Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Поездки по Русскому Северу. 2012 год.

Посещение и некоторые описания мест, где жили и служили наши предки. Вологодский р-н, Пигилинка Сямженского р-на, гг.Сокол и Кадников, Погорелово Тотемского р-на, Тотьма, В.Устюг, Котлас Архангельской обл., Сольвычегодск, В.Матигоры, Архангельск

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 33 34 35 36 37 38 Вперед →
Модератор: opel45
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3711
Кроме того, на сайте http://temples.ru/gallery.ph есть описание: «Деревянная церковь, построенная в 1847 вместо старой. Второй престол Никольский. С 1819 была приписана к вологодскому собору, с 1861 - к вологодскому Свято-Духову монастырю. Закрыта не позже 1920-х, использовалась как корпус детского дома, сгорела в послевоенные годы».
Судя по современной карте, храм находится между деревнями Дулово (2 км ЮВ д.Дулово) и Исаково, недалеко от сохранившихся руин церкви Бориса и Глеба, в 40 км от Вологды (юго-запад) вблизи р. Масляна, в месте с названием «Урочище пустынь - необжитое»
Основным ориентиром была Борисо-Глебская церковь, которую сопровождавшие мужчины совместными усилиями быстро нашли: сначала пруд в Исаково, а затем и руины церкви (Дмитрий сделал много удачных, на мой взгляд, снимков этой церкви).
Фото пруда в Исаково:

Прикрепленный файл: пруд в исаково.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3711
Борисо-Глебская церковь и кладбище:

Прикрепленный файл: борисо_глебс ц 2.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3711
Видно, что церковь была внушительная:

Прикрепленный файл: борисо_глебс ц 3.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3711
У местного старожила спросили об ориентирах Одигитриевой церкви, он с насмешкой посмотрел на нас, оценил наш городской прикид и сказал, что городским невозможно найти это место. Сопровождать наотрез отказался, но, видя мое упорство, дал странные ориентиры: пройти через поляну от Борисо-Глебской церкви, найти ручей и вдоль русла ручья по тропинке пройти 1-2 км через лесные заросли, будет большая лесная поляна – пустынь. Мы и пошли за решительно настроенным Дмитрием, правда, было не понятно, где ручей и тропинка, и не известно, куда идем. При этом временами накрапывал дождь, а временами дул приличный ветер. Я в своих зелененьких хорошеньких, на вид спортивных, тапочках то и дело попадала в какую-либо лужу или напарывалась на какой-либо обломок. Кругом обступала такая чащоба, что было жутковато, особенно, когда мужики уходили далеко вперед от меня.
Вроде бы шли по руслу какого-то ручья:

Прикрепленный файл: по дороге к маслян ц  нач.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3711
Причем Дмитрий постоянно вообще скакал, как горный козел, а я за Воропановым, мужчиной в возрасте, еле-еле успевала… Часа через полтора плутаний меж зарослей, благоразумно, но к моим ужасным досаде и огорчению, повернули назад от места, где путь преградило поваленное дерево:

Прикрепленный файл: по дороге от  маслянс ц 3.png
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3711
Было уже около семи вечера. Погода начала серьезно портиться, подул сильный ветер. Евгений, оставшийся ждать нашего возвращения в своей машине около церкви , начал волноваться и был готов вызывать откуда-нибудь подмогу.


Прикрепленный файл: по дороге  из маслян к борисо_глебс ц  4.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3711
Ничего не оставалось делать, как благодарить Господа, что не дал заблудиться, и смогли возвратиться домой
Позже, вернувшись домой в Алматы, нашла в интернете интересный отчет Олега Карсакова (http://olegu.narod.ru/arseny.html) о посещении этого места: "были трава выше человеческого роста и само русло ручья, петляющее влево - вправо, через которое все время приходится перебираться». Предупреждает, что в такой поход надо непременно брать компас. Далее приводит ряд доводов, что они нашли именно эту пустынь, но добавляет: «Подводя итог, хочется сказать – пустынь была именно там, все вышесказанное это доказывает. Но… Но ведь бывает и так: человек настраивается на что-то, идет и видит то, что хочет увидеть и находит этому многочисленные доказательства."
Жаль, что вероятнее всего не удастся посетить это место еще раз. Простите меня, Господи, и предки..."
Еще фото из Инета Арсениево-Масляной пустыни, место с остатками церкви, вероятно, снимок Олега Карсакова:

Прикрепленный файл: 404_0091748b масляна пустынь.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3711
И только сейчас прочитала статью Н.М.Македонской на сайте «Православные приходы и монастыри Севера» http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=318 .
Если бы эта статья нашлась три года назад, то мы наверняка бы нашли Церковь Одигитрея Пресвятыя Богородицы, что в Арсениево-Масляной Пустыни.
Для компенсации моих сожалений полностью привожу статью:
МАКЕДОНСКАЯ Н. М. АРСЕНИЕВО-МАСЛЯНСКАЯ ОДИГИТРИЕВСКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ.
Другое название: Новая пустынь Пресвятой Богородицы Одигитрии новоявленной, что во мхах.
Из описания Зверинского В.В. № 620
«…мужская пустынь, приписная к Свято-Духову монастырю в Вологде, где ныне погост Арсеньева пустынь Вологодской губернии и уезда Сычевской волости, в 40 верстах к западу от Вологды, при реке Масляне. Основана в 1529 году преподобным Арсением Комельским, пришедшим сюда на уединение из Троице-Сергиева монастыря, где он состоял игуменом; но пожив здесь год, преподобный удалился в Комельские леса, где устроил монастырь, существующий поныне под именем Арсениева-Комельского. В 1718 году пустынь принадлежала к числу небогатых в епархии и в 1732 году в ней было только два инока. В 1764 году упразднена».
Уточнения и дополнения к описанию
Арсениево-Маслянская пустынь находилась в Вологодском уезде юго-восточнее погоста Борисоглебский на речке Бабайке (на современных картах – безымянный ручей), впадающей в реку Масляная с левой стороны.
Ныне урочище Пустынь Вологодского района Вологодской области.

Фрагмент листа 93 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области»
Шифр 47-8 - Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустынь.
Шифр 46-8 – Борисо-Глебская Маслянская церковь.


Прикрепленный файл: 10094_1 карта Македонской.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3711
О чем говорит название пустыни?
Во-первых, о том, что основателем пустыни не может быть преподобный Арсений Комельский, скончавшийся в 1550 году. Слово новоявленная в названии иконы не означает, что икона Одигитрия уже являлась когда-то «во мхах» вблизи реки Масляной и явилась снова в этом месте.
Одигитрией новоявленной называлась Казанская икона, что была явлена в Казани в 1579 году.
Во-вторых, Арсениево-Маслянская пустынь называется Новой. Значит, должна быть в Маслянской волости и старая одноименная пустынь. Действительно, на реке Масляной выше по течению была Рябинина Казанская пустынь. Обе пустыни названы в честь иконы Казанской или Одигитрии новоявленной.
В-третьих, добавление «во мхах» уточняет местоположение новой Маслянской пустыни. Место «во мхах» не было верховым или низинным болотом, тем более, не было топким. Это суходол временно избыточного увлажнения на тяжелых глинистых почвах (не зря же потом построили кирпичный завод).
Основание пустыни
В 1609 году крестьянин из Маслянской волости Артюшка Логинов, по прозвищу Добрыня, житель деревни Конаново, на светлой седмице трижды видел во сне часовню на речке Бабайке. Артемий Логинов не придал значения своим повторяющимся снам и никому о них не рассказал.
В июле месяце этого же года крестьянке Маремьяне Филипповой было видение Пресвятой Богородицы и святителя Николая Мирликийского. Пресвятая Богородица уверила Маремьяну, что всякие беды отступят от маслянских жителей, если они поставят её новоявленный образ в часовне, что приснилось Артемию. Маремьяна оповестила об этом всех людей из окрестных деревень.
В 1610 году срублена часовня, в неё помещена икона Божией Матери, и произошло много чудесных выздоровлений от образа.
После 1613 года Артемий подаёт царю Михаилу Романову челобитную, просит разрешить священникам из ближайших церквей служить молебны в часовне Одигитрии новоявленной.
На старости лет Артемий постригается в монашество с именем Арсений, строит церковь рядом с часовней. Когда присоединились другие монахи, старец Арсений стал строителем в новой пустыни. Первого иеромонаха звали Иннокентий. В 1622 году на территории Арсениево-Маслянской пустыни находились церковь, часовня и 5 келий. Арсений, первый строитель пустыни, возникшей по желанию окрестных крестьян, управлял монастырьком до своей кончины. В 1646 году его сменил игумен Даниил.
Маслянская пустынь. 17-18 век.
В 1690 году на территории пустыни стояли две деревянные церкви: холодная Одигитриевская с приделом Николая чудотворца и надвратная Ризоположенская.
В 18 веке пустынь приписана к Спасо-Прилуцкому монастырю.
В 1747 году построена вместо обветшавшей построена новая Одигитриевская церковь с приделом Николая Чудотворца.
Перед упразднением обители в ней проживали строитель и 3 бельца. За пустыней числилась одна крестьянская душа.
В 1764 году бедная малонаселенная пустынь упразднена. Единственная Одигитриевская церковь приписана к Борисо-Глебской Маслянской церкви.
В 1784 году построена прихожанами теплая Вознесенская церковь.
Церкви бывшей пустыни, приписные к Вологодскому кафедральному собору. 19 век.
В 1819 году Арсениево-Маслянская церковь приписана к Вологодскому кафедральному собору.
В 1822 году окрестные помещики просили Синод о переводе Арсениево-Маслянской церкви в самостоятельную. Святейший Синод вынес другое решение: теплую Вознесенскую церковь оставить за собором, холодную ветхую Одигитриевскую уничтожить, клиру оставаться на месте до смерти престарелого священника.
Церкви бывшей пустыни, приписные к Борисо-Глебской Маслянской церкви. 19 век.
В 1844 году Вознесенская Арсениево-Маслянская церковь приписана к соседней Борисо-Глебской Маслянской церкви.
В 1847 году прихожанами построена взамен ветхой (так и неуничтоженной) новая Одигитриевская церковь. Помещица Кокошкина наняла двух старых заштатных священников и платила им жалование.
В 1858 году сгорела от грозы теплая Вознесенская церковь и умер последний из приглашенных заштатных священников.
В холодной Одигитриевской церкви снова стал служить борисоглебский священник.
В 1859 году к холодной церкви пристроен теплый придел святителя Николая Мирликийского.
Возобновление пустыни. 19-20 век.
В 1861 году Арсениево-Маслянская пустынь приписана к Свято-Духову монастырю.
В 1883 году к Одигитриевской церкви пристроена колокольня.
В 1890 году над мощами Арсения и Иннокентия построена новая деревянная часовня на каменном фундаменте.
В 1910 году сделали деревянную ограду с 4-мя угловыми башнями и 4-мя воротами со всех сторон.
С 1911 года заработал кирпичный завод. Рядом с кирпичным заводом находились жилой дом для мастеров и сараи для хранения кирпича.
Перед революцией 1917 года
В 1916 году на территории пустыни находились Одигитриевская церковь с приделом Николая Чудотворца и часовня, окруженные деревянным палисадом. Церковь и часовня были покрашены белой масляной краской.
Стояли три жилых дома:
- для рабочих (построен в 1897 году);
- для монахов (построен в 1899 году), там же помещались кухня, трапезная и просфорня;
- для богомольцев (построен в 1912 году).
Имелись баня, погреб, амбары, сеновалы, скотный двор на каменных столбах, овин, гумно.
В хозяйстве держали трех лошадей и 13 голов крупного рогатого скота.
Территория пустыни и прилегающие к ней пашня, луга и лес занимали площадь 272 десятины.
Земля обрабатывалась братией и наёмными работниками.
Высевались рожь, ячмень, овес, пшеница, горох, высаживались картофель и лук.
Для служения в церкви и контроля за работниками в пустыни постоянно проживал иеромонах.
Дальние сенокосы на площади 3663 десятины сдавались в аренду и приносили хороший доход.
После революции 1917 года пустынь закрыта
Земля, скот и вся недвижимость отняты властями.
В 1918 году в населенном пункте Пустынь уютно расположился Сычевский исполком, и проживали четыре семьи коммунистов (так в отчете настоятеля).
Последнее учреждение в Пустыни – Чёбсарский детский дом.

В настоящее время на территории бывшей Арсениево-Маслянской Одигитриевской пустыни нет ни одного сохранившегося здания.

Фото Олега Ищука. 2010 год.

Прикрепленный файл: 10094_2 место арсениево масл пустыни О Ищук.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3711
Источники информации
1. ГАВО. Монастырские ведомости.
2. Биланчук Р.П. Приходская челобитная о явлении Богородицы и начало Одигитриевской Маслянской пустыни. // Вестник церковной истории за 2010 год, № 3-4.
3. Верховский П.В. Населенные недвижимые имения Святого Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших приемниках Петра Великого. – М., 1909.
4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание №620.
5. Книга глаголемая. Описание о российских святых… - М., 1888.
6. Краткие сведения об упраздненной Арсениево-Маслянской Одигитриевской пустыни, приписной к Спасокаменскому Духову монастырю. // ВЕВ за 1885 год.
7. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 века. // ВЕВ за 1865 год.
8. Сведения об упраздненной Арсениево-Маслянской пустыни. ВЕВ за 1869 год.
9. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ – СПб, 1877.
10. Снессорева София. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон,… Репринт. - Ярославль, 1994.
11. Троицкий патерик или сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия просиявших. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1896.
12. Черкасова М.С. Переписные книги Вологодских монастырей 16-18 веков. – Вологда, 2011.
13. Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей 16-17 вв. – Вологда, Древности Севера, 2012.
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 33 34 35 36 37 38 Вперед →
Модератор: opel45
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник opel45 » Поездки по Русскому Северу. 2012 год. [тема №68791]
Вверх ⇈