Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Genotek ADs
Вниз ⇊

Бароны СПЕНГЛЕР


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 79 80 81 82 83 * 84 Вперед →
Модератор: balabolka
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8551
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2494
Округа путей сообщения
ОКРУГА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ОПС), адм.-тер. образования для упр-ния транспортом. В 1809 в связи с отставанием путей сообщения от потребностей внутр. и внеш. перевозок Александр I реформировал упр-ние отраслью. 2 подразделения Мин-ва путей сообщения (МПС) – Экспедиция водяных сообщений и Экспедиция устроения дорог – были объединены в Упр-ние водяными и сухопут. сообщениями (с 1810 – Гл. упр-ние путей сообщения, ГУПС). Ему поручались все коммуникации гос. значения. ГУПС находилось в Твери, его возглавляли гл. директор и совет. При гл. директоре состояла экспедиция, в к-рую входило 3 разряда (отд-ния); из них сухопут. дорогами занималось 2-е. В подчинении ГУПС оказались 10 ОПС, охватывавших всю Россию. Созданный в Сибири 10-й ОПС в 1822 упразднили в связи с новой орг-цией адм. упр-ния краем. Водные пути Сибири формально перешли в ведение мест. адм. органов, а фактически остались безнадзорными. Сибирский окр. восстановили в 1895. Кроме того, в 1900 появилось Упр-ние водными путями Амурского бас.

Округом путей сообщения руководило правление во главе с начальником. Ведомств. флаг начальника ОПС – белый с синими топором и якорем (флаг имел 2 косицы). Решения, единогласно принятые чл. общего присутствия, подписывались начальником ОПС и делопроизводителем, после чего становились обязательными для всех работников ОПС, судовладельцев, а также частн. лиц и гос. учреждений. Чтобы побудить членов правления к ответств. действиям, им запрещалось отменять собств. решения, – это могло сделать только ГУПС.

В ведении ОПС находились сан. надзор, полиц. служба и судоход. инспекторы, осуществлявшие контроль над выполнением правил движения флота. Охрану путей сообщения и надзор за их исправностью поручили спец. окружным полиц. командам, находившимся в подчинении окр. начальников. Линейными орг-циями ОПС являлись отд-ния, дистанции, инспекц. и техн. уч-ки. Особое место занимали навигационно-описные комиссии, на к-рые возлагались обязанности по изучению топографии и гидрологии речных бассейнов. Они же собирали сведения о хар-ре перевозимых грузов и загрузке судов, о перевозке пассажиров, занимались др. вопросами, относящимися к орг-ции путевого хоз-ва (наличие мест. строит. материалов, возможность найма раб. силы для флота и строит. работ, наличие мельниц и фабрик, пользующихся водой из рек). Информация о состоянии пути (уровни воды, габариты пути, расстановка техн. средств и т. п.) от навигац.-описных комиссий ежедневно поступала в техн. отдел Департамента водяных и шоссейных путей сообщения, а затем рассылалась по ОПС. С 1897 печатались «Дополнения к телеграфным сообщениям», с 1913 – «Известия округа путей сообщения». С 28 июня 1913 «Известия» публиковали штормовые предупреждения Гл. физической обсерватории.

Важнейшим направлением деят-ти ОПС во 2-й пол. XIX – нач. XX в. стало ж.-д. стр-во. Под рук-вом П.П. Мельникова, 1-го министра путей сообщения России, МПС разработало перспектив. программу развития сети ж. д. Общая протяж. сети должна была составить 4816,7 км. По этим планам к 1871 построили 8125,3 км. К 1900 ж.-д. сеть России составила 44,9 тыс. км, в 1913 – 58,5 тыс. км.

Полномочия ГУПС неоднократно менялись на протяжении XIX в. в связи с внутр. реорганизациями упр-ния и обособлением доп. департаментов в составе МПС. В 1832 в ведение ГУПС из Мин-ва внутр. дел перешла вся строит. часть, связ. с постройкой «публичных зданий» и заведованием ими. С этого времени ГУПС получило наименование Гл. управления путей сообщения и публичных зданий (ГУПСПЗ). В 1839–42 в составе МПС возникло неск. новых департаментов, в т. ч. департамент ж. д., возглавивший стр-во и эксплуатацию 1-й ж. д. в России. В 1842 создана телеграф. часть, преобраз. впоследствии в Телеграфное упр-ние. Кроме того, в структуре МПС появились Упр-ние строительства (1867), Упр-ние казенных железных дорог (1880), Инспекция железных дорог (1892).

После Окт. революции упр-ние ж.-д. транспортом на нек-рое время перешло к ж.-д. профсоюзу. Лишь к кон. 1918 сов. власть сумела создать вполне работоспособный и строго централизов. аппарат упр-ния всем ж.-д. хоз-вом. Упр-ния ж. д. как мест. органы Наркомата путей сообщения (НКПС) формировались в кач-ве экстерритор., т. е. не зависящих от мест. советов. В 1918 система ОПС возродилась (с сохранением упр-ний дорог). С 1920 мест. органы НКПС были представлены упр-ниями ОПС, линейными отделами, упр-ниями дорог, облводами и рупводами (на водном транспорте). С образованием СССР НКПС стал общесоюз. органом, объединявшим упр-ние железными дорогами, водным и автомоб. транспортом. Его мест. органами стали: на ж. д. – правления ж. д., ОПС; на водном транспорте – госпароходства, бассейновые упр-ния; на автомоб. транспорте – окружные упр-ния шоссейных и грунтовых дорог.

Лит.: Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М., 1994; Черняк В.З. История государственного и муниципального управления России. М., 2001.
https://bsk.nios.ru/encikloded...t217640622
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8551
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2494
....
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8551
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2494
Спенглер Евгений Николаевич

ЦГА МОСКВА ОХД после 1917
Фонд:
№ Р-408 , ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЭИ) НАРКОМАТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР; МОСКОВСКИЙ ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МТЭИ) МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР, Г. МОСКВА, 1948-1958, с 1948 по 1958

Опись №1, 1948
д. 184, Стенограмма лекций професорско-преподаватеьского состава, том 1Y Спенглер Е.Н. 17.10.1952 18л
д. 194 Стенограмма лекций професорско-преподаватеьского состава, том Х1Y Спенглер,
Грановский, Гуревич,Романов и др 23.03.195-08.05.1853 323л


Прикрепленный файл (спен Р-408 стеногр.docx, 711741 байт)
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8551
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2494
...
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8551
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2494
Д.Е. Клименко
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА УРАЛЕ
Монография Пермь 2011



3. РАБОТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИДРОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГГИ) ВО ВРЕМЯ ЭВАКУАЦИИ В СВЕРДЛОВСК

Освещаются вопросы работы Уральского отделения Государственного гидрологического института (ГГИ) в годы Великой Отечественной войны. Глава составлена на основании воспоминаний О.А. Спенглера (ГГИ) [25] и М.Ф.Нежиховского (УрУГМС) [10].

После начала Великой Отечественной войны ГГИ, как и ряд других организаций различных министерств и ведомств, стал готовиться к эвакуации на восток. В первые недели после начала войны все сотрудники института занимались отбором и упаковкой
книг и архивных материалов, которые могли понадобиться в эвакуации для оборонных и научных работ. При этом сотрудники
выполняли основную работу по обеспечению армии гидрометинформацией.
К 1927 г. в организационной структуре института значилось «Уральское отделение» (рис. 5). С началаэвакуации началось вынужденное функционирование этого отделения.27 июля 1941 г. [25]в г. Свердловск, выбранный местом эвакуации, выехал
первый эшелон сотрудников ГГИ и членов их семей (Г.Р. Бергман, Б.Д. Зайков, П.С. Кузин, М.И. Львович, Д.Л. Соколовский, В.В.
Уханов и др.) в четырех товарных вагонах. Начальником эшелона был В.А. Урываев, его заместителем А.А. Соколов
Эшелон прибыл в Свердловск в первых числах августа, и вскоре работа института началась на новом месте. Через месяц в
Свердловск прибыл второй эшелон института, который выезжал из Ленинграда водным путем на барже по Мариинской водной системе и, далее, по Волге и Каме до Перми, откуда путь в Свердловск продолжился по железной дороге. Эту группу, в которую
Рис. 5. Организационная схема ГГИ (1926 г.)- 30 - входили Г.И. Шамов, К.А. Зворыкин и др., возглавлял А.П.Доманицкий.
К концу августа фашистам удалось перерезать железную дорогу Москва–Ленинград и 8 сентября 1941 г. фашистское кольцо
вокруг Ленинграда по суше было сомкнуто. Началась блокада. К началу блокады в Ленинграде оставалась часть сотрудников
института. С конца ноября 1941 г. заработала ледовая Ладожская трасса – «Дорога Жизни». 20 февраля 1942 г. в Свердловск эвакуирована последняя группа сотрудников ГГИ (В.К. Давыдов, Н.Д. Антонов и др.). Последняя эвакуация проходила в тяжелейших условиях блокадного города, в морозы, по льду Ладожского озера. В Вологде скончались выехавшие из Ленинграда Н.Д. Антонов (от дистрофии) и В.К. Давыдов (от воспаления легких).
Первые дни пребывания в Свердловске сотрудники ГГИ были размещены в здании Горсовета, на проспекте Ленина 24а (рис. 6).
Ночевать приходилось на столах в рабочем помещении института (сотрудникам были выделены два больших зала).
С первых дней войны Свердловск был переполнен эвакуированными, поэтому найти квартиру, которую можно было бы
«уплотнить», было сложно. В рабочих помещениях В.А. Урываев оставался до самой ночи, проверяя отсутствие секретных карт и
материалов на столах сотрудников. Многие ветераны Уралгидромета, работавшие в годы войны в Свердловске, утверждают, что ряд
сотрудников ГГИ проживали в здании горсовета в течение всего периода эвакуации.
Из-за невозможности снять квартиру, Д.Л. Соколовский прожил с женой всю эвакуацию в гостинице «Большой Урал» (рис. 7),
где и подготовил монографию «Водные ресурсы рек промышленного Урала и методы их расчета». За исследования водных ресурсов
промышленного Урала он был удостоен Государственной премии.
В день сотрудникам ГГИ выдавали только 800 г хлеба. Оторванные от насиженных мест и не имеющие самого необходимого,
сотрудники под руководством В.А Урываева начали охотиться за городом. Для людей, проживавших в здании Горсовета, единственным источником существования была электрическая плитка, которую буквально носили под мышкой.
- 31 -

фото ДОМАНИЦКИЙ Анатолий Петрович
УХАНОВ Валериан Васильевич
СПЕНГЛЕР Олег Александрович
СОКОЛОВСКИЙ Даниил Львович
БРЕГМАН Григорий Рувимович
ЗАЙКОВ Борис Дмитриевич
УРЫВАЕВ Валериан Андреевич
СОКОЛОВ Алексей Александрович
ЛЬВОВИЧ Марк Исаакович
- 32 -

Вся гидрометеорологическая служба во время войны была военизирована (Уральское управление гидрометслужбы Красной
Армии, Государственный гидрологический институт и др.), в Свердловске многие ведущие сотрудники ГГИ (А.П. Доманицкий,
М.С. Протасьев, Е.П. Сенков, А.А. Соколов, В.В. Уханов) получили офицерские звания в соответствии с занимаемой должностью (в
основном, инженер-майора и инженер-капитана). О.А. Спенглер вспоминает: «Дежурный по Институту, при приходе начальника
Института инженер-майора В.А.Урываева (он стал начальником ГГИ в 1942 г.), отдавал ему рапорт как в воинской части.
Гидрологический институт стал одним из подразделений Свердловского гарнизона Уральского военного округа. В ГГИ был назначен комиссар Владимир Иванович Саврасов, но я как-то не помню его активной роли в жизни института».
Работа института проходила в Свердловске и на пяти полигонах за городом; в Перми размещалось складское помещение, куда были разгружены материальные ценности с баржи.
В здании Горисполкома была сосредоточена основная масса сотрудников, которые занимались работами по составлению справочных пособий по гидрологии для участков военных действий. Составляли справочники по гидрометеорологическим
условиям для отдельных листов карты Генерального штаба, выпускали специальные прогнозы для
Рис. 6. Здание Свердловского горсовета, место эвакуации сотрудников ГГИ
Рис. 7. Гостиница «Большой Урал», место проживания Д.Л. Соколовского

- 33 -

действующей армии, методику которых приходилось заново разрабатывать. В Свердловске было написано «Руководство по
составлению военных прогнозов» («Руководство четырех майоров», так как в его составлении участвовали инженер-майоры Урываев,
Львович, Проскуряков, и Доманицкий). Руководство напечатано не было.
Большинство справочников и пособий разрабатывались за пару месяцев, хотя в мирное время на это уходило не менее года.
Катастрофически не хватало бумаги, поэтому часто приходилось использовать поля газет и книг. «Стригли» даже поля полного собрания сочинений В.И. Ленина.
Работа ГГИ проходила в тесном сотрудничестве с Главной геофизической обсерваторией, эвакуированной в Свердлловск и
размещавшейся в здании Свердловского управления Гидрометслужбы на Лысой горе (рис. 8).
Во время эвакуации составлялись прогнозы проходимости снежного покрова танками. Из Свердловска во время войны в
зарубежную командировку (в США) с советской гидрологической делегацией выезжал М.И. Львович. Здесь же Б.Д. Зайков закончил свое исследование по стоку рек Европы, ставшего темой его докторской диссертации.
Заготовкой дров все сотрудники ГГИ занимались самостоятельно, в самые суровые морозы, когда устанавливались
хорошие дороги в лесу.
По воспоминаниям О.А. Спенглера, до конца 1943 г. в составе института работал морской отдел, который занимался работами по
водам суши: выпускал справочные издания, прогнозы режима морей и т.п. Морской отдел располагался в помещении Горисполкома. Среди сотрудников этого отдела были Н.И. Тарасов, Алексеев, С.Я. Щербак.
Рис. 8. Здание Свердловского управления гидрометслужбы на Лысой горе в 1941 г. (фото из
архива Музея гидрометслужбы Урала)

- 34 -

В 1943 г. было принято решение об организации Государственного океанографического института (ГОИНа), после чего сотрудники вновь организованного учреждения были направлены в Москву. Таким образом, возникновение ГОИНа (несколько формальное) произошло вдали от океанов и морей, на Урале.
В 1942 г. группа сотрудников ГГИ во главе с Г.Р. Брегманом была откомандирована в Москву в Центральный институт прогнозов
(ЦИП).
Вторым после Свердловска местом базирования сотрудников ГГИ стало с. Косулино (небольшой поселок торфяников к северу от
города). В нем разместились те, кому в городе не удалось найти жилье. В окрестностях города проводились полевые
экспериментальные исследования. В пос. Монетный проводились испытания проходимости танками болот при различной степени их
увлажненности, изучались специальные вопросы работы военной техники, связанные с гидрометеорологическими условиями.
Руководили этими работами Б.В. Проскуряков, А.П. Доманицкий, Н.Н. Петруничев. В пос. Коптяки, расположенном на южном берегу
Исетского оз., проводились испытания аэросаней на ледяном покрове озера.
27 января 1944 г. советские войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо. 900-дневная
блокада города закончилась. В жизни сотрудников ГГИ закончился период эвакуации на Урал
(конец главы)

...
**********************************
klimenko_d.e._ocherki_istorii_gidrologicheskih_issledovaniy_na_urale.pdf

Рис. 5. Организационная схема ГГИ (1926 г.)
Фотографии


Комментарий модератора:
Проект Списанные книги Москва
https://bibliogorod-knigi.mos.ru/

Бвли книги о воде Спенглер - поискать


Прикрепленный файл: статья  назв.jpgстатья схема.jpg, 73520 байтстатья фото.jpg, 77118 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8551
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2494
Олег Александрович Спенглер
http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000073/st001.shtml

Один из старейших гидрологов Советского Союза, во время своей почти полувековой научной деятельности в Государственном гидрологическом институте участвовал в самых различных гидрологических исследованиях и экспедициях: разрабатывал методику изучения снежного покрова, обобщал материалы по снежному покрову СССР, в том числе по собственным наблюдениям на казахстанской целине, исследовал процессы формирования весеннего половодья, изучал сроки вскрытия и замерзания рек, вел гидрологические исследования ледников Памира, разрабатывал методику прогнозов весеннего половодья, осуществлял работы по программе Международного гидрологического десятилетия. В книге "Слово о воде" он как бы подводит итог современным знаниям о природных водах и знакомит с наукой о воде - гидрологией.
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8551
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2494
Российская национальная библиотека, Сенатские ведомости. 1809-1917, 1915, выпуск №88

Императорскаго Московскаго Инженернаго Училища въ Московскій Институтъ инженеровъ путей сообщенія, званія инженера путей сообщенія;
въ Петроградскомъ Технологическомъ Институтѣ Императора Николая I, инженеръ-технологъ Иванъ Козловъ штатнымъ по Министерству инженеромъ VII класса и начальникомъ паровознаго отдѣла (старшій ревизоръ) службы тяги Сызрано-Вяземской жел. дор., съ 26 Апрѣля;
въ Кіевскомъ Политехническомъ Институтѣ Императора Александра II, инженеръ-технологъ Викторъ Золотовъ- штатнымъ по Министерству инженеромъ IX класса и завѣдывающимъ электрической станціей при главныхъ мастерскихъ Сызрано-Вяземской жел. дор.,
съ 5 Мая; въ Петроградскомъ Политехническомъ Институтѣ Императора Петра Великаго:
- инженеръ-металлургъ Дмитрій Губинъ и
- дѣйствительный студентъ Евгеній Спенглеръ
Губинъ-штатнымъ по Министерству инженеромъ VIII класса и инженеромъ для пріемки издѣлій и матеріаловъ на заводахъ,
съ 9 Мая и Спенглеръ- младшимъ помощникомъ дѣлопроизводителя эксплоатаціоннаго отдѣла Управленія желѣзныхъ дорогъ,
съ 17 Іюля; въ Бологовскомъ техническомъ желѣзнодорожномъ училищѣ, мѣщанинъ Николай Кильпіо- помощникомъ завѣдывающаго учебными мастерскими того же училища, съ 1 Августа.

Прикрепленный файл: СенВед 1915 н 88 Спенглер Е.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 79 80 81 82 83 * 84 Вперед →
Модератор: balabolka
Вверх ⇈