Варвара Николаевна АсенковаВарвара Николаевна Асенкова (1817-1841)
русская актриса, блиставшая на подмостках императорского Александрийского театра в Петербурге. Она проработала в театре всего 7 лет, заболела туберкулезом и ушла из жизни в 24 года. Многие обстоятельства ее жизни не дошли до нашего времени. Известно, что актерскому мастерству она училась под руководством актера Александрийского театра И. И. Сосницкого. 21 января 1835 г. с успехом дебютировала на сцене Александрийского театра в водевильных ролях Роксоланы («Сулейман ИИ, или Три султанши» Ш. С. Фавора) и Мины («Лорнет» Э. Скриба). Эти роли закрепили за Асенковой звание водевильной актрисы и определили ее манеру и амплуа. Обладая замечательными внешними данными, обаянием, выразительным голосом, Асенкова блистала в ролях молоденьких героинь и водевильных травести в так называемых «ролях с переодеванием». Много и серьезно работая над ролями, актриса играла роли с исключительным мастерством и изяществом. Современникам казалось, что ей достаточно выйти на сцену и улыбнуться, спеть водевильный куплет своим обаятельным голосом, - и ей обеспечен успех, какого другие артисты не могли бы добиться годами упорного труда.
Лучшими были роли молодых людей и мальчиков-подростков. Стройная, худенькая, она хорошо смотрелась в мужских костюмах и замечательно играла мужские роли.
Асенкова проявила себя и как замечательная комедийная актриса, когда комедия только зарождалась и не было еще никаких исполнительских традиций. Она была первой исполнительницей главных ролей в пьесах Грибоедова «Горе от ума» и Гоголя «Ревизор». Она же стала и первой исполнительницей роли в русской классике - играла дочь мельника в пушкинской «Русалке». Играла она и в драмах современных ей писателей. В исполнении драматических и трагических ролей Варвара Асенкова также не знала соперниц на русской сцене.
У Варвары Асенковой было множество почитателей. У дома на Невском проспекте, где она снимала квартиру, постоянно дежурила толпа. Куда бы она ни отправлялась, поклонники всегда оказывались тут как тут. Некоторые вскакивали на подножку кареты, усаживались рядом с кучером. Летом эскорт офицеров верхом сопровождал предмет всеобщего обожания во время загородных прогулок. Кого-то из-за нее отправляли на гауптвахту, кто-то стрелялся из-за нее на дуэли. Каждый день - охапки цветов и пачки писем с объяснениями в любви.
Асенкова отказывала всем, потому что, выйдя замуж, она должна была бы покинуть сцену. Некоторые, обидевшись, прибегали к мщению. Какой-то купчишка додумался до того, что скупил билеты в первый ряд партера, усадил там сплошь лысых толстяков и, вызвав этим хохот в зале, сорвал спектакль. Другой воздыхатель прислал письмо с угрозами и вскоре действительно бросил в ее карету зажженую шутиху, которая не взорвалась лишь по счастливому случаю.
Многие передовые деятели культуры того времени, например, молодые тогда В. Белинский, Н. Некрасов, высоко ценили талант актрисы, ей посвящались статьи и стихотворения, специально для нее писали пьесы. Варвара Асенкова несла на себе почти весь водевильный репертуар Александрийского театра. Последний раз она вышла на сцену 16 февраля 1841 г. Слабое здоровье и тяжелейшая работа спровоцировали заболевание чахоткой и раннюю смерть.
Н. Некрасов писал, что ее похороны напоминали похороны А. С. Пушкина. Русские газеты и журналы время от времени посвящали ей статьи и заметки, напоминая новым поколениям любителей театра о ярком служении русской сцене молодой актрисы. В1853 г. Н. Некрасов написал стихотворение «Памяти Асенковой»:
Кумир моих счастливых дней,
Любимый и желанный,
Мне не забыть судьбы твоей
Таинственной и странной...
Варвара Николаевна Асенкова осталась самой загадочной актрисой русского театра.
Злой рок не пощадил даже прах первой великой русской актрисы: во время блокады ее могила в некрополе Александро-Невской лавры была уничтожена прямым попаданием дальнобойного снаряда.
Статья
Спасибо большое за статью !!!!