Передаваться на иждевение могли осужденные, обреченные на скорую смерть. Некоторым, правда, под присмотром близких удалось вылечиться.
Обращаюсь на ваш сайт по поводу обнаруженных кратких, но, тем не менее, жутких упоминаний о лагере для пересыльных на станции Харовская Вологодской области, вот они:
Гаврилов А.Е. Плотницкие тетради. Журнал «Наше наследие» №72, декабрь 2004 г. Воспоминания написаны в декабре 1991 г.
Осенью того года (1930 г.-С.Г.) я решил уехать. Как уехать, куда? Из деревни от земли было очень страшно оторваться, да и нет никаких документов и почти никакой специальности, а в деревне вся работа была знакома. Но жить невозможно - или тюрьма, или выселение. У нас уже много было выселенцев. Привезли их к нам в марте с Украины. Высадили на станции (Харовская, Вологодской области-С.Г.) с детьми и погнали от станции за два километра на пустырь: мелкий кустарник, никакого жилья. Сказали: "Стройте". Привезли соломы ржаной, и они начали строить, видимо, был у них какой-то прораб. Стройка такая: две слеги (нетолстые бревна длиной 10 метров), соединили тонкие концы вместе и нижние концы расставили с лишним на десять метров, получились стропила, только без сруба, поставили на землю, и так много пар. Длина здания 30-40 метров, на них поперек наложили слеги, одна от другой 20-30 сантиметров и покрыли соломой. Торцы тоже загородили соломой. Внутри поставили из жести печки, на землю постелили солому и поместили этих несчастных людей. А первые дни они находились на улице. Мы к ним ходили покупать махорку. Один раз я был, а второй раз пошел, меня встретил милиционер и вернул, довел до милиции и отпустил, сказав: "Если еще пойдешь - посадим". Я работал временно на заводе и видел, как они носили на плечах сырой тес 6,5 метра длиной за 4 километра с завода в свой лагерь. Не знаю, долго ли они там жили, я был в августе через полтора года - там их уже не было. В этих шалашах были сделаны нары из жердей, а также были сделаны из жердей дорожки, видимо, было сыро. Не знаю, сколько их там было, а могил много осталось, особенно детей - вот что было страшно. Из нашей деревни две семьи выслали, одну семью на Печору, а другую в Томскую область.
http://www.sakharov-center.ru/...mp;page=22
Зюзин П.Ф. Я сеял хлеб... - В. Пышма: Б. и., 1999. - 197 с.: портр., ил. (фрагмент)
1930 г.
Во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет
Мы, жены присужденных переселенцев Борисоглебского, Камышинского и Усманского округов, привезены поездом под конвоем со своими семействами более четырех тысяч человек на станцию Харовскую Вологодского округа.
Мы, дети, нетрудоспособные-инвалиды, выселены из вагонов, размещены в лесу в бараках, сделанных зимой из слег простым крестьянским шалашом, покрыт раструской соломы с навалом земли два вершка, (около 35м-С.Г.) длины и 24 аршина ширины понизу, размещены с вещами 180 человек (В каждом шалаше-С.Г.).
Мужья наши, часть из них красноармейцы, без остановки угнаны на работу неизвестно куда.
В бараках от сырого леса, крытого землей, земляного пола, многолюдия получается невыносимая атмосфера, от чего начинают умирать дети. Плохо чувствуют себя взрослые. С наступлением осенних дождей бараки, построенные, как решето, крытые землей, должны потечь, мы с детьми и вещами должны погибнуть. Просим ВЦИК обратить внимание на наше несправедливое переселение и не дать нам погибнуть в скотских помещениях, а сделайте проверку нашего раскулачивания и выселения нашей местной властью в такие бараки и кому следует отменить раскулачивание. Просим ответа. Станция Харовская, переселенцам.
Жены переселенки
Борисоглебовского, Камышинского
и Усмановского округов.
Кто-нибудь слышал о лагере на станция Харовская, Вологодской области?
(Сообщение отредактировал gavrilovs 15 мая 2005 20:35)