Наследство, оставленное потомкам, хранимое библиотекарями Румянцев Николай Петрович1754 - 1826
Граф Николай Петрович Румянцев выдающийся государственный и общественный деятель, министр иностранных дел (1807-1814 гг.), председатель Государственного совета (1810-1812 гг.), основатель Румянцевского музея, издатель-меценат, собиратель книг и рукописей.
Почётный член Императорской Российской академии (1819), почетный член многих академий и ученых обществ.
Коллекционер-универсал, Румянцев собирал произведения живописи, скульптуры, древние рукописи, славянские старопечатные книги кирилловского шрифта, книги на русском и иностранных языках, газеты, карты. В его коллекции насчитывалось 28 тысяч книг (из них — 104 инкунабулы), 700 рукописей (на них надпись графа — «Беречь как глаза»), более тысячи карт. Им были собраны нумизматическая, археологическая и минералогическая коллекции.
Многие молодые ученые смогли пользоваться его богатым собранием — Румянцев предоставлял свою библиотеку всем исследователям.
Впоследствии на базе его музея будет создана главная библиотека страны, нынешняя Российская государственная библиотека.
Царь Александр 1-й говорил о Румянцеве: «Нет такого дела, которого я не мог бы поручить Николаю Петровичу Румянцеву с полным совершенно доверием, потому что оно будет исполнено абсолютно точно».
Император Николай 1-й говорил о нем так: «Румянцев — это один из уникальных русских, уму и глубочайшим познаниям которого я поражаюсь».
Екатерина II называла Румянцева «Святой Николай» — видимо, за его нрав — мирный, спокойный, трудолюбивый и энергичный, которому были чужды светские развлечения.
Историк А.Д.Ивановский писал: «Многим из современников графа Николая Петровича казалось странным, что государственный канцлер, столь близкий Государю сановник, столь богатый вельможа, дорожил клочками едва удобно разбираемых бумаг, собирал обрывки пергаментных переплетов и разных харатейных листков, на которых значились слова, мало кому понятные.
Но именно эти самые листки и клочки увековечили имя Румянцева, и кто из его современников, сановных бояр, мог подумать, что из клочков древних рукописей он составит величественное здание, которое просветит отечественную историю и составит несокрушимый памятник его имени».
А. Талейран в письме к графу Румянцеву писал: «Вы соединяете в себе французскую любезность с английской глубиной и ловкость итальянца с твердостью русского».
В Великих Луках, на Псковщине, Румянцев Николай Петрович на свои деньги построил одну из первых публичных провинциальных библиотек.
В 1813 г. Румянцев передал 25 тысяч рублей Академии наук на издание русских летописей.
На средства Румянцева выпущено около 40 капитальных научных изданий (памятников по истории России и славянских народов), среди которых "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым" (1818), "Памятники Российской словесности XII в." (1821); "Белорусский архив древних грамот" (1824).
В 1831 году на основе личных коллекций Н.П. Румянцева создан Румянцевский музей (с 1862 года он находится в Москве).
Семья:
Официально Румянцев женат не был, в связи с чем все его состояние было завещано младшему брату графу Сергею Петровичу Румянцеву. В его доме воспитывалась его внебрачная дочь («воспитанница»), которая вышла замуж за Белавина.
Звания:
прапорщик – 1 января 1769 г.
тайный советник – 1 января 1791г.
гофмейстер – 16 ноября 1796 г.
обер-гофмейстер – 22 ноября 1796 г.
действительный тайный советник – 26 ноября 1796 г.
государственный канцлер – 7 сентября 1809 г.
Награды
Орден Св. Владимира 2-й ст. (1792); Орден Св. Александр Невского (1792); Орден Св. Анны 1-й ст. (1798); Орден Св. Андрея Первозванного (4 мая 1798 г.); Орден Св. Владимира 1-й ст. (30 августа 1808 г.); Большой крест ордена Почетного Легиона (Франция; 1808); Орден Черного Орла с алмазами (Пруссия; 1809).
Скончался Николай Румянцев 15 января (3 января по старому стилю) 1826 года.
По завещанию прах его был отвезен в Гомель и предан земле в соборе св. Петра и Павла.
В качестве надгробия установлена бронзовая копия мраморного памятника «Олицетворение Мира» (скульптор А. Канова), украшавшего петербургский особняк Румянцева.
ПубликацииКопия письма Е.И. В. Великого князя Николая Павловича к государственному канцлеру графу Н.П. Румянцеву (и ответ Румянцева) // Вестник Европы. 1816. Ч. 87. №11;
Мнение в Государственном совете по делу Перетца о соли министра коммерции графа Н.П. Румянцева… // ЧОИДР. 1860. №1; Переписка государственного канцлера графа Н.П. Румянцева с московскими учёными: Ко дню пятидесятилетнему юбилея Румянцевского музея. М., 1882;
Чечулин Н.Д. Из переписки канцлера графа Н.П. Румянцева. СПб., 1893; Из переписки графа Н.П. Румянцева: Материалы для истории слав. филологии. Варшава, 1909.
Переписка государственного канцлера графа Н.П. Румянцева с московскими учеными: Ко дню пятидесяти лет. юбилея Румянц. музея / С предисл., примеч. и указ. Е.В. Барсова. - Москва: О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1882 года (издательство "О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те").
О немБантыш-Каменский Н.Н. Обзор внешних сношений России (по 1800 г.). Т. 1.М., 1894;
Василенко, Н.П. Румянцев, Николай Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Великие люди – библиотекари: от А до Я/ Сост. Е.И. Полтавская; Под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 160с., ил.
https://www.booksite.ru/fulltext/vel/iki/yel/udi/index.htm Ивановский, А. Д. Государственный канцлер граф Николай Петрович Румянцев : Биогр. очерк, с прил.: 1) Речи: О цели О-ва попечения о раненых воинах; 2) Материалов для истории Севастопольской обороны; 3) Заметки о Севастопольском музее; и 4) Воззвания е. и. выс. государя наследника цесаревича [о собирании материалов для истории Севастопольской обороны] / [А. Ивановский]. — Санкт-Петербург: тип. Ф.С. Сущинского, 1871. — 172 с.
Клевенский, М.М. История библиотеки Московского публичного Румянцевского музея. - М., 1862-1917.
Коваль, Л.М. Дело и имя графа Николая Петровича Румянцева // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. — 2003. — № 1. — С. 25 - 28.
Лабынцев, Ю.А. Завещано Отечеству (коллекции графа Н.П. Румянцева и их судьба). - М., 1994.
Лабынцев, Ю.А. Политик, меценат и просветитель // Россия. - 1996. -№3.
Литвинова, Т. Фельдмаршал живописный и скульптурный / Татьяна Литвинова, Владимир Литвинов // Гомельская праўда. – 2019. – 4 красавіка. – С. 10.
Лопатников В. А. Канцлер Румянцев. Время и служение. 2-е изд. М., 2011. — 345 с. — (ЖЗЛ)
Николай Петрович Румянцев. Жизнь и деятельность: Библиографический указатель. – М., 2001.
Николай Петрович Румянцев (1754-1826)
https://www.booksite.ru/fulltext/vel/iki/yel/udi/29.htm Молчанов, В.Ф. Государственный канцлер России Н. П. Румянцев. М., 2004;
Молчанов, В.Ф. Румянцев Николай Петрович в истории России / В. Ф. Молчанов. — М.: Пашков дом, 2004. — 16 с.
Молчанов, В.Ф. Личность и коллекции Н.П. Румянцева в истории книжной культуры России XIX века / В.Ф. Молчанов // БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ. — 2006. — № 3. — С. 76 — 82.
Николай Петрович Румянцев: жизнь и деятельность (1754 —1826): Библиографический указ. кн., ст. из сборн., журн., газ. на рус. яз.; / Рос. гос. б-ка; сост.: О.Г. Горбачева, В.А. Князятова; ред.Т.Я. Брискман. — М.: Пашков дом, 2001. — 111 с.
Николай Петрович Румянцев: жизнь и деятельность (1754–1826): Биобиблиографический указатель книг из сборников, журналов, газет на русском языке / Подготовлен в НИО библиографии; Составители: О. Г. Горбачева, В. А. Князятова; Редактор Т. Я. Брискман.
Электронная версия одноименного издания: Москва : Пашков дом, 2001. – 109, [1] с.
https://olden.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/s1223366/ Николай Петрович Румянцев: Жизнь и деятельность: Библиогр. указ. кн., статей из сб., журн., газ. на рус. яз.; К 140-летию Рос. гос. б-ки / Рос. гос. б-ка; Сост. О. А. Горбачёва, В. А. Князятова; Ред. Т. Я. Брискман. — М.: Пашков дом, 2001. — 111 с.
Н.П. Румянцев и славянская культура / Библ. Ассамблея Евразии, Рос. гос. б-ка. — М., 2000. — 80 с.
Информационный бюллетень Библиотечной Ассамблеи Евразии. Вып. 12.
Петелин, В.В. Фельдмаршал Румянцев: 1725—1796. М.: Центрполиграф, 2006.
Рассолов, Михаил Михайлович Канцлер Румянцев-Гомельский: исторический роман / Михаил Рассолов. - М.: Терра-Книжный клуб, 2006. - 287 с. - (Живая проза истории. Век XVIII -. XIX).
Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Фонд № 255. Ед. хр. 29. Пер. с французского.
Н. П. Румянцев. Жизнь и деятельность: Биобиблиографический указатель книг, статей из сборников, журналов, газет на русском языке / Сост. О. Г. Горбачева, В. А. Князятова. М., 2001.
Румянцаў Мікалай Пятровіч // Беларуская Савецкая энцыклапедыя. У 12 т. Т. 9. Рабкор — Сочы / Рэдкал.: П. У. Броўка. — Мн.: Бел. Сав. Энцыкл., 1973. — С. 183.
Румянцаў Мікалай Пятровіч // Беларуская энцыклапедыя. У 18. т. Т. 13: Праміле-Рэлаксін / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн.: БелЭн, 2001. — С. 449.
Румянцаў Мiкалай Пятровiч // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi: У 6 т. Т. 6. Кн. 1: Пузыны — Усая / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: Г. П. Пашкоў i iнш. — Мн.: БелЭн, 2001. — С. 132.
Румянцев Н. П. и его эпоха в контексте славянской культуры: материалы Международной научно-практической конференции (Гомель, 12 — 13 мая 2004 г.). — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2004. — 216 с.
Румянцев Николай Петрович // Энциклопедия российской монархии. Члены императорских семей. Придворные. Фавориты и фаворитки. Временщики. Под ред. В. Бутромеева. — Екатеринбург, 2002. — С. 262.
Сараскина, Л.И. Граф Н. П. Румянцев и его время. М., 2003.
Соловьёва, Т.А. Потаённая любовь государственного канцлера. // Новый журнал. 1999. № 4. — С. 150—159.
Соловьёва, Т.А. Классический «треугольник»: страницы личной жизни Н. П. Румянцева // Рукописное наследие деятелей отечественной культуры XVIII—XXI вв. — СПб.: РНБ, 2007. — С. 41. — ISBN 978-5-81920-341-5
Старчевский, А.В. О заслугах гр. Румянцева, оказанных отечественной Истории. СПб.,1846.
Стасов В.В. Румянцевский музей // Собр. соч. Т. 3. -СПб., 1894. — Стб. 1687-1712.
Толстяков А.П. Румянцев Николай Петрович // Книга: Энциклопедия. - М., 1999. - С. 567.
Усава, М. А засноўваліся маскоўскія зборы на Гомельшчыне / М. Усава // Голас Радзімы. — 2005. — 26 мая. — С. 6.
Шатюк, Т. Г. Благотворительность в сфере образования Беларуси: исторический аспект : [о благотворительной деятельности Н.П. Румянцева и И.И. Паскевич] / Т. Г. Шатюк // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2012. – № 2. – С. 162 – 166.
Вот что рассказала областной газете «Гомельская праўда» кандидат искусствоведения, заведующая художественным залом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Татьяна Литвинова / А. Ф. Рогалев // Город Гомель и окрестности. История и современность в статьях и фотоиллюстрациях. – Режим доступа: http://aleksandrrogalev271256....ost_3.html "Два века тому назад резцом умелого ваятеля, знаменитого итальянского художника эпохи классицизма Антонио Кановы была освобождена от каменного плена прекрасная статуя, явившаяся на свет в образе беломраморной богини Мира.
Примерно через два десятилетия она была повторена в бронзе одним из учеников Кановы русским скульптором Василием Ивановичем Демут-Малиновским и прибыла в Гомель.
Сегодня эта бронзовая скульптура, один из ценнейших раритетов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля, может поведать весьма интересную историю, которая предшествовала её появлению в музейной экспозиции Дворца Румянцевых и Паскевичей.
Изначальная идея создания скульптурного изваяния, которое бы воплощало аллегорию Мира (но не Победы, что было распространено в тот период времени), принадлежит графу Николаю Петровичу Румянцеву. Он заказал произведение в 1808 году Антонио Канове — всемирно известному скульптору, чьи творения по сей день считаются высочайшим достижением художественного творчества Европы конца XVIII — начала XIX века. Кстати сказать, оно стало единственной скульптурой великого мастера, специально выполненной для России.
Сначала Канова приступил к работе над эскизами, которые должны были утверждаться графом, и отнёсся к заказу с большой серьёзностью и уважением. В одном из своих писем скульптор подчёркивал, что задумал изваять богиню Мира, с которой сможет соперничать только статуя Венеры во Флоренции. Ему была предоставлена свобода самому развить идею образа, олицетворяющего мир.
Главным желанием графа Николая Петровича Румянцева было увековечить память о дипломатической деятельности представителей трёх поколений Румянцевых, следовавших девизу своего родового герба “Не только оружием”. Поэтому фигуру должны были сопровождать надписи с обозначением трёх мирных договоров — Абоского в 1743-м, Кючук-Кайнарджийского в 1774-м и Фридрихсгамского в 1809 году.
Скульптор Канова сделал ряд гипсовых моделей с детальной проработкой композиции и светотеневых нюансов, а также заказал гравюры с её изображением, которые были направлены графу для ознакомления.
Окончательно мраморная скульптура из огромного белого монолита была высечена в августе 1814 года. Через три года богиня Мира была доставлена из Рима в Петербург в румянцевский особняк на Английской набережной.
Многие петербуржцы и гости города приходили по несколько раз, чтобы полюбоваться творением великого Кановы.
В журнале “Сын Отечества” поэт и искусствовед Николай Гнедич делился своими впечатлениями: “Я видел статую несколько раз, но всё ещё мало, чтобы смотреть на неё с хладнокровием…”
Журнал “Отечественные записки” писал: “Богиня, попирая змею ногою, в правой руке, которую она легко отклоняет на колонну, держит оливковую ветвь, а левой — жезл и древний скипетр — принадлежность богов Олимпийских. На колонне изображены годы мира. Фигура статуи вышиною в 2 аршина и 8 вершков. Она сделана вся из одного куска превосходного мрамора”.
*********
Граф Н. П. Румянцева был похоронен в январе 1826 года в Петропавловском соборе Гомеля. Младший брат и преемник Николая Петровича, граф Сергей Петрович, позаботился о памятном надгробии над могилой. Он заказал знаменитому русскому скульптору Демут-Малиновскому бронзовую копию статуи богини Мира, которых было изготовлено, очевидно, две.
Вторая предназначалась для памятника в честь посещения Екатериной II имения Троицкого-Кайнарджи, ещё одной вотчины Румянцевых в Подмосковье. Сегодня этот памятник входит в состав фондов Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и хранится на территории Донского монастыря в Москве.
Отливы в патинированной бронзе выполнила мастерская В. П. Екимова, известная такими литейными работами, как монумент Минину и Пожарскому в Москве, статуи Петергофского и Павловского парков.
Кроме скульптурной копии богини Мира, для надгробного памятника Николаю Румянцеву в Гомеле был также отлит его бюст, возможно, принадлежащий авторству Демут-Малиновского.
Они составили основное убранство места погребения Николая Петровича в гомельском соборе, которое при этом, как указывают очевидцы в книгах о нашем городе начала XX века, было оформлено достаточно скромно: “За простой решеткой над его могилой... пьедестал из чёрного мрамора и на нём бюст Румянцева… Подле постамента бронзовое изваяние - богиня мира с масличной ветвью и жезлом в руках, попирающая змею - злобу врагов… На постаменте надпись: “Воздал Божия Богови, Кесарева Кесареви, Отечеству любовию и жертвами”.
После закрытия при советской власти Петропавловского собора статуя и бюст находились в гомельском музее. В начале Великой Отечественной войны вместе с другими музейными предметами их эвакуировали в Сталинградскую область.
При этом крупногабаритную богиню увозили с последним вагоном, уходившим из Гомеля. Участие в её спасении принял Серафим Михайлович Лебедев, бывший в тот период председателем Гомельского городского Совета депутатов. С помощью комсомольцев-энтузиастов ему удалось доставить 500-килограммовую скульптуру на перрон вокзала, погрузить в вагон поезда и отправить в тыл.
Эшелоны, уходившие на восток, подвергались фашистским бомбежкам, и богиня не была доставлена по назначению, её следы затерялись. И только в 1968 году благодаря публикации в газете “Коммуна” гомельские музейщики узнали, что скульптура, найденная жителями Воронежа на железнодорожной станции в груде обломков после освобождения города в 1943-м, попала в Воронежский музей изобразительных искусств.
По решению Министерства культуры СССР статуя была возвращена в Гомель. Искалеченная, потерявшая часть левой руки с жезлом, оливковую ветвь и фрагменты змеи, она экспонируется сегодня в Румянцевском зале гомельского дворца, печально олицетворяя собой ещё и символ мира, который пострадал от войны.
Какова же дальнейшая судьба оставшейся в Петербурге беломраморной богини? Первоначально с уходом из жизни Николая Петровича Румянцева она выставлялась вместе с другими культурными ценностями в музее, основанном по его завещанию в собственном петербургском особняке на Английской набережной.
В 1861 году румянцевское собрание было перемещено в Москву и разместилось в Пашковом доме рядом с Кремлём на берегу Москвы-реки.
Образованный таким образом Румянцевский музей в 1913 году получил титул Императорского и стал главным музеем Москвы. В 1927-м его расформировали, и в здании разместилась Российская государственная библиотека.
Статую же богини Мира по непонятным причинам в 1953 году передали в Киевский музей западного и восточного искусства, в вестибюле которого она находится и сейчас". Автор: А. Ф. Рогалев


Румянцеву Николаю Петровичу граждане города Гомеля