Аношинские чтения : материалы I Межрегиональной научно-практической конференции (р. п. Большеречье Омской области, 12–13 октября 2016 г.) / гл. ред. Т. Н. Золотова, отв. ред. И. А. Селезнева, Г. М. Патрушева, О. Н. Шелегина. – Омск : Издательский дом «Наука», 2017. – 322 с.
ISBN 978-5-98806-234-9
В сборник «Аношинские чтения» вошли материалы I Межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся 12–13 октября 2016 г. в р. п. Большеречье Омской области. Авторами статей рассматриваются вопросы изучения, сохранения и презентации историко-культурного наследия Сибирского региона, использования краеведческих материалов в образовательном процессе и в воспитательной работе.
https://heritage-institute.ru/...rencii.pdfСОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово к участникам конференции главы Большереченского муниципального района В. И. Майстепанова ........................................................................... 13
I Межрегиональная научно-практическая конференция «Аношинские чтения» ....................................................................... 17
ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНААльжанова Х. Б. Представление о красоте в культуре казахов аула Каразюк на современном этапе ........................................................22
Амосова Л. А. Особенности празднования Масленицы в Большеречье .................................................................................... 27
Ахметова Б. Ж. Представление о дороге в современной культуре казахов аула Каразюк.........................................................................32
Генова Н. М. Народное творчество и мастерство как факторы формирования личности....................................................................36
Гизиева К. Ю. Планиграфия городских кладбищ Тоболо-Иртышского региона..........................................................................40
Горелова Ю. Р. Наследие территории как ресурс развития культурного туризма ..........................................................................48
Гулько А. Д. Перспективы развития историко-культурного музея-заповедника «Старина Сибирская».......................................53
Ермалюк А. Е. Памятники Саргатской культуры и проблемы их изучения (по материалам В. А. Могильникова).........................63
Золотова Т. Н. Этнотуризм: мировые практики и опыт Омского региона.................................................................................74
Иванова Л. А. Калачи «на блюдцах» (реконструкция экспедиционного материала) ............................................................ 87
Крих А. А. Купцы Калижниковы: социальное происхождение и генеалогические связи (XVII – начало XX веков)....................... 91
Курмашева А. А., Аманжолова А. Орнамент в одежде казахов аула Каразюк на современном этапе ................................................ 97
Майничева А. Ю. Проблемы реконструкции сибирских острогов xvii–xviii веков в аспекте нейрометодологии............................103
Поляков О. Г. Фольклорно-этнографические материалы в современной фиксации................................................................. 107
Полякова Е. А. Коммуникативная деятельность церковных музеев Западной Сибири.................................................................110
Ренге Н. П. Большой сибирский тракт – дорога сквозь века ....... 118
Сафаров М. Ю. Деятельность и «самодеятельность» в истории краеведческих исследований археологии лесостепного Прииртышья ..................................................................................... 123
Пермяков Р. Н. Освоение территории современного большереченского района. Возникновение первых русских поселений .........................................................................................128
Селезнева И. А. Научно-популярные мероприятия как форма актуализации культурного наследия ..............................................133
Татауров С. Ф. Заборы и ограды в Таре в XVII–XVIII веках ..........................................................................138
Тихомиров К. Н. Исследование археологического наследия предков сибирских татар (по материалам раскопок начала XXI в. в Омской области) ...................................................142
Тихонов С. С. Три этапа изучения археологических памятников Большереченского района ...............................................................148
Томилов Н. А. Историки и культурологи: вклад в стабильное развитие России ...............................................................................154
Туякбаева А. Х. Традиции дарения в свадебной обрядности казахов аула Каразюк на современном этапе ................................ 161
Усепян Л. Х., Гаркуша Д. Д. Проекты сибирского архитектора А. Д. Крячкова для Кузнецкого региона.........................................166
Хилько Н. Ф. Методология изучения городского культурного ландшафта: структура и показатели состояния развития ............................................................................................174
КРАЕВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СИБИРИАдам Я. В. Деятельность Горьковского историко-краеведческого музея..................................................................................................180
Антипова О. А. Проект школьного музея «Память поколений» Русановской общеобразовательной школы: итоги реализации...186
Вайнерман В. С. О новых возможностях Омского литературного музея в меняющемся мире.....................................192
Глушкова П. В. Формы и методы актуализации календарной обрядности шорцев на базе музея ..................................................196
Гуселетова Т. В. Художественный музей и дошкольники ...........202
Дербуш О. Н., Леонова Е. В. Знамена XIX – начала XX веков в коллекции омского государственного историко-краеведческого музея.................................................................................................. 207
Дербуш О. Н. Коллекция платков в собрании Омского государственного историко-краеведческого музея.......................212
Диянова А. М. Муниципальный проект образовательного туризма «Интересная сельская школа» как инновационная технология туристического развития Нововаршавского района Омской области ................................................................................ 217
Диянова А. М., Бекенова А. Н. Театрализованная экскурсия как технология представления событий Великой Отечественной войны (на примере опыта музея Дробышевской школы Нововаршавского района)...............................................................222
Диянова А. М., Шульженко М. В. Социальное партнерство музея бобринской школы нововаршавского района как инструмент
сохранения сельской укладности ................................................... 227
Кузнецова И. А. Краеведение – путь познания своей Родины.....232
Лузянина Г. Е. Художественно-выставочные проекты музея «Либеров-центр» ..............................................................................235
Мамалимова Е. М. Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся...................................................................... 241
Махнанова И. А. Актуализация наследия Б. Г. Пантелеймонова: опыт музейного сотрудничества.....................................................246
Митрофанова Е. А. Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности ........................249
Патрушева Г. М. Подготовка музеологов в государственном университете им. Ф. М. Достоевского: опыт сотрудничества с научными и музейными учреждениями Омского региона........253
Переладова Ю. А. Большереченский дендропарк и Батаковская пойма как единый экспозиционный ресурс...................................258
Пресяжнюк А. Н. Народная игра как средство воспитания школьников.......................................................................................262
Новикова Е. В. Василий Семенович Аношин – основатель краеведческого музея в Большеречье.............................................266
Новикова Е. В., Притыкина П. Е. «Больше писать мне мешали бои…».................................................................................272
Рябикова Г. Д. Сохранение историко-культурного наследия родного края в системе дополнительного образования школьников.......................................................................................279
Сивоченко Л. В. Краевед Владимир Мешков. Топонимический словарь Большереченского района .................................................285
Стретенцева И. Ю. Школьный музей как центр патриотического воспитания школьников.....................................288
Тимофеева Т. П. Школьный музей как средство развития творческих способностей учащихся ..............................................292
Усепян Л. Х., Усепян Э. Х. Произведения заслуженного художника, скульптора В. В. Телишева в музейных собраниях и коллекциях Новосибирска ........................................................... 295
Шелегина О. Н. Алгоритм создания и развития музеев-заповедников в Сибирском регионе ...............................................302
Шелковникова Л. В., Смертина Е. Л. «Родной край в дымке легенд». Краеведческая лаборатория в учреждении дополнительного образования ........................................................ 307
Сведения об авторах ........................................................................ 311