в разрушенном храме, где исполняем тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы. Потом здесь, в умирающем храме, единственном свидетеле жизни и подвига вотчинских Шаламовых, рассказываю о них своим спутникам. Бессеребренник Николай Дед Варлама Шаламова Николай и дядя Прокопий служили в суровом северном краю. О. Николай Шаламов начинает служить в Вотче с 1867 года. Подробнее о том, как дед писателя появился в заповедном уголке Коми края рассказала мне Анна Малыхина: «О. Николай Шаламов прибыл в Вотчу из Устюжского уезда, где отец его Иоанн Шаламов служил священником при Шасской Васильевской церкви, а дед Максим Харлампиев Шаламов в конце XVIII века служил дьячком в городе Великом Устюге». Семья у отца Николая и матушки Татьяны была большая, супруги воспитывали шестерых детей. Подробности служения отца Николая в Вотче сохранились благодаря неутомимой деятельности сельского летописца, его сына и преемника – иерея Прокопия. В некрологе «Венок на могилу доброго пастыря» Прокопий Шаламов рассказывает о своем отце-священнике: «Тяжел казался подвиг служения в незнакомом краю и чужом народе. Нерадостны были первые впечатления по приезде к месту служения: обширный неустроенный приход, разбросанность деревень при полном отсутствии сносных путей сообщения; хотя и родной по вере, но чуждый по языку народ, полное невежество и темнота его, неустройство по храму. Сколько предстояло забот, труда, энергии, сколько душевной крепости, чтобы не пасть духом...» Первым делом отец Николай позаботился об образовании паствы и открыл в своем бедном доме школу грамоты. И долгие годы, вплоть до 1881 года, когда было открыто в селе земское училище, он преподавал в ней безвозмездно начатки грамотности и христианского учения. Другая забота батюшки – благоустроение приходского храма. Вот как отец Прокопий рассказывает об этом: «С 1876 года по 1879 год он собирает пожертвования и строит каменную ограду вокруг храма с прекрасной железной решеткой и двумя входными воротами изящной архитектуры. С 1880 года изыскивает средства и покупает в 214 пудов благовестник, которого могучий звон разносился по дальним деревням прихода, возвещая им время молитвы. Через семь лет строит в теплом храме новый иконостас с хорошей резьбой и высокой позолотой. В последние же годы служения вещественным памятником неусыпной энергии и пастырской ревности является заново отремонтированный и расширенный каменный кладбищенский Стефановский храм (Стефановский храм из-за угрозы обрушения свода был разрушен – Н. П.)».  Так выглядел храм села Вотча 10 лет назад Благодаря воспоминаниям сына стали известны и подробности служения отца Николая, который и в полуночный час, и в метель, и в грозу, под дождем и снегом, по болотам и трясинам, без малейшего замедления шел пешком за много верст утешить Святыми Тайнами больных и умирающих. После него не осталось никаких денежных средств и имущества, кроме скромного домика на церковной земле 3 ноября дня 1910 года в 10 часов вечера мерные удары колокола возвестили жителям села Вотчи о кончине 83-летнего старца-пастыря иерея Божия Николая Шаламова. Похоронен отец Николай был в ограде родного храма. После него не осталось никаких денежных средств и имущества, кроме скромного домика на церковной земле. Вотча / Православие.Ru | Прокопий Шаламов pravoslavie.ru›99610.html  
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27543 | Наверх ##
20 ноября 2017 23:12 16 мая 2022 17:20 Прокопий Шаламов Прокопий Шаламов продолжил традиции своих предков и был рукоположен в священники в 1899 году, заступил на место своего отца и служил в этом звании так же, как и отец, 32 года до своей трагической смерти. Богослужебная деятельность батюшки и его работа как историка в таежном уголке Коми не осталась незамеченной – об этом свидетельствует множество церковных наград, которых был удостоен отец Прокопий, и серебряная медаль Красного Креста «В память русско-японской войны». И при всех своих заслугах отец Прокопий оставался человеком скромным. Такими же старался воспитать и семерых своих детей. В архиве Анны Малыхиной хранится воспоминание бывшего учителя, пенсионера О.Т. Кушманова, о детях батюшки: «Учился я вместе с дочерью священника Катей Шаламовой, она ничем не отличалась от всех остальных крестьянских детей, хотя была поповской дочерью, одевалась также скромно, таким же был и ее брат Сергей». Транспортом батюшке служила его белая лошадь, а в хозяйстве священника также имелось несколько коров. Арест Как дальше складывалась жизнь отца Прокопия, удается восстановить по данным архивов. Прокопия Шаламова арестовали 25 января 1931 года, в качестве обвиняемого он был допрошен 19 января. Прокопия Шаламова арестовали 25 января 1931 года В архиве ФСК РК хранится дело Шаламова Прокопия Николаевича, в котором сообщаются некоторые подробности постепенно разворачивающейся трагедии: «Имущество конфисковано в 1930 году, лоялен к Советской власти, был под следствием 1922 и 1925 годах как подозреваемый в сокрытии или тормозе сдачи церковных ценностей». Сквозь века слышим мы и голос самого батюшки, твердо заявившего следователю: «Виновным я себя не считаю ни в чем, под судом был в 1925 году, обвинялся в том, что будто бы тормозил сдачу церковных ценностей, по суду я был оправдан. Слухи о падении Советской власти и о том, что с падением Советской власти у коммунистов и колхозников будут выжигать на спине клейма, я не распространял. Против коллективизации сельского хозяйства я также не выступал и не агитировал. В части лесозаготовок я также не говорил ни одного слова. На заседаниях церковного совета иногда участвую, но это только по вызову церковного совета, а сам без приглашения ни разу не бывал. От членов церковного совета антисоветской агитации я не слышал. Больше по делу показать ничего не могу».  В храме села Вотча Затем следует акт о расстреле: «1931 года мая 28 дня комиссия в составе: зам. нач. СПО Коми обл. отд. ОГПУ Колованина и уполномоченного ЭКО т. Савельева, сотрудника КО ОГПУ Казакова составила настоящий акт о нижеследующем: с/ числа в 24 часа в местности «Дырнос дор» в полутора километрах от окраины города привели в исполнение постановление тройки ПП ОГПУ СК от 13.05.31 года. Направленные за № 7346/8к в отношении: Морохина Тимофея Тимофеевича, Ракина Ивана Егоровича, Нарбекова Солемтана Усмановича, Тыхтило Федора Георгиевича, Лебедева Якова Дмитриевича, Лама Михаила Павловича, Мальцева Ивана Степановича, Ермолина Петра Васильевича, Шаламова Прокопия Николаевича. Каковые расстреляны и трупы похоронены на месте, о чем и составлен настоящий акт». Наталья Прокофьева 20 декабря 2016 г. Вотча / Православие.Ru | Прокопий Шаламов pravoslavie.ru›99610.html          --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27543 | Наверх ##
4 февраля 2018 6:13 4 февраля 2018 6:27 Из дневника opel45 ( Ольги Петровны) о Малининых . Размещаю здесь , подробнее предстоит заниматься позднее. О сыновьях (?) священника Николая Павловича МАЛИНИНа – совпадение биографических сведений КВ Воскресенской Боровецкой ц за 1916 г. и сайта администрации Вологодской области http://a.vologda-oblast.ru/sub/uvd из списка жертв политических репрессий: Фамилия: МАЛИНИН Имя: АЛЕКСАНДР Отчество: НИКОЛАЕВИЧ Дата рождения: 1866 Место рождения: СЕЛО ВОСКРЕСЕНЬЕ СВЕРДЛОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА СОКОЛЬСКОГО РАЙОНА СЕВЕРНОЙ ОБЛ. Место жительства: ДЕР.ПЯТИНО БОРОВЕЦКОГО СЕЛЬСОВЕТА СОКОЛЬСКОГО РАЙОНА СЕВЕРНОЙ ОБЛ. Дата ареста: 25.09.1937 Дата осуждения: 16.11.1937 Дата прекращения дела: 17.05.1960 Архивный номер дела: П-8722 Фамилия: МАЛИНИН Имя: ЕВГЕНИЙ Отчество: НИКОЛАЕВИЧ Дата рождения: 15.02.1885 Место рождения: СВЕРДЛОВ. СЕЛЬСОВЕТ СОКОЛЬСКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛ. Место жительства: ДЕР.САВИНСКАЯ УХТОМСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ВОЖЕГОДСКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛ. Дата ареста: 02.12.1937 Дата осуждения: 10.12.1937 Дата прекращения дела: 28.08.1989 Архивный номер дела: П-6252 Фамилия: МАЛИНИН Имя: НИКОЛАЙ Отчество: НИКОЛАЕВИЧ Дата рождения: 06.10.1879 Место рождения: СЕЛО ВОСКРЕСЕНЬЕ СОКОЛЬСКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛ. Место жительства: ГОР. ВОЛОГДА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛ., УЛ.ДОБРОЛЮБОВА, Д.5, КВ.2 Дата ареста: 30.04.1940 Дата осуждения: 27.08.1940 Дата прекращения дела: 12.09.1989 Архивный номер дела: П-5519 Почти через год после запроса в Государственный архив Вологодской области, в декабре 2012г. получила справку со сведениями о священнослужителях МАЛИНИНых и их семьях: В метрической книге Михайло-Архангельской ц. Вологодского у. за 1838г. значится Николай, родился 18 (крещен 24) апреля. Родители: отец – Павел МАЛИНИН, дьячок этой церкви; мать Анна Филиппова. Восприемником при его крещении был Арсений Лебедев, священник этой церкви (Ф.496, оп.8, д.157, л.1107). В КВ Воскресенской ц. Вологодского у. за 1856 г. значится АЛЕКСАНДР Николаев Глушицкий, старший священник, 43 лет, сын Николая Глушицкого, священника этой церкви. «По окончании учебного курса ВДС уволен в епархиальное ведомство. 2 февраля 1837 г. посвящен во священника к сей церкви.» В семействе у него: Жена Евлампия Алексеева, 36 лет; Их дети: Иулия, 16-ти лет; Николай, 14 лет, обучался в низшем отделении ВДС; Любовь, 11-ти лет; АЛЕКСАНДР, 7-ми лет; Викентий, 5-ти лет. (Ф.496, оп.4, д.11, л.346 об., 347). В метрической книге Воскресенской Боровецкой ц. Вологодского у. за 1866 г. значится АЛЕКСАНДР, родился 1 (крещен 3) августа. Родители: отец - Николай Павлов МАЛИНИН, приходской священник этой церкви; Мать – Любовь АЛЕКСАНДРова. Восприемником его при крещении был АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРов Глушицкий, ученик Вологодского духовного училища. (Ф.496, оп.8, д.358, л.886 об.). В МК Благовещенской Ербуговской ц. Вологодского у. за 1868 г. значится Мария, родилась 21 (крещена 24) декабря. Родители: отец – АЛЕКСАНДР Виссарионов, священник этой ц. Мать – Перпетуа Васильева. Восприемником при ее крещении была Фаина Васильева, дочь Василия Четверухина, умершего священника этой ц. (Ф.496, оп.8, д.379, л.10 об.). В КВ Николаевской Комьянской ц. Грязовецкого у. за 1889 г. значится дьякон АЛЕКСАНДР Николаев МАЛИНИН, 22 лет, «природою Воскресенской Боровецкой ц. Вологодского у. священника Николая МАЛИНИНа сын. Жена его Мария АЛЕКСАНДРова, 20 лет, природою Кадниковского у. Георгиевской Рубежской ц. священника АЛЕКСАНДРа Преображенского дочь, грамотна.» (Ф.496, оп.4, д.410, л.580, 580 об.).
--- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27543 | Наверх ##
13 февраля 2018 21:04 Торков Николай Николаевич происхождение: сын протоиерея возраст: на 1917 г. - 39 лет образование: ВДС (13.5.1899). 15.9.1899 - учитель Иртовской ЦПШ Яренского уезда Вологодской губернии. 8.5.1906 - определен на должность священника Жешартской Спасской церкви Яренского уезда. 11.6.1906 - награжден Св. Библиею от Св. Синода. Законоучитель ЦПШ-л: мужской с 15.9.1906, женской с 15.9.1909. 1.11.1910 - законоучитель Рамского земского училища. 1907 - председатель церковно-приходского совета. 12.4.1911 - награжден набедренником. 15.9.1913 - определен уездным наблюдателем ЦПШ-л Яренского уезда с причислением к штату Яренского Спасо-Преображенского собора. 1914 - депутат от духовенства в земских собраниях. 16.9.1913? - член уездного попечительства комитета о народной трезвости. 2.1.1915 - директор Яренского тюремного отделения. 23.3.1917 - награжден скуфьей. В память 300-летия царствования дома Романовых предоставлено право ношения на груди светло-бронзовой медали.
Торков Николай Николаевич Год рождения 1879 Место рождения Вологодская губ., Яренский у., д.ИРТА священник ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
Образование Вологодская Духовная Семинария Год окончания 1899 Рукоположение священник 1906 Служение Коми о., с.Жешерт, приходская церковь священник Год начала 1906 Год окончания 1913 Архангельская о., Ленский р., Иртовский приход, Воскресенская церковь священник Год начала 1913 Год окончания 1929 День окончания 30 Месяц окончания 10 Места проживания Архангельская о., Ленский р., с.ИРТА Год окончания 1929 День окончания 30 Месяц окончания 10 Аресты Архангельская о., Ленский р., с.ИРТА Год ареста 1929 День ареста 30 Месяц ареста 10 Осуждения Северо-Двинский окружной суд 03/04/1930 Обвинение "контрреволюционная агитация" Приговор 7 лет лишения свободы со строгой изоляцией и конфискацией имущества Дальнейшая судьба неизвестна
Реабилитация
Дата 1992.09.24 По году репрессий 1930
Публикации
За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с.
По материалам сайта forum.vgd.ru --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
smigv48 Вологда Сообщений: 4961 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2805
| Наверх ##
28 июня 2018 0:02 ВЕРЕСОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Его имя, как и другие, помещено в Краеведческом музее г. Тотьмы на Стенде памяти репрессированных жителей Тотьмы и Тотемского района. Светлая память безвинно осужденному.
 --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27543 | Наверх ##
11 января 2019 8:03
Священномученик Никодим (Кононов), в миру Александр, родился 18 июня 1871 г. в Архангельской губернии, в семье священника. В 1892 г. он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. На четвертом курсе принял монашество, вскоре был рукоположен во иеродиакона, а потом во иеромонаха. В 1896 г. закончил академию со степенью кандидата богословия и летом того же года был назначен смотрителем в Александро-Невское духовное училище.
В Санкт-Петербурге отец Никодим проводит большую работу по составлению житий святых отцов, просиявших в северных и уральских землях, среди них «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIXвв.», «Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители», «Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский», «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. Археологические очерки», «Архангельский патерик», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в приделах Санкт-Петербургской епархии XIV—XVII вв.», «Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники».
В 1901 г. он возведен в сан архимандрита, а 17 января 1904 г. архимандрит Никодим назначен ректором Калужской духовной семинарии.
Прошло несколько лет, и архимандрит Никодим получает назначение на Север, где с 19 марта 1909 г. возглавляет Олонецкую духовную семинарию. Выходит в свет еще один его труд - «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел» (1910).
9 января 1911 г. в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим хиротонисан во епископа. Хиротонию совершали митрополиты: Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан и другие. Епископ Никодим направляется в Курскую епархию, где несет послушание епископа Рыльского, викария Курской епархии. В то время в состав Курской епархии входила и Белгородская. Епископ Никодим прибыл сюда незадолго до открытия мощей свт. Иоасафа Белгородского. Здесь епископу Никодиму суждено было принять мученическую смерть. Господь отпустил епископу Никодиму время, чтобы на земле, освященной служением Святителя Иоасафа, поработать во славу своего святого предшественника. Епископ Никодим составляет акафист святителю Иоасафу.
«Этот благодатный труд преосвященного является образцом среди акафистов, составленных в России... Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию», - так отзывались современники о труде владыки. Епископ Никодим проделал громадную работу и выпустил книгу «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа» (Курск, 1914), содержавшую ценные биографические документы, иллюстрации, документальные данные о чудесах, совершенных предстательством святителя.
Владыка Никодим был инициатором создания и одним из составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII—XIX столетий». В 1917 г. за свои труды он был удостоен степени магистра богословия. За небольшое время служения в Белгороде он снискал любовь и уважение людей. Проповеди епископа Никодима отличались «необыкновенной силой богословской истины, красоты, выразительности и убедительности». Служил он истово и отрешенно, весь уходя в служение Богу, был «как посланец с небес среди земных людей». Верующим нравилась особая повествовательно-напевная манера чтения молитв во время богослужения. Как архипастырь, он действовал сообразно обстоятельствам, мог быть или непреклонно строг, или снисходителен и заботлив. Не оставались без внимания владыки и дела благотворительности - учреждались и поддерживались дома престарелых и сирот, на полном иждивении владыки жили перед революцией два воспитанника духовного учебного заведения.
1917 год принес гонения на Церковь и ее служителей. Епископ Никодим в своих проповедях обличал насилие, грабежи и убийства, совершаемые властями ради утверждения своих идей, он проповедовал, что Законы Божий выше законов человеческих. Он сражался доступными ему духовными средствами - проповеди владыки были поистине «мечом духовным», им он защищал свою паству. Близкое окружение предостерегало любимого архипастыря от смелых шагов, совершенно обоснованно опасаясь за его жизнь, но он, не ограничиваясь проповедью с кафедры собора, регулярно проводил беседы на религиозно-нравственные темы. Епископ Никодим чудом избежал ареста.
Осенью 1918 г. в Киеве состоялся Съезд архиереев юга России, в котором участвовал и епископ Никодим. Когда съезд закончился, ему настоятельно предлагали не спешить в Белгород, но владыка и слышать не хотел об этом. По прибытии в Белгород он не стал скрываться от властей, как того желала братия Троицкого монастыря, где была резиденция архипастыря. Власти только ждали удобного случая, чтобы его арестовать.
Наступало Рождество Христово 1919 г. В кафедральном Троицком соборе владыка совершил Рождественское богослужение, потом принимал у себя представителей белгородского духовенства. В это время сюда явился известный своей жестокостью комиссар Саенко. Епископу было приказано немедленно следовать в ЧК. Успокоив всех присутствующих, владыка отправился в Чрезвычайку, располагавшуюся в здании бывшей земской управы. Весть об аресте архипастыря быстро распространилась по городу. Быстро организовались депутации в защиту любимого пастыря. Одну из них возглавила начальница 2-й женской гимназии М.Д. Кияновская. Мария Дмитриевна, жена священника, не скрывала своих религиозных и политических убеждений. В том же день, в праздник Рождества Христова, она была арестована как "руководительница контрреволюционной демонстрации" и расстреляна.
Опасаясь волнений, владыку отпустили через несколько часов, но на свободе ему уже оставалось быть совсем недолго. На второй день Рождества епископ Никодим совершил последнюю в своей жизни Божественную литургию, произнес проповедь, а во время вечернего богослужения был арестован красноармейцами прямо в алтаре и тайно выведен из храма. Священномученик Никодим содержался в здании ЧК, где в подвале его подвергали допросам и пыткам.
По приказу того все того же комиссара Саенко 10 января 1919 г. (н.ст.) священномученик Никодим был расстрелян. Желая скрыть от народа эту казнь и боясь отказа красноармейцев расстрелять уважаемого пастыря, его повели на расстрел в военной шинели. Владыку тайно захоронили в общей могиле за городом. Все же люди узнали место погребения своего архипастыря. Братскую могилу верующие тайно украшали цветами и ветвями. Кроме цветов и зелени на могиле появились кресты, иконки и даже лампадки. У братской могилы служили панихиды по христианском мученике, незабвенном епископе Никодиме.
После взятия Белгорода Добровольческой армией (через полгода после расстрела владыки) братская могила была вскрыта. Тело священномученика узнали по сохранившемуся на нем монашескому параману. Медицинский осмотр убиенного пастыря установил кроме огнестрельной раны в груди (не смертельной), пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от удушения. Останки епископа Никодима были перенесены в Троицкий монастырь при участии всего духовенства города и большом стечении народа, а погребен он был на завещанном им месте – у северной стены собора вблизи раки святителя Иоасафа. Спустя год мощи святителя Иоасафа были кощунственно вскрыты и увезены, в начале 1920-х гг. Троицкий собор был снесен, а останки епископа Никодима остались погребенными под его развалинами.
Священномученик епископ Белгородский Никодим (Кононов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г. Память его совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в день его мученической кончины и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, в празднование Собора Санкт-Петербургских святых.
Тропарь, глас 4:
Православия и благочестия ревнителю, священномучениче Никодиме, святителя Иоасафа велегласный прославителю, душу свою за овцы стада Христова положивый, моли о нас всемилостиваго Бога, да верою, надеждою и любовию утвердит отечество наше в Православии и душам нашим дарует велию милость.
Кондак, глас 8:
Избранный светильниче земли Белоградския, страдания и кончину Христа ради восприявый, темже обретый благодать несокрушимую, помогай нам твоим предстательством во утверждении Православия, да с верою зовем ти: Радуйся, священномучениче Никодиме, архипастырю и молитвенниче усердный!
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|
В этот памятный список внести можно ещё много имён, но вот Вересова Ивана Матвеевича, которого судили , но все же освободили в дальнейшем и Львова Сергея Николаевича, которого так же обвиняли в сокрытии церковных ценностей , безусловно следует помнить!
В отношении расстрела протоиерея Лощилова Евгения Николаевича противоречивые данные, хотя на основании имеющегося архивного дела 1940 г. более точный.