ОРКЕСТР НАШ ДУХОВОЙ...
(Из истории духовых оркестров ВологдыЗО-х годов).
... Их становится все меньше - тех молодых рабочих парней, что играли в духовых оркестрах Вологды 30-х годов прошлого века. Тем больший интерес вызвала моя встреча с И.П.Непеиным - троюродным братом хорошо известного в нашей литературной среде поэта, писателя и журналиста Бориса Сергеевича Непеина.
В 1934 - 1939 гг. Игорь Петрович участвовал сначала в школьном, а затем - в знаменитом духовом оркестре Клуба Октябрьской революции (КОРа), руководимом Лазарем Гаммером.
История этого коллектива, прошедшего долгий и славный путь, хорошо известна, но, как всегда, память отдельно взятого человека внесла в нее какие - то новые, дотоле неизвестные и по-своему интересные штрихи.
В частности, И.П.Непеин хорошо помнит многих участников своих коллективов, без затруднения называет имена друзей по оркестру, погибших в годы Великой отечественной войны, сообщает имена руководителей и места выступлений.
В Вологде тридцатых годов любительские духовые оркестры играли повсюду. Теплыми летними вечерами их звуки словно плыли над парками и площадями, проникали в уютные городские дворики, дарили чувство умиротворения и красоты.
В сквере у КОРа, над небольшим рукотворным прудом, выступал оркестр Лазаря Гаммера.
В Заречном парке «священнодействовали» парни с паровозовагоноремонтного завода. Этим коллективом руководил учитель литературы В.Н.Антропов.
Свои небольшие оркестры были во многих школах и на городских предприятиях.
Участники коллективов часто неплохо усваивали потную грамоту, овладевали большим репертуаром, принимали участие во множестве концертов. В них естественно воспитывался интерес к серьезной музыке. Оркестр ВПВРЗ, например, постоянно выступал на общегородских торжественных мероприятиях и даже по областному радио, а в обширном репертуаре данного коллектива один из его участников Л.А.Кедровский, называл, например, увертюру Литольфа «Робеспьер».
Горожане очень любили свои оркестры, знали в лицо многих самодеятельных музыкантов, особенно восхищались виртуозным искусством трубачей Сергея Бурдукова, Михаила Туртапкина, Бориса Шергина ...
Среди вологодских духовых оркестров самым признанным в течение многих лет оставался коллектив Дворца культуры железнодорожников, который до 1945 года назывался Клубом Октябрьской революции.
Руководитель оркестра - Лазарь Гаммер приехал в Вологду из Вильнюса в 1927 году и сначала играл в коллективе Ф.Фишера, но вскоре из рабочих -железнодорожников организовал свой оркестр. В 1934 году на первомайской демонстрации оркестр уже сопровождал праздничную колонну Вологодского железнодорожного узла.
Лазарь Наумович был очень авторитетен в среде музыкантов. Уча других, он постоянно учился сам. Накапливал репертуар. Шлифовал мастерство участников своего коллектива. Перед войной сменил основную профессию кузнеца на службу оркестранта - сверхсрочника войсковой части, с которой вскоре и попал на Ленинградский фронт, был тяжело ранен под Лугой, лечился в госпитале блокадного Ленинграда и наконец, по «Дороге жизни» через Ладожское озеро был вывезен к семье в Вологду.
Поправившись, возродил свой оркестр, который играл в парках и скверах областного центра, а также на танцплощадке Дворца культуры железнодорожников.
Сам Л.Гаммер, освоив тромбон, организовал еще и эстрадный ансамбль...
Но вернемся к воспоминаниям Игоря Петровича НЕПЕИНА, который начинал путь оркестрового музыканта, будучи учеником 9-й железнодорожной школы. Там с подростками занимался Л.Н.Гаммер, готовя смену для своего взрослого оркестра.
И если в первый год школьники, как вспоминает Игорь Петрович, еще «дудели гаммы», то к концу второго — уже начали «зарабатывать деньги» и
даже смогли пошить концертные костюмы.
«В шутку нас называли железнодорожными летчиками, - рассказывает И.П.Непеин, - потому что паши подростковые френчи были украшены петличками и очень напоминали летную форму».
А если говорить всерьез ребята занимались со взрослым упорством, приобретали хорошие навыки игры на духовых инструментах, овладевали разнообразным репертуаром.
Многие из них перешли в оркестр КОРа и уже в составе нового коллектива активно выступали, играли на танцевальных вечерах, парадах и демонстрациях трудящихся, в железнодорожном депо и на вокзалах.
В конце тридцатых, в годы отсутствия Л.Гаммера, оркестром последовательно руководили Леонид Николаев и Григорий Акопов. В 1941 году во главе со своим дирижером Г.Акоповым весь основной состав коллектива перешел в духовой оркестр воинской части. А вскоре на фронтах Великой отечественной войны погибли многие одаренные музыканты любители: Борис Иванов, Владимир Михайлов, Лазарь Докторов, Александр Северов, Николай Крупкин, Исай Ходакель, Павел Собепин и Евгений Куликов.
В памяти Игоря Петровича сохранились имена многих товарищей по оркестру 30-х годов, особенно образ лучшего друга Володи Буренина.Он называет их всех, даже указывая на принадлежность к той или иной оркестровой партии:
«В партии труб играли: Борис Иванов, Виктор Ходоковский (в дальнейшем перешел на саксофон), Огурцов, Владимир Михайлов, Борис Периков, Гурий Киселев (в дальнейшем перешел на саксофон).
ВТОРЫЕ ТРУБЫ: Владимир Бурении, Лазарь Докторов.
БАРИТОНЫ: Борис Орефьев
ТЕНОРА: Сергей Кулаков, Евгений Куликов, Игорь Непеин.
БАСЫ: Михаил Курилов, Александр Северов (в дальнейшем перешел на
тромбон)
УДАРНЫЕ: Михаил Гаммер, Василий и Константин Хитровы...»
(В ПРИМЕЧАНИЕ: В 1946 - 48 гг. И.П.Непеин служил в военном оркестре конвойного полка Вологды, а в 1951 году Л.Гаммер вновь привлек его в свой оркестр. Лазарь Наумович очень заботливо относился к юноше, который рос сиротой, нередко называя его своим сыном. В наши дни Игорь Петрович проживает в Нальчике).
Лазарь Наумович Гаммер стремился представить свой коллектив самым разнообразным репертуаром. С музыкантами-любителями он разучил фрагменты из Пятой симфонии Бетховена и финал Четвертой Чайковского. Его коллектив исполнял также фантазии на темы венских оперетт...
Для всех участников духовых оркестров годы занятий музыкой не прошли бесследно. Став людьми разных профессий, они через всю свою жизнь пронесли интерес к сочинениям любимых композиторов, помнили произведения, которые когда-то играли в своих коллективах, не утратили навыки владения духовыми инструментами...
Музыковед Элла КИРИЛЛОВА.
https://www.stihi.ru/2013/03/15/5665 Из книги Валерия Есипова «Варлам Шаламов»:…Крестили Шаламова в другой церкви, расположенной тоже недалеко (и тоже очень своеобразной по архитектуре), — Цареконстантиновской, освященной в честь первого христианского императора Константина и святой Елены. В том, что для крещения младенца выбрали этот храм, была, как увидим, своя интрига. Но вначале документ — обнаруженная уже в 1990е годы в архиве бывшего Вологодского епархиального управления метрическая книга этой церкви.
В графе родившихся в июне 1907 года значится: рождения 5 числа, крещения — 12 числа — Варлаам. И далее: звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания — Кафедрального Вологодского Собора Священник Тихон Николаев Шаламов и законная его жена Надежда Александрова, оба православные. Звание, имя, отчество и фамилия воспреемников —Коллежский асессор (исправник на пенсии) Александр Александров Воробьев. Кто совершал таинство крещения — Священник Сергий Непеин с псаломщиком-диаконом Владимиром Шахматовым(1) .
Почему семидневного малыша окунали в купель не в «именной» церкви, а в соседней, можно объяснить просто — священник Сергий Непеин, весьма известная в Вологде своей широкой образованностью фигура, был добрым приятелем о. Тихона Шаламова. Тот недавно вернулся со службы в Американской православной миссии и выбирал себе новых знакомых исключительно по степени просвещенности. Незадолго перед этим, в 1906 году, о. Сергий выпустил ценнейшую историко-краеведческую книгу «Вологда прежде и теперь» (она впоследствии упоминалась даже в Большой советской энциклопедии), а о. Тихона тоже можно было назвать своего рода церковным писателем или журналистом — он опубликовал множество статей и очерков о своей миссионерской деятельности на Аляске. Не случайно сын Непеина Борис стал потом одним из близких знакомых юного Варлама Шаламова — они обменивались марками, книгами, оба рано увлеклись литературой. В 1920-е годы, когда Шаламов уехал учиться в Москву, Борис Непеин участвовал в вологодском кружке пролетарских поэтов «Кузница», потом работал в местных газетах. В 1937 году он был арестован (за то, что в свое время брал интервью у расстрелянного «врага народа» маршала М. Тухачевского), отправлен в Сибирь, в Краслаг, а по прошествии почти тридцати лет получил в дар от Шаламова (по почте) один из его стихотворных сборников. Непеин, к сожалению, напуганный навеки сталинской эпохой, всячески избегал говорить о своем лагерном прошлом, он всю жизнь занимался рутинной библиографией местных авторов, но именно он первым в Вологде на закате своей жизни, в конце 1980-х годов, напомнил о совершенно забытом здесь, исчезнувшем на несколько десятилетий, имени Шаламова — показал дом, в котором родился и жил автор «Колымских рассказов», и с этого начался нынешний музей и нынешнее паломничество. Но это уже отдельная история...
http://webcache.googleusercont...clnk&gl=kzФотограф Непеин С.А. Кон. XIX - нач. ХХ вв.
http://www.booksite.ruСобор Спаса Всемилостивого - Вологда - г. Вологда - Вологодская область
Добавил: Качалин Александр Анатольевич Снято: 1 января 1899
АНАТОЛИЙ, СПАСИБО ЗА СООБЩЕНИЕ! ПО ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЖЕНУ НЕПЕИНА ЗВАЛИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА. А ПО СВЕДЕНИЯМ МК И ДР, ЕГО ЖЕНА - АННА ИВАНОВНА (ГВОЗДЫКИНА, У НИХ БЫЛО МНОГО ДЕТЕЙ,
ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО У НЕГО БЫЛА ВТОРАЯ ЖЕНА ИЛИ ДОПУЩЕНА ОПЕЧАТКА?