Неизвестно, в какое именно, но в очень отдаленное время, за собором, вверх по реке Сухоне, построена была церковь во имя Леонтия Ростовского (пл. 4), и около этой церкви образовался Леонтьевский конец, как
часть отдельная от посада. Насколько часть эта была отдельна от посада, можно заключать из того факта, что село Леонтьевское считалось
принадлежавшим к Усольскому (т. е. к Сольвычегодскому) уезду (Акты II,
313), и Леонтьевской церкви деревня Деревенька написана была в Усольских писцовых книгах '). Почему одна из первых церквей, основанных
около Устюга, получила наименование во имя Леонтия Ростовского, для
нас ясно будет, если припомним, что с начала XIII века, т. е. со времени,
ближайшего к основанию и возникновению г. Устюга, начинается политическая и религиозная зависимость г. Устюга от Ростова, в Ростовской
же области, еще до нашествия на Русь монголов, был местночтимым
Леонтий Ростовский. Наименование указываемой церкви Леонтьевскою и
было результатом религиозной зависимости Устюга от Ростова.
В XVI веке Леонтьевский конец состоял из плужных земель. Кроме
церковной земли Леонтьевской церкви (местоположение которой будет
указано ниже) и плужной земли МихайлоАрхангельского монастыря,
здесь были: а) плуг великого князя Захаровской; б) плужище Жилкино
царицы и великие княгини и в) царицы же'великие княгини плуг Воронинский. Владения великого князя и княгини на Устюге начинаются также с очень отдаленных времен. Уже в духовной грамоте 1410 года великим князем Василием Димитриевичем отдаются княгине его на Устюге
Федоровские села Свибловские (Древн. Росс. Вивлиое. ч. I. M. 1788 г.,
стр. 131). Ясно отсюда, что великокняжеские владения на Устюге начало
свое получили ранее 1410 года. В фактическом владении плужные земли
были у лиц их обрабатывавших, т. е. они были в ближайшем и непосредственном владении тех крестьян, которые на них сидели. В актах МихайлоАрхангельского монастыря сохранились сведения, в чьем именно фактическом владении была эта земля в XVI веке, и какой вид имела эта
нынешняя часть г. Устюга в то отдаленное время.
До 1514 года весь Захаровский плуг был во владении двух братьев—
Марка да Матвея Михеевых детей; в этом же году они, взявши 8 рублей
на посилье, отступились половины земли и двора и пожень, что к тому
плугу тянет, в пользу Владимира Огапитова да Пареенья Павлова Стребыкова. При этом земля должна была остаться „не в розделе, пахати за
одно. Жито делити с гумна, а сено копнами. А что во дворе горенка, ино
в ней жити Марку". „А семена Володимеру да Пареенью на свою половину класти свои" (Акты I, 34, 35). Итак, в начале XVI в. на целом
плуге земли была одна жилая горенка. Новые совладельцы для своего
житья, по всей вероятности, должны были построить другую. Так как
совладельцами семена клались свои, обработка же производилась сообща,
то ясно, что все они были лицами равноправными. Занятием их было
хлебопашество и сенокошение, следовательно, и вид занимаемого ими
местечка носил характер сельскодеревенский, с одной, много двумя жилыми постройками. Из этого плуга половина его в 1571 году по посильной грамоте и четверть в 1618 году по купчей грамоте перешли во владение МихайлоАрхангельского монастыря
http://ecat.cbs-vologda.ru/img/sever_2_1927.pdf