http://www.arhpress.ru/onega/2005/8/18/13.shtmlОнега
18 августа 2005 (92)
Инф.Связь времен рода купеческого продолжаетсяВера Крылова - москвичка, яркий представитель научной элиты рыбохозяйственной отрасли. А её предки родом из Онеги: когда-то фамилия
Корчажинские была известна на всю округу. Занимая высокое положение в обществе, они пользовались уважением и доверием простого народа, внесли серьезный вклад в развитие и становление Онеги.
- Вера Дмитриевна, расскажите, откуда появилось это желание - узнать про свои корни, составить родословную?
-Так сложилось, что меня с самого детства воспитывала только мама - папу репрессировали сразу после моего рождения, в 1938 году. Он был освобожден лишь в 1950 году и сумел устроиться на работу главным инженером в леспромхоз "Шамаралес" Свердловской области - в Москву ему вернуться не разрешили. Мой папа был исключительным человеком: о нем можно рассказывать бесконечно, он был сердечным, умным человеком с большой буквы. Во время его заключения мы вели переписку; школьницей я училась по его письмам, перечитывала, отвечала на них, это были счастливые моменты моей жизни.
А у видеться с ним мы смогли только в 1953.Через год он умер. Мама мало знала о нем: ничего не было известно ни о его происхождении, ни о родственниках. В 1993 году ушла из жизни и моя мама. Я осталась одна с двумя сыновьями. И именно чувство одиночества, утраты побудило потребность узнать: так кто же я? Чья я дочь? Кто был мой папа? Зная дату и место рождения отца, я обратилась с запросом в Государственный архив г.Архангельска, где почерпнула много сведений о своем происхождении из архивных справок.
У меня появилось то, чего так не хватало: фундамент жизни, уверенность в себе - теперь я могу гордиться своим происхождением, своими генеалогическими корнями! На протяжении многих лет я занимаюсь историческим поиском, кропотливо составляя генеалогическое древо своей родословной по линии отца, Глазачева Дмитрия Александровича, уроженца г.Онеги.
- Что в итоге Вам удалось узнать о своих поморских корнях, об истории своей семьи?
- Оказалось, что
мой отец родом из крестьян и военных, бабушка Корчажинская (Глазачева) Ольга Петровна,
дочь Петра Васильевича Корчажинского, прабабушка - Канорская Вера Григорьевна - дочь священника Григория Канорского, а
прапрадед - Василий Васильевич Корчажинский, онежкий купец второй гильдии. Сами Глазачевы родом из Шенкурского уезда Велико-Николаевской волости Никольского прихода (д.Тупиковская) Архангельской области.
Фамилия Корчажинские впервые встречается в метрических книгах Архангельска в 1838 году. У купца третьей гильдии из Вятки Михаила Васильевича Корчажинского родился сын Евгений. В 1850 году он записан как биржевой маклер, а в 1866-м он уже купец второй гильдии, помощник директора Общественного банка, бургомистр городского магистрата. Василий Васильевич Корчажинский (брат Михаила Васильевича) родился предположительно в Вятской губернии в 1815 году, а в Онеге Корчажинские обосновались в 1861 году.В духовной росписи Онежского собора за 1861 год значатся по купеческому сословию Василий Васильевич Корчажинский, жена его Анна Филарстова и дети: Александр, Филарет и Петр. В 1866 году Василий Васильевич избирается бургомистром городской ратуши г.Онеги, а в 1875 г. - Гласным первого разряда городской Думы.В 1833 году Петр Васильевич Корчажинский (младший сын В.В.Корчажинского) становится Гласным городской Думы и членом сиротского суда. В 1885 году он - член Городской управы. В.В.Корчажинский и его сыновья Александр и Петр внесли большой вклад в развитие торговли и строительства в городе, сыграли значительную роль в жизни общества.
В марте 1868 года Архангельская казенная палата заключила с Василием Корчажинским контракт на постройку в Онеге каменного здания для уездного казначейства. Здание было построено за три года, и в июне 1871 г. передано в "ведение уездного казначея Добровольского".- Ваша сегодняшняя деятельность как-то связана с исторической родиной?
- На протяжении вот уже сорока летя работаю в Москве, в рыбохозяйственной науке, в одном из крупнейших научных центров - Всероссийском научно- исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Прародителем ВНИРО стало научно-исследовательское и экспедиционное судно "Персей", которое было заложено именно в Онеге и спущено на воду в 1919 году.
На сегодняшний день нами написано несколько работ об этом судне. В трудах нашего института хранится и информация о том, как "Персей", уникальный и важнейший по своему историческому значению корабль, стал основоположником создания двух крупнейших научных рыбохозяйственных центров: ВНИРО в Москве и ПИНРО в Мурманске. Эти научные центры были созданы на основании результатов многолетних комплексных исследований "Персея" учеными нашей отрасли.
- Удалось ли установить какие-то контакты с Онегой?
- Институт поддерживает тесную связь с историко-мемориальным музеем в Онеге, обменивается литературой, полезной научной и исторической информацией. В июле 2002 года директор ВНИРО Борис Николаевич Котенев написал благодарственное письмо директору Онежского музея Александру Михайловичу Крысанову за содействие в решении важных исторических задач, плодотворное сотрудничество в сфере науки, поздравил онежан с 220-летием их родного города.
Если говорить непосредственно про сотрудничество с онежским регионом, то мы поддерживаем тесную научно-производственную связь с коллективом Онежского лососевого рыбоводного завода, работающего под руководством опытного ихтиолога- рыбовода Анатолия Алексеевича Иванова.
Мы предлагаем свои научно-технические услуги по разведению и выращиванию стерляди на заводе после его реконструкции. Проблемы сохранения стерляди в водоемах Северо-Запада России и развитие товарного осетроводства в регионе были отнесены к приоритетным задачам развития отечественной рыбохозяйственной науки до 2020 года.
- Насколько я знаю, Вы стали лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники?
- В 2003 году сотрудники ВНИРО и ряда других организаций отрасли были удостоены премии Правительства РФ в области науки и техники за "Разработку научных основ и промышленное внедрение технологий искусственного разведения и товарного выращивания осетровых рыб для производства деликатесной продукции, восстановления и увеличения их природных запасов".
Эта премия - результат многолетней работы. С осетроводством связана вся моя жизнь. Во ВНИРО впервые в мире в 2000 году созданы три культурные породы осетровых рыб, зарегистрированные Государственной комиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений под названиями: бестер -породы "Внировская" и "Бурцевская", "Аксайская", созданные на основе гибрида между белугой и стерлядью. Впоследствии были получены патенты на селекционные достижения.
- Что Вы больше всего цените в Севере?
- Благородную простоту, душевную доброту, любовь, понимание и сердечность. Я неоднократно убеждалась в этом, северяне-очень отзывчивые люди!
А в январе 2005 года я стала членом Поморского землячества в Москве. Это организация, объединяющая уроженцев Архангельской области и соотечественников, имеющих поморские корни, проживающих в Москве и других регионах, в том числе и за рубежом.
- Как Вы видите развитие Онеги и рыбной отрасли сегодня? Есть ли у Вас конкретные предложения?
- На мой взгляд, необходимо подготовить издание "Золотой книги Архангельска и уездных городов губернии" наподобие "Золотой книги Санкт-Петербурга". Таким образом удастся привлечь внимание к своему краю представителей туризма, наладить больше контактов с регионами России. Я люблю Онегу.
Поэтому от себя, в память о наших предках и с целью сохранения и охраны памятников истории и культуры города, предлагаю разработать инновационный проект по строительству и реконструкции старых предприятий, в частности, Онежского лососевого рыбоводного завода.
Особое внимание хочется уделить вопросам разведения и выращивания стерляди, чтобы онежане знали вкус не только семги и форели, но и деликатесной продукции из осетровых рыб, сделать её доступной для жителей этого щедрого на дары природы края.
Необходимо постоянно поднимать уровень развития туризма! Разработать туристические программы (по типу Малых Корел) с посещением уникальных памятников деревянного зодчества и архитектуры Онежского уезда, святых мест, церквей. В перспективе - выйти на международный уровень - ведь пока что в представлении большинства иностранцев Россия - это Москва и Санкт-Петербург.
Акцент можно сделать и на сезонном туризме. Как говорил Г.Р.Державин, - "Река Онега довольством рыбы, правильным и ровным протяжением берегов, обильными по оным пашнями и покосами и расставленными в приятном и частом положении деревнями многие славные реки России превосходит".
Поэтому летом особый интерес может представлять сплав на плотах (на Южном Урале, к примеру, направление водного туризма неплохо развито и с каждым годом привлекает все больше внимания туристических групп), непосредственно в ягодный сезон -сбор морошки, черники, брусники, клюквы и грибов, который можно удачно совместить с поездкой на Кий-остров и Соловецкие острова. Отдельно хочется пожелать онежанам не терять контактов с московским и петербурским Поморским землячеством.
Екатерина КРЫЛОВА.
P.S. Сегодня в Онеге живут потомки В.В.Корчажинского по линии его старшего сына Александра. Это Донейко Валентин Владимирович, его дети и внуки. Связь времен из рода купеческого продолжается.
Как говорят поморы: "Дай Бог Вам здоровья и поветерь".