⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
ШКОЛЫ советского периода, ОБЩИЕ ВОПРОСЫ по школьному обучению в советское время.
|
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Вперед → Модераторы: valcha, coika |
natalja Умерла 17 октября 2016 года. Светлая память! Владивосток,город у моря Сообщений: 954 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 262 | Законы о средней и начальной школе. 1917-1918 гг. http://museumreforms.ru/node/13730 Законы о начальных и средних школах. 1930-1936 гг. http://museumreforms.ru/node/13996 Из истории становления советского школьного образования https://fremus.narod.ru/schoolhst.html 1918 г. Согласно декрету, принятому 20 января 1918 г. Советом народных комиссаров (далее СНК) «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковноприходская школа была преобразована в 1919 г. в школу первой ступени. Это была начальная школа с пятилетним сроком обучения (с 1923 г. - с 4-х летним), Сделать всех грамотными - такова была задача школы I-ой ступени. Реорганизована позднее в начальную школу. ь обучение на родном языке, при этом, с целью культурного сближения и развития классовой солидарности ввести обязательное изучение языка большинства данной области. 1921 г. С целью ускоренной подготовки квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта, создаются специальные 4-годичные школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В учебные планы ФЗУ помимо широкого круга предметов общешкольного образования включались и специальные предметы. Опыт ФЗУ позднее был использован при создании школ трудовых резервов. В сельской местности, начиная с 1923 года, по аналогии с ФЗУ стали возникать школы крестьянской молодёжи (ШКМ), с 1930 г. переименованные в школы колхозной молодёжи. Это были специальные школы с трёхгодичным сроком обучения.. 1923 г. Сформирована первая структура школьного образования в единой трудовой школе, закреплённая декретом СНК РСФСР от 18 декабря 1923 года в "Уставе единой трудовой школы". В единой трудовой школе обучаются совместно дети обоих полов. Школа состояла из двух ступеней и девяти групп (классов). В первую (самую младшую) группу школы 1-й ступени принимались без испытаний дети восьмилетнего возраста. В остальные группы правила приёма-перехода определялись особыми положениями, утверждаемыми Народным Комиссариатом Просвещения. Единая трудовая школа разделялась на две ступени: 1) школа 1-й ступени для детей от 8-и до 12 лет включительно, содержала четыре возрастных группы (класса) и 2) школа 2-й ступени для детей от 12 до 17 лет включительно, содержала пять возрастных групп (классов) учащихся. При этом "школа 2-й ступени должна включать в себя два законченных концентра: первый обнимает первые три года обучения (до 7-го класса); второй - два последних года обучения (8-9 классы)." С 1932 года в школе появляется дополнительная старшая группа (или 10-й класс). 1926 г. Пересмотрено "Положение о семилетних школах в городах и фабрично-заводских посёлках". Перед этими школами поставлена новая цель - помимо полного объёма общеобразовательных знаний, "дать учащимся не только понимание процессов производства, но и некоторые технические умения". Такие школы получили название фабрично-заводских семилеток (ФЗС). Структура школьного образования Единой Трудовой Школы первой и второй ступени, в связке с семилетними ШКМ-ФЗС просуществовала без изменений до начала 30-х годов. С начала 1932/33 разделение семилетних школ на ФЗС и ШКМ было упразднено. 1930 г. Введено всеобщее обязательное начальное обучение всех детей в возрасте 8—10 лет (а также всех переростков 11-15 лет, не прошедших курса начальной школы). В городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — введено всеобщее обязательное 7-летнее обучение (постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 г.). При этом полная средняя школа была девятилетней. Десятый класс добавляется к средней школе согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме начальной и средней школы», когда срок обучения был увеличен до десятилетнего. 1934 г. Закреплена новая, обновлённая структура советской начальной и средней школы: - существующую при некоторых школах нулевую группу для детей 7-летнего возраста переименовать в приготовительный класс. - начальная школа (классы с 1 по 4 включительно). В 1-й класс принимали детей с восьмилетнего возраста. - неполная средняя школа (классы с 1 по 7 включительно), - средняя школа (классы с 1 по 10 включительно) Установить, что окончившие неполную среднюю школу имеют право преимущественного поступления в техникумы, а окончившие среднюю школу имеют право преимущественного поступления в высшие учебные заведения. 1940 г. «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий» введена плата за обучение для всех учащихся 8-10 классов средних школ, студентов вузов, техникумов и училищ. (отменена в 1956 году). При этом обязательное гарантированное семилетнее образование оставалось бесплатным. 2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год." 1948 г. Утверждён и принят первый вариант обязательной школьной формы. 1954 г. Возвращение к совместному обучению мальчиков и девочек. 1956 г. Отменена временная плата за обучение в старших классах общеобразовательной средней школы, установленная 16 лет назад. |
Терсинец г. Санкт-Петербург, г. Пушкин Сообщений: 14888 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 25777 | pnh написал: Хочу попытаться найти его личное дело по месту учебы. Личное дело учащегося Вы вряд ли найдёте. Даже если оно и было, то срок хранения для таких документов - 25 лет. |
hgv Харьков. обл. Сообщений: 1047 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 969 | УДК 94(477) «1941/1944» ЕРАСТОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА ГЕНЕРАЛЬНОГО ОКРУГА «ДНЕПРОПЕТРОВСК» Н.Я.ГАНДРАБУРА, соискатель кафедры истории Украины, Криворожский государственный педагогический университет (Украина) Исследование содержания и последствий образовательной политики нацистской Германии в Украине (1941-1944 гг.) требует более глубокого осмысления. Эта тематика освещается в ряде современных отечественных исследований, в которых раскрываются отдельные аспекты политики оккупационных органов власти в отношении детей, подростков и молодежи в оккупированной Украине в годы Второй мировой войны. В частности, следует назвать научные статьи В.в. Ленской [1], С. В. Бутищенко [2], В. К. Клец [3], В. О. Шайкан [4], С. В. Могилюк [5]. Среди таких и диссертации Г. М. голыша [6], О. В. Потильчака [7], Н.В. Шевченко [8]. В этих трудах отечественные ученые как комплексно, так и на региональном уровне исследуют мероприятия немецкой оккупационной власти по внедрению и дальнейшему функционированию профессиональных школ, их характер и направление. В годы Второй мировой войны с оккупацией украинских земель нацисты столкнулись с острой нехваткой специалистов, в частности, в области сельского хозяйства. Поэтому не случайно они вынуждены были возобновить работу некоторых специальных учебных заведений, в том числе и профессионально-технических школ, для подготовки специалистов младшего звена для села. В данном случае речь шла не только о повышении квалификации или подготовку специалистов, но и для обеспечения аграрного сектора дополнительной дешевой рабочей силой. Оккупационная власть генерального округа «Днепропетровск» также планировала начать обучение в сельскохозяйственных школах. Занимался этим делом Главный отдел продовольствия и сельского хозяйства Днепропетровского генерального комиссариата. Он получил учебные планы, разработаны специально для сельскохозяйственных школ всего рейхскомиссариата «Украина» на 1942 – 1943 н.г. Продолжительность обучения в них устанавливалась согласно плана: две зимы по 20 недель (40 недель), каждую неделю 30 часов обучения и 20 часов упражнений и практического обучения (См. таблицу № ). В то же время, учебный план был утвержден и для заключительного курса специальных сельскохозяйственных школ (бывших техникумов). Обучение в них должно было длиться 18 недель, еженедельно-30 часов обучения (до обеда) и 20 часов практических работ (труд на опытных участках – авт.), обследование и Т. И. (после обеда) [9, арк. 16]. Введенные нацистами учебные планы говорят о том, что полученные учениками знания имели сугубо узкопрофильный характер. Их содержание было ограничено регламентацией оккупационных органов власти. Оккупанты следили за четким соблюдением распоряжений, которые они предоставляли сельскохозяйственным школам. Кроме того, по сорокатижневий учебный период ученики обязаны были отработать на опытных участках 800 часов, а студенты заключительного курса, который был рассчитан на вісімнадцятитижневе обучения – 360 часов. Оккупанты открывали сельскохозяйственные профессиональные школы в основном на базе довоенных, которые имели соответствующую материальную базу и преподавателей. В частности, на территории Генеральной округа «Днепропетровск» оккупационными властями была открыта Эрастовская сельскохозяйственная школа. Так, в сентябре 1942 года Пятихатский гебітскомісар направил высшему руководству документальный отчет «LandwirtschaftlichesSchul – undAusbildungswesen» («Сельскохозяйственная школа и система обучения» – авт.). В целом, он положительно оценивал Ерастівську агрошкола: предоставлял характеристику состояния зданий, учебной базы (которая включала 349 га. земли), обосновывал возможности приема на обучение около 500 студентов, писал о существовании необходимых хозяйственных зданий и общежития на 200 мест, а также больницы и даже кино. Напоследок, в отчете Пятихатский гебитскомиссар отметил следующее: "лично я очень заинтересован в наиболее актуальной задаче в области образования по подготовке агрономов". Поэтому в 1942-1943 учебном году на базе Эрастовской сельскохозяйственной школы действовало 4 курсы и обучалось 176 человек (72% юношей и 28% девушек) (см. таблица №3 – Н.Г.) [10,арк.96, арк. 111-116]. Такое гендерное неравенство было вызвано выполнением местной оккупационной властью «Временных директив для создания системы школьного образования в рейхскомиссариате «Украина»» от 15 августа 1942.. Этими директивными наставлениями Э. Кох обязал местную оккупационную власть соблюдать следующее правило: количество юношей относительно количества девушек должно было составлять примерно 3: 1 [11, с. 241]. Довольно значительный отрезок времени ученики сельскохозяйственных школ генеральной округа «Днепропетровск» работали на полях. В весенне-осенний период они занимались непосредственно посевом, обработкой и сбором урожая яровых, бобовых и овощей на исследовательских полях или садоводством и виноградарством на селекционных участках. Так, в частности, весной 1943 г. Эрастовский агрономическая школа обработала и засеяла около 139 га. земли: ученики посеяли 80 га. яровых зерновых, 2 га. гороха, 9.8 га. кукурузы, 24.5 га. подсолнечника и 0.6 га. конопли и посадили 14.8 га. картофеля, 1.4 га. капусты, 1.6 га. помидоров, 1 га. огурцов, 0.40 га. лука, 0.5 га. кормовой свеклы и 2 га. тыкв. Работали ученики и в пришкольном саду, они вспахали 10 га. земли, окопали деревья на площади 15 га. и обработали химикатами от вредителей 7 га. сада [12, арк. 5, арк. 4]. Итак, учитывая то, что в Эрастовской агрошколе училось 176 ученика, то, соответственно, на одного ученика приходилось около 0.8 га. земли. Поэтому, на основе утвержденного оккупационными властями учебного плана для агрономических школ генеральной округа «Днепропетровск» на 1942-1943 н. г. нами было подсчитано, что каждый ученик Эрастовской агрономической школы в течение учебного года должен был отработать 780 часов: на сельскохозяйственных работах, ведение бухгалтерии и обследования хозяйств. Работая на «опытных участках» ученики сельскохозяйственной школы в течение 1942-1943 г.г. обязаны были обеспечивать как нужды школы, так и сдавать в обязательном порядке собственноручно выращенную сельскохозяйственную продукцию в перерабатывающих и заготовительных организаций. Например, в частности, Саксаганский мельница получил в 1942 г. из урожая, выращенного Ерастівською сельскохозяйственной школой, 66.6 т. семена подсолнечника, Лозоватском опорный пункт – 3.5 ц. овса, а к П'ятихатської райпотребсоюза поступило 5.6 ц. ячменя, 2.4 ц. овса и 1.5 т. зерна кукурузы. В общем же, весной 1942 г. Эрастовский агрошкола сдала в различные организации 1.96 т. ячменя, 1.93 т. овса, 1.6 т. зерна кукурузы, 0.5 ц. проса и 66.68 т. подсолнечника [12, арк. 3 оборот]. Итак, к производственной сфере на селе оккупанты привлекали и учебные заведения. Открывая, в частности, Ерастівську сельскохозяйственную школу они заботились не только об обеспечении аграрного сектора соответствующими специалистами, но и о привлечении учащихся школ к труду на полях и фермах. При этом, школа получала соответствующий план сельскохозяйственных работ, который ученики должны были стопроцентно выполнять, а продукцию сдавать в закрома Третьего рейха. Литература 1. Ленская В.В. Фашистская школьная политика на оккупированной территории Украины // Украинский исторический журнал. - 1990. - №10-С. 81-86 – 2. Бутіщенко С.В. Средние специальные учебные заведения Украины в годы Второй мировой войны (1939-1941 гг.) / С.В.Бутіщенко // Материалы международной научной конференции [«50-летие победы над фашизмом: последствия и уроки][м.Киев, 4-5 мая 1995 г.] – К.:УГПУ им. М.П.Драгоманова, 1995. – ч.2. – С. 95 – 99. 3. Клец В.К. Оккупационный режим и организация работы учебных заведений Днепропетровской области в период Второй мировой войны (1941-1945гг.) / / Приднепровский историко-краеведческий сборник. Вып. 1: Материалипершоимижрегион.ист.краєзнав.конф. (8-9 жовт. 1998г. м. Днепропетровск).–Днепропетровск, 1998.– C. 290-295. 4. Шайкан В.А. Украинское образование в эпоху гитлеровской оккупации как средство идеологического противостояния // Страницы военной истории Украины: Сб. статей / Валерий Александрович Шайкан. – К.: Инст. Истории Украины НАН Украины, 2008 – - с. 211-217. 5. Могилюк С. В. Средне-профессиональное образование Днепропетровщины: приоритетные направления и этапы становления во время немецкой оккупации (1941-1943) / С.В. Могилюк // История в школе. – 2011. - № 11-12. – С.11 – 14.]. 6. Голыш Г. М. В водовороте войны. Положение несовершеннолетних граждан Украины в 1941-1945 гг. – Черкассы, 2005. – 323 с. 7. Потильчак О. В. эксплуатация трудовых ресурсов Украины гитлеровской Германией в годы оккупации: дис. канд. Ист. наук: 07.00.01 / Потильчак Александр Валентинович. – К., 1999. – 205 с. 8. Шевченко Н.В. Деятельность национальных культурно-образовательных учреждений юга Украины в период немецко-румынской оккупации 1941 – 1944 гг.: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. ист. наук: 07.00.01 «История Украины». - Николаев, 2010 – - 19 С. 9. Государственный архив Днепропетровской области (далее – ДАДО). - Ф. Р. - 2281, Оп. 1, С. 13. 10. ДАДО. - Ф. Р – - 2281, Оп.1, С. 17. 11. Єржабкова Бы. Школьное дело и школьная политика в рейхскомиссариате «Украина» (1941 – 1944) в свете немецких документов. - К., 2008. - С. 241. 12. ДАДО. – Ф.Р. - 3407, Оп. 1, С.2. |
AlexeyIgn Сообщений: 730 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 608 | appg, какую информацию Вы ищете? |
coika Модератор раздела Москва Сообщений: 4796 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 14385 | appg написал: В какой архив мне обращаться? В областной?? Скорее всего в районный Подольский... им можно позвонить и спросить ![]() |
Vassveta Сообщений: 546 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 272 | AlexeyIgn написал: appg, какую информацию Вы ищете? В ЦАМО по Подолькому району посмотрите. В Волоколамском школы и списки сотрудников встречались |
Gallina13 Россия Сообщений: 250 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 222 | История школы села Усть-Серта (в сокращении) на сайте http://ust-serta-schoo.ucoz.ru/index/istorija_shkoly/0-7 МБОУ "Усть - Сертинская СОШ" Все данные собраны Тимофеевым Дмитрием Ивановичем при работе в архивах г. Томска, г. Новосибирска, опросу старожилов (1888 - 2008) Цитата:"Заслуга в этом Ломаева Николая Матвеевича и Болдина. Они же изучали историю села. При Ломаеве была организована ШКМ (Школа Рабочей Молодежи) Из воспоминаний Дейнеко Алексея Савельевича, первый выпускник ШКМ: «В школу пошел с восьми лет, окончил в 1934 году ШКМ, участник войны, ранен, в 1943 году назначен военруком в Усть-Сертинскую школу»." Цитата: "( из воспоминаний Назиной-Мурашкиной Т.М) Наша школа называлась «ШКМ» (школа колхозной молодёжи). Позже стала называться Усть-Сертинская неполная средняя школа. Располагалась школа в определённых домах богатых хозяев. В первом классе я училась в доме Лапкиных. Учеников в классе было много, учительницу звали ... ![]() Далее: имя, отчество, фамилия моей бабушки… ![]() Кроме этого, ученица моей бабушки стала учителем... https://ok.ru/group/5043007094...1587572367 На фотографии - учитель Усть-Сертинской школы Мурашкина Татьяна Макаровна. Хотелось бы узнать больше о ней, и ее одноклассниках в ШКМ... |
Gallina13 Россия Сообщений: 250 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 222 | В государственном каталоге под номером 14120754 имеется книга Таисии Яковлевны Шумаковой «Усть-Серта деревенька моя». 2011г. Местонахождение: муниципальное бюджетное учреждение культуры "Чебулинский районный краеведческий музей" "В 1888 году в селе Усть-Серта в помещении церковной сторожки была открыта первая церковно-приходская начальная школа, в которой обучались 60 мальчиков и девочек". |
Gallina13 Россия Сообщений: 250 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 222 | "В четвёртом классе нас два 4-х класса соединили, и учила нас Антонина Ивановна Шумакова". В 40-50 годы в школе работали: |
Gallina13 Россия Сообщений: 250 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 222 | Архивный отдел администрации Чебулинского муниципального района http://kuzbassarchives.ru/municipal-archives.php Фонд № 31. Отдел народного образования Чебулинского райисполкома https://alertino.com/ru/260540 Районный отдел образования администрации Чебулинского района существует с 21.03.67 года Но по архивным документам г.Томска на 01.01.1893 года в списке церковно-приходских школ и школ грамоты Томской губернии есть сведения о том, что в Усть-Сертинский церковно-приходской числилось 22 мальчика и I девочка. В 1900 году открыта 2-х годичная школа. В 1911 году в школе уже работают 3 учителя. В числе первых учеников была Есина Таисия Павловна, проработавшая затем 38 лет учительницей начальных классов в с. Верх-Чебула, которой было присвоено звание "Отличник народного образования". http://музей-чебула.рф/экспозиция-школьные-годы-чудесные/ ![]() В 1924 году открыта уже 7-ми-летняя школа. В 1932 году - школа старших классов ( ШКМ - школа крестьянской молодежи), где в 5-6 классах учились 20-летние юноши и девушки. В 1935 году учителей в районе уже - 114, учащихся в начальных классах - 2730, всего учащихся - 4400 человек. После образования отдела, в районе началось строительство и открытие школ - средних, неполных средних и начальных. В архивном отделе на хранении находится 128 дел за 1954-1980 годы. В областной государственный архив документы на хранение не передавались ![]() |
IvanRybakov Участник Москва Сообщений: 70 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 16 | Добрый день, Отец закончил Среднюю общеобразовательную школу с производственным обучением №407 Калининского района г. Москвы в 1969 году. Подскажите адрес сегодня, или современный номер школы? |
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Вперед → Модераторы: valcha, coika |
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Учебные заведения » Школы » Школы советского периода и далее » ШКОЛЫ советского периода, ОБЩИЕ ВОПРОСЫ [тема №32939] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |