На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Доктор педагогических наук (1936). Почётный член АН СССР (1931). Член Президиума Верховного Совета СССР. Член ЦК ВКП(б). Соратник и жена В.И. Ленина.
Много сил и времени отдала Н. К. Крупская организации библиотечного дела в стране: -принимала непосредственное участие в разработке государственных законов и партийных постановлений по библиотечному делу; -системы подготовки библиотечных кадров; -разработала принципы организации обслуживания различных групп населения для массовых, научных и детских библиотек.
Под влиянием Н. К. Крупской библиотечное дело в стране стало носить государственный характер, была создана общегосударственная централизованная система руководства библиотечным делом. Н. К. Крупская внесла ощутимый вклад в создание единой библиотечной системы в стране. Она считала, что следует «так построить библиотечное дело в Стране Советов, чтобы густая сеть библиотек разного типа обслуживала своевременно поголовно все растущую потребность масс в знаниях, ширила их горизонт, отвечала на их запросы…» .
Н. К. Крупская придавала особое значение развитию сети библиотек на селе, т.к., по ее мнению, только с их помощью можно было решить задачу сближения культурного уровня жителей города и села.
Она была инициатором Всесоюзного конкурса на лучшую избу-читальню, объявленного в 1924 г. В 1929 году Крупская организовала «библиотечные походы». Она выступала в печати, на собраниях, привлекая внимание к библиотечному делу. В 1929 году вышла брошюра Крупской «Что писал и говорил Ленин о библиотеках».
Открывались новые избы-читальни, собирались книги и деньги, пополняя фонды, организовывали отряды книгонош, развивались и множились передвижные библиотеки, создавались отряды книгонош.
В 1930 году она организовала Московский библиотечный институт (ныне Московский государственный институт культуры).
По инициативе Н.К. Крупской была проведена всесоюзная перепись библиотек в 1934 году, проходили библиотечные и библиографические съезды, на которых она выступала с докладами.
“ Библиотекарь - душа дела, - отмечала Надежда Константиновна. - От него зависит очень многое”
Публикации
Крупская, Н. К. Библиотечное дело: сб. статей. – М., Гос. библиот.-библиогр. издательство, 1940. – 120 с. – (Н.-и. ин-т библиотековедения и библиографии).
Крупская, Надежда Константиновна. О библиотечном деле [Текст]: избранные работы / Н. К. Крупская; авт. предисл. О. С. Чубарьян; сост.: Б. Касабова, Б. Смирнова. – Москва: Книга, 1976 – 224 с. – (Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина).
Крупская, Надежда Константинвна. О библиотечном деле : Сб. тр. / Н. К. Крупская. - М. : Книга, 1982 -. - 20 см. Т. 1. 1918-1924. - М. : Книга, 1982. - 448 с. : 1 л. портр.; ISBN В пер. (В пер.) В надзаг.: Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, Центр. гос. арх. РСФСР. Библиотечное дело
Крупская, Н. К. О библиотечном деле: сборник / Н. К. Крупская; Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, научно-метод. кабинет библиографии. — Москва: Советская Россия, 1957. — 715 с.
Крупская, Н.К. О библиотечном деле: сборник трудов / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина, Центр. гос. архив РСФСР; редкол.: Н.С.Карташов и др.; сост. К.И.Абрамов и др. - Т. 1 — 6. - М.: Книга, 1982 - 1987
Н. К. Крупская о детской литературе и детском чтении: избранное. — Москва: Дет. лит., 1979. — 271 с.
Надежда Константиновна Крупская о библиотечном деле: аннотир. библиогр. указ., 1917 — 1939 / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; сост. В.В.Сельчук. - 2-е изд., доп. - М., 1989 - 259 с.
Абрамов К.И. Жизненность наследия Н.К.Крупской по библиотечному делу // Совет. библиотековедение. - 1988 - № 2 - С. 3 — 10
Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.1. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы.-М.: Изд-во АПН,1957. (недоступная ссылка) Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.2. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР. (недоступная ссылка)- М,: Изд-во АПН,1958. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.3. Обучение и воспитание в школе.-М: Изд-во АПН,1959. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т. 4. Трудовое воспитание и политехническое образование.-М.: Изд-во АПН, 1959. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т. 5. Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми. — М.: Изд-во АПН,1959. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т. 6. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта.- М.: Изд-во АПН,1959. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т. 7. Основы политико-просветительской работы.- М.: Изд-во АПН,1959. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.8. Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждения. Музеи.- М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.9. Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.10. Рецензии. Отзывы. Замечания.— М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.11 (Дополнительный). Письма. Дневник поездки на пароходе «Красная звезда». — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.
О ней
Аренштейн, Александра Иосифовна. Пишите Марице! [Текст]: повесть о Н. К. Крупской / А. И. Аренштейн. – 2-е изд. – Москва: Детская литература, 1982 – 190 с.: ил.
Боброва, Елена Константиновна. Н. К. Крупская – историк партии [Текст] / Е. К. Боброва. – Ленинград: ЛГУ, 1990 – 235 с.
Воскресенская, Зоя Ивановна. Надежда [Текст]: повесть / З. И. Воскресенская; худ. В. Панова. – Москва: Детская литература, 1979 – 494 с.: ил.
Воспоминания о Надежде Константиновне Крупской [Текст] / ред.: А. М. Арсеньев, В. С. Дридзо, А. Г. Кравченко. – 2-е изд., сокр. – Москва: Просвещение, 1979 – 320 с.
Дридзо, Вера Соломоновна. Надежда Константиновна [Текст]: повесть / В. С. Дридзо; отв. ред. Г. А. Дубровская; худ. С. Телингатер. – Москва: Детская литература, 1979 – 223 с.: фото.
Друг большой, заботливый [Текст]: переписка Н. К. Крупской с пионерами. – Москва: Молодая гвардия, 1979 – 223 с.: ил.
Конюшев, В. Ф. Такое голубое небо [Текст]: повесть о Надежде Крупской / В. Ф. Конюшев. - Москва: Политиздат, 1973 – 397 с.
Кравченко, А. Г. Рассказы о Надежде Константиновне Крупской [Текст] / А. Г. Кравченко, Е. А. Концевая; худ. Б. И. Лебедев. – Москва: Малыш, 1972 – 56 с.: ил.
Крейдлина, Лидия Моисеевна. Большевик драгоценной пробы [Текст]: документальное повествование о Н. К. Крупской / Л. М. Крейдлина; сост. В. С. Дридзо; худож. И. Незнайкин. – Москва: Политиздат, 1988 – 255 с.: ил.
Куманев, Виктор Александрович. Противостояние [Текст]: Крупская – Сталин / В. А. Куманев, И. С Куликова. – Москва: Наука, 1994 – 253 с.
Кунецкая, Л. И. Крупская [Текст] / Л. И. Кунецкая, К. А. Маштакова. – 3-е изд., доп. – Москва: Молодая гвардия, 1985 – 368 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: биографии).
Наследница [Текст]: страницы жизни Н. К. Крупской / сост. С. А. Рубанов. – Ленинград: Лениздат, 1990 – 336 с.
Соколов, Борис Вадимович. Любовь вождя [Текст]: Крупская и Арманд / Б. В. Соколов. – Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004 – 376 с. – (Историческое расследование).
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Поэт, писатель, переводчик, литературовед, литературный критик.
В заметке «Коротко о себе» Ахматова писала, что работала в библиотеке Агрономического института (выдавала книги и писала карточки). Она жила при библиотеке, «ведя тот суровый образ жизни, который пал на долю тогдашних петербуржцев» (1920).
АННА АХМАТОВА «ПОЭТ (ПОДУМАЕШЬ, ТОЖЕ РАБОТА...)» (из цикла «Тайны ремесла»)
Подумаешь, тоже работа, — Беспечное это житьё: Подслушать у музыки что-то И выдать шутя за своё.
И, чьё-то весёлое скерцо В какие-то строки вложив, Поклясться, что бедное сердце Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса, У сосен, молчальниц на вид, Пока дымовая завеса Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо, И даже, без чувства вины, Немного у жизни лукавой, И всё — у ночной тишины.
Лето 1959, Комарово
В своей автобиографии «Будка» она вспоминала: «Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем. Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго».
О ней
Работа библиотекарем, «жужжание» стихов и признание в Оксфорде / Евгения Ряднова // Культура.РФ. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materia...v-oksforde . – Дата доступа: 13.05.2020.
В этом году исполняется 131 год со дня рождения Анны Ахматовой. Портал «Культура.РФ» собрал интересные истории из жизни поэтессы: рассказываем, как Ахматова писала свои стихотворения, какие страхи ее преследовали и за что Оксфордский университет вручил ей почетную степень доктора литературы.
Анна Ахматова приукрасила свою родословную Анна Ахматова родилась в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Когда она всерьез занялась литературой, отец побоялся, что увлечение дочери опозорит его фамилию. Поэтому еще в 17 лет будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова. В своей автобиографии «Будка» она вспоминала: «Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем. Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго».
Сегодня исследователи считают, что прабабка Ахматовой действительно была из татар, но с ханом Ахматом род связан не был.
«Волосы, прямые, как водоросли»: запоминающаяся внешность
Ее подруга по гимназии Валерия Срезневская вспоминала: «Она очень выросла, стала очень стройной, с прелестной хрупкой фигуркой чуть развившейся девушки, с очень черными, очень длинными и густыми волосами, прямыми, как водоросли, с очень белыми точеными красивыми руками и ногами, с несколько безжизненной бледностью очень определенно вычерченного лица, с глубокими большими светлыми глазами, странно выделяющимися на фоне черных волос и темных бровей и ресниц». Современники подчеркивали, что Ахматова обладала какой-то царственностью. Корней Чуковский рассказывал: «… и в лазах. В осанке, и в её обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость «царственная», монументальная важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии».
Сама же Ахматова про себя говорила: «Я всю жизнь могла выглядеть по желанию, от красавицы до урода».
Анна Ахматова «жужжала» свои стихи Поэт Анатолий Найман рассказывал, что Анна Ахматова записывала в тетрадь уже сложившиеся в голове стихи, а вместо еще неготовых строк поэтесса ставила точки, «записывала дальше, а пропущенные вставляла потом, иногда через несколько дней». Но прежде чем записать готовое четверостишие, Ахматова ходила по комнате и бормотала: «Когда она «слагала стихи», этот процесс не прерывался ни на минуту: вдруг во время очередной реплики собеседника, за чтением книги, за письмом, за едой, она почти в полный голос пропевала-проборматывала - жужжала» - неразборчивые гласные и согласные приближающихся строк, уже нашедших ритм. Это гуденье представлялось звуковым, и потому всеми слышимым выражением не воспринимаемого обычным слухом постоянного гула поэзии. Или, если угодно, первичным превращением хаоса в поэтический космос».
Поэтесса какое-то время работала библиотекарем После Октябрьской революции, в 1920 году, Ахматова работала в библиотеке Агрономического института в Петербурге. Она выдавала книги и писала карточки. Поэтесса вспоминала: «Вскоре после Октябрьской революции очень многие мои современники, как известно, покинули родину. Для меня этот вопрос никогда не вставал. Некоторое время я работала в библиотеке Агрономического института… ведя тот суровый образ жизни, который пал на долю тогдашних петербуржцев».
Библиотека находилась на Сергиевской улице, в бывшем особняке баронессы Екатерины Нарышкиной. Ахматова целый год прожила в небольшой служебной комнатке при библиотеке.
«Трудоемкая форма безделия»: переводы корейской и китайской классики
Анна Ахматова знала французский, английский, немецкий и итальянский языки. Но несмотря на это, переводила поэзию с армянского и грузинского, корейского и молдавского. Делала она это по подстрочнику. В 1950-х годах, когда стихотворения Ахматовой не печатали, поэтесса вплотную занялась переводами. В этот период вышли сборники ее переводов «Корейская классическая поэзия», «Китайская классическая поэзия», «Лирика Древнего Египта», «Голоса поэтов».
Вячеслав Иванов в книге «Беседы с Анной Ахматовой» рассказывал: «Ахматова была в Москве осенью 1953 года. Встретив ее, мама пригласила ее к нам на дачу. Она согласилась прочитать незадолго до того оконченные переводы древнекитайских поэтов. Мой отец, с молодости необычайно высоко ценивший китайскую поэзию, отозвался на переводы восторженно».
Сама Ахматова к своим переводам относилась без особой серьезности. Она, по словам писательницы Лидии Чуковской, называла их «весьма трудоемкой формой безделия». Поэтесса Мария Петровых рассказывала: «В переводы лирических стихов Ан. Ан. не верила. Она ведь в переводе была буквалисткой. Она переводила много, но переводчицей никогда не была».
«Дайте руку»: паническая боязнь переходить дорогу
Переводчик Владимир Адмони рассказывал, что поэтесса очень боялась переходить улицу, по которой ездило много транспорта: «Знаки светофора и приглашения милиционера, регулировавшего движение, ее не убеждали. Не доверяла и уговорам спутников. Надо было взять ее под руку и уверенно повести. Чем увереннее это делалось, тем успешнее». Пройдя так несколько шагов, Ахматова успокаивалась и спокойно продолжала начатую беседу. Художница Вера Любимова тоже упоминала о страхе Ахматовой в книге «Записи о встречах»: «При переходе улицы Пестеля у моста сказала повелительно: «Дайте руку». Шли от Литейного лабиринтом переулков до улицы Радищева, долго, с наслаждением».
Анна Ахматова знала всего Пушкина наизусть
Писатель Павел Лукницкий однажды проверял Анну Ахматову на знание произведений Пушкина: «Взял однотомного и раскрывал на любой странице. Выбирал какую-нибудь самую малохарактерную для данного стихотворения строчку, читал ее вслух и спрашивал, из какого она стихотворения, какого года… АА безошибочно называла и то и другое и почти всегда наизусть произносила следующие за этой строчкой стихи… Перебрав так пятнадцать-двадцать примеров, я перешел сначала к прозе, а потом к письмам Пушкина. Оказалось, что АА знает и их так же безукоризненно хорошо. Я читал часто только два-три слова, и всегда АА совершенно точно произносила следующие за ними слова, а если это было письмо — подробно пересказывала мне содержание…»
Корней Чуковский рассказывал, что Анна Ахматова изучала всю литературу, связанную с Пушкиным, и даже сделала несколько литературоведческих открытий в области пушкинистики. «Пушкин был ей родственно близок — как суровый учитель и друг», — считал поэт.
Оксфордский университет присвоил Ахматовой почетную степень доктора литературы
Премию «величайшему из современных русских стихотворцев — 76-летней Анне Ахматовой, чья поэзия и собственная судьба отразили судьбы русского народа», как писали в прессе, присудили 5 июня 1965 года. Художник Юрий Анненков присутствовал во время награждения: «Трудно сказать, кого было больше среди переполнившей зал публики: людей зрелого возраста или молодежи, в большинстве, вероятно, студенческой. Появление Ахматовой, облаченной в классическую «докторскую» тогу, вызвало единодушные аплодисменты, превратившиеся в подлинную овацию после официального доклада о заслугах русской поэтессы».
Во время вручения Ахматова нарушила несколько традиций: не надела специальную шапочку – посчитала, что та ей не к лицу; и не встала на колено перед ректором — он сам сошел к поэтессе и вручил диплом. Автор: Евгения Ряднова
Ахматова без стихов: чем занималась поэтесса кроме стихосложения? / Подготовила Ася Занегина // Фома: журнал. – 2019. – 22 июня. – Режим доступа: https://foma.ru/ahmatova-bez-s...eniya.html . – Дата доступа: 13.05.2020.
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с жизнью моего народа, – писала в автобиографии Анна Ахматова. Однако она занималась не только литературным творчеством. К 130-летнему юбилею поэтессы мы собрали несколько интересных фактов из ее биографии.
Работала в библиотеке После Октябрьской революции, в тяжелый для себя и для всех петербуржцев период, чтобы заработать себе на жизнь, Ахматова работала в библиотеке Агрономического института (сейчас Санкт-Петербургский государственный аграрный университет). Поэтесса не только составляла карточки и выдавала книги, но и жила при библиотеке.
Переводила с корейского языка Ахматова – оригинальный переводчик. Известно, что к переводческой деятельности она обращалась в трудные для себя годы, когда поэтессу не печатали. Хотя сама Ахматова не считала себя виртуозным мастером перевода, ей удалось познакомить читателей с образцами корейской и китайской классической лирики и с поэзией Древнего Египта (при жизни поэтессы вышли несколько сборников ее переводов). Также Ахматова переводила с польского, армянского, украинского и чешского языков. Исследовала творчество Пушкина Ахматова – выдающийся пушкинист. Она не только выросла и обучалась в Царском Селе, где учился ее любимый поэт, и не просто вдохновлялась его лирикой. В 1920-х годах Ахматова взялась за серьезное изучение творческого и жизненного пути Александра Пушкина. Ею созданы работы «Пушкин и Невское взморье», «Каменный гость» Пушкина», «Слово о Пушкине». В 1930-е годы она участвовала в работе Пушкинской комиссии, которая готовила к изданию академическое Полное собрание сочинений Пушкина. В последние годы жизни Ахматова работала над книгой о гибели поэта, но не успела ее завершить. Могла бы получить Нобелевскую премию по литературе Согласно архивным документам Шведской академии, которая рассекречивает списки кандидатов через 50 лет после вручения Нобелевской премии, лауреатом премии 1965 года могла стать Анна Ахматова. Председатель Нобелевского комитета Андерс Эстерлунд говорил о ее поэзии: «Я был под сильным впечатлением от ее истинного вдохновения и утонченной техники, но куда больше меня тронула судьба поэтессы – на протяжении многих лет оказаться приговоренной к тяжелому, вынужденному молчанию!» Однако в итоге награду в этом году получил автор «Тихого Дона» Михаил Шолохов. Кандидатура Ахматовой была выдвинута на Нобелевскую премию по литературе и в 1966 году, но вскоре после этого поэтесса скончалась, поэтому Нобелевский комитет уже не рассматривал ее кандидатуру. Позировала известным художникам Личность Ахматовой вдохновляла многих знаменитых людей. Например, итальянский художник Амедео Модильяни, познакомившись с молодой поэтессой в Париже в 1910 году, написал более десятка ее портретов-рисунков. Получила докторскую степень Оксфордского университета За год до смерти, в 1965 году, Ахматова получила докторскую степень Оксфордского университета. Советский актёр Аркадий Райкин, который присутствовал на торжественной церемонии в университете, вспоминал: «Мы вошли в зал, и началось поистине великолепное зрелище... Ряды партера окружали возвышение в конце зала, где в золоченом кресле — так и хочется сказать «на троне» — восседал ректор университета с молитвенником в руках… Вся церемония длилась около трёх часов, и в конце её в зал вошла Ахматова. Ощущение было такое, будто мы стали свидетелями выхода королевы. Она была в пурпурной мантии, но без шапочки, которую полагается надевать непременно. Как потом рассказала Анна Андреевна, она сочла, что этот головной убор ей не к лицу, и в виде исключения ей позволили не надевать шапочку. Однако этим нарушение деталей ритуала не исчерпывалось. Ахматовой не пришлось ни подниматься по ступенькам, ни становиться на колено: ректор сам сошёл к ней и вручил диплом». Выступала на радио В блокадном Ленинграде Ахматова выступала на радио, чтобы своим словом поддержать жителей города. Поэтесса обратилась к ним со словами: «Уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при самой мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом – в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием. Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским». Читала стихи в госпиталях Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент. По соседству с домом, где жила поэтесса, находился госпиталь. Ахматова приходила туда, чтобы почитать стихи раненым бойцам. Ташкентская поэтесса и переводчица Светлана Сомова писала об этих посещениях: «В госпиталях тогда лежали изувеченные больные, нередко без рук и без ног… И вот в одной большой палате лежал горько страдающий молодой человек. Ахматова подошла к нему, молча села около кровати и стала тихим голосом читать стихи о любви… Непонятно было, как и зачем читать такие стихи полуживым людям. Но в палате стало тихо. Лица разгладились, посветлели. И этот несчастный юноша вдруг улыбнулся. Тело-то ранено, жизнь висит на волоске, а душа – живая, отзывается на любовь, на правду...»
Подготовила Ася Занегина Использованы материалы Т. Александровой, А. Марченко, С. Сомовой, М. Алексеева, И. Вербловской, И. Дергачевой
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Советская писательница, журналистка, педагог, общественный деятель, библиотекарь. Член правления Союза писателей СССР (с 1934 года).
«Особую роль сыграла Лидия Николаевна в развитии библиотечного дела в Челябинской области. Она заведовала Челябинской городской библиотекой (сегодня это Челябинская областная универсальная научная библиотека) в 1919-1920 гг., с июля 1920 г. возглавляла библиотечную секцию в областном управлении народного образования. За девять месяцев после освобождения Челябинска от колчаковцев при ее участии было открыто более двадцати библиотек. Сейфуллина организовывала литературные вечера, кружки в библиотеках, закупала в Москве книги, собирала конфискованную у богатых и брошенную литературу, и распределяла ее по библиотекам города».
Публикации
Александр Македонский : повесть / Л. Н. Сейфуллина // Повести и рассказы / Л. Н. Сейфуллина. — М., 1953. — С. 93-121.
Великий Октябрь и дети / Л. Н. Сейфуллина // Семья и шк. — 1946. — № 11. — С. 2-4.
Виринея / Л. Н. Сейфуллина. — М. : Госиздат, 1927. — 160 с.
Виринея [Текст]: повести и рассказы / Л. Н. Сейфуллина; авт. послесл. А. Шмаков. - Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1981. - 336 с. - (Серия «Золотые родники).
Встреча : повесть / Л. Н. Сейфуллина // Сочинения : в 2 т. — М., 1980. — Т. 2. — С. 7-164.
Забытое искусство / Л. Н. Сейфуллина // Художественные произведения, воспоминания, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Оренбург, 1959. — С. 143-145.
Из дневника охотника [Текст]: очерк /Л.Н. Сейфуллина // Вниз по Уралу.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1980.- С.75-100.
Из дневника охотника : рассказы / Л. Н. Сейфуллина // Сочинения : в 2 т. — М., 1980. — Т. 2. — С. 294-312.
Критика моей практики / Л. Н. Сейфуллина // Собр. соч. : в 4 т. — М., 1969. — Т. 4. — С. 258-296.
Ленинский декрет : очерк / Л. Н. Сейфуллина // Собр. соч. : в 4 т. — М., 1969. — Т. 4. — С. 107-111.
Милость генерала Дутова : рассказ / Л. Н. Сейфуллина // Повести, рассказы, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Новосибирск, 1957. — С. 142-145.
Мужицкий сказ о Ленине / Л. Н. Сейфуллина. — 3-е изд. — Л. : ГИЗ, 1925. — 15 с. — (Ленинская б-ка).
Не будем могильщиками культуры / Л. Н. Сейфуллина // Художественные произведения, воспоминания, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Оренбург, 1959. — С. 146-148.
Ноев ковчег : повесть / Л. Н. Сейфуллина // Четыре главы : повести и рассказы / Л. Н. Сейфуллина. — М., 1989. — С. 89-128.
О детском театре / Л. Н. Сейфуллина // Художественные произведения, воспоминания, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Оренбург, 1959. — С.131-134.
Павлушкина карьера : рассказ / Л. Н. Сейфуллина // Собр. соч. : в 4 т. — М., 1968. — Т. 1. — С. 50-52.
Перегной : повествование / Л. Н. Сейфуллина. — Екатеринбург : Уралкнига, 1924. — 92 с. : ил.
Повести [Текст] / Л. Н. Сейфуллина; авт. послесл. В. Ерёмин. - М.: Сов. Россия, 1984. – 375с.
Поневоле : рассказ / Л. Н. Сейфуллина // Повести, рассказы, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Новосибирск, 1957. — С. 154-160.
Правонарушители : повесть / Л. Н. Сейфуллина // Сочинения : в 2 т. — М., 1980. — Т. 1. — С. 74-106.
Сочинения [Текст]: в 2-х т. Т.1. Повести и рассказы 1925-1946 / Л.Н. Сейфуллина. – М.: Худож. лит., 1980.- 383 с.
Сочинения [Текст]: в 2-х т. Т.2. Повести и рассказы 1922-1924 / Л.Н. Сейфуллина. – М.: Худож. лит., 1980.- 445 с.
Художественные произведения, воспоминания, статьи [Текст] / Л. Н. Сейфуллина; авт. предисл. С. Лубэ. - Оренбург : Оренб. кн. изд-во, 1959. – 340 с.
Четыре главы [Текст]: повести и рассказы / Л. Н. Сейфуллина; авт. предисл. Г. Добыш. - М.: Современник, 1989. - 335 с.
Юный коммунист : рассказ / Л. Н. Сейфуллина // Художественные произведения, воспоминания, статьи / Л. Н. Сейфуллина. — Оренбург, 1959. — С.128-130.
О ней
«Она была знаменита, – литературовед Эрнст Маркин. – Так знаменита, что сейчас и представить себе невозможно. Шутка ли: ее уже изучали в школах, вышло в свет собрание ее сочинений… Фадеева, Фурманова, Шолохова – этих имен еще никто не знал, знали – Лидию Сейфуллину. Волна славы перехлестывает границы: пьесу «Виринея» ставят в Праге, Париже».
«Многоуважаемая татарка Лидия Сейфуллина, — писал ей в 1934 году из Крыма Горький, — чертова кукла с глазами, как шарикоподшипники! Мною, старым воробьем от литературы и генералом от старости… давно уже было замечено, что Вы не только весьма даровитый литератор, но человечица, влюбленная в литературу и, главное, смело честная, искренняя, — качества, коими литературная „среда“ не изобилует».
Она стала первооткрывательницей такого пласта в советской литературе, посвященной Великой Отечественной войне, как подвиги молодежи. Её повесть «На своей земле» – о героине-партизанке Лизе Чайкиной. До этого у неё был очерк «Сережа Воронцов», о мальчишке-партизане. И только после этого вышли повести Валентина Катаева «Сына полка» и Льва Кассиля «Улица младшего сына»…
«Трудно представить себе сейчас, как она была знаменита! Какие вызывала ожесточенные споры… Но все сходились на одном — талант!» — вспоминал Ираклий Андронников.
Овчаренко, А.И. Лидия Сейфуллина [Текст] // Овчаренко, А.И. От горького до Шукшина /А.И. Овчаренко.- М.: Сов. Россия, 1984. - С65-78.
Сейфуллина в воспоминаниях современников [Текст] – М.: Сов. писатель, 1961. - 298с.
Яновский, Н.Н. Лидия Сейфуллина [Текст]: критико-биографический очерк / Н.Н. Яновский.- изд. 2-е, доп. – М.: Худ. лит., 1972.- 246 с.
Сейфуллина Лидия Николаевна // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Заведовала библиотечной и внешкольной работой уездного земства. Печаталась под псевдонимом «Библиотекарь» или инициалами «Л. С.», «Л. Н.», «Л. О».
… Правдухин называл жену «заядлой книжницей». Особую роль сыграла Лидия Николаевна в развитии библиотечного дела в Челябинской области. Она заведовала Челябинской городской библиотекой (сегодня это Челябинская областная универсальная научная библиотека) в 1919-1920 гг., с июля 1920 г. возглавляла библиотечную секцию в областном управлении народного образования. За девять месяцев после освобождения Челябинска от колчаковцев при ее участии было открыто более двадцати библиотек. Сейфуллина организовывала литературные вечера, кружки в библиотеках, закупала в Москве книги, собирала конфискованную у богатых и брошенную литературу, и распределяла ее по библиотекам города.
Особое внимание Лидия Николаевна уделяла библиотечной работе с детьми. Она часто «уходила в детский отдел библиотеки, где весь день крутились стаи юных читателей». В 1919 г. в Челябинске на съезде по внешкольному образованию Сейфуллина выступила с докладом о работе библиотек с детьми. В 1920 г. в Челябинском педагогическом техникуме читала лекции о роли рассказывания детям, детском чтении, методах привлечения к книге. Свои статьи о библиотечном деле она подписывала: «Библиотекарь», «Л. С.», «Л. Н.», «Л.».
Капитонова, Н. А. Сейфуллина Лидия Николаевна / Н. А. Капитонова // Детские писатели области [Электронный ресурс]. — ЧОДБ: Челябинск, 2004-2008. — Режим доступа : http://chodb.uu.ru/site/index/podrost . — 1.09.2008. http://pisateli.ch-lib.ru/tin/seifyllina/index.html … В марте 1919 году Лидия Николаевна с мужем — писателем Валерианом Правдухиным приезжает из Оренбурга в Челябинск. Поселяются в доме купцов Шиховых по улице Большой (Цвиллинга). Дом не сохранился.
Жизнь тогда была чрезвычайно трудной. Разруха, голод (хлеба выдавали по 5 фунтов в месяц), холод, тиф, холера. "Непредставимый в своей жестокой фантастике быт" — писала Лидия Николаевна. Но они с мужем были молоды, энергичны. Оба — блестящие организаторы. Поле их работы — культура и просвещение. Оба работали в Челябинском Губнаробразе. Сейфуллина была инструктором по внешкольному образованию, Правдухин — заведующим внешкольным подотделом. Оба читали лекции в Народном Доме (теперь ТЮЗ), бывшем реальном училище, городских клубах. И Сейфуллина и Правдухин были активными журналистами областной газеты "Советская правда" (теперь "Челябинский рабочий").
Правдухин называл жену "заядлой книжницей". Особую роль сыграла Лидия Николаевна в развитии библиотечного дела у нас в области. Она была заведующей городской челябинской библиотекой, возглавляла библиотечную секцию в областном управлении народного образования. За девять месяцев после освобождения Челябинска от колчаковцев она создала больше двадцати библиотек!
Сейфуллина организовывала литературные вечера, кружки в библиотеках. Закупала в Москве книги для челябинских библиотек, собирала конфискованные у богатых, брошенные книги и распределяла их по библиотекам.
Особое внимание она уделяла библиотечной работе с детьми. Лидия Николаевна часто "уходила в детский отдел библиотеки, где весь день крутились стаи юных читателей". В 1919 году в Челябинске на съезде по внешкольному образованию Сейфуллина выступила о работе библиотек с детьми. В 1920 в педтехникуме читала лекции о роли рассказывания детям, детском чтении, методах привлечения к книге. Свои статьи о библиотечном деле она подписывала: "Библиотекарь". В статье "Не будем могильщиками культуры" Лидия Николаевна обращалась к населению с просьбой не вырывать на курево страницы из книг.
Сейфуллина не раз бывала в Москве, на учебе, на совещаниях, была знакома с Н. К. Крупской. Еще в 1917 году она окончила в столице трехмесячные библиотечные курсы (университет Шанявского). Всегда и везде выступала в защиту городских, сельских, а особенно детских библиотек. В 1920 году на Всероссийском совещании по внешкольному образованию она горячо выступала о необходимости создания детских библиотек.
Удивительно, когда только она все успевала! Днем в библиотеке, вечером в театре. Иногда приходилось ночевать в библиотеке или театре. А еще и лекции, и журналистская работа!
Но Лидию Николаевну можно назвать не только библиотекарем, но и основателем детского театра в Челябинске. В стране еще не было театров для детей, не было детского репертуара. К "Неделе ребенка" в Челябинске был объявлен конкурс на детскую пьесу. Сейфуллина за свою пьесу "Егоркина жизнь" получила первую премию. Пьеса Правдухина "Новый учитель" тоже получила премию. Что тогда значила премия? Лидия Николаевна получила баранину и папиросы, а Правдухин — пуд муки и три фунта масла.
«Меня сделала писателем сама жизнь». Лидия Николаевна Сейфуллина. К 125-летию со дня рождения // Централизованная библиотечная система г. Орска. – 2014. – 6 мая. – Режим доступа: http://www.cbs-orsk.ru/index.p...temid=2192 . – Дата доступа: 13.05.2020.
Сейфуллина Лидия Николаевна / К. И. Антонова, А. Л. Казаков // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. — Челябинск, 2006. — Т. 5. — С. 808-809.
Сейфуллина-Шапиро Зоя Николаевна — мемуаристка, сестра Л. Н. Сейфуллиной.
Сейфуллина, Зоя Николаевна. Моя старшая сестра [Текст] : Воспоминания [о Л. Н. Сейфуллиной]. - Москва : Сов. писатель, 1970. - 167 с., 5 л. ил. : ил.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Советская и российская эстрадная певица, актриса и телеведущая. Заслуженная артистка Российской Федерации (2004). Двукратная обладательница Национальной российской премии «Овация».
В 1987 году была зачислена на вечернее отделение библиотечного факультета Ленинградского института культуры по специальности «библиотекарь-библиограф». Во время учёбы в институте параллельно работала в библиотеке Военно-морской академии в иностранном отделе.
Родители: Отец — Иван Петрович Буланов (20.12.1933 — 17.02.1998). Капитан 1 ранга. Окончил Саратовское военно-морское подготовительное училище (СВМПУ) и Высшее военно-морское училище подводного плавания, служил минёром-торпедистом на Севере. С появлением ракетных подводных лодок одним из первых стал командиром ракетной боевой части. В 1968 году окончил Военно-морскую академию, стал работать начальником лаборатории. В отставку ушёл в 1990 году с должности заместителя начальника факультета вооружения. Мать — Нина Павловна Буланова (12.07.1932 — 14.08.2017) — по профессии фотограф, играла на гитаре и пела. В семье Булановых двое детей — Татьяна Буланова и её старший брат Валентин Иванович Буланов (род. 9 июля 1957), который, как и отец, стал военным-подводником.
Музыкой стала интересоваться благодаря матери, окончила музыкальную школу по классу фортепиано. К 15 годам начала играть городские романсы на гитаре. В 1987 году была зачислена на вечернее отделение библиотечного факультета Ленинградского института культуры по специальности «библиотекарь-библиограф». Во время учёбы в институте параллельно работала в библиотеке Военно-морской академии в иностранном отделе. Узнав, что в школу-студию при Ленинградском мюзик-холле набираются учащиеся, с третьего курса института культуры осенью 1989 года ушла на вокальное отделение, где проучилась около года. В тот период данное учебное заведение приравнивалось по уровню образования к театральному училищу.
Сценический дебют Булановой состоялся 16 апреля 1990 года на сцене актового зала Технологического института.
В 1992 году выходит альбом «Старшая сестра», где впервые выступила в качестве композитора, сочинив музыку к двум песням.
Буланова, Татьяна Ивановна // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буланова,_Татьяна_Ивановна Пик популярности. Награды. Телевидение. Образы в шоу перевоплощений «Точь-в-точь». Дискография. Видеография. Фильмография.
Кем работали звезды, пока не стали знаменитыми // 7 дней. - Режим доступа: https://7days.ru/stars/chronic...nitymi.htm Как только не приходилось зарабатывать на жизнь нашим звездам, прежде чем стать знаменитыми! Спускаться в забой, торговать на рынке, собирать карданные валы...
Вообразите себе Татьяну Буланову, заполняющую формуляры, принимающую и отпускающую книги. Целых три года будущая певица отработала библиотекарем! «После школы я не поступила в институт культуры, и папа, преподававший в Военно-морской академии, пристроил меня к себе — в библиотеку, — говорит Буланова. — Я была ценным сотрудником: никогда не опаздывала, никого не подводила, все исполняла в срок.
А попутно прочла уйму интересных книг. Только вот однажды я проснулась с отеком Квинке — у меня началась аллергия на бумажную пыль». Возможно, это и подстегнуло Татьяну завязать с карьерой библиотекаря и поступить наконец в Школу-студию Ленинградского мюзик-холла, положив таким образом начало своему звездному пути.
Татьяна Буланова может похвастаться интересной творческой судьбой. Артистка вполне могла бы стать дипломированным библиотекарем и трудиться себе в окружении книг, однако жизнь представила будущей звезде шанс попробовать себя в совсем иной сфере.
Как теперь признается сама Татьяна, тогда ей многое приходилось хранить в тайне. Однако сейчас певицу в ведении двойной жизни никто не упрекнет: и срок давности истек, и нынешний статус одной из самых известных исполнительниц страны тоже много о чем говорит.
"Я хотела быть актрисой, как Алиса Фрейндлих, - делится Татьяна. - Так и говорила всем. Но вышло так, что поступила на специальность "библиотекарь-библиограф". Я тогда работала в библиотеке Военно-морской академии. Два года отучилась. Хорошо училась, ни одной лекции не пропускала. Потом тайно забрала документы, чтобы попробовать поступить в питерскую школу-студию при мюзик-холле. Это удалось. А история с библиотечным факультетом замялась сама собой".
"В студии я занималась делом, о котором мечтала, - продолжает певица. - И к тому же через месяц познакомилась с будущим мужем Николаем. Там мы записали первый альбом. Но тоже все тайно. Потому что здесь строго-настрого запрещалось чем-либо еще заниматься, кроме учебы. Даже работать. Хотя стипендия была всего 20 рублей. И когда нас позвали на первое интервью на телевидение, я, чтобы отпустили, соврала, будто затопила соседей. Когда же интервью вышло, я думала: ну все, жуткий скандал будет. Но ничего, пожурили и отпустили".
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Советская и российская актриса. Народная артистка РФ (2002). Лауреат Государственной премии РФ (2000). Лауреат двух премий «Ника» 1990, 1993, премии «ТЭФИ» (2004), двух премий «Золотой орёл» (2005, 2017).
Работала библиотекарем в Харьковской научной библиотека им. В.Г. Короленко
В 1980 году поступила в ГИТИС. Окончив вуз, Яковлева начала играть в театре «Современник». Ее творческая биография насчитывает свыше 100 фильмов и сериалов, а также несколько десятков спектаклей.
Елена Алексеевна Яковлева. Биографическая справка // Культура: РИА Новости. – 2011. – 5 марта. – Режим доступа: https://ria.ru/20110305/342212639.html Актриса театра и кино, Народная артистка России Елена Алексеевна Яковлева родилась 5 марта 1961 года в городе Новоград–Волынском Житомирской области Украины в семье военнослужащего. Семье часто приходилось переезжать с места на место, из города в город, из‑за чего Елена сменила много школ. Детство и школьные годы она провела в Харькове. Там же в 1978 году окончила школу и попыталась поступить в Харьковский институт культуры, но не поступила. Некоторое время работала библиотекарем в Харьковской научной библиотеке им. Короленко, затем картографом и даже на радиозаводе.
В 1980 году Яковлева поступила в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) им. А. В. Луначарского, где до 1984 года училась в мастерской Владимира Андреева.
В 1983 году, еще будучи студенткой, Елена Яковлева дебютировала в фильме Георгия Юнгвальд‑Хилькевича "Двое под одним зонтом".
В 1984 году, окончив ГИТИС, она стала актрисой театра "Современник", где ее дебютом стал спектакль пьесе Уильяма Гибсона "Двое на качелях", поставленный Галиной Волчек.
В 1986 году Елена перешла в Московский театр им. М.Н. Ермоловой. Здесь она провела три года и за это время ею были сыграны роли в спектаклях "Прощай Иуда", "Костюмер", "Снег недалеко от тюрьмы".
В 1990 году Елена Яковлева вернулась в "Современник", где играет до сих пор и является одной из ведущих актрис.
Наиболее известные спектакли с ее участием в театре "Современник": "Три сестры" Антона Чехова (1984); "Навеки девятнадцатилетние" Георгия Бакланова (1985); "Близнец" Михаила Рощина (1986); "Звезды на утреннем небе" Александра Галина (1989); "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург (1989); "Мурлин Мурло" Николая Коляды (1990); "Титул" Александра Галина (1993); "Пигмалион" Бернарда Шоу (1994); "Мы едем, едем, едем…" Николая Коляды (1996); "Вишневый сад" Антона Чехова (1997); "Играем…Шиллера!" (сценическая версия трагедии Шиллера "Мария Стюарт"( 2000); за актерский дуэт с Мариной Неёловой в спектакле "Играем... Шиллера!" Елена Яковлева была удостоена Специального приза жюри X Международного фестиваля "Балтийский дом" (2000) и Театральной премии газеты "Московский Комсомолец"), "Уйди‑уйди" Николая Коляды (2000); "Гроза" Алексея Островского (2004); "Бесы" Федора Достоевского (2004); "Пять вечеров" Александра Володина (2005).
На протяжении 1980‑х годов Елена Яковлева много снималась в кино. В 1986 году она снялась в фильме Вадима Абдрашитова "Плюмбум, или Опасная игра", в 1987 году – в фильме Алексея Сахарова "Время летать", в 1989 году в его же фильме "Лестница" (на III Международном кинофестивале фантастических фильмов в Риме за роль в этом фильме Елена получила главный приз). Но успех пришел к актрисе после роли проститутки Тани Зайцевой в фильме "Интердевочка" (1989), поставленном Петром Тодоровским по повести Владимира Кунина. Эту ее работу высоко оценили на различных фестивалях: она стала лауреатом "Ники" за лучшую женскую роль (1989), а также Токийского кинофестиваля и кинофестиваля "Созвездие‑90" в номинации "Лучшая актриса"; она была названа лучшей актрисой 1989 года по опросу, проводимому журналом "Советский экран".
Впоследствии Елена Яковлева снялась еще в трех фильмах этого режиссера: "Анкор, еще Анкор!" (1992, приз "Ника" в номинации "Лучшая роль второго плана", приз кинофестиваля " Созвездие‑93"), "Какая чудная игра" (1995) и "Ретро втроем" (1998).
В 1990‑х годах она снялась в фильме "Сердце не камень" (1990, приз Международного фестиваля телевизионных фильмов в Шанхае), в детективе "Черный квадрат" (1992), в драме "Воспитание жестокости у женщин и собак" (1992), в фильме "Юкка" (1998, премия VII Международного кинофестиваля детского кино "Артек‑99"), сыграла главную роль в многосерийном телефильме "Петербургские тайны" (1994‑1995), в сериале "Развязка петербургских тайн" (1998), в детективном сериале по романам Александры Марининой "Каменская" (1999) и в продолжениях сериала, растянувшегося на шесть лет ‑ "Каменская‑2" (2002), "Каменская‑3" (2003), "Каменская‑4" (2005). За роль в этом сериале Елена Яковлева была удостоена премии I Международного телекинофорума "Вместе ‑ в третьем тысячелетии" (2000), премии X Всероссийского кинофестиваля "Виват кино России! " (2002), премии "Лица года 2002" газеты "Комсомольская правда", премии Пятого Международного фестиваля детективных фильмов и телепрограмм "Закон и общество" (2003), премии ТЭФИ в номинации "Исполнительница женской роли в телевизионном фильме/сериале" (2004).
В 2000‑х годах актриса снялась в фильмах "Мой сводный брат Франкенштейн" (2004, премия Фестиваля "Кинотавр" ‑ Приз президентского совета за актерский ансамбль; Национальная премия в области кино "Золотой орел" в номинации "Лучшая актриса второго плана" 2005), "Курсанты" (2005), "Никто не знает про..." (2005), "Точка" (2006), "Важнее чем любовь" (2007), "Я остаюсь" (2007), "Жена" (2007), "Семейка Ады" (2007), "Преступление и наказание" (2007), "Караси" (2008) и др.
В 2006 году Елена Яковлева принимала участие в проекте канала "Россия" "Танцы со звездами".
В 1995 году Елене Яковлевой было присвоено звание Заслуженной артистки России, а в 2002 году ‑ Народной артистки России.
Елена Яковлева ‑ лауреат Государственной премии России в области театрального искусства (2001). Награждена орденом Почёта (2006).
Она ‑ лауреат Фестиваля отечественного кино "Женский мир" (1994), лауреат Премии "Гэллап Медиа", опрос по заказу журнала "Семь дней" в номинации "Самая популярная актриса" 2002, 2003, 2004 и 2005 годов.
Лауреат Премии кинофестиваля "Любить по‑русски" в номинации "Самая элегантная" (2003).
Елена Яковлева состоит во втором браке. В 1985 году она вышла замуж за актера театра "Современник" Валерия Шальных. 7 ноября 1992 года у них родился сын Денис.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
В детстве Лина Бракните снялась в пяти фильмах, но больше всего запомнилась по ролям Суок в «Трех толстяках» и Дубравки (в одноименном фильме). Окончила исторический факультет университета в Вильнюсе. Больше 20 лет проработала в отделе раритетов библиотеки Института истории АН Литвы.
Родилась 19 ноября 1952 года в Вильнюсе (Литовская ССР). Первая работа в кино — главная роль в фильме «Девочка и эхо» 1964 года. Фильм был отмечен рядом наград и премий, и юную исполнительницу главной роли сразу заметили. Через два года Алексей Баталов выбрал её из множества претенденток на роль Суок в фильме «Три толстяка». Ещё через год Лина сыграла главную роль в фильме «Дубравка», за исполнение которой была удостоена приза за лучшую женскую роль на Республиканском кинофестивале 1967 года в Вильнюсе.
После окончания школы Лина осталась в Вильнюсе и окончила исторический факультет университета по специальности «историк». Больше двадцати лет она проработала в отделе раритетов библиотеки Института истории АН Литвы.
Лина Бракните: "...окончила исторический факультет и 20 лет проработала в библиотеке Института истории Академии наук Литвы. Моя жизнь четко делилась на две части: работа и личная жизнь. Если бы я не снималась до этого в кино, мне, наверное, не с чем было бы сравнивать мое монотонное существование в библиотеке. Хотя свои плюсы были. Я очень любила читать. А тут - прекрасная библиотека в 56 тысяч томов! Причем среди них находились раритеты XVI века. Были книги на польском языке, на латыни..."
Муж — фотограф и издатель Раймондас Пакнис. Дочь Виктория.
Литературный псевдоним "Ясминска" имеет несколько значений. Во-первых, он расшифровывается как "я-с-минска" - намек на родной город писательницы. Во-вторых, окончание "-инска" намекает на польские корни, и в-третьих "ясмин" (по-белорусски "язмiн") означает "жасмин" - любимый цветок.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Ответ на поздравление в скайпе: Скибина 20:53 "С восторгом получила от Вас, дорогая моя, приветствие. Спасибо за чудесные, такие милые очень земные естественные слова обаятельной женщины-поэтессы, спасибо за нежный букет, особенно спасибо за Ваш прелестный лик в уголке послания. Иллюзия присутствия необычайна. Очень Вас, Галиночка Сергеечна, благодарю за добрую память. Почитываю Ваши посты. Порадовала меня помощь наших коллег. Это так необходимо. Хорошо, что Вы соблюдаете карантин. ...."
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
>> Ответ на сообщение пользователя Gelena от 23 апреля 2019 19:43 Добрый день! Увидела фамилию Гафт Е.М. в составе работников библиотеки, хотелось бы с ней связаться.Возможно ли это.
Простите. Я не знала Гафт Е.М. Как связаться с ней тоже не знаю.
Советская и российская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965). Народная артистка РСФСР (2.01.1978).
Родилась 25 октября 1938 года в г. Льгове Курской области. Училась в Калуге в средней школе до 8 класса, затем в школе рабочей молодежи.Днём работала библиотекарем и секретарем..
В 1961 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, актёрская мастерская О.Пыжовой). После завершения учебы во ВГИКе Сёмина вошла в труппу Театра-студии киноактера.
После фильма «Воскресение» Тамара Семина сыграла и другие интересные роли в таких фильмах, как «Коллеги», «Порожний рейс», «День счастья». В 1965 году Тамара Семина проявила новые грани своего таланта, снявшись в фильме «Время, вперед!». В 70-х годах Семина была на пике своей популярности. Она снималась в картинах разных жанров: «Человек, которого я люблю», «Чистые пруды», «Расскажи мне о себе».
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ Лучшая актриса года по опросу журнала «Советский экран» (1961). В том же 1961 году Семина была признана лучшей актрисой по рейтингу журнала «Советский экран». Лауреат премии ФИПРЕССИ на XV международном кинофестивале в Локарно (1962). Помимо этого, лучшей актрисой она была признана и на кинофестивале в Аргентине Мар-дель-Плато. Однако наиболее драгоценной наградой для актрисы стала похвала самой Джульетты Мазины. Лауреат Приза за лучшее исполнение женской роли на фестивале телефильмов в Алма-Ате (1983, за фильм «Вечный зов»). Обладатель титула «Народное достояние Страны восходящего солнца» в Японии. Орден Трудового Красного Знамени (02.08.1990) — за заслуги в развитии советского киноискусств. Орден Почёта (07.04.2005) — за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.