Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Леонтьевское сельцо


← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: ЯТБ
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6235
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4140
Великий Устюг. Церковь Леонтия Ростовского


Комментарий модератора:
Леонтьевский храм. Фото начала XX века из книги: Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. М., 1915


Прикрепленный файл: 06416_20121027_160108.jpg
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6235
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4140
Александр Марков
Леонтьевская церковь


Деревянный Леонтьевский храм состоял из двух церквей: холодной во имя святого Леонтия епископа Ростовского и теплой во имя святых Флора и Лавра, а также колокольни с 6-ю колоколами. Каменная Леонтьевская церковь двухэтажная с шатровой колокольней.
Первый этаж – холодный, во имя Леонтия епископа Ростовского чудотворца. Второй этаж – теплый, во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Первый этаж построен по грамоте епископа Великоустюжского и Тотемдкого Луки, освящен в 1742 году (строился 1738-1741 годы).
Второй этаж построен по грамоте Варлаама епископа Великоустюжского и Тотемского, выданной 7 июня 1754 года, освящен Иоанном епископом Великоустюжским и Тотемским 6 мая 1770 года. Церковь построена на средства прихожан. Впоследствии помещение церкви использовалось под мастерские. В данный момент церковь пустует.
ЧЕЙ ХРАМ?
Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского
5 Июня – Православная Церковь празднует великого просветителя наших северных земель – Леонтия Ростовского!
Святитель Леонтий – просветитель и покровитель нашей земли, один из самых великих святителей земли Русской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края. Он велик на Небе как сильный молитвенник за нас и за землю Русскую.
К сожалению, сведения о нем скудны и противоречивы, как и о большинстве святых, живших в столь далекую эпоху. Сохранилось более двухсот списков с его житием, что говорит о большой популярности и почитании святителя.
По словам святителя Симона, епископа Владимирского, жившего в то время, которого можно считать достаточно достоверным жизнеописателем, святой Леонтий был пострижеником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония (+1073;память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия (+ 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли.
«От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, – пишет святой Симон, – мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».
Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.
В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников – епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы.
Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила.
Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.
Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался, но святитель был покоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам».
Святой епископ Леонтий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужденную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли святое крещение.
С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», – говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спасителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением Православия в местах прежнего идолослужения.
Святой Леонтий рукоположил многих священников и дьяконов, но не успел привести ко Христу всю «заблудшую чудь». Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию теряющих власть волхвов.
Тело святителя было погребено в главном храме Ростова – Успенском соборе, основанном в 991 году! Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского (+ 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор.
«23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, – сказано в его житии Никоном летописцем, – покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло и не изменилось священное тело его».
В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна I Богослова на архиерейском дворе.
В 1170 году, когда было закончено строительство каменного собора в честь Успения Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.
Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотворца». При избрании новых епископов Ростову, летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ.
С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190-1214), он же написал и канон святителю Леонтию. По благословению митрополита Феодора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая / 5 июня, в день обретения мощей.
До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.
Леонтьев день был в Ростове одним из самых тожественных дней в году – он отмечался как день города. В новейший период, с 1964 года, в день святого Леонтия Ростовского установлено празднование Собора ростовских и ярославских святых.
Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой и великим равноапостольным князем Владимиром.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Святитель Леонтий входит в число первых святых Древней Руси и является первым Ростовским святым – «...неверные мучили и убили его, и он стал третьим небесным гражданином из Русской земли, получив вместе с двумя варягами (страстотерпцами Борисом и Глебом) Венец от Христа, за которого пострадал».
Город Ростов впервые упоминается в «Повести временных лет» – в древнейшей летописи Руси, под 862 годом.
В 907 и 911 годах воины города участвуют в походах на Царьград под руководством князя Олега.
Просвещение Ростова светом Христовой веры началось вскоре после Крещения Руси в Киеве, уже в 991 году.
В 1147 году на землях Ростовского края появились небольшие поселения под названиями: Москва, Вологда, Уст юг;
В Ростове Великом была основана епископская кафедра, первая в Северо-Восточной Руси. Она находилась здесь до 1788 года, именно из нее вышли: Владимирская, Муромская, Костромская и наша – Вологодская епархии.
До нашествия Ляхов в 1609 году мощи святого Леонтия почивали открыто в «золотой раке», единственной на то время в России.
Церковь во имя святого Леонтия епископа Ростовского являлась одной из самых древнейших приходских церквей Великого Устюга.
В феврале 1930 года из-за больших налогов Леонтьевская церковь закрылась. После закрытия ломали и уничтожали иконостасы.
1993 год – прекращение финансирования и реставрационных работ на Леонтьевском храме и... падение креста!
2010 год – из-за разведения костра внутри храма, полностью выгорел второй этаж храма.
2013 год – 940 лет преставления Леонтия Ростовского.
2013 год – ЕСЛИ БОГ ДАСТ – ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ВОСКРЕШЕНИЕ ВСЕМ МИРОМ ХРАМА ЛЕОНТИЯ РОСТОВСКОГО И НАШИХ ДУШ!!!
В Воскресение 2 июня в 13.00 состоится субботник по уборке территории вокруг Леонтиевского храма. Приглашаем всех!


Источник: Марков А. Леонтьевская церковь / А. Марков // Устюжаночка. – Великий Устюг, 2013. – 30 мая. – С. 22-23.
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6235
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4140
Вид с реки

Прикрепленный файл: cerkov-leontevskaya-obschiy-vid-s-reki.jpg
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6235
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4140
.

Прикрепленный файл: DyeyzXXQ-RA.jpg
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6235
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4140
Церковь Леонтия Ростовского
(ул. Набережная, 45)
В северной части набережной Великого Устюга находится Леонтьевская церковь. Первоначально на этом месте стояли две деревянные церкви – холодная во имя Леонтия Ростовского чудотворца и теплая во имя святых Флора и Лавра. Рядом находилась деревянная колокольня с шестью колоколами. Храмы были центром пригородного села Леонтьевское, которое в XVII веке вошло в состав посада. Существующее каменное здание церкви был возведено в два этапа. Первый этаж построен в 1738–1741 годах, а верхний, увенчанный граненой ярусной главкой, – между 1754 и 1770 годами. Ранняя часть храма повторяет формы архитектуры XVII века: наличники здесь имеют кокошники с килевидным завершением, плоскость стен разделяют полуколонки. Восьмигранная шатровая колокольня на двухъярусном четверике также напоминает образцы устюжского зодчества предыдущей эпохи. К первой половине XVIII века относятся украшающие апсиду изразцы. Верхняя часть храма представляет собой образец барочной архитектуры. Оконные проемы оформлены вычурными сандриками-бровками, над ними и под ними расположены фигурные картуши, плоскости стен венчают полукруглые фронтоны. В храме было два престола. На нижнем этаже – священномученика Леонтия епископа Ростовского (главный), на верхнем – апостола Иоанна Богослова. В 1930 году храм закрыли, впоследствии в нем расположились мастерские. С 1960 года церковь охраняется государством как памятник архитектуры регионального значения. Ныне здание пустует.
© А.И. Меньшиков
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6235
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4140
© Фото. А.А. Бобков

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 328841 байтPICT45731.jpg, 287238 байтPICT45741.jpg, 310307 байтPICT45751.jpg, 337176 байтPICT45761.jpg, 308136 байтPICT45771.jpg, 336443 байт
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6235
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4140
№19 (633) от 8.05.2014
О возрождении Леонтьевского Храма

5 лет назад
Благотворительный концерт16 октября 2013 года в Городском Доме культуры г.Великого Устюга состоялся благотворительный концерт, посвящённый возрождению Храма Святителя Леонтия Ростовского. Идея его проведения возникла не случайно.

Данный Храм – одна из самых древних приходских церквей города и до 1682 г. входил в Ростовско-Суздальское княжество. Из архивных документов следует, что Святитель Леонтий был одним из известных молитвенников земли русской, равноапостольным просветителем Ростовского края.

Леонтьевский храм являлся самым северным в Великом Устюге, встречал гостей и купцов, плывущих вниз по Сухоне из Тотьмы и Вологды. Вся городская набережная до начала 20 века радовала гостей убранством многочисленных храмовых ансамблей, неповторимых по изяществу и красоте. Самым же южным в городе был храм Симеона Столпника, встречающий гостей, плывущих из Архангельска и Котласа по Северной Двине и далее вверх по Сухоне.

В 1930 году церковная община Леоньевского прихода была упразднена, и с того времени храм стал приходить в запущение и упадок. Вот уже в течение 14 лет на проржавевшем куполе стоит согбенный крест, смущая своим неприглядным внешним видом не только жителей, но и многочисленных гостей – туристов, приезжающих на вотчину к Деду Морозу.

Правда многих гостей живо интересует не только знаменитый российский Дед Мороз, но и древняя история города, подвиги мореходов и землепроходцев, уроженцев Великого Устюга, участвовавших в освоении просторов Сибири и Дальнего Востока, внесших огромный вклад в историю Русской Америки, Аляски и тем самым способствовавших расширению границ государства Российского.

Много гостей, желающих полюбоваться красотами Северной Фиваиды, святыми местами и источниками, убранством храмов, особенно неповторимого по написанию пятиярусного иконостаса Троице-Гледенского монастыря. Многие паломники приезжают 21 июля – день памяти праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, наиболее почитаемого устюжанами.

И вот на этом фоне неприглядный внешний вид Леонтьевского Храма с надломленным крестом создаёт некий городской диссонанс, и, откровенно говоря, возникает впечатление, что и не приходил к нам Христос и не отдал жизнь Свою за нас с вами, за наше спасение. Разве Бог не видит, что творится на земле устюжской? И неужели мы, русские православные люди, своими поступками и деяниями не сможем спасти Храм, тем самым жить в Боге, жить во Иисусе Христе?

Есть церковное предание, что нам отпущено столько земной жизни, сколько необходимо для достижения пасхальной вечной радости. Трудно следовать путём, достойным христианина, для этого нужна, по слову святителя Иоанна Златоуста, «душа любомудрая, неусыпная и во всех отношениях безукоризненная». Но только на этом пути можно достичь вожделенной цели – стяжать Царство Небесное, войти в Жизнь Вечную.

Каждый из нас в своей краткой земной жизни может принять Бога, а может пройти мимо, в том числе и мимо разрушающегося Храма. Смотря какие ценности ищем. Только помнить надо, что ничего не принадлежит нам в этом временном земном мире, кроме своих грехов. И лучшее время – это то, что сейчас, а не завтра, которое наступит не для всех. Но об этом знает только Господь.

Но вернёмся к нашей злободневной теме, каково же сегодня состояние Храма?

В настоящее время при поддержке духовенства, городских властей добровольной инициативной группой начаты первичные земляные, дренажные и водоотводные работы по укреплению фундамента Храма. Предстоящий объём работ велик. Это и разработка эскизного проекта реставрации, сметной документации, определение перечня работ по восстановлению внешнего облика Храма, кровельные и монтажные работы и многое другое.

Как водится, возникли проблемы с финансированием отделочных работ. Поэтому-то и пришла идея проведения благотворительного концерта, принять участие в котором живо откликнулись три Елены – вологжанки, несмотря на свою огромную творческую занятость, и лимит времени, и бытовые, семейные дела, и неблизкий путь, и отсутствие какой-либо материальной мотивации.

Это, прежде всего, Елена Никитина (проживающая сегодня в Санкт-Петербурге), творчество которой меня поразило до глубины, когда в её исполнении на концерте в Череповце я услышал и русские романсы, и ретро-песни, и духовную музыку.

Вторая выступающая – Елена Пятницкая, устюжанка, студентка Московского университета культуры, которая несмотря на напряжённый график учебного процесса, также живо откликнулась на приглашение принять участие в благотворительном концерте. Она порадовала устюжан песнями фольклора, произведениями на стихи Н.Рубцова, пленив земляков своим неповторимым тембральным сопрано.

И, наконец, актриса Елена Пирогова-Филиппова (проживающая в Москве), солистка военного оркестра Минобороны, голос которой совсем недавно звучал на Красной площади в формате фестиваля сводных военных оркестров «Спасская Башня». Под гитару она исполнила для устюжан в основном авторские песни духовного содержания.

Многих устюжан и гостей города особенно тронуло их трио – многоголосье, исполнение песни иеромонаха Романа «Радость моя». Зал аплодировал им стоя, многих эта песня задела до слёз.

Несмотря на будний день, был аншлаг (хотя были опасения, что после предыдущих перед благотворительным концертом выступлений популярных московских театральных и вокальных групп зал будет пуст), а после концерта я получил массу тёплых откликов в адрес трёх прекрасных Елен.

И я уверен: пройдёт время, и засияет согбенный крест, и будет первая литургия, и придут на неё устюжане, которые, посетив благотворительный концерт, сами того не подозревая, уже внесли свою лепту, сотворили каждый личное благо, заложили свой кирпичик в восстановление Леонтьевского Храма. Спасибо вам, земляки, низкий поклон вам, Елены!

Учитывая непростое финансовое положение, огромный фронт восстановительных работ, мы создали благотворительный фонд «Возрождение Храмов». Мы приглашаем к сотрудничеству с нами всех, кому не безразлична их судьба, ведь в земном прахе не исчезает любовь и милосердие, добро и благочестие.

Христос придёт к каждому из нас. Придёт сквозь мрак нашего неверия со словами «Мир вам!». Что мы ответим на эти слова?

Храму нужна ваша помощь.

Храни вас Господь!


Суковаткин Н.А., офицер в запасе, председатель Правления
благотворительного фонда «Возрождение Храмов»
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6235
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4140
https://gosarchive.gov35.ru/archive5/inventory/45597

Великоустюгский центральный архив
ФОНД 584

ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6235
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4140
.


Прикрепленный файл (Вологодские епархиальные ведомости 1894 № 20 стр 304-310 2п.pdf, 674884 байт)
Прикрепленный файл (Белоглазова Н А Исследование архитектуры церкви святого Леонтия Ростовского в городе Великом , 253704 байт)
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6235
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4140
Неизвестно, в какое именно, но в очень отдаленное время, за собором, вверх по реке Сухоне, построена была церковь во имя Леонтия Ростовского (пл. 4), и около этой церкви образовался Леонтьевский конец, как
часть отдельная от посада. Насколько часть эта была отдельна от посада, можно заключать из того факта, что село Леонтьевское считалось
принадлежавшим к Усольскому (т. е. к Сольвычегодскому) уезду (Акты II,
313), и Леонтьевской церкви деревня Деревенька написана была в Усольских писцовых книгах '). Почему одна из первых церквей, основанных
около Устюга, получила наименование во имя Леонтия Ростовского, для
нас ясно будет, если припомним, что с начала XIII века, т. е. со времени,
ближайшего к основанию и возникновению г. Устюга, начинается политическая и религиозная зависимость г. Устюга от Ростова, в Ростовской
же области, еще до нашествия на Русь монголов, был местночтимым
Леонтий Ростовский. Наименование указываемой церкви Леонтьевскою и
было результатом религиозной зависимости Устюга от Ростова.
В XVI веке Леонтьевский конец состоял из плужных земель. Кроме
церковной земли Леонтьевской церкви (местоположение которой будет
указано ниже) и плужной земли Михайло­Архангельского монастыря,
здесь были: а) плуг великого князя Захаровской; б) плужище Жилкино
царицы и великие княгини и в) царицы же'великие княгини плуг Воронинский. Владения великого князя и княгини на Устюге начинаются также с очень отдаленных времен. Уже в духовной грамоте 1410 года великим князем Василием Димитриевичем отдаются княгине его на Устюге
Федоровские села Свибловские (Древн. Росс. Вивлиое. ч. I. M. 1788 г.,
стр. 131). Ясно отсюда, что великокняжеские владения на Устюге начало
свое получили ранее 1410 года. В фактическом владении плужные земли
были у лиц их обрабатывавших, т. е. они были в ближайшем и непосредственном владении тех крестьян, которые на них сидели. В актах Михайло­Архангельского монастыря сохранились сведения, в чьем именно фактическом владении была эта земля в XVI веке, и какой вид имела эта
нынешняя часть г. Устюга в то отдаленное время.
До 1514 года весь Захаровский плуг был во владении двух братьев—
Марка да Матвея Михеевых детей; в этом же году они, взявши 8 рублей
на посилье, отступились половины земли и двора и пожень, что к тому
плугу тянет, в пользу Владимира Огапитова да Пареенья Павлова Стребыкова. При этом земля должна была остаться „не в розделе, пахати за
одно. Жито делити с гумна, а сено копнами. А что во дворе горенка, ино
в ней жити Марку". „А семена Володимеру да Пареенью на свою половину класти свои" (Акты I, 34, 35). Итак, в начале XVI в. на целом
плуге земли была одна жилая горенка. Новые совладельцы для своего
житья, по всей вероятности, должны были построить другую. Так как
совладельцами семена клались свои, обработка же производилась сообща,
то ясно, что все они были лицами равноправными. Занятием их было
хлебопашество и сенокошение, следовательно, и вид занимаемого ими
местечка носил характер сельско­деревенский, с одной, много двумя жилыми постройками. Из этого плуга половина его в 1571 году по посильной грамоте и четверть в 1618 году по купчей грамоте перешли во владение Михайло­Архангельского монастыря

http://ecat.cbs-vologda.ru/img/sever_2_1927.pdf
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: ЯТБ
Вверх ⇈