ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6177 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4081 | Наверх ##
28 марта 2022 22:35 Деревня Орлино, впервые упомянутая в Писцовой книге Водской пятины 1500 года, была в те далёкие времена центром Орлинского погоста. Археологи нашли у деревни следы средневековых захоронений, а также несколько украшений из цветного металла, типичных для древнерусских памятников XI века и две привески-лунницы, датируемые более ранним временем. Предполагается, что они также происходят из могильников. В начале XVII века, после Ливонской войны и войн Московского государства со Швецией, деревня опустела. По итогам Столбовского мирного договора земля, где находилась деревня, отошла Швеции. Население опасалось притеснений и покидало деревни. В тщательно составленных шведами описаний новой провинции Ингерманландии, собранных в «Писцовых книгах Ижорской земли» 1618—1623 годов, Орлино названо пустошью. Вскоре, однако, в окрестных деревнях появились новые жители, финны-переселенцы, которые дали начало народу ингерманландских финнов. Жили они, по-видимому, и в Орлино, во всяком случае, деревня пустошью быть перестала.
В начале XVIII века Пётр I подарил Орлинскую мызу своему сподвижнику, Ивану Ивановичу Бутурлину. Однако во время короткого царствования Екатерины I Бутурлин, бывший у императрицы в милости, принял участие его в заговоре, имевшем целью низложение Меншикова. После смерти императрицы Меншиков отомстил Бутурлину, лишив его чинов и знаков отличия, а, вскоре, и владений. У Бутурлина осталось только родовое село Крутцы во Владимирской губернии, недалеко от города Александрова, где он скончался 31 декабря 1738 года. В 1747 году мызу приобрёл помещик Яков Андреевич Мельницкий, а в 1758 году, после его смерти, поместье унаследовал его сын, Василий Яковлевич Мельницкий. Наследник имение не сохранил, и в 1773 году Орлинскую мызу приобрёл придворный банкир Екатерины II Иван Юрьевич Фридрикс (Фредерикс). В 1788 году мыза снова сменила хозяев, перейдя в собственность статского советника Александра Стахиевича Стахиева. В 1803 году владелицей усадьбы и 280 душ крепостных стала фрейлина императорского двора Анна Степановна Протасова. При ней в деревне появился каменный храм, который стоит у озера и сегодня, при прежних владельцах церковь была деревянной. В 1820-е новый владелец И.В. Васильчиков построил на мызе двухэтажный барский дом с балконами, окружённый, по новой моде, пейзажным парком. Господский дом и деревню соединила аллея. Заботился Васильчиков и о доходности имения. На усадебных землях был огород, а в деревне была построена мельница. В 1863, уже после отмены крепостного права, усадьба отошла в приданое С.И. Васильчиковой, вышедшей замуж за графа Н.С. Строганова. Благодаря новым хозяевам произошли важные изменения не только на господском двое, но и в жизни крестьян. На средства графа Строганова построены школа и больница, а также экипажный завод и трактир, приносившие доход, как и сдача в аренду старой мельницы и кузницы, при мызе были заведены оранжереи. Строгановы оставались владельцами мызы до 1917 года, когда имение было национализировано.
Население деревни в XIX веке было, вероятно, преимущественно русским, православным, однако проживали в Орлино и несколько финских семей. К моменту отмены крепостного права (1861 год) в ней проживало порядка 300 крестьян, из них одна семья при мельнице, что стояла у деревни при речке Дивенке и несколько семей — на барской усадьбе. Чтобы собрать деньги на выкуп наделов, ушло больше 10 лет. Только в 1873–1874 годах крестьяне собрали средства для выкупа наделов и стали собственниками земли. Школа в большой деревне была рассчитана на 80 учеников, с ростом возможностей в деревне открылись 3 лавки и постоялый двор. В больнице работал фельдшер, а раз в неделю вёл приём приезжавший врач. К концу XIX века численность население в Орлино превышала 500 человек.
В первой половине минувшего века число жителей в Орлино приближалось к тысяче, село было административным центром Орлинского сельсовета, в который входили 13 населённых пунктов, 913 хозяйств и 9 колхозов. Несколько уроженцев деревни были репрессированы в 30-х годах. Среди них монахиня Виноградова О.А., проживавшая в деревне Шемякино, Гордеев Б.К., работник кожевенного комбината в Вятке, инженер-электрик Сергеев Л.С., участвовавший в строительстве Аджарской ГЭС и Федоров А.В., экономист ленинградского завода "Красный треугольник". При наступлении немцев в 1941 году деревня Орлино была оккупирована. В 1942 оккупационные власти собрали сведения о семьях, члены которых служили в советской армии. Эти люди подвергались особым притеснениям, а многие были убиты. Так В Орлинском сельсовете было расстреляно 13 колхозников, родственники которых были на фронте. В 1943 началась массовая высылка населения в концлагеря. Сопротивление сурово каралось, и в том же Орлино были расстреляны за отказ поехать в Германию Гранатов Николай с женой. 31 декабря в разорённую деревню вошли советские войска.
Старинная усадьба была практически полностью разрушена, а вот деревня продолжает жить. В ней зарегистрировано более 300 жителей, в отличном состоянии сохранились старинные дома, украшенные тонкой резьбой. Многие из них просторны, надстроены чердачными этажами со светёлками. Такие дома могли себе позволить состоятельные люди. Восстанавливается церковь, которую в годы советской власти превратили в клуб. О ней мы подробно писали в одном из предыдущих постов. |