На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров литературной и общественной жизни Воронежа.
Благодаря стараниям Никитина свежие журналы и газеты поступали в Воронеж не более недели после выхода. Он выдавал литературу для чтения беднякам бесплатно.
Книжный магазин И.С. Никитина из обычной торговой точки превратился в заметный очаг культуры, каких не было в Воронеже. Это позволило ему стать одним из главных центров культуры в городе.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Полвека жизни отдано любимой Национальной библиотеке Беларуси!
Впечатляющая цифра!
Ольга Анатольевна - доброжелательная, отзывчивая и мудрая женщина. Специалист высшего класса!!! Примите, Ольга Анатольевна, поздравления и пожелания творческого воплощения всех задумок! Здоровья и бодрого настроения!
О ней
Ольга Анатольевна Соболевская: 50 лет служения библиотеке: Портреты: история библиотеки в лицах // Национальная библиотека Беларуси. – 2020. – 1 августа. – Режим доступа: https://nlb.by/content/news/po...iblioteke/ 1 августа отмечает день рождения О.А. Соболевская, выдающийся Библиотекарь, всю свою жизнь посвятившая Национальной библиотеке Беларуси.
Есть люди, которые еще в юности выбирают свой профессиональный путь и идут по нему на протяжении всей жизни, не сворачивая, являя собой пример самоотверженного, безукоризненного служения любимому делу. К таким людям относится Ольга Анатольевна Соболевская.
1 августа она отмечает двойной день рождения. Именно в этот день 50 лет назад она родилась как профессионал, будучи направленной как молодой специалист в Государственную библиотеку БССР им. В.И. Ленина. Родилась Ольга в деревне Лошица Минского района. Мать – Мария Алексеевна Глуздакова – работала учительницей начальных классов, отец – Анатолий Алексеевич Соболевский – был преподавателем математики.
В их интеллигентной семье знаниям придавалось большое значение. Поэтому любовь к книге и чтению прививалась с детства. Маленькая Оля была активной читательницей и быстро перечитала весь фонд небольшой сельской библиотеки-передвижки. Именно тогда у нее родилась мечта стать библиотекарем – знатоком книги.
После окончания Папернянской средней школы Ольга поступила на библиотечный факультет Минского государственного педагогического института имени М. Горького, который в 1970 году закончила с отличием, получив специальность библиотекаря-библиографа высшей квалификации. Первое и единственное место работы Ольги Анатольевны – Государственная библиотека БССР им. В.И. Ленина (сейчас – Национальная библиотека Беларуси), куда ее пригласили после преддипломной практики. Уже тогда на незаурядную студентку обратила внимание заведующая научно-методическим отделом Анна Григорьевна Меламед, разглядев в практикантке огромный потенциал. Придя на должность библиографа, уже через год О.А. Соболевская становится старшим библиографом. Спустя пять лет – старшим редактором, а еще через десять – главным библиотекарем. Научно-методический отдел стал ее вторым домом. Несмотря на сложность и многоаспектность, работа увлекала и доставляла радость.
В 1996 году О.А. Соболевская возглавила отдел библиотековедения, созданный в 1991 году путем объединения научно-методического и научно-исследовательского отделов.
1990-е – начало 2000-х – интересный и очень сложный этап развития библиотек страны. Образование нового суверенного государства поставило перед библиотеками новые цели и задачи, потребовало осмысления их роли и возможностей в решении задачи возрождения национальной культуры. Это время, когда в деятельность библиотек внедрялась автоматизация, устанавливались первые компьютеры, начала развиваться сеть публичных центров правовой информации, библиотек агрогородков, интегрированных учреждений для обслуживания сельских жителей (библиотек-клубов, библиотек-музеев, домов социальных услуг и др.). И все это требовало четкого методического руководства, умения опережать время в своих знаниях и умениях.
Рабочий день О.А. Соболевской начинался очень рано, а иногда не заканчивался даже глубоким вечером. Простой карандаш и листок бумаги, куда она записывала свои мысли и идеи, – неотъемлемые спутники. Очень часто Ольга Анатольевна приходила на работу с листочком, исписанным убористым почерком по дороге в библиотеку. Вопросы приходилось решать очень разные. Работа требовала творчества, скрупулезности и оперативности, ведь в зону ответственности отдела входила разработка нормативных правовых документов республиканского уровня, концепций и программ развития библиотек страны. Чтобы не ошибиться при исполнении этой важной миссии, необходим научно обоснованный подход. Целый ряд научных исследований, в т.ч. социологических, был проведен под руководством О.А. Соболевской.
За ее консультацией или советом обращались библиотекари всей страны из крупных городов и маленьких поселков. И она всегда знала, что ответить, как объяснить или поддержать.
Начало 2000-х – это еще и время переезда Национальной библиотеки Беларуси в новое здание. Как будет функционировать родная библиотека в новых условиях и возлагаемых на нее задачах? Какой будет ее структура и штат? В обосновании и подготовке ответов на эти и многие другие вопросы принимал непосредственное участие отдел, возглавляемый Ольгой Анатольевной.
Результаты работы находили отражение в различных изданиях, в которых О.А. Соболевская была или автором, или составителем, или входила в состав редколлегии. На ее счету – более 130 публикаций и многочисленные выступления с докладами на конференциях и семинарах различного уровня.
Ольгу Анатольевну знают и ценят белорусские и зарубежные коллеги, руководство библиотеки и государства. О высокой оценке трудовой деятельности свидетельствуют многочисленные благодарственные листы, грамоты и премии различных уровней. Ее фотография неоднократно размещалась на Доске почета библиотеки.
Среди высоких государственных наград – специальная премия Президента Республики Беларусь в сфере культуры и искусства (2000), медаль «За трудовые заслуги» (2002). За активное участие и методическую помощь в повышении профессиональных компетенций работников церковных библиотек Ольга Анатольевна в 2017 году была награждена Грамотой Патриаршего экзарха всея Беларуси. Активная профессиональная и жизненная позиция О.А. Соболевской находила выражение в ее продуктивной общественной деятельности. На протяжении многих лет она была пресс-координатором Библиотечной ассамблеи Евразии, возглавляла комитет по нормативно-регламентирующей документации Белорусской библиотечной ассоциации, была председателем Добровольного спортивного общества библиотеки. «Человек талантливый талантлив во всех областях» – это известное высказывание Л. Фейхтвангера в полной мере относится к Ольге Анатольевне. Около 50 лет она была участницей народного оркестра народных инструментов Минского государственного педагогического института им. М. Горького, которым руководил известный музыкант и педагог В.С. Перетятько. А началась ее музыкальная карьера еще в школьном оркестре под руководством отца. Ольга играла на домре.
Еще один талант О.А. Соболевской – талант любить. Большая любовь сопровождает ее на протяжении всей жизни. «Он – мой идеал, моя юношеская мечта», – так рассказывает Ольга Анатольевна о своем супруге Петре Константиновиче Паршине, известном белорусском художнике, педагоге. Сын, дочь, внуки – всем им она отдает свою бесконечную любовь и тепло. Любовь в сердце Ольги Анатольевны настолько безгранична, что ее ощущают все, кому выпадает счастье общаться с ней.
Преемница О.А. Соболевской М.Г. Пшибытко так рассказывает о ней: «Всегда сияющая и влюбленная. Такой я знаю Ольгу Анатольевну. Влюбленная в свое дело, в библиотеку, в свою семью, своих коллег… Она стала первым моим учителем библиотечному делу. Именно она влюбила меня в Национальную библиотеку, рассказывая и объясняя все особенности ее работы, описывая ту глобальную роль, которую она играет в нашем обществе…»
Ольга Анатольевна не только великий профессионал, пользующийся авторитетом у всего библиотечного сообщества, но и талантливый педагог. Педагог не по специальности, а по призванию. Она умеет доступно и просто объяснить сложное, заинтересовать. К ней многие обращаются за советом, в том числе жизненным.
В настоящее время она продолжает свою деятельность в направлении формирования информационных ресурсов.
Коллектив Национальной библиотеки Беларуси желает Ольге Анатольевне здоровья, плодотворной работы, множества интересных событий и новых открытий. Пусть ее задор и профессионализм будет путеводной звездой еще для многих поколений молодых специалистов в области библиотечного дела.
Материал подготовлен научно-исследовательским отделом библиотековедения.
Екатерина Дмитриевна Воронько связала свою профессиональную судьбу с Национальной библиотекой Беларуси!
Наши поздравления и пожелания доброго здоровья, семейного благополучия и, конечно же, новых книжных открытий!
О ней
50 лет назад начала профессиональный путь в библиотеке Екатерина Дмитриевна Воронько: Портреты: история библиотеки в лицах // Национальная библиотека Беларуси. – 2020. – 3 августа. – Режим доступа: https://nlb.by/content/news/po...a-voronko/
Екатерина Дмитриевна родилась в д. Козловичи Слуцкого района Минской области в крестьянской семье. Свою трудовую деятельность восемнадцатилетняя Катя начала сразу после окончания Козловичской средней школы, работала заведующей Болотчицкой сельской библиотекой Слуцкого районного отдела культуры. В 1966 г. она поступила на заочное отделение Минского государственного педагогического института им. М. Горького на библиотечный факультет, а через год за отличную учебу была переведена на второй курс дневного отделения. Студенческие годы Е.Д. Воронько вспоминает с особой теплотой: «За годы учебы запомнилась практика в Молодечненской городской библиотеке и Гродненской областной библиотеке им. Е.Ф. Карского, где я получила опыт библиотечной и библиографической работы. В 1968 г. из студентов библиотечного и физико-математического факультетов был создан студенческий отряд и мы поехали в Крым. Там, возле Симферополя, мы работали на уборке овощей. По вечерам пели песни и танцевали. Остались только добрые и хорошие воспоминания». Во время учебы в институте в жизни Екатерины Дмитриевны произошло важное событие – знакомство с будущим мужем, Анатолием Иосифовичем Воронько. Он был студентом того же библиотечного факультета, а впоследствии на протяжении двадцати восьми лет руководил Национальной книжной палатой.
В 1970 г. девушка с отличием окончила институт по специальности «библиотековедение и библиография» с присвоением квалификации библиотекаря-библиографа высшей категории. В августе этого же года она по распределению была направлена в Государственную библиотеку БССР им. В.И. Ленина на должность библиографа Книжной палаты БССР (в то время это было одно из подразделений библиотеки).
Профессионализм и отличные знания молодого специалиста не остались незамеченными, и уже через три года она была переведена на должность старшего библиографа, а через четыре – старшего редактора.
В начале своей профессиональной деятельности (до 1978 г.) Екатерина Дмитриевна занималась государственной библиографией, была одним из составителей и редакторов «Летапісу часопісных артыкулаў» и «Летапісу газетных артыкулаў». В дальнейшем ее деятельность стала тесно связана с рекомендательной библиографией, в развитие которой Е.Д. Воронько внесла весомый вклад. Более 40 лет Екатерина Дмитриевна трудится над ежемесячным библиографическим бюллетенем «Новыя кнігі: па старонках беларускага друку», который издается Национальной библиотекой Беларуси с 1960 г.
На счету Е.Д. Воронько целый ряд печатных и электронных изданий Национальной библиотеки Беларуси. Она автор более 240 статей, посвященных знаменитым деятелям белорусской и всемирной культуры, науки, искусства, литературы и другим темам.
Ответственное отношение к работе Екатерины Дмитриевны было оценено по заслугам. Она награждена Почетной грамотой Государственной ордена Трудового Красного Знамени библиотеки БССР им. В.И. Ленина (1982), Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь (2002), Почетной грамотой Национальной библиотеки Беларуси (2007) и Грамотой Белорусского фонда культуры (2012).
«Екатерина Дмитриевна – ответственный и добросовестный специалист, который является примером отношения к порученному делу, добрый и мудрый наставник для молодых специалистов. Она пользуется заслуженным авторитетом и уважением в коллективе и всегда занимает активную жизненную позицию…» – эти слова из характеристики Е.Д. Воронько в полной мере отражают ее профессионализм и личные качества.
Коллектив Национальной библиотеки Беларуси поздравляет Екатерину Дмитриевну с юбилеем профессиональной деятельности и желает крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, творческих успехов и благополучия!
Материал подготовлен научно-исследовательским отделом библиотековедения.
Фрагмент из книги американской писательницы Сьюзан Орлеан «Библиотечные книги»
Детство мое неразрывно связано с библиотекой. Дом наш был в пригороде Кливлэнда, в миле ходьбы от библиотеки Бертрам Вудс, принадлежащей сети Шейкер Хайтс (сеть государственных библиотек). Сколько я себя помню, мы с мамой приезжали туда пару раз в неделю. Заходили и разбредались в разные стороны, каждая в свою любимую секцию. Именно в библиотеке я познала независимость – даже в пять лет мне разрешали бродить там в одиночестве. Через время мы встречались у библиотекарской стойки с книгами в руках и вместе наблюдали, как библиотекарь с громким «чпок-чпок» ставит кривые штампы с датами, указывающими, когда книгу следует вернуть.
Время в библиотеке летело ужасно быстро, в детстве она казалась необъятной. Я любила медленно и беззаботно бродить между стеллажами, разглядывая корешки, а потом уходить из этого чудесного места с новым богатством – книгами. Поездки в библиотеку отличались от поездок в супермаркет: там я вечно ныла, чтобы мама мне что-нибудь купила, а мама противостояла моим капризам.
Библиотека же была местом, где желания совпадали с возможностями. Возвращаясь домой, мне очень нравилось держать стопку книг на коленях, чувствовать их тяжесть, гладить обложки, предвкушать, как я буду их читать. Потом следовал ритуал: мы с мамой обсуждали, в каком порядке их будем читать, как страница за страницей будем проходить этот чудесный, но такой быстротечный период чтения. Библиотекарш из Бертрам Вудс мы считали красавицами. Некоторое время мы обсуждали их красоту. Далее мама обязательно добавляла, что если бы у нее была возможность выбирать профессию, она бы стала библиотекарем, и мы замолкали на несколько минут в немом восторге, представляя, как это удивительно – быть библиотекарем. Повзрослев, я ездила в библиотеку одна и всегда возвращалась оттуда с необъятной охапкой книг. Иногда мы ездили с мамой, и эти поездки были такими же волшебными, как в детстве, наполнены теми же маленькими ритуалами, и в том же задумчивом ритме рождались старые чувства и слова.
Мама умерла два года назад, и с тех пор, когда я начинаю по ней скучать, то достаю из памяти наши волшебные поездки в Бертрам Вудс. Вся моя семья любила читать, но предпочитала брать книги из библиотек, нежели заполнять ими домашние полки. Родители выросли во времена Депрессии, поэтому очень бережно относились к деньгам. Из-за безденежья, а может и благодаря ему, родители читали книги только ради самого чтения. Книга не была для них сувениром, который после прочтения надо поставить и потом хранить вечно. Чтение было сродни путешествию. Я родилась, когда с деньгами стало полегче, и родители даже научились несколько форсить, но эра Великой Депрессии оставила на них свой след – зачем покупать книгу, если ее можно взять бесплатно? На наших скромных книжных полках стояли несколько энциклопедий (потому что их не найти в библиотеке) и еще несколько «умеренных» пособий по сексу (родителям, видимо, было неловко брать такие в библиотеке). «Идеальный брак – психология и техники» – одна из тех, которые я почитывала, когда дома никого не было. Несколько путеводителей, пара журналов, отцовские юридические книги и дюжина разных романов, зачастую подаренных.
В студенческие годы я превратилась в ненасытного покупателя книг, видимо, так отделяла себя от родителей. Ходить в библиотеки мне не хотелось, хотя приходилось наведываться в библиотеку колледжа, искать материалы. Но мне страстно хотелось жить в окружении стопок книг, эдаких тотемных столбов, сложенных из прочитанных историй. Когда я стала жить одна, то первым делом обставила квартиру стеллажами и забила их книгами. Зайти в книжный и что-нибудь не купить было невозможно. Дивный запах свежих чернил, запах новой бумаги – этого ведь не было никогда у библиотечных книг. Хруст корешка, новые, будто только что напечатанные, влажные страницы. Может потому, что в детстве у меня почти не было собственных книг, став взрослой, я наконец дорвалась до покупок и стала фанатиком-книговладельцем. Иногда даже мечтала об открытии собственного книжного магазина. А если мама рассказывала мне, что записалась в очередь на какую-то книгу в библиотеке, я с раздражением спрашивала, отчего бы просто не пойти и не купить её. После окончания колледжа я отбросила детские воспоминания о походах в Бертрам Вудс и впервые в жизни засомневалась в нужности библиотек.
Наверное, мысли о библиотеках могли бы остаться в детских приятных воспоминаниях, что-то типа походов в парк аттракционов, когда библиотека приходила на ум только как мысль о маме или о прошлых временах. Но когда муж получил новую работу в Лос-Анджелесе и мы переехали, тогда библиотеки снова вернулись в мою жизнь. В Лос-Анджелесе я бывала и раньше, навещала родственников. Став писателем, приезжала для исследований – бывала на пляжах, гуляла по каньонам, в Долине, по горам, но мне и в голову не приходило побывать в центре города, он казался слишком деловым и офисным, с его стеклянными коробками, где жизнь останавливалась каждый день в семнадцать ноль-ноль. Сам город в моем воображении был в виде яркого пончика, окантованного молочным океаном с острыми шпилями гор, с большой дырой посредине. О библиотеке и не думала. Однажды моему сыну-первокласснику дали задание взять интервью у человека, который работает в государственной структуре. Я предложила ему мусорщика или полицейского, но сын сказал, что хочет пообщаться с библиотекарем. Ближайшая библиотека оказалась в миле от нас (что напомнило Бертрам Вудс из моего детства). Вдруг ко мне вернулось давно забытое чувство: «ребенок с родителем впервые едут в библиотеку».
Перед нами было современное здание с крышей в виде грибной шляпы мятного цвета. Ничего общего с кирпичной Бертрам Вудс, но, перешагнув через порог, на меня нахлынули чувства и я оказалась в прошлом, лет двадцать назад, в том же месте и в то же время. Ничего не изменилось. Тот же шорох ручки по бумаге, тот же приглушенный разговор возле стойки, скрип перевозных тележек, неожиданный стук книги по столу. Столы библиотекарей, огромные, будто лодки; теплая, приглушенная, но деловитая атмосфера; доска объявлений с потрепанными бумажками – все было тем же. И даже книги, с добавлениями и исключениями – те же. Нет, время не остановилось. Казалось, что его просто законсервировали в библиотеке и что вся жизнь человечества, не только моя – здесь. Время было заперто, как вода дамбой. Не остановлено, а бережно сохранено.
Место для встреч людей и книг. Место, где на ум приходит бессмертие. Так библиотеки с их волшебной атмосферой вернулись в мою жизнь.
Оказывается, я совершенно забыла, что такое бродить между стеллажей, находить что-то нужное, разглядывать книги по соседству, отмечая в каком оригинальном и гармоничном порядке они расположены, воображая, как мысль перетекает от одной книги к другой, как в игре «Испорченный телефон». Можно начать с «Pioneer Women» Джоанны Стрэттон, и тут же рядом вдруг Доналд Ф.Рейтер (Donald F. Reuter), далее «Dreams from My Father» Барака Обамы , The Men who stare at goats Джона Ронсона ). Логика расположения удивляет, погружает в думы, притягивает. Часть меня снова вернулась в детство. Все те же чувства – отношения с родителями, любовь к чтению. Казалось, что и мама рядом. Тогда и пришло решение написать книгу. В нем была и горечь – в это время мои воспоминания ко мне возвращались, а мама теряла память...
Когда я рассказала ей, что пишу книгу о библиотеках, мама была в восторге и радовалась, что сумела привить мне любовь к ним. Деменция уже дотянулась до нее своими пальцами и вырывала воспоминание за воспоминанием. Чувствуя, что теряю ее, я и решила написать книгу. Я пыталась напомнить маме о наших поездках в Бертрам Вудс, она просто улыбалась, видимо, уже плохо понимая о чем речь. И так каждый раз – она помнила все меньше, будто удалялась в какое-то свое место, где не было памяти.
А я старалась сохранить воспоминания за нас обеих . Теперь я часто задумываюсь над тем, сохраняются ли воспоминания, если один человек уже ими не владеет.
Стирается ли всё и навсегда? Мне так хотелось «законсервировать» наши послеобеденные поездки в библиотеки, сохранить их от «ржавчины» с помощью книги.
Мысль о том, что ты сам можешь быть забыт, что жизнь прожита и забыта – ужасает. Что наши радости и печали просто оставляют небольшой след на мировой истории и потом стираются навсегда вместе с нами, как будто нас и не было никогда. Если заглянуть в эту пустоту хоть на миг, смысл жизни будет равен нулю. Если нет продолжения, то нет и смысла. Все, что мы переживаем, разворачивается не по шаблону, а жизнь – просто странное явление, какофония, ноты без мелодии. Но если есть что-то, чему вы учитесь, наблюдаете или переживаете, то это можно сохранить. Если вы видите отражение вашей жизни в других – прошлых и будущих жизнях, то вы сможете обнаружить порядок и гармонию. Мы все – часть большой истории, которая имеет форму и цель – осязаемое прошлое и постоянно обновляемое будущее.
Мы все шепчем в жестяную банку на проволоке (игра в испорченный телефон), и нас слышат, поэтому мы продолжаем шептать в следующую жестяную банку. Написание книги – это акт неповиновения. Это заявление, в котором вы верите в сохранение воспоминаний.
Писатель Амаду Хампате Ба однажды сказал прекрасную вещь, что смерть старика похожа на сжигание библиотеки.
Наши умы и наши души содержат тома чувств и эмоций; сознание каждого человека – это коллекция воспоминаний, разложенных по полкам и хранящихся внутри частной библиотеки жизни. Ее никто не может полностью разделить с нами; она исчезает, когда мы умираем. Но если вы можете поделиться ею – с одним человеком или с миром, на странице книги или в рассказанной истории, – то пусть у нее начнется собственная жизнь.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выдающийся русский искусствовед, музыкальный критик, археолог, почетный академик (с 1900 г.) проработал библиотекарем более 50 лет в Императорской публичной библиотеке Петербурга.
В Публичной библиотеке Стасов стал безвозмездно помогать в описании и систематизации книжного фонда и 1855 г. его работа стала постоянной. С 1872 г. он фактически заведовал художественным отделом и неоднократно исполнял обязанности директора библиотеки.
Этот выдающийся деятель русской культуры горячо любил свою работу: "Я именно урожден быть библиотекарем".
Стасов писал: "Я обязан Библиотеке бесконечно много, добрую часть своего образования я вынес из нее, во множестве работ она мне помогла".
Стасов добивался, чтобы каждая библиотека была бесплатной.
"Библиотека должна делать все возможное для приохочивания населения к чтению", – говорил он.
Сам он оказывал всевозможную помощь в выборе книг, организовывал выставки, лекции, экскурсии. Будучи лично знаком с такими выдающимися людьми, как А. Бородин, М. Балакирев, М. Мусоргский, И. Репин, Л. Толстой, он всячески помогал им в подборе литературы.
"Хороший, знающий библиотекарь – верный помощник всякого серьезного исследователя и просто даже серьезно занимающегося человека", – говорил Стасов.
Пирогов, Стасов, Горький, Репин. 1905 г.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491
Наверх##12 августа 2020 16:3813 августа 2020 19:01
С библиотекой связаны их судьбы
Кобеко Дмитрий Фомич
1837 - 1918
Директор императорской публичной библиотеки России (1902-1918). В настоящее время Российская Национальная Библиотека.
Государственную службу Д. Ф. Кобеко сочетал с научной деятельностью в области истории, генеалогии, библиографии.
В годы его руководства был создан справочный отдел, приняты новые правила пользования библиотекой (1907 г.), которые значительно ограничивали доступ к книгам учащихся. 1905 г. – глава Особого совещания по составлению нового устава о печати.
Под руководством Кобенко подготовлены новые правила для занятий в библиотеке [утверждены 19 декабря 1907 года (1 января 1908 года)]: от читателей впервые стали требовать предъявления паспорта при записи в библиотеку, а в связи с недостатком мест в читальных залах ограничивался доступ в библиотеку учащейся молодёжи.
Член Русского генеалогического, Русского археологического, Палестинского православного обществ, Общества любителей древней письменности.
В 1905 г. Кобеко был председателем Особого совещания для составления нового устава о печати, в котором отстаивал либеральные взгляды. На основе трудов совещания им были составлены «Временные правила о повременных изданиях», утверждённые 24 ноября 1905 г.
Публикации
Первая его статья была напечатана в 1858 г. в журнале «Библиографические записки». В дальнейшем печатался в журналах «Русский архив», «Русская старина», «Журнал Министерства народного просвещения», в специальных изданиях по археологии и генеалогии.
Императорский Царскосельский лицей : Наставники и питомцы : 1811-1843 / [Соч.] Дмитрия Кобеко. - Санкт-Петербург : тип. В.Ф. Киршбаума, 1911. - X, [2], 553 с.
К родословной рода Бестужевых-Рюминых. СПб.1889.
К родословию Шереметьевых. СПб. Вып. I-VII. 1901-1905.
Михаил Арасланович Кайбулин, царевич Астраханский. СПб. 1901.
О разработке генеалогических данных в смысле пособия для русской археологии: По поводу книги П.Н. Петрова и рецензии А.П. Барсукова. СПб. 1887. 24 стр.
Первый директор Царскосельского Лицея. Пг., 1915.
Поправка родословия Шереметьевых. СПб. 1904.
Родословная Басмановых. РС. 1901.
Родословные заметки о некоторых деятелей Смутного времени. СПб. 1908.
Сабуровы и князья Ноготковы.М. 1905.
Фёдор Фёдорович Нагой . ИРГО ,СПб.,1903. Вып.2.
Цесаревич Павел Петрович (1754—1796). СПб., 1882. 384, V с., [3] л. портр. (2-е изд. 1883; 3-е изд. 1887)
Шереметьевы и князья Урусовы: Генеалогический этюд. СПб. 1900.
Шереметьевы и Полёвы. СПб. 1900.
Щелкаловы и Чепчуговы. РС , 1901 Вып. 3.
О нем
История библиотеки в биографиях ее директоров, 1795–2005. [Российская национальная библиотека]. СПб., 2006.
Лихоманов А. В. Кобеко Дмитрий Фомич // Библиотечная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Гриханов; Российская государственная библиотека. — М.: Пашков дом, 2007. — С. 507—508. — 1300 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-7510-0290-3. (в пер.)
Лихоманов А. В. Кобеко Дмитрий Фомич // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры. СПб., 1995. Т. 1. С. 260—265. ISBN 5-7196-0964-4. (Публикация на сайте РНБ)
Сборник статей в честь Дмитрия Фомича Кобеко от сослуживцев по Императорской Публичной библиотеке. — СПб.: тип. М. А. Александрова, 1913. — 257 с.
Шилов Д. Н., Кузьмин Ю. А. Члены Государственного совета Российской империи, 1801—1906 : Биобиблиографический справочник. СПб., 2007. С. 376—381. ISBN 5-86007-515-4.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Российский книговед, библиотековед и библиограф. Коллекционер-библиофил, историк книги, художник-график.
Среднее образование получил в Дерпте (Тарту), высшее — в Московском археологическом институте на археографическом отделении. В юности учился живописи под руководством замечательного художника К.А. Коровина, но еще в студенчестве его потянуло к книге — он стал заниматься исследованиями по истории книги, генеалогией.
Диссертацию защитил на тему «Из области купеческих родословий» и получил звание ученого-архивиста.
В 1902 г. его избрали в члены Русского библиографического общества при Московском университете. В этом году вышла его книга «О библиотечных знаках, так называемых ex libris'ax: по поводу 200-летия их применения в России, 1702 — 1902». Второе — 3-томное издание о русских экслибрисах («Описание русских книжных знаков») выпущено ин фолио на 510 страницах с большим количеством иллюстраций в 1905 — 1918 гг. Иваск не ставил себе цели объять необъятное, а опирался на собрание экслибрисов семи московских коллекционеров (среди которых были Бахрушины, Д. Ульянинский) и свою коллекцию. Там собраны сведения о более чем 6 тысячах знаков. Это издание библиофилы называют шедевром.
Иваск составлял библиографические списки, делал обзоры, писал о книжной графике, печатном искусстве, о палеотипии.
Талантливый художник-график, он сам — автор серии экслибрисов. Иваск занимался исследованием инкунабул — при описании дал историко-библиографический текст, указатель литературы и иллюстрации. Он собрал библиографические сведения о 205 газетах и журналах от «Полярной Звезды» до изданий 1917 г. Рукопись называется «Периодическая печать в России 1703 — 1917 г.», в ней собраны сведения об И тысячах изданий. У.Г. Иваск исследовал частные библиотеки, один из его трудов (1911 — 1912 гг.) так и называется: «Частные библиотеки в России». Здесь он собрал сведения о 1346 библиотеках, дал им характеристику и даже биографии владельцев.
У.Г. Иваск написал более 20 библиографических очерков о деятелях книги, большое количество статей и рецензий по библиографии и библиотечному делу. В рукописи осталось «Введение в историю русской библиографии», очерк «Владимир Измаилович Межов» и др.
С 1902 по 1922 г. У.Г. Иваск написал более 80 работ, которые очень ценятся у специалистов за необыкновенную точность, они до сих пор сохраняют свое научное значение. Иваск принимал участие в работе многочисленных научных ассоциаций, в организации специального общества любителей книжных знаков, учрежденного в 1917 г., в работе Русского библиофильского общества, Русского библиографического общества при Московском университете. В Первую мировую войну Иваск снабжал госпитали книгами. Кроме того, Иваск — редактор «Книжной летописи», активный докладчик и член Толстовского общества в Москве, член обществ экслибристов в Берлине и Базеле, один из организаторов Российской центральной книжной палаты, Российского Библиографического института, позже — заведующий отделом редких изданий Румянцевского музея.
В 1920 г. У.Г. Иваск, член Эстонского библиографического общества и библиотечной комиссии Тартуского университета, уехал в Юрьев (Тарту) и там работал помощником главного библиотекаря университетской библиотеки. В письмах он писал, что занимается организацией и систематизацией фондов после их реэвакуации из Воронежа, работают с 9 утра до 8 вечера — разобрать надо около 2 тысяч ящиков. Скоротечная чахотка оборвала жизнь «классика русского книжного знака».
Публикации
Иваск, Удо Георгиевич (1878-1922). Литература о книжных знаках (ex libris) [Текст] / У. Г. Иваск. - Москва : Тип. И. С. Коломиец, 1918. - 31 с.; 19 см. Библиографический список на 97 названий.
Иваск, Удо Георгиевич. Родословная Москвиных / У. Г. Иваск. - М. : Тип. Л. В. Пожидаевой, 1910. - 6, [1] с.
Иваск, У.Г. Table généalogique de la famille Jvask / [Oudo Jvask]. — М.: Jmpr. L.W. Poshidaieff, 1910. — 11 с. : ил. — 15 экз. С генеалогической таблицей работы автора.
Иваск, У.Г. Григорий Николаевич Геннади: (Обзор жизни и тр.). — М.: Л.Э. Бухгейм, 1913. — 64 с., 2 л. портр.
Иваск, У.Г. О библиотечных знаках так-называемых ex-libris' ах по поводу 200-летия их применения в России. 1702—1902: очерк. — М.: Типо-лит. "Рус. т-ва печ. и изд. дела", 1902. — 24 с.: ил.
Иваск, У.Г. Описание русских книжных знаков: [в 3 ч.] / У.Г. Иваск. — М., 1905—1918. Вып. 1. — 1905. — 348, [1] с. : ил. — 350 экз., из них 50 экз. нумерованных, на слоновой бумаге. Вып. 2. — 1910. — 104 с. : ил. — 200 экз., из них 10 экз. на слоновой бумаге. Вып. 3. — 1918. — 56 с. : ил. — 100 экз.
Иваск, У. Г. Памяти Алексея Петровича Бахрушина. — М., 1904. — 8 с.
Иваск, У. Г. Памяти Вильгельма Федоровича Фреймана: (Из воспоминаний библиофила). — М., 1905. — 10 с., 1 л. портр.
Иваск, У.Г. Подробный каталог домашней библиотеки У.Г. Иваска, почётного члена Московского Археологического Института. I. Отдельные описи частных библиотек и собраний рукописей / [сост. У.Г. Иваск]. — М.: Тип. Л.В. Пожидаевой, 1910. — 27 с. — 25 экз.
Иваск, У. Г. Село Суханово, подмосковная светлейших князей Волконских. — М.: Тип. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1915. — 89 с., 1 л. фронт. (портр.), [16] л. ил..
Иваск, У.Г. Сергей Александрович Соболевский и его библиотека: Реферировано в заседании чл. О-ва 16 сент. 1903 г / У.Г. Иваск; Рус. библиогр. о-во при Имп. Моск. ун-те. — М.: Типо-лит. И.И. Пашкова, 1906. — 15 с.
Иваск, У.Г. Собрание фамильных портретов У.Г. Иваска. — М.: тип. Л.В. Пожидаевой, [1911]. — 16 с.
Иваск, У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиогр. указ. — СПб.: Тип. "Сириус", 1911—1912.
О нем
Богданович, М.М. «Примите уверения в искреннем уважении»: С.Р. Минцлов и У.Г. Иваск // Библиофилы России. — М., 2012. — Т. IX. — С. 461—470.
Боднарский, Б.С. Памяти У. Г. Иваска // Библиографические известия. - 1922. - № 1–4.
Боднарский, Б.С. Памяти У.Г.Иваска / Докл. Б.С.Боднарского на заседании Рус. библиогр. о-ва; Моск. ун-т. Рус. библиогр. о-во. — М. : Тип. "Тайнин. печатник" в с. Тайнинском, 1925. — [2], 5 с., 1 л. портр.
Гапочко, Л.В. Архив У. Г. Иваска // Записки Отдела рукописей ГБЛ. - М., 1988. - Вып. 47.
Григорьев, Ю. В. Удо Георгиевич Иваск / Ю. В. Григорьев // Книга. Исследования и материалы / Всесоюз. книж. палата. – Москва, 1970. – Сб. 21. – С. 221–230.
Дневник Удо Георгиевича Иваска / публ. текста и коммент. Л.Г. Ларионовой // Библиофильские известия. — 2013. — № 18. — С. 33-44; Там же. — 2013. — № 19. — С. 39—44;
Историки и краеведы Москвы: Библиографический справочник. — М., 1996. — С. 74-75.
Кульпа-Иваск, Е.У. Удо Георгиевич Иваск (1878—1922): указ. лит. / сост. Е. У. Кульпа-Иваск; под ред. О.Г. Ласунского. — Воронеж, 1973. — 36 с.
Ойссар, Э. П. Библиографическая деятельность У. Г. Иваска / Э. П. Ойссар // Советская библиография. – 1957. – Вып. 46. – С. 76–81.
Орлов, Н.Н. У. Г. Иваск как исследователь русского книжного знака. М., 1927.
Осокин, В.Н. Из наследия У. Г. Иваска // Советская библиография. - 1979. - № 6. Орлов, Н.Н. Список библиографических работ У.Г.Иваска / Н.Н.Орлов. — М.: Интернац. (39-я) тип. "Мосполиграф", [1918]. — [6] с.
Орлов, Н.Н. Удо Георгиевич Иваск как исследователь русского книжного знака. — М.: П. Витязев Мосполиграф, 1927 (типо-цинк. "Мысль печатника"). — 67, [4] с., [1] вкл. л. портр.
Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491
Наверх##15 августа 2020 16:3615 августа 2020 16:36
Национальная библиотека Беларуси
Барановский Андрей Леонидович
Библиограф, историк-краевед.
Родился в 1966 г. в Боровке Лепельского района Витебской области (Беларусь). Окончил Минский институт культуры (специальность "Библиотековедение и библиография", 1992 г.). Заведующий библиотекой, руководитель методического объединения школьных библиотекарей Дзержинского района http://www.schoolnet.by/~libr4/library/uslugi.htm
С 2014 г. работает в Национальной библиотеке Беларуси (информ. на 2017 г.). Главный библиограф НИО библиографии .
Профессиональные интересы: библиография; история Беларуси; краеведение; биографистика.
Публикации
Военные городки в истории Беларуси : [рецензия на книгу Вихарева Г. А. «История военного городка в Старых Дорогах»] / Андрей Барановский // Нёман. – 2018. – № 3. – С. 153–157. – Режим доступа: http://zviazda.by/sites/default/files/nyoman-3.pdf.
Грамадзянскія могілкі па вул. 2-я Ленінская г. Дзяржынска Мінскай вобл. : гістарычная даведка / аўтар-складальнік А. Л. Бараноўскі // План-проект благоустройства гражданского кладбища по ул. 2-я Ленинская в г. Дзержинске Минской обл., 2015 год / КУП “Минский институт благоустройства и городского дизайна ; главный архитектор Л. П. Горбачева [и др.]. – Минск : ХП “Минск-проект”, 2015. – 11 с. : ил., фото, 3 карты.
Доминик Стацевич ― ректор Римско-католической академии в Санкт-Петербурге, говоривший по-польски с сильным белорусским акцентом / А. Л. Барановский // Белорусский сборник : статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии / Российская национальная библиотека, Санкт-Петербургская ассоциация белорусистов. — Санкт-Петербург. — 2018. — Вып. 7. — С. 185―193.
Железнодорожное строительство в военном городке Боровка Лепельского района: неизвестные страницы истории / Барановский А. Л. // Віцебскі край. — Мінск. — 2017. — Т. 2 : Матэрыялы II Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 385-годдзю выхаду ў свет "Буквара" Спірыдона Собаля, 24 лістапада 2016 г., Віцебск. — С. 23―28.
Железнодорожное строительство в военном городке Боровка Лепельского района : неизвестные страницы истории / А. Л. Барановский // Віцебскі край : матэрыялы II Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 385-годдзю выхаду ў свет "Буквара" Спірыдона Собаля, 24 лістапада 2016 г., Віцебск / Галоўнае ўпраўленне ідэалагічнай работы, культуры і па справах моладзі Віцебскага аблвыканкама, дзяржаўная ўстанова "Віцебская абласная бібліятэка імя У. І. Леніна", установа культуры "Віцебскі абласны краязнаўчы музей", установа адукацыі "Віцебскі дзяржаўны ўніверсітэт імя П. М. Машэрава", кафедра гісторыі Беларусі ; [рэдкал. : Т. М. Адамян (гал. рэд.) і інш.]. – Мінск : Нацыянальная бібліятэка Беларусі, 2017. – Т. 2. – С. 23–28.
Жизнь, отданная детской книге и детскому читателю: материалы к биографии Зои Владимировны Дьяконовой (1912―1996): личность и эпоха / А. Л. Барановский // Край Смоленский : научно-популярный журнал / ОГБУ "Редакция научно-популярного журнала "Край Смоленский". — 2018. ― № 7. ― С. 26―34 : фот.
Инскрипты из личной библиотеки семьи Сакольчик, сотрудников Государственной библиотеки БССР им. В. И. Ленина / Барановский А. Л. // Здабыткі : дакументальныя помнікі на Беларусі / Нацыянальная бібліятэка Беларусі. – Мінск, 2016. – Вып. 19. – С. 204–219. – Библиография: 7 назв.
Исторические некрополи Станьковского ключа : материалы полевых исследований / А. Л. Барановский // Спадчына роду Гутэн-Чапскіх : актуальнае становішча даследаванняў : матэрыялы Міжнароднага навуковага семінара (Мінск, 21 мая 2014 года) / рэдкалегія: І. Кароль, І. Гатальскі. – Мінск, 2015. – [С. 3–25].
“Коллекция (Архив) эмигрантской печати” Института истории Национальной академии наук Беларуси в фондах Национальной библиотеки Беларуси : библиографический обзор / А. Л. Барановский // Матэрыялы XV Міжнародных кнігазнаўчых чытанняў, Мінск, 4–5 красавіка 2019 г. / [складальнікі: Т. А. Сапега, А. А. Суша ; рэдкалегія: Р. С. Матульскі (старшыня) і інш.]. – Мінск, 2019. – С. 316–324.
Лепельское пехотное училище (1940–1957) / Барановский А. Л. // Віцебскі край : матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 170-годдзю з дня нараджэння М. Я. Нікіфароўскага, 5 лістапада 2015 г., Віцебск. – Мінск, 2016. – Т. 1. – С. 77–81.
Лепельское пехотное училище / А. Л. Барановский. - Минск: «Рубон», 2018. – 244 с., ил., фото, 2 табл. : ил., фото, табл. Первое в историографии военной истории Беларуси научно-популярное исследование, посвящённое Лепельскому пехотному училищу ― одному из незаслуженно забытых военных училищ Беларуси довоенного периода, которое первоначально дислоцировалось в военном городке Боровка Лепельского района Витебской области, а перед войной было переведено в г. Череповец Вологодской области. Включает неизвестные и малоизвестные факты, ссылки на архивные, музейные документы, печатные и сетевые источники, результаты полевых исследований автора, воспоминания, письма, редкие фотографии. Впервые приводятся максимально полный свод персоналий Лепельского пехотного училища (645 биографий), а также наиболее полная библиография (636 записей, хронологический охват 1939―2017 гг.). Издание снабжено разноплановыми приложениями, научно-справочным аппаратом, который значительно облегчит поиск необходимой информации.
Книга адресована историкам, поисковикам, исследователям, краеведам, всем тем,кто интересуется военной историей, прошлым родного края.
От автора
Впервые о существовании Лепельского пехотного и Лепельского миномётного военных училищ я узнал в 1999 г., после выхода из печати книги «Памяць: Лепельскі раён» (Мінск, 1999)[1], включающей уникальные, разнообразные сводные научно-популярные и историко-краеведческие сведения о Лепеле и районе, книги нужной и полезной. Более всего удивил не сам факт существования данных военно-учебных заведений в составе Красной Армии, а то, что первоначально, до войны они оба дислоцировались в военном городке Боровка Лепельского р-на Витебской обл., на моей малой Родине, более того, в казармах «городка танкистов», располагавшихся всего в 600-800 м от домов офицерского состава, где прошло моё детство и юность – именно тех домов (и тогда и сейчас местные жители называют их ДОСами), в которых до войны проживали командиры и преподаватели данных училищ со своими семьями. Здесь же я окончил Боровскую СШ, и поныне славящуюся своими замечательными педагогами и талантливыми учащимися. Почему же в школе нам никогда не рассказывали об этом? Не знали, не нашли времени, не собрались? Почему упорно молчали выпускники этих училищ, некоторые из которых после войны служили рядом, многие из них неоднократно отдыхали в Лепельском военном санатории[2], который также располагается в городке? Если миномётному училищу, в первые месяцы Великой Отечественной войны переведённому в г. Барнаул Алтайского края в выше приведённой книге уделено достаточно внимания, в Лепельском районном краеведческом музее имеется памятный альбом 1946 г., а в 2015 г. вышла отдельная книга, посвящённая ему[3], то пехотное училище до сих пор оставалось в тени, всеми забытое, несмотря на то, что появилось здесь первым в далёком январе 1940 г. и находилось на лепельской земле на полгода дольше.
Предпринятая нами в 2011 г. поисково-исследовательская работа была напряжённой, со своими успехами и неудачами, открытиями и огорчениями. Изначально главным нам представлялось составить максимально полный свод персоналий военно-учебного заведения ― исходную базу для дальнейшего поиска, и, именно через биографии и судьбы военнослужащих прикоснуться к славной истории Лепельского пехотного… Как известно, пехота – самый уязвимый в бою род войск. Во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг. многие курсанты были отправлены на фронты после окончания ускоренных курсов, без присвоения первичных офицерских званий «младший лейтенант» и «лейтенант», сержантами и рядовыми, большинство из них погибли в первых же сражениях. Часто даже в биографиях Героев Советского Союза, не говоря о рядовых бойцах, училище до сих пор не указывается, или, в лучшем случае, упоминается обезличенным ― «военное училище», «пехотное училище», «курсы при училище». В процессе работы стали известны многочисленные факты упоминания в биографиях выпускников Лепельского пехотного училища неправильного наименования «Минское пехотное училище». Что касается биографий военнослужащих, в т. ч. участников Великой Отечественной войны, а также умерших в мирное время, начиная с рядовых – допуск к их личным делам и учётно-послужным карточкам в Центральном архиве Министерства обороны Республики Беларусь строжайше запрещён. В то же время, ни одна из гражданских профессий, специальностей не позволяет её обладателю получить допуск в этом архиве на ознакомление с материалами биографического характера (!). Не помогли и наши письменные обращения к министрам обороны и их заместителям по идеологической и воспитательной работе. Полноценная работа в российских архивах была недоступной в силу ограниченности финансовых возможностей. Домашние телефоны генералов, к примеру, не помещают в справочники телефонных сетей.
В Беларуси училище дислоцировалось 1,5 года, остальные 16,5 лет оно находилось в г. Череповце Вологодской обл., продолжая готовить кадры для армии, однако, как ни удивительно, этот период времени не нашёл достойного отражения, за редким исключением, ни в музейных фондах Вологодчины, ни в региональных энциклопедиях и справочниках, ни в историографии истории Череповецкого края. Самой главной нашей удачей в поисковой работе стало нахождение в гг. Минске и Борисове шести курсантов-выпускников, из них четырёх довоенного и двух послевоенного периодов. Воспоминания четверых мы успели, учитывая их преклонный возраст, записать. Борисовчанин умер, время, увы неумолимо, планируемая встреча не состоялась. К нашему удивлению, один из шести наотрез отказался предоставить для сканирования редкие фотографии из своего личного фотоальбома череповецкого периода, а другой ― известный российско-белорусский писатель и поэт вовсе не пожелал общаться, даже по телефону… Когда собранный материал, наконец, был подготовлен вчерне, известный белорусский военный историк, не оправдав наших надежд и чаяний, отказал в написании рецензии на рукопись, предварительно дав своё согласие на это и ознакомившись с текстом. Таким образом, было напрасно потрачено драгоценное время. Среди прочего, два исследователя из Минска и Москвы потребовали предварительную плату за запрашиваемую информацию. Долгое время большой и неразрешимой проблемой оставался вопрос финансирования издания, многочисленные обращения за помощью в государственные и частные издательства, к представителям государственных и общественных структур, местным и региональным властям, высокопоставленным военным, в т. ч. к генерал-майору, земляку, уроженцу Лепельского р-на, знакомым состоятельным предпринимателям, известным общественным деятелям и учёным Беларуси и России не приносили положительного результата, а некоторые вовсе не ответили, не отреагировали. Не могу не писать об этом, потому что всё это было…
Это первое в историографии военной истории Беларуси научно-популярное исследование, посвящённое Лепельскому пехотному училищу ― одному из незаслуженно забытых военных училищ Беларуси довоенного периода, которое первоначально дислоцировалось в в/г Боровка Лепельского р-на Витебской обл., а перед самой войной было переведено в г. Череповец Вологодской обл. Содержит обширный фактический и иллюстративный материал. Включает неизвестные и малоизвестные факты, ссылки на архивные, музейные документы, печатные и сетевые источники, результаты полевых исследований автора, воспоминания, письма, редкие фотографии. Впервые приводятся максимально полный свод персоналий Лепельского пехотного училища (645 биографий), а также наиболее полная библиография (636 записей, хронологический охват 1939-2017 гг.). При работе над книгой для сопровождения биограмм нами были выявлены и отобраны из разных источников 202 фотографии (31%), из которых по техническим причинам в настоящее издание, к сожалению, включена лишь незначительная часть. При составлении библиографии ввиду невозможности по вполне понятным причинам просмотра всех источников de visu ряд данных остались неизвестными и отмечены нами знаком вопроса (номера периодических изданий, страниц и тп.), дата доступа к интернет-источникам 01.10.2018 г.
Основная часть книги отведена персоналиям – офицеров, преподавателей, курсантов, выпускников, военнослужащих вспомогательных служб, сотрудников учебного заведения. Глава «Мартиролог» включает биографии погибших и умерших от ран, болезней, осужденных военными трибуналами, дальнейшие судьбы которых остались неизвестными, их фамилии повторяются выше в соответствующих главах по воинским званиям. Биограммы (биографические справки) содержат максимально полные сведения, ставшие известными автору на момент подготовки материала, основные среди которых: ФИО, годы жизни, места рождения, проживания и смерти (названия бывших советских республик, автономных областей и округов приводятся в современном написании), социальное происхождение, национальность, дата призыва на военную службу, наименование военкомата, прохождение воинской службы, должности, звания, периоды, партийность и дата вступления (для членов и кандидатов в члены ВКП(б) – КПСС), участие в Великой Отечественной войне и др. войнах ― советско-финдляндской, советско-японской, послевоенная деятельность, должности, звания, творческие достижения, общественная работа, награды, даты награждений орденами, семейное положение, девичьи фамилии жён приводятся в скобках, сведения о детях, библиография, литература (выборочно). Источники сведений приведены в краткой форме в квадратных скобках, в конце книги имеется полная библиография. Курсивом подаются выдержки из документов, в основном из Наградных листов (выборочно), характеристик, а также из опубликованных и неопубликованных источников, ходатайств, эпистолярного наследия, воспоминаний, мемуаров, интервью, в остальных случаях курсив наш. Издание снабжено разноплановыми приложениями, научно-справочным аппаратом, который значительно облегчит поиск необходимой информации. Книга адресована историкам, исследователям, краеведам, всем тем, кто интересуется военной историей, прошлым родного края.
К большому сожалению, на сегодняшний день продолжают оставаться неизвестными имена тысяч и тысяч курсантов, офицеров, и не только Лепельского пехотного училища, а всех военно-учебных заведений довоенного периода в Беларуси. Каждое из них по праву достойно своей отдельной книги памяти. Надеемся, что наша скромная работа послужит основанием фундамента дальнейших поисков и интересных открытий, а также будущих серьёзных исследований, прежде всего военных историков, если они обратят своё внимание на данную тему.
Пользуясь случаем, выступаю перед местной властью с предложением увековечить память пребывания на нашей легендарной, обильно политой кровью белорусской земле Лепельского пехотного и Лепельского миномётного училищ установкой мемориальных досок или памятных знаков, а также официально обратиться к мэриям гг. Череповца и Барнаула с инициативой стать побратимами пос. Боровка Лепельского р-на, что будет вполне логично и правильно. Надеемся, что налаженные связи помогут сделать это совместно и на достойном уровне, что в свою очередь позволит нынешним внукам и правнукам курсантов и офицеров чтить память своих дедов и прадедов в Беларуси и России. Это послужит укреплению традиционных исторически дружественных связей между нашими братскими народами – Победителями в Великой Отечественной войне.
Буду благодарен за любую информацию, которая поможет дополнить, исправить или уточнить мои данные, а обладателей интересных фотографий в рамках обозначенной темы убедительно прошу поделиться копиями в целях создания полноценного фотоархива данного учебного заведения.
Выражаю глубокую признательность за оказанную помощь Михаилу Герасименко (г. Минск, РБ), Николаю Мазанику (г. Минск, РБ), Борису Самсонову (г. Минск, РБ), Брониславу Бритвину (г. Минск, РБ), Олегу Осинину (г. Борисов, РБ), а также историкам, краеведам, поисковикам Андрею Симонову (г. Жуковский, РФ), Кириллу Осовику (г. Шостка, Украина), Сергею Семёнову (г. Смоленск, РФ), Алексею Мошкову (г. Смоленск, РФ). Огромная благодарность и низкий поклон Дмитрию Киенко (г. Минск, РБ), целеустремлённостью, усердием и стараниями которого эта книга, наконец-то, увидела свет.
[1] Первой белорусской публикацией, видимо, нужно считать эту: Януш І.Ю. Ваенныя кадры каваліся на Лепельшчыне: [пра ваенныя вучылішчы 1940-1941 гг.] // Народнае слова. 1992. №52. 8 мая. С. 4.
[2] Единственный военный санаторий в Республике Беларусь.
[3] Стельмах А.В., Яковлева Г.Н. Лепельское миномётное училище: исторический очерк. Витебск, 2015. 79 с.
Навагрудак = Наваградак = Новогрудок = Nowogródek: старажытны горад у дакументах і матэрыялах [Электронны рэсурс] / Нацыянальная бібліятэка Беларусі, ДУК «Навагрудская цэнтральная раённая бібліятэка» ; [аўтары-складальнікі: А. Л. Бараноўскі, І. У. Градоўкіна, Л. Ф Кандуховіч ; навуковы рэдактар Т. В. Кузьмініч]. ‒ Мінск : НББ, 2019. ‒ 1 электронны аптычны дыск (DVD) : каляр.
Они были первыми : офицеры-подводники Российского Императорского флота, уроженцы Беларуси / А. Л. Барановский // Нёман. – 2019. – № 9. – С. 166–172. – Рецензия на книгу: Пожарский, А. М. Подводное плавание в России, 1834–1918 : биографический справочник / А. М. Пожарский. Санкт-Петербург, 2011. 1022 с.
Ректор Римско-католической духовной академии в Санкт-Петербурге, говоривший по-польски с сильным белорусским акцентом : 140 лет со дня смерти Доминика Стацевича (1809–1876) / А. Л. Барановский // Белорусский сборник : статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии / ответственный составитель: Н.В. Николаев; Российская национальная библиотека; Санкт-Петербургская ассоциация белорусистов, 26-я ежегодная конференция «Санкт-Петербург и белорусская культура», г. Санкт-Петербург, 15 июня 2018 г. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 185–193.
Славуты бібліёграф ХХ стагоддзя А. А. Сакольчык: да 120-годдзя з дня нараджэння = Выдающийся библиограф ХХ века А. А. Сакольчик: к 120-летию со дня рождения [Электронны рэсурс] / Нацыянальная бібліятэка Беларусі ; складальнік А. Л. Бараноўскі, рэдактар І. У. Градоўкіна. – Электронныя тэкставыя, графічныя і інш. даныя. – Мінск : Нацыянальная бібліятэка Беларусі, 2016. – (Славутыя імёны). – Тэкст паралельны: беларускі, рускі.
Слонім і наваколле праз прызму гістарычных дакументаў, паданняў, даследаванняў [Электронны рэсурс] / Нацыянальная бібліятэка Беларусі, Слонімская цэнтральная раённая бібліятэка імя Я. Коласа ; складальнікі: І. У. Градоўкіна [і інш.] ; навуковы рэдактар Т. В. Кузьмініч. – Мінск : НББ, 2019. – 1 электронны аптычны дыск (DVD) : каляр. – Загаловак з тытульнага ліста. – Частка тэксту на рускай, польскай і іншых мовах. – Сярод складальнікаў таксама: А. В. Ганчарова, А. Л. Бараноўскі, К. С. Быстрова, Л. Ф. Кандуховіч.
Учитель! Перед именем твоим... Геннадий Бронислав Шешкен (1925–2013) : материалы к биографии / А. Л. Барановский // Віцебскі край : матэрыялы IV Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі "Віцебскі край", прысвечанай 80-годдзю ўтварэння Віцебскай вобласці, 22 лістапада 2018 г., Віцебск / [рэдкалегія: Т. М. Адамян (галоўны рэдактар) і інш.]. – Мінск, 2019. – Т. 4. – С. 165–171 ; дадатак : С. 326–329.
Формирование личного архивного фонда Адама Антоновича Сакольчика (1896–1983) Национальной библиотеки Беларуси: к 120-летию белорусского библиографа / А. Л. Барановский // Матэрыялы XII Міжнародных кнігазнаўчых чытанняў «Кніжная культура Беларусі XI – пачатку XX ст.», Мінск, 7–8 красавіка 2016 г. / [складальнікі : Т. А. Сапега, А. А. Суша ; рэдкалегія: Р. С. Матульскі (старшыня) і інш.]. – Мінск, 2016. – С. 56–61.
Фотоархив личного архивного фонда белорусского библиографа А. А. Сакольчика (1896–1983) Национальной библиотеки Беларуси / А. Л. Барановский // Матэрыялы міжнароднага кангрэса "500 гадоў беларускага кнігадрукавання" : XIII Міжнародныя кнігазнаўчыя чытанні, Мінск, 14–15 верасня 2017 г. У 2 ч. Ч. 2 / [склад. А. А. Суша ; нав. рэд. Р. С. Матульскі]. – Мінск : Нацыянальная бібліятэка Беларусі, 2017. – С. 68–70.
"Я хотел бы стать поэтом…" : Калецкий Павел Исаакович (1906–1942) : 110 лет со дня рождения : забытые имена, несостоявшиеся юбилеи… / А. Л. Барановский // Здабыткі : дакументальныя помнікі на Беларусі / Нацыянальная бібліятэка Беларусі ; склад. : Т. А. Сапега, А. А. Суша. – Мінск : Нацыянальная бібліятэка Беларусі, 2017. – Вып. 20. – С. 241–251.
О нем
Барановский, Андрей Леонидович (библиограф ; краевед ; род. 1966): справка // Сводный электронный каталог библиотек Беларуси. – Режим доступа: http://unicat.nlb.by/opac/pls/...q=l_siz=50 Справка Барановский, Андрей Леонидович (библиограф ; краевед ; род. 1966)
Место рождения: в/г Боровка Лепельского района Витебской области. Библиограф, историк-краевед. Окончил Минский институт культуры (специальность "Библиотековедение и библиография", 1992). С 2014 г. – в Национальной библиотеке Беларуси (информ. на 2017 г.). Профессиональные интересы: библиография; история Беларуси; краеведение; биографистика. См. также Бараноўскі, Андрэй Леанідавіч (бібліёграф ; краязнавец ; нар. 1966) (на другом языке)
Источники информации Сведения биографического и профессионального характера получены из разговора с автором (01.12.2017).
В год 75-летия Великой Победы с благодарностью вспоминаем командование, преподавателей и выпускников одного незаслуженно забытого (так считают многие военные историки) военного учебного заведения страны — Лепельского пехотного училища (ЛПУ). Из каждой сотни выпускников училища, ушедших на фронт, к концу Великой Отечественной войны уцелело всего трое. Из шести наших земляков, выпускников Лепельского пехотного, четверо получили звание Героя Советского Союза посмертно…
Исторические факты В первые месяцы 1940 года на территории военного городка Боровка Лепельского района, в десяти километрах северо-восточнее города Лепель Витебской области Белорусской ССР, было сформировано Лепельское пехотное училище. В мае 1941 года учебное заведение было передислоцировано в Череповец. Директивой Генерального штаба РККА от 5 мая 1941 г. его переименовали в Череповецкое пехотное, но в сентябре вернули первоначальное название. 20 августа 1941-го состоялся первый выпуск курсантов военного времени с присвоением звания лейтенанта. Вклад училища в нашу общую Победу велик. Так, белорусский исследователь, историк-краевед, библиограф Национальной библиотеки Беларуси, автор книги «Лепельское пехотное училище» Андрей Барановский приводит следующие данные. 13 выпускников училища стали генералами. С 1940 по 1957 год училище воспитало 18 Героев Советского Союза; 26 кавалеров высшей награды СССР — ордена Ленина; 12 кавалеров полководческих орденов — Александра Суворова, Михаила Кутузова, Александра Невского, Богдана Хмельницкого; 18 кавалеров солдатского ордена Славы; 13 кавалеров высших наград иностранных государств. Хочется сделать акцент на наших земляках-вологжанах. Среди Героев Советского Союза таких было шесть человек. Сержант Василий Прокатов, уроженец деревни Кузовлево Харовского района, 12 декабря 1942 года закрыл своей грудью амбразуру вражеского дота, повторив подвиг нашего же земляка Александра Панкратова. Среди курсантов были представители более тридцати народов и национальностей СССР: русские, белорусы, украинцы, евреи, казахи, грузины, абхазы, татары, марийцы, азербайджанцы, узбеки, вепсы и др. Именами девяти выпускников названы улицы в 11 городах, поселках и деревнях трех стран — России, Белоруссии и Украины. В честь выпускников училища в 20 городах, поселках и деревнях этих стран установлены памятники, памятные знаки, стенды, бюсты и мемориальные доски.
Наша гордость Автор данной статьи гордится своим отцом Аркадием Ивановичем Созиным и тестем Борисом Сергеевичем Подобедовым. Оба 1925 года рождения, в составе маршевых рот досрочного сержантского выпуска училища весной 1943 года убыли к месту формирования частей резерва Ставки Верховного главнокомандования, а затем — на Карельский фронт. Приняли свое боевое крещение при форсировании реки Свирь в составе минометной роты 1-го батальона 303-го гвардейского полка 99-й гвардейской стрелковой дивизии 37-го гвардейского стрелкового корпуса.
На протяжении послевоенной истории ЛПУ внесло достойный вклад в подготовку офицерских кадров для армии. Многие командиры, преподаватели и выпускники проходили службу практически во всех военных округах СССР и за рубежом. Среди выпускников училища десятки фамилий почетных граждан городов и сел, заслуженных работников различных отраслей народного хозяйства, деятелей культуры, докторов и кандидатов наук, профессоров.
Сохранить память Нельзя сказать, что сегодня училище забыто. На территории ЧВВИУРЭ, где оно дислоцировалось, создан мемориал защитников Отечества, на одной из стел надпись: «Лепельским (череповецким) курсантам 1940 — 1957 гг. с благодарной памятью курсанты ЧВВИУРЭ». Здесь же в комнате истории Вологодской области развернута экспозиция «За Россию, Родину, Отечество!», включающая ряд материалов о ЛПУ. В музее училища представлены портреты выпускников-лепельчан, получивших высшие офицерские звания. В Череповецком музейном объединении есть небольшой по объему материал (документы, фотографии). В феврале 2016 года было опубликовано обращение к мэру Череповца по вопросу увековечения памяти преподавателей и курсантов Лепельского пехотного училища, павших в годы войны (письмо и официальный ответ публикуются в книге белорусского историка). В юбилейный для страны и училища год создана инициативная группа, куда вошли представители командования и ветеранской организации училища радиоэлектроники, городской администрации Череповца, Вологодской региональной общественной организации «Ассоциация ветеранов военной разведки», клуба деловых людей Вологодского землячества в Москве, белорусской научно-исследовательской группы военной истории «Рубон». В планах многое: от проведения научно-практической конференции, приуроченной к 22 февраля (годовому празднику части), до создания аллеи Героев, установка мемориальных досок в Боровке и Череповце на казармах бывшего училища и, главное, возведение памятника. В социальной сети «ВКонтакте» создана группа «Лепельское училище. Череповец», призванная консолидировать усилия всех, кто заинтересован в поиске и публикации новых материалов, имен и ранее неизвестных фактов. Конечно, это лишь малая толика того, что заслужили наши героические предшественники, отдавшие жизни на полях сражений. И кому, как не нам, живущим сегодня благодаря их подвигу, необходимо восстановить историческую справедливость, отдать дань памяти нашим известным и безызвестным героям. Сергей Созин, поэт, публицист, член правления Вологодской писательской организации Союза писателей России, газета «Голос Череповца»
Участие в конференции «Санкт-Петербург и белорусская культура»: Новости Национальной библиотеки Беларуси // Национальная библиотека Беларуси. – 2019. – 20 июня. – Режим доступа: https://nlb.by/content/news/na...a-kultura/
Традиционно в середине июня в Российской национальной библиотеке состоялась XXVII ежегодная конференция «Санкт-Петербург и белорусская культура», организованная совместно с Санкт-Петербургской ассоциацией белорусистов.
В качестве проблемного поля конференции рассматривались российско-белорусские культурные связи, памятники белорусской истории и книжной культуры из фондов библиотек и архивов, аспекты музыкальной и художественной культуры, литературной жизни, биографии общественных деятелей и другие вопросы.
В работе научного мероприятия принял участие главный библиограф Национальной библиотеки Беларуси Андрей Барановский с докладом «Неизвестная рукопись защитника Ленинграда». Во время выступления он передал в дар Российской национальной библиотеке свою книгу «Лепельское пехотное училище» (Смоленск, 2018), одним из героев которой является предвоенный выпускник училища полковник Михаил Григорьевич Герасименко (1920‒2014), уроженец Беларуси, участник обороны Ленинграда, автор рукописных воспоминаний о тех незабываемых событиях.
В соответствии с пожеланием наследников М.Г. Герасименко и в честь 75-летия снятия блокады города на Неве рукопись «Пути-дороги сложные: воспоминания участника обороны Ленинграда» и ее цифровая копия также были переданы А. Барановским в фонды Российской национальной библиотеки. Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.
Сотрудник Национальной библиотеки принял участие в передаче телеканала «Россия 1» // Национальная библиотека Беларуси. – 2020. – 12 августа. – Режим доступа: https://nlb.by/content/news/na...ossiya-1-/ Андрей Барановский, главный библиограф НИО библиографии Национальной библиотеки Беларуси, историк-краевед, автор книги «Лепельское пехотное училище», принял участие в телевизионной передаче телеканала «Россия 1» из цикла «Память огненных лет».
Выпуск был посвящен 80-летию Лепельского пехотного училища. Андрей Леонидович рассказал о его деятельности с 1940 по 1957 год. Свое выступление он посвятил памяти курсантов и офицеров училища, павших в боях за Родину во время Великой Отечественной войны.
Сформированное на белорусской земле Лепельское пехотное училище с 1941 года продолжило работу в городе Череповце Вологодской области. Андрей Леонидович предложил к 75-летию Великой Победы установить на бывших казармах училища в поселке Боровка Лепельского района Витебской области памятную мемориальную доску. Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.
Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491
Наверх##19 августа 2020 16:2919 августа 2020 16:32
Национальная библиотека Беларуси
Минченя Татьяна Николевна
Полвека служения Национальной библиотеке Беларуси!
С днем, достойным похвал, ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!
Татьяна Николаевна Минченя: 50 лет в профессии: Портреты: история библиотеки в лицах // Национальная библиотека Беларуси. – 2020. – 17 августа. – Режим доступа: https://nlb.by/content/news/po...professii/
17 августа исполняется 50 лет профессиональной деятельности Т.Н. Минчени, ветерана Национальной библиотеки Беларуси, посвятившей всю свою жизнь служению библиотеке, книге и культуре в целом.
Татьяна Николаевна родилась в г. п. Уречье Любанского района Минской области. Отец был служащим, мать – домохозяйка. Начальное и среднее образование получила в Уречской средней школе № 2. Успешно окончив Минский государственный педагогический институт им. М. Горького, 17 августа 1970 года девушка пришла на работу в Государственную библиотеку БССР им. В.И. Ленина. В ее трудовой книжке в графе «Сведения о приеме на работу» всего одна запись: «Государственная библиотека БССР им. В.И. Ленина» (сейчас – Национальная библиотека Беларуси).
Свой трудовой путь она начала в справочно-библиографическом отделе с должности библиографа. Через семь лет Татьяна Николаевна была переведена на должность старшего библиографа в Книжную палату БССР (в то время это было одно из подразделений Государственной библиотеки БССР им. В.И. Ленина). В декабре 1977 года, в связи с реорганизацией Книжной палаты БССР, Татьяна Николаевна вернулась в справочно-информационный отдел.
К любому делу она подходит творчески. В совершенстве владея методикой поиска необходимой информации, всегда может посоветовать читателю, где можно найти ответ даже на самый сложный вопрос.
Превосходные профессиональные знания и накопленный опыт работы позволили ей в 1986 году возглавить отдел рекомендательной библиографии, а через год – сектор избирательного распространения информации справочно-информационного отдела.
Проработав в библиотеке 20 лет, Татьяна Николаевна снискала заслуженный авторитет среди коллег. Тактичность и доброжелательность в сочетании с требовательностью, ответственностью и скрупулезностью – эти и другие положительные качества способствовали тому, что с марта 1990 года она была назначена ученым секретарем библиотеки. Используя весь свой накопленный опыт и глубокие знания библиотечной деятельности, отдавая всю себя профессии, Татьяна Николаевна своим трудом содействовала стабильному функционированию библиотеки в переходный для нашей страны исторический период.
Как вспоминает Т.Н. Минченя: «В это непростое время распада СССР, социально-политических изменений в стране, экономической нестабильности библиотека столкнулась с препятствиями, которые тогда казались непреодолимыми. Ситуация с размещением фондов стала критической. В сложных условиях того времени необходимо было добиваться строительства нового здания. Вместе с тем, начали активно развиваться международные связи библиотеки, стремительно росла ее роль и значение как главной библиотеки страны, важнейшего информационно-культурного учреждения Республики Беларусь.
В 1992 году Государственная библиотека БССР им. В.И. Ленина была преобразована в Национальную библиотеку Беларуси. Изменение ее статуса, повышение значимости в культурном и социальном развитии общества, расширили горизонты ее возможностей и поставили новые задачи. В 90-е годы библиотека приступила к активному взаимодействию с дипломатическими миссиями, представительствами международных организаций, поиску внебюджетных средств для финансирования различных проектов. В это время началась информатизация библиотеки.
Начало 2000-х стало временем глобальных технологических преобразований. Каждая из ставящихся задач требовала серьезной проработки и аргументации».
Татьяна Николаевна превосходно справлялась с возложенными на нее функциями, способствуя дальнейшему развитию библиотеки как республиканского информационного центра.
Наряду с продуктивной профессиональной деятельностью она вела активную общественную работу. На протяжении многих лет входила в состав профсоюзного комитета библиотеки, была заседателем народного суда Ленинского района г. Минска.
Ее профессионализм и преданность избранному делу были неоднократно отмечены государственными наградами. Среди них – Почетная грамота Министерства культуры Республики Беларусь (1998), Почетная грамота Национального собрания Республики Беларусь (2003), Персональная надбавка Президента Республики Беларусь за значительный вклад в развитие библиотечного дела Республики Беларусь (2003). Имя Татьяны Николаевны неоднократно было занесено на Доску почета библиотеки.
В настоящее время Т.Н. Минченя продолжает свою трудовую деятельность в отделе комплектования фондов.
Коллектив Национальной библиотеки Беларуси поздравляет Татьяну Николаевну с профессиональным юбилеем и желает здоровья и благополучия, успешной реализации всех творческих замыслов, новых свершений в библиотечном деле.
Материал подготовлен научно-исследовательским отделом библиотековедения.
Минск Сообщений: 14906 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1491
Наверх##19 августа 2020 17:5419 августа 2020 18:23
Известные личности, работавшие библиотекарями
Максим Грек
1470 - 1555 Подлинное его имя Михаил Триволис.
Известный проповедник, публицист, философ, запечатленный на фресках паперти Благовещенского собора Московского Кремля.
Он несколько лет состоял на службе библиотекарем у племянника Пико делла Мирандола (Пико делла Мирандола итальянский мыслитель эпохи Возрождения 1463- 1494).
Родился он в греческом городе Арте в аристократической семье, интересующейся философией, любящей книги. Приняв постриг на Афоне (в Ватопедском монастыре) он получил имя Максим.
Тринадцать лет изучал он богословие по книгам из коллекций византийских императоров Андроника Палеолога и Иоанна Кантакузена. В марте 1518 г. был призван оттуда "на Русь", где его и прозвали Греком.
В келье Чудова монастыря Максим много переводил, исправлял богослужебные книги.
Первый перевел "Толковую Псалтырь", были переведены Четвероевангелие и Апостол, сочинения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и литературные произведения.
Все эти книги, вероятно, были в библиотеке Василия III, и из произведений Максима Грека можно сделать вывод о богатстве той библиотеки.
Максим Грек окончил свои дни в Троице-Сергиевой Лавре, где его посетил Иван Грозный, показав тем самым свое уважение к мужеству великого мыслителя.
Возможно, они говорили и о необходимости книгопечатания на Руси, ведь перу Максима Грека принадлежит написанное по-русски "Сказание об Альде Мануччи". Крупнейший писатель XVI века, он один из первых составил собрание своих сочинений, отредактировал их и отдал на переписку писцам.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане