https://elib.tomsk.ru/purl/1-39030/Т 50 Ишим: историко-культурологический,
литературно-художественный альманах «Тобольск и вся Сибирь»,
кн. № 29 / гл. ред. Ю.П. Перминов; сост. Г.А. Крамор, оформление: И.Е. Лукьянов. –
Тобольск: Издательский отдел ТРОБФ «Возрождение Тобольска», 2017. – 712 с. с илл. 656
СВЯТАЯ РУСЬ
Тамара Мамсик. Из истории ишимского старообрядчества ............................ 487
стр 487
...ИШИМСКИЙ КРАЙ, НАЧИНАЯ С XVIII В. ПОСТОЯННО ОСТАВАЛСЯ ПРОХОДНОЙ
зоной для мигрантов, как внутрисибирских, так и внешних. Известно, например,
что именно с Ишима заселялось Среднее Приобье. Важнейший форпост, послу-
живший отправной точкой освоения этого района, – Чаусский острог (ныне – рай-
онный центр Колывань в Новосибирской области), – был построен в 1713 г. при
непосредственной помощи ишимцев. После окончания строительства 300 строи-
телей были зачислены в «сотню» беломестных казаков – местную милицию того
времени. Прочие «посажены во крестьяне». Кто были эти ишимцы? Новосибир-
ские историки на этот вопрос пока ответить не могут.
Нам удалось, однако, выяснить, что многие чаусцы по месту своего прежнего
жительства были закамскими и заволжскими старообрядцами, пришедшими,
по-видимому, сначала на Ишим, а потом в Приобье. А это значит, что оттуда –
с Волги, Керженца, Вятки и Иргиза – известных районов, где зародился и гнез-
дился ранний «русский раскол», – принесли они свою веру также и на Ишим,
утвердили её и упрямо, в течение трёх столетий отстаивали право передать сы-
новьям и внукам.
.....
.....Из донесения Трофимова, которое было отправлено в Тобольск 4 октября 1837 г.
мы узнаём, что старообрядцы «отлагают» выборы священника – «до узнания, как
поступят в этом деле старейшины их Екатеринбургского общества, собственно для
того, чтобы с ними ни в чём не разниться, ибо считают их во всём относительно
веры своими руководителями.
Далее следуют подписки крестьян, предварённые следующим текстом:
«1837 года октября 1 дня. Мы, нижеподписавшиеся из старообрядцев Ишим-
ского округа Гагарьевской, Бердюжской и других волостей, подавших 4 июня сего
года всеподданнейшую просьбу Государю цесаревичу наследнику всероссийского
престола и великому князю Александру Николаевичу о дозволении исправлять
у нас духовные требы и богослужения чрез самоприходящих священников, .....
....
О чём и подписуемся, присовокупляя, что из приложивших руки
ко всеподданнейшему прошению нашему находятся:
Уктусской волости д. Окуневой –
Данило и Трофим Каргополовы и Трофим
Барсуков;Гагарьевской волости д. Гагарьевой –
Василий Ржавин и Семён Черкасов;Бердюжской волости: д. Старой Рямовой –
Григорий Журавлёв и Иван ФоминЖуравлёв в разных из домов своих отлучках;
д. Окуневой –
Степан Каргополов и Иван Сорокин;
д. Травной –
Василий Баженов – больны;
д. Гагарьевой –
Степан Черкасов после подписи прошения волею божиею помер.
На сей подписке вместо неграмотных крестьян:
Бердюжской волости д. Старой Рямовой –
Петра, Никифора Федорова, Ивана,
Ефима, Никифора Прокофьева, Василия, Веденея, Самойла, Григория и Филиппа
Журавлёвых; Самойла, Андрея и Леонтия Суханиных; Григория, Самойла, Гераси-
ма, Василия Осипова, Василия Леонтьева и Ивана Кугатовских; Фатея Журавлёва,
Филиппа Суханина, Василия Абоскалова и Кирилла Доронина по их личной просьбе
и за себя – руку приложил крестьянин
Егор Дмитриев ДОРОНИН.Крестьянин
Симеон Фомин Журавлев руку приложил (сам. – Т.М.).
Вместо неграмотных крестьян Уктусской волости д. Окуневой –
Макара и Ме-
лесия Барсуковых; Артемия, Терентия и Михаила Васильевых, Перфила и Никифо-
ра Сорокиных; Нестора и Клементия Денисовых; Митрофана Каргополова; Лифа-
на Кокушкина, Трофима Кошкарова, Егора Сысолетина, Марка Копытова – по их
просьбе и за себя руку приложил крестьянин
Василий КАРГОПОЛОВ.Вместо неграмотных крестьян Гагарьевской волости д. Гагарьевой –
Савелья
Ни...-на (неразб. – Т.М.), Филиппа Тюринова, Василия Черкасова, Ерофея Ржавина,
Никиты Лоскутова, Ивана, Оверьяна, Константина и Козьмы Бобрызловых, Мак-
сима Монашова, Луки Чмутина, Елисея Черкасова, Ортемия Устюжанина, Ларио-
на и Егора Титовых, Моисея Черкасова, Сергея и Петра Толкачевых, Михаила Тюри-
нова, Ефрема Бархатова, Бориса Бадрызлова, Андреяна Ерукова, – по их просьбе и
за себя руку приложил крестьянин
Варлам ЛОСКУТОВ.Той же деревни Гагарьевой крестьянин
Андрей РЖАВИН руку приложил и за себя
и за крестьянина д. Чирковой
Карпа Поясова.
Д. Окуневой крестьянин
Иван Васильев руку приложил (сам. – Т.М).
Вместо неграмотных крестьян д. Травной –
Герасима Саранчина и Трофима Кар-
гополова руку приложил крестьянин Александр ЧЕШКОВ.
Д. Гагарьевой – крестьянин
Ефим Ржавин (подписал сам. – Т.М.).
Подлинную подписку отбирал чиновник особых поручений ГУЗС
А. Трофимов.При отобрании находились Ишимский исправник
Д. Худыковский и окружной
стряпчий
Василий Ковригин».