На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Капитан 3 ранга запаса. Служил здесь же, на Камчатке. Конченый романтик. В активе стихи, песенки и проза. Исполняю не только своё, а всё, что нравится. Что нравится? Нравится про море-океан, про паруса, моряков и вольных флибустьеров... весёлый и умный стёб... ну и, конечно же, про любовь. Голос не поставленный и картавый - с франко-еврейским "р" (что весьма удручает). В фестивальных и прочих конкурсах не участвую из принципа. Люблю паруса (КМС), горные лыжи, живую природу (особенно камчатскую), страйкбол, всякое оружие (особенно огнестрельное и самурайское), русскую баньку и роскошь человеческого общения. Семейное положение: никакое; душевное - безнадёжно влюблён. Стихи не издавались, проза - частично. Песенки же регулярно выпеваются то там, то тут на ни в чём не повинных слушателей.
Рассказы Завражного Ю.Ю. о службе в Финвале=Бечевинке
Завражный, Юрий. Драма на охоте: Рассказ / Флибустьер -Юрий Росс // Проза.ру . – 2012. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2012/05/21/1213 . – Дата доступа: 5.02.2015.
Завражный, Юрий. Ихтиандр: Рассказ / Флибустьер -Юрий Росс // Проза.ру . – 2010. - Режим доступа: http:// http://www.proza.ru/2010/02/16/186 . – Дата доступа: 5.02.2015.
Ихтиандр Флибустьер -Юрий Росс Есть две вещи на свете, более всего подверженные изменчивости – женское настроение и погода. Трудно придумать что-либо более непостоянное. Особенно, если речь про погоду, и погоду на Бечевинке. Она меняется там каждые три часа. Вот только что солнце светило, игривыми зайчиками отражалось в бухте – как вдруг уже налетел ветер, натащил за собою мутно-серый мокрый туман, дождь и мерзкую слякоть, и вот уже весь посёлок течёт и хлюпает... А из-за пелены туч уже снова проглядывает весёлый шарик солнышка, чтобы подсушить лужи и подготовить таким образом плацдарм для очередного ливня. Военные реагируют на ухудшение погоды объявлением штормовой готовности. Она бывает номер один, номер два и номер три. Это смотря что по прогнозу. Прогнозы врут далеко не всегда, а уж на Бечевинке любой прогноз сбывается по пять раз на день. Ещё бывает тайфунная опасность – это ещё штормовее, чем штормовая-раз. В простом народе говорят проще: «жопа». Кораблям в этих случаях оставаться у причалов не рекомендуется, ибо всякое бывало. Хватит преамбул! Помощник командира подводной лодки Б-101 капитан-лейтенант Талгат Тиморшин пришёл домой и основательно принял на грудь по причине чудесной погоды. Проснувшись утром, выглянул в окошко и своей лодки у пирса не обнаружил. Протёр глаза, навёл резкость – без толку. Где пароход? Утоп у пирса? В море ушёл? Без меня?! А как же я? Преодолевая тяготы постпохмельного синдрома (сокращенно: ППС), капитан-лейтенант, шатаясь, пересёк комнату и изучил содержимое другого окна. Подводная лодка, съёжившись, уныло торчала посреди серой бухты. Моросил мерзкий октябрьский дождь, суля дальнейшее ухудшение. Всё было ясно: дали «штормовую-раз», лодку выгнали в бухту подальше от берега и поставили там на якорь. От сердца отлегло, но не совсем. Если лодка отходит от пирса, экипаж должен быть на борту, а уж помощник командира – обязательно. Что ж они, гады, не сказали, не разбудили, не прислали никого? А может, присылали, да достучаться не смогли – уж очень славно вчера принял... ППС вёл беспокойные мысли в специфическом направлении, подводя к выбору единственно правильного решения. Помощник командира должен быть на корабле. Точка. Решение есть, решение принято. Влив внутрь себя ещё полстакана, бравый капитан-лейтенант крякнул, судорожно оделся и гигантскими шагами бросился прямо на берег в район бербазовского свинодрома. До лодки было чуть больше мили – для настоящего моряка не дистанция. Талгат разделся до трусов, аккуратно сложил форму на бережке (называется «укладка») и, войдя в акваторию, взял курс на родной корабль...
Строительный распадок бежит между двумя сопками, его начало видно за домами...
Завражный, Юрий. Золотая лихорадка: Рассказ / Флибустьер -Юрий Росс // Проза.ру . – 2010. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/02/18/981 . – Дата доступа: 5.02.2015.
Золотая лихорадка Флибустьер -Юрий Росс Ветры нам поют ночью и днём – Молча мы идём на север. Там где самый чёрт не сумел пройти, Мы с тобой пройдём... (песенка из к/ф «Смок и Малыш»)
На север, почти точно на север. Выражаясь по-морскому – курсом норд. По лесной тропинке меж корявых камчатских берёз, по камням бегущего в бухту ручья, хлюпая болотными сапогами, по Строительному распадку в сторону перевала. Тучи комаров вились над нами, и хвалёная «Дэта» мало помогала. На спинах рюкзаки, на шеях ружья, а в руках странные деревянные конструкции, квадраты реек с прибитой снизу тонкой металлической сеткой... Дойдём до места – можно будет всё это с себя сбросить и наконец-то умыть морду, встав на колени и окунув её в студёную хрустальную влагу. А пока... Вообще-то для полного сходства нужны были согревающие бедро кольты. Но кольтов у нас не было: у меня одностволка шестнадцатого калибра, а у Вовки – штучный ижевский бокфлинт за пятьсот четырнадцать рублей ноль-ноль копеек. Впрочем, соперников мы не боялись. Мы твёрдно знали, что все прочие бечевинские золотоискатели пройдут этой тропой уже после нас. А мы были пионерами – то есть первыми. Искать золото в трёх километрах от базы дизельных подводных лодок, в первой половине восьмидесятых годов прошлого века, – дело для настоящих мужчин. Один из которых уже старший лейтенант, а второму месяц назад послали на каплея. Вовка с семьёй возвращался из Свердловска, где он отгулял заслуженный отпуск, но до Камчатки не долетел: самолёт посадили в солнечном Магадане по причине непогоды. Весь день супруга прокуковала в зале ожидания с сыном на руках, а Вова шастал по аэропорту в поисках приключений. Разумеется, он их нашёл. К нему подвалил некий молодой человек выразительной и не очень приятной наружности, слёзно попросив купить чего-нибудь выпить. Денег у бича не было, но он вынул из кармана маленький замшевый мешочек, в котором оказалась щепотка шлиха (для Магадана – дело обычное). Вова тут же слетал в буфетик и купил бичу бутылку коньяка-шмурдяка, а заветный мешочек перекочевал к Вове в карман. Озираясь и поминутно ожидая какого-нибудь подвоха, Вова вернулся к супруге и больше от неё не отходил до самого взлёта. Однако никаких пакостей судьба не преподнесла, а про шлих Вова решил пока умолчать. Когда они добрались до Бечевинки, я был ихъ бин больной. Был четверг – день, когда в Бечевинку приходит долгожданный морской транспорт, который привозит продукты и нагулявшихся отпускников. На следующий день транспорт уходит обратно в Петропавловск, увозя в отпуск очередных счастливцев. А приболел я уже не помню чем. Помню только, что болеть мне оставалось ещё сутки. Потом суббота и воскресенье, а в понедельник нам обоим на службу. Да, забыл сказать, что жили мы «с подселением»: двухкомнатная квартира на две семьи – то есть кухня, ванная, гальюн и разделяющий комнаты коридор общие. Я к тому времени уже вовсю наслаждался прелестями холостяцкой жизни. Мы спрыснули на кухне возвращение семейства «в родные пеналы», потом вовина жена отправилась укладывать Алёшку, а мы ещё немножко посидели у меня в комнате. Вот тут-то Вова и показал мне мешочек с малюсенькой горсточкой чего-то, напоминающего золотой песок. По прошествии времени мне думается, что у меня тогда сделалась рожа, похожая на рожу курсанта полицейской академии Махоуни, когда он затевает очередной гадостный сюрприз для лейтенанта Хэрриса. Вова меня понял без слов – он лишь утвердительно кивнул, и мы тут же приступили. Требовалось-то всего ничего – несколько деревяшек, или реек, которые мы тут же нашли в подвале дома, да тонкая металлическая сетка, которую выпросили у мичмана-торпедиста в соседнем подъезде за полбутылки шыла. А в пятницу мы дождались, когда всевозможные военнослужащие попрутся по домам на обед, разложили заготовки и инструмент перед подъездом и с самым серьёзным видом принялись мастерить. – Оба-на! А чё эт вы здесь делаете? – спросил наш сосед снизу, мичман Витька Абадонов, идя со службы. – Ай, Доша... отвали. Не мешай. – Чё, золото, что ли, мыть собрались? Гы-гы!.. Мы усердно стучали молотками и старательно отмалчивались. – Шизанулись, – и Доша скрылся в подъезде, не преминув перед этим покрутить пальцами возле лба. Самым умным оказался капитан третьего ранга Максимов, начальник второй группы (кличка – «Дятел»): – Ни фига вы так не намоете. Золото лотками моют. Такой лоток специальный. Дятлы. Хо-хо! Мы-то как раз знали, что намоем, без особых проблем. И без специальных лотков... И ещё вопрос, кто из нас дятел. Вообще, если кто не в теме, то знайте: на Камчатке золота навалом. Чуть ли не в каждом ручье. Где больше, где меньше... Нужно только уметь искать и уметь добывать. Да вот только упаси Господи с этим связываться. Об этом мне рассказали знакомые вулканологи уже через двенадцать лет после описываемых событий. А пока что мы с Вовой закончили делать один «лоток» и принялись за другой. Конструкция была – проще некуда: реечная рамка, как бы плоский короб сорок на тридцать, а снизу прибита вот эта самая сетка. Вода уходит – песок остаётся. Разумеется, исключительно золотой. Гениально, не правда ли? К вечеру весь посёлок только и говорил про двух идиотов из части Козлова, которые собрались золото мыть. А идиоты положили в рюкзаки бутылку шыла, тушёнки и рыбных консервов, краюху хлеба, напялили штормовки и болотные сапоги, повесили на шеи ружья и тем же пятничным вечером (точнее – в 16.30) тайком направились в Строительный распадок. Тайком – это так, чтобы все видели. На ручье в Строительном распадке и впрямь можно снимать фильмы про Клондайк: полный антураж. Вообще мать-природа не пожалела и одарила бухту Бечевинскую невообразимо щедро. Об этом можно целую книжку написать и фотографии приложить для тех, кто не верит. Пройдя километра три, мы с Вовой свернули в лес, там славно выпили, закусили, пару раз стрельнули по банкам, поржали и пошли домой. Летом солнце даже на Камчатке заходит поздно, и когда мы возвращались, то все, совершавшие вечерний моцион, видели наши довольные морды. Однако никто ничего не спросил. Ну, тем лучше: не надо было ничего отвечать, а то могли бы не выдержать и расколоться. Супруга, ясное дело, устроила Вове разнос. Он ей обещал какой-то шуруп куда-то закрутить и чего-то там на него такое повесить, а не повесил. К тому же припёрся более чем подшофе и без куропаток. Однако она накормила нас ужином, хотя и не перестала ворчать («...у всех мужья как мужья, а тут бездельник, толку никакого, всё лишь бы шыло жрать...»), и вот тут-то Вова и предъявил ей мешочек со шлихом. Она как стояла, так и села. – Только ни-ни! Слышь? Ни-ко-му! – Да что ж я, ваще, что ли?! Фиг кому! Мы твёрдо знали, что самое позднее через полчаса она поделится новостью с Надькой Абадоновой. А дальше – по схеме: Надька расскажет Витьке, Витька – Десюпу, Десюп – Чабану, Чабан – Чуче, Чуча – Максу и Бойчуку с Бойчучкой, Макс – Потапчику и Захару... и пойдёт-поедет новость по Бечевинке. Что, собственно, и требуется.
Люди золота жаждут, чтоб его тратили. Вечно в мире суровом бродят старатели, Кострами небо грея...
Всю субботу посёлок оглашался стуком молотков. Подводники, береговики, доктора, политрабочие и особисты втихаря (то есть на глазах друг у друга) сколачивали приспособления для намывки золота и, озираясь, как бы незаметно, исчезали в направлении Строительного распадка. Наиболее продвинутые использовали разнокалиберные тазики. Почти все уходившие были с ружбайками. Что там было на ручье в распадке и как – понятия не имею. Но точно знаю, что никто никого не застрелил, не зарезал. Видимо, потому что никто ни хрена и не намыл. Мы с Вовой сидели дома, лакали спирт и хохотали во всё горло. Золотая лихорадка продолжалась всю субботу и до вечера воскресенья, покуда мы не раскололись. Как нас не убили – до сих пор удивляюсь. Но высказали многое...
Старые следы замела метель. Друг мой, не гляди обратно. Не последним ты, и не первым ты Должен так пройти. Люди золота жаждут, чтоб его тратили. Вечно в мире суровом бродят старатели, Кострами небо грея...
Потом я перевёлся с Бечевинки, а Вова Зубков и Валерка Потапов пошли зимой на охоту. Два каплея из одной части, два друга. Через полчаса навалилась сильная пурга. Их искали три месяца, а нашли только когда сошёл снег. Обоих, рядом.
Завражный, Юрий. Коррида: Рассказ / Флибустьер -Юрий Росс // Проза.ру . – 2010. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/02/16/181 . – Дата доступа: 5.02.2015.
Коррида В каком гарнизоне нет своего коровника? Да нету таких гарнизонов. Без молочка-то - оно никак...
В Бечевинке деткам молоко выдавали бесплатно, но: только деткам. Взрослым не давали даже за деньги. Детки лопали самопальный творог и благодарили коровок. Коровки исправно доились, а в свободное время шлялись по посёлку и задумчиво уплетали вывешенное для просушки бельё. Хозяева белья носились за коровами с дубьём, но это ещё не коррида.
Где коровы – там должен быть бык. Согласно неумолимому закону природы. Такова суровая правда жизни: без быка телята рождаются значительно реже. Бык в Бечевинке тоже был, один-преединственный. Он чувствовал себя султаном в гареме и не думал, что на него кто-нибудь когда-нибудь покусится. Бык был уже в возрасте (скажем так), повидал на свете многое и потому на жизнь глядел философски. Белья чужого он не жрал и был, таким образом, уверен в своём прекрасном будущем. Как показал дальнейший ход событий – совершенно напрасно.
Дело в том, что командир бербазы капитан 2 ранга Б., на чьей шее висел коровник, договорился в каком-то совхозе Большой Земли насчёт нового молодого бычка – подобрал замену постаревшему главе стада из четырёх голов. Таким образом, судьба уездного предводителя была решена. Привести приговор в исполнение командир бербазы решил самолично, без свидетелей (свежая говядинка, как-никак).
Как это делается – разумеется, не знал никто. Начальник штаба как-то рассказывал про специальные ножи-стилеты и про четвёртый позвонок, куда якобы следует воткнуть лезвие. Командир бербазы перерыл все книги в гарнизонной библиотеке, включая «Жизнь животных» Брэма, но единственное, на что наткнулся, это как на английских кораблях XVIII века быков валили при помощи кувалды – процесс нехитрый. Кувалда нашлась, но на всякий пожарный командир прихватил также вертикалку двенадцатого калибра, загнав предварительно самодельные пули в оба ствола.
Зрители тоже были: во-первых, маленький луноликий матросик, непосредственно отвечающий за порядок в коровнике. Во-вторых, его земеля более позднего призыва. В-третьих, три коровки, которые ещё не подозревали о печальной участи своего любимого и единственного. В-четвёртых – мой сосед мичман Женя Степанов, который по случайному совпадению отлавливал в районе коровника своего малолетнего отпрыска, втихаря баловавшегося там сигаретами «Стюардесса». И, наконец, вся остальная Бечевинка, имевшая чуть позже возможность наблюдать заключительный эпизод эскапады.
Итак. Расчехлив кувалду, командир базы закатил рукава, обнажив тонкие ручонки, тщательно примерился и прицелился. Бык молча стоял и в упор смотрел на него немигающими круглыми глазами. Могло показаться, что, в отличие от командира, он примерно знал, что будет дальше. Командир базы встал в стойку заправского молотобойца (по-японски – «кокуцу-дачи») и кровожадно ощерился, напрягая зачаточные бицепсы и трицепсы. Дальше...
А дальше он поплевал на руки, совершил широкий дуговой замах из-за ненакачанной спины и что было силёнок звезданул ничего не подозревающего быка по покатому лбу, больше похожему на башню тяжёлого танка ИС-2. Лоб отозвался густым звоном Царь-колокола, а кувалда упруго от него отскочила, едва не прибив неофита-молотобойца. Бык широко открыл глаза, возмущённо загудел и не спеша двинулся на обидчика. Командир выронил кувалду, которая больно упала на ногу, и дёрнулся было за прислонённым к дощатой стеночке ружьём. Бык успел уколоть его рогами в пятую точку опоры и слегка укусил за тонкое предплечье. Матросики-пикадоры не бросили своего единоначальника и пытались отвлечь внимание быка, кидая в него всё, что попадалось под руки – ведро, клочки сена пополам с навозом и даже запустили сгоряча командирскую фуражку. Эффект получился вполне ожидаемый: бык рассвирепел ещё больше. Коровки старательно болели за своего, надрывным рёвом выражая эмоции справедливого возмущения.
Командир, отчаянно матюкаясь, схватил-таки ружьё и судорожно щёлкнул предохранителем. Квадратный лоб осерчавшего быка неумолимо надвигался со скоростью чуть выше средней. Стволы почти упёрлись между взбешённых глаз навыкате... Тут маленький экскурс в в науку под названием «теория баллистики».
Если вам когда-нибудь приспичит валить быка с помощью двустволки, никогда не употребляйте пули типа «спутник». Они ж совсем круглые, а потому весело рикошетируют от всего, во что попадут. Пользуйтесь пулями других конструкций! «Турбинки» там, «бренекке», «блондо», пулю Полёва... Да лучше просто убегите - нехай зверюга живёт... ...От громового дуплета в лоб бык обиделся окончательно и, уже не сдерживая яростного порыва, кинулся на незадачливого тореро. Грохот выстрелов и визг рикошета добавили ситуации остроты, таким образом, максимально приблизив её к боевой. Командир базы, не теряя присутствия духа, развернул ружьё наоборот, ухватил его за дымящиеся стволы и попытался уложить быка, используя приклад заместо кувалды, вернувшись, таким образом, к первоначальному способу получения свежей говядинки. С таким же успехом он мог бы попытаться просто хлопнуть животное по лбу ладошкой или дать щелбан. Коррида принимала жестокий оборот. Бык атаковал интенсивно, не жалея последних рогов. Жаркое дыхание наполнило поле боя, навоз во все стороны брызгал из-под копыт и хромовых ботинок на микропорке.
Разъярённый бык, совершенно не понимая, за что это вдруг его так, метался по тесному коровнику, постоянно натыкаясь рогами то на стены, то на большеглазых подруг, которые отчаянно мычали и неумело бодались в стойлах. В воздухе, как уже говорилось, броуновски летало сено и коровьи лепёшки вперемешку с возбуждёнными возгласами участников шоу. Наконец, внешняя стойка коровника была с треском проломлена, и коррида выкатилась на свежий воздух, на оперативный простор. Бечевинка в мгновенье ока превратилась в тот испанский город, где быки гоняются за любителями острых ощущений прямо по улицам. Было на что посмотреть, честное пионерское. Особую пикантность зрелищу придавало то, что в роли матадора выступал не кто попало, а лично командир береговой базы, собственной персоной, в кремовой рубашке с погонами капитана второго ранга. Не хватало только красной мулеты; впрочем, она была уже не нужна.
Восторженные зрители свистели и улюлюкали, а бык и тореро продолжали срывать бешеные аплодисменты, причём неизвестно, кто больше. Число болельщиков росло и сильно превысило планы командира бербазы. Первоначальный замысел операции был давно забыт...
В народе сложилось впечатление, что жители Камчатки ложками едят красную икру, ведрами крабов, каждый день красную рыбу…
Далеко было не так…
В Финвале был единственный магазин со скудным ассортиментом товаров. Магазинные полочки и прилавок оживлялись только в дни привоза товаров – приблизительно один раз в месяц. Все быстро раскупалось и опять скукота и серость.
Эта картинка не имеет отношение к магазину в Финвале. Просто, как говорится близкая к той действительности.
В Финвале на складе береговой базы жители получали продовольственный паек. Естественно в дозированном виде.
Это был определенный набор продуктов: консервы рыбные и мясные, сгущенка, серые (почти землистые) макароны, грязноватый рис, плохо очищенное пшено, изредка выдавали гречку и сухофрукты. Сливочное масло. Маргарин. Серая мука. Яйца и молоко получали в виде порошка.
Из стратегических запасов СССР после 20-летнего хранения выбраковывали замороженное мясо, украшенное чернильными большими печатями, и распределяли по военным гарнизонам для защитников Родины.
Овощи. Зимой, весной и до конца лета овощи были только в сухом виде (лук, морковь, свекла, картошка). Квашеная капуста в бочках.
И только в середине осени появлялись лук, морковь, свекла, картошка, капуста нового урожая.
В гарнизоне была 1 корова. На одного маленького ребенка выделялось пол литра молока (в зависимости от сезона) в день или один раз в три дня.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Естественные нерестилища лососевых на Камчатке. Все лососёвые нерестятся в пресной проточной воде — в реках и ручьях. Лососи нерестятся один раз в жизни и после нереста погибают.
Если взглянуть на Камчатку с высоты птичьего полета, то кажется, что это – огромная рыбина, повернувшаяся хвостом к материку. Очертания полуострова повторяют контур главного его богатства. Жизнь здесь тиха и спокойна, и будет оставаться такой, пока быстрые реки вспениваются косяками лососей, приходящих нереститься. О камчадалах говорят, что они едят рыбу на завтрак, обед и ужин, пьют с ней чай. Не одно поколение так и живет: уже ранней весной, когда зимние запасы заканчиваются, люди начинают ждать первую рыбу, а голодные чайки пытаются найти ее в пустой еще реке.
Замечено, что ительмены дали названия летним месяцам по породам рыб, нерестящихся в это время. И для каждого рыбного вида было определено время лова. Голец ловился самым первым в апреле-мае, когда только сходил лед. Корюшка шла в июне. Май-июнь был отведен для чавычи. В июле икра горбуши была на столах, потому что рыба заходила на нерест. В августе и сентябре ловились самые ценные промысловые рыбы – кижуч и кета. http://kam-nerest.ru/materials...atesi.html
Камчатские крабы
Камчатские крабы нередко вырастают до 25 см, за что этот вид раков-отшельников нередко называют королевским.
Главным отличием камчатских крабов является наличие пятой пары ножек.
Королевские крабы относятся к самому крупному виду ракообразных и обитают преимущественно на Дальнем Востоке.
Для кулинарных целей пригодно нежное мясо камчатского краба, которое в основном находится в огромного размера клешнях, ногах, и на сочленении карапакса и ног. Также в пищу идет ценная икра ракообразного.
Чтобы получить сочное и невероятно нежное мясо, крабов варят примерно 20 минут в подсоленной воде с добавлением любимых специй.
Отварных ракообразных подают целиком или используют для приготовления других блюд.
Освобожденное от крепкого панциря мясо отлично подходит для легких диетических салатов, изысканных закусок, соусов и даже супов.
Камчатские крабы — настоящие путешественники, причем каждый год повторяют один и тот же маршрут. Крабы зимуют на глубине до 250 м. Весной они возвращаются к побережью для линьки и размножения. Осенью вновь уходят на глубину. Источник: http://www.zoodrug.ru/topic1977.html
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
О камчадалах говорят, что они едят рыбу на завтрак, обед и ужин, пьют с ней чай
[/q]
Это те, кто не знал Камчатку в начале 70-х... Довелось наблюдать весной 72-го громадную очередь в магазине "Океан" за копченым морским окунем. Но уже в 90-м положение наладилось: купить водку или пиво было проблематично, за то крабами, в разных состояниях, были завалены все прилавки.
Полуостров Камчатка заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке.
К этим народностям относятся:
коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.
Коряки
Коряки - основное население севера Камчатки. Имеют свою автономию - Корякский округ. Название народа, как считали Крашенинников и Стеллер, произошло от "хора" - "олень". Сами же коряки так себя не называют. Жители побережья назывались нымыланами - "обитателями оседлых селений". Кочевники, пасшие в тундре оленей, издавна назвали себя "чавчувенами", т.е. "оленными людьми".
Ительмены
"Ительмены – индейцы России". Ительмены – малочисленный коренной народ Камчатки. Чистокровных ительменов насчитывается около 1500 человек. Ученые доказали, что самые близкие родственные корни у ительменов Камчатки с индейцами племени Тлинкиты, живущими на Аляске. У обоих племен общий Бог – ворон Кутх – творец земли и всего живого на ней. Также у ительменов много общего и с другим знаменитым индейским племенем Навахо. http://lenta.ru/photo/2010/02/06/ind#1
Эвены
Эвены ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком. По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами). Предки народа, переселившись на Камчатку в XVII в., изменили своему традиционному занятию - охоте и занялись оленеводством. Русские, придя на Камчатку, называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью, ламутами, т.е. «живущими возле моря», а пастухов - орочами, т.е. «оленными людьми». Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело. Жилищем камчатским эвенам служил цилиндрическо-конический чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход. В отличие от других народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства. Группа женщин в национальных костюмах. Эвены. Дальневосточный край, Охотский округ. Начало XX в.
Алеуты
Алеуты - древнее население Алеутских островов, их самоназвание «унанган», т.е. «прибрежные жители». Не позднее 1825 г. Российско-Американской компанией, осваивавшей Русскую Америку, были переселены с Алеутских островов на остров Беринга первые 17 семейств алеутов-промышленников для постоянного жительства. Основным традиционным занятием алеутов была охота на морских животных (котики, сивучи, каланы) и рыболовство. На зиму в качестве продукта питания алеуты заготовляли яйца с птичьих базаров. На острове Беринга привычным способом передвижения стали нарты с собачьей упряжкой, а на острове Медном для хождения зимой по горам алеуты использовали короткие и широкие лыжи. Жилища командорских алеутов представляли собой полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром и т.п. применяли сивучьи пузыри. http://mountain-dream.ru/kamchatka/ethno.html Алеуты в традиционной одежде. 1862 г.
Чукчи
Традиционное чукотское стойбище.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Никитин, Максим. История секретного п.Финвал , б. Бечевинская , 182 отдельная бригада ПЛ // Российский подводный флот: Гарнизоны Российского флота. – Режим доступа: http://submarine.sten.lv/garnizon.php@3 . – Дата доступа: 28.01.2015.
Расположение . Поселок Финвал построен был не случайно. Расположен он не подалеку от г. Петропавловск-Камчатский . Бухта Бечевинская, в которой стоял поселок, врезается косой в Шипунский полуостров. Создатели поселка планировали даже продолжить косу и прорыть канал на другую сторону полуострова. Он должен был стать запасным выходом, но по каким-то причинам эта задумка не была осуществлена.
Предназначение поселка. 1. В случае нападения врага на г. Петропавловск-Камчатский - принять основной удар на себя . Морские соединения должны были выйти из бухты и атаковать врага . Город Петропавловск- Камчатский получает передышку и время на мобилизацию своих сил . Поселок являлся как бы "жертвой" . Хотя это как сказать , в поселке базировался довольно-таки мощный флот . В то время , в основном это были подводные лодки 641 проекта , а также вспомогательный флот . Позже появились и атомные субмарины . 2. Отсюда же наши подводники отправлялись в автономные плавания , в Австралию , Африку , Индонезию и др .
Особенности поселка . Поселок Финвал был фактически автономным . С внешним миром сообщался он только с помощью судна "Авача" , позже "Алонка" . Они доставляли почту , товары для магазина и др ., перевозили моряков . Все в поселке было предусмотрено на случай изоляции от внешнего мира . Были : овощехранилища(даже врытые в землю), бомбоубежище , стрельбище , школа , клуб , вертолетная площа- дка , магазин и многое другое . Вход в бухту охранялся артиллерией . На другой стороне бухты дежурили ракетчики и зенитчики.Было чем встретить неприятеля . А есть еще на Камчатке бухта Финвал , наверное это не случайно , все это чтобы запутать врага .
Общественная жизнь поселка . Мирная жизнь в поселке была такая же как и в обычном городе . Только вокруг удивительная природа Камчатки . И служили тут украинцы , мордва , татары , русские и другие . Отважные и благородные моряки могучего Советского союза . Дружили семьями , ходили в гости к друг другу , отдыхали на природе . Проводили в поселке парады , спортивные соревнования . Матросы отслу- живали свой срок и возращались домой , взамен приходили новобранцы . Маленькие неприятности поселка . Помню , был такой случай . Одна девочка поругалась с родителями и ушла из дома в сопки . В поселке был такой переполох , ночью всех военных подняли на ноги и бросили на поиски . Нашли . Чуть не замерзла . Кстати , были случаи , когда ночью вблизи поселка видили росомах и медведей . А еще как-то однажды загорелся ельник позади поселка на сопке . Тушили всеми силами . До сих пор не пойму для чего ? Пожар не представлял угрозы поселку . Ну наверное смысл все-таки какой-то был , может чтоб он не привлекал внимания посторонних глаз . И еще случай , виновником которого был я . В 1985 г . я в результате несчастного случая сломал руку(упал с крыши какого-то склада , в итоге два открытых , один закрытый переломы) . Местный медик оказал пер - вую помощь , но нужна была операция . С Петропавловска срочно прислали вертолет и операцию сделали там . (кстате , неудачно , потом опять ломали руку , делали все заново , 3-4 месяца я лежал в больнице) . Было мне 5 или 6 лет . Я хочу сказать , как в советское время все было поставлено . Сейчас в России лишний раз и не летают , экономят на всем .
Развал СССР - гибель поселка . С развалом советского союза жизнь в поселке стала ухудшатся , также как и на всей Камчатке . Быть моряком-подводникои стало не престижно . Бедная Россия стала не в сос- тоянии содержат такие объекты , "предатели-демократы" сочли важнее вкладывать деньги в развитие предпринимательства , чем в военно-морской флот . Хотя огромная часть границ России проходит по водным просторам . Где в середине 90-х поселок отдали рыбакам . А позже совсем был закрыт и брошен людьми . Все труды людей пропали . И ходят сейчас в поселке одни дикие мишки , да волки ... maximnf@mail.samtel.ru
Бухта Бечевинская расположена практически в основании полуострова Шипунский. Это одна из самых глухих и отдаленных точек нашей родной необъятной России. Связь с областным центром здесь практически не было (дело в том, что на данный момент всех жителей, проживающих там, переселили, и сейчас там никто не проживает). Единственной связью был водный транспорт, который приходил один раз в неделю, привозя продукты и почту. «Не сладко» приходилось, когда синоптики объявляли штормовое предупреждение. Приход судна откладывался в таком случае на несколько дней, пока погода вновь не восстановится. Поселок, где проживали люди, состоял из восьми многоэтажных домов, также было несколько военных объектов и хозяйственных построек. Саму бухту и гарнизон, находящейся там, окружали сопки, заросшие кедровыми и ольховыми стланиками и каменной березой. Жизнь здесь протекала мирно и спокойно. Большая часть мужского населения, помимо военной службы, охотилась и занималась рыболовством. Животный мир здесь разнообразен: лососевые породы, треска, палтус; охотились на соболя, выдру, большого Камчатского медведя. Также ловили крабов, чилимов, мидии, морскую капусту. В лесах собирали черемшу и папоротник. Женщины же занимались воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Однако кто хотел работать, те работали.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Первый выпуск программы "Интересная Камчатка"! Отправимся в путешествие в Финвал (больше известный как Бечевинка), посёлок-призрак, его ещё называют камчатской Припятью. Попасть туда непросто и дорого, но вы сможете сделать это абсолютно бесплатно. Есть ли призраки в посёлке-призраке? Кто такой Чёрный прапор? Как сегодня выглядит бункер, где хранили торпеды с ядерными боеголовками для подводных лодок? И что делают в Финвале туристы из Москвы и Воронежа? Всё это в первом выпуске программы "Интересная Камчатка". Посмотрите сами и расскажите друзьям!
Сюда же копирую пояснения капитана "Чёрной Барабульки" к сюжету.
Они очень ценные для понимания того, что там и где.
03.51 - 03.53. Оля с Сергеем идут по территории ядерного арсенала от сооружений к КПП (в нём же и караулка была). Позади них видна перегрузочная рампа, чуть дальше - зелёная стена сооружения № 3 - в нём был учебный класс № 2, внутренний погрузочный зал, рабочее место № 2 для технического обслуживания торпедных специзделий (тип не скажу), а также шыльная, где, кроме прочих расходных материалов, хранились две драгоценные 300-литровые бочки (отв. ст. м-н Шикора Н. Г.). За "тройку" отвечала группа сборки № 3, за рабочее место в нём - группа № 2. Ещё дальше видны размытые контуры сооружения № 2А - второе хранилище специзделий, за которое отвечала группа сборки № 2.
04.25. Панорамирование влево, снятое с холмика над технической территорией арсенала. Справа видны оголовки сооружения № 1 - основного сооружения, в которое они войдут чуть позже. Ближе к воде виден так называемый "отлив" - песчаная коса, на которой была знаменитая бечевинская помойка.
04.40. Двери сооружения № 1 (или, по-нашему, "первого сарая"): справа большие ворота для закатывания техники (специзделий), слева - малые, для входа людей. На площадке перед сараем мы по пятницам играли в футбол.
04.43. Собственно, большие ворота. За ними здоровенная гермодверь. Войти в сарай имели право только офицеры и мичмана сборочной бригады, да ещё редкие матросы - пара связистов с начальником группы связи, пара электриков и отдельный секретный матрос - старший писарь несекретного делопроизводства. Остальных даже на техническую территорию пускали только в особых случаях.
04.46. Ручка! Родная! Съёмная! Её дежурный расчёт ("вскрывальщики") получал вместе с ключами у дежурного по части. Отпирали дверь, надевали "крутилку" эту, крутили, малая дверь открывалась, после чего "крутилку" насаживали на дверь с обратной, внутренней стороны, где она и сейчас торчит. Большие ворота открывались сперва снаружи двумя длинными ключами, потом "в электрическую" изнутри, после входа через малую дверь. Вы будете смеяться, но на воротах и на малой двери висели ещё и дополнительные амбарные замки с пластилиновыми печатями.
04.49. Большая гермодверь (плоская, открыта настежь). И они входят в сборочный зал (помещение № 2). Сразу, где темнота, было рабочее место № 1 для технического обслуживания, закреплённое за нашей, первой группой. Именно в этом месте Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков в 83-м имел (надеюсь) удовольствие подержаться за правую руку капитана корвета "Чёрная барабулька", то есть мою... В зале было ещё одно рабочее место, № 3, для другого типа специзделий, закреплённое за третьей группой, а также выход в коридор первого этажа.
05.04. Внутренние ворота - вход из сборочного зала в хранилище специзделий, помещение № 1. За него отвечала вторая группа. Кроме них, командования части и особиста право входа туда не имел никто. Я, к примеру, не был в нём ни разу. Там хранились специзделия и некоторые отдельные составные части, содержащие в себе дейтерий и тритий. Больше там нельзя было держать ничего. Стоп! Вру... Кажется, там же держали радиоактивные источники для настройки контрольно-измерительной аппаратуры проверочных стендов. Блин, не помню уже.
05.11. Внутри хранилища № 1. Потолок там вдвое ниже, чем в зале № 2.
05.18. Вид из зала № 2 на ворота хранилища № 1. Слева от ворот было рабочее место № 3.
05.23. Серёга Гутнев - одного со мной выпуска, но в Бечевинку служить пришёл позже, когда я оттуда уже перевёлся. В мою же группу и, кажется, на моё же место. Зал № 2 был закреплён за нами.
05.35. А вот тут я чуть не взвыл. Ибо этот плакат с тактико-техническими данными оружия вероятного противника делал и писал-рисовал я лично... В 1983-м году, кажись. Я их тогда штук пять сделал, они в учебном классе № 1 висели, там такие картинки есть - закачаешься просто. Съёмочная группа до класса, похоже, не дошла. А жаль. Он там дальше по коридору первого этажа. Ну, я об этом уже как-то раз писал.
Поэт когда-то давно был женат на нашей зыхской девочке [они расстались] и часто приезжал в отпуск в наш военный городок Каспийского ВВМКУ. Поэту в 2015 г. исполнится 60 лет.
Юрий Александрович Алотов о себе: Родился в 1955 г., 27 ноября, в Палане Камчатской области. Мать — корячка, отец — украинец. В трехлетнем возрасте мама увезла меня и двух моих братьев в с. Воямполку, что в ста километрах от Паланы, где я прожил большую часть своих лет.
Впервые как пишущий стихи, исполняющий свои песни заявил себя в 1989 г. на фестивале авторской песни в г. Петропавловске-Камчатском, где стал лауреатом первой премии и заслужил приз зрительских симпатий. Образование — 10 классов. Неоднократные попытки поступить в высшие учебные заведения оканчивались неудачей, потому и различные строительные, а затем (работая в системе связи) всевозможные радиотехнические навыки и специальности приобретал, как говорится, "наживую". После фестиваля "Камчатская гитара — 89" был приглашен на подобный фестиваль в г. Магадан, где впервые в жизни мне доверили отыграть целое отделение концерта (40 мин.), конечно же, после тщательного анализа моих творческих возможностей устроителями этого концерта. На краевом смотре авторской песни во Владивостоке (1991) удостоился, в качестве приза, бесплатной поездки на Всесоюзный фестиваль авторской песни в г. Киеве, где присутствовал лишь в качестве гостя. В 1992 г. на слете композиторов Камчатки был замечен представителями Российско-Германского общества по культурному обмену и был ими же приглашен для участия в выездной концертной программе по Западной Германии (г. Тюбинген). Мои дневниковые записи об этой поездке впоследствии были напечатаны в районной "Панораме" и в "Камчатской правде".
Алотов, Юрий. Жертва вождя : [сборник стихов] / Юрий Алотов ; Фонд компенсации (в пользу народов Севера) ; [сост. и автор предисл. А. Белашов ; оформл. худож. А. Гаристова ; фото А. Ключникова]. — Петропавловск-Камчатский : РИО КОТ, 1994. — 94 с. : ил. — На с. 2: портрет автора. В поэтический сборник корякского поэта-барда Юрия Алотова включены стихотворения и миниатюры, а также песня-легенда "Жертва вождя".
Алотов, Юрий. Слеги чавчувена : посвящ. 60-летию Корякского авт. округа : муз.-поэтич. сб. / Юрий Алотов ; [сост. Н. Беккерова ; авт. вступ. статей: Е. Коптев, А. Власов, А. Долгов]. — Петропавловск-Камчатский : [б. и.], 1990. — 54 с. — Изд. за счет средств автора. В музыкально-поэтический сборник камчатского поэта-барда Юрия Алотова включены стихотворения и песни, в том числе песня-легенда "Жертва вождя". Помимо текста песен, также даны их ноты. Вступительные статьи к сборнику рассказывают о творческом пути Юрия Алотова, о характерной особенности произведений поэта — об отражении в них прошлого корякского народа, обращении автора к древним легендам и сказаниям.
У ВРАТ В ДОЛИНУ РАЯ
Над древней долиной крикливая птица Свою ли воспела небесную долю. На теплые горы присела зарница. Но день не спешит навязать свою волю. Мой друг, в этот мир ты войди ранним утром, Добром тишины напои свое тело, Откройся душою в прощении мудром, Оставь за горой, что давно наболело. Ты, путник, прошел не плохую дорогу. Но силы крадет нехорошая ноша. Оставь ее здесь. Не суди себя строго. Пусть этим утешится Время-пороша. Не дай только, Бог, этот камень соседу, Не шли на невинные плечи потомков. Оставь его здесь. Иди, празднуй Победу. Дай мне уж дождаться другого с котомкой.
ВОЗВРАЩЕНИЕ Обнял я своим сознанием Пространство, Осторожно взял в ладони ложе звезд. И вселенной многоликое убранство Я на землю, для любимой, робко снес. Окрыленный, я набрел на берег детства,
Я узнал березы тень и запах дня,
Я узнал вечерних зорь хмельное действо. Мать Земля к себе давно ждала меня. Я вернулся. Здесь над всем владыкой Время, Потаенный знак моей земной судьбы. И планета, робко вызревшее семя, Полнит Чашу Вечности: - «Люби-и!»
Его призвание - поэзия. Он впитал этот дар с молоком матери, ее колыбельными песнями да сказками. Его путеводной звездной в мире поэзии стали тундра, море, огромная любовь к своему краю и людям, живущим рядом. В его роду профессиональных стихоплетов и музыкантов не было. Мужчины все больше были мудрыми, работящими и терпеливыми, одним словом - добытчики и охотники. Женщины же славились добротой, лаской, умением держать хозяйство, а еще рассказывать сказки, легенды, петь старинные корякские песни. Одним из первых сказителей, чьи песни запали в его детскую душу, стал дядя - Ковав Алотович, добрейшей души человек. Скорее всего, Юра пошел в него, оказавшись тем самым самородком, который умеет делать многое: писать стихи, музыку, песни, великолепно передавать колорит местного говора, причем с тонким чувством юмора, который присущ многим народностям Севера. О себе, своих корнях и рассказывает Юрий Александрович Алотов:
- У меня было два дяди, для меня они были дедушками, и оба очень интересные: Ковав - покладистый, добрый, никогда не лез на рожон, а второй дед - жесткий, упрямый, решение принимал сразу. Это, собственно, его и сгубило. Когда началась всеобщая национализация личного хозяйства, дед Ковав сдал свое стадо оленей в колхоз и ушел в рыбаки. Мастерил людям лодки и, между прочим, никогда не высказывал обиды на советскую власть. Второй же дед загнал стадо оленей в ущелье под обвал, чтобы никому не достались. За это его судили, и сгинул он где-то в Хабаровском крае. А Ковав Алотович прожил 90 лет в нищете и предсказал все то, что нынче происходит в стране. Очень часто, сидя вечерами у костра, дед перебирал свою жизнь, вспоминал односельчан, рассказывал, как жили в селе раньше. Судя по его рассказам, время было страшное. Наказывали за любую провинность, чуть что - наезжали органы и без суда и следствия увозили людей, а куда и за что - неизвестно. Очень много пострадало простых японцев, а уж сколько шаманов из числа местных расстреляли... А тут еще разборки между аборигенами, когда один род шел на другой, и человеческая жизнь ничего не стоила. Кровь рекой разливалась по тундре. А вот в роли третейского судьи частенько выступали казаки: нагайками и тех, и других отхлестают, вот и порядок. Но дед на советскую власть вслух никогда не обижался. Я ему посвятил стихи "Родовая ветка". Детство и юность Юры Алотова назвать радостным и счастливым нельзя. Тонкая и чувствительная ко всякой несправедливости натура мальчишки, постоянно протестовала против всякого произвола и насилия над личностью и свободой. Особенно сильно переживал деревенский парнишка, когда закрылась школа в селе Воямполка, и пришлось ему отправиться учиться в интернат в Палану. Тосковал по тундре, оленям, своим близким. Все его переживания, любовь к родной природе сами собой складывались в стихи, а потом ложились на музыку. Вот тогда учителя и заметили в нем особый дар к слову, необыкновенный стиль написания сочинений, и все время настраивали мальчишку на учебу в литературном институте. К сожалению, как и большинство одаренных детей, особенно из числа малочисленных народов Севера, Юра жил своим обособленным миром, где было место одиночеству, фантазиям и, конечно же, стихам, но не было того стержня, который присущ сильным натурам. Он не умел постоять за себя, побороться за "теплое место под солнцем", пойти по головам ради достижения цели. Может, потому, окончив школу, не поехал поступать в институт, а пошел работать охотником. Когда пришло время служить, пришлось работникам военкомата вылавливать призывника в тундре. Отправили новобранца в Красноярск, в ракетные войска, где проявилась у него способность к электротехнике, и после демобилизации, получив от части направление, Юра Алотов, представитель маленького коренного народа - коряков, поступил в Белгороде в электромеханический техникум. Но все годы учебы душа его рвалась на Камчатку, даже сны были только о родных местах. Получив диплом, молодой специалист вернулся на свою малую родину. - Юра, как ты, совместив физику и лирику, стал знаменитым? - Знаете, я даже не думал, что за один вечер можно стать знаменитым. Друзья пригласили поучаствовать в фестивале "Камчатская гитара", и по трем номинациям я оказался первым. Даже приз зрительских симпатий достался мне. Тогда я и узнал, что такое слава и известность. Единственное, что омрачало его радость, а порой и отбивало охоту писать, так это непонимание своих же, местных, для которых творчество Юры Алотова казалось не таким значительным. Мол, и мы также можем написать. Может, потому, ему всегда было сложно выступать перед ними, уж слишком много было среди слушателей пессимистов. Когда вышла его первая книга "Жертва вождя", предложили Юре поступать в педагогический институт на филологический факультет. В приемной комиссии, куда он принес документы, ему посоветовали идти на исторический: мол, сложно учиться на филфаке, можешь не потянуть. И он изменил свое решение, поддавшись уговорам. Но судьба распорядилась по-своему. Когда до первого вступительного экзамена остался один день, встретил Юра друзей, и те уговорили его выступить со своими стихами в областной библиотеке перед студентами:
- Я поддался на уговоры и пошел. Вечер был прекрасен. Ну, а потом, как водится, засели за бутылочкой, проговорили полночи, и я, естественно, проспал! Так и закончилось мое хождение в науку! Но, хотя университетов не кончал, я все же выпустил три книги и один компакт-диск. За что большое спасибо всем, кто помог мне. Очень приятно сознавать, что есть еще люди, готовые пожертвовать ради других. Я всем благодарен, кто откликнулся на мою просьбу. Но не только на Камчатке известен Юрий Алотов, проявил он себя и в Германии, где ему довелось побывать в составе делегации со своими стихами и концертными номерами. Его танец "Возвращение с охоты", в котором он показал боль, страдание, обиду и досаду раненого охотника, к тому же возвращающегося домой без добычи, вызвал огромный восторг публики. Между прочим, в той поездке Юра один из всей делегации вел дневник, в котором писал о своих чувствах, описывал города и публику, что в дальнейшем помогло восстановить всю картину пребывания в Германии и увлекательно рассказать об этом камчатцам. К сожалению, многие его планы так и не сбылись. Спектакль "Анюська и ярмарка", которую он поставил в соавторстве со своим другом Валерием Еснеутом, бойкотировали те, кто, казалось, должен был поддержать. И хотя премьера спектакля состоялась и была хорошо принята публикой, осадок и чувство горечи от непонимания у Юрия остались. До сих пор с болью рассказывает он о несложившихся отношениях с ансамблем "Мэнго". Что это - зависть, ненависть или принижение таланта? А ведь именно такого самородка целых 20 лет ждали великие мастера слова - Поротов и Каянто. Среди аборигенов талантливых людей много, но в основном - в танцевальном искусстве. А вот грамотно говорить, да еще писать стихи, умеют не все: - Настоящим интеллигентом, грамотным и образованным, был ныне покойный Петр Яганов. Все умел: и говорить, и танцевать, и петь. К сожалению, среди наших много чванства, невежества, а от этого страдают талантливые люди. Жесткий, порой жестокий путь приходилось преодолевать начинающему поэту. Может, потому Юра Алотов (и не только он один) обижен на своих, местных, тех, кто ставил палки в колеса, кто не столько помогал, сколько мешал пробиться таланту. Многие молодые, не выдержав испытаний, трагически уходили из жизни, так и не успев до конца раскрыть свой талант, проявить свои способности.
Уркачан, Галина. ЮРИЙ АЛОТОВ. ГОРЬКАЯ БЫЛЬ // Вести Корякии: Общественно-политическая газета Корякского округа. – 2013. – Режим доступа: http://xn----ctbjmbama9augm8o....0%BB%D1%8C . – Дата доступа: 31.01.2015.
Бирина, Анна. Камчатское отделение Союза писателей России отмечает свое 35-летие // Российский писатель. – Режим доступа: http://www.rospisatel.ru/kantshatka.htm . – Дата доступа: 26.05.2015. В Камчатском отделении Союза писателей России на сегодняшний день состоят 17 писателей: Юрий Алотов, Нина Бережкова-Поротова, Сергей Вахрин, Сергей Гаврилов, Юрий Ганин, Евгений Гропянов, Евгений Евдокимов, Михаил Жилин, Евгений Коптев, Радмир Коренев, Владимир Коянто, Валерий Кравченко, Владимир Нечаев, Валентин Пустовит, Игорь Рычков, Наталья Селиванова и Александр Смышляев. Председателем правления Камчатского отделения Союза писателей России является Евгений Гропянов. Некоторые из писателей не смогли присутствовать на встрече по различным причинам, но через друзей передали приветы и поздравления в адрес своих коллег.
Кравченко. Валерий. Поэту Юрию Алотову – 50 // Авторская песня на Камчатке. – 2005. - Режим доступа: http://kamchatka.bards.mobi/publ/68-1-0-632 . – Дата доступа: 26.05.2015.
Завершающийся 2005-й год был щедр на юбилейные даты. Достаточно вспомнить такие известные в культуре Камчатки имена, как Виктория Крупина, Борис Жирков, Надежда Хелол, Кирилл Килпалин, Виктор Тришкин, Галина Воронина, Владимир Грачев, Татьяна Гуторова, Александр Слугин, Нина Захарова, Владимир Иванченко, Юрий Колдаев, Евгений Коптев, Валерий Мартыненко и другие. Уникальный поэт и композитор земли корякской Юрий Алотов ныне отмечает свой юбилей в родной Палане. Великая армия почитателей творчества поэта, коллеги по перу и сцене, журналисты газеты "Вести" горячо поздравляют Юрия Александровича и с нетерпением ждут его новых удивительных и мудрых книг. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА АЛОТОВ Юрий Александрович (27.11. 1955, п. Палана Тигильского района) поэт, бард.
Родители Ю.А.Алотова родом из с. Пахачи Олюторского района. Но значительную часть жизни (с 3-летнего возраста) Юрий Александрович прожил в с. Воямполка Тигильского района. По этой причине многие ошибочно считают местом рождения поэта с. Воямполку, а не пос. Палану. Среднюю школу Ю.А. Алотов окончил в Палане (1973). Большую роль в формировании будущего литератора сыграло самообразование. С 5 лет Юрий читал романы Марка Твена. В школьные годы самостоятельно изучал сочинения древнегреческих философов, литературу народов мира. В 8-м классе освоил игру на гитаре. Военную службу проходил в ракетных войсках под Красноярском и на базе подводных лодок близ Владивостока (пос. Звездный). После армии получил направление на учебу в Ленинград. Но уехал на остров Беринга, где прожил около двух лет (1979-1981 гг.). Там появились первые авторские песни Ю.А. Алотова. Вернувшись в Воямполку (1981), работал в нескольких местах одновременно. Был связистом, занимался починкой электроприборов, радио и телетехники. В семье Юрия Александровича родились 5 детей. Первые публикации стихов Ю.А. Алотова появились в местной периодической печати в конце 80х гг. В 1988 г. молодой поэт участвовал в окружном совещании молодых литераторов (Палана). Уже тогда произведения поэта отличались углубленным взглядом в историческое прошлое корякского народа. Первый музыкально поэтический сборник "Слеги чавчувена" издан на средства автора при посредничестве специалистов областного и окружного Научно-методических центров народного творчества в 1990 г. В нем собраны ранее написанные музыкально поэтические произведения. Каждое стихотворение, вошедшее в сборник, дышит ностальгией по безвозвратно ушедшим обычаям предков. В том же 1990 г. поэт дебютировал в литературно художественном сборнике "Камчатка", представив историческую поэму "Жертва вождя".
Словно "очарованный странник", уходит он в глубину веков родного края, а, вернувшись оттуда, рассказывает обо всем увиденном своим современникам. Творчество Ю.А. Алотова многообразно. Он не только сочиняет поэмы, стихи, песни, баллады, но и мастерски исполняет их на сцене (в сопровождении гитары, бубна). Юрий Александрович - участник молодежного фестиваля в Якутске (1983), лауреат фестивалей и конкурсов авторской песни в Петропавловске-Камчатском ("Камчатская гитара-89"), в Магадане (1990), Владивостоке (1992), Киеве (1993). В 1992 г. Ю.А. Алотов участвовал в областном фестивале камчатских композиторов. Яркий талант самобытного поэта-музыканта, национальный колорит его исполнительского искусства привлекли внимание специалистов. На камчатском телевидении о творчестве Ю.А.Алотова созданы две музыкально-поэтические программы. Ю.А. Алотов записал два компакт-диска. Первый диск "Легенды Камчачу-Ворона", вышедший в 2002 г., состоит из 18 композиций (студия "СВ"). На диске "Странник", изданном в 2003 г., Ю.А. Алотов исполняет свои стихи и песни в сопровождении двух гитар (с участием Николая Красильникова). Эта программа была исполнена на сцене Камчатского областного театра кукол 25 апреля 2003 г. и имела значительный успех. В программу вошли 17 сочинений автора, разделенных на три части: "Казак камчадальный", "Дума метиса" и "Странник". В 1995 г. Ю.А. Алотов принял участие в постановке спектакля по повести В. Тан-Богораза "Восемь племен", которую осуществили на сцене Паланского народного театра режиссер А.Гершзон и корякский хореограф, художественный руководитель национального ансамбля "Вэем" ("Река") Валерий Етнеут. Ю.А. Алотов исполнил в спектакле роль Рынто, Черного шамана, продемонстрировав незаурядные актерские данные. В 1994 г. под названием "Жертва вождя" вышел второй поэтический сборник Ю.А. Алотова, изданный Фондом компенсации (в пользу народов Севера). Кроме одноименной поэмы, в книгу вошли цикл стихов "Слово деда", поэтические картины и миниатюры. В 1999 г. в издательстве "Белый шаман" под псевдонимом "Этлой Камчачу" вышла новая книга Алотова "Медвежья Пурга", написанная по мотивам древних эвенских легенд. К эвенскому фольклору поэт обратился в 1996 г., когда находился в творческой командировке в Быстринском районе. Здесь в содружестве с руководителями национальных ансамблей "Нулгур" и "Нургунэк" занимался созданием сценариев для постановок национальных спектаклей и праздников. Первая работа Ю.А. Алотова на эвенскую тематику осуществлена в Анавгае совместно с Л.Е. Банакановой (Индановой): в мини-постановке "Улэкич", которая была затем показана в Эссо и Петропавловске. Спектакль "Сказки Алнея", созданный Ю.А. Алотовым в содружестве с Н.И.Григорьевой силами артистов национального театра "Нулгур Геван" (Эссо) в 2000 г., поразил зрителей этнографической точностью, лишенной современных сценических излишеств. Ю.А. Алотов создает свои поэтические произведения на русском языке, но всегда испытывает неодолимое желание писать на родном - чавчувенском языке, который, по мнению поэта, очень красив и музыкален. Отсюда частое включение в поэтические тексты чавчувенских междометий, возгласов, напевов, напутствий, подробные переводы которых автор широко представляет в сносках и примечаниях. В аннотации к книге "Жертва вождя" отмечается: "Сборник стихов корякского поэта Юрия Алотова явление незаурядное. Он представляет нам внутренний мир остро чувствующего, глубоко думающего, реально воспринимающего действительность зрелого Мастера". Столь высокая оценка творчества поэта не преувеличение. С этим согласится каждый, кто прикоснется к творчеству уникального камчатского поэта. Ряд произведений корякского поэта ("Легенда Ворона", "Песня Ближнего", "Пустая протока" и др.) переведены и изданы на немецком, французском, испанском языках (1999 2002). Экземпляр "Легенды Ворона" на французском языке имеется в фондах Камчатской областной библиотеки им. С.П. Крашенинникова. В последние годы Ю.А. Алотов пробует силы в непривычном для себя прозаическом жанре. В газете "Новая жизнь" (Эссо) опубликованы несколько его рассказов. Сейчас поэт живет в Палане, публикуется в местной периодической печати, принимает участие в творческих мероприятиях округа. На состоявшемся осенью 2004 г. Окружном смотре-конкурсе композиторов Ю.А. Алотов был удостоен высшей награды Гран-при. Ю.А. Алотов - член Союза писателей России (1997), лауреат литературной премии им. Г.Г.Поротова (1998). Валерий КРАВЧЕНКО. Энциклопедия "Культура Камчатки" "Вести", Дата публикации: 2005-11-23
Алотов Юрий Александрович // Камчатская краевая научная библиотека им. С.П. Крашениникова. – Режим доступа: https://kamlib.ru/customers/li...sandrovich . – Дата доступа: 20.06.2021.
Алотов Юрий Александрович (27 ноября 1955 г.), поэт, композитор, член Союза писателей России (1996), лауреат литературной премии им. Г. Г. Поротова (1998). Родился в национальном с. Воямполка Тигильского района Корякского округа. Мать его из рода потомственного оленевода Алота Кавава. Отец — украинец. Все свое детство будущий поэт провел среди кочующих оленеводов-чавчувенов. После окончания в 1973 г. Воямпольской средней школы работал связистом. Алотов не просто поет, он бард, исполнитель авторских песен под гитару и бубен. В основе его самобытного творчества — напряженные поиски ответов на вопросы человеческого бытия, углубленные взгляд в историческое прошлое своего народа. Первые публикации стихов поэта появились в местной периодической печати в конце 1980-х гг. В 1988 г. Алотов участвовал в окружном совещании молодых литераторов в Палане. В 1989 г. победил в обл. конкурсе самодеятельной песни «Камчатская гитара». В 1990 г. вышел его первый авторский сборник «Слеги чавчувена», объединивший все разрозненное музыкально-поэтическое творчество молодого автора. Каждое стихотворение, помещенное в сборнике, дышит ностальгией по безвозвратно ушедшим обычаям предков. В 1990 г. поэт дебютировал в литературно-художественном сборнике «Камчатка» исторической поэмой «Жертва вождя». В 1994 г. под этим же названием «Жертва вождя» вышел второй поэтический сборник Алотова. Кроме вышеназванной поэмы, в него вошли цикл стихов «Слово деда», поэтические картины и миниатюры. Алотов пишет на русском языке, но в свои тексты включает большое количество чавчувенских междометий, возгласов, напевов, напутствий, пожеланий, подробные переводы которых автор широко представляет в сносках и примечаниях. В 1992 г. Алотов участвовал в областном фестивале камчатских композиторов. Яркий талант самобытного музыканта, национальный колорит его исполнительного искусства привлек внимание специалистов, и на камчатском телевидение об Алотове был снят фильм. В 1999 г. в издательстве «Белый шаман» под псевдонимом Этлой Камчачу вышла новая книга Алотова «Медвежья пурга», написанная по мотивам древних эвенских легенд. К эвенской теме литератор пришел в 1996 г., когда находился в творческой командировке в Быстринском районе. Здесь, в содружестве с руководителями ансамблей «Нулгур» и «Нургэнэк», он занимался написанием сценариев для постановки национальных спектаклей и праздников. Под воздействием легенд и древних эвенских сказаний, под впечатлением свидетельств и рассказов старожилов сёл Анавгай и Эссо, у Алотова родился поэтический цикл, посвященный эвенам — аборигенным жителям Быстринского района, который был сформирован в сборник «Медвежья пурга». Произведения корякского поэта «Легенда Ворона», «Песня Ближнего», «Пустая протока» и другие переведены и изданы на немецком, французском, испанском языках (1999–2002 гг.). Алотов успешно пробует силы в непривычном для себя прозаическом жанре. В 2015 г. в издательстве «Камчатпресс» вышел его новый сборник «Два японца. Избранное». Сегодня поэт живет в Палане. Он занимается сочинительством, публикуется в местной периодической печати, встречается с поклонниками бардовской песни.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ю. А. АЛОТОВА Отдельные издания Слеги чавчувена: муз.-поэт. сб. — Петропавловск-Камчатский: Ред.-изд. отд. Камч. обл. тип., 1990. — 54 с.
Жертва вождя: стихи. — Петропавловск-Камчатский: Ред.-изд. отд. Камч. обл. тип., 1994. — 92 с. — Извлечение.
Медвежья пурга: поэма, стихотворения. — Петропавловск-Камчатский: Белый шаман, 1999. — 139 с. — Извлечение.
Два японца. Избранное: [стихи, посвящения, поэмы, иронии, проза]. — [Изд.] перераб. и доп. — Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2015 — Извлечение.
Публикации в коллективных сборниках и периодических изданиях (2016–2019) Имя собачье: рассказ // Палана. — 2016. — 3 февр. — С. 6–7. Месть; Дума метиса: стихи // Первый Всероссийский литературный журнал. — 2016. — № 2. — С. 48. Обсидиановое зеркало: легенда, рассказанная старожилом Паланы давным-давно. — Народовластие. — Палана, 2018. — 12 мая. — С. 5–6. Халосые дяденьки: рассказ // Народовластие. — Палана, 2018. — 14 июля. — С. 6–7. Битва шаманов: роман-трагедия в стихах // Народовластие. — Палана, 2018. — 14, 21 апр. ; 5, 26 мая; 30 июня; 20 окт. ; 2019. — 12 янв. Каюры — наездники: повесть // Народовластие. — Палана, 2019. — 13, 20 июля.
Литература о жизни и творчестве Алотов Юрий Александрович // Духовный мир Севера: биогр. справ. — Петропавловск-Камчатский, 2014. — С. 7–8. Алотов Юрий Александрович // Камчатка: от открытия до наших дней: попул. ист.-краевед. справ. / Н. И. Курохтина. — Петропавловск-Камчатский, 2008. — С. 13–14. Алотов Юрий Александрович // Корякская литература: материалы и исслед. / сост. В. Огрызко. — М., 2008. — С. 268–271. Алотов Юрий Александрович // Писатели Камчатки. Союз писателей России / Е. В. Гропянов. — Петропавловск-Камчатский, 2005. — С. 47–49. Белашов А. Жива душа корякского народа // Жертва вождя / Ю. Алотов. — Петропавловск-Камчатский, 1994. — С. 5–8. Власов А. Его голос слышат и камни; Долгов А. Правда Юрия Алотова // Слеги чавчувена / Ю. Алотов. — Петропавловск-Камчатский, 1990. — С. 5–9. Власов А. Юрий Алотов принят в Союз писателей [на заседании Камчатской писательской организации] // Панорама. — Тигиль, 1996. — 27 марта. Власов А. Юрий Алотов увековечен: [в Москве утвердили кандидатуру писателя] // Панорама. — Тигиль, 1997. — 2 июля. «Излить бы эти сердца боли...». [беседа] / вел А. Смышляев // Вести. — 2000. — 29 янв. — С. 7. Кан О. Под псевдонимом «Этлой Камчачу» // Народовластие. — Палана, 2015. — 31 янв. — С. 4–5. Кравченко В. Поэту Юрию Алотову — 50: из авт. энцикл. «Культура Камчатки» // Вести. — 2005. — 23 нояб. — С. 2. Он — гость незваный на своей земле: [беседа] / вела Н. Березина // Камчатское время. — Петропавловск-Камчатский, 2002. — 11 дек. — С. 13. Рычкова О. Славянин с душой коряка; Колодяжный И. Певец страны печальной; Гобзев И. В медвежью пургу камни трескаются // Корякская литература: материалы и исслед. / сост. В. Огрызко. — М., 2008. — С. 248–260. У Камчатки есть свой гимн!. [авт.: Е. Морозов и Ю. Алотов: итоги конкурса по созданию торжеств. песни, посвящ. Камч. обл.] // Камчатка сегодня. — 2003. — 17 июня. — С. 2. Юрий Александрович Алотов // Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: биобиблиогр. справ. / В. Огрызко. — М., 1998. — Ч. 1. — С. 51–53. Юрий Александрович Алотов // «Скрижали» Артура Белашова: альбом-кат. портр. галереи / сост. В. Т. Кравченко. — Петропавловск-Камчатский, 2018. — С. 88.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане